Критерии оценки разноуровневых заданий в начальной школе

Обновлено: 30.06.2024

В последние годы образовательное пространство стремительно завоевывает личностно-ориентированное развивающее обучение. Развивающим является то обучение, которое соответствует индивидуальности ребенка, его потенциальным возможностям в приобретении знаний. Популярность личностно-ориентированного подхода в обучении обусловлена рядом объективных обстоятельств:

  1. Во-первых, динамичное развитие российского общества требует формирования в человеке не столько типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ребенку стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме.
  2. Во-вторых, современные школьники прагматичны в мыслях и действиях, мобильны и раскрепощены, а это требует от педагогов применения новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися.
  3. В-третьих, современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых.

Модель личностно-ориентированной школы – одна из наиболее перспективных в силу следующих причин:

  • В центре образовательного процесса находится ребенок как субъект познания, что отвечает мировой тенденции гуманизации образования.
  • Личностно-ориентированное обучение является здоровьесберегающей технологией.
  • Возрастает роль и значение благоприятной, комфортной для ребенка образовательной среды, где видна его индивидуальность.

Личностно-ориентированное обучение строится на принципе вариативности, т.е. признании разнообразия содержания и форм учебного процесса, выбор которых делает учитель с учетом развития каждого ученика.

Современные дети ждут новых форм знакомства с материалом, где могла бы проявиться их самостоятельность и деятельностный характер мышления. Эпизодическое использование творческих заданий не принесет желаемого результата. Познавательные задания включают всю систему познавательных действий, начиная от действий, связанных с восприятием, запоминанием, осмыслением и кончая операциями творческого мышления.

Уровневые задания с успехом могут быть использованы

  • При изучении нового материала
  • При контроле за усвоением знаний, умений и навыков
  • При проверке знаний.

Личностный подход проявляется не только в различии заданий по содержанию, характеру, объему, но в праве выбора учениками заданий.

Все задания разделены на три группы, соответствующие трем уровням сложности, что обусловлено основными этапами усвоения знаний.

Обобщенные типы уровневых заданий.
Распределение заданий по уровням сложности.

Уровень
(обусловлен основными этапами усвоения знаний)

Виды уровневых заданий

Вопрос

Задача

Задание

1 уровень – базовый

Цель: восприятие знаний, осознание, запоминание, воспроизведение.

Информация, предлагаемая учителем в готовом виде, должна быть усвоена всеми учащимися.

Задания репродуктивного характера, на уровне воспроизведения: вставить пропущенные слова, внести недостающие знания, отделить верное от неверного.

  • Что называется…
  • В каком году…
  • Кто написал…
  • Как формулируется…
  • Что изображено…

Различного типа тренировочные задачи на применение, выполняемые по алгоритму (с помощью учителя).

  • Приведите (запишите факты), примеры, доказательства…
  • Расскажите…
  • Перечислите…
  • Назовите, что произошло…
  • Зарисуйте схему (рисунок, график)…
  • Прочитайте отрывок…
  • Составьте план…

2 уровень

Цель: применение знаний. Осмысленное применение знаний и умений в знакомой ситуации по образцу. Работа на продуктивном уровне: решить задачи с уже усвоенным алгоритмом их выполнения или такие, которые требуют преобразования в 2-3 действия.

  • Какова причина…
  • Что объединяет…
  • Чем отличается…
  • Почему…
  • Какова основная мысль…
  • Чем объясняется…

Задача, выполняя которую ученик действует самостоятельно, по алгоритму, включая такие этапы, как перевод единиц, получения аналитического выражения, анализа условий задачи и ее ответа.

  • Найдите факты, подтверждающие…
  • Сравните…
  • Объясните…
  • Постройте схему (диаграмму, график)…
  • Заполните таблицу…
  • Составьте схему по рисунку…

3 уровень

Цель: творческое использование знаний.

Решение неизвестного, готового эталона нет. Творческое применение знаний и умений в новой учебной ситуации. Неалгоритмизированные задания или задания с большим количеством преобразований, т.е. работа на творческом уровне.

  • Чем будут отличаться…
  • Доказать или опровергнуть утверждение…
  • Какой вывод можно сделать…
  • Какие условия необходимы для…
  • Применения знаний в новых (нестандартных) условиях,
  • Закономерностей нескольких разделов курса или использования знаний других предметных дисциплин (комбинирования),
  • Решаемая несколькими способами,
  • Олимпиадная (требующая догадки).
  • Сделайте сравнительный анализ (классификацию)…
  • Обобщите…
  • Оцените значимость…
  • Смоделируйте…
  • Предложите способ…
  • Сконструируйте…
  • Сделайте вывод…
  • Напишите сочинение…
  • Выполните модель…
  • Сделайте проект…

Алгоритм применения заданий.

Учитель составляет задания, соответствующие всем уровням усвоения знаний. Уровневый подход имеет следующие положительные моменты:

  • При составлении заданий учитель может четко определить, до какого уровня сложности должно быть доведено усвоение учебного материала, при этом учитываются возрастные особенности учеников.
  • Предложение выбора задания способствует созданию для ученика ситуации успеха.
  • В ходе проверки раскрываются возможности и способности каждого учащегося, что создает условия для перехода на более высокий уровень усвоения знаний.
  • Анализ работ позволяет учителю сделать вывод не только об уровне, но и динамике усвоения знаний и личностном развитии отдельных учащихся.
  • Применение уровневых заданий позволяет существенно повысить качество знаний.

Создание ситуаций выбора на уроке.

Применительно к личностно-ориентированному обучению ситуация выбора – это спроектированный учителем элемент (этап урока), когда ученики поставлены перед необходимостью отдать свое предпочтение одному из вариантов учебных задач и способов их решения для проявления своей активности, самостоятельности и индивидуального стиля познания.

Ситуация выбора при правильном построении позволяет ставить ребенка в позицию субъекта деятельности и оказывать развивающее влияние на его личность. При проектировании и построении ситуации выбора надо учитывать такие обстоятельства, как:

  1. Готовность учащихся к выбору. Прежде чем использовать на уроке ситуации выбора, необходимо научить учащихся делать выбор в соответствии со своими возможностями.
  2. Педагогическая целесообразность создания ситуаций выбора. Данная ситуация создается учителем не ради обязательного ее использования на уроке как одного из элементов личностно-ориентированного обучения, а с определенной целью. В первую очередь сам учитель определяет, на каком этапе урока и при изучении какого материала использование ситуаций выбора будет целесообразным и эффективным.
  3. Стимулирование учащихся к выбору. Учитель четко поясняет каждое из предложенных на выбор учебных заданий, показывает значимость его выполнения, раскрывает критерии его оценки.
  4. Аргументация своего выбора. Для того чтобы учащиеся могли обосновать свой выбор, учитель должен научить школьников аргументировано объяснять, почему они отдают предпочтение выбранному варианту.
  5. Определение степени свободы выбора: будет ли она жестко ограниченной или содержать свободу при осуществлении коллективного (индивидуального) выбора.
  6. Успешность деятельности. Учитель должен быть уверен в том, что учащиеся обладают достаточным объемом знаний, умений, навыков для успешного их решения.
  7. Защищенность школьников от собственных ошибок. Учащиеся должны быть уверены, что имеют право на неудачу. Учителю необходимо найти этап в процессе деятельности ученика, где была допущена ошибка, объяснить причины неудачи и заметить то, что было сделано правильно.
  8. Оценка результатов решения выбранного варианта. Важно не просто оценить конечный результат, а проанализировать всю совокупность действий ученика.

Ситуация выбора на уроке моделируется и строится учителем. Хотя каждый учебный предмет имеет свои специфические особенности, можно выделить общие этапы педагогов по ее созданию. Алгоритм деятельности по проектированию и построению ситуации выбора на личностно-ориентированном уроке может включать следующие этапы и действия:

  1. Формулировка цели и задач применения ситуации выбора.
  2. Определение этапов урока, на которых целесообразно создавать ситуацию выбора.
  3. Выявление конкретного содержания учебного материала, при изучении которого планируется применить ситуацию выбора.
  4. Разработка множества вариантов заданий, необходимых для осуществления выбора.
  5. Анализ учебной задачи с целью выяснения соответствия разработанных заданий возможностям учащихся.
  6. Решение учителем избранных заданий всеми возможными способами.
  7. Продумывание отдельных деталей эффективного использования ситуаций выбора на уроке:
    • подбор приемов и методов стимулирования учащихся к совершению выбора,
    • определение конкретных форм выполнения учебных заданий и времени протекания ситуации выбора,
    • определение степени свободы действий учащихся в ситуации выбора,
    • разработка критериев и способов анализа и оценки результатов решения учебных задач.
  8. Определение оптимального момента в ходе урока для создания ситуации выбора, включение в план урока.
  9. Анализ и оценка эффективности использования ситуации выбора на уроке.

Одной из важных задач учителя, работающего в личностно-ориентированной технологии обучения, является формирование у учащихся умений делать выбор, принимая самостоятельное решение. Реализации этой задачи могут способствовать памятки, помогающие детям освоить алгоритм действий в ситуации выбора. Памятка может выглядеть так:

  1. Внимательно прочти все варианты заданий.
  2. Осмысли каждое задание.
  3. Соотнеси свои желания с собственными возможностями успешного решения вариантов учебной задачи.
  4. Выбери то задание, которое в большей степени соответствует твоим возможностям.
  5. Постарайся объяснить самому себе, что твой выбор является наилучшим для тебя.
  6. Теперь направляй свои усилия на выполнение избранного варианта задания.
  7. Проанализируй и оцени полученные результаты и правильность сделанного тобой выбора.

Инструкция при организации работы с разноуровневыми заданиями.

  1. Инструкция:
    • Выполните одно задание по выбору (из 3).
  2. Инструкция:
    • Кто хочет закрепить свои знания, тверже знать материал – выбирает задание 1.
    • Кто чувствует, что освоил материал по теме прочно – выбирает задание 2.
    • Кто чувствует себя уверенно и хочет проверить свои силы и возможности – выбирает задание 3.
  3. Групповая форма работы (формирование группы):

Ребята, сегодня мы работаем в группах, вы можете сами определиться, в какой группе будете работать:

  • Если вы считаете, что еще не совсем хорошо усвоили тему (материал изучаемой темы), то можете поработать в первой группе;
  • Если вы усвоили основные понятия и стремитесь закрепить их при решении практических задач, выбирайте вторую группу;
  • Если вы уверенно чувствуете себя в теме, хорошо усвоили всю тему в целом и хотите проверить свои силы, выбирайте третью группу.

Ценность применения уровневых заданий заключается в том, что:

  1. овладение уровневым подходом дает возможность учителю осуществлять диагностику и следить за динамикой интеллектуального развития учащихся.
  2. учет индивидуальных особенностей учеников позволяет педагогу составлять задания таким образом, чтобы способствовать реализации возможностей каждого ребенка в рамках личностно-ориентированного обучения.
  3. применение уровневых заданий наиболее эффективно только вместе с другими вариантами письменной и устной проверки знаний, умений и навыков учащихся.
  4. такие задания должны использоваться систематически, так как только лишь в этом случае их внедрение будет приносить хорошие результаты.

Литература:

Задачи исследования:
На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть сущность понятия контроля, изучить виды контроля, выделить требования, предъявляемые к контролю;
Рассмотреть методику разработки и применения разноуровневых тестовых заданий;
Изучить опыт применения разноуровневых тестовых заданий учащихся 3 класса на уроках математики;
Разработать и апробировать разноуровневые тесты на уроках математики в начальных классах.

Прикрепленные файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

1.3. РАЗРАБОТКА РАЗНОУРОВНЕВЫХ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ

В таблице 1.2. приведены виды задач, примерные формулировки вопросов, заданий разноуровневых тестовых заданий для каждого уровня сложности.

Виды формулировок заданий разного уровня

Уро-вень Цель выполнения задания Виды задач Вопросы Задания
I Узнавание и воспроизведение фактического материала.

Знание конкретных фактов, принципов, методов, понятий, терминов.

Припоминание соответствующих заданию сведений.

2.Задачи на воспроизведение

3.Различного типа тренировочные задачи, выполняемые по алгоритму 4.Тестовые задания на выбор правильного или неправильного ответа .

-что включает в себя понятие…

- приведите (выпишите, запишите) факты, примеры, доказательства.

- расскажите принцип действия .

Практические задания:

-прочтите отрывок, в котором.

интерпретация словесного материала.

преобразования словесного материала в графическую (иную) форму,

умение выделять различия между фактами и последствиями,

2. Задачи на сравнение и различение

3 Задачи на упорядочение

4 Задачи на анализ и синтез.

5. Задачи на абстракцию, конкретизацию, обобщение

6 задачи, предполагающие манипуляцию с неизвестными величинами и их поиск по правилу, формуле

-какова основная мысль (идея) ..

-найдите факты, подтверждающие.

-установите принцип действия.

-выскажите предположение о дальнейшем ходе события..

-какие результаты следует ожидать

Практические задания:

Умение применять правила, методы, принципы, понятия, законы.

Умение выявлять структуру целого, взаимосвязи между его частями, осознание принципов организации и функционирования целого.

Умение комбинировать элементы с целью получения нового целого.

3. Задачи на решение проблемных ситуаций.

4. Задачи на целеполагание и постановку вопросов.

5. Задачи на эвристический поиск на базе наблюдений и конкретных эмпирических данных.

6. Задачи на эвристический поиск на базе логического мышления.

-доказать или опровергнуть утверждение.

-какой вывод можно сделать.

-какие условия необходимы для.

требующие применение закона (формулы) в новых условиях; закономерностей нескольких разделов курса,

Теоретические задания.

-сделайте сравнительный анализ (классификацию, обобщение)..

-опишите принципы построения модели.

-предложите способ измерения.

Из таблицы 1.2. приведены, примерные формулировки вопросов, для разного уровня сложности.

Задания первого уровня сложности выявляют то как учащиеся могут узнавать и воспроизводить фактический материал, как учащиеся знают конкретные факты, принципы, методы, понятий, терминов.

Цели второго уровня сложности узнать как учащиеся понимают правила, факты, принципы, как могут интерпретировать словесный материал.

Третий уровень позволяет учителю узнать как учащиеся умеют использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях; как умеют применять правила, методы, принципы, понятия, законы; как умеют выявлять структуру целого, взаимосвязи между его частями, осознают ли принципы организации и функционирования целого; умеют ли комбинировать элементы с целью получения нового целого; как умеют использовать знания из различных областей для решения задачи (проблемы).

Алгоритм составления тестов

Контроль знаний играет ключевую роль в процессе обучения и тесты, как один из методов контроля, требуют очень внимательного и точного подхода. При составлении теста нужно придерживаться определенного алгоритма.

  1. Определение целей тестирования:
  • Оценка знаний специфических фактов, терминов, понятий;
  • Проверка умения давать определния, понятия, определять их содержание и обьем;
  • Проверка знания формул, законов, теорий, принципов, методов, умение применить их;
  • Умение находить сходства и различия;
  • Умение представлять материал на графиках, схемах, таблицах.
  1. Определение вида контроля – промежуточный, тематический, рубежный, итоговый.
  1. Выбор формы тестового задания, который зависит от целей тестирования и содержания.
  2. Основным элементом тестовых заданий является инструкция, текст задания и ключ (находится у преподавателя).
  3. Инструкция определяет характер индивидуальной деятельности учащихся: должна быть четкой, понятной для выполнения [9,14].

После разработки и проведения теста, необходимо проверить и проанализировать полученные результаты. Оценить результат можно двумя способами. Способы оценивания приведены в таблице 1.3.

Способы оценивания тестов с заданиями одного уровня сложности

Предложены следующие задания:

а) 22; г) разность чисел 47 и 40;

б) 7; д) сумма чисел 0 и 6;

в) 6; е) сумму чисел 6 и 20.

2) Число 56 больше 30 на:

а) 86; г) число, в котором 5 десятков и 3 единицы;

б) 53; д) число, которое на 1 больше 25;

в) 26; е) сумму чисел 6 и 20.

3) Разность чисел 70 и 3 равна:

а) 67; г) сумме чисел 60 и 7;

б) 73; д) числу, которое называется при счете между 66 и 68;

в) 40; е) числу, в котором 7 десятков и 6 единиц.

4) Уменьшаемое равно 35, разность равна 20, а вычитаемое равно:

а) 55; г) сумме чисел 6 и 9;

б) 33; д) числу, которое на 1 меньше 16;

в) 15; е) числу, в котором 1 десяток и 5 единиц.

5) В каких случаях проверка примера 40 + 20 = 60:

а) 60 + 40 = 100; г) 60 + 20 = 80;

б) 20 + 20 = 40; д) 60 – 40 = 20;

в) 60 – 20 = 40; е) 40 – 20 = 20.

Оценивать работу будем в зависимости от % выполненной работы. Если за М обозначить % выполненной работы, то способы выставления оценки будут следующими:

Проведенный тест будет оцениваться по следующим критериям (см. таблицу 1.5.).

Способы выставления оценки

Таким образом, можно сделать вывод, что 1 способ оценивания является более строгим способом оценивания, а второй способ - более гибким.

Если в тестовом задании представлены задания 3 уровней сложности, то это тестовое задание является разноуровневым [7, 363]. Обычно в разноуровневом тестовом задании оптимальное выбранное число заданий – 5, из них первые 2 задания первого уровня сложности, следующие 2 задания второго уровня сложности, и последнее задание третьего уровня сложности. Критерий оценки разноуровневых тестовых заданий представлен в таблице 1.6.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разноуровневое обучение — это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, B, C, что дает возможность каждому ученику овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне (А, В, С), но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося.

Цель разноуровневого подхода организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей. Основная задача: увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.

Цель разноуровневого подхода

организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей.

Основная задача:

увидеть индивидуальность ученика

и сохранить ее,

помочь ребенку

поверить в свои силы,

его максимальное развитие.

Положительные стороны

разноуровневого подхода

Организация внутриклассной дифференциации включает несколько этапов:

  • Определение критериев, в соответствии с которыми создаются группы.
  • Проведение диагностики на основе выбранных критериев. (Наиболее полную дают разноуровневые контрольные работы).
  • Распределение учащихся на группы в соответствии с диагностикой.
  • Определение способов дифференциации, разработка разноуровненных заданий.
  • Реализация разноуровневого подхода на различных этапах урока.
  • Диагностический контроль за результатами, в соответствии с которыми могут изменяться состав группы и характер разноуровневых заданий.

Способы дифференциации учебной деятельности

По уровню творчества (репродуктивные и творческие)

По уровню трудности

По содержанию учебных заданий

По степени самостоятельности

По способу организации деятельности

По степени и характеру помощи учащимся

По характеру учебных действий

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ МОЖНО ДИФФЕРЕНЦИРОВАТЬ: по уровню творчества по уровню трудности по объёму

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ МОЖНО ДИФФЕРЕНЦИРОВАТЬ:

ПО УРОВНЮ ТВОРЧЕСТВА

РЕПРОДУКТИВНЫЕ (ур. А) ТВОРЧЕСКИЕ (ур. В, С)

  • типовые упражнения;
  • решение задач знакомых видов;
  • решение примеров на изученные

вычислительные приёмы;

решение простых уравнений

  • поиск закономерностей;
  • задания на классификацию математических объектов;
  • задания с недостающими и лишними данными;
  • выполнение задания разными способами, поиск наиболее рационального способа решения;
  • самостоятельное составление задач, математических выражений, равенств и неравенств
  • нестандартные задачи и задания

Пример: 3 класс 1 четверть

Что тебе вспоминается о летних каникулах?

1. С помощью каких 6 слов можно передать эти воспоминания.

Назови эти слова. Поясни их выбор.

2. Подготовь устные воспоминания о летних каникулах.

3. Возможно, ты пожелаешь записать свои воспоминания,

зарисовки для будущего художественного журнала класса.

ПО УРОВНЮ ТРУДНОСТИ

  • усложнение материала, которое используется в задании;
  • увеличение количества действий в выражений, в решении задачи;
  • использование обратного задания вместо прямого;
  • выполнение операции сравнения в дополнение к основному;
  • использование букв вместо чисел или отдельных цифр

ПО УРОВНЮ ТРУДНОСТИ

ПО ОБЪЁМУ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА Необходимость обусловлена разным темпом работы учащихся Основное задание – уровень А Дополнительное задание – уровни В и С уровень В уровень С связано с основным отличное от основного более высокого творческое репродуктивное нестандартные из другого раздела на смекалку уровня трудности аналогичное Пример: Дана задача. Две книги стоят 32 рубля. Одна из них стоит 20 рублей. Сколько стоит другая книга? Реши задачу. Составь к этой задаче обратную и реши её. Составь к этой задаче две обратных и реши их.

ПО ОБЪЁМУ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Необходимость обусловлена разным темпом работы учащихся

Основное задание – уровень А

Дополнительное задание – уровни В и С

уровень В уровень С

связано с основным отличное от основного

  • более высокого творческое
  • репродуктивное нестандартные

из другого раздела на смекалку

уровня трудности

Пример: Дана задача.

Две книги стоят 32 рубля. Одна из них стоит 20 рублей.

Сколько стоит другая книга?

ПО СПОСОБУ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРИ ЭТОМ СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЙ ЕДИНО

самостоятельности учащихся;

помощи учащимся;

учебных действий

ПО СТЕПЕНИ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ Знакомство с заданием одинаково Исполнительский этап: I группа – с учителем II группа – сначала с учителем, затем самостоятельно III группа - самостоятельно Пример: Составьте из отдельных слогов целые слова с сочетанием ЖИ. ПРУ ХИ ЖИ Е О НА РУ 2 и 3 группы выполняют задание самостоятельно. 1 группа – под руководством учителя. Один ученик работает у доски. Соединяет слоги стрелочками, составляя слово. Затем дети записывают слово самостоятельно.

ПО СТЕПЕНИ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

  • Знакомство с заданием одинаково
  • Исполнительский этап:

I группа – с учителем

II группа – сначала с учителем, затем самостоятельно

III группа - самостоятельно

Составьте из отдельных слогов целые слова с сочетанием ЖИ.

2 и 3 группы выполняют задание самостоятельно.

1 группа – под руководством учителя.

Один ученик работает у доски.

Соединяет слоги стрелочками, составляя слово.

Затем дети записывают слово самостоятельно.

ПО СТЕПЕНИ И ХАРАКТЕРУ ПОМОЩИ УЧАЩИМСЯ Стимулирующая – ученик не включился в самостоятельную работу, либо допустил ошибку - учитель ободряет, разъясняет задание. Направляющая – дается подсказка, помогающая актуализировать знания, облегчающая выполнение задания. Обучающая – учитель раскрывает путь выполнения задания, сообщает о том, что нужно делать.

ПО СТЕПЕНИ И ХАРАКТЕРУ ПОМОЩИ УЧАЩИМСЯ

  • Стимулирующая – ученик не включился в самостоятельную работу, либо допустил ошибку - учитель ободряет, разъясняет задание.
  • Направляющая– дается подсказка, помогающая актуализировать знания, облегчающая выполнение задания.

ЗАДАНИЯ ПО ВЫБОРУ УЧАЩИХСЯ-

оказывают влияние на становление положительной учебной мотивации

задания уровня А

задания уровня В

должны быть направлены на припоминание и актуализацию уже имеющихся усвоенных знаний без их видоизменения.

задания уровня С

Ученик демонстрирует базовые знания, умения, навыки.

в измененной ситуации, на сравнение, описание и упорядочение ранее изученного материала, т.е. решение аналогичных задач, требующих преобразования полученных знаний. Проверочные задания, выполняющие функцию обратной связи. На этом уровне учащиеся способны самостоятельно воспроизводить информацию и применять ее в различных ситуациях.

познавательно – поискового характера в процессе выполнения, которых учащиеся приобретают новые знания. Такая работа требует выполнения следующих видов мыслительной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, выделения главного, обобщения и систематизации.

Примерные формулировки к разноуровневым заданиям Задания: Например, запиши первые десять букв алфавита. Задания: - сделай по образцу; Задания: - вставь пропущенную букву; - пронаблюдай; Например, продолжи алфавит: л, . … . ц - найди значения выражения; - раздели по каким-либо признакам на группы; Например, расшифруй слова, используя алфавит. и, а, с, т; - приведи свои примеры на какие-либо правила, закон; - реши задачу; - измени вопрос задачи так, чтобы она решалась большим количеством действий; - сделай вывод; -заполни таблицу своими примерами; - прочитай текст; - исключи лишнее; -сочини; - прочитай выразительно. -придумай; -подбери.

Примерные формулировки

к разноуровневым заданиям

Например, запиши первые десять букв алфавита.

- сделай по образцу;

- вставь пропущенную букву;

- пронаблюдай;

Например, продолжи алфавит: л, . … . ц

- найди значения выражения;

- раздели по каким-либо признакам на группы;

Например, расшифруй слова, используя алфавит. и, а, с, т;

- приведи свои примеры на какие-либо правила, закон;

- реши задачу;

- измени вопрос задачи так, чтобы она решалась большим количеством действий;

- сделай вывод;

-заполни таблицу своими примерами;

- прочитай текст;

- исключи лишнее;

- прочитай выразительно.

ЗАДАНИЯ ПО ВЫБОРУ УЧАЩИХСЯ Уровень А. Обозначьте цифрами порядок действий и вычислите значение выражений: (24 +46) : 5 27 + 2 х 3 Уровень В . Обозначьте цифрами порядок действий и вычислите значение выражений: 27:3 + (21 - 3) 48 : 3 + 5х 8 – 6 Уровень С. Обозначьте цифрами порядок действий: : +( - )х Подберите числа и вычислите .

ЗАДАНИЯ ПО ВЫБОРУ УЧАЩИХСЯ

Уровень А. Обозначьте цифрами порядок

действий и вычислите значение

Уровень В . Обозначьте цифрами порядок

действий и вычислите значение

48 : 3 + 5х 8 – 6

Уровень С. Обозначьте цифрами порядок

действий: : +( - )х

Подберите числа и вычислите .

Примерная основная образовательная программа

образовательного учреждения

3 варианта итоговой оценки

Оценка результативности деятельности педагогических работников, ОУ по достижению планируемых результатов освоения ООП НОО

Выпускник овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени, и способен использовать их для решения простых учебно-познавательных и учебно-практических задач средствами данного предмета.

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

Выпускник овладел опорной системой знаний, необходимой для продолжения образования на следующей ступени, на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями.

ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ

Выпускник не овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени.

НЕ ДОСТИГ БАЗОВОГО УРОВНЯ

В материалах накопительной системы оценки не зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении менее 50% заданий базового уровня .

РАЗНОУРОВНЕВЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ НА УРОКАХ: - активизация мыслительной деятельности учащихся - повышение самооценки учащихся - снижение барьеров страха, уверенность - положительная мотивация - интерес к изучению предметов - психологический комфорт - доверие к педагогу

РАЗНОУРОВНЕВЫЙ ПОДХОД

К ОБУЧЕНИЮ НА УРОКАХ:

- активизация мыслительной деятельности учащихся

- повышение самооценки учащихся

- снижение барьеров страха, уверенность

- положительная мотивация

- интерес к изучению предметов

- психологический комфорт

- доверие к педагогу

Контрольная работа по математике Базовый уровень Контрольная работа по математике. Базовый уровень

Контрольная работа по математике

Базовый уровень

Контрольная работа по математике. Базовый уровень

Контрольная работа по математике Повышенный уровень

Контрольная работа по математике

Повышенный уровень

Критерии оценивания по математике: Задания базового уровня: №1 - №4. Всего 10 б. № 1 – 3б. за каждый правильно поставленный знак по 1 баллу. № 2 – 3б. всё решено верно, 2б. – 1 ош., 1б. – 2ош., за 2 исправления минус балл. № 3 – 1б. всё решено верно. № 4 – 3б. - за каждое верное решение по 1 баллу, 1б. за наименование. Задания повышенного уровня: №5 - №7. Всего 8б. № 5 - 3б. всё выполнено верно (2б. за постановку знака и 1б. за подчеркивание неравенств). № 6 - 2б. всё верно, 1б. неверно измерили длину отрезка или неверно составили неравенство. № 7 – 3б. - за каждый верно решенный пример по баллу. Высокий уровень: 100% базового уровня (10б.) и 80% повышенного уровня (6б.), либо не менее 90% от всей работы. Повышенный уровень: не менее 65% базового уровня (7б.) и не менее 50% повышенного уровня (4б.) Базовый уровень: не менее 50% базового уровня (5б.) Ниже базового: менее 50% базового уровня (0-4б.)

Критерии оценивания по математике:

Задания базового уровня: №1 - №4. Всего 10 б.

№ 1 – 3б. за каждый правильно поставленный знак по 1 баллу.

№ 2 – 3б. всё решено верно, 2б. – 1 ош., 1б. – 2ош., за 2 исправления минус балл.

№ 3 – 1б. всё решено верно.

№ 4 – 3б. - за каждое верное решение по 1 баллу, 1б. за наименование.

Задания повышенного уровня: №5 - №7. Всего 8б.

№ 5 - 3б. всё выполнено верно (2б. за постановку знака и 1б. за подчеркивание неравенств).

№ 6 - 2б. всё верно, 1б. неверно измерили длину отрезка или неверно составили неравенство.

№ 7 – 3б. - за каждый верно решенный пример по баллу.

Высокий уровень: 100% базового уровня (10б.) и 80% повышенного уровня (6б.), либо не менее 90% от всей работы.

Повышенный уровень: не менее 65% базового уровня (7б.) и не менее 50% повышенного уровня (4б.)

Базовый уровень: не менее 50% базового уровня (5б.)

Ниже базового: менее 50% базового уровня (0-4б.)

Современные дети ждут новых форм знакомства с материалом, где могла бы проявиться их самостоятельность и деятельностный характер мышления. Эпизодическое использование творческих заданий не принесет желаемого результата. Познавательные задания включают всю систему познавательных действий, начиная от действий, связанных с восприятием, запоминанием, осмыслением и кончая операциями творческого мышления.

Каждому из нас хочется, чтобы ученик был успешен. Поэтому наша задача сделать процесс обучения доступным и интересным. Главное научиться создавать ситуации успеха и для сильного и для слабого ученика.

Одна из важнейших задач начального образования - это создание условий для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, желал и умел учиться

Современные дети ждут новых форм знакомства с материалом, где могла бы проявиться их самостоятельность и деятельностный характер мышления. Эпизодическое использование творческих заданий не принесет желаемого результата. Познавательные задания включают всю систему познавательных действий, начиная от действий, связанных с восприятием, запоминанием, осмыслением и кончая операциями творческого мышления.

Уровневые задания с успехом могут быть использованы

• При изучении нового материала

• При контроле за усвоением знаний, умений и навыков

• При проверке знаний.

Личностный подход проявляется не только в различии заданий по содержанию, характеру, объему, но в праве выбора учениками заданий.

Применение уровневых заданий при обучении весьма актуально. Такие задания помогают поддерживать интерес к изучению предметов, способствуют активизации мыслительной деятельности учащихся.

Уровневое обучение – это система организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала разными учащимися, что дает возможность каждому ученику овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося

Цель уровневого обучения : организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т. е. на уровне его возможностей и способностей.

По функциональному описанию выделяют следующие уровни усвоения учебной деятельности:

· репродуктивный (восприятие, осмысление, запоминание);

· продуктивный (применение знаний по образцу, решение типовых задач, объяснение);

· творческий (применение знаний в новой ситуации).

Сегодня я представлю уровневые задания в следующем порядке :

1 уровень-узнавание

2 уровень-воспроизведение

3 уровень-понимание

4 уровень- применение в знакомых условиях

5 уровень-применение в новых условиях

Для этого уровня я предлагаю задание - установи соответствие между божествами и их функциями.

Цель задания- формирование умении группировать факты по теме «Верования древних славян. Обучающимся предлагается установить соответствие между божествами и их функциями. Для выполнения этого задания обучающемуся необходимо внимательно прочитать задание и установить соответствие.

Следующий уровень- воспроизведение. Цель - воспроизведение ранее полученных знаний. Задания этого уровня могут быть применены на этапе постановки учебной задачи, а также актуализации знаний. Обучающимся необходимо вспомнить ранее изученную на уроке информацию и выполнить задание

Обучающимся предлагается заполнить пропущенные слова в тексте. Задание способствует формированию умений применять на практике исторические понятия и представления в контексте темы. На задании этого уровня я использовала платформу леннинг апс. Обучающемуся предлагается текст в котором пропущены слова. При нажатии на пустой прямоугольник появляются несколько понятии из которых обучающийся должен выбрать один вариант. Для того чтобы правильно выполнить это задание обучающемуся необходимо внимательно прочитать текст и выбрать нужный вариант. При правильном выполнении выбранные понятия загораются зеленым цветом и появляется словесное суждение при неправильном выполнении загорается красным цветом. Критерии оценивания задания :

Следующий уровень-понимание; Цель: понимание и применение полученных знаний; Задания этого уровня могут быть применены на этапе открытия новых знаний. Обучающимся необходимо применить полученные знания и распределить слова по двум группам, с одной стороны древние славяне, с другой древняя Русь. Данное задание способствует формированию умений отличать образ жизни древних славян от древней руси.

На задании этого уровня я использовала платформу леннинг апс. Обучающимся предлагаются слова, они должны их распределить, после распределения всех слов, можно нажать в нижнем правом углу на синюю галочку и проверить правильность выполнение задания, при правильном выполнении задания распределенные слова загораются зеленым цветом, если в группе есть лишние слова загораются красным цветом.

4 уровень- применение в знакомых условиях

Цель: применение полученных знаний на практике, без заранее заданных норм действий и правил

Обучающимся необходимо составить схему управления древнерусского государства, без заранее заданных норм действий и правил. Данное задание способствует формированию умения структурировать полученную информацию в виде схемы.

Предполагаемые ответы детей:

2. -Дружина-старшая (бояре, дума, совет князя, воеводы) митрополит.

3. -Младшая (отроки, гриди-мечники, вирники)

Критерии оценивания задания :

5 уровень- Применение в новых условиях

Цель: творческое применение знаний по изученной теме

Обучающимся необходимо составить рассказ от имени Ярослава Мудрого

Данное задание способствует развитию интеллекта и исторического мышления

Выполняется с использованием дополнительной литературы, интернет источников.

Предполагаемые ответы детей:

Рассказ: Я князь Ярослав Мудрый, сын Великого Владимира Святославовича. Свое прозвище Мудрый я получил за любовь к просвещению и за то что создал первого известного на Руси свода законов. Родился я в 978 году, в семье, который принадлежал роду Рюриковичей. .

Критерии оценивания задания :

Таким образом, применение уровневых заданий на уроке предоставляет шанс каждому ребенку организовать свое обучение таким образом, чтобы максимально использовать свои возможности, прежде всего, учебные; позволяет акцентировать внимание учителя на работе с различными категориями детей.

Использование уровневых учебных заданий на уроках позволяет всем учащимся быть вовлеченными в учебный процесс, чувствовать себя причастным к открытиям, получать удовольствие от процесса обучения.

Прикреплённые файлы:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Морозова доклад Оценивание ФГОСOffice Word (2).docx

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Оценивание метапредметных и предметных результатов с использованием разноуровневых заданий

hello_html_m67678fbd.jpg

Морозова Раиса Аркадьевна

Переход на Федеральный государственный образовательный стандарт требует внесения значительных изменений во всю систему основного образования. Безусловно, такой ее компонент, как контрольно-оценочная деятельность, также требует своего совершенствования. Основным объектом оценки в условиях ФГОС выступают планируемые результаты: личностные, метапредметные и предметные. Общая характеристика этих результатов и их специфика, отражающая особенности возрастной группы обучающихся, представлены в Требованиях стандарта к результатам освоения основных образовательных программ начального, основного и среднего (полного) образования.

Под личностными результатами в стандарте понимается становление самоопределения личности, включая развитие основ гражданской идентичности школьника; развитие мотивов и смыслов учебно – образовательной деятельности; развитие системы ценностных ориентаций выпускников школы, в том числе морально-этической ориентации, отражающих их индивидуально - личностные позиции, социальные чувства и личностные качества.

Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы деятельности- познавательные, коммуникативные - и способы регуляции своей деятельности, включая планирование, контроль и коррекцию. Универсальные способы деятельности осваиваются обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов и применяются учащимися как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Под предметными результатами образовательной деятельности понимается освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данного предмета деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной картины мира.

Каковы же особенности оценки планируемых результатов обучения в условиях ФГОС.

Основной проблемой традиционного оценивания является закрытость и субъективность оценочных процедур, отсутствие четких критериев, на основании которых определяется качество оцениваемых достижений. Данная система не способствует становлению и развитию оценочной и в целом учебной самостоятельности, ставит ученика в зависимость от внешней оценки, от реакции окружающих и абсолютно индифферентна к его собственному мнению.

Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов по отдельным предметам. Достижение этих результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса, представленных в обязательной части учебного плана основной образовательной программы на уровне основного общего образования.

При оценке предметных результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно- практических задач. Иными словами, объектом оценки предметных результатов являются действия, выполняемые обучающимися, с предметным содержанием.

Объектом оценки предметных результатов служит способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий.

Объектом оценивания являются обучающиеся 5- 9 классов.

Субъектом оценки является учитель-предметник.

Виды оценки предметных результатов : входная, текущая, тематическая, промежуточная, итоговая оценки.

Модель оценки предметных результатов.

Методы, формы и средства оценки предметных результатов: тестирование, практические работы, творческие проекты, портфолио, самоанализ, самооценка, самоконтроль.

Основным объектом оценки метапредметных результатов является:

- способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;

- способность к сотрудничеству и коммуникации;

- способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;

- способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;

- способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии

Приоритетными в диагностике становятся не репродуктивные задания (на воспроизведение информации), а продуктивные задачи по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п

Помимо привычных предметных контрольных работ теперь необходимо проводить метапередметные диагностические работы , составленные из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий.

Слайд 10, 11

Примеры заданий для проверки сформированности метапредметных результатов.

Привычная форма письменной контрольной работы теперь дополняется такими новыми формами контроля результатов, как: целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых ученикам действий и качеств по заданным параметрам), самооценка ученика по принятым формам ( например лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности), результаты учебных проектов, результаты достижений учеников.

Система оценки предметных результатов освоения учебных программ должна быть с учетом уровневого подхода, принятого в ФГОС основного общего образования, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчета при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися.

Как определять предметные, метапредметные и личностные результаты неколичественными, неизмеряемыми способами

Если кратко, то ответ будет таким: использовать уровневый подход . Для оценки каждого метапредметного, личностного (и даже предметного) результата важно использовать уровневую шкалу.

Практика показывает, что для описания достижений обучающихся целесообразно установить следующие 5 уровней .

Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте ( или избирательности) интересов. Целесообразно выделить следующие два уровня, превышающие базовый:

Повышенный и высокий уровни достижения отличаются по полноте освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью интересов к данной предметной области.

Индивидуальные траектории обучения обучающихся, демонстрирующих повышенный и высокий уровни достижений, целесообразно формировать с учетом интересов этих обучающихся и их планов на будущее. При наличии устойчивых интересов к учебному предмету и основательной подготовки по нему такие обучающиеся могут быть вовлечены в проектную деятельность по предмету и ориентированы на продолжение обучения в старших классах по данному профилю.

Для описания подготовки обучающихся, уровень достижений которых ниже базового, целесообразно выделять также два уровня:

Не достижение базового уровня ( пониженный и низкий) фиксируются в зависимости от объема и уровня освоенного и неосвоенного содержания предмета.

Как правило, пониженный уровень достижений свидетельствует о том, что обучающимся не освоено даже и половины планируемых результатов, о том, что имеются значительные пробелы в знаниях, дальнейшее обучение затруднено.При этом ученик может выполнить отдельные задания повышенного уровня. Данная группа обучающихся требует специальной диагностики затруднений в обучении, пробелов в системе знаний и оказании целенаправленной помощи в достижении базового уровня.

Низкий уровень свидетельствует о наличии только отдельных фрагментарных знаний по предмету, дальнейшее обучение практически невозможно. Данная группа обучающихся требует специальной помощи не только по учебному предмету, но и по формированию мотивации к обучению. Только наличие положительной мотивации может стать основой ликвидации пробелов в обучении.

Описанный подход целесообразно применять в ходе различных процедур оценивания: текущего, промежуточного и итогового.

Уровневый подход в обучении предполагает применение разноуровневых заданий.

Каждый ребенок индивидуален, имеет свои способности, склонности и интересы, требовать от всех учащихся усвоение программных знаний на одном уровне бесцельно и негуманно.

Разноуровневые задания с успехом могут быть использованы

- при изучении нового материала

-при контроле за усвоением знаний, умений и навыков

-при проверке знаний

Личностный подход проявляется не только в различии заданий пр содержанию, характеру, объему, но и вправе выбора учениками заданий. Все задания разделены на 3 группы, соответствующие трем уровням сложности, что обусловлено основными этапами усвоения знаний.

Слайд 17, 18, 19

Обобщенные типы уровневых заданий

Распределение заданий по уровням сложности

1 уровень -базовый

Цель: восприятие знаний, осознание, запоминание, воспроизведение

Информация, предлагаемая учителем в готовом виде, должна быть усвоена всеми учащимися

Задания репродуктивного характера предполагают воспроизведение определения понятия, формулировки правила, теоремы и др. по образцу. Это значит: понял, запомнил, воспроизвел.

Что называется…

Как формулируется…

Что изображено…

Различного типа тренировочные задачи на применение, выполняемые по алгоритму ( с помощью учителя)

Теоретическое:

Приведите примеры, доказательства…

Перечислите…

Практическое:

Зарисуйте схему(рисунок, график)…

Прочитайте текст…

Составьте план…

Цель: применение знаний. Осмысленное применение знаний и умений в знакомой ситуации по образцу. Работа на продуктивном уровне: решить задачи с уже усвоенном алгоритмом их выполнения или такие, которые требуют преобразования в 2-3 действия.

Задания предполагают использование нескольких алгоритмов, формул, теорем, анализировать пути решения, отыскивать характерные признаки.

Это значит: понял, запомнил, воспроизвел, применил знания по образцу в измененной ситуации.

Какова причина…

Что объединяет…

Чем отличается…

Какова основная мысль…

Чем объясняется…

Задача, выполняя которую, ученик действует самостоятельно, по алгоритму, включая такие этапы, как перевод единиц, получение аналитического выражения, анализа условий задачи и ее ответа

Теоретическое:

-Найдите факты, подтверждающие…

Практическое:

-Постройте схему (диаграмму, график)…

-Заполните таблицу…

-Составьте схему по рисунку…

Цель: творческое использование знаний

При выполнении заданий этого уровня нужно установить необходимые связи между компонентами знаний, найти выход из нестандартной ситуации. Это значит: овладел знаниями на конструктивном уровне и научился переносить их в новые условия.

Чем будут отличаться…

Доказать или опровергнуть утверждение…

Какой вывод можно сделать…

Какие условия необходимы для…

Задача, требующая

-Применение знаний в новых (нестандартных) условиях.

-Использование знаний других предметных дисциплин(комбиниро-

-Решаемая несколькими способами.

-Олимпиадная (требующая догадки).

Теоретическое:

-Сделайте сравнительный анализ (классификацию)…

Оцените значимость…

Смоделируйте…

Предложите способ…

Практическое:

-Сконструируйте…

-Сделайте вывод…

-Выполните модель…

-Напишите сочинение…

-Сделайте проект…

В этом учебном году я работаю по УМК В.Я Виленкин. В УМК входят различные пособия: дидактические материалы, тесты, рабочие тетради, отдельный сборник для проведения итоговой аттестации в 5 классе и др.

Поделюсь опытом работы по организации диагностики уровней сформированности предметных и метапредметных результатов.

Данные работы проводились в виде тестов с разноуровневыми заданиями. Задания уровня А предусматривают выбор единственного верного ответа из предложенных. Задания уровня В требуют краткой записи ответа. Задания уровня С – это задания повышенной сложности, где от обучающихся требуется самостоятельно выбрать способы решения поставленных задач и записать ответ.

Слайд 23, 24, 25, 26

Оценивание происходит по степени овладения определенным набором предметных и общеучебных умений.

Слайд 27, 28

Результаты самооценки выполнения работы обучающиеся вносят в оценочный лист ( лист самооценки ).

Слайд 29, 30, 31 (критерии), 32(персональный лист)

Учитель оценивает уровень сформированности предметных и метапредметных умений обучающихся и заносит результаты в таблицу оценки предметных умений и универсальных учебных действий.

После каждой диагностической работы идет тьюторское сопровождение, в котором обучающимся предлагается основные правила и методы решения, приведены конкретные примеры задач с решениями и пояснениями.

Слайд 34, 35

Индивидуальные образовательные маршруты позволяют обучающимся самостоятельно отобрать виды и количество упражнений для улучшения или закрепления тех умений, уровень освоения которых оказался невысоким.

Слайд 36, 37

Карта знаний позволит обучающимся проследить динамику развития их общеучебных и математических умений в течение учебного года.

Нужно ли единое для всех нормирование оценок предметных, метапредметных и личностных результатов ?

Все дети генетически неодинаковы, у них изначально разные учебные и воспитательные возможности, а значит, никакие жесткие нормативы результатов не могут быть одинаковыми для всех детей.

Учитель - квалифицированный специалист, и он (подтверждается практикой лучших) сам может разработать критерии уровневых оценок результатов образования ФГОС и пользоваться ими.

Если оценивается умение ученика отвечать на вопросы, писать сочинения, решать задачи и т.п. по образцу , то это абсурд. Результат пресловутой эксплуатации памяти ученика, зубрежки. Тут все зависит от профессиональной грамотности учителя. Ведь многие учителя до сих пор не понимают, что при прямом воспроизведении знаний невозможно выявить, насколько ученик сможет ими воспользоваться в различных ситуациях. Поэтому для оценки результатов даже только предметных знаний нужна такая постановка задания, которая требовала бы от учащегося обязательного преобразования исходного материала, его переформулирования, опоры на мыслительные операции анализа, сравнения, обобщения, абстрагирования, синтеза, установления причинно-следственных отношений и др.

Оцениваться должны не воспроизведенные по образцу знания и умения, а их использование в новой (незнакомой) ситуации. Недопустимо контролировать усвоенность предметных и метапредметных результатов с только репродуктивных помощью заданий.

Именно при такой постановке вопроса школьник демонстрирует не только заученное без понимания знание учебного материала, но и свою способность оперировать им в новых условиях воспроизведения. По существу, это и есть интегрированные, объединенные показатели предметных и надпредметных компетентностей. И это , как показывает практика, труднейшая задача, прежде всего, для учителей.

Если предметное знание остается только репродуктивным( и ученик не может им оперировать), то оно никогда не сможет превратиться в качество личности. Путь от заученных предметных результатов к личностным лежит только через метапредметные.

Читайте также: