Критерии оценивания по естествознанию в начальной школе

Обновлено: 03.07.2024

Система оценивания в начальной школе считается одной из самых важных, но в то же время и самых проблематичных областей. Система оценивания для малышей призвана помочь ребенку обрести уверенность в себе и здоровую самокритичность или другими словами здоровую самооценку. Учителя оценивают своих учеников не полностью объективно, не как роботы, а как справедливые и доброжелательные люди, учитывающие индивидуальные особенности ребенка (внимание, память, мышление, воображение, восприятие, речь….)

  • помочь ребенку обрести уверенность в себе и здоровую самооценку;
  • создание оптимальных педагогических условий для формирования основ учебной деятельности.

Задачи:

  • вырастить в школьниках учебную самостоятельность как умение расширять свои знания, умение и способности по собственной инициативе.

Ожидаемый результат: Успешный ученик.

Теоретическое обобщение темы:

Оценивание, это один из основных компонентов процесса обучения.

Функция оценивания — получить, оценить и показать результат обучения.

В современной образовательной системе наметились два подхода к оцениванию:

  • оценивание для оценивания
  • оценивание для обучения

Оценивание для оценивания является контролирующей функцией, признанной определить что изучил ученик на конкретный момент.

При данной форме оценивания достижений ученика сравниваются с установленными нормами, что соответствует заключению: соответствует/не соответствует стандарту, уровню, утвержденной бальной шкале.

Оценивание для обучения является функцией системы обучения, содействующей процессу обучения и направленной в первую очередь на определение возможностей и потенциала обучающегося в своем обучении.

Это инструмент, применяемый одновременно и для определения качественных характеристик образования обучающегося и прогресса деятельности учителя и установления уровня достигнутого в обучении обучающимся, учителем и образовательным учреждением.

Это способ коррекции программы обучения самим обучающимся и деятельности учителя по организации работы с обучающимся.

Рассмотрим процесс оценивания проводимый учителем с целью определения результативности деятельности обучающихся.

В этом процессе участвуют обучающийся, демонстрирующий знания и навыки и учитель, организовавший наблюдение, обеспечивший сбор, проводящий анализ соответствия оцениваемых показателей заданным критериям и мониторинг результатов.

Условия проведения процесса оценивания, обуславливаются различными формами и методами обучения.

Однако, когда встает вопрос об измерении достижений с целью сравнения, то в этом случае не подходит тестирование.

Здесь требуется иная форма, такая как, например, аутентичное оценивание результативности обучения.

Аутентичное оценивание – это оценивание процесса развития и прогресса обучающегося, в его реальных достижениях. Оно ни в коей мере не может быть субъективным, занимает достаточно большое количество времени на подготовку, проведение и подведение итогов, поэтому проводится в небольших группах или индивидуально.

Учитель, проводящий аутентичное оценивание, четко должен представлять что будет оценивать еще до начала процесса оценивания.

Аутентичное оценивание имеет еще одну особенность, оно проводится сразу же по завершении выполнения задания, потому что здесь более важен процесс выполнения, нежели его результат.

Данные, полученные в результате множественных наблюдений, а также всевозможные виды работы обучающихся накапливаются в портфолио. Портфолио вносит существенный вклад в оценивание и является аутентичным подтверждением успеваемости обучающегося, характеризующим его сильные и слабые стороны.

Умение объективно оценивать собственную деятельность и достижения для современного человека становится таким же необходимым умением, как и процесс приобретения и использования новых знаний. Помимо качественной и количественной (балльной) самооценки работы обучающийся важно получать качественную и количественную оценку собственных достижений.

Ее получение это специально организованный учителем процесс самооценки, когда обучающийся сам оценивает собственную работу, либо процесс взаимной оценки, когда обучающиеся оценивают работу других участников.

На каждом этапе обучения учитель организовывает процесс обсуждения вопросов, которые он заранее подготавливает; осуществляется разбор и комментирование выполненных обучающимися практических заданий; проводится экспертная оценка полученных обучающимися итоговых результатов.

Цель такого оценивания – получить комплексную характеристику работы обучающегося, дать ему возможность посмотреть на свою работу со стороны и в результате - понять, осознать и освоить изучаемую тему и осознать уровень, которого он достиг в обучении.

При такой организации процесса оценивания, наблюдаем значительное снижение его функций контроля и следующего за ним наказания и ярко выраженный рост мотивации, направленной на совершенствование и рост личной компетентности.


Кейс 1

В работе с учащимися начальных классов, мыиспользуем следующие виды оценивания:

Неформальное оценивание – это система наблюдений и сбор данных о том, что из себя представляет ученик в нормальных условиях обучения.

Цель неформального оценивания в том, чтобы заметить даже маленький прогресс и постараться усилить его путем похвалы и поддержки.

Это может быть сделано разными способами:

  • не скупиться на устную похвалу при хороших результатах;
  • давать дружелюбные письменные комментарии (в рабочих тетрадях)
  • рисовать или штамповать веселые или грустные лица (1 класс)
  • создавать папки с индивидуальными работами и контрольными работами детей.

Неформальное оценивание несет скрытый характер и поэтому не пугает детей и помогает избежать стресса, который неизбежен при отметочном использовании.

Оценивание для обучения содействует всестороннему развитию обучающегося, не отталкивая его от обучения, заменяет критику на заинтересованную обратную связь.

Одновременно с оцениванием, в ходе обсуждения работы и результатов деятельности обучающегося и команды накапливаются мнения, суждения, комментарии. Эта совокупность данных создает базу данных - Базу Углубленных Коллективных Знаний (БУКЗ).

Использовать БУКЗ, вы будете для формирования новых ЗУН и компетенций, обучающихся. В рамках существующей стандартной модели урока оценить, как это требует ФГОС, УУД, инициативу, творчество, взаимодействие обучающихся при командной работе, нравственные качества, развить умение достаточно объективно оценивать себя – свои возможности, свои достижения, свое поведение, все это учитель может реально получить применяя оценивание для обучения и проводя оценку результатов.

Проведя самооценку, взаимную оценку, обеспечив наблюдение и обратную связь, учитель получает возможность определить объективную комплексную оценку эффективности качества достижений обучающегося.

Комплексная итоговая оценка, состоит из оценки процесса работы обучающегося и оценки полученных им результатов. Причем, процесс оценивает сам обучающийся, а результаты его работы будет оценивать члены команды. И для самооценки и для оценки коллег необходимы критерии и таблицы оценивания.

В современных технологиях значительное изменение претерпели формы и методы работы с обучающимися. Учитель, в зависимости от целей обучения может применить и классно-урочную систему с фронтальной формой общения, организовать индивидуальную работу с обучающимся, работу в парах или групповую работу.

Многообразие форм накладывает свои особенности на организацию оценивания результатов. полученных обучающимися при индивидуальной и групповой работе. На нашем курсе далее мы подробно рассмотрим технологию работы в группах и систему оценивания индивидуальных достижений обучающегося в групповой работе.


Кейс 2

2. Самооценивание - это оценивание, проводимое самим ребенком, с целью измерить собственный успех.

Этот вид оценивания особенно важен для данного возраста в силу следующих причин:

  • он обеспечивает детскую психологическую безопасность и автономию;
  • это необходимый компонент концепции, которая предполагает обучение в течении всей жизни, т.к. в будущем большинство сегодняшних учеников, работая независимо, будут вынуждены оценивать себя и свою компетентность правильно и справедливо.

Цели самооценивания:

  • представить детям полную картину их достижений;
  • показать совпадают ли личностная и учительская оценки;
  • сформировать правильное отношение к оцениванию.

Использование шкал самооценки может помочь учителям и младшим школьникам сделать процедуру оценивания прозрачной, ясной, объективной и безболезненной.

Учитель и ученик вместе имеют шанс оценить достижения, сравнить оценку, проанализировать ее и понять свои недочеты.

Выполняя такой вид оценивания ученики:

  • Учатся взаимодействию, стремясь к одной цели;
  • Учатся уважать и принимать мнение другого человека;
  • Становятся партнерами, что сводит к минимуму негативный аспект соревновательности;
  • Начинают доверять друг другу;
  • Чувствуют себя более защищенными, чем работая в одиночку.


Формальное оценивание – это выставление оценок при наличии определенных критериев в условиях, которые обеспечивают оценивание коммуникативных знаний, умений, навыков в даннойо бласти.

Кейс 3

Критериальное оценивание - способствует снижению тревожности ученика, формированию положительной мотивации. То обстоятельство, что оценки, получаемые за промежуточную работу, не выставляются в журнал, превращает эту работу в осмысленную деятельность по наращиванию своих знаний. Учитель превращается из сурового судьи в заинтересованного помощника и консультанта. Между учителем и учеником исчезает закон конфликта, оценивание превращается в совместную работу по критериям принятым обеими сторонами. Открытость. Прозрачность самого процесса оценивания, возможность высказать свою точку зрения помогают ученику стать настоящим субъектом своего обучения.

Мы не должны забывать, что дети хотят, чтобы их оценили, а не наказали. И если их все же следует покритиковать, то делать это нужно дружелюбно, корректно, с помощью обратной связи:

  • Индивидуально с каждым ребенком;
  • С группой детей;
  • В краткой письменной форме;
  • В доброжелательной беседе.

Обратная связь помогает детям проанализировать свои сильные и слабые стороны безболезненно для ребенка.


Кейс 4

Критериальное самооценивание

Основной смысл критериального самооценивания, как и многих других техник формирующего самооценивая, заключается в том, что в процессе познавательной деятельности учащихся оно позволяет оценивать не только результат этой деятельности (который оно, безусловно, тоже анализирует), но и пароцесс работы, приводящей к этому результату.

Учащимся изначально известны критерии, по которым будет оцениваться работа, они являются неотъемлемой частью задания, изложены письменно и доступны для всех.

Основой для дальнейшей успешной и продуктивной работы по самооцениванию является первый этап урока, на котором вводятся критерии оценивания. Наиболее полезным способом ввести эти критерии является общее обсуждение, в котором все учащиеся и учитель приходят к единому пониманию того, что будет оцениваться и зачем.

После того как критерии определены, целесообразно на конкретных примерах показать, что степень достижений по каждому критерию может быть различной, и ввести показатели, по которым она будет определяться.

Следующим этапом должно стать подробное ознакомление учащихся с бальной шкалой, по которой будет проводиться оценивание.

Можно порекомендовать провести несколько проб совместного оценивания, когда на примере чьей-либо работы ученики потренируются в применении критериев и показателей оценки и убедятся в том, что понимают их сходным образом.

После того как дети оценят свои работы, полезно обсудить результаты их оценивания и сравнить с тем, как оценивает эти же работы учитель.

Правильно подготовленные и регулярно проводящиеся критериальные оценивание и самооценивание:

  • Дают учителю возможность точно оценить не только реальные, но и потенциальные достижения учеников, отраженные в их стремлении двигаться в перед;
  • Формируют ученическую самоорганизацию, предоставляя ученику возможность построить план дальнейших действий по собственному продвижению;
  • Предоставляют учителю и ученикам не размытые, объективные критерии оценки, пригодные для интерпретации, анализа и непосредственного использования во взаимодействии с учащимися и родителями;
  • Обеспечивают преемственность в работе разных учителей-предметников и создают основание для их коллективно распределенной работы;
  • Дают общие основания для оценки достижений учащихся на разных этапах учебного процесса применительно к разным задачам и ситуациями;
  • Формируют и поддерживают заинтересованность и уровень компетентностного участия родителей в учебном процессе;
  • Критериальное оценивание является основной практически всех оценочных методик.

Наиболее простым инструментом можно считать знакомую многим методику цветовых дорожек или светофора.


Кейс 5

Компетенции, формирующиеся при неформальном и критериальном оценивании.

Понимает полученную информацию и применяет ее в своем дальнейщем обучение

Неформальное Критериальное оценивание

Применяет полученные знания

Неформальное Критериальное оценивание

Высказывает свои мысли и суждения, иллюстрирует, демонстрирует, презентует

Неформальное Критериальное оценивание

Демонстрирует готовность к общению в группе

Неформальное Критериальное оценивание

Умеет слушать и слышать собеседника (толерантность к иному мнению)

Неформальное Критериальное оценивание

Организует работу группы

Неформальное Критериальное оценивание

Анализирует и дает оценку работе группы

Понимает и принимает свою роль в группе

Цветовые дорожки (формативное оценивание)
Взаиное оцениванин

Способен продуктивно работать самостоятельно

Самооценивание
Цветовые дорожки (формативное оценивание)

Проявляет готовность к взаимному общению. Предлагает и обсуждает идеи

Анализирует ресурсы, которые могут быть использованы для решения проблемы

Оценивает продукт своей деятельности

Саморценивание
Критериальное оценивание

Понимает и принимает оценку своей работы в группе

Критериальное оценивание взамиооценивание

Организует себя на дальнейшую деятельность

Критериальное оценивание – обратная связь
Самооценивание


Мой опыт по применению формативного оценивания

Цветовое самооценивание позволяют ученику, пользуясь цветными карандашами, самостоятельно оценить, насколько он понял материал, может ли выполнить задание, уверенно ли чувствует себя при ответе на вопрос.

Выбрав один из трех цветов, ученики делают пометки в своих тетрадях рядом с классной работой.

  • Красный цвет - это сигнал тревоги: я этого не могу, мне трудно;
  • Желтый – неуверенности: я не совсем в этом разобрался;
  • Зеленый – благополучия: мне все ясно, я с этим справляюсь.

Учитель, взяв тетради учеников, видит, кто из них и в каком вопросе нуждается в помощи.

Мое предложение по оцениванию в начальной школе.

Ввести модульную систему оценивания. В конце каждого семестра проводить контрольные по предметам двумя способами:

2. Контрольная работа.

Проводить текущие контрольные работы.

Заключение

Сочетая разные виды оценивания, каждый учитель в состоянии сделать этот процесс наиболее эффективным, интересным для всех участников учебного процесса, безболезненным и мотивирующим на дальнейшее успешное обучение.

Каждый ребенок будет оценен по заслугам и уйдет с урока удовлетворенным и в хорошем настроении, а дома с нетерпением будет ждать следующего занятия, где снова его успехи оценят по достоинству и отметят его старания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения учащихся классифицировать, сравнивать объекты окружающей действительности, делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительной литературы.

Ошибки и недочеты, влияющие на снижение оценки по предмету “Окружающий мир”

Ошибки:

неправильное определение понятий, замена существенной характеристики понятия несущественной;

нарушение последовательности в описании объектов (явлений), если она является существенной;

неправильное раскрытие причины, закономерности, условия протекания того или иного явления, процесса;

неумение сравнивать объекты, производить их классификацию на группы по существенным признакам;

незнание фактического материала, неумение самостоятельно привести примеры, подтверждающие высказанное суждение;

отсутствие умения выполнять схемы, графические рисунки, заполнять таблицы, неумение использовать материал схем, таблиц, рисунков при ответе;

ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;

неумение ориентироваться на карте и плане, правильно показывать изучаемые объекты (природоведческие и исторические).

Недочеты:

преобладание при описании объекта несущественных признаков;

несущественные неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, отсутствие обозначений и подписей;

отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;

неточности в определении назначения прибора, его использование осуществляется после наводящих вопросов;

неточности при нахождении объектов на карте.

Характеристика цифровой отметки (оценки) при устном ответе:

"5" /отлично/ выставляется, если учебный материал излагается полно, логично, отсутствуют ошибки или имеется один недочет, ученик может привести примеры из дополнительной литературы.

"4" /хорошо/ - ответ полный, но имеются незначительные нарушения логики изложения материала.

"3" /удовлетворительно/ - ответ раскрыт не полно, осуществляется по наводящим вопросам, имеются отдельные нарушения в логике изложения материала.

"2" /плохо/ - ответ не раскрывает обсуждаемый вопрос, отсутствует полнота и логика изложения учебного материала.

Нормы оценок при письменном контроле соответствуют общим требованиям.

Для письменного контроля используются письменные проверочные работы, не требующих развернутого ответа с большой затратой времени, проверочные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.

Целесообразно при проведении письменного контроля использовать тестовые задания. Тестовые работы должны включать задания, в которых ученик должен продемонстрировать разные виды учебных умений. Для определения фактических знаний по предмету необходимы тесты на выбор ответа, поиск ошибки, продолжение или исправление высказывания.

Р е к о м е н д а ц и и п о о ц е н и в а н и ю р е з у л ь т а т о в тестирования

Проверка и оценка достижений младших школьников является существенной составляющей процесса обучения. Этот компонент учебно-воспитательного процесса должен соответствовать современным достижениям педагогической науки, требованиям социальной ситуации и приоритетам образования в первом звене школы. Значимость нового подхода к оценке достижений младших школьников сегодня признается каждым учителем. Однако имеется целый ряд затруднений в выборе способа и средств процессуального оценивания, критериальной базы для оценки достижений детей, выстраивания схемы анализа результатов. Несомненным достоинством этих заданий является быстрота выполнения: учителю не нужно проводить предварительную организационную подготовку (ксерокопировать листы для учащихся или оформлять на доске тексты заданий), учащиеся сразу получают результат, а со временем они и сами смогут составлять подобные задания, проводить взаимоконтроль. Ученик вовлечен в творческий поиск: он мыслит, анализирует, сопоставляет. Проведенный анализ педагогической и методической литературы по проблеме исследования позволил выделить следующие методы и приемы оценивания знаний учащихся на уроках окружающего мира: 1) графические программированные задания; 2) графический диктант, 3) цифровой диктант; 4) работа с ключами; 5) задания тезисного характера; 6) тестирование.


1. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе [Текст]: Учеб. пособие для студ. учреж. средн. проф. образования пед. Профиля. / Г.Н. Аквилева, З.А. Крепелина. – М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 240 с.

2. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников [Текст] / Э.А. Баранова – Санкт-Петербург: Речь, 2005. – 128 с.

4. Козина Е. Ф. Методика преподавания естествознания. Практикум: учебное пособие для академического бакалавриата /Е.Ф. Козина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – С. 64-73.

6. Тимошкина Н.В. Самоконтроль как компонент учебной деятельности младших школьников /Наука сегодня фундаментальные и прикладные исследования /Материалы международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 162-163.

В вопросах организации контрольно-оценочной деятельности на уроке накоплен большой опыт. Но актуальность данного вопроса не снижается. Необходимо совершенствовать практику оценивания знаний обучающихся с целью повышения качества и эффективности урока. Оценить – значит определить уровень, качество выполнения учащимися задач, поставленных перед ними в процессе обучения. Отметка – это установленное государственными стандартами обозначение степени знаний обучающегося. Контроль – процедура проверки и оценки учебных достижений учащихся, направленная на установление степени соответствия реально достигнутых результатов учебной деятельности каждым учащимся планируемым результатам обучения в предметно-деятельностной форме, определенных образовательными стандартами и учебными программами.

Соответственно, когда мы формируем у ученика способность выполнять какое-либо действие, то сначала он выполняет его развернуто, подробно фиксируя в своем сознании каждый шаг выполняемого действия, значит способность выполнять какое-либо действие формируется у ребенка как умение. Это умение совершенствуется по мере тренировки и частоте его выполнения, соответственно процесс выполнения данного действия свертывается и оно начинает выполняться автоматизировано следовательно, умение ученика переходит в навык.

Контроль – выявление и сравнение результата учебной деятельности ученика с требованиями, которые задаются к этому результату программой. Контроль включает в себя: проверку знаний; процесс оценивания и выставление отметки, т.е. результат оценивания.

Основной целью контроля и оценки знаний являются определенные качества усвоения учащимися материала, уровня овладения знаниями, умениями и навыками, которые предусматривает учебная программа.

Контроль, как составная часть процесса обучения, носит образовательное, развивающее и воспитательное значение.

Определение меры ответственности каждого ученика за результаты своей учебы является основной задачей контроля.

Контроль знаний должен быть систематическим, всесторонним и разнообразным по формам, а также должен быть основан на единстве требований учителей.

Контроль знаний, умений и навыков в начальной школе выполняет следующие функции:

1) воспитывающая (воспитание у школьника чувства ответственности за результат учебы)

2) обучающая функция (повышение качества знаний, их систематизация)

3) развивающая (стимулирование для познавательной активности школьников)

4) контролирующая и диагностическая (выявление и диагностика результатов обучения у младших школьников)

5) прогностическая (управление процессом усвоения знаний и умений и его коррекция) [1].

Методы контроля это способы, благодаря которым определяются результативность учебно-познавательной деятельности учителя и учащихся.

Существуют следующие методы контроля:

По месту контроля в процессе обучения:

  1. Текущий может быть как устным, так и письменным: индивидуальный опрос, фронтальный опрос, дискуссия, диктант, проектная исследовательская деятельность, тесты, практическая работа.
  2. Тематический может осуществляться при проведении тестирования, практической работы.
  3. Промежуточный проводится в конце каждого класса, может реализоваться через контрольную работу или итоговое тестирование, проводящиеся письменно
  4. Итоговый в конце выпуска, также реализуется через контрольную работу, итоговое тестирование, который проводятся письменно.

По способу организации:

  1. Устный (устный опрос, дискуссия, пересказ по заданию учителя, рассказ дополнительного материала (статьи, примет, загадок, стихов), рассказ по иллюстрации, по опорной схеме;
  2. Письменный (тесты открытой и закрытой формы, письменный опрос, карточки различных видов, заполнение таблиц, дополнение схем)

По количеству участников:

  1. Фронтальный
  2. Групповой
  3. Индивидуальный

По преобладающему виду деятельности:

  1. Вербальный (словесная): работа с текстом устная и письменная, с таблицами, схемами)
  2. Практический (выполнение рисунка, воспроизведение опыта, работа с картой, глобусом, термометром, распознавание минералов и прочее)

По субъекту проверки:

  1. Проверка в парах (взаимопроверка)/
  2. Проверка дежурными
  3. Проверка в группах
  4. Самопроверка
  5. Проверка педагогом
  1. Картографический материал,
  2. Иллюстрации,
  3. Схемы, таблицы,
  4. Макеты, модели,
  5. Карточки, тесты,
  6. Авторские тетради для проверки знаний [2].

Оценка это определение в оценочных ситуациях степени усвоения учебного материала, его качества. Отметка оценка, выраженная баллом.

Традиционная система оценивания страдает расплывчатостью, произвольностью норм выставления отметки, зависит от внешней оценки, повышает уровень тревожности у детей и мало способствует эффективному обучению. Возникает непонимание между учениками и учителем. При традиционной системе оценивается не процессуальное, содержательное движение ученика к цели, а лишь конечный результат.

Если получать хорошие оценки будет слишком просто, то ученики потеряют побудительный мотив к учению. Незаслуженно плохая оценка может привести к тому, что ученик вообще перестанет учиться, а необъективная оценка может отрицательно повлиять на весь образовательный процесс. Система оценивания должна ориентировать учеников на успех, способствовать развитию их самооценки, поощрять и стимулировать учение, давать информацию об уровне выполнения программы.

Практические работы способствуют развитию практических умений и навыков, необходимых в жизни (умение измерять, наблюдать, анализировать результаты и т.д.) и вместе с тем коррекции интеллектуальной недостаточности, развитию умения выделять главное и второстепенное в предмете, уточнять и сравнивать предметы [3].

К практическим методам относятся наблюдение, проведение лабораторных опытов, работы по определению и описанию объектов, работы с природоведческими приборами, практические работы в уголке живой природы и на учебно-опытном участке.

Главным методом, используемым при знакомстве младших школьников с окружающим миром является наблюдение. На первом этапе используются в основном обще классные кратковременные эпизодические наблюдения. Постепенно они становятся более длительными, систематическими.

Большое значение имеют практические работы по проведению лабораторных опытов. Опыты нужны для изучения свойств объектов. Они могут проводиться в течение одного урока, а также могут протекать в течение нескольких дней. Смысл проведения опытов заключается не в запоминании каких-либо конкретных свойств того или иного объекта, а в подведении их к осознанию способности человека путем опытов изучать свойства различных объектов окружающего мира [4].

Проверка и оценка достижений младших школьников является существенной составляющей процесса обучения. Этот компонент учебно-воспитательного процесса должен соответствовать современным достижениям педагогической науки, требованиям социальной ситуации и приоритетам образования в первом звене школы. Значимость нового подхода к оценке достижений младших школьников сегодня признается каждым учителем.

Однако имеется целый ряд затруднений в выборе способа и средств процессуального оценивания, критериальной базы для оценки достижений детей, выстраивания схемы анализа результатов.

Несомненным достоинством этих заданий является быстрота выполнения: учителю не нужно проводить предварительную организационную подготовку (ксерокопировать листы для учащихся или оформлять на доске тексты заданий), учащиеся сразу получают результат, а со временем они и сами смогут составлять подобные задания, проводить взаимоконтроль. Ученик вовлечен в творческий поиск: он мыслит, анализирует, сопоставляет [5].

Проведенный анализ педагогической и методической литературы по проблеме исследования позволил выделить следующие методы и приемы оценивания знаний учащихся на уроках окружающего мира:

1) графические программированные задания; 2) графический диктант, 3) цифровой диктант; 4) работа с ключами; 5) задания тезисного характера; 6) тестирование.

  1. Тестирование. Существуют 4 формы заданий, которые используются при составлении теста: 1. Задания закрытой формы 2. Задания открытой формы 3. Задания на установление соответствия 4. Задания на установление правильной последовательности. Использование тестовых заданий сопряжено с необходимостью соблюдения требований, которые предъявляются к ним.

Педагогический опыт показал, что в сочетании с другими видами проверки использование тестовых заданий является весьма эффективным инструментом, стимулирующим подготовку учащихся к каждому уроку и повышающим мотивацию к изучаемому предмету. Еще одним преимуществом тестов по сравнению с другими формами контроля является то, что все обучающиеся находятся в равных условиях, позволяющих объективно сравнивать их достижения; исключается субъективность учителя; результаты тестирования поддаются статистической обработке [6].

Главная задача уроков с применением тестов – способствовать осознанному усвоению материала, развитию логического мышления. Использование тестовых заданий позволяет определить, как учащиеся овладевают знаниями, умениями и навыками, а также проанализировать свою педагогическую деятельность. Обучающиеся смогут узнать о своих достижениях или пробелах в изучении определенной темы, тем самым у школьников развивается самоконтроль и возможность корректировать систему своего обучения. Успешное и эффективное применение методов тестирования целиком зависит от двух основных факторов. Во-первых, это отсутствие доступа посторонних к данным, содержащим информацию о правильных ответах. Во-вторых, это качество тестовых заданий.

Анализ реализации программированного контроля в начальной школе в течение ряда лет выявил его преимущества, Он позволяет повысить эффективность обучения, поскольку обеспечивает возможность за короткое время (5–15 минут) выявить уровень усвоения знаний, умений и навыков учащихся всего класса, Предложенные формы работы на уроке активизируют познавательную деятельность, вовлекая детей в творческий поиск, способствуют развитию желания учиться, Учитель, работая по этой методике, быстро получает наглядную картину успеваемости, ему сразу видны пробелы в знаниях как отдельных учеников, так и всего класса, не только по теме в целом, но и по отдельным ее фрагментам, Хочется надеяться, что вышеизложенный материал заинтересует студентов – будущих учителей начальной школы и окажет им большую помощь в работе.

Критерии оценивания в начальной школе.

Нормы оценок в начальной школе.

Диктант.

Ошибкой в диктанте следует считать:

- нарушение правил орфографии при написании слов;

- пропуск и искажение букв в словах;

- отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;

- неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса).

За ошибку не считаются:

- ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались;

- единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;

- единичный случай замены одного слова без искажения смысла.

За одну ошибку в диктанте считаются:

Негрубыми ошибками считаются следующие:

- повторение одной и той же буквы в слове;

- перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;

- дважды записанное одно и то же слово в предложении.

Грамматическое задание.

Списывание текста.

Контрольный диктант.

1. Объём соответствует количеству слов по нормам чтения (за 1 минуту).

2. Негрубые ошибки : исключения из правил; повторение одной и той же буквы (букварь);

перенос слов; единичный пропуск буквы на конце слова;.

3. Однотипные ошибки : первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку.

4. При трёх поправках оценка снижается на 1 балл.

Оценки за контрольный диктант.

Оценки за грамматические задания.

Словарный диктант Количество слов

(оценивается строже контрольного диктанта). для словарного диктанта.

Математика.

Контрольная работа.

вычислительные ошибки в примерах и задачах; порядок действий, неправильное решение задачи; не доведение до конца решения задачи, примера; невыполненное задание.

нерациональные приёмы вычисления; неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи; неверно оформленный ответ задачи; неправильное списывание данных; не доведение до конца преобразований.

За грамматические ошибки, допущенные в работе по математике, оценка не снижается.

За небрежно оформленную работу, несоблюдение правил и каллиграфии оценка снижается на один балл.

О СОБЕННОСТИ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ПО ЧТЕНИЮ.

В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью:

навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и "про себя"); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.

При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.

Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).

Чтение и читательская деятельность в разных классах начальной школы имеет специфические особенности. Если в первом классе чтение выступает объектом усвоения (осваиваются способы чтения, ведется работа над пониманием прочитанных слов, предложений и небольших текстов), то во вторых - четвертых классах чтение постепенно становится обще учебным умением. Одним из показателей этого является изменение соотношения чтения "про себя" и вслух. Кроме этого, в первом классе основное учебное время занимает чтение вслух, тогда как по мере овладения навыками быстрого осознанного чтения увеличивается доля чтения "про себя" (от 10-15% в первом классе и до 80-85% в четвертом классе).

Учитывая особенности уровня сформированности навыка чтения школьников, учитель ставит конкретные задачи контролирующей деятельности:

в первом классах проверяется сформированность слогового способа чтения; осознание общего смысла читаемого текста при темпе чтения не менее 25-30 слов в минуту (на конец года); понимания значения отдельных слов и предложений;

во втором классе проверяется сформированность умения читать целыми словами и словосочетаниями; осознание общего смысла и содержания прочитанного текста при темпе чтения вслух не менее 45-50 слов в минуту (на конец года); умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные особенности героев;

в третьем классе наряду с проверкой сформированности умения читать целыми словами основными задачами контроля являются достижение осмысления прочитанного текста при темпе чтения не менее 65-70 слов в минуту (вслух) и 85-90 слов в минуту ("про себя"); проверка выразительности чтения подготовленного текста прозаических произведений и стихотворений, использование основных средств выразительности: пауз, логических

Нормы скорости чтения 1-4 класс

Класс на конец I полугодия на конец II полугодия
1 кл. не менее 10 — 15 (20 — 25) слов в минуту на 2 -> менее 15 (25) слов в минуту
на 3 -> 15-19 (25-34) слов
на 4 -> 20-24 (35-40) слова
на 5 -> от 25 (41) слов
2 кл. на 2 -> менее 25 (40) слов в минуту
на 3 -> 25-29 (40-48) слов
на 4 -> 30-34 (49-54) слова
на 5 -> от 35 (55) слов
на 2 -> менее 40 (50) слов в минуту
на 3 -> 40-44 (50-58) слова
на 4 -> 45-49 (59-64) слов
на 5 -> от 50 (65) слов
3 кл. на 2 -> менее 40 (55) слов в минуту
на 3 -> 40-49 (55-64) слов
на 4 -> 50-59 (65-69) слов
на 5 -> от 60 (70) слов
на 2 -> менее 65 (70) слов в минуту
на 3 -> 65-69 (70-79) слов
на 4 -> 70-74 (80-84) слова
на 5 -> от 75 (85) слов
4 кл. на 2 -> менее 65 (85) слов в минуту
на 3 -> 65-74 (85-99) слова
на 4 -> 75-84 (100-114) слова
на 5 -> от 85 (115) слов
на 2 -> менее 70 (100) слов в минуту
на 3 -> 70-88 (100-115) слов
на 4 -> 89-94 (116-124) слова
на 5 -> от 95 (125) слов

*) Количество слов может немного меняться в зависимости от учебной программы. В скобках даны повышенные нормы.

Иные параметры чтения 1-4 класс

Класс на конец I полугодия на конец II полугодия
1 кл. Чтение осознанное, правильное, простые слова читаются словом. Слова со сложной слоговой структурой допустимо прочитывать по слогам.
2 кл. Чтение осознанное, правильное, целыми словами. Соблюдение логических ударений. Слова сложной слоговой структуры допустимо прочитывать по слогам. Чтение осознанное, правильное, целыми словами. С соблюдение логических ударений, пауз и интонаций. Слоговое чтение нежелательно.
3 кл. Чтение осознанное, правильное, целыми словами. С соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает понимание смысла читаемого. Чтение осознанное, правильное, целыми словами. С соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает понимание смысла читаемого.
4 кл. Чтение осознанное, правильное, целыми словами. С соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает понимание смысла читаемого, и свое отношение к содержанию прочитанного. Чтение осознанное, правильное, целыми словами. С соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает понимание смысла читаемого, и свое отношение к содержанию прочитанного.

Критерии при выставлении оценки за технику чтения:

- чтение по слогам или слово полностью,

- наличие ошибок при чтении,

- количество слов в минуту,

Как видите, количество прочитанных слов не является определяющим.

Так же учитывается выразительность чтения, наличие ошибок и/или запинаний. Иногда встречается возвращение к повторному прочтению предыдущего слова, это говорит о недостаточной осознанности и считается ошибкой.

Так же надо учитывать, что нормативы скорости (темпа) чтения могут отличаться в зависимости от общеобразовательного учреждения, требования к ученику гимназии будут выше, к ученику коррекционного класса — ниже.

Частота проверки техники чтения в начальной школе, как правило, 2 раза в год: конец первого полугодия и конец второго полугодия. Однако, в некоторых школах уровень чтения проверяют в конце каждой четверти или триместра.

Характеристика цифровой оценки (отметки) по предметам:

"5" ("отлично") - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета (два недочета приравниваются к одной ошибке); логичность и полнота изложения.

"4" ("хорошо") - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала;

"3" ("удовлетворительно") - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса;

"2" ("плохо") - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более б ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; на рушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

Читайте также: