Критерий оценки в музыкальной школе

Обновлено: 07.07.2024

На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения, давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности, умение сравнивать, обобщать; знание музыкальной литературы.

Содержимое публикации

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Г.о. Подольск Московской области

Критерии оценивания учащихся на уроках музыки

2020 г., г.о. Подольск.

Слушание музыкального произведения и его анализ

На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения, давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности, умение сравнивать, обобщать; знание музыкальной литературы. Учитывается:

степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения через средства музыкальной выразительности;

самостоятельность в разборе музыкального произведения;

умение учащегося сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения на основе полученных знаний.

Критерии оценки:

Дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный;

Ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими (1-2) вопросами учителя;

Ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя;

Ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.

Ответ не дан ни на один из пунктов анализа музыкального произведения, отказ от ответа.

Исполнение вокального произведения.

(сольное, групповое (ансамбль), хоровое пение)

Для оценивания качества выполнения учениками певческих заданий необходимо предварительно провести индивидуальное прослушивание каждого ребѐнка, чтобы иметь данные о диапазоне его певческого голоса.

Учѐт полученных данных, с одной стороны, позволит дать более объективную оценку качества выполнения учеником певческого задания, с другой стороны - учесть при выборе задания индивидуальные особенности его музыкального развития и, таким образом, создать наиболее благоприятные условия опроса. Так, например, предлагая ученику исполнить песню, нужно знать рабочий диапазон его голоса и, если он не соответствует диапазону песни, предложить ученику исполнить его в другой, более удобной для него тональности или исполнить только фрагмент песни: куплет, припев, фразу.

Критерии оценки:

Знание мелодической линии и текста песни, чистое интонирование и ритмически точное исполнение, выразительное исполнение.

Знание мелодической линии и текста песни, в основном чистое интонирование, ритмически правильное, пение недостаточно выразительное.

Допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни, неуверенное и не вполне точное, иногда фальшивое исполнение, есть ритмические неточности, пение невыразительное.

Исполнение неуверенное, фальшивое.

Музыкальный диктант (терминология)

Критерии оценки:

Музыкальная викторина

Критерии оценки:

Все музыкальные номера отгаданы учащимся верно (определѐн жанр произведения, дано его название, указан(ы) автор(ы)).

Музыкальные произведения отгаданы верно, но указаны не все данные.

Музыкальные номера отгаданы не точно, исходные данные даны частично.

Отказ от ответа.

Требования к ведению тетради

В тетрадь записываются:

Даты и темы, конспекты уроков.

Имена композиторов, даты их жизни, иногда краткая информация об их творчестве и созданных произведениях.

Названия звучащих на уроках произведений и краткая информация об их создании.

Названия и авторы разучиваемых песен.

Сложно запоминающиеся тексты песен.

В конце тетради ведется словарь музыкальных терминов, который пополняется из года в год.

Тетрадь должна вестись аккуратно, может быть оформлена иллюстрациями, рисунками, портретами композиторов (в связи с записываемыми темами).

Тетрадь, таким образом, является рукотворным индивидуальным мини-учебником, куда ученик записывает нужную информацию, которую ему предстоит запомнить. Тетрадь проверяется учителем один раз в полугодие.

Оценка выставляется за:

Ведение тетради (эстетическое оформление), наличие всех тем, аккуратность.

Выполненное домашнее задание.

Устный ответ, письменный ответ на вопрос

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:

полнота и правильность ответа;

степень осознанности, понимания изученного;

речевое оформление ответа;

трехчастная композиция ответа (вступление, основная часть, вывод).

Критерии оценивания:

ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение теоретических понятий;

ученик обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

ученик умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала в соответствии с трехчастной структурой ответа, излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка;

самостоятельно и аргументированно производит анализ, обобщает, делает выводы.

самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне;

устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации;

допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами, но исправляет их при уточняющих вопросах учителя.

дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя;

умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи;

применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины;

допускает 1-2 негрубые ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки;

допустил 1-2 грубые ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов или допустил ошибки при их изложении;

испытывает затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных явлений на основе теорий, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.

ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;

не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов.

не может ответить ни на один их поставленных вопросов.

не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;

отказался отвечать на вопросы учителя.

грубым ошибкам относятся:

незнание определений основных понятий, правил, основных положений теории;

неумение выделить в ответе главное;

неумение применять теоретические знания на практике;

неверные объяснения хода решения учебной задачи;

незнание приемов решения учебных задач, аналогичных ранее решенным в классе, ошибки, показывающие неправильное понимание теоретических знаний.

негрубым ошибкам относятся:

неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия, ошибки, вызванные несоблюдением условий решения учебной задачи;

ошибки в условных обозначениях, в схемах, неточности в чертежах, графиках;

пропуск или неточное написание теоретических наименований;

нерациональный выбор хода решения учебной задачи.

речевые и грамматические ошибки.

отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа;

небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков;

исправления, сделанные самим учеником;

описки, пропуски букв;

орфографические и пунктуационные ошибки (на всех предметах, кроме русского языка).

оценка

Рассмотрим тему — объективность оценки, выставленной в музыкальной школе на экзамене и академическом концерте.

Есть два взгляда на процесс обучения в музыкальной школе.

Кто-то считает музыкальную школу дополнительным обучением к общеобразовательной школе: это важное, но необязательное занятие. Дети загружены, их нужно поощрять, не отбить желание учиться. И поэтому появляются завышенные оценки.

Другие утверждают: музыкальная школа – государственное учебное заведение с определенными задачами: общее музыкальное образование и отбор одаренных детей с целью подготовки к профессиональному обучению музыке.

Наличие учащихся с различными способностями влечет за собой разные требования к выполнению учебной программы.

При первом подходе завышенные оценки на контрольных прослушиваниях появляются уже с младших классов. Преподаватели хотят стимулировать ученика и делают скидку на возраст ребенка. Такой подход стал уже традицией в музыкальной школе. Оценка выступает в роли аванса за будущую работу.

Ученики не могут реально оценить свое выступление, и считают, что это
объективная оценка, и что они заслужили и заработали эту оценку.

Требования к исполнительскому мастерству для старшеклассников возрастают, и происходит несоответствие оценки реальной и представлением ученика об оценке. И на этом этапе уже сложно привести их в соответствие.

Так как в музыкальной школе обучаются дети с разными способностями, к ним выдвигаются разные требования. В этом и заключается метод дифференцированного подхода к ученикам.

Оценка и учебная программа

Подбирая учебную программу, нужно учитывать способности учеников. Программа может состоять из произведений, соответствующих классу обучения, а может быть на класс завышена или занижена.

Учебная программа может изменяться в пределах трех ступеней обучения. Нужно помнить: учебная программа не является категоричной и окончательной. Программа – это ориентир, в который заложены черты рекомендательного характера. И поэтому нет необходимости ставить вопрос о строгом соблюдении учебной программы.

Требования к выполнению учебного плана в музыкальной школе относительны и зависят от способностей ученика и мастерства преподавателя. Завышение и особенно занижение программы обсуждается преподавателями на заседаниях отдела, выносится решение и записывается в книге протоколов заседаний отдела.

Ученик, не способный заниматься по программе своего класса, но имеющий большое желание, может обучаться и закончить музыкальную школу по заниженной программе. Это позволит сократить отсев учащихся из школы.

Если оценка в музыкальной школе выставляется ученику за его способности, а не за достижения, то это тормозит развитие учащегося.

Ставить хорошую оценку лишь за труд, если ученик не достиг успехов, неправильно. Поурочная оценка может носить поощрительный характер, выступать в роли морального стимула, может быть цифровой или словесной.

Экзаменационная оценка

Экзаменационная оценка должна выставляться за реальные творческие достижения.
Из сказанного выше следует: ученикам необходимо предъявлять строгие требования и объективно оценивать выступления на контрольных прослушиваниях. В таких случаях у учеников вырабатывается ответственность к учебному процессу и понимание, что в оценке за академический концерт заложен итог текущей работы.

Оценка за академический концерт больше основана на музыкальном восприятии исполнения учащегося. Из-за этого и возникают спорные моменты и сопоставление игры разных учеников. Чтобы избежать таких ситуаций, нужно систематизировать требования к выступлению, объединив субъективное восприятие и объективность показателей. Оценка – это показатель творческих достижений и творческого отношения учащегося к труду.

Сгруппируем требования к экзаменационным выступлениям

1. Организационные вопросы выступления:

— сценическая культура (выход, уход со сцены, поклон),
— сценическая свобода и артистичность
— умение мобилизоваться ( сосредоточенность, волевые качества, целостное исполнение произведения)
— демонстрация завершенности в работе над программой

2. Качество исполнения:

Ошибки, чаще всего допускаемые исполнителями на концертах:

— ученик недостаточно профессионально владеет инструментом: использование педали, неточность в аппликатуре, для баянистов — работа мехом, у вокалистов и духовиков — проблемы с дыханием
— слабое владение штрихами
— неверная организация и владение игровым аппаратом (руки, корпус)
— неверная интерпретация произведения, искажающая смысл исполняемой пьесы

Проанализировав выступление ученика по этим требованиям, можно определиться с реальной оценкой.

Отличная оценка выставляется за безукоризненное исполнение и выполнение всех требований.

Если не выполнено одно-два из требований или произведение исполнено формально правильно, но не музыкально, оценку следует снизить на балл.

Если нарушены три-четыре пункта этих групп, и если нарушения характерны для игры ученика, происходит снижение на два балла.

В практике музыкальных школ встречается желание преподавателя поставить своему ученику более высокую оценку за то, что он хорошо работал на уроках и исполняет программу повышенной сложности, а не за качество исполнения.

Однако, на академконцерте необходимо исполнять посильные произведения, основанные на приобретенных ранее игровых навыках ученика, чтобы можно было продемонстрировать законченность работы над произведением. А более сложную программу можно играть на уроке и на контрольном уроке.

Практика показывает, что на контрольных прослушиваниях учащиеся играют хуже, нежели на уроках. Причин этому много, одна из них – отсутствие технического резерва и волевых возможностей ученика.

Для устранения этого недостатка необходимо не только правильно подобрать программу академического концерта, но и довести работу над этой программой до состояния завершенности.

За последнее десятилетие произошли изменения в содержании современного образования - перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий.

В процессе обучения по предметам искусства оценивание построено на следующих основаниях:

  • оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику;
  • оценивание может быть только критериальным, и основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям;
  • критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся и могут вырабатываться ими совместно;
  • система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся самостоятельно включались в контрольно-оценочную деятельность.

В своей работе на уроках музыки мы используем качественную оценку и традиционную количественную.

Качественной оценкой мы оцениваем эмоционально - ценностные отношения учащихся к явлениям искусства и действительности. Такой оценке подвергаются: размышления о музыке, выражение собственной позиции относительно прослушанной музыки, свободное музицирование в классе, на школьных праздниках, определение собственного отношения к музыкальным явлениям действительности. Для оценочного суждения педагога большое значение имеет музыкальное самообразование учащихся: знакомства с дополнительной литературой о музыке;

  • знакомство с дополнительной литературой о музыке;
  • слушание музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.);
  • выражение своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных уроках, в рецензиях;

Таким образом, с учетом выше изложенного можно выделить следующие критерии качественной оценки:

  • готовность ученика к сотрудничеству в процессе музыкальной деятельности;
  • углубление эмоционально-нравственной и содержательной сферы, созданной в процессе музыкального урока;
  • творческое усилие учащихся на уроке в процессе музыкальной деятельности.

Количественная оценка - традиционно сложившаяся пятибальная система, с её помощью измеряется процесс формирования эстетических знаний и практических умений. Количественной оценке подвергаются элементы обязательного содержания образования по искусству, которые вошли в государственный образовательный стандарт.

При оценивании успеваемости ориентирами являются конкретные требования к обучающимся, представленные в рабочей программе каждого класса, утверждённые на кафедре и гимназии, а также и примерные нормы оценки знаний и умений.

При определении качества знаний учащихся по музыке объектами контроля и оценивания являются 4 вида учебной музыкальной деятельности:

  1. Слушание музыки.
  2. Освоение и систематизация знаний.
  3. Вокально-хоровая работа.
  4. Творческая деятельность.

1. Слушание музыки. На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения и давать словесную характеристику музыкальному образу, содержанию и средствам музыкальной выразительности, уметь сравнивать, обобщать, что является метапредметными навыками, знать музыкальную литературу.

2 . Освоение и систематизация знаний . В музыке, как и в предметах естественно-научного направления, немало того, что поддается точному и однозначному определению и измерению. В данном виде деятельности проверяется и оценивается знание основных понятий, определений, умение пользоваться ими в процессе слушания и исполнение музыкальных произведений.

3. Вокально-хоровая работа. При выставлении оценки за вокально-хоровую деятельность учащихся учитываются не только объективно определяемые параметры, такие как: чистота интонирования, владение вокально-хоровыми навыками, выразительность исполнения, но и индивидуальный процесс развития и успехи каждого отдельного ученика.

Творческая деятельность. Оцениваются самостоятельность и основательность подхода, глубина погружения в тему предложенную учителем или выбранную самостоятельно, изложение материала.

Традиция обозначать цифрами прилежание и успехи учеников утвердилась в России еще в начале 19 века. Тогда употреблялись цифры от 0 до 5. Нуль показывал, что ученик совсем не исполнил своих обязанностей, если он получал два нуля подряд, то он подвергался телесному наказанию (до 1864 г) Единицу и двойку ставили тогда, когда ученик неудовлетворительно приготовил урок, тройку ставили за посредственное прилежание, четыре- когда ученик хорошо исполнил свои обязанности, пять он получал только за отличное знание урока. Учитель был обязан ставить баллы в классе, характеризуя только знание заданного на дом урока, и не имел права учитывать внимание или рассеянность учеников во время занятия, а также временное или постоянное прилежание ученика, его возраст и способности. Не смотря на многочисленные попытки реформирования этой системы она сохранилась до нашего времени. Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся является важным структурным компонентом процесса обучения и в соответствии с принципами систематичности, последовательности и прочности обучения должна осуществляться в течение всего периода обучения. Этим обуславливаются различные виды проверки и оценки знаний. Основными из них являются следующие:

а) текущая оценка знаний, проводимая в ходе повседневных занятий.

б) четвертная проверка и оценка знаний, которая проводится в конце каждой четверти.

в) годовая оценка знаний, то есть оценка успеваемости за год.

г) переводные и выпускные экзамены.

При проверке и оценке качества успеваемости необходимо выявлять, как решаются основные задачи обучения, то есть в какой мере учащиеся овладевают знаниями, умениями и навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями, а также способами творческой деятельности. Существенное значение имеет также то, как относится тот или иной учащийся к обучению, работает ли он с необходимым напряжением постоянно или же рывками и так далее. Все это обусловливает необходимость применения всей совокупности методов проверки и оценки знаний. Какова же сущность и дидактические основы использования каждого из этих методов. Повседневное наблюдение за учебной работой учащихся. Этот метод позволяет учителю составить представление о том, как ведут себя учащиеся на занятиях, как они осмысливают изучаемый материал, какая у них память, в какой мере они проявляют сообразительность и самостоятельность при выработке практических умений и навыков, каковы их учебные склонности, интересы и способности. Если по всем этим вопросам у учителя накапливается достаточное количество наблюдений, это позволяет ему более объективно подходить к проверке и оценке знаний учащихся, а также своевременно принимать необходимые меры для предупреждения неуспеваемости.

Этот метод является наиболее распространенным при проверке и оценке знаний. Сущность этого метода заключается в том , что учитель задает учащимся вопросы по содержанию изученного материала и побуждает их к ответам, выявляя, таким образом, качество и полноту их усвоения. Поскольку устный опрос является вопросно-ответным способом проверки знаний учащихся, его еще иногда называют беседой.

Это весьма эффективный метод проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся, а также их творческих способностей. Сущность этого метода состоит в том, что после прохождения отдельных тем или разделов учебной программы учитель проводит в письменной или практической форме проверку и оценку знаний, умений и навыков учащихся. При проведении контрольных работ необходимо соблюдать ряд дидактических требований:

1) контрольные работы целесообразно проводить тогда, когда учитель убедился, что пройденный материал хорошо осмыслен и усвоен учащимися.

2) необходимо заранее предупредить учащихся о предстоящей контрольной работе и провести в связи с этим соответствующую подготовку.

3) при проведении контрольных работ необходимо обеспечивать самостоятельное выполнение учащимися даваемых заданий, не допуская подсказок и списывания.

Проверка домашних работ учащихся

Для проверки и оценки успеваемости учащихся большое значение имеет проверка выполнения ими домашних заданий. Она позволяет учителю изучать отношение учащихся к учебной работе, качество усвоения изучаемого материала, наличие пробелов в знаниях, а также степень самостоятельности при выполнении домашних заданий.

Комплексный подход к оценке

Выставляя оценку, учитель руководствуется объективностью, однако, элемент субъективности, конечно же, проявляется при оценивании работы ученика. Преподавательской необходимостью является комплексный подход к оценке – и объективный, и субъективный. Субъективность – это не предвзятость и несправедливость, это творческое восприятие урока. Если у ребенка хорошие музыкальные способности, но несколько уроков подряд не выучивается текст, значит, ученик недостаточно работает дома. И преподаватель обоснованно может поставить тройку, несмотря на активность и продуктивность ученика на уроке.

Рассмотрим другой пример. У ребенка есть желание заниматься в музыкальной школе, но у него слабые музыкальные способности. Ребенок знает, как реально обстоят дела, видит возможности других учеников, понимает, что учеба – это труд, и получает свою реальную оценку – тройку или четверку. Иногда ребенок качественно выполнил домашнее задание, активно работал на уроке, и тогда преподаватель, желая зафиксировать успех ученика, ставит отличную оценку. Эта оценка носит поощрительный характер.

Зачастую преподаватели пользуются словесной оценкой. Если ребенок обычно добросовестно готовится к урокам, но пришел с невыученным заданием, преподаватель вправе сказать, что если такое повторится, то будет двойка. А невыученное задание выполняется в классе или задается на следующий урок. Это словесная оценка, но все равно, порицательная.

Отличие оценки в общеобразовательной и в музыкальной школе

Поурочная оценка в музыкальной школе отличается от поурочной оценки в общеобразовательной школе. Поставить оценку в музыкальной школе труднее. Зачастую, преподаватели отказываются от частых поурочных оценок, используя другие методы привлечения учеников к активной творческой деятельности. Преподаватели и родители учеников должны всячески убеждать детей, что они учатся не ради отметки, а ради знаний и умений. И поэтому в дневнике достаточно будет записи о невыполненном задании. Со временем ребенок отвыкает работать только ради положительной оценки и более творчески подходит к выполнению домашних заданий. Ученик понимает, что главная его оценка будет выставлена на контрольных прослушиваниях. И вся работа на уроке, подготовка домашних заданий – это работа на положительный результат в перспективе.

Воспитательный характер оценки

Преподаватель музыкальной школы всегда должен задумываться о воспитательном эффекте оценки. А для этого необходимо хорошо знать музыкальные способности ученика, его трудоспособность и следует предусмотреть психологическую реакцию на выставленную оценку. И только потом решать, какая отметка должна быть: констатирующая, поощрительная или порицательная.

Поурочная оценка в музыкальной школе, в основном, — субъективное оценивание педагогом успехов ученика, и носит воспитательный характер. Успехи ученика оценивают не столько по оценкам за уроки, сколько по итогам на контрольных прослушиваниях. В учебных программах указывается, что педагог должен всячески поддерживать трудолюбие ученика, и что оценки должны быть доброжелательны и педагогически целесообразны.

Хорошие и отличные оценки могут быть выставлены в равной степени как ученикам с отличными данными, так и ученикам со средними данными. Но обязательное условие – в пределах своих возможностей ученик должен добиться больших успехов.

Основной критерий выставленной оценки – грамотное и осмысленное исполнение произведения. А поэтому, речь идет не об оценке на уроке, а об оценивании готовой работы. И здесь уже потребуется объективное оценивание – грамотное и осмысленное исполнение произведений независимо от степени музыкальной одаренности.

Можно сделать вывод, что поурочная оценка носит воспитательный характер и является средством стимулирования работы ученика. Эта оценка может быть цифровой и словесной, устной и письменной.

Оценки на академических концертах, экзаменах, контрольных уроках – объективный итог обучения учащихся в музыкальной школе. И поэтому, такая система учета успеваемости заставляет работать учеников постоянно и напряженно. Учащиеся понимают, что кропотливая работа дает хороший результат, и что оценка на экзамене – это результат плодотворной и постоянной текущей работы.

Бывает, преподаватели сетуют на срывы на выступлении. Но нужно помнить и учителям, и ученикам, что любой срыв – это провал. А потому, контрольные выступления – это объективная оценка исполнения. На выпускных экзаменах, если произойдет срыв, нужно, конечно, учитывать выступления на предыдущих контрольных мероприятиях. И так как на данных мероприятиях выставлялись объективные оценки, можно понять, был ли это случайный срыв или нет.

При выдаче свидетельства ученику, сорвавшемуся на выпускных экзаменах, комиссия должна учесть не только оценку на самом экзамене, но и на контрольных выступлениях за предыдущие годы. И это не будет отступлением от системы выставления оценок, так как на контрольных выступлениях за прошлые годы выставлялись объективные оценки.

И поэтому, система выставления объективной оценки на контрольном выступлении позволит выявить способности учащихся и в результате можно будет правильно планировать их нагрузку.

Нужно отметить, что такой подход к выставлению итоговой оценки возможен по специальному классу. По сольфеджио и музыкальной литературе принцип учета успеваемости должен оставаться прежним.

В исполнительских коллективах (хор, оркестр, крупные ансамбли) целесообразно выставлять семестровые итоговые оценки с учетом текущих оценок и концертных выступлений. Малые исполнительские коллективы из-за отсутствия регулярной концертной деятельности нуждаются в четвертной оценке.

Основа итоговой оценки – исполнительские качества ученика и навыки владения инструментом. Такая система оценивания работы ученика не ограничивает инициативу преподавателя. Педагог может выбирать способы стимулирования текущей работы учащегося для того, чтобы было качественное выступление на контрольном прослушивании.

Успех выступления ученика во многом зависит от правильного подбора преподавателем программы. Это должны быть яркие, разнохарактерные произведения, исполняя которые, ученик мог бы проявить технические возможности и музыкальные способности.

Оценки на академических и контрольных прослушиваниях, полученные учеником, дают возможность преподавателю сделать выбор в определении годовой оценки, если эти оценки неоднородны.

Оценка при переводе ученика в следующий класс

Для перевода в следующий класс нужно, чтобы ученик успевал по всем дисциплинам. Годовая оценка выставляется, исходя из оценок за контрольные прослушивания в учебном году.

Обязательные контрольные прослушивания, на которых должен выступить ученик музыкальной школы:

— экзамены (если предусмотрены учебным планом)

Если ребенок не выступал на академическом концерте по уважительной причине, но занятия посещал, итоговая оценка выводится исходя из текущих оценок.

Данная система оценивания соединяет в себе контроль успеваемости учащегося и решает задачи по всестороннему музыкальному развитию ребенка.

Система контрольных прослушиваний способствует регулярной отчетности учащегося и лучшему освоению учеником учебного плана.

Рассмотрим тему — объективность оценки, выставленной в музыкальной школе на экзамене и академическом концерте. Есть два взгляда на процесс обучения в музыкальной школе. Кто-то считает музыкальную школу дополнительным обучением к общеобразовательной школе: это важное, но необязательное занятие. Дети загружены, их нужно поощрять, не отбить желание учиться. И поэтому появляются завышенные оценки.

Другие утверждают: музыкальная школа – государственное учебное заведение с определенными задачами: общее музыкальное образование и отбор одаренных детей с целью подготовки к профессиональному обучению музыке.

Наличие учащихся с различными способностями влечет за собой разные требования к выполнению учебной программы.

При первом подходе завышенные оценки на контрольных прослушиваниях появляются уже с младших классов. Преподаватели хотят стимулировать ученика и делают скидку на возраст ребенка. Такой подход стал уже традицией в музыкальной школе. Оценка выступает в роли аванса за будущую работу. Ученики не могут реально оценить свое выступление, и считают, что это объективная оценка, и что они заслужили и заработали эту оценку.

Требования к исполнительскому мастерству для старшеклассников возрастают, и происходит несоответствие оценки реальной и представлением ученика об оценке. И на этом этапе уже сложно привести их в соответствие.

Так как в музыкальной школе обучаются дети с разными способностями, к ним выдвигаются разные требования. В этом и заключается метод дифференцированного подхода к ученикам.

Оценка и учебная программа

Подбирая учебную программу, нужно учитывать способности учеников. Программа может состоять из произведений, соответствующих классу обучения, а может быть на класс завышена или занижена.

Учебная программа может изменяться в пределах трех ступеней обучения. Нужно помнить: учебная программа не является категоричной и окончательной. Программа – это ориентир, в который заложены черты рекомендательного характера. И поэтому нет необходимости ставить вопрос о строгом соблюдении учебной программы.

Требования к выполнению учебного плана в музыкальной школе относительны и зависят от способностей ученика и мастерства преподавателя. Завышение и особенно занижение программы обсуждается преподавателями на заседаниях отдела, выносится решение и записывается в книге протоколов заседаний отдела.

Ученик, не способный заниматься по программе своего класса, но имеющий большое желание, может обучаться и закончить музыкальную школу по заниженной программе. Это позволит сократить отсев учащихся из школы.

Ставить хорошую оценку лишь за труд, если ученик не достиг успехов, неправильно. Поурочная оценка может носить поощрительный характер, выступать в роли морального стимула, может быть цифровой или словесной.

Экзаменационная оценка должна выставляться за реальные творческие достижения.

Из сказанного выше следует: ученикам необходимо предъявлять строгие требования и объективно оценивать выступления на контрольных прослушиваниях. В таких случаях у учеников вырабатывается ответственность к учебному процессу и понимание, что в оценке за академический концерт заложен итог текущей работы.

Оценка за академический концерт больше основана на музыкальном восприятии исполнения учащегося. Из-за этого и возникают спорные моменты и сопоставление игры разных учеников. Чтобы избежать таких ситуаций, нужно систематизировать требования к выступлению, объединив субъективное восприятие и объективность показателей. Оценка – это показатель творческих достижений и творческого отношения учащегося к труду.

Сгруппируем требования к экзаменационным выступлениям:

1. Организационные вопросы выступления:

— сценическая культура (выход, уход со сцены, поклон),

— сценическая свобода и артистичность

— умение мобилизоваться ( сосредоточенность, волевые качества, целостное исполнение произведения)

— демонстрация завершенности в работе над программой

2. Качество исполнения:

— текст, соответствующий указаниям автора

— исполнение преподавательских требований

— непрерывное и завершенное исполнение

Ошибки, чаще всего допускаемые исполнителями на концертах:

— ученик недостаточно профессионально владеет инструментом: использование педали, неточность в аппликатуре, для баянистов — работа мехом, у вокалистов и духовиков — проблемы с дыханием

— слабое владение штрихами

— неверная организация и владение игровым аппаратом (руки, корпус)

— неверная интерпретация произведения, искажающая смысл исполняемой пьесы

Проанализировав выступление ученика по этим требованиям, можно определиться с реальной оценкой. Отличная оценка выставляется за безукоризненное исполнение и выполнение всех требований.

Если не выполнено одно-два из требований или произведение исполнено формально правильно, но не музыкально, оценку следует снизить на балл.

Если нарушены три-четыре пункта этих групп, и если нарушения характерны для игры ученика, происходит снижение на два балла.

В практике музыкальных школ встречается желание преподавателя поставить своему ученику более высокую оценку за то, что он хорошо работал на уроках и исполняет программу повышенной сложности, а не за качество исполнения.

Однако, на академконцерте необходимо исполнять посильные произведения, основанные на приобретенных ранее игровых навыках ученика, чтобы можно было продемонстрировать законченность работы над произведением. А более сложную программу можно играть на уроке и на контрольном уроке.

Практика показывает, что на контрольных прослушиваниях учащиеся играют хуже, нежели на уроках. Причин этому много, одна из них – отсутствие технического резерва и волевых возможностей ученика.

Для устранения этого недостатка необходимо не только правильно подобрать программу академического концерта, но и довести работу над этой программой до состояния завершенности.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Критерии оценки на уроках музыки

Задача музыкального воспитания в школе связана с целым комплексом развития нравственно-эстетических чувств ребёнка, творческих и музыкальных способностей.

1.Проявление интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на неё.

2.Высказывание о прослушанном или исполненном произведении, умение пользоваться прежде всего ключевыми знаниями в процессе живого восприятия музыки.

3.Рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учётом исходного уровня подготовки ученика и его активности в занятиях.

Примерные нормы оценки знаний и умений учащихся

На уроках музыки проверяется и оценивается качество усвоения учащимися программного материала.

При оценивании успеваемости ориентирами для учителя являются конкретные требования к учащимся, представленные в программе каждого класса и примерные нормы оценки знаний и умений.

Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе и дополняются устной характеристикой ответа.

Учебная программа предполагает освоение учащимися различных видов музыкальной деятельности: хорового пения, слушания музыкальных произведений, импровизацию, коллективное музицирование.

На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения, давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности, умение сравнивать, обобщать; знание музыкальной литературы.

-степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения через средства музыкальной выразительности;

-самостоятельность в разборе музыкального произведения;

-умение учащегося сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения на основе полученных знаний.

дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный.

ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими(1-2) вопросами учителя.

ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя.

ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.

Для оценивания качества выполнения учениками певческих заданий необходимо предварительно провести индивидуальное прослушивание каждого ребёнка, чтобы иметь данные о диапазоне его певческого голоса.

Учёт полученных данных, с одной стороны, позволит дать более объективную оценку качества выполнения учеником певческого задания, с другой стороны-учесть при выборе задания индивидуальные особенности его музыкального развития и, таким образом, создать наиболее благоприятные условия опроса. Так, например, предлагая ученику исполнить песню, нужно знать рабочий диапазон его голоса и,если он не соответствует диапазону песни, предложить ученику исполнить его в другой, более удобной для него тональности или исполнить только фрагмент песни: куплет, припев, фразу.

-знание мелодической линии и текста песни;

-чистое интонирование и ритмически точное исполнение;

-знание мелодической линии и текста песни;

-в основном чистое интонирование, ритмически правильное;

-пение недостаточно выразительное.

-допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни;

-неуверенное и не вполне точное, иногда фальшивое исполнение, есть ритмические неточности;

Читайте также: