Критерии оценки школьного учебника химии

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Анализ школьного учебника по химии

1 Общая характеристика учебника

1.1. Данный учебник предназначен для 10 класса.

1.2. Учебник создан по программе базового уровня. Автор данной программы Т.Д. Гамбурцева.

1.3. Автором анализируемого учебника является О.С. Габриелян.

1.4. Общий объем учебника составляет 187с.

1.5. Переплет - твердый, плотный, долговечный; красочность – вполне хороший по красочности учебник, достаточно цветов; также присутствуют в достаточных количествах рисунки, схемы, таблицы, диаграммы.

2 Характеристика текстов учебника

2.1. В данном учебнике мало дополнительного текста. Основной текст учебника можно разделить на теоретико-познавательный, пояснительный, научно-популярный и инструментально-практический тексты.

2.2. Укажите, где используются теоретико-познавательные и инструментально-практические тексты.

Теоретико-познавательные тексты используются для определения основных понятий, терминов, основных законов, явлений, процессов, событий, выводов. Такие тексты представляют основное содержание параграфов всего учебника.

Инструментально-практические тексты используются для характеристики принципов и правил применения учебной информации; описания задач, упражнений и т.п., необходимых для формирования комплекса знаний и навыков в рамках изучаемой дисциплины; контрольные вопросы, вопросы для самопроверки, перечни терминов, ключевых слов. Такие тексты входят в текст параграфа, также представлены заданиями для самостоятельного выполнения, описание практических и лабораторных работ.

2.3. §6 – Основы номенклатуры органических соединений.

2.5. В учебнике очень мало дополнительных текстов. Методическая роль дополнительных текстов в учебнике заключается в развитии кругозора ученика, заинтересованности в предмете.

2.6. В данном учебнике используются пояснительные тексты в большом количестве. Методическая роль пояснительных текстов учебника заключается в раскрытии изучаемой темы.

3. Характеристика внетекстовых компонентов учебника

3.1. Данный учебник достаточно полно и рационально иллюстрирован. Рисунки имеют большое значение, помогают разобраться в математических уравнениях и задачах. Материал таблиц, схем и графиков помогает усвоению теоретического материала, структурируя его, помогает выделить главное и лучше запомнить важное. Так же иллюстративный материал формирует умения школьников работать с таблицами, графиками, схемами.

3.2. Организация усвоения знаний в учебнике Химии 10 класса О.С. Габриеляна осуществляется с помощью вопросов и заданий, помещенных после параграфа. Вопросы 1-3 ,как правило, нацелены на то, чтобы обучающийся смог воспроизвести наиболее важные теоретические знания из материала параграфа. Последние вопросы - обычно задания, в которых необходимо привести примеры, либо решить задачу. Вопросы и задания в начале параграфов и в основном тексте отсутствуют.

3.3. В основном тексте в рамках, с маркировкой жирной стрелкой, жирным курсивом всегда выделяются определения основных понятий. Главные положения параграфа выделены жирным курсивом. Это помогает ученикам быстро их найти легко ориентируясь в тексте.

3.5. В конце параграфа (главы) не приведена систематизация сведений.

3.6. В учебнике не реализована система обобщений формируемых знаний.

3.7. В учебнике развит аппарат ориентировки- это различные выделения текста, рамки, маркировка текста, нумерация, разделение на абзацы, пропуски изображения. Всё это помогает работе зрительной памяти и быстрого ориентирования по тексту.

4. Характеристика логичности изложения материала в учебнике

4.1. Логическую структуру курса составляют его содержание и объем. Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) химии в средней школе на уровне 10 класса может быть определена 7 укрупненными разделами:

1. Строение органических соединений.

2. Химические реакции в органической химии.

4. Кислородсодержащие соединения.

6. Азотсодержащие соединения.

7. Биологически активные вещества

4.2. Последовательность изложения материала близка логической структуре курса. При нарушении логической структуры курса может возникнуть трудности в построении представлений о органической химии, трудности в освоении курса.

5.1. Данный учебник достаточен для организации полноценного учебно-воспитательного процесса.

5.2. Положительными качествами анализируемого учебника являются системность и доступность изложения, большое количество вопросов и заданий по изученному материалу после параграфа.

5.3. Необходимо добавить практические задания, а также большее количество теоретического материала, дополнительных текстов. Добавить систематизацию сведений в конце параграфа(главы), проблемные вопросы.

В соответствии с требованиями стандарта по химии и выбранных из федерального списка учебников учитель химии во время проверки и контроля знаний по предмету может ориентироваться на следующие уровни.

Первый уровень - репродуктивный. Выполнение обучающимися заданий этого уровня опирается в основном на память. Достижение этого уровня предполагает у учащихся:

- знание названий отдельных химических элементов, веществ и реакций;

- умение устно или письменно описывать химические факты, понятия или явления (реакции);

- понимание роли, значения или применения отдельных химических веществ или реакций;

- применение химической символики - химических знаков, формул и уравнений;

- знание некоторых используемых в химии приборов, умение собирать простейшие из них и использовать при выполнении химического эксперимента.

Для проверки знаний и умений, соответствующих первому уровню, используется репродуктивный вид заданий, предполагающий воспроизведение учащимися отдельных знаний и умений. Проверка первого уровня знаний легко осуществляется формами автоматизированного учета.

Второй уровень - продуктивный. Достижение этого уровня предполагает у учащихся:

- понимание формулировок важнейших химических понятий, законов, теорий и применение их в аналогичных ситуациях;

- умение устанавливать взаимосвязь между составом, строением и свойствами химических веществ;

- умение проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям;

- умение самостоятельно проводить химический эксперимент по инструкции учебника или по указанию учителя и фиксировать его результаты.

Для проверки умения применять эти знания в учебной практике используются задания, выполнение которых возможно не только на основе памяти, но и на основе осмысления. Поэтому наряду с психологической операцией воспроизведения широко используются узнавание и явление переноса. Для выполнения таких заданий требуется более напряженная мыслительная деятельность учащихся, чем при выполнении заданий на первом уровне.

Третий уровень - творческий. Достижение этого уровня предполагает у обучающихся:

- умение прогнозировать свойства химических веществ на основе знания об их составе и строении и, наоборот, предполагать строение веществ на основе их свойств;

- понимание факторов, позволяющих управлять химическими реакциями (скоростью, направлением, выходом продукта);

- умение проектировать, осуществлять химический эксперимент, а также фиксировать и анализировать его результаты;

- умение ориентироваться в потоке химической информации, определять источники необходимой информации, получать ее, анализировать, делать выводы на ее основе и представлять в соответствующей форме;

- умение осознавать вклад химии в формирование целостной естественнонаучной картины мира.

Для проверки знаний, соответствующих третьему уровню, и умения применять их в учебной практике используется рефлективный вид заданий, выполнение которых опирается на репродуктивные знания, но требует глубокого осмысления, владения логическими приемами умственной деятельности (анализ, синтез, обобщение, конкретизация, сравнение, абстрагирование, классификация)

Оценка "5" ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.

2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

1. Знание всего изученного программного материала.

2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Ставится за полное незнание изученного материала, отсутствие элементарных умений и навыков.

Оценивание устного ответа.

Оценка "5" ставится, если обучающийся:

1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка "4" ставится, если обучающийся:

2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

Оценка "3" ставится, если обучающийся:

1. усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2. материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

3. показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4. допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

5. не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

6. испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

7. отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

8. обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка "2" ставится, если обучающийся:

1. не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

2. не делает выводов и обобщений.

3. не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

4. имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

По окончании устного ответа обучающегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если обучающийся:

1. выполнил работу без ошибок и недочетов;

2. допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если обучающийся выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

2. или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если обучающийся правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

1. не более двух грубых ошибок;

2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

3. или не более двух-трех негрубых ошибок;

4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если обучающийся:

1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

2. или если правильно выполнил менее половины работы.

1.Учитель имеет право поставить обучающемуся оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

2. Оценки с анализом доводятся до сведения обучающихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ, опытов по предметам.

Оценка "5" ставится, если обучающийся:

1. правильно определил цель опыта;

2. выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

3. самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

4. научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;

5. правильно выполнил анализ погрешностей (9-11 классы).

6. проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

7. эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Оценка "4" ставится, если обучающийся выполнил требования к оценке "5", но:

1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;

2. или было допущено два-три недочета;

3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,

4. или эксперимент проведен не полностью;

5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Оценка "3" ставится, если обучающийся:

1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;

2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;

3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; или не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей;

4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Оценка "2" ставится, если обучающийся:

1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;

2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;

3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";

Оценка умений проводить наблюдения.

Оценка "5" ставится, если обучающийся:

1. правильно по заданию учителя провел наблюдение;

2. выделил существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса);

3. логично, научно грамотно оформил результаты наблюдений и выводы.

Оценка "4" ставится, если обучающийся:

1. правильно по заданию учителя провел наблюдение;

2. при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) назвал второстепенные;

3. допустил небрежность в оформлении наблюдений и выводов.

Оценка "3" ставится, если обучающийся:

1. допустил неточности и 1-2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;

2. при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделил лишь некоторые;

Создание современных школьных учебников – задача весьма ответственная, т.к. учебники – важнейший компонент и основное средство образования. Поэтому решение этой задачи должно быть не только разносторонним, но и комплексным, отражающим современные тенденции, ценностно-целевые установки и требования общества к образованию.

Создание учебника по предмету опирается на достижения педагогической и базовой науки, на теорию и логику построения школьных учебников, на требования к нему как к главной книге в образовании. Программы и учебники всегда реализуют авторские замыслы. Необходимы педагогический эксперимент и серьезная опытная проверка программ и учебников практикой, подтверждающие их доступность, качество и эффективность. Большое значение для работы учащихся с учебником имеет его методический аппарат, от которого во многом зависит продуктивность использования учебника в образовательном процессе.

Роль учебника как основной книги ученика и ориентировочной основы учителя в организации обучения трудно переоценить. Не случайно умение учеников работать с учебником относят к главному общему учебному умению. Поэтому анализ и оценка содержания, структуры и логики изложения материала учебника, его соответствие государственному образовательному стандарту (ГОС) и возрастным возможностям учащихся – важнейшая процедура определения качества учебника, возможности его использования в массовой школе.

Школьные учебники проходят серьезную экспертизу и оценку комиссиями РАО и РАН для присвоения грифа на право использования их в общеобразовательных учреждениях РФ. В этом плане экспертные комиссии академий и Министерство образования и науки РФ проводят сложную и серьезную работу. С одной стороны, они оказывают огромную помощь авторам по улучшению качества учебников, а с другой – осуществляют оценку их достоинств и недостатков. Главное, комиссии определяют соответствие учебников ГОС и критериям, выработанным комиссиями. Педагогическая наука создала правила построения школьных учебников и разработала критерии их оценивания. Данной проблемой занимались как отдельные ученые (Беспалько В.П., Журавлев И.К., Зорина Л.Я., Зуев Д.Д., Доблаев Л.П., Занков Л.В., Краевский В.В., Лернер И.Я., Шаповаленко С.Г. и др.), так и целые научные коллективы. В лидирующей пока системе предметного обучения создаются учебники и учебно-методические комплекты (УМК) для обучения предметам базового плана, а также элективные курсы для профильной школы.

Каждый учебный предмет, в том числе химия, имеет свою специфику, обусловленную базовой наукой, ее историей, логикой и методологией познания. Учебник включает не только дидактически переработанные основы науки химии, но и другие компоненты содержания, обеспечивающие развитие и воспитание ученика в предметном обучении. Отбор, структурирование и логика последовательного раскрытия этого содержания в учебнике химии определяется закономерностями химического познания и развития растущего человека, принципами дидактики и психологии.

Выбор индивидуального образовательного маршрута ученика обеспечивает трехуровневость содержания учебников.

Первый уровень – это минимум содержания, изучаемого при учебной нагрузке 2 ч химии в неделю. Второй уровень – это углубленное изучение химии. Два первых уровня изучаются на уроках. Третий уровень – это необязательный дополнительный материал, призванный обеспечить познавательные потребности и интерес отдельных учащихся к рассмотренным здесь вопросам химии. Материал третьего уровня изучается во внеурочное время. Главное, учебники отражают обязательный минимум содержания, обозначенный в ГОС по химии для основного и профильного уровней обучения.

Безусловно, учебники требуют дальнейшего совершенствования, сокращения текстов, исправления допущенных в них ошибок, расширения УМК, и над этим постоянно работает руководимый нами авторский коллектив. Учебники для 10–11-х классов созданы пока для профильного обучения в соответствии с принятым сейчас государственным стандартом. Учебники дополнены учебно-методическим комплектом. В настоящее время идет подготовка программ и учебников для непрофильного изучения химии в 10–11-х классах (1 ч в неделю).

Работу по созданию и улучшению программ и учебников осложняют периодические изменения в государственных стандартах по химии. Беспокоит недостаточно обоснованное и необъясняемое удаление из ГОС одного материала и замена его другим. В частности, резко сокращен материал о химической реакции, особенно в основной школе, и удален материал о равновесии, катализе и другие, что существенно затрудняет рассмотрение и объяснение химических свойств и реакций соединений серы, азота и других вопросов неорганической химии.

Следует отметить, что включение вопросов энергетики, закономерностей протекания реакций в курс химии основной школы было большим достижением длительной борьбы ученых-химиков, методистов, специалистов образования и учителей-практиков. Вызывает удивление удаление из стандартов по химии для основной школы вопросов технологии и производств (например, серной кислоты и др.). И это в то время, когда в нашей стране возрождается промышленность, испытывающая недостаток рабочих и технических кадров, повышается роль начального и среднего профессионального обучения, где предполагается обучение большинства выпускников основной школы. Эти вопросы важны и для усиления практической направленности курсов химии, для социализации личности учащихся. Их удаление осложняет реализацию нашей авторской идеи – отражение взаимосвязи систем знаний о веществе, реакции и технологии.

При создании учебников мы ориентировались на имеющиеся критерии их построения, на позитивный отечественный и зарубежный опыт, на современные цели химического образования и ГОСТы по химии, на собственные идеи и результаты наших исследований, а также на опыт работы по ним учителей экспериментальных школ. Наши учебники имеют не только преимущества, но и недостатки, как и учебники других авторов.

Следует отметить, что уровневые учебники (наши, Л.С.Гузея и др.) выполняют в обучении широкие функции и, естественно, имеют несколько больший объем. Уровневый подход – достоинство учебников. Он важен и для выбора индивидуального маршрута, и для подготовки учащихся к ЕГЭ. Но по этому параметру авторы статьи не повышают, а снижают оценку учебника.

В нашем учебнике 2003 г. семь практических работ, но приведено большое количество лабораторных опытов с рисуночным описанием их выполнения. К сожалению, авторы статьи не вводят в перечень параметров лабораторные опыты. Между тем дефицит и учебного времени, и реактивов не позволяет выполнить большее число практических работ. Компенсировать снижение объема химического эксперимента можно именно за счет увеличения демонстрационных и лабораторных опытов.

На примере своих учебников и подробного описания подходов к их оцениванию мы хотели показать необъективность и даже некоторую предвзятость оценивания учебников вообще. Что это – низкий профессионализм, небрежность в исследовании или лоббирование определенных групп учебников, черный пиар по отношению к некоторым? Думаем, что если и другие авторы учебников проанализируют приведенные данные о них, то, возможно, придут к такому же убеждению.

Мы поражены смелостью и безответственностью, которую Телешов и его соавтор проявляют при оценке действующих учебников химии, безапелляционностью рекомендаций директорам школ и учителям в выборе учебников, по которым можно учиться школьникам в XXI в.

Уверены, что наши директора и учителя достаточно грамотны и компетентны в этих вопросах. Прежде чем выбрать ту или иную линию допущенных к применению программ и учебников, специалисты внимательно и придирчиво анализируют, узнают о них от коллег, работающих по ним, обсуждают и высказывают свои позиции на курсах и совещаниях. Поистине, практика – лучший критерий истины.

Нет сомнения, что некоторые использованные Телешовым принципы и показатели оценки качества учебников химии, сложившиеся в 1970–1980-е гг., полезны и сейчас. Однако современный этап развития науки и общества выдвинул новые парадигмы образования, новые направления и принципы его развития, комплексные критерии для разностороннего оценивания качества современных учебников.

Концепция модернизации образования и профильного обучения, мировые тенденции развития системы образования определили новые ценностно-целевые ориентиры, новые требования к повышению ее качества и эффективности. На их основе выстроены стратегические линии обновления содержания образования и перестройки процесса обучения. Новые социальные, политические и природные реалии внесли в содержание химического образования свои приоритеты. Усилились экологическая, практическая, методологическая и мировоззренческая направленности содержания предметов естественного цикла, углубляется их фундаментальность, интеграция и дифференциация, обеспечивающие формирование естественно-научной картины мира, ключевых компетентностей, разностороннее развитие личности учащихся. Эти процессы регулируют новые нормативные документы, в которых указаны показатели и критерии достижения качества образования на разных его уровнях и ступенях. Им следуют учителя, на них ориентируются авторы новых вариативных программ и учебников, на них ориентируются при проведении ЕГЭ. Но почему-то их не учитывают авторы обсуждаемой статьи, используя при оценке учебников лишь отдельные, часто субъективные и далеко не равноценные по общности и значимости критерии и показатели.

Необъективность и неполноценность такого анализа и оценки УМК, авторитарность выводов, категоричность предложений, сделанных по выбору учебников, наносят не только образовательный, но и моральный и финансовый ущерб как авторам, так и издательствам, принижают значение государственных экспертных советов. Все это приводит к выводу, что такой анализ – скорее целенаправленный акт вытеснения вновь пришедших на рынок образовательных услуг конкурентов или заказная акция, но уж никак не научное исследование. Да, сложна и ответственна проблема выбора объективных и значимых критериев и параметров оценки учебников и их УМК. Но такая оценка необходима для их развития и улучшения.

Рейтинг лучших учебников по химии на 2022 год



Космические технологии и проблемы энергетики также требуют химических знаний. В российских школах дисциплина преподаётся с 1927 года. Школьные реформы потрясали учебные программы не раз, но в 2012 году педагоги заявили и национальном масштабе бедствия школьной химии. Сертификат ЕГЭ по химическому образованию более не требовался при поступлении в технический ВУЗ.


Обилие учебной литературы завело педагогов в тупик, так как разделило процесс обучения на линейную и концентрическую системы. Споры на возвращение к единой системе, по-прежнему, ведутся.

Современная школьная программа отводит малое количество часов учебному плану по предмету, а разнообразие рекомендованных учебников играют отрицательную роль. Учебные пособия только проходят качественную отработку в школах.


  • 2.1 Гузей Л.С., Сорокин В.В., Суровцева Р.П. Химия 9 класс
  • 2.2 Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман Пособие для 9 класса
  • 2.3 Ерёмин В.В. Химия 9 класс
  • 2.4 Ерёмин В.В. Химия 8 класс
  • 2.5 Химия 9 класс, под редакцией Кузнецовой Н.Е., Титовой И.М., Гара Н.Н.
  • 2.6 Жилин Д. М. Учебник для 9 класса
  • 2.7 Химия для 8 класса под редакцией Жилина Д.М.
  • 2.8 Предметная линия по химии под редакцией Габриеляна О.С.
    • 2.8.1 Курс 8 класса
    • 2.8.2 Для 7 класса
    • 2.8.3 Учебник для базового уровня. 8 класс
    • 2.8.4 Сборник. Задачи и упражнения
    • 2.8.5 Примерные рабочие программы
    • 2.8.6 Базовый уровень 11 класс
    • 2.8.7 Тетрадь для оценки качества знаний. 11 класс
    • 2.8.8 ГДЗ для 8 класса

    Как правильно выбрать учебное пособие

    Учебные заведения в рамках обязательных курсов отдают предпочтения тем или иным линейкам обучающих учебно-методических комплектов. Важно знать, что пособия выпускаются как для учеников, так и для учителей, в целях грамотной подачи материала и соответствия Федеральному государственному образовательному стандарту полного или среднего образования


    Критерии

    К критериям отбора качественных учебников относятся:

    1. возможность последовательного освоения материала от простого к сложному;
    2. доступное объяснение ключевых определений;
    3. тестовые задачи и упражнения различной сложности, с возможностью углубления знаний;
    4. соответствие ФГОС и принадлежности к УМК;
    5. наличие ссылок на Интернет-ресурсы и обучающие диски;
    6. наличие интернет-версий решебников;
    7. комплектация учебников рабочими тетрадями, тестами, методическими рекомендациями, CD + CD для учеников и учителей.


    Ошибки при выборе

    Следование одной линейке курса предпочтительно, так как автор имеет собственную концепцию постепенного усложнения уровня знаний.


    Рейтинг лучших учебников по химии


    Учебник рассчитан для получения базовых и углублённых знаний в рамках школьного курса. В совокупности с учебниками группы тех же авторов для 8 класса, 10-11 класса набор составит полный курс по основной химической средней школе.

    В решебнике для 9 класса под редакцией Гузей Л.С.содержатся подробные алгоритмы решения заданий в рамках школьной программы с комментариями и дополнительной информацией. Пособие поможет и родителям разобраться в химических премудростях и оказать посильную помощь ученику.


    В учебник введены материалы по:

    1. фуллеренам;
    2. сероводородным свойствам;
    3. сернистой кислоте;
    4. серным оксидам (IY) и (YI).
    • материалы по коррозийным изменениям металлов, химическому равновесию, электролизу солей перенесены в рамки старшей школы;
    • с уточнениями определений и понятий, дополненный заданиями в соответствии с требованиями ЕГЭ.


    Учебник создан авторской группой преподавателей химического факультета Московского государственного Университета имени М.В. Ломоносова. Школьный материал изложен в простой и наглядной форме, в то же время на высоком научном уровне.


    • группа создателей – преподаватели МГУ им. Ломоносова;
    • практическая наглядность в соответствии с углублённым курсом;
    • занимательная форма подачи материала.


    • задания разной степени сложности;
    • анонсы по темам для проектной деятельности;
    • большой выбор практических работ;
    • набор творческих заданий;
    • описание лабораторных опытов;
    • практические уроки.
    • вследствие недавнего срока выпуска не прошёл достаточную апробацию в рамках школьной реформы.


    • из полного состава учебников, лабораторных журналов, методических и дидактических материалов для учителей с электронными материалами на дисках и ссылками на Интернет-ресурсы;
    • практические работы занимают особое положение, призванное максимально соединить формальные знания и реальность жизни;
    • курс на формирование навыков, выходящих на рамки учебной программы.

    Набор соответствует требованиям ФГОС. Весь УМК включён в Федеральный перечень с рекомендациями по использованию общеобразовательным организациям.

    В пособии изложен материал на основе системно-деятельностного подхода в совокупности с историко-логической концепцией.

    • знакомство с основами химических понятий;
    • изучение классов неорганических веществ;
    • периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева;
    • изучение строения атома;
    • теория окислительно-восстановительных процессов;
    • количественные химические отношения;
    • подача материала ведётся через постановку задачи – вопросы, задания, экспериментальная часть и её решение путём заданий;
    • цикл химического эксперимента – от практической работы, через лабораторные опыты и выполнение домашних заданий с фиксацией результатов и их анализом;
    • познавательный интерес развивается через творческую составляющую процесса с соединением химических познаний и научно-техническим аспектом современных открытий;
    • задания и вопросы выделены в отдельную структуру из циклов –применить знания, использовать дополнительную информацию, проверить свои знания.


    Учебный материал занесён в Федеральный перечень.

    • начальное изучение вещества и химических процессов, как явления положено в основу восприятия учеником нового предмета;
    • употребление химических формул представлено минимально;
    • примеры уравнений, реакций и расчётные задачи подаются на ознакомительном уровне;
    • входит в УМК Габриеляна О.С.

    Курс основной школы под редакцией Габриеляна О.С.


    • с типовыми алгоритмами решения;
    • различный уровень сложности заданий;
    • наличие контрольных тестов в окончании разделов;
    • форма проверок подходит для учителей и самоконтроля знаний учеников.
    • в соответствии с ФГОС;
    • для учеников 8,9 классов общеобразовательных учреждений;
    • вспомогательное пособие в рамках одноимённого УМК.


    • переработано в соответствии с ФГОС;
    • 27 работ по проверке знаний всех разделов обучения;
    • допускается самостоятельная проработка;
    • подходит для проверки на учебных занятиях.


    • готовые ответы по химической дисциплине;
    • онлайн-решения на интернет ресурсе;
    • помощь в освоении алгоритмов решения;
    • соответствие ФГОС.

    Учебник – практикум для студентов в области биологии и медицины.


    • состоит из пяти разделов, в том числе с методическими указаниями по лабораторным работам, практике, для промежуточной аттестации;
    • общая и неорганическая химия;
    • глубокий пласт теории;
    • алгоритмы практических, лабораторных работ;
    • тесты на качество знаний и планы коллоквиумов;
    • подходит для подготовки специалистов широкого спектра биологических и медицинских направлений.



    • постепенно усложняющийся практикум на основе освоенного курса химии;
    • теоретические введения проиллюстрированы примерами решения;
    • студент получает возможность самостоятельно находить вывод, в качестве обобщения проделанного эксперимента;
    • цель пособия – личностно-ориентированный подход в обучении, развитие самостоятельности мышления и познавательного процесса.


    • основа для создания справочника – опыт педагогов кафедры прикладной и теоретической химии Московского государственного областного университета;
    • приведён полный курс, требуемый в ЕГЭ;
    • обобщения теории в удобных таблицах, схемах, алгоритмах;
    • доступная подача материала;
    • практические методики по решению качественных, расчётных задач;
    • тема имеет в заключении образцы решения задач, как усложнённых вариантов, так и типовых;
    • задания для личной проверки усвоенного материала, тесты разных уровней ЕГЭ;
    • рекомендовано для лицеев, колледжей, преподавательского состава и учеников.


    • доступность и простота изложения в соответствии с научным обоснованием;
    • программа всего школьного курса в одном томе;
    • три основных части по органической химии, теоретическим основам, элементах и соединениях;
    • учебник рекомендован для всех видов экзаменов.


    • наличие инструкций по алгоритму выполнения экзаменационного задания;
    • есть все ответы;
    • содержит 30 вариантов экзаменационных заданий;
    • книга прошла научную метод.оценку ФГБНУ.

    Читайте также: