Музейный уголок по казачеству в школе

Обновлено: 05.07.2024

Оборудование: экспонаты музея “Казачья горница”, магнитофон, кассеты с фонограммами песен.

Место проведения урока – этнический музей “Казачья горница” МОУСОШ №7 с. Кабардинки

1. Организация урока.

В нашей школе 2003 году открылся этнический музей, для того, чтобы знакомить учащихся с жизнью и бытом народов поселившихся когда-то на территории нашего края. А так как отстояли и сохранили в своё время нашу малую Родину казаки, посланные государством на южные рубежи из разных уголков России, то и музей посвящён им, казакам, которые не жалели сил и жизни, исполняя воинский долг. Здесь собраны подлинные предметы быта далёких лет.

2. Основная часть.

- Я думаю, вам будет интересно узнать о житье-бытье казаков. А начиналось всё с Указа царицы Екатерины II о пожаловании казакам земель за их добросовестную службу. И потянулись обозы с нехитрым казачьим скарбом по пыльным степным дорогам. И стали стекаться ещё на необжитые земли переселенцы с Запорожской Сечи. Так появились наши предки-казаки на Кубани. Обживая земли, казаки строили себе жильё: мазанки, хаты (фото 1). Хаты строили из самана, обмазывали глиною с обеих сторон. Хата внутри и снаружи обязательно белилась.

- Как вы думаете, для чего?


Белый цвет – это символ чистоты и опрятности. Крыши под камышом и соломой. Пол здесь обмазывался глиною. Хату огораживали вот таким плетнём.

Вы находитесь в казачьей светлице, главной комнате станичной хаты. Так она выглядела 200-300 лет назад, но и сейчас многое из этого, что вы видите, ещё живёт в домах станичников. Здесь каждая вещь подлинная, это реликвия, она дышит историей народа, хранит тепло и нежность женских рук. Мужчина главной своей работой считал службу Отечеству, дома бывал редко, поэтому вся ответственность за семью ложилась на женщину. Жизнь казачки была не легка! Все полевые работы на ней, готовить и кормить детей (а их в семье было чаще всего больше 10), ухаживать за стариками, носить воду вёдрами из реки, содержать дом, животных. При такой нагрузке женщина чаще всего ночью украшала свой дом так, как мы видим сейчас.

Самым главным местом в горнице считался Святой угол (фото 2). Православные казачие семьи все свои важные моменты связывали с именем Господа. Просили благословение на службу, брак, постройки, и др. Наш музей имеет замечательный иконостас усилиями атамана Мешкова В.А., Капинос В.Н., а также учащихся и жителей. В дни открытия музея произошло примечательное событие. Снимая грязь специальным раствором с одной из картин, Капинос В.Н., обнаружил отчётливую запись 1903 год художник Дьяченко Григорий. Картина называется “Кончина Серафима Саровского”. (Серафим Саровский при жизни имел дар исцелять людей. Каждого, кто приходил к нему, он приветствовал: “Радость моя” и исцелял.) Казаки брали эту икону в поездки. Несколько дней спустя учитель физики А.Е. Казанджи подарила музею книгу “Духовные посевы”, автором которой являлся магистр богословия Дьяченко Григорий. Так в нашем молодом музее встретились два произведения одного автора. В нашем иконостасе имеются и подарки учащихся: из Санкт-Петербурка ребята старших классов привезли икону Божьей матери, особо почитаемую в народе. Вы видите икону Сергия Радонежского покровителя просвящения и образования. Её в дар музею принёс ученик Гордюшкин Владимир.


Важным предметом в казачьем быту была кровать (фото 3), изготовленная из дерева своими руками. Такую мы не нашли, т. к. в 30-х годах прошлого века появились кровати железные, такую мы вам и представляем. Обязательно было обилие подушек, перин. Кровать – это место отдыха всё должно этому служить! Женщина здесь всё тщательно украшала. Обратите внимание на наволочки: они своеобразно изготовлены, это тонкая и кропотливая работа обычных крестьянок. Конечно это изделие не на каждый день, а праздничная, либо для гостя. Детям и взрослым залезать на кровать, сидеть на такой постели категорически запрещалось. Застелена кровать ярким лоскутным одеялом, опять много красного цвета, цвета жизни. В жизни людей всё было так разумно устроено, что чем больше узнаёшь, тем больше изумляешься! Маленькие остатки от шитья не выбрасывали, а собирали вот в такой весёлый узор. Одеяло тоже сшито самой хозяйкой. Девочки рано приобщались к такой работе, в 4 года девочка уже умела шить.


На стене вы видите ковёр (фото 4). Он трофейный. Его принёс с поля боя казак родом из Чернигова. Это было очень интересный человек, он очень любил сады, деревья. Куда бы он не поехал, отовсюду привозил саженцы различных деревьев. Его сад и сейчас цветёт прямо над рекой Псекупс. Однажды он нашёл коврик, им он укрывал коня, чтобы добраться до дому. Вот и добрался, ковёр теперь у нас в музее. Определить его возраст невозможно. Но потомки сохранили его в память о своём деде.


Возле кровати родителей находится колыбель (фото5). Она обычно передавалась из поколения в поколение и служила много лет. Такую мы не нашли. Но Владимир Николаевич казак нашего общества, предложил сделать такую колыбель, в которой спал сам, его брат, сёстры. Так появилась эта колыбель, а Татьяна Анатольевна Хлыповка, казачка, украсила её вот такими ромашками. Колыбель покрыта пологом. Для чего? Когда дитя рождалось, то 40 дней ребёнка нельзя было показывать чужим людям, боялись дурного глаза, а после 40 дней можно, т. к. ребёнок был под защитой Бога (тогда крестили в 40 дней). Ночью в окно светила луна, она мешала ребёнку спать, полог защищал. В окно залетали мошки, полог оберегал.


В каждой хате была русская печь (фото 6), она являлась не только вместилищем пищи, домашним очагом, но и воплощала идею благополучия в доме, семейного тепла.


Одним из самых традиционных и почитаемых предметов в доме у казака был стол (фото 7). Вот этот стол, что перед вами, изготовлен в 1900 году, он сделан руками мастера. За свою долгую жизнь он не знал ни краски, ни лака. За это время стол почернел, однако, ещё может долго служить людям. “Стол – то же, что в алтаре престол”, а потому и сидеть за столом и вести себя нужно так, как в церкви. Стол немыслим без хлеба – как пищи, как символа благополучия.


- А не задавали вы себе вопрос, почему, приветствуя гостей, подносят не только хлеб, но и соль?

- Соль, по мнению предков, защищает от злых сил и духов. Если человек угостился хлебом и солью, значит, он не замышляет зла.

Как хлеб дошёл, там пирог пошёл,
А пирог дошёл, там блин пошёл,
А блин дошёл, так в мир пошёл.

– У нас на Кубани угощались не только блинами, пирожками с кабаком, с фасолью, пирогами с капустой, курагой, яблоками. А какие пампушки с чесноком! И, конечно, узвар из сушёных кубанских фруктов или чай. Вместо заварки, калина или фруктовые веточки.

Украшением стола в хате был самовар (фото 8, а). Своим горячим, чаем в зимние вечера согревал он души и тело домочадцев, собирая всех вместе за столом.


- А вот какие чуваны, чугуны (фото 8 (б, в)) стоят в печи. Запах ароматного борща и вкусной каши когда-то исходил из них, радуя детей и взрослых. Старожилы утверждают, что более ароматного борща, приготовленного в печи, ничего не существует.



-А как называлось вот это приспособление? (Учитель показывает ухват). Для чего он служил?

-Совершенно верно. С помощью ухвата можно поставить чугун в печь и вынуть из печи.

- А это тоже приспособление, которое всегда стояло у плиты, и которым могли разгрести в печи жар – это кочерга.

Чего только не было в казачьей хате, но каждый предмет имел своё назначение, к нему относились бережно.

    • Вот это изделие называется рубель (фото 9), а использовали его для глажки белья.


    • Время шло, жизнь казаков менялась и свидетельством достатка, были вот такой утюг(фото 10).


    - Кто знает, каков принцип его работы? (внутрь утюга насыпали раскалённые угли, от этого он нагревался, и можно было гладить)

    – Человек во все времена стремится украсить свой быт. “Не то дорого, что красно золото, а то, что доброго мастерства” - гласит пословица. Народ творил из простого материала: дерева, глины, но ценность изделия умельцев определялась не материалом, а их мастерством и фантазией.

    Много талантливых мастеров было у нас. Умели и половики ткать (фото11) на загляденье, рушники вышивать и прясть пряжу вот на такой прялице (фото12). Особое слово хочется сказать о рушниках. Это не просто полотенце, как мы считаем сейчас, это произведение искусства. Вышивали рушники в девичестве и в таком количестве, чтобы хватило на всю жизнь, так как после замужества этим заниматься было некогда. Рушниками покрывали те вещи, которые хотели выделить: документы, фотографии и иконы.



    В каждом дворе женщины умели плести кружева. Да какие красивые! Украшали ими полотенца, накидки. Всюду были кружевные салфетки.

    Перед вами одежда (фото13) казака, мальчика – подростка, женская одежда и детский костюмчик. Нет ни одной из них, чтоб она не была украшена. Кофта женская изготовлена на домашнем верстаке, что имела каждая семья, полотно соткано из льна-прядива, отбелено в проруби, а затем вышито. Такая одежда имелась у каждой женщины, она умела это делать, причём вышивка у каждой была своя, неповторимая. Этой кофте уже 230 лет. Её нам подарила Малинина Нина Яковлевна.


    А вот праздничный костюм маленькой девочки из Ярославской губернии. Ему уже 50 лет, принесла его в наш музей завуч Лупова Т.И. Это подарок её бабушки. Сколько же времени надо было затратить этой труженице, чтобы и кружевами оплести, и расшить цветами такую одежду?! Татьяна Ивановна убеждена, что такой подарок – единственный. Вот фото (фото14), на котором ей 5 лет и Татьяна Ивановна одета в этот костюмчик.


    Одежда и всё, что ценное было для семьи, хранилось в сундуках (фото15). Сундуки были разных размеров, по–разному изготовлены, украшены, но обязательно были. У нас не большой сундук, но с большой исторической судьбой. Сегодня нет уже прямых его хозяев, а внукам хозяев уже 80 лет. Внучка Снегирёва Вера Ивановна в 20 годах 20-го века из Геленджика переехала на Крайний Север, в Дудинку. Через 20 лет семья вернулась в Геленджик и привезла с собой сундук. Они не смогли его там оставить, это часть их истории, их судьбы. В. И. Снигерёва решила подарить его нашему музею.


    А вот изделие мастеров плетения корзин (сапеток) и кошёлок! (фото16) В магазине таких вещей купить было нельзя. Вот и приходилось самим плести из прутьев. Удобные, лёгкие, вместительные. Побольше - для взрослых, поменьше - для детей.


    Как бы горько не жилось народу в прошлом, без песни – ни шагу. Песня – целительница, песня – плач, песня – пляска. От всех бед и печалей спасала песня.

    А какой весёлой была бытовая песня. Игровые и хороводные песни показывали размах, удаль, весёлость и широту русской натуры.

    А теперь почувствовав дух того времени, давайте споем песню В. Захарченко “Мы с тобой казаки” (фото17).


    Наш урок окончен. Что вам понравилось и запомнилось из сегодняшней беседы?


    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
    Камышевская средняя "Казачья" общеобразовательная школа
    Цимлянского района Ростовской области

    Школьный музей

    Файлы

    Школьный музей казачьего быта начал создаваться не так давно, примерно с 2002 года. У истоков создания музея стояли учителя русского языка и литературы Мараховская Надежда Николаевна и Цикал Валентина Петровна. Начали они своё дело с небольших проектных работ, которые делали вместе со своими учениками. В первую очередь собирали информацию об истории станицы, ее обычаях и традициях.

    Цель создания музея: сохранение богатейшего материала о жителях и истории станицы Камышевской, формирование у наших ребят высокой нравственности, трудолюбия и патриотизма, создание оптимальных условий для учителя и учащихся в использовании краеведения при обучении и воспитании подрастающего поколения.

    Главными задачами являются:

    1. Воспитание у школьников чувства патриотизма, любви к Родине.

    2. Развитие стремления участвовать в созидательной деятельности.

    3. Формирование познавательных интересов и способностей.

    4. Формирование творческой самодеятельности, общественной активности,

    5. Овладение практическими навыками поисково-исследовательской, собирательской,

    Учетно -хранительской, экспозиционной, массово-пропагандистской, экскурсионной

    Для спешной работы по данному направлению используется:

    2. Школьная библиотека, в которой собрана литература по краеведению.

    3. Возможность общения через интернет с известными краеведами.

    4. Связь со школьными музеями района.

    5. Тесная связь с местными жителями.

    Для решения поставленных задач учитывается :

    1. Организация поисково-исследовательской работы с учащимися по всестороннему изучению родного края.

    2. При планировании краеведческой работы в школе учитываются предстоящие памятные события из истории и жизни родного края.

    3.Проведение экскурсий по родному краю, занятий в школьном музее.

    4. Встречи со старожилами, ветеранами войны и труда, запись, обработка и хранение их

    воспоминаний. Сбор документальных и предметных свидетельств.

    5. Видео и фото фиксация сохранившихся объектов истории, культуры, природы и т. д., а

    также их следов и остатков.

    6. Работа с архивными документами.

    7. Изучение картографических и статистических источников.

    8.Периодическое обновление и пополнение экспозиций школьных музеев, разработка и

    оформление новых экспозиций, выставок.

    Школьный музей казачьего быта создан с целью знакомства с предметами быта, орудиями труда казаков, с традициями и обрядами донского казачества, связанными с жильём, работой, праздниками, систематизации и обобщения знаний учащихся об основных видах народных промыслов Дона, развития у детей познавательного интереса к истории родного края; формирования интереса к народной культуре, уважения к труду народных мастеров.

    На создание музея мы получили благословение отца Богдана. В нем представлена казачья хата с предметами быта и утвари донских казаков. Экспозиция музея насчитывает несколько сотен подлинных предметов старины, возраст некоторых от 100 – 120 лет.

    Направления деятельности школьного музея:

    • Поисково-собирательское. Это направление даёт возможность учащимся проявить себя в исследовательской работе, проявить свои исследовательские умения. В рамках исследования можно разрабатывать любую тему, интересующую школьников. На подготовительном этапе начинается изучение темы по литературе, по материалам, уже имеющимся в школьном музее. Возможно также получение дополнительных сведений по данной теме в местном государственном музее, архиве, краеведческом обществе, из бесед с местными жителями – очевидцами или участниками тех или иных событий.

    Экспозиционное (оформительское). Специфика музейной экспозиции заключается в том, что то или иное событие, природное или социальное явление отражается в ней с помощью не только музейных предметов, но и художественных и технических средств. Создание экспозиции – сложный процесс, проходящий несколько этапов:- Экскурсионное. Музейная экскурсия – форма культурно-образовательной деятельности музея, основанная на коллективном осмотре музея под руководством специалиста по заранее намеченной теме и специальному маршруту. Особенностью музейной экскурсии является сочетание показа и рассказа при главенствующей роли зрительного восприятия, которое дополняется впечатлениями и моторного характера: осмотр с разных точек зрения, на различном расстоянии. В детских музейных экскурсиях используется вопросно-ответный метод, приёмы игры, театрализации и продуктивной деятельности ребёнка (рисунок, лепка, моделирование). Экскурсоводом может быть каждый, кто любит музей, умеет интересно рассказывать, стремится к новым знаниям. Подготовка и проведение экскурсии в школьном музее – непростое дело. Оно требует настойчивости, больших знаний, специальных навыков. Подготовка к выбору темы, составлению текста экскурсии должна проводиться под руководством педагога.

    Наиболее эффективными формами работы в рамках музейной педагогики являются массовые, групповые, индивидуальные.

    Использование полученных знаний во время экскурсий и исследовательской работы по быту и обычаям казаков помогают оформить выставку казачьей ярмарки на празднике День станицы, точно воссоздав картины прошлого.

    Я считаю, что музейно-педагогическая технология вооружает учителя новыми эффективными методами обучения и воспитания на основе включения музейного предмета в образовательный процесс, позволяет сделать жизнь ребёнка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, даёт в руки новый инструмент для познания мира. Она может оказать неоценимую помощь в процессе воспитания, может помочь ребенку стать творческой личностью, помогает ему прожить не одну свою жизнь, а сотни других жизней. В этой сфере нет места вандализму - интересно не разрушать, а созидать. Нам надо помнить, что история и культуражива, пока мы интересуемся ею, пока мы бережно передаём её другим поколениям.

    Оформление уголка казачества

    Спешу поделиться с Вами радостным событием, которое произошло в нашей группе.

    В первый свой рабочий день после отпуска, я вместе с детьми, получила замечательный подарок от бабушки Владика Горбули, Натальи Алексеевны – это казака и казачку.


    В группе оформлен уголок по казачеству, а вот главного атрибута не было. А нам очень хотелось. Теперь казак и казачка занимают своё почетное место в нашем уголке.






    Хочется сказать огромное спасибо Наталье Алексеевне за её поистине золотые руки. Ведь это не единственная её работа в нашей группе. Наталья Алексеевна связала нам замечательный театр кукол:


    музыкальные инструменты:


    подставки для карандашей:


    овощи и фрукты:


    и многое другое.

    А это уже моя работа:


    Казаки-звучит гордо.

    Казаки-звучит гордо. В каждом городе и в каждом селе, есть своя гордость или особенность. И каждый человек, будь он взрослый или ребенок должен об этом знать.

    Наш замечательный цветник

    Наш замечательный цветник Добрый день гости моей странички!Я хочу показать вам наш цветник. Весной мы всегда занимаемся обновлением нашего цветника. Перекапываем землю,.

    Нажмите, чтобы узнать подробности

    Обучающая: познакомить учащихся с бытом и культурой казаков.

    Коррекционно-развивающая: обогащать речь кубанским наречием и словооборотами , логическое мышление школьников, раскрывать творческие способности учащихся через фольклорный материал .

    Воспитательная: воспитывать чувство уважения к традициям кубанского казачества, обычаям казаков, интерес к истории предков.

    Оборудование: предметы быта казаков (каравай, рушник и др.), дидактический вспомогательный материал.

    Словарная работа: сволок, рогач, рушник, ваганы, подворье, робыть, балакают, кучкуются, заспивают, гарно, хата и др.

    Доминирующие образовательные технологии:

    -технология коллективного взаимодействия в образовательном процессе учащихся с ОВЗ;

    -технология разноуровневого обучения.

    Обучающая: познакомить учащихся с бытом и культурой казаков.

    Коррекционно-развивающая: обогащать речь кубанским наречием и словооборотами , логическое мышление школьников, раскрывать творческие способности учащихся через фольклорный материал .

    Воспитательная: воспитывать чувство уважения к традициям кубанского казачества, обычаям казаков, интерес к истории предков.

    Оборудование: предметы быта казаков (каравай, рушник и др.), дидактический вспомогательный материал.

    Словарная работа: сволок, рогач, рушник, ваганы, подворье, робыть, балакают, кучкуются, заспивают, гарно, хата и др.

    Доминирующие образовательные технологии:

    -технология коллективного взаимодействия в образовательном процессе учащихся с ОВЗ;

    -технология разноуровневого обучения.

    Ход мероприятия.

    Воспитатель: Любили казаки свой край

    И превратили его в рай

    Пахали, строили, служили.

    Обычаи и веру сохранили.

    Сегодня в прошлое мы с вами попадем,

    Дом казаков увидим и в него войдем.

    О том, как жили, многое узнаем

    И так, готовы? Мы начинаем.

    Самые первые казаки пришли жить на Кубань с Дона в 1720 году. Им понравился наш край своей красотой и богатством.

    Из чего строили казаки свои жилища?

    (Жилище строилось из местных строительных материалов - глины, камыша, соломы, хвороста , дерева. Турлучный дом представлял собой деревянный каркас, обмазанный с двух сторон глиной. Каркас сооружался из вертикальных столбов (сох), пространство между которыми заполнялось хворостом или камышом. Каркас стен и потолка с двух сторон обмазывался толстым слоем(30-40 см) глины смешанной с соломой. Забивали глиной полы, возвышавшиеся над поверхностью земли на 20-30 см.)Для покрытия крыши использовали камыш, солому.

    Как вы думаете для чего хаты белились?

    (белый цвет-символ чистоты и опрятности).

    Как называют хозяйку в хате? (казачка).

    Жена казака, казачка, занимается дома по хозяйству. С утра ей надо сходить к колодцу или речке, принести воды на коромысле, чтобы можно было постирать одежду и приготовить обед. Стирали в вагонах(корыто для стирки).А белье она гладит вот таким утюгом, раскаленные в огне угли кладет внутрь утюга, а затем гладит белье.

    А что хранит хозяйка в скрыне, так на Кубани называли сундук.

    Очень любили казачки украшать одежду и убранство в доме вышивкой и кружевами. Посмотрите вокруг и скажите, какие предметы в хате украшены вышивкой? (полотенца, подушки, блузка, рушник).

    Какие предметы украшены кружевами?(скатерть, салфетки, полотенца).

    Вышитые полотенца и скатерти в доме ограждают жилище от всякого зла, а вышивка на одежде хранит того, кто ее носит.

    Когда казаки уходили на войну, женщины им дарили вышитые своими руками рубашки, полотенца, чтобы вдали от дома те охраняли их и напоминали о родных.

    Для приготовления еды хозяйка использует чугунок. Он тяжелый, отлит из чугуна. Но зато каша в нем вкусная, пальчики оближешь.

    Молоко хранит казачка в глиняном сосуде, который называется глэчик. Молоко в нем долго не прокисает. Но, а чаем угощает конечно из самовара.

    Запомнили ,как называется посуда, которой пользовалась казачка?

    Хлеб пекли в печи, садили и вынимали хлеб из печи рогачом. (ухват для постановки чугунков и горшков в печь).

    До стола хлеб несли на рушнике.

    Хлеб приносил в дом счастье и радость, поэтому к нему было особое уважение.

    Дети: Каравай земли и неба

    Ничего сильнее хлеба

    В каждом маленьком кусочке

    А на каждом колосочке

    Воспитатель: Какие пословицы о хлебе вы знаете?

    -хлеб- всему голова

    -худ обед, если хлеба нет

    -без печки холодно, без хлеба голодно

    -без хлеба сыт не будешь

    -будешь трудиться, будет у тебя и хлеб водиться

    -если хлеба нет ни куска, то и в доме тоска

    Встанем, глубоко вздохнем.

    Руки в стороны, вперед,

    Влево, вправо поворот.

    Три наклона, прямо встать

    Руки вниз и вверх поднять.

    Руки плавно опустили

    Всем улыбки подарили.

    Воспитатель: Главой семьи в казачьих семьях был - казак. Он работает в поле, выращивает пшеницу, добывает пищу для семьи, а самое главное охраняет границу.

    (стрелками провести вид работы, которую выполняет казак и казачка)

    стирает печет хлеб. ловит рыбу

    работает в поле выращивает пшеницу

    охраняет границу вышивает

    Казаки помимо того, что несли военную службу, владели разными ремеслами.

    Воспитатель: Были среди них сапожники, которые….

    Дети: шили сапоги, ремонтировали обувь.

    Воспитатель: Были среди них кузнецы, которые…

    Дети: ковали предметы из железа- сабли, лопаты, подковы для коней.

    Воспитатель: Были среди них бондари, которые…

    Дети: делали деревянные бочки для зерна, воды, муки.

    Воспитатель: Сейчас я прочитаю стихотворение, а вы внимательно слушайте, запоминайте слова, которые мало произносят в настоящее время.

    Культура малой родины богата

    Перед тобой жилище предков - хата,

    Турлучная , а крыша- камышом,

    Ее жильцам метели нипочем.

    В ней лавки, стол,комод и сундуки,

    Глэчики , ложки и рушники.

    Как правило, плетнем окружена ,

    Запрятана в тени садов она.

    Красив язык казачий. Эту речь

    Завещано нам предками беречь.

    Казак на службе, у жены - работа,

    На бабушке о детушках забота.

    И молится хозяйка день, и ночь старается родным своим помочь.

    Из прошлого, от прадедов, отцов

    Дошло до нас потомков много слов.

    Воспитатель: Как бы трудно не жилось народу в прошлом, но без песни ни шагу. В кубанских песнях - боевое братство, любовь к земле, душевные богатства. От всех бед и печалей спасала песня. А теперь, почувствовав дух того времени, давайте споем песню.

    Рефлексия. Ребята, давайте поделимся своими впечатлениями с ребятами других школ о том, что сегодня узнали.

    Возьмите листочки зеленого цвета. Начало письма уже есть. Продолжите.

    Сегодня я был в казачьей хате. Представляешь, я узнал_________________________________________________________________________________________________________________________________

    Читайте также: