Кризисная служба в школе

Обновлено: 05.07.2024

Нормативно-правовое обеспечениепрофилактики кризисных ситуаций, мониторинг деятельности школы, информационное обесечение профилактики кризисных ситуаций, работа с педагогами, обучающимися, родителями.

ВложениеРазмер
plan_meropriyatiy_po_predotvrashcheniyu_krizisnyh_situatsiy.doc 75.5 КБ

Предварительный просмотр:

План мероприятий ( наименование образовательного учреждения ) по предотвращению кризисных ситуаций в ____________ учебном году

Нормативно-правовое обеспечение профилактики кризисных ситуаций

Последняя неделя августа

Первая неделя сентября

Мониторинг деятельности школы

Создание базы данных обучающихся групп риска

Самообследование школьной среды на предмет безопасности и комфортности

Анонимное анкетирование обучающихся 5-11-го классов об опыте столкновения с кризисными ситуациями в школе

Анкетирование родителей о безопасной среде в образовательном учреждении

Диагностика межличностных взаимоотношений в школе (анкетирование обучающихся и педагогов)

Педагог-психолог, социальный педагог

Анализ информации из журнала учета кризисных случаев

Подготовка отчета о выполнении мероприятий по предотвращению кризисных ситуаций

Информационное обеспечение профилактики кризисных ситуаций

Совещания с различными категориями работников по вопросам профилактики кризисных ситуаций:

Классные руководители, старосты классов (7-11кл.)

В течение учебного года

Создание (или обновление) раздела о профилактике кризисных ситуаций, нарушающих психологическую безопасность образовательной среды, и размещение нормативных документов на сайте образовательной организации

Последняя неделя сентября

Ответственный за работу сайта образовательной организации

Подготовка методических рекомендаций для педагогов:

- по изучению социально-психологического климата в ученическом, педагогическом, родительском коллективах;

- по распознаванию признаков различных видов кризисных ситуаций в образовательной среде

Ответственный заместитель директора, ученический актив

Выступление на общешкольном родительском собрании о профилактике кризисных ситуаций и обеспечении психологической безопасности образовательной среды

Ответственный заместитель директора, психолог, социальный педагог, родительский актив

Работа с педагогами и другим персоналом

Проведение обучающих семинаров для учителей по формированию доброжелательного климата в школе и мерам реагирования в случае его нарушения

Инструктивные совещания по вопросам профилактики кризисных ситуаций со вспомогательным, техническим персоналом

Директор, ответственный заместитель директора

Тренинг для учителей по предотвращению кризисных ситуаций в образовательной среде

Педагог-психолог, привлеченные специалисты

Собеседование с классными руководителями по результатам диагностики классного коллектива

Ответственный заместитель директора, педагог-психолог

Консультирование классных руководителей психологом, социальным педагогом по проблемным и кризисным ситуациям

Педагог-психолог, социальный педагог, социальные партнёры, приглашённые специалисты

Работа с обучающимися

Проведение тренингов для старшеклассников по межличностному общению, формированию навыков мирного разрешения конфликтов

Неделя дружбы и взаимопомощи

День открытых дверей у педагога- психолога

Ролевая игра для обучающихся средних

Конкурс на самый миролюбивый и дружный класс

Открытие школьной службы медиации (или Неделя школьной службы медиации)

Работа с родителями

Проведение консультаций педагога-психолога по вопросам взаимоотношений родителей с детьми

Консультирование родителей по защите прав и интересов детей

Школьный уполномоченный по правам ребенка

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как выйти из кризисной ситуации

Как выйти из кризисной ситуации Я работаю социальным педагогом в гимназии №1 7 лет. В начале своего трудовой деятельности я работала по традиционным методам. Это беседы с детьми и их .

Сценарий мастер-класса “Решение и предотвращение конфликтных ситуаций

Сценарий мастер-класса “Решение и предотвращение конфликтных ситуаций”Практическая часть План.


"Причины подросткового суицида. Роль взрослых в оказании помощи подростку в кризисных ситуациях."

Вопрос, о котором многие боятся даже задумываться и отгоняют мысли об этом, настолько страшным и невообразимым это кажется для многих. И такое отношение к нему вполне нормально, потому что смерть сама.


План мероприятий по предотвращению жесткого обращения с детьми


ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ, направленных на предотвращение детской смертности с учетом сезонной специфики на 2017-2020 г

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ, направленных на предотвращение детской смертности с учетом сезонной специфики на 2017-2020 г.


План мероприятий по профилактике и предотвращению буллинга

Цель: создание благоприятных условий для успешного развития каждого ребенка, сохранения физического, психического и психологического здоровья.

Целью антикризисной команды ГБОУ Школа № 949 является социологический, психологический анализ кризисной ситуации в Школе, выявление проблем и определение основных причин их возникновения, путей и средств их разрешения.

Задачи антикризисной команды:

  • сбор, анализ информации и оценка кризисной ситуации;
  • составление плана действий по урегулированию кризисной ситуации;
  • проведение мероприятий по устранению кризисной ситуации и оказание оперативной психологической помощи потерпевшим;
  • проведение мероприятий посткризисного сопровождения.

Антикризисная команда

Если вас что-то волнует, то обо всех проблемах и кризисных ситуациях вы можете сообщить нам.

Анонимная психологическая помощь детям и подросткам
Онлайн-консультирование

Контактная информация экстренных служб города Москвы и ГБОУ Школы № 949

Наименование службы

Номер телефона

Единый номер экстренных служб

Скорая медицинская помощь

Всероссийский детский телефон доверия

Дежурный по ФСБ ЮАО

Московская служба психологической помощи (круглосуточно)

Телефон доверия ГУ МЧС России по городу Москве

Телефон доверия по проблемам семьи и воспитания детей (Департамент семейной и молодежной политики)

АЛГОРИТМЫ ДЕЙСТВИЙ В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ И ПРИ УГРОЗЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЧС

I. Алгоритм действий сотрудников, при угрозе совершения преступных действий в здании и на территории Школы.

1. Путём наблюдения, не подвергая себя опасности, установить реальность преступных намерений/действий со стороны подозреваемых лиц.

2. Оценить степень опасности намерений/действий, возможные последствия.

3. Зафиксировать место и время совершения, а также приметы подозреваемых лиц, их вооружение, одежду, отличительные черты лица, акцент речи, средства передвижения и другие особенности, (при возможности, не подвергая себя опасности сделать фото, видео съемку подозреваемых лиц на мобильный телефон).

4. О случившемся немедленно доложить администрации Школы, сообщить в полицию, нажать кнопку тревожной сигнализации (КТС).

5. Принять меры по охране места происшествия для сохранения следов и вещественных доказательств.

6. При внезапном появлении угрозы, немедленно принять меры к личной самозащите и защите обучающихся, в том числе посредством проведения эвакуации из здания, в безопасную зону, до приезда специальных служб.

II. Алгоритм действий для обучающихся и сотрудников Школы при эвакуации из здания при угрозе террористического акта, возникновении пожара, иной кризисной ситуации.

План действий при угрозе кризисной ситуации, ЧС.

2. Вызов полиции, пожарной охраны, МЧС, скорой медицинской помощи, полиции.
При угрозе совершения терракта, или при обнаружении признаков пожара, иного ЧС, следует немедленно: - сообщить об этом в органы МВД по телефону 102,112; - сообщить об этом в пожарную охрану по телефону 101,112; - нажать ручной извещатель, запустить систему АПС; - продублировать вызов пожарной охраны; доложить информацию о ЧС специалисту по обеспечению безопасности, заместителю директора по управлению ресурсами, директору Школы.

4. Отключение электропитания Школы.
Дежурный администратор, сотрудник ответственный за проведение эвакуации в здании, услышав тревогу, принимает меры по отключению электропитания здания, после чего должен проследовать к заранее установленному месту в пункте сбора, для организации построения и получения доклада от всех участников, по окончании эвакуации.

5. Сбор всего состава школьного здания/здания с дошкольными группами в обозначенном месте (место сбора).
Место сбора - обозначается на схеме эвакуации или обозначается дежурным администратором, сотрудником ответственным за проведение эвакуации в здании. По прибытию на место сбора, каждый отдельный класс (группа) должны занять свое место в общем строю и находится там, не покидая его, без команды.

6. Перекличка (проверка обучающихся и сотрудников Школы).
По прибытию обучающихся на место сбора, учитель/воспитатель сразу проводит перекличку по списку и докладывает дежурному администратору, сотруднику ответственному за проведение эвакуации в здании о присутствии своего класса (группы), в полном составе (количество человек), также докладывает об отсутствующих (количество человек). Если установлено что кто-то отсутствует в месте сбора из числа присутствующих на уроке/занятии (или находился в здании), сотрудниками Школы немедленно организовываются его поиски.

7. Встреча сотрудников специальных служб полиции, отряда пожарноспасательной части, скорой медицинской помощи).
По прибытию сотрудников специальных служб их встречает дежурный администратор, сотрудник ответственный за проведение эвакуации в здании и незамедлительно их информирует о количестве эвакуированных людей и количестве людей которые ещё находятся в здании, характере и обстоятельствах ЧС.

III. ДЕЙСТВИЯ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ СОВЕРШЕНИИ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО АКТА

1. Обращайте внимание на подозрительных людей, предметы, на любые подозрительные мелочи. Сообщайте обо всем подозрительном сотрудникам правоохранительных органов.

2. Особенно остерегайтесь людей, одетых явно не по сезону (если вы видите летом человека, одетого в плащ или толстую куртку - будьте внимательны - под такой одеждой террористы чаще всего прячут бомбы, лучше всего держаться от него подальше и обратить на него внимание сотрудников правоохранительных органов).

3. Остерегайтесь людей с большими сумками и чемоданами, особенно, если они находятся в месте, не подходящем для такой поклажи.

4. Будьте внимательны, постарайтесь запомнить приметы подозрительных людей, отличительные черты их лиц, одежду, имена, клички, возможные шрамы и татуировки, особенности речи и манеры поведения и т.д., не пытайтесь их останавливать сами - вы можете стать их первой жертвой.

5. Старайтесь удалиться на максимальное расстояние от тех, кто ведет себя неадекватно, нервозно, испуганно, оглядываясь, проверяя что-то в одежде или в багаже.

6. Если вы не можете удалиться от подозрительного человека, следите за мимикой его лица (специалисты утверждают, что преступник, готовящийся к теракту, обычно выглядит чрезвычайно сосредоточено, губы плотно сжаты, либо медленно двигаются, как будто читая молитву).

7. Никогда не принимайте от незнакомцев пакеты и сумки, не оставляйте свои сумки без присмотра.

8. Ознакомьтесь с планом эвакуации, узнайте, где находятся резервные выходы из здания.

9. Если произошел взрыв, пожар, вы слышите сильный шум и крики -немедленно приступайте к эвакуации. Предупредите об этом соседей, возьмите с собой документы и деньги. Помещение покидайте организованно.

10. Возвращайтесь в покинутое помещение только после разрешения ответственных лиц.

12. Старайтесь не поддаваться панике, что бы ни произошло.

IV. ДЕЙСТВИЯ ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ ПОДОЗРИТЕЛЬНОГО ПРЕДМЕТА, КОТОРЫЙ МОЖЕТ ОКАЗАТЬСЯ ВЗРЫВНЫМ УСТРОЙСТВОМ

Если обнаруженный предмет не должен, по вашему мнению, находиться в этом месте, не оставляйте этот факт без внимания. Не пинайте на улице предметы, лежащие на земле. Если вы обнаружили забытую или бесхозную вещь, опросите людей, находящихся рядом. Не подбирайте бесхозных вещей, как бы привлекательно они не выглядели. Постарайтесь установить, чья она и кто ее мог оставить. Если хозяин не установлен, немедленно сообщите о находке начальнику, оперативному дежурному, сообщите в правоохранительные органы.

Не пытайтесь заглянуть внутрь подозрительного пакета, коробки, иного предмета, не трогайте, не передвигайте, не вскрывайте обнаруженный предмет -это может привести к их взрыву, многочисленным жертвам и разрушениям.

Зафиксируйте время обнаружения предмета.

Постарайтесь сделать все возможное, чтобы люди отошли как можно дальше от находки. Сами удалитесь на безопасное расстояние.

Обязательно дождитесь прибытия оперативно-следственной группы (помните, что вы являетесь очень важным очевидцем).

Помните: внешний вид предмета может скрывать его настоящее назначение. В качестве камуфляжа для взрывных устройств используются самые обычные бытовые предметы: сумки, пакеты, коробки, игрушки и т.п.

Рекомендуемые средне расчетные дистанции безопасного удаления, которые необходимо соблюдать при обнаружении взрывного устройства или предмета, похожего на взрывное устройство:

Дистанция безопасного удаления:

- Граната РГД-5 не менее 50 м.

- Граната Ф- 1 не менее 200 м.

- Тротиловая шашка массой 200 гр. 45 м.

- Тротиловая шашка массой 400 гр.55 м.

- Пивная банка 0,33 литра 60 м.

- Чемодан (кейс) 230 м. Дорожный чемодан 350 м.

- Автомобиль типа "Жигули" 460 м.

- Микроавтобус 920 м. Грузовая машина (фургон) 1240 м.

При обнаружении предметов и веществ, которые могут быть идентифицированы как бактериологическое или химическое оружие, не дотрагиваться до данного предмета, покинуть помещение и не допускать туда посторонних лиц, исключить дальнейшие контакты с другими гражданами во избежание их возможного заражения, дождаться представителей санэпидемнадзора.

V. ДЕЙСТВИЯ ПРИ УГРОЗЕ СОВЕРШЕНИЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО АКТА

Всегда контролируйте ситуацию вокруг себя, особенно когда находитесь в местах массового скопления людей.
Случайно узнав о готовящемся теракте, немедленно сообщите об этом в правоохранительные органы.

Если вдруг началась активизация сил безопасности и правоохранительных органов, не проявляйте любопытства, идите в другую сторону, но не бегом, чтобы вас не приняли за подозреваемого.

При взрыве или начале стрельбы немедленно падайте на землю, лучше под прикрытие (бордюр, торговую палатку, машину и т.п.). Для большей безопасности накройте голову руками.

При возникновении паники, когда вы находитесь в толпе:

• если оказались в толпе, позвольте ей нести Вас, но попытайтесь выбраться из неё;
• глубоко вдохните и разведите согнутые в локтях руки чуть в стороны, чтобы грудная клетка не была сдавлена;
• стремитесь оказаться подальше от высоких и крупных людей, людей с громоздкими предметами и большими сумками;
• любыми способами старайтесь удержаться на ногах;
• не держите руки в карманах;
• двигаясь, поднимайте ноги как можно выше, ставьте ногу на полную стопу, не семените, не поднимайтесь на цыпочки;
• если давка приняла угрожающий характер, немедленно, не раздумывая, освободитесь от любой ноши, прежде всего от сумки на длинном ремне и шарфа;
• если что-то уронили, ни в коем случае не наклоняйтесь, чтобы поднять;
• если вы упали, постарайтесь как можно быстрее подняться на ноги. При этом не опирайтесь на руки (их отдавят либо сломают). Старайтесь хоть на мгновение встать на подошвы или на носки. Обретя опору, "выныривайте", резко оттолкнувшись от земли ногами;
• если встать не удается, свернитесь клубком, защитите голову предплечьями, а ладонями прикройте затылок;
• попав в переполненное людьми помещение, заранее определите, какие места при возникновении экстремальной ситуации наиболее опасны (стеклянные двери и перегородки и т.п.), обратите внимание на запасные и аварийные выходы, мысленно проделайте путь к ним;
• легче всего укрыться от толпы в углах зала или вблизи стен, но сложнее оттуда добираться до выхода.

VI. ДЕЙСТВИЯ ПРИ ЗАХВАТЕ В ЗАЛОЖНИКИ

Любой человек по стечению обстоятельств может оказаться заложником у преступников. При этом преступники могут добиваться достижения политических целей, получения выкупа и т.п. Во всех случаях ваша жизнь становиться предметом торга для террористов. Захват может произойти в транспорте, в учреждении, на улице, в квартире.

В случае нападения на здание, помещение в котором вы находитесь:

  • используйте любое доступное укрытие;
  • падайте даже в грязь, не бегите;
  • закройте голову и отвернитесь от стороны атаки.

Не помогайте силам безопасности, если полностью не уверены в эффективности подобных действий. Если вы оказались в заложниках, рекомендуем придерживаться следующих правил поведения:
неожиданное движение или шум могут повлечь жестокий отпор со стороны террористов. Не допускайте действий, которые могут спровоцировать террористов к применению оружия и привести к человеческим жертвам;
будьте готовы к применению террористами повязок на глаза, кляпов, наручников или веревок;
переносите лишения, оскорбления и унижения, не смотрите преступникам в глаза (для нервного человека это сигнал к агрессии), не ведите себя вызывающе;
не пытайтесь оказывать сопротивление, не проявляйте ненужного героизма, пытаясь разоружить бандита или прорваться к выходу или окну;
если вас заставляют выйти из помещения, говоря, что вы взяты в заложники, не сопротивляйтесь;
если с вами находятся дети, найдите для них безопасное место, постарайтесь закрыть их от случайных пуль, по возможности находитесь рядом с ними;
при необходимости выполняйте требования преступников, не противоречьте им, не рискуйте жизнью окружающих и своей собственной, старайтесь не допускать истерики и паники;
в случае, когда необходима медицинская помощь, говорите спокойно и кратко, не нервируя бандитов, ничего не предпринимайте, пока не получите разрешения.

Во время проведения спецслужбами операции по вашему освобождению неукоснительно соблюдайте следующие требования:

  • лежите на полу лицом вниз, голову закройте руками и не двигайтесь;
  • ни в коем случае не бегите навстречу сотрудникам спецслужб или от них, так как
  • они могут принять вас за преступника;
  • если есть возможность, держитесь подальше от проемов дверей и окон

VII. ДЕЙСТВИЯ ПРИ СОВЕРШЕНИИ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО АКТА (ВЗРЫВА)

После взрыва необходимо следовать важным правилам:

При пожаре необходимо:

• пригнуться как можно ниже, стараясь выбраться из здания как можно быстрее;
• обмотать лицо влажными тряпками или одеждой, чтобы дышать через них;
• если в здании пожар, а перед вами закрытая дверь, предварительно потрогайте ручку тыльной стороной ладони, - если она не горячая, откройте дверь и проверьте, есть ли в соседнем помещении дым или огонь, после этого проходите, если ручка двери или сама дверь горячая, - не открывайте ее;
• если вы не можете выбраться из здания, необходимо подать сигнал спасателям, кричать при этом следует только в крайнем случае, так как, вы можете задохнуться от дыма; лучше всего размахивать из окна каким-либо предметом или одеждой.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая статья поможет в работе воспитателям и учителям с детьми и подростками в кризисных ситуациях.

СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ

В последнее десятилетие в детской и молодежной среде возросли такие кризисные показатели, как жестокость, агрессивность, цинизм, ухудшение здоровья, наркотизация, алкоголизм, сексуальная гиперактивность. Не всегда представляет опасность сам кризис, а скорее то, что мы упустили шанс. Затяжной, хронический кризис несёт в себе угрозу социальной дезадаптации, нервно – психического или психосоматического страдания. Хронизация кризиса присуще людям с выраженной акцентуацией характера, незрелым мировоззрением. Именно такие подростки нуждаются в помощи в период переживания кризиса, который рассматривается не только как трудный и ответственный период жизни, но и как тупик, делающий дальнейшую жизнь бессмысленной. Вместе с тем, привыкнув руководствоваться в своей деятельности решениями учителей (воспитателей), родителей многие учащиеся перестают полагаться на себя, а столкнувшись с кризисной ситуацией, не способны ее самостоятельно оценить, актуализировать себя в ней и попытаться найти выход. Один из путей разрешения данной проблемы нам видится в активном использовании социально-педагогическими службами школ, центров помощи детям, технологий социально-педагогической поддержки детей и подростков в кризисных ситуациях. Социально-педагогическая поддержка рассматривается как оперативная помощь детям в решении их индивидуальных проблем связанных с физическим и психическим положением, успешным продвижением в обучении, принятии школьных правил, с эффективной межличностной коммуникацией, жизненным, профессиональным или этическим выбором.

Вмешательство в кризисную ситуацию – общепризнанный и общепринятый метод в практике социального педагога с индивидами, семьями, надежная форма первичного вмешательства при работе с детьми и подростками, находящимися в ситуации стресса.

Причины возникновения кризисных ситуаций у подростков:

- психологические (одиночество, смерть родителей, высмеивание, оскорбление);

- социальные (развод родителей, создание родителями новой семьи, резкое изменение статуса жизни, неспособность родителей обеспечить потребности ребенка, отсутствие у родителей привязанности к ребенку);

- педагогические (взаимное непонимание между учителем и учеником, выставление учителем необъективных оценок, непонимание учеником темы урока, недостаточная работа учителя по формированию системы взаимоотношений в классном коллективе, несформированность у учащихся навыков общения).

Определены основные виды кризисов, которые может испытывать ребенок: - кризисы развития (возрастные кризисы); - кризисы утраты и разлуки; - кризисы отношений и состояния души;

Рассматриваются вопросы: Кто из близких тебе людей может тебе помочь в трудной ситуации? В чем должна заключаться эта помощь? Кому ты можешь помочь? В какой проблеме или ситуации? Чем ты можешь помочь человеку, оказавшемуся в трудной ситуации?
Обсудив с детьми их ответы, важно подчеркнуть то, что необходимо человеку, и что окружающие их люди могут оказать помощь в трудной ситуации.

Следующий вид кризиса:

Утрата – это переживание, связанное со смертью близкого человека.

На примере рассмотрим кризис утраты. За помощью обратилась учительница

1 класса по поводу своего ученика в связи с его кризисным состоянием: у него горе – смерть матери. Мальчик пережил шок, который выразился взрывом слез, затем уходом в себя, резко снизилась успеваемость, он стал проявлять неоправданную агрессию к одноклассникам, отторгает всякую любовь и внимание окружающих его людей. Положение осложнилось еще и тем, что у мальчика не было тесного эмоционального контакта с отцом, поэтому они не смогли выразить друг другу свои переживания. Бабушки, брат и другие родственники больше вздыхали и жалели ребенка, не находя нужных слов поддержки. Мальчику необходима была помощь и поддержка. Работа социального педагога в первую очередь должна быть направлена в данном случае на отца и старшего брата ребенка, учителей и других людей, с которыми он непосредственно общается, для создания благоприятных адаптационных условий выхода мальчика из этого кризиса.

Папа мальчика прислушался к нашим советам. Все мужчины в семье стали очень дружны. Разговоры о маме больше не стали запретом в их семье, наоборот выполняя любую работу, они задавали вопрос, как бы на это отреагировала мама. Все многочисленные родственники окружили ребенка вниманием. На каникулы забирают его в гости. Среди одноклассников мальчик больше не испытывает дискомфорта. Классный руководитель отмечает положительные изменения в учебе мальчика.

Рекомендации учителю: 1.Создавать щадящие условия обучения; 2.Выражать неравнодушное отношение к горю ребенка; 3.Регулировать его отношения с учениками в классе (гуманность, доброта, терпимость), создавать ребенку ощущение комфорта и безопасности.

С кризисами разлуки дети сталкиваются в случаях развода родителей и создания родителями новых семей. В это время ребёнок нуждается в любви и поддержке, заботе, разумном и честном объяснении происходящего. В случае, если такой поддержки нет, ребёнок остаётся одиноким, испытывает чувство собственной вины за происходящий развод, надежду на возможное возвращение прежнего статуса семьи, может переживать депрессию в связи с невозможностью что-либо изменить своими силами.

Приходится столкнуться с ситуацией, когда родители находятся в разводе. Ребенок проживает с матерью. Бывает так, что мать заболела и вынуждена просить бывшего мужа взять воспитание сына на себя. Ребенок пришел в новую школу. Новая семья отца мальчика не приняла, и он стал проживать у бабушки. Подросток стал пропускать занятия, не готовился к урокам. При разговоре мальчик пояснил, что отец редко приходит, мало уделяет внимания. Что он не хочет жить у бабушки, ему скучно, не интересно, он хочет к матери. При этом он испытывает одиночество. Пригласив на беседу отца и бабушку, стараемся убедить, чтобы не потерять ребенка и не травмировать его, еще больше нужно прислушиваться к мнению ребенка, постараться ему создать ту обстановку, в которой хотелось бы ему жить и учиться. После беседы с соц. педагогом отец понимает, что поведение подростка не случайно. Теперь он больше проводит времени с сыном, встречает его после школы, вместе проводили выходные дни. Мальчик изменился в лучшую сторону, стал доброжелательным, готовится к урокам, не пропускает занятия без уважительной причины.

Любая деятельность социального педагога строится с изучения и анализа ситуации и проблем, которые ее характеризуют. Без этого невозможно успешно организовать работу. Ведь самое главное в работе социального педагога не только помочь, а предпринять все усилия что бы не допустить появление кризисных ситуаций. Для этого необходимо провести комплекс диагностик по выявлению проблем у подростков:

- изучение жилищно-бытовых условий подростков;

- изучение психологической атмосферы семьи, в которой проживает подросток;

- выявление воспитательных возможностей, факторов семейного воспитания, оказывающих наиболее положительное воздействие на подростка;

- взаимоотношение семьи и школы;

- составить паспорт семьи.

Ведущую роль по предупреждению кризисных ситуаций отводится профилактической работе:

- беседа, консультации, собрания;

- работа с родителями, дневник записей;

- экскурсии, внеклассная работа.

Коррекции и консультации:

- Индивидуальные и групповые беседы с родителями и подростками;

- работа с привлечением специалистов (юристов, органы опеки).

При этом важно тесно сотрудничать с инспекцией по делам несовершеннолетних, органами опеки и попечительства, здравоохранением, образованием.

Часто бывает, что не только учителя, психологи, социальные педагоги, но и родители не подозревают о том, что ребенок, за которого они несут ответственность, находится в кризисной ситуации.

Как же понять таких детей, как помочь им? К сожалению, далеко не везде есть кризисные центры, куда дети, подростки и взрослые могут обратиться в критические моменты. Поэтому нам социально-психологической службе нужно предложить помощь, включающую работу с учащимися, родителями и педагогами. Занятия с подростками ориентированы на формирование жизненной цели и профилактику кризисных ситуаций, воспитание у учащихся стойкой жизненной позиции, развитие устойчивого стремление к позитивному восприятию. Помочь подростку заглянуть в себя, осознать себя Личностью.

Можно сделать вывод: не бойтесь трудностей. У каждого человека всегда есть выбор: делать что-то легкое или то, что труднее. Главное, чтобы принятое решение вело вверх, а не тянуло вниз, чтобы после решения вы испытывали радость и удовлетворение от одержанной победы над слабостью и другими негативными качествами. Для этого нужно только осознание необходимости самосовершенствования и вера, что вы можете изменить себя.

Да и к родителям тоже предъявляются интересные требования. Примечательно, что в приказе директора ейской школы мамы и папы не значатся в качестве членов антикризисной команды, однако их функции как членов этой самой команды приводятся в общей таблице. Предусматривается, что родители:

1

2

Фактически это набор прямых требований к родителям, которые они якобы обязаны выполнять (вплоть до изменения своего жизненного уклада и выполнения всех установок зачастую нетрадиционно мыслящих психологов), хотя сами мамы и папы имеют приоритетное право на воспитание и образование ребенка. Как видим, антикризисная команда вместо заявленных функций борьбы с ЧС в школе может превратиться в инструмент социальной инженерии и вмешательства в семью. И этот риск нам безусловно надо зафиксировать и предупредить.

Далее речь, как и в рекомендациях 2018 года, идет о создании в школах антикризисных команд с четким разделением функций.

3

4

К счастью, мы не видим среди рассматриваемых профилактических мер очередного цифроконцлагерного закручивания гаек, наводнения школ биометрическими камерами с распознаванием эмоций и т.д. – такие планы Минпросвет ранее неоднократно озвучивал. Но к сожалению, пока мы не видим от властей и давно перезревших инициатив о защите информационного пространства, нейтрализации деструктивного интернет-контента, направленного против наших детей, сохранении традиционного образования вместо продвижения цифрового суррогата, формирования ясного образа будущего страны, утверждения правильной госидеологии и соответствующей молодежной политики. При грамотной реализации всех этих пунктов до ликвидации ЧС в школе дело просто не дойдет.

Читайте также: