Круг общения вне школы

Обновлено: 05.07.2024

Мой ребенок (дочь) живет в полной семье. Есть младшая сестра. Отношение родителей (нас) абсолютно одинаковое, мы не выделяем кто лучше, кто хуже. Покупаем все всегда им поровну. Дети у нас погодки. Но характер их абсолютно разный. Старшая (11 лет) очень спокойная, ответственная, боится сделать что то не так, малоразговорчивая, скрытая, хмурая. Младшая (10 лет) наоборот "вырви глаз" - коммуникабельная, открытая, улыбчивая, к сестре относится с любовью. Дело в том, что ребенок со школы всегда приходит расстроенный, со 2 класса у нее есть подружка одна, с которой они общаются только в школе (т.к. живут в разных сторонах города). В третьем классе в их пару пристроилась еще одна девочка и получился треугольник, кто-то кого то зовет, а третий всегда остается один (90% этого третьего - это моя дочь). Она ни сказать ничего не может против, но и пойти за ними тоже не хочет пока ее не позовут. И так постоянно. Когда я ее спросила о страхах, то она в письме мне написала, что очень боится что с ней никто общаться небудет, не будет дружить, уважать, что она страшная, тупая и толстая и боится учиться очень плохо.

Здравствуйте, Яна! Вы пишете, что старшая дочка страдает от отсутствия друзей. И причиной её страданий стала школьная подруга, которая живет на другом конце города и поэтому общение только в школе. Как только туда вклинилась ещё одна подруга, то Вашей дочке резко стало не хватать внимания подруг, которые могут общаться какое-то время вдвоем без неё. То есть по сути слёзы у ребёнка вызывает ревность - " другую подругу предпочитают больше, чем меня".

Помогаете ли Вы своей дочке наладить отношения с её подружками - зовете ли их в гости, устраиваете ли совместные праздники, игры, поводы для общения всем вместе?

Расскажите побольше о том, как Ваша старшая дочка проводит время вне школы. Какие у неё интересы? Какие любимые занятия? Ходит ли она в какие-то секции и кружки? Какой круг общения вне школы?

Какие отношения у старшей дочки с младшей сестрой? Вы пишете, что они погодки и младшая, всегда активна и общительна. Младшая старшую любит. Как час о девочки проводят время вместе? Есть ли у них общие интересы, общий круг знакомых и приятелей? Почему старшая страдает от одиночества, когда у неё всегда есть подруга для игр - младшая веселая сестра, которая её любит? Почему старшая младшую не воспринимает, как подругу?

Все свободное время сестры вместе, мы их не разделяем. Но старшая постоянно грубит младшей, шпыняет ее, обзывает. Хотя без неё не может даже на второй этаж подняться. , попить, поесть и т д. Но подаёт вид, что Сестра ей не нужна. Я постоянно акцентирую внимание, что сестра самая лучшая подруга. Она мое понятие отвергает, что с ней не интересно. Учатся они в разные смены. Младшая занимается Фиг катанием, постоянно на тренировках. Старшая любит одиночество, я ее записывала в разные кружки и танцы и бассейн и вокал. Она ходит, но без удовольствия. Наверно, чтобы я не ругалась. Рядом с домом есть их общая подружка чуть старше их, но там близости такой нет. Если моя позовёт ее. Гулять. То та идёт. Или весь день сидят в телефонах. У них нет интересных и совместных тем (я слушала разговор). Но если младшая гуляет с соседкой, то старшая дочь пытается спрятать соседку от неё или вообще убежать от младшей

Яна, имеет смысл обратить внимание на то, что старшая дочка ревниво оберегает свое окружение от других - в школе ей не нравится, что есть третья подружка, которая претендует на внимание второй, а во дворе старшая сестра ревностно оберегает свою соседку от общения с младшей сестрой. И всячески сопротивляется тому, что Вы пытаетесь хвалить младшую сестру и подчеркивать её ценность - например, "мама постоянно акцентирует внимание, что младшая сестра твой лучший друг". Слёзы и жалобы на одиночество - это тоже попытка старшей сестры привлечь к себе внимание и получить дополнительную заботу и тепло от родителей.

То есть у старшей дочки есть явный дефицит внимания лично к ней. Ей хочется индивидуального внимания к ней, индивидуального общения только с ней и тд. Ребенок остро чувствует конкуренцию и болезненно воспринимает свой проигрыш в этой конкуренции, боится быть оттесненной. Поэтому ей хочется, чтобы друзья были только её и ничьи больше, чтобы родители любили только её.

Родителям важно помочь дочке почувствовать себя особенной и уделять время общению с ней индивидуально - разговоры, занятия и походы куда-то с родителями (без младшей сестры). Уравниловка и обезличивание - "вы обе равны, вам обеим одинаковые подарки и одинаковое внимание" в данном случае вредит. Так как у детей разные потребности в силу того, что очень разные темпераменты и яркие индивидуальные особенности.

Речь не идет о том, чтобы разделить сестренок, чтобы обделить младшую за счет старшей. Я говорю лишь о том, что имеет смысл учесть, что старшей особенно нужно индивидуальное внимание родителей, чтобы она чувствовала свою исключительность и индивидуальную значимость - что она отдельная личность, представляющая ценность, а не просто одна из сестер, которые равны во всем и ничем друг от друга не отличаются для родителей, или одна из подруг, или одна из соседок.

Ревность у ребенка возникает тогда, когда у него есть дефицит внимания к нему. Каждому требуется свой уровень внимания - кому-то больше времени нужно посвящать и много ласковых слов говорить, чтобы он не чувствовал себя одиноким. Общительные люди обычно не зацикливаются на ком-то одном и для них важно разнообразие в общении. А замкнутые люди наоборот очень зависимы от внимания близкого круга, потому что круг общения ограничен единицами людей (а не десятками, как у общительных). Поэтому от каждого близкого человека им чрезвычайно важно получать максимум внимания. Ваша старшая дочка как раз относится к тем замкнутым детям, у которых круг общения мал и им важно внимание каждого, им нужно посвящать много времени и давать много тепла. Нужно подчеркивать значимость старшей дочки для Вас, побольше уделять ей индивидуально время. Это поможет снять тревожность девочки, повысит её уверенность в себе и уберет необходимость быть грубой в общении с младшей сестрой (это защитная реакция на то, что активный общительный ребенок неизбежно перетягивает внимание окружающих на себя, невольно оттесняя тихого и неактивного).

Спасибо большое за ответ. Буду стараться исправлять ситуацию по Вашему совету. А какими словами я могу помочь дочери со школьной подругой? Когда ее подружку уводит третья из компании? Позволять ей это делать: пусть идёт, значит она тебе не настоящая подруга. Или ты должна отстаивать своих друзей и не позволять ей так вести? Как правильно поступить?

Яна, помочь наладить отношения дочери с подружкой можно только делами, а не словами. Пригласите подружек дочери к себе домой, устройте праздники совместные, выходы куда-нибудь с подружками дочери - детские центры, парки, музеи и тд. Создайте побольше поводов для общения дочки с подружками, чтобы им было интересно с ней, чтобы у них были общие дела и воспоминания и тд. Это сблизит девочек.

Очернять подружек "она тебе не подружка, раз общается с другой" или настраивать дочь на то, чтобы она запрещала своим друзьям общаться с кем-либо, кроме себя, давила на своих друзей, требуя от них внимания только к себе, не стоит. Это не про дружбу. Дружба - это добровольное желание общаться с людьми, которые тебе приятны, с которыми тебе интересно, которым ты сопереживаешь и тд. Поэтому друзей одновременно может быть много - это ведь не муж и не жена, которые поклялись в вечной любви и верности тебе одному.

И ещё вопрос, как поднять самооценку? Мы читаем книги об этом, но результата пока нет. Может необходимо поводить ребёнка к психологу на очные занятия?

Социализация для хоумскулеров: как организовать общение ребенка вне школы

Катерина Мазуренко,

кандидат психологических наук

Самый большой вопрос, самый серьезный камень преткновения родителей, которые задумываются об альтернативе государственной школе - это социализация. Многие о ней говорят, но очень часто все о разном. Для кого-то это вопрос дружбы и общения, для кого-то - адаптации к реалиям. Так о чем же вопрос на самом деле?

По определению социализация - это процесс присвоения человеком социально выработанного опыта, прежде всего, социальных ролей.

Другими словами, социализация - это про систему отношений в обществе и про умение ориентироваться в этой системе и вести себя в соответствии с ожиданиями других членов общества.

Социализация для хоумскулеров: как организовать общение ребенка вне школы - изображение №3

Отсюда, два важных вывода: о дружбе и общении и о социуме в целом.

Нет смысла дружить со всеми подряд

Другими словами, люди разные, и все общаются по-разному. Вы же, как родители, дружите и общаетесь не с каждым, а только с тем, кто, грубо говоря, похож на вас или, как минимум, вам симпатичен.

Точно так же ребёнку нет смысла усваивать социальные роли и общаться с теми, с кем ему и во взрослой жизни вряд ли придётся общаться близко. И это довольно предсказуемо, исходя из семейного уклада.

И если вы возразите, что на работе коллег не выбирают, то я обращу ваше внимание на то, что выбирают саму работу, и ее систему ценностей. Согласитесь, что система ценностей какого-нибудь IT конгломерата и государственной компании очень разные. Одинаково комфортно чувствовать себя и там, и там не получится.

Родители должны организовывать круг общения детей

Итак, вывод: социализацию ребёнка в контексте близкого межличностного общения (круг повседневного общения и друзей) целесообразно проводить в том кругу людей, в котором ему предстоит жить и общаться во взрослой опять же таки повседневной жизни.

Хотите подготовить ребёнка к жизни космополита? Путешествуйте с ним, встречайтесь и общайтесь с разными людьми, расширяя его представление о культурах и ценностях.

Считаете, что ему предстоит в будущем жить той жизнью и общаться с теми же людьми, что ходят в соседнюю школу? Отдавайте его учиться в неё.

А если ваши единомышленники и друзья пространственно разбросаны - идите на хоумскулинг и организовывайте совместные лагеря, поездки, семинары, просто тусовки и так далее.

Родители должны организовывать круг общения детей - изображение №2

Важно: у ребёнка должен быть круг общения, который соответствует его возрастным задачам и индивидуальным потребностям. Задачи по возрастам можно подсмотреть в психологической литературе.

И ещё одно важное: выбор круга общения родители делают, не смотря на всю ограниченность наших, родительских возможностей прогнозировать будущее наших же детей; делая это осознанно, мы, возможно, будем более полезны своим детям.

Как научить ребенка вести себя в обществе

Мы покупаем еду в магазинах, обязаны получать аттестаты об общем образовании, ездим в общественном транспорте, общаемся в соцсетях и много чего ещё, с чем сталкиваемся так или иначе.

Как научить ребенка вести себя в обществе - изображение №1

На какую систему ценностей стоит опираться

На какую систему ценностей стоит опираться - изображение №2

Как адаптировать ребенка в обществе

Как же все-таки социализировать ребёнка в плане адаптивности к социуму и социальным системам в целом? Разнообразием общения и включениями в разный социум. И это больше про разовые акции - от музея до Макдональдса, от экскурсий до парикмахерской.

И очень важно - позволяя ребёнку (и даже поощряя его) как можно больше и чаще делать что-то самому и получать обратную связь о своём поведении от разных людей.

Как адаптировать ребенка в обществе - изображение №2

Важно: самостоятельность и активность в простых социальных действиях - вот залог хорошо социализированного ребёнка.

Зачем нужен навык обучения

Консультативная беседа, опосредованная графическими при­емами, дает возможность выявить характер переживаний ребен­ком взаимоотношений с окружающими его взрослыми и детьми, т. е. собственно субъективную составляющую социальной ситуации раз­вития. Соотнося картину внутренних переживаний ребенка с за­дачами развития в тот или иной период его жизни, психолог мо­жет определить достаточность и необходимость сложившихся ус­ловий возрастного и личностного становления.


  • трудности возрастного развития младшего школьника и под­ростка (принятие возрастного статуса, необходимость оценки осо­бенностей социальной ситуации развития и др.);

  • межличностные конфликты, проявляющиеся в непонимании, отвержении младшего школьника или подростка родителями, учи­телями или сверстниками;

  • внутриличностные конфликты ребенка, проявляющиеся в оди­ночестве, замкнутости, агрессии, жестокости и др.;

  • нарушение школьного поведения (пропуск уроков, сниже­ние успеваемости и т.д.).

В работе с подростками данный методический прием исполь­зуется и на психокоррекционном этапе консультирования. Благо­даря более открытой инструкции в ходе совместной работы пси-

холога с подростком возможно обсуждение всех групп отношений с социумом, а также выяснение желаемых для подростка отноше­ний, рассмотрение путей и способов изменения конфликтных вза­имоотношений.

Оборудование и материалы

Стандартный лист бумаги с изображением большого и двух меньших кругов, пересеченных двумя — горизонтальной и верти­кальной — линиями (см. приложение 1), два цветных карандаша (темный и светлый).

Процедура проведения

Психолог, используя графические приемы (цвет, интенсивность штриховки и др.), выявляет в беседе крут и характер взаимодействия ребенка с окружающими его сверстниками, родителями и учителя­ми. Построение и содержание беседы представлены в табл. 1.

Направления анализа


  1. сравнение полноты взаимодействия ребенка с окружающи­ми в разных сферах общения;

  2. сравнение характера переживаний ребенком своего взаимо­действия с окружающими в разных сферах, выявление значимых отношений, их анализ с точки зрения задач возрастного развития;

  3. выявление отношения ребенка к себе как к субъекту обще­ния (принятие себя, позиция в общении и др.);

  4. выделение зоны неблагополучия в социальной ситуации раз­вития (отсутствие или дефицит взаимодействия, трудности, кон­фликтность общения и др.).

преобладающая модальность отношений (положительная, отри­цательная) в каждой сфере общения и ситуации в целом;

мера взаимности отношений (односторонние, взаимные) в каж­дой сфере общения и ситуации в целом;

пропорции отношений (равные и диспропорциональные): объем и сила чувств, адресованных другим, либо превышают те, кото­рые ребенок получает от других, либо чувства, получаемые от других, превышают чувства, исходящие от ребенка к другим;

гомогенность/гетерогенность круга общения в каждой сфере (од­нополый или разнополый, одновозрастной или разновозрастной состав участников общения).

Направления интерпретации данных

Полученные результаты в зависимости от конкретных задач консультирования могут быть интерпретированы в рамках различ­ных теоретических подходов, сложившихся в отечественной и за­рубежной психологии (см. табл. 2). Ключевыми понятиями, опре­деляющими интерпретационный анализ, могут выступить:

сензитивностъ ребенка к тем или иным сферам взаимодействия, связанная с решением задач возрастного развития: значимость об­щения с учителем в младшем школьном возрасте, со сверстника-


8

9

ми — в подростковом возрасте (М.Э.Боцманова, Т.В.Драгунова, А.В.Захарова, Н.С.Лейтес, Д.Б.Эльконин и др.);

ведущий вид деятельности младшего школьника и подростка (Д. Б. Эльконин, В. В.Давыдов);

возрастные новообразования в развитии межличностных отно­шений: чувство взрослости подростка (Д.Б.Эльконин, Т.В.Дра­гунова), типичные поведенческие реакции подростка (А. Е. Личко);

индивидуальный стиль общения и поведения, обусловленный психофизиологическими особенностями и личностными образо­ваниями ребенка (Е.А.Климов и др.);

со-бытийность жизни ребенка (В. И. Слободчиков);

защитные механизмы личности и формы поведения, типичные в детском и подростковом возрасте (Л. И. Божович, М. С. Неймарк, Л. С. Славина и др.);

групповая и личностная идентичность (Э. Эриксон).

о личностном и возрастном развитии детей

2. Стремление выделиться, демонстратив­
ный тип общения.

2. Недостаточная со-бытийность (по
В.И.Слободчикову) жизни подростка с
другими людьми.

4. Трудности становления групповой
идентичности.

о личностном и возрастном развитии детей

2. Показатель интенсивного роста само­
сознания подростка, способности крити­
ческой оценки отношений.

2. Выражены интересы, занятие собствен­
ным делом, хобби-реакции (по А. Е. Личко).

3. Поиск идентичности (групповой), иде­
ала для подражания, выражена поведен­
ческая реакция имитации (по А.Е.Личко).

4. Поиск самоидентичности, потребность в
признании и одобрении среди взрослых.

2. Конфликт с учителем или учителями:
смысловые барьеры (по М.С.Неймарк) и
др.

Для детей нет ничего необычного в том, чтобы находить общий язык со сверстниками, вместе играть и не обращать внимания на какие-либо внешние различия. Однако иногда у детей могут возникать трудности в общении со сверстниками. В статье мы рассмотрим, как родители могут помочь своим детям найти друзей.

В наше время протестов и разногласий родители меньше всего хотят, чтобы и их дети враждовали друг с другом и исключали кого-то из круга их общения. Тем не менее, такое случается. Дети и подростки объединяются в компании по интересам. Иногда в таких компаниях не находится места детям других национальностей или тем, у которых есть какие-либо физические недостатки. Такая тенденция сохраняется и во взрослом возрасте.

Психологи утверждают, что на определенном этапе развития детям свойственно объединяться в компании с теми, кто похож на них самих. Однако не стоит поощрять такое поведение. Однородные круги общения – не идеальная среда для развития. Мы должны научить наших детей более толерантным формам поведения – так мы поможем их личностному росту. Если же мы позволим им общаться только в своем узком кругу, они не смогут развиваться.

Общение в узких кругах особенно вредно для тех, кого из них исключают. Многие дети, которых не принимают сверстники, страдают от депрессии и тревожности. Причины для такого непринятия могут быть разными. Например, детей с физическими недостатками часто не принимают в компании из-за того, что они не могут принимать участие в играх наравне со всеми. Детей из бедных семей не принимают из-за того, что они не носят одежду модных брендов или пользуются льготным питанием в школе.

Смотреть исходное изображение

Детей могут исключать из компаний и из-за того, что они не похожи на остальных своим поведением. Например, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью более энергичны и импульсивны, чем их сверстники. Также часто не принимают детей с аутизмом, потому что они не следуют особым социальным правилам своей группы сверстников.

К счастью, родители могут помочь своему ребенку развить инклюзивное мышление. Оно принесет ребенку большую пользу на протяжении всего школьного возраста и во взрослой жизни.

Читайте книги о разнообразии между людьми

Книги – отличные учителя. С их помощью родители могут с раннего возраста говорить с детьми о таких вещах, как этническая или расовая принадлежность. Вы можете объяснить ребенку, что другая раса – это не повод исключать человека из круга своего общения. Можно также разыграть с ребенком ситуации, как он может поступить, если видит, что другого ребенка отвергают. Покупайте книги, герои которых – представители разных культур, которые обладают разными физическими способностями.

Родители должны следить за тем, какие книги читает ребенок, какие ролики смотрит в Интернете и т. д. Какие ценности в них пропагандируются? Поднимаются ли в них вопросы разнообразия рас, религий, социального и экономического статуса?

Инклюзивное поведение: расширяем круг общения ребенка

Придумывайте ребенку занятия, которые развивают у него инклюзивное мышление

Сегодня все больше родителей отдают детей в спортивные секции, танцевальные студии и т. д. Такие занятия проходят в ограниченных группах, куда могут войти только дети с определенными физическими показателями. Дети из некоторых семей не могут посещать такие секции из-за сложного материального положения. Такие занятия, несомненно, полезны, но они не развивают у ребенка инклюзивное мышление.

Вы можете выбирать для ребенка такие секции и кружки, в которых могут принимать участие дети из разных групп. Сегодня появляется все больше внешкольных учебных заведений, которые могут посещать дети с инвалидностью, дети из малообеспеченных семей и т. д. Дети занимаются вместе, общаются и получают эмоциональную поддержку.

Кроме этого, во многих городах проводятся отдельные мероприятия, посвященные различным культурам и группам людей. Посещайте с ребенком такие мероприятия, чтобы познакомить его с жизнью сверстников, которые в чем-то отличаются от него.

Помогите ребенку расширить круг своего общения

Дни рождения, игры на детской площадке, внеклассные мероприятия – с помощью таких занятий родители могут помочь ребенку найти новых друзей и развить у него инклюзивное поведение. Поговорите с учителями на родительском собрании, чтобы выяснить, у кого из класса есть трудности во взаимодействии с остальными детьми. Обсудите, как можно решить эту проблему. Для этого можно организовывать новые занятия, в которых будут принимать участие все дети без исключения – игры, экскурсии, походы и т. д. Главная идея – чтобы все дети были вовлечены в эти занятия.

Устраняйте языковые барьеры

Если в класс приходит новый ребенок, который плохо говорит на языке, на котором говорит большинство детей, обычно он мало взаимодействует с одноклассниками вне школы. Родители должны помочь ребенку преодолеть психологические барьеры в общении, пока он не освоит язык на уровне, достаточном для того, чтобы свободного общаться со сверстниками.

В инклюзивных заведениях, в которых занимаются слабослышащие дети, для учителей и родителей проводят уроки жестового языка, чтобы наладить общение между детьми. Учителя и родители в свою очередь учат детей приветственным и другим фразам на жестовом языке, чтобы использовать их в повседневном общении.

Обратите внимание на свой круг общения

Психологи считают, что лучшая помощь ребенку в том, чтобы сформировать свой круг общения, - это собственный пример. Прежде, чем учить чему-то ребенка, стоит задуматься о собственных ценностях. Как вы формируете свой круг общения? Вы дружите и общаетесь только с людьми своего социального статуса или в вашем кругу общения есть люди с физическими особенностями, представители других культур и т. д.?

Недостаточно просто говорить ребенку, что он должен общаться со сверстниками независимо от их национальности или социального статуса. Покажите ему пример инклюзивного поведения. Обсуждайте вопросы инклюзивности в семье. Смотрите всей семьей фильмы, в которых показаны идеи равенства и разнообразия, и обсуждайте их с ребенком.

Читайте также: