Критерии оценки выступления в музыкальной школе

Обновлено: 07.07.2024

В процессе обучения учащихся в классе фортепиано в ДМШ или колледже искусств, концертные выступления играют весьма значимую роль. Чем лучше, качественнее учащийся обучается своей специальности, тем успешнее сложится его дальнейшая профессиональная деятельность.
Как известно, музыка является одним из самых эмоциональных видов искусства. Язык музыки не требует перевода и является интернациональным. Но в тоже время существует весьма парадоксальное явление, которое позволяет сосуществовать совершенно противоположным мнениям по поводу одного и того же произведения искусства, полярным оценкам одного и того же выступления учащегося. Зачастую мастерство учащегося-исполнителя становится предметом большой дискуссии, как среди педагогов-профессионалов, так и родителей, одноклассников и однокурсников.
С подобной проблемой сталкиваются исполнители разного уровня: начиная от начинающего, юного исполнителя, до уже сложившегося музыканта-выпускника колледжа.

Оценить 1916 0

Особенности создания критериев оценки концертного выступления учащегося в ДМШ и колледже искусств.

В процессе обучения учащихся в классе фортепиано в ДМШ или колледже искусств, концертные выступления играют весьма значимую роль. Чем лучше, качественнее учащийся обучается своей специальности, тем успешнее сложится его дальнейшая профессиональная деятельность.

Как известно, музыка является одним из самых эмоциональных видов искусства. Язык музыки не требует перевода и является интернациональным. Но в тоже время существует весьма парадоксальное явление, которое позволяет сосуществовать совершенно противоположным мнениям по поводу одного и того же произведения искусства, полярным оценкам одного и того же выступления учащегося. Зачастую мастерство учащегося-исполнителя становится предметом большой дискуссии, как среди педагогов-профессионалов, так и родителей, одноклассников и однокурсников.

С подобной проблемой сталкиваются исполнители разного уровня: начиная от начинающего, юного исполнителя, до уже сложившегося музыканта-выпускника колледжа.

В практике выступлений учащихся мы часто можем наблюдать несовершенство системы выставления оценок. Это объясняется рядом причин. Во-первых, различным уровнем начальной подготовки учащихся(наличие или отсутствие подготовительных классов), во-вторых, индивидуальными способностями учащихся, в-третьих, наличие у каждого преподавателя своих критериев оценки, в-четвёртых, отсутствие определённых общих критериев оценки выступления учащихся.

Помимо этого проблема оценивания учащихся порой становится болезненной не только для учащихся, но и для преподавателей.

В связи с этим необходимо разработать единую систему оценивания выступления учащихся.

Система оценки не должна ограничиваться только проверкой уровня знаний, умений и навыков, она ставит более важную социальную задачу развития у учащегося умения самостоятельно проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность.

Оценивать игру учащегося можно с помощью системы баллов. Количество баллов выставляется исполнителю в соответствии с критериями, выработанными и утверждёнными в учебной программе по специальности.

Здесь же необходимо провести параллель со специализированными школами, в которых используется десятибалльная система оценивания. Она является более полной, гибкой и даёт наиболее подробную оценку выступлению учащегося.

Систему контроля в ДМШ и колледжах образуют экзамены, зачёты, конкурсы и концерты учащихся класса. Результатом данной системы контроля является оценка, представляемая в виде балла или оценочного суждения.

Критерии оценки, разработанные и представленные в рабочих программах, доказываютправомерность выставления оценки, а также представляют более подробную динамику подготовки учащегося к своим выступлениям в течение определённого учебного времени.

К основным критериям концертного выступления учащегося ДМШ и колледжа специальности "Фортепиано" относится:

Знание и уверенное исполнение текста музыкального произведения наизусть.

Качество звука как основы исполнительского искусства

Точность ритма и соответствие темпа характеру исполняемого произведения

Технический уровень исполнения, включающий в себя все основные навыки владения инструментом

Музыкально-образная выразительность и культура исполнения в соответствии с жанровыми и стилевыми особенностями исполняемого произведения

Кроме рассмотренных основных критериев существует и ряд дополнительных:

Постановка и организация исполнительского аппарата

Индивидуальные особенности (динамика музыкально-исполнительского развития учащегося в соответствии с особенностями его личности)

Мотивационная сфера обучения и проявление волевых усилий

Каждый из выше перечисленных критериев рассматривается по пятибалльной шкале:

Оценка 5 баллов ставится:

безупречное исполнение нотного текста произведения

яркое и убедительное раскрытие художественного образа произведения

высокий технический уровень воплощения исполнительского замысла

охват формы в сочетании с законченной отделкой деталей исполнения

музыкальность и артистизм

наличие эстрадной выдержки

Оценка 4 баллов ставится:

хорошее исполнение нотного текста произведения с небольшими погрешностями

достаточно убедительное раскрытие художественного образа произведения

высокий уровень технического развития в целом

наличие незначительных недочётов, имеющих частный характер по отношению к целостной художественной форме

законченная отделка деталей исполнения

наличие эстрадной выдержки

Оценка 3 балла ставится:

исполнение нотного текста произведения с погрешностями

не достаточно убедительное раскрытие художественного образа произведения

средний уровень технического развития в целом

наличие некоторых недочётов, не искажающих художественный замысел произведение в целом

не значительные погрешности нотного текста

неустойчивость эстрадной выдержки

Оценка 2 балла ставится:

слабое знание и исполнение нотного текста произведения

маловыразительное исполнение, передающее художественный замысел в основных чертах

непродуманность, неуверенность исполнения

недостаточный уровень технического развития в целом

проблемы слухового самоконтроля

Оценка1 балл ставится:

незнание нотного текста наизусть

невыразительное исполнение, отличающееся ритмической нестабильностью

непродуманность, неуверенность исполнения

многочисленные технические затруднения

отсутствие слухового самоконтроля

отсутствие эстрадной выдержки

Опираясь на данные критерии, преподаватели могут дать подробный анализ выступления учащегося, раскрыть как положительные, так и отрицательные его стороны.

Рассуждая о критериях оценивания, необходимо упомянуть о том, что отношение педагогов к оценке неоднозначно: существуют методики, которые отрицают необходимость выставления баллов за любую деятельность ученика, но другие же педагоги считают, что необходимо совершенствовать оценку как инструмент измерения качества в сторону увеличения системы баллов до десяти(подобно специализированным школам).

Оценкой измеряют уровень знаний, умений и навыков учащихся, косвенным образом это и является показателем качества работы не только ученика, преподавателя, но и всей школы. Здесь, как нигде очевидна воспитательная роль оценки как средства поощрения или наказания учащегося.

Если же речь идёт о конкурсной оценке, то здесь необходимо помнить о том, что конкурсная оценка отличается от учебной. Принципиально конкурсная оценка не ставит перед собой методических задач, а определяет сильнейшего исполнителя среди собравшихся участников – это, в идеале, сравнительная оценка. На конкурсе в первую очередь оценивается точность игры, стабильность, виртуозность: без этих качеств рассчитывать на успех не приходится. Ложно понимаемая гуманность, снисходительность к слабому, бездарному ученику не допустимы. Современное исполнительское искусство нуждается в образованных, знающих, даровитых музыкантах.

В заключении хочется сказать о том, в ДМШ и колледжах искусств обучаются прежде всего дети-музыканты, обладающие более тонкой нервной психикой и более эмоционально уязвимые, нежели дети простых общеобразовательных школ. Это дети, занимающиеся большим, кропотливым и напряженным трудом(более или менее успешно). И венцом данного труда является, безусловно, публичное концертное выступление. Конечно, результат этого выступления зависит от множества факторов, как объективного, так и субъективного характера. Но каждый педагог должен дать соответствующее объективное объяснение оценки выступления учащегося, указывая на сильные и слабые стороны его исполнительской подготовки, с целью дальнейшего стимулирования его последующей самоподготовки. Любая отметка должна, прежде всего, идти на пользу ученику. Мотивированное объяснение причины, повлиявшей на получение учащимся той или иной отметки, необходимо делать обязательно в течение всего периода обучения.

Таким образом,главной задачей преподавательского коллектива, во избежание недопонимания, неадекватности субъективности оценивания работы своих учащихся, является работа над выделением проблемы оценки выступления учащихся в разряд особо важных, играющих огромную роль в оптимизации учебного процесса в целом. Поскольку знание роли, функций, видов и форм оценки выступления учащегося в ДМШ и колледжах искусств, а также содержание и форма изложения оценочного суждения преподавателя помогут создать условия для наиболее оптимального подхода к оценке такого многопланового и сложного вида деятельности, как музыкальное исполнительство.

Педагогика: Учебное пособие для студпед. вузов / Под ред. П.И.Пидкасистого. - М.: Пед. общ-во России, 1998. - с.353.

Записки педагога / Г.Нейгауз. - Шестое издание. -М.: Классика -XXI, 1999. - 232с.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музыка настолько многогранна и многопланова, исполнительство настолько сложно и субъективно, что зачастую очень сложно дать оценку какому-либо явлению в музыке. Подобные проблемы оценки музыкального исполнительства существуют на всех уровнях: а начинающего исполнителя, так и уже сложившегося музыканта. Оценка ученика приобретает вполне конкретную материальную форму, в виде балла, выставляемого за игру.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Вяземская ДШИ им. А.С.Даргомыжского

Критерии оценки концертного выступления учащихся ДШИ.

Автор: Баранова Г.А.

Подобные проблемы оценки музыкального исполнительства существуют на всех уровнях: а начинающего исполнителя, так и уже сложившегося музыканта. Оценка ученика приобретает вполне конкретную материальную форму, в виде балла, выставляемого за игру. При серьёзном анализе выясняется, что его иногда выставляют ученику за совершенно различные достоинства или недостатки. Экзаменаторы по-разному подходят к оценке не только различных выступлений, но и зачастую одного и того же. Оценка игры ученика на экзамене - это болезненный момент, как для самого исполнителя, так и для его педагога. Нередко бывают случаи, когда выставление оценки превращается в выяснение отношений между преподавателями, а выступление учащегося уже не имеет никакого значения.

Система оценки не ограничивается только проверкой уровня знаний, умений и навыков, она ставит более важную задачу - умение учащегося самостоятельно проверять, контролировать себя, критически оценивать своё выступление. Оценка имеет несколько функций.

Социальная функция - воспитание ребёнка, формирование его познавательной, эмоциональной и волевой сфер личности на первой ступени музыкального образования.

Образовательная - это результат сравнения ожидаемого эффекта обучения с действительным.

Воспитательная - это формирование положительных мотивов учения, привитии любви к музыки, к своему инструменту.

Эмоциональная-вызывает определённую эмоциональную реакцию ученика. Оценка способствует формированию самооценки ученика, она может оказать как стимулирующее, так и тормозящее воздействие на работоспособность, и активность ученика.

Информационная - это основа прогнозирования и планирования учебного процесса, создаёт почву для анализа результатов работы учащегося.

Функция управления помогает педагогу выявлять недостатки в организации учебного процесса. Эта функция очень важна для развития самоконтроля учащегося, его умение анализировать своё выступление, адекватно реагировать на оценку педагога.

Контроль за учебным процессом в ДШИ предусмотрен учебными планами программами и осуществляется в нескольких видах.

Текущий - проверка результатов обучения (проверка домашних заданий, оценка работы на уроке).

Тематический - проверка определённых задач (контрольные уроки, мини-концерты класса).

Итоговый - проводится как оценка результатов обучения за определённый промежуток учебного времени: четверть полугодие, год (академические концерты, зачеты, экзамены, отчётные концерты).

Система контроля и оценки - это регулятор отношений ученика и учебной среды.

Одинаковый балл, выставляемый ученикам с различными способностями, не может в полной мере отражать уровень исполнения каждого из них: слабый учащийся выступил в полную силу и получил отличную оценку, а сильный, по какой-либо причине всех установок преподавателя, несмотря на то, что его игра превосходила достижения менее способного ученика, был оценен ниже. В данной ситуации характеристика, которую даёт педагог своему ученику и его выступлению, должна быть определяющей для комиссии.

Эта характеристика должна быть всеобъемлющая, логически продуманная и методически обоснованная. Преподаватель должен доказать правомерность предполагаемой им оценки, и если всё представлено профессионально, то комиссия согласится с доводами педагога.

Форма характеристики:

Возраст учащегося, класс, сколько лет занимается.

Музыкальные и двигательные способности.

Степень заинтересованности в учёбе, интенсивность занятий.

Степень сложности исполняемой программы, её соответствие учебной программе и возможности ученика.

Цели и задачи за отчётный период (технические, музыкальные, психологические).

Оценка самого выступления:

а) общее впечатление (понравилось - не понравилось, почему);

б) справился ученик с задачами или нет, причины;

в) конкретный исполнительский анализ произведений по следующей схеме:

1) характер произведения;

2) соответствие стилю;

3) форма, наличие кульминаций;

5) штрихи, артикуляция, качество звука;

Г) Методический анализ произведения:

1) степень сложности (технической и художественной);

2) методические задачи, стоящие перед учеником при освоении данного произведения;

3) пути их решения (вспомогательный материал, педагогические приёмы).

Оценка должна быть конструктивной и стимулировать учебный процесс. Оценка за конкретное выступление ученика и за его работу. При выставлении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:

Оценка годовой работы учащегося, определяемая по динамике его роста;

Оценка учащегося по результатам выступлений на контрольных уроках и академических концертах;

Другие выступления учащегося в течение года.

Оценка на выпускном экзамене выставляется на основании впечатления то исполнения выпускной программы, с учётом показателей учащегося, продемонстрированных им на протяжении всего периода обучения в ДШИ.

При выставлении переводной оценки учащемуся младших классов с учётом запаса времени, у преподавателя сохраняются возможность для методического поиска развития ученика. Преподаватель может завышать или занижать степень сложности исполняемой программы с целью активизации развития ученика или выработки устойчивого самочувствия у учащегося подверженного излишнему волнению во время выступлений; поэтапно осваивать сложные произведение.

В старшем классе (на выпускном экзамене) преподаватель и его ученик должны продемонстрировать максимальный результат их совместной работы за весь период обучения в ДШИ. Исполнение должно соответствовать требованиям учебной программы, а сложность произведений - исполнительским возможностям учащегося.

В учебном процессе ДШИ приходится сталкиваться с проблемой оценки выступления детей, принимающих участие в конкурсах различных уровней. Как правило, результаты конкурсов вызывают большие споры среди его участников, а порой большие разночтения среди членов жюри. Конкурсная оценка определяет сильнейшего исполнителя среди собравшихся участников - сравнительная оценка. Выступление на конкурсе - специфическое выступление.

На конкурсе оценивается точность игры, стабильность, виртуозность: без этих качеств рассчитывать на успех не приходится. А зачастую подобные качества достигаются в ущерб художественной выразительности исполнения. НА конкурсе присутствует элемент спортивного состязания, не очень положительный момент в музыкальном исполнительстве.

Концертное выступление ученика - цель всего процесса выступления. Оценка этого выступления ничем не отличается от оценки выступления взрослого музыканта, разве что большей снисходительностью и доброжелательностью публики. Здесь на первый план выступает характер исполняемого произведения. Можно говорить о технической оснащённости юного музыканта, о стабильности исполнения, но если игра не вызывает эмоционального отклика у публики, исполнение не состоялось. Соответственно задачам подбирается репертуар.

Анализ проблемы оценки выступления, учащегося ДШИ позволяет выделить эту сферу в разряд особо важных, играющих огромную роль в учебном процессе, в музыкальном исполнительстве.

1) Азаров Ю.П. Искусство воспитывать.- М., 1985 г.

2) Алексеев А. Воспитание музыканта- исполнителя.// Советская музыка, №2. 1980 г.

3) Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство.- Л.- М., 1973 г.

4) П. Басенко, В. Крюкова. Критерии оценки концертного выступления учащегося ДМШ.

В музыкальной школе существует проблема оценивания выступления ученика на академическом концерте.

Преподаватели по-разному подходят к оценке выступления, и порой у экзаменационной комиссии возникают разногласия.

Чтобы такого не было, необходимо выработать единые критерии оценивания выступления, утвердить их на заседании отдела и придерживаться этих требований при оценивании выступления.

Что же это такое – оценивание выступления?

Это результат подготовки учащегося, уровень его знаний и умений. Оценка может воспитывать – это средство поощрения или наказания. Оценки помогают выявить недостатки в работе, как ученика, так и преподавателя. Это результат отношения учащегося к учебному процессу.
Оценка на академическом концерте – это итоговый контроль, как и оценка семестровая, годовая, экзаменационная.

При оценивании выступления на академическом концерте баллы среднего уровня выставляются редко.

При достаточном уровне можно придерживаться следующих критериев:

7 баллов – ученик выучил произведение и исполнил. Но нет целостности, отсутствует чувство формы, недостаточное овладение штрихами, однообразный звук

8 баллов – учащийся овладел музыкальным материалом, но выступление сдержанное, мало эмоциональное, не выдержан динамический план

9 баллов – ученик овладел музыкальным материалом, присутствует ритмическая стабильность, переданы динамика и стилистические особенности. Но недостаточно выразительная интонация и фразировка.

Высокий уровень

10 баллов – произведение выучено основательно, передана стилистика. Выступление эмоциональное. Однако допущены мелкие погрешности в исполнении технических эпизодов.

11 баллов – выступление уверенное, эмоциональное, технически выверенное, переданы стиль и форма произведения.

12 баллов – учащийся чувствует стиль произведения. Выступление уверенное, стабильное, виртуозное. Присутствуют артистизм, сценическая свобода, интонационная гибкость.

При обсуждении выступления преподаватель для экзаменационной комиссии должен дать характеристику ученику и аргументировать предполагаемую оценку:
— возраст учащегося и класс
— музыкальные способности и возможности
— характер ребенка и отношение к занятиям
— соответствие произведений учебной программе
— оценка выступления и выполнение поставленных задач

При оценивании выступления комиссия может придерживаться следующего плана:

— эмоциональный отклик на музыку, сценическая свобода, исполнение в характере, понимание и чувство формы и целостности произведения
— драматургия произведения
— точное интонирование и качественная фразировка
— понимание выразительности музыкального языка
— донесение до слушателя содержания произведения
— динамический план произведения
— качественный звук
— профессиональные игровые навыки
— техническая оснащенность ученика

Учебная оценка, без сомнения, необходима, будет ли это экзамен, академический концерт или технический зачет.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Управление культуры администрации г. Железногорска

Критерии оценки концертного выступления учащегося ДШИ.

Автор: Блинова И.С.,

Подобные проблемы оценки музыкального исполнительства существуют на всех уровнях: а начинающего исполнителя, так и уже сложившегося музыканта. Оценка ученика приобретает вполне конкретную материальную форму, в виде балла, выставляемого за игру. При серьёзном анализе выясняется, что его иногда выставляют ученику за совершенно различные достоинства или недостатки. Экзаменаторы по-разному подходят к оценке не только различных выступлений, но и зачастую одного и того же. Оценка игры ученика на экзамене - это болезненный момент, как для самого исполнителя, так и для его педагога. Нередко бывают случаи, когда выставление оценки превращается в выяснение отношений между преподавателями, а выступление учащегося уже не имеет никакого значения.

Система оценки не ограничивается только проверкой уровня знаний, умений и навыков, она ставит более важную задачу - умение учащегося самостоятельно проверять, контролировать себя, критически оценивать своё выступление. Оценка имеет несколько функций.

Социальная функция - воспитание ребёнка, формирование его познавательной, эмоциональной и волевой сфер личности на первой ступени музыкального образования.

Образовательная - это результат сравнения ожидаемого эффекта обучения с действительным.

Воспитательная - это формирование положительных мотивов учения, привитии любви к музыки, к своему инструменту.

Эмоциональная-вызывает определённую эмоциональную реакцию ученика. Оценка способствует формированию самооценки ученика, она может оказать как стимулирующее, так и тормозящее воздействие на работоспособность, и активность ученика.

Информационная - это основа прогнозирования и планирования учебного процесса, создаёт почву для анализа результатов работы учащегося.

Функция управления помогает педагогу выявлять недостатки в организации учебного процесса. Эта функция очень важна для развития самоконтроля учащегося, его умение анализировать своё выступление, адекватно реагировать на оценку педагога.

Контроль за учебным процессом в ДШИ предусмотрен учебными планами программами и осуществляется в нескольких видах.

Текущий - проверка результатов обучения (проверка домашних заданий, оценка работы на уроке).

Тематический - проверка определённых задач (контрольные уроки, мини-концерты класса).

Итоговый - проводится как оценка результатов обучения за определённый промежуток учебного времени: четверть полугодие, год (академические концерты, зачеты, экзамены, отчётные концерты).

Система контроля и оценки - это регулятор отношений ученика и учебной среды.

Одинаковый балл, выставляемый ученикам с различными способностями, не может в полной мере отражать уровень исполнения каждого из них: слабый учащийся выступил в полную силу и получил отличную оценку, а сильный, по какой-либо причине всех установок преподавателя, несмотря на то, что его игра превосходила достижения менее способного ученика, был оценен ниже. В данной ситуации характеристика, которую даёт педагог своему ученику и его выступлению, должна быть определяющей для комиссии.

Эта характеристика должна быть всеобъемлющая, логически продуманная и методически обоснованная. Преподаватель должен доказать правомерность предполагаемой им оценки, и если всё представлено профессионально, то комиссия согласится с доводами педагога.

Возраст учащегося, класс, сколько лет занимается.

Музыкальные и двигательные способности.

Степень заинтересованности в учёбе, интенсивность занятий.

Степень сложности исполняемой программы, её соответствие учебной программе и возможности ученика.

Цели и задачи за отчётный период (технические, музыкальные, психологические).

Оценка самого выступления:

а) общее впечатление (понравилось - не понравилось, почему);

б) справился ученик с задачами или нет, причины;

в) конкретный исполнительский анализ произведений по следующей схеме:

1) характер произведения;

2) соответствие стилю;

3) форма, наличие кульминаций;

5) штрихи, артикуляция, качество звука;

Г) Методический анализ произведения:

1) степень сложности (технической и художественной);

2) методические задачи, стоящие перед учеником при освоении данного произведения;

3) пути их решения (вспомогательный материал, педагогические приёмы).

Оценка должна быть конструктивной и стимулировать учебный процесс. Оценка за конкретное выступление ученика и за его работу. При выставлении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:

Оценка годовой работы учащегося, определяемая по динамике его роста;

Оценка учащегося по результатам выступлений на контрольных уроках и академических концертах;

Другие выступления учащегося в течение года.

Оценка на выпускном экзамене выставляется на основании впечатления то исполнения выпускной программы, с учётом показателей учащегося, продемонстрированных им на протяжении всего периода обучения в ДШИ.

При выставлении переводной оценки учащемуся младших классов с учётом запаса времени, у преподавателя сохраняются возможность для методического поиска развития ученика. Преподаватель может завышать или занижать степень сложности исполняемой программы с целью активизации развития ученика или выработки устойчивого самочувствия у учащегося подверженного излишнему волнению во время выступлений; поэтапно осваивать сложные произведение.

В старшем классе (на выпускном экзамене) преподаватель и его ученик должны продемонстрировать максимальный результат их совместной работы за весь период обучения в ДШИ. Исполнение должно соответствовать требованиям учебной программы, а сложность произведений - исполнительским возможностям учащегося.

В учебном процессе ДШИ приходится сталкиваться с проблемой оценки выступления детей, принимающих участие в конкурсах различных уровней. Как правило, результаты конкурсов вызывают большие споры среди его участников, а порой большие разночтения среди членов жюри. Конкурсная оценка определяет сильнейшего исполнителя среди собравшихся участников - сравнительная оценка. Выступление на конкурсе - специфическое выступление.

На конкурсе оценивается точность игры, стабильность, виртуозность: без этих качеств рассчитывать на успех не приходится. А зачастую подобные качества достигаются в ущерб художественной выразительности исполнения. НА конкурсе присутствует элемент спортивного состязания, не очень положительный момент в музыкальном исполнительстве.

Концертное выступление ученика - цель всего процесса выступления. Оценка этого выступления ничем не отличается от оценки выступления взрослого музыканта, разве что большей снисходительностью и доброжелательностью публики. Здесь на первый план выступает характер исполняемого произведения. Можно говорить о технической оснащённости юного музыканта, о стабильности исполнения, но если игра не вызывает эмоционального отклика у публики, исполнение не состоялось. Соответственно задачам подбирается репертуар.

Анализ проблемы оценки выступления, учащегося ДШИ позволяет выделить эту сферу в разряд особо важных, играющих огромную роль в учебном процессе, в музыкальном исполнительстве.

1) Азаров Ю.П. Искусство воспитывать.- М., 1985 г.

2) Алексеев А. Воспитание музыканта- исполнителя.// Советская музыка, №2. 1980 г.

3) Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство.- Л.- М., 1973 г.

4) П. Басенко, В. Крюкова. Критерии оценки концертного выступления учащегося ДМШ .

Читайте также: