Таблица настроения в школе

Обновлено: 05.07.2024

• 5 — ребенок улыбается, смеется, с хорошим настроением идет в
школу.

• 4 — спокоен, деловит, нет проявлений сниженного настроения.

• 3 — иногда бывают проявления сниженного настроения.

• 2 — случаются проявления отрицательных эмоций:

■ тревожность, огорчение, иногда страх;

■ обидчивость, вспыльчивость, раздражительность.

• 1 — преобладание депрессивного настроения или агрессии
(вспышки гнева, злости).

• 5 — ребенок общительный, инициативный, легко контактирует с
детьми, у него много друзей, знакомых.

• 4 — ребенок малоинициативен, но легко вступает в контакт, когда
к нему обращаются дети.

• 3 — сфера общения несколько ограниченная: общается только с не­
которыми ребятами.

• 2 — предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступать с ни­
ми в контакт.

• 1 — замкнут, изолирован от других детей, предпочитает находить­
ся в одиночестве; инициативен в общении, но часто проявляет негати­
визм по отношению к детям: ссорится, дразнится, дерется.

• 5 — высокий уровень адаптированпости.

• 4 — уровень адаптированности выше среднем о.

• 3 — средний уровень адаптированпости.

• 2 — уровень адаптированности ниже среднего.

• 1 — низкий уровень адаптированпости.

После получения анкетного тес га необходимо подсчитать количест­во баллов по всем 6 шкалам. При получении суммы баллов от 19 до 30 (зона адаптации), ребенок адатирован к обучению в школе; при сумме баллов 13-18 (зона неполной адаптации), необходимо проведение кор-рекционных мероприятий; при сумме 0-12 баллов (зона дезадаптации), ребенок не адаптирован к обучению, необходимы консультации узких специалистов и проведение лечения.

Контроль течения адаптации первоклассников осуществляет меди­цинская сестра под руководством врача, на основе получения от учите­лей всей необходимой информацию об успеваемости и поведении ре­бенка. Врачебному осмотру подлежат все первоклассники с неблагоп­риятным течением адаптации по мере выявления нарушений в состоя­нии здоровья. Мероприятия по ее коррекции намечают совместно врач и педагог, а при необходимости проводится консультация психолога или психиатра.

В процессе наблюдения отмечают особенности адаптационного пе­риода и соответствующие корригирующие мероприятия, если в них есть необходимость. При завершении адаптации в форме небольшого резюме пишут заключение о ее течении у данного ребенка и прилагают лист адаптации.

Детей с выявленными отклонениями в состоянии здоровья, которые не подлежат обучению в общеобразовательной школе, направляют в психолого-медико-педагогическую комиссию для решения вопроса об обучении ребенка в специальной (коррекционной) образовательной школе. Документы, представляемые при этом на ребенка, следующие: характеристика из детского сада, заключение о состоянии здоровья, представляемое психиатром, неврологом, отоларингологом, окулистом и другими специалистами по показаниям.

Психологическое консультирование детей с отклонениями в разви­тии проводят при участии педиатра с привлечением других специалис­тов, таких как психоневролог, отиатр, офтальмолог, стоматолог, психо­лог, педагог-дефектолог.

Выявление детей группы риска по отклонениям в развитии нужно проводить в течение первых 3-х лет жизни, чтобы уже в этом возрасте принимать меры по их лечению и коррекции развития. Установлено, что число детей, которые нуждаются в обучении в коррекционных уч­реждениях, составляет не более 5%. Около 15% детей недостаточно зре­лые для обучения, и их успеваемость в школе очень низка. Дети, отста­ющие в развитии, должны посещать коррекционные группы в детском саду, где, начиная с трехлетнего возраста, их начинают готовить к шко­ле. При посещении таких групп у детей улучшается внимание, развива­ется познавательная деятельность, уменьшается утомляемость, вслед­ствие чего каждый третий ребенок может посещать обычную школу. Желательно, чтобы после корригирующих занятий в детском саду эти дети учились в течение 3-5 лет в специальных классах или в школах для умственно отсталых детей с осложненными формами поведения. При проведении корригирующих мероприятий особенно возрастает роль семьи. Быстрый темп изложения, недостаточное его повторение создает особые трудности при усвоении школьного материала и требу­ет медленного и длительного повторения его дома при активном учас­тии родителей.

ОСОБЕННОСТИ МЕДИЦИНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ПОВЫШЕННЫХ УЧЕБНЫХ НАГРУЗОК

Медицинское заключение выносят на основании результатов про­филактических осмотров, данных медицинского наблюдения, докумен-

тов о пребывании в стационарах, выписок диагностических центров, диспансеров и др. Участковый педиатр выносит обоснованное решение и проводит разъяснительную работу с родителями и ребенком о воз­можном ухудшении здоровья при обучении в таких классах. В беседе с родителями обсуждают вопросы о состоянии здоровья ребенка, о нали­чии у него функциональных и хронических заболеваний, о негативном влиянии на здоровье ребенка интенсивной учебной нагрузки, о возмож­ности прогрессирования функциональных нарушений и хронических заболеваний.

При зачислении ребенка, страдающею хроническими заболевания­ми, в классы с инновационным обучением необходимо строго соблю­дать физиологически обоснованный режим дня и мигания, создать ре­бенку благоприятные условия для выполнения домашних заданий, от­дыха, уменьшить объем или освободи п> школьника от дополнительных внешкольных нагрузок, повысить физическую активность ребенка и увеличить продолжительность пребывания его на свежем воздухе. О проведенной беседе с указанием ее даты, кратким содержанием бесе­ды и рекомендациями делают запись в форме 112/у и 026/у-2000

При наличии в школе условий для проведения оздоровительных ме­роприятий, медицинские требования для приема в данное учреждение могут быть значительно снижены В случае зачисления (но требованию родителей) ребенка с выраженными нарушениями здоровья в школу с повышенным объемом образовательной нагрузки о решении родителей делают запись в форме 112/у и школьной карте.

Если в процессе обучения наступает существенное ухудшение состо­яния здоровья ребенка, то вопрос о целесообразности дальнейшего его обучения в данном ООУ решает клинико-экспертная комиссия детской поликлиники. Решение заносят в указанные учетные формы. О вынесе­нии заключения сообщают администрации школы, родителям ребенка. При этом в настоятельной форме рекомендуют перевести ребенка в массовую школу или в школу, где по расширенной программе организо­вано проведение оздоровительных мероприятий.

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

В школе учебно-воспитательный процесс проводят с учетом возра­стных морфофункциональных возможностей детей и подростков. В на­чальной школе (1-4 классы — I ступень обучения) дети обучаются чте­нию, письму, счету, а также элементарным трудовым навыкам. В непол­ной средней школе (5-9 классы — II ступень) изучают основы наук, ре­шают задачи профессиональной ориентации подростков. В средней об-

щеобразовательной школе (10-11 классы — III ступень) завершают среднее образование школьников, осуществляют подготовку к трудо­вой и профессиональной деятельности.

За последние годы значительно ускорился темп обучения, учебный материал излагают на более высоком уровне сложности, введена каби­нетная система, технические средства обучения, изменена постановка трудового воспитания и профессиональной ориентации учащихся. Эти изменения способствовали интенсификации умственной деятельности школьников, увеличилась нагрузка на ЦНС, зрительный и слуховой анализатор.

Профилактика переутомления заключается в рациональном состав­лении учебного расписания с учетом соответствия учебной нагрузки возрастным и индивидуальным особенностям ребенка.

Организация учебного процесса необходимо строить с учетом физи­ологических принципов изменения работоспособности. В учебном про­цессе различают несколько периодов: врабатывания, высокой продук­тивности, снижения работоспособности, или утомление. Отсюда следу­ет, что начало урока, учебной недели, четверти или года должно быть облегченным. В середине учебной недели, четверти, года должны пла­нироваться наибольший объем учебной нагрузки, факультативные за­нятия и др.

Расписание уроков необходимо составлять с учетом хода дневной и недельной кривой умственной работоспособности обучающихся. Необходимо чередовать в течение дня и недели для обучающихся де­тей I ступени основные предметы с уроками музыки, изобразительно­го искусства, труда, физкультуры, а для обучающихся II и III ступени обучения — предметы естественно-математического и гуманитарного цикла.

Таблица 7-1.Максимально допустимая недельная нагрузка при разной продолжительности недели

Между началом факультативных и последним уроком обязательных занятий устраивают перерыв продолжительностью в 45 мин. Часы фа­культативных, групповых и индивидуальных занятий должны входить в объем максимально допустимой нагрузки.

Средняя продолжительность уроков должна составлять 45 мин. Про­ведение сдвоенных уроков в начальных классах запрещается. Для уча­щихся 5-9 классов сдвоенные уроки допускают для проведения лабора­торных, контрольных работ, уроков труда, физкультуры целевого назна­чения (лыжи, плавание). Сдвоенные уроки по основным и профильным предметам для учащихся 5-9 классов допускают при условии их прове­дения следом за уроком физкультуры или динамической паузой продол­жительностью не менее 30 мин. В 10-11 классах допускают проведение сдвоенных уроков по основным и профильным дисциплинам.

В классах компенсирующего обучения количество учащихся не долж­но превышать 20 человек. Продолжительность уроков в таких классах должно составлять не более 40 мин. Независимо от продолжительности учебной недели количество уроков в день не должно быть более пяти, а в основной школе — не более шести. Для предупреждения утомления уча­щиеся должны иметь облегченный учебный день в середине недели.

Гигиенические требования к структуре урока едины для всех клас­сов и дисциплин. Урок должен включать вводную, основную и заклю­чительную часть. Вводная часть необходима для организационных ме­роприятий и опроса, основная — для изложения нового материала, зак­лючительная — для тренировки. Наиболее трудные предметы следует включать в расписание в период высокой продуктивности работы, зави­сящей от смены, в которую занимается ребенок. Биоритмический опти­мум умственной работоспособности у детей школьного возраста прихо-

дится на интервал 10-12 ч в I смену, и с 15 до 17 часов — во II смену. В эти часы отмечают наибольшую эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма. Поэтому основные предметы лучше изучать на втором и третьем уроках для уча­щихся младших классов; на втором, третьем и четвертом уроках — для учащихся среднего и старшего возраста Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на втором-четвертом уроках в середине учебной недели.

Умственная работоспособность неодинакова у детей и в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низ­ким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели. Поэтому учеб­ную нагрузку в течение недели распределяют таким образом, чтобы на­ибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включают либо наиболее трудные предметы, либо средние и легкие по трудности предметы, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Предметы, требующие больших затрат време­ни на домашнюю подготовку, не рекомендуют группировать в один день школьного расписания. Не допускают постоянные занятия одних и тех же детей во II смену в течение нескольких лет.

Для рационального составления школьного расписания необходимо учитывать дневную и недельную кривую умственной работоспособнос­ти учащихся, трудность предметов и преобладание статического или динамического компонентов во время занятий. Для оценки расписания используют ранговую шкалу трудности (Сивков И.Г., 1975). Дополни­тельно к таблице И.Г. Сивкова следует указать, что информатика, про­фильные и все новые предметы оценивают в 10 баллов (табл. 7-2).

Таблица 7-2. Ранговая шкала трудности уроков

Предметы Баллы
Математика, русский язык (для национальных школ)
Иностранный язык
Физика, химия
История
Родной я№ж, литература
Естествознание, география
Физкуль гура
Труд
Черчение
Рисование
Пение

При изучении учебно-воспитательного процесса необходимо про­вести экспертную оценку соблюдения норм учебной нагрузки, т.е. про­вести суммирование числа уроков за неделю по классам и сопоставить их с нормативом. При этом подсчитывают сумму балов по дням недели в отдельных классах. Эти цифровые значения изображают графически.

При правильно составленном расписании уроков наибольшее коли­чество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и (или) среду. К такому распределению недельной учебной нагрузки следует стремиться при составлении расписания для старших школьников (9-11 классы). Для учащихся младшего и среднего возрас­та (5-8 классы) распределять учебную нагрузку в недельном цикле сле­дуют таким образом, чтобы ее наибольшая интенсивность (по сумме баллов за день) приходилась на вторник и четверг, в то время как среда была бы несколько облегченным днем. При неправильно составленном расписании наибольшее число баллов за день приходится на крайние дни недели или когда оно одинаково во все дни недели.

Продолжительность перемен между уроками должна составлять не менее 10 мин, большой перемены (после 2 или 3 уроков) — 30 мин (вместо одной большой перемены допускают после 2-го и 3-го уроков устраивать две перемены по 20 мин каждая). Перемены необходимо проводить при максимальном использовании свежего воздуха, в под­вижных играх. При проведении ежедневной динамической паузы раз­решается удлинять большую перемену до 45 мин, из которых не менее 30 минут необходимо отводить на организацию двигателыю-активных видов деятельности учащихся на спортплощадке, в спортивном зале или в оборудованных тренажерами рекреациях.

Особое внимание врач школы должен обращать на продолжитель­ность подготовки домашних занятий, превышение которой недопусти­мо (табл. 7-3)

Начало самоподготовки для занимающихся в I смену рекомендуют с 16 ч (второй пик повышения работоспособности), а для занимающихся во II смену с 9 ч утра (первый пик повышения работоспособности).

Для поддержания трудоспособности в течение учебного года предус­мотрены каникулы, общей продолжительностью 4 месяца (летние, осенние, зимние, весенние). На каникулы, приходящиеся на учебный год, отводят один месяц, использование его зависит от решения педаго­гического совета школы и, как правило, в течение самой длинной треть­ей четверти выделяют детям начальной и средней школ 3-4 дополни­тельных выходных дня.

Таблица 7-3.Продолжительность подготовки домашних занятий

1

Диагностика адаптации первоклассников к школьному обучению проводится разными способами, самым распространенным из которых является наблюдение за учениками в процессе урока и в целом во время нахождения в школе. Анализируется поведение ребенка, его взаимоотношения со сверстниками, реакция на учителя, активность и т.д.

Я хочу поделиться еще одной диагностикой, которую использовала наряду с наблюдением для более точного выявления возможных проблем, возникающих у детей при адаптации к обучению в школе.

Эта методика называется Календарь Настроения.

Проводится она примерно на протяжении месяца, с начала или середины сентября по середину октября, либо чуть позже.

При применении этой методики понадобится помощь учителя класса, которому нужно будет на протяжении месяца напоминать ученикам заполнять календарь и помогать в этом, например, найти свои имя и фамилию.

Перед началом работы с календарем настроения с учениками следует провести занятие по ознакомлению с цветовым обозначением настроения.

Для его проведения нам понадобится картинка с каким-либо сказочным героем и карточки с цветами: красного, розового, желтого, оранжевого, зеленого, синего, коричневого и черного цветов. Можно взять больше цветов или другие цвета, но нужно объяснить детям, как через цвет можно выразить настроение.

copy_0_img_5807

На что стоит обратить внимание при обработке результатов диагностики? Естественно, на выбранный цвет (цвет настроения), какой преобладает, как он меняется или не меняется к концу месяца. Это самое основное. Однако далеко не единственное, что можно выявить в процессе данной диагностики.

1.Преобладающий цвет. Проанализировать можно как настроение каждого ученика, так и преобладающий цвет настроения класса в целом.

Копия DSC05580 7

2.Сила и интенсивность нажима. Слишком сильный нажим может указывать на повышенную тревожность и агрессию, а на данном рисунке наряду с преобладающим черным цветом может указывать на склонность к депрессивным состояниям.

Копия DSC05580

3.Спиралевидная разрисовка, обведение границ может указывать на тревожность, желание закрыться, или наличие страхов.

Копия DSC05580 2

4. Ребенок рисует фигуры или пишет свое имя и не раскрашивает прямоугольник — скорее всего указывает на педагогическую неготовность к школьному обучению, ученик еще не научился выполнять задание по установке учителя. Так же такой способ разрисовки может указывать на тревожность, неуверенность в себе.

Копия DSC05580 4

Копия DSC05580 5

5. Слишком острые штрихи также могут указывать на склонность к тревожности или агрессии.

Копия DSC05580 9

Копия DSC05580 6

Таким образом, в целом, к концу диагностики процесса адаптации первоклассников к школьному обучению вы сможете наглядно увидеть учеников, успешно адаптирующихся к обучению в школе, а также тех учеников, на которых стоит обратить внимание и провести с ними дополнительные диагностические и коррекционные занятия.

Вот некоторые приемы работы, которые можно использовать на уроке.

  1. Самый простой вариант – показываем учащимся карточки с изображением трех лиц – веселого, нейтрального и грустного.

Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению. Детям также можно предложить представить себя лучиками солнца. В конце урока дать задание разместить лучики на солнце согласно своему настроению. Учащиеся подходят к доске и рисуют лучики.

Напоминаем, какому настроению соответствует какой цвет:

оранжевый – радостное, теплое;

желтый – светлое, приятное;

синий – неудовлетворенное, грустное;

фиолетовый – тревожное, напряженное;

черный – упадак, уныние.

3. Если учитель хочет закончить урок на более высоком эмоциональном уровне, к чему располагает также и содержание урока, то можно использовать еще один вариант – эмоционально - художественную рефлексию.

Какие эмоции вы испытываете:

Я чувствую. потому, что. мне скучно (не скучно)

был активным, эмоциональным

полностью выполнил задание

получил хорошую отметку.

Отвечая на эти вопросы, учащиеся обычно радуют разнообразием чувств и переживаний.

Современные технологии предполагают, что ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные. Что я делал? С какой целью? Почему я это делаю так? Какой результат я получил? Какой вариант лучше? – вот те вопросы, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией, т.е. умеющие осознавать свою деятельность. Вот некоторые приёмы, которые вы можете использовать в практике для реализации данного вида рефлексии.

Если учитель ведёт урок в традиционном плане, то можно выделить и написать на доске этапы деятельности. В конце урока предложить учащимся оценить свою работу на каждом этапе в виде ступенек, ведущих к успеху.

  1. Целесообразно на этапе рефлексии ещё раз вспомнить и акцентировать внимание учащихся на эффективности работы с использованием алгоритма , т.е. в определённой последовательности. Например, на заключительных этапах изучения темы (проблемы) учащиеся, работая над проектом, получают памятки с указанием наиболее общей последовательности или руководство, где подробно описаны действия, даны функциональные содержательные смысловые опоры.

Анализируя свою деятельность по предложенному алгоритму в процессе работы над проектом, учащиеся приходят к следующему выводу: процесс работы не менее важен, чем результат, и он строиться в логике деятельности. А в случае неудачи учащиеся видят, на каком этапе они не доработали и на какие моменты обратить внимание в следующий раз.

  1. При организации дискуссии на уроке предлагаю учащимся правила ведения дискуссии, которые помогают решать как воспитательные задачи – формирование коммуникативной и дискуссионной культуры, так и служат вербальным материалом для учащихся на этапе рефлексии.
  2. На старшей ступени обучения, если учитель проводит модельное занятие по какой-либо технологии или использует новые, необычные приёмы/методы работы на уроке, то в конце урока можно провести технологическую распаковку урока, где раскрываются все этапы, - что, делали и как это делали.

Рефлексивная деятельность в процессе обучения в начальной школе.

Современная педагогическая наука считает, что если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса. В данном случае нельзя говорить о личностно ориентированном обучении. Поэтому в начальной школе целесообразно обучать школьников рефлексивной деятельности. Отсутствие рефлексии – это показатель направленности только на процесс деятельности, а не на те изменения, которые происходят в развитии человека.

При взаимодействии с учащимся учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:

  1. физическую (успел – не успел);
  2. сенсорную (самочувствие: комфортно - дискомфортно);
  3. интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
  4. духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

Если физическая, сенсорная и интеллектуальная рефлексия может быть как индивидуальная, так и групповая, то духовную следует проводить лишь письменно, индивидуально и без огласки результатов.

Таким образом, рефлексия может:

  1. выступать формой теоретической деятельности, способом мышления, раскрывающим цели, содержание, средства, способы собственной деятельности (интеллектуальная рефлексия);
  2. отражать внутреннее состояние человека (сенсорная рефлексия);
  3. быть средством самопознания.

Продолжи фразу, выбери понравившуюся, ответь на вопрос.

Наш день (урок, мероприятие, игра) подошел к концу, и я хочу сказать…

Мне больше всего удалось…

А особенно удалось…

Что я получил от этого дня (урока, праздника)?

За что ты можешь себя похвалить?

За что ты можешь похвалить одноклассников?

За что ты можешь похвалить учит6еля?

Что меня удивило?

Как строил отношения?

Считаете ли вы, что мы не напрасно эти минуты вместе?

Для меня было открытием то, что…

Что, на ваш, взгляд удалось?

Что, на ваш, взгляд не удалось? Почему? Что учесть на будущее?

Поделимся впечатлением о нашем уроке (мероприятии).

Зачем нам был нужен этот урок?

Отследите состояние своей души.

Мои достижения на уроке…

Сегодня на уроке я научился…

Мне было интересно..

Мне было трудно…

Я почувствовал, что…

Больше всего мне понравилось…

Урок навёл меня на размышления. (заставил задуматься)

Своей работой на уроке я доволен (не совсем, не доволен), потому что…

Я выбирал эти задания на уроке, потому что:

-они мне нравятся,

-они легче остальных,

-Сравнить своё настроение с образом какого-либо животного (растения, цветка) и нарисовать его, можно объяснить словами.

- Красками на мокром листе нарисовать своё настроение.

- На общем большом листе группой или всем классом нарисовать красками своё настроение в виде полоски, листочка, облачка, пятнышка (в течении 1 минуты).

Чтобы определить настроение по цвету можно применить характеристику цветов Макса Люшера:

Красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение,

красный насыщенный и яркий цвет – нервозное, возбуждённое состояние, агрессия;

синий – грустное настроение, пассивность, усталость;

зелёный – активность, (но при насыщенности цвета – это беззащитность);

жёлтый – приятное, спокойное настроение;

фиолетовый – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию;

серый – замкнутость, огорчение;

чёрный – унылое настроение, отрицание, протест;

коричневый – пассивность, беспокойство и неуверенность.

Дети в кругу, обнявшись за плечи, поговаривают то, что было самым интересным.

Дети по кругу передают символическое сердечко и говорят:

-сегодня меня порадовало…

-сегодня меня огорчило…

Ребёнок дарит медальки (цветочки) из трёх разного цвета тем, кому посчитает нужно.

Например, голубой – самому вежливому в общении; зелёный – самому покладистому (уступчивому); оранжевый – самому скромному.

У кого получился самый большой букетик? Как вы думаете, почему?

4. Подведение итогов дня, урока.

- Дети сравнивают своё настроение с образом какого-либо животного (растения, цветка).

- Рисование образа урока (мероприятия, игры).

- Лепка из пластилина (мукосола) соответствующего настроению образа.

По окончании дела, дня, урока дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды:

Плоды – дело прошло полезно, плодотворно;

Цветок – довольно неплохо;

Зелёный листик – не совсем удовлетворён днём;

Дети сигналят карточками:

Зелёной – побольше таких дел, поучительно,

Жёлтой – понравилось, но не всё, интересно,

Красной – дело не понравилось, скучно.

Семь цветов радуги – семь оценок дела или учебного цикла.

Каждая группа или участники выставляют в цвете свои оценки – прикрепляют бумажные полоски на трафарет радуги.

Моё настроение похоже на: солнышко,

солнышко с тучкой,

тучку с дождиком,

тучку с молнией

Детям раздаются вырезанные из бумаги шары (ёлочные игрушки), на которых они рисуют своё настроение.

По склону карабкается учитель (ученик). Насколько близко подобрался он сегодня к детям (к пониманию темы урока), как прошла работа, достигнуто ли понимание – это решают дети, помещая фигурку учителя (свою) у подножия, либо выше по склону.

Ребёнок помещает изображение человечка на соответствующую ступеньку лесенки.

Уверен в своих силах

День – это один выстрел. В какую область настроения он попал сегодня? В зависимости от этого рисуется (прикрепляется) кружок-попадание в одной из цветовых зон.

Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок.

Разноцветные бабочки, цветки, птички прикрепляются на общем дереве (поляне).

Учитель договаривается с детьми о значении цветов или размеров этих предметов.

Техника осмысления процесса, способов и результатов мыслительной работы, практических действий. ИР способствует осмыслению помех и затруднений в данной ситуации, выступает в качестве одного из основных механизмов развития мышления, сознания и учебной деятельности.

2) У меня не было затруднений;

3) Я только слушал предложения других;

4) Я выдвигал идеи….

8) Шпаргалка – информация, формулировка, правило и т. д. в сжатом виде . Составление памяток, схем или текстов для справочников.

Восстановление деформированного высказывания, правила, текста или дополнение пропущенными словами ( например, когда каждое третье или пятое слово пропущены).

  1. Синквейн - составление четверостишья по схеме:

первая строка – понятие, выраженное существительным,

вторая строка – описание двумя прилагательными (причастиями),

третья строка – 4 значимые слова, выражающие отношение к понятию,

четвёртая строка – слово-синоним понятию, обобщение или расширение смысла.

  • Мне было интересно…
  • Мы сегодня разобрались….
  • Я сегодня понял, что…
  • Мне было трудно…
  • Завтра я хочу на уроке…

14) Варианты вопросов, которые задаются учителем в конце урока с целью содержательной рефлексии:

  • Как бы вы назвали урок?
  • Что было самым важным на уроке?
  • Зачем мы сегодня на уроке…?
  • Какова тема сегодняшнего урока?
  • Какова цель урока?
  • Чему посвятим следующий урок?
  • Какая задача будет стоять перед нами на следующем уроке?
  • Что для тебя было легко (трудно)?
  • Доволен ли ты своей работой?
  • За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одноклассников?

15) Вопросы итоговой рефлексии может задавать ученик (по желанию, по просьбе учителя…):

  • Что мы хотели выяснить на уроке?
  • Что нам удалось узнать?
  • Мы ответили на поставленный вопрос?
  • Что будем делать завтра?
  • Что было самым важным на уроке?
  • Кто хочет кого-нибудь похвалить?

16) Рефлексивные сочинения (как для домашних заданий, так и для 5-7 минут в классе)

Примерный план рассуждений ребёнка в соответствии с этапами урока:

  • Сначала мы рассуждали так…
  • Потом мы столкнулись с проблемой
  • Затем мы наблюдали (сравнивали, делали)….
  • Мы увидели (поняли)…Значит…
  • Теперь мы будем…
  1. Бортовой журнал
  2. Письменная дискуссия

Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я выполнял задания…
  5. я понял, что…
  6. теперь я могу…
  7. я почувствовал, что…
  8. я приобрел…
  9. я научился…
  10. у меня получилось …
  11. я смог…
  12. я попробую…
  13. меня удивило…
  14. урок дал мне для жизни…
  15. мне захотелось…

Уважаемая Татьяна, здравствуйте!

Не могу сказать, насколько это будет ново, так как, то , что для одного - новое, для другого коллеги - нет.

Могу предложить Вам такой вид рефлексии – „Litfaßsäule“ - афишная тумба. На доске – рисунок афишной тумбы и надпись - „Unsere Litfaßsäule“. Ниже – столько надписей, сколько Вам необходимо ( Мне было интересно…. Я узнал….) и так далее, в зависимости от того, что Вы хотите проанализировать, Вы просите детей написать на листах бумаги продолжение предожений и прикрепить на доску, получается "афишная тумба".

Еще один вид – «Blumenwiese“. (Хотя, это, новерное больше подходит для учащихся помладше). Я применяю его, когда хочу оценить - понравилась ли детям организация урока. На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – ( работа с текстом, фонетическая зарядка и т. д.) . Перед каждым ребенком - бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.

Успехов Вам в конкурсе!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Динамика показателей эмоционального состояния ребенка

Диагностику эмоционального состояния учащегося на уроках в 1-м классе проводил школьный психолог в 2010-2011уч.г. по методике Р.А.Захаровой "Эмоциональная расположенность к школе".В таблице указан про.

Презентация на тему:"Эмоции.Эмоциональные состояния"

Презентация,в которой рассматриваются различные эмоции и эмоциональные состояния.


Научно- исследовательская работа по теме: Изменение эмоционального состояния младших школьников посредством синтонного диалога.

Актуальность темы определяется широкой распространенностью эмоциональных комплексов младших школьников. Отсюда вытекает противоречие, что с одной стороны школа является одним из сильных ст.


Профилактика эмоционального выгорания педагогов: способы саморегуляции эмоционального состояния

Оформление стенда школьного психолога.


Рефлексия настроения и эмоционального состояния. Рефлексия деятельности.

Любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей да первых успехов значительн.


Приемы рефлексии настроения и эмоционального состояния

Дано описание приемов рефлексии настроения в начале и в конце урока.


Профилактика эмоционального выгорания, формирование положительного эмоционального состояния.

Одна страница личного дневника обязательно посвящена настроению. Шаблоны, размещенные ниже, помогут вам отмечать ваше настроение каждый день в течении всего года. Такую страницу личного дневника часто называют — трекер настроения. Скачайте бесплатно любой из понравившихся вам шаблонов и распечатайте на листе формата А4.


Вертикальный шаблон трекер настроения

На листе А4 формата, который ориентирован альбомно, размещены месяца и 31 квадрат к каждому. Вам необходимо раскрашивать каждый день по квадрату, в зависимости от того, какое у вас было настроение.

Горизональный шаблон трекер настроения

Данный трекер настроение отличается от предыдущего тем, что название месяца исполнено буквами, а не порядковыми номерами. На данном шаблоне, вместо квадратов, изображены круги, которые постепенно, до конца года, будут раскрашены в разные цвета, в зависимости от вашего настроения.

Трекер настроения на год


Данный шаблон заполняется с помощью раскрашивания определенным цветом, соответствующим вашему настроению, каждого дня всего года. Скачайте, и распечатайте этот трекер на листе обычного размера.

Трекер настроения на месяц


Данный шаблон трекера настроения на месяц получится весьма привлекательным, благодаря зонтику, части которого нужно раскрашивать в зависимости от настроения за всю неделю, а также будет необходимо раскрасить 31 каплю дождя, также, в зависимости от настроения в тот или иной день. Распечатать шаблон на листе формата А4 можно из PNG.

Еженедельный трекер настроения

Читайте также: