Креативные практики в доу

Обновлено: 04.07.2024

В настоящее время много говорят и пишут о том, каким должен быть современный детский сад. Активно внедряются новые подходы и технологии, разрабатываются новые компетенции и культурные практики.

Детский сад в современных условиях немыслим без качественного и эффективного образовательного и воспитательного процесса. Этому способствует применение игровых культурных практик и использование интеграционной технологии при планировании совместной образовательной и свободной деятельности педагога с детьми. Использование игровых культурных практик способствует организации конструктивного взаимодействия детей в группе в разных видах деятельности, что помогает развитию норм социального поведения, интересов и познавательных действий дошкольников.

Для лучшего усвоения программного материала необходимо использовать виды деятельности, доступные, понятные и интересные детям. В приоритете должна быть игровая деятельность, как ведущий вид деятельности дошкольного возраста.

Учиться, играя! Эта идея давно привлекала педагогов и воспитателей. Применить эту идею на практике сумел Ш.А. Амонашвили. Он показал, как через игру можно ввести ребенка в сложный мир познания.

За время моей многолетней педагогической практики я пришла к выводу, что для повышения результатов образовательной работы с детьми хорошо себя зарекомендовал комплексно – игровой метод организации НОД.

Игровая форма совместной деятельности с детьми создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые помогают максимально раскрыть потенциальные возможности дошкольников. Игровая технология охватывает определенную часть образовательного процесса, объединенную общим содержанием, сюжетом, персонажем. Сюжетная основа занятия может быть беспредельно разнообразной. В свое работе при организации совместной деятельности с детьми я использую:

· Известные и придуманные игры (дидактические, сюжетно-ролевые, игры – путешествия)

· Персонажи любимых детских произведений

· Специально изготовленные пособия (рисунки, разрезные картинки, лото…)

Важное место среди многообразия игрового занимательного материала занимают дидактические игры и игровые упражнения. Это игры с правилами, которые были специально созданы с целью решения конкретных образовательных и воспитательных задач.

В своей работе я люблю использовать:

· Игры – загадки. Дошкольники любят разгадывать загадки и придумывать их. Эти игры развивают умение анализировать, обобщать, рассуждать, делать выводы.

Дидактические игры универсальны. Их можно использовать на любом этапе комплексного тематического игрового занятия. Важно правильно выбрать вид игры и определить цели и задачи игры в зависимости от её места в структуре занятия. Так, в начале занятия игра должна заинтересовать детей, привлечь их внимание, настроить на активную деятельность. Здесь можно использовать игры – сюрпризы, проблемные ситуации. В середине занятия игра направлена на усвоение темы, нового материала. Для этого подойдут игры – путешествия, игры – поручения, игры – беседы. На заключительном этапе хорошо использовать игры поискового характера: игры – предположения, игры – загадки.

Для организации совместной деятельности, при которой ребёнок сможет активно проявить самостоятельность, инициативность при выборе способа работы и умение использовать личный накопленный опыт помогут культурные практики:

· Игровые (сюжетные игры, игры с правилами, дидактические игры, подвижные игры)

· Познавательно-исследовательская деятельность и экспериментирование

· Чтение художественной литературы

· Поиск Художественно-эстетическая деятельность

· Совместные праздники и тематические развлечения

· Практические культурно-гигиенические навыки по самообслуживанию

· Игровые занятия – путешествия

· Занятия со сказочным сюжетом

Использование культурных игровых практик при проведении интегрированных игровых занятий позволяет заинтересовать всех детей, стимулирует у них желание предлагать разные варианты решений, помогает избежать страха перед ошибкой.

При применении интегративной технологии педагог имеет возможность использовать знания из разных образовательных областей в одном занятии. Это способствует повышению мотивации детей и развитию у них познавательного интереса; расширяет кругозор и развивает коммуникативные навыки; способствует снятию напряжения и скованности.

Интегративное объединение не является произвольным. Интеграция материала должна строиться так, чтобы знания из разных образовательных областей дополняли и обогащали друг друга.

Так, например, при формировании представлений о геометрических фигурах решаются следующие задачи:

· Учить детей видеть знакомые формы в окружающих их предметах и использовать их в быту (социально – личностная линия развития)

· Развивать эстетические чувства, связанные с красотой и точностью линий в узорах, при соединении и комбинировании фигур (художественно – эстетическая линия развития)

· Развивать связную речь, обогащать активный словарь ребёнка (познавательно – речевая линия развития)

· Формировать практические навыки по преобразованию фигур, составлению из них форм и предметов (конструктивно – продуктивная линия развития)

· Учить применять математические знания и умения в игровой деятельности с опорой на личный опыт (личностно-ориентированная линия развития).

В своей практике я применяю комплексную образовательную деятельность, при которой используются разные виды культурных практик для решения задач, связанных одной темой. Например: прежде чем нарисовать осень, дети рассматривают иллюстрации по теме, проводят наблюдения, составляют рассказы об осени, читают стихи, поют песни. При этом один вид деятельности преобладает , а другие его дополняют и создают творческий эмоциональный настрой. Эта практика применяется и для подготовки и проведения сюжетно-ролевых игр (до проведения игры воспитатель с детьми читают художественные произведения, рассматривают иллюстрации, проводятся беседы и разыгрываются соответствующие теме игры ситуации).

Опираясь на всё, выше сказанное, я разработала тематическое планирование комплексной сюжетно-игровой образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений и сенсорному развитию с использованием логоритмических речевых и двигательных упражнений и художественного творчества у младших дошкольников.

Совместная деятельность строится по общей структуре:

· Дыхательная, голосовая или психогимнастика

Кроме обязательных элементов использую дополнительные: игры на развитие познавательных качеств, мимические упражнения, игры – имитации, игры-загадки и т. д. Количество тип и характер дополнительных элементов выбираю исходя из задач каждого отдельного занятия, они должны соответствовать теме занятия и характеру персонажей, используемых в игровой деятельности.

Для примера хочу привести планирование комплексной сюжетно-игровой образовательной деятельности для детей 3 – 4 лет на осенний период.

Аннотация: в данной статье рассмотрены виды современных технологий, их описание, способы реализации в практике работы дошкольного образовательного учреждения, а также определен планируемый результат использования данных технологий.

Аннотация: в данной статье рассмотрены виды современных технологий, их описание, способы реализации в практике работы дошкольного образовательного учреждения, а также определен планируемый результат использования данных технологий.

Внедрение новых технологий в образовательный процесс дошкольных учреждений способствует более эффективному воспитанию ребенка, который стремится творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций и хочет получать новые знания об окружающем мире. Использование таких технологий безусловно влияет на формирование положительной мотивации к дальнейшему обучению.
Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения различных технологий в практику работы детских садов. ФГОС ДО требует изменений во взаимодействии взрослых с детьми. В связи с этим перед педагогами-дошкольниками встала задача пересмотра приоритета профессиональной деятельности. Главное – не просто передать какие-либо знания, а развить познавательный интерес у детей и осуществить преемственность дошкольного и начального школьного обучения через современные педагогические технологии.
Любое новшество представляет собой создание и последующее внедрение принципиально нового компонента, вследствие чего происходят качественные изменения среды. Технология же является совокупностью различных приемов, которые применяются в том или ином деле, ремесле или искусстве. Для этого в нашем детском саду мы применяем отличающиеся от других дошкольных учреждений интересные модели по воспитанию и интеллектуальному развитию малышей, основной целью которых является модернизация образовательного процесса.

Ключевые слова: технология, инновация, современность, приоритет, мотивация, преемственность, познавательный интерес, взаимодействие, развитие, компонент, модернизация, прием, модель.

Детский сад – первая ступенька в общем систематизированном образовании ребенка, его первый опыт участия в общественной жизни. Одной из главных задач согласно ФГОС ДО является раскрытие способностей каждого ребенка, воспитание личности, обладающей креативным мышлением, готовой к жизни в высокотехнологичном информационном обществе, обладающей умением обучаться в течение всей жизни.
Работая над внедрением новых технологий, мы опирались на комплексную совместную работу педагогов, детей и их родителей, в процессе которой ребята смогли развить свои познавательные способности и творческое мышление, повысили свою самооценку, научились самостоятельно искать информацию и использовать полученные знания на практике. В рамках реализации данных технологий в ДОУ каждый ребенок стремился к активной деятельности, а взрослые убедились в том, что от детей можно ждать положительного творческого результата.
С момента внедрения технологий, раскрытых в данной статье, педагоги ДОУ, опираясь на данные мониторинга образовательной деятельности, определили повышение показателей по всем образовательным областям. Таким образом, можно предположить, что данные технологии качественно влияют на результаты образовательной деятельности в целом.
Педагоги реализовали главную задачу – активизировали и развили творческую активность ребенка, самостоятельность в выборе способов действий в различных ситуациях.
Ведь педагоги в содружестве с родителями стараются выпустить в жизнь ребенка любознательного и активного, разносторонне развитого и творчески свободного. Только такой индивидуум может стать в жизни успешным.
Подводя итог можно с уверенностью сказать, что современные образовательные технологии в ДОУ применяются все чаще, а результат их внедрения будет проявляться еще не одно десятилетие.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Ответственные за размещение информации:
Виктория Разводовская и Алена Чернолихова

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Слайд 2. С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач развития у дошкольников самостоятельности и творчества. В основу реализации задач ФГОС ДО положен культурологический и деятельностный подход в педагогике. Культурологический подход определяет воспитание как способ приобщения ребенка к ценностям мировой и национальной культуры, развития его творческих способностей и наклонностей, защиту его прав и здоровья. Условием реализации культурологического подхода в педагогике является диалог культур – личностной культуры ребенка и педагогической культуры воспитателя, специалиста.

Слайд 4. Субъектами культурно-образовательной среды дошкольной образовательной организации являются все участники образовательного процесса: воспитанники, родители, педагоги.

Характерной особенностью нашего времени является усиление
культурологических основ образования. Как подчеркивается в работах Т.Б.
Алексеевой, Е.В. Бондаревской, Н.Ф. Головановой, Н.Б. Крыловой,
современное образование ориентировано на наиболее полное культурное
развитие человека, способного к духовному и физическому саморазвитию,
самосовершенствованию и самореализации в обществе.

Слайд 6. Существует несколько видов культурных практик:

1. Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры) направлена на обогащение содержания творческих игр, освоение детьми игровых умений, необходимых для организации самостоятельной игры.

2. Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта носят проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему, близкую детям дошкольного возраста, в разрешении которой они принимают непосредственное участие. Такие ситуации могут быть реально-практического характера (оказание помощи малышам, старшим), условно-вербального характера (на основе жизненных сюжетов или сюжетов литературных произведений) и имитационно-игровыми.

В ситуациях условно-вербального характера воспитатель обогащает представления детей об опыте разрешения тех или иных проблем, вызывает

4. Музыкально-театральная и литературная гостиная (детская студия)—форма организации художественно-творческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия музыкальных и литературных произведений, творческую деятельность детей и свободное общение воспитателя и детей на литературном или музыкальном материале.

5. Сенсорный и интеллектуальный тренинг— система заданий преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений и др.), способов интеллектуальной деятельности (умение сравнивать, классифицировать, составлять сериационные ряды, систематизировать по какому-либо признаку и пр.). Сюда относятся развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи.

7. Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность носит общественно полезный характер и организуется как хозяйственно-бытовой труд и труд в природе.

Слайд 7. Культурные практики организуются во второй половине дня и ориентированы на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер.

Содержание дошкольного образования выстроено в соответствии с
актуальными интересами современных дошкольников и направлено на их
взаимодействие с разными сферами культуры: с изобразительным
искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, предметным
и социальным миром, игровой, бытовой и двигательной культурой. Такое
широкое культурно-образовательное содержание становится основой для
развития познавательных и творческих способностей, для удовлетворения
индивидуальных склонностей и интересов детей на разных ступенях
дошкольного детства.

Слайд 8. По мнению Н.Б. Крыловой, к культурным практикам можно отнести все разнообразие социально-ориентированных, организационно-коммуникативных, исследовательских, практических, художественных способов действий, которые предпринимает дошкольник в своем опыте самостоятельно или при поддержке воспитателя и взаимодействии с ним.

Слайд 9.

Примерные виды и формы культурных практик

Возраст детей

Культурная практика

Виды и формы работы

Младший дошкольный возраст

Совместная игра воспитателя с детьми

Старший дошкольный возраст

Совместная игра воспитателя с детьми

В старшем дошкольном возрасте добавляются: Игры – экспериментирования могут перерастать в режиссерскую или сюжетно- ролевую игру. Театрализованные игры (кукольный театр, настольный театр, театр теней, театр марионеток и т.д.)

Младший дошкольный возраст

Старший дошкольный возраст

В старшем дошкольном возрасте добавляются:

— студийная, кружковая работа — творческие проекты

Все возрастные группы

Старший дошкольный возраст

Чтение художественной литературы

— группировка произведений по темам — длительное чтение — циклы рассказов — чтение периодической печати (на примере ознакомления с детскими журналами)

Слайд 10. Проектирование культурных практик в образовательном процессе идет по двум направлениям.
Культурные практики на основе инициатив самих детей. Это
самостоятельная детская деятельность, которая протекает как
индивидуально, так и в процессе сотрудничества со сверстниками.

В детском саду атмосфера свободы выбора, творческого обмена и
самовыражения создается воспитателем. Его цель возбудить интерес детей к
участию в ситуациях выбора, желание делать и самостоятельно осуществлять
индивидуальный или коллективный выбор деятельности с учетом интересов
и склонностей.

Культурные практики, инициируемые, организуемые и
направляемые взрослыми. Эти культурные практики направляются
воспитателем на развитие самостоятельной коммуникативной,
исследовательской, творческой и социальной активности дошкольников и
основываются на поддержке детских инициатив и интересов. Культурные
практики проектируются воспитателем в соответствии с решаемыми
образовательными задачами. Выбор культурных практик связан
непосредственно с содержанием комплексно-тематического планирования
образовательного процесса и направлен на обогащение культурного опыта, самостоятельности поведения и деятельности, чувств и позитивной
социализации и индивидуализации дошкольников.

Комплексно-тематическое планирование позволяет органично сочетать
культурные практики, инициируемые педагогом, и свободные культурные
практики, инициируемые детьми. Ценность тематического планирования
состоит в возможности интеграции разного образовательного содержания,
активизации познавательного и практического опыта детей, объединения
детей в увлекательной совместной игровой, познавательно-исследовательской, художественной и практической деятельности.

Проектирование культурных практик предъявляет особые требования к
содержанию и организации образовательного процесса, взаимодействию
взрослых и детей, конструированию предметно-развивающей среды. Они
могут быть реализованы через событийно-творческую направленность
жизнедеятельности дошкольников в детском саду и выбор воспитателем
тактики педагогического сопровождения ребенка с учетом особенностей и
проблем его индивидуального развития.

Проблемный подход к культурным практикам ребенка показывает, что
наиболее целесообразный путь их организации — проектный.Исходным
пунктом проектной деятельности могут служить детские интересы. Темы
проектов в зависимости от интересов детей и задач развития затрагивают
разные сферы действительности и культурные практики.

Следует особо подчеркнуть, что независимо от ведущей
темы, в каждом совместном проекте происходит интеграция детского опыта.
Перед детьми открываются возможности для осуществления культурных
практик познания, совместного творчества, сотрудничества, коммуникации,
эмоционального обмена и взаимной поддержки. В этом проявляется
интегративная сущность культурных практик.

Слайд 11. Инициируемые воспитателем культурные практики предполагают также насыщение детской жизни разнообразными культурными событиями, которые открывают для дошкольников новые грани активности, новое содержание жизни. Эти культурные события дети не могут самостоятельно найти и организовать. К ним относятся проектируемые педагогами тематические детские праздники, в том числе этнической народной
направленности, ярмарки и галереи-выставки детских работ, фестивали,
спортивные олимпиады и конкурсы эрудитов, детские театрализованные
студии, мастерские, музеи, организация культурного досуга и т.п. Участие
дошкольников в увлекательных культурных событиях, инициируемых
воспитателями, не проходит бесследно. Дети начинают активно
воспроизводить их в своей самостоятельной деятельности, прежде всего в своей самостоятельной деятельности, прежде всего в играх, дополняя своей фантазией и новыми деталями. Культурные практики являются естественной частью повседневной жизнедеятельности ребенка.

Слайд 13. Ситуации выбора становятся эффективным средством развития
культурных практик, инициативы и самостоятельности детей, если:
 отвечают интересам дошкольника;
 строятся на принципах постепенного усложнения и расширения круга
проблем, требующих выбора самостоятельного решения;
 обеспечивают нарастание субъектной позиции ребенка в выборе
содержания и средств организации своей деятельности;
 ориентируются на осознание ребенком роста своих возможностей.

Развивающий эффект будет иметь прежде всего такая ситуация выбора,
которая вытекает из потребностей и мотивов самого ребенка, связывается с
его интересами, завершается определенным лично значимым результатом
(познавательным, эмоциональным, практическим, нравственным). Это дает
пищу для познания ребенком своих возможностей. В ситуациях выбора
ребенок всегда проявляет свое личностное отношение к способам и процессу достижения цели.

Слайд 14. По своей методической инструментовке ситуации выбора выступают в образовательном процессе как:
 ситуации, проектируемые воспитателем, в целях развития культурного
опыта, самостоятельности, инициативы, творческого самовыражения
детей;
 ситуации, спонтанно (естественно) возникающие в жизни детей.

Такие ситуации воспитатель превращает в развивающие, создавая условия
для того, чтобы ребенок овладевал новыми для него культурными
практиками, т.е. средствами и способами взаимодействия с миром.
В целом, ситуации выбора могут быть рассмотрены как специально
создаваемая и включаемая в образовательный процесс совокупность
педагогических условий, требующих свободного выбора со стороны ребенка
(Т.И. Бабаева). По мере накопления личного опыта, ситуации выбора
усложняются и требуют от ребенка большей самостоятельности в выборе
решения. Воспитателю не следует спешить с оценкой сделанного ребенком
выбора и подсказывать сразу верный вариант, отметая неудачные, на взгляд
взрослого, варианты выбора. Подлинная самостоятельность и инициатива
формируются у ребенка в процессе проб и ошибок, активного поиска
решения и эмоционального переживания полученных результатов.

Поведение ребенка в ситуации выбора помогает педагогу увидеть, как
он осваивает культурный опыт, насколько самостоятелен и инициативен,
какова общая направленность его активности, насколько ребенок открыт
новому или предпочитает привычные, стереотипные действия.

Слайд 15. Активность культурных практик дошкольников во многом обусловлена позицией взрослого, который поддерживает, стимулирует детские сададолжна быть насыщена разнообразными ситуациями, побуждающими
детей к свободному выбору, творческой самостоятельности, к
осуществлению культурных форм активности, чтобы каждый ребенок в
соответствии со своими склонностями мог получить возможность для
творческого самовыражения и презентации творческих достижений.

Слайд 16. Самостоятельный опыт культурных практик у современных детей достаточно обширен и разнообразен. Объектом педагогической поддержки
воспитателя становятся такие культурные практики, возникающие по
инициативе детей, как коллекционирование, самостоятельное исследование
и экспериментирование, свободное рисование и создание поделок-самоделок,
самостоятельные объединения детей на основе общих игровых интересов,
фантазирования, тематических импровизаций, ряженья и театральных
постановок, игр-путешествий, совместного сооружения разных объектов и
пр.

Важно внимательно изучать содержание повседневного детского
опыта, детскую субкультуру с позиции осваиваемых в их рамках культурных
практик и оказывать детям соответствующую педагогическую поддержку.
Задача воспитателя своевременно способствовать обогащению
самостоятельной, инициативной, творческой детской деятельности,
поддерживать детские замыслы, помогать распространению в детской среде
успешных индивидуальных культурных практик. Важно активизировать механизмы обмена идеями и взаимного обучения.

Слайд 17. Учитывая это, современному воспитателюнеобходимо хорошо знатьсодержание и реальный культурный контекст свободного общения детей, практикуемые в детском сообществе формы и способы саморегуляции
отношений со сверстниками, а также увлечения и разочарования детской
жизни, чтобы своевременно помочь каждому ребенку в личном опыте
воспроизвести культурные практики. Этому служит открытая позиция
воспитателя,его умение глазами детей взглянуть на события детской жизни,
проявить искренний интерес, готовность поддержать детские замыслы, сочувствовать и соучаствовать в их осуществлении, открыть перед ребенком перспективы нового опыта познания, общения, деятельности и
самоутверждения.

Слайд 18. Таким образом, мы можем сделать вывод о целесообразности использования культурных практик в амплификации детского развития. Для взрослого появляется еще одна возможность соприкоснуться с прекрасным миром детства и стать для ребенка близким другом.

Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчеством людей.

Что же такое творческие способности на самом деле? Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д.

Способности - не врожденные качества, они существуют только в процессе развития и не могут развиваться вне конкретной деятельности. Способности к любой деятельности есть у каждого человека, но в зависимости от врожденных задатков уровень их развития у всех разный. Самой высокой ступени могут достичь люди одаренные, талантливые, имеющие благоприятное сочетание разнообразных задатков.

Многие психологи связывают способности к творческой деятельно­сти, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям свойственно так назы­ваемое дивергентное мышление. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего.

Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на во­просе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии.

Дело в том, что мозг ребёнка особенно быстро растет и "дозревает" в первые годы жизни. Это дозревание, т.е. рост количества клеток мозга и анатомических связей между ними зависит как от многообразия и интенсивности работы уже существующих структур, так и от того, насколько стимулируется средой образование новых. Этот период "дозревания" есть время наивысшей чувствительности и пластичности к внешним условиям, время наивысших и самых широчайших возможностей к развитию. Это самый благоприятный период для начала развития всего многообразия человеческих способностей. Но у ребенка начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия к "моменту" этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее начинается развитие. Если созревание и начало функционирования (развития) совпадают по времени, идут синхронно, а условия благоприятны, то развитие идет легко - с наивысшим из возможных ускорений. Развитие может достичь наибольшей высоты, и ребенок может стать способным, талантливым и гениальным.

С психологической точки зрения дошкольное детство является благопри­ятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, и педагоги, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать.

Дошкольное детство является сенситивным периодом для развития творческого воображения. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

Можно с уверенностью сказать, что каждый ребёнок рождается с врожденными творческими способностями, но они находятся в скрытом состоянии и для того, чтобы их раскрыть, необходимо создать определённые условия.

Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие ребёнка. Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается "до потолка" своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу. Давно известно, что для развития творчества необходимо комфортное психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому пятое условие успешного развития творческих способностей - тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе.

Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

Развитие полноценной творческой личности невозможно без изобразительной деятельности, она создает благоприятные условия для эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности. На этой основе развивается художественный вкус.

Ребенок через рисунок, лепку часто передает то, что не может выразить словами: свое отношение к окружающим и окружающему. Поэтому взрослый должен внимательно всматриваться в то, что изобразил ребенок, и попытаться понять, что его интересует, пугает, огорчает, радует.

Дети, рисуют, лепят, конструируют не только для того, чтобы их работу увидели и оценили другие, а также для подарка взрослым и сверстникам. Так дошкольники привыкают заботиться о других детях, близких людях, у ребят воспитывается особое чувство ответственности, появляется стремление выполнить работу как можно лучше.

Занятия изобразительной деятельностью - один из путей воспитания в детях чувства прекрасного, умение замечать красивое в явлениях природы, жизни, в произведениях искусства и отображать увиденное в своих творческих работах.

Современная педагогика выделяет два этапа в развитии детских изобразительных способностей: доизобразительный и изобразительный. Первый этап начинается с того момента, когда в руки ребенка попадает изобразительный материал: бумага, карандаш, кусок пластилина, мелок. Это период 01 года до 3 лет.

Изобразительный период появляется с началом сознательного изображения предметов. Деятельность детей на этом этапе приобретает творческий характер. Первые изображения предметов в рисунке, лепке очень просты, в них обычно отсутствуют не только детали, но и часть основных признаков (дети 3 лет). Это объясняется тем, что у маленьких детей еще слабо развито аналитико-синтетическое мышление, а следовательно, и четность воссоздания зрительного образа, мало развита координация движения рук, нет еще технических навыков.

С накоплением опыта, овладением изобразительными умениями дети начинают изображать особенности предметов, передавать их основные признаки. Образы становятся четкими, узнаваемыми, выразительными, появляется динамика и пропорциональность не только в изображении человека и животных, но и в изображении растений, деревьев.

Поэтому, художественно-творческие способности, умения и навыки детей необходимо начинать развивать как можно раньше, поскольку занятия изобразительной деятельностью способствует развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти у детей.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, т. к. оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка.

Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение двух взаимосвязанных задач:

во-первых, необходимо пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни;

во-вторых, сформировать у них изобразительные навыки и умение.

В процессе рисования у ребенка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности.

Для развития творческой личности в современной практике дошкольного образования рекомендуется использовать нетрадиционные техники рисования. Технология их выполнения интересна и доступна и взрослым, и детям дошкольного возраста. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Каждому ребенку интересно рисовать пальчиками, делать рисунки собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получить забавный рисунок. Ребенок любит быстро достичь результата в своей работе, а перечисленные ниже нетрадиционные техники способствуют этому.

Начиная с младшего дошкольного возраста педагоги используют:

оттиск печатки из картофеля;

тычок жесткой полусухой кистью.

Детей среднего дошкольного возраста знакомят со сложными техниками:

оттиск печатками из ластика;

восковые мелки + акварель;

А в старшем дошкольном возрасте дети осваивают еще более трудные методы и техники:

кляксография с трубочкой;

печать по трафарету;

Каждый из этих методов - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Изобразительная деятельность, и в частности рисование, - вид деятельности, без которого немыслимо полноценное развитие ребенка. Однако здесь важно не навязывать детям стереотипные представления, которые не возбуждают их фантазию, а надоедают им закрепощают и не стимулируют развитие творческих способностей.

Для развития творческих способностей детей в изобразительной деятельности используются технологии Т.Дороновой, Б. Неменского, Р. Чумичевой. Разнообразие нетрадиционных способов рисования рождают у детей оригинальные идеи, развивают фантазию и воображение, вызывают желание придумывать новые композиции.

Большое внимание педагоги ДОУ уделяют развитию воображения. Воображение - это умение конструировать в уме из элементов жизненного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний) посредством новых их сочетаний и соотношений что-либо новое, выходящее за пределы ранее воспринятого. Воображение является основой всякой творческой деятельности.

Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта ребёнка. Для того чтобы создать достаточно прочные основы для их творческой деятельности педагоги стараются расширять опыт детей. Чем больше они видят, слышат и переживают, чем больше они знают и усваивают, чем большим количеством элементов действительности они располагают в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее будет деятельность их воображения. Именно с накопления опыта начинается всякое воображение. Для этого в работе с детьми используются игровой материал, творческие задания, проблемные ситуации.

Детское музыкальное творчество, как и детское исполнительство, обычно, не имеет художественной ценности для окружающих людей. Оно важно для самого ребёнка. Критериями его успешности является не художественная ценность музыкального образа, созданного ребёнком, а наличие его эмоционального содержания, выразительности самого образа и его воплощения, вариативности, оригинальности. Чтобы ребёнок мог сочинить и спеть мелодию, у него необходимо развить основные музыкальные способности. Кроме того, для проявления творчества требуется воображение, фантазия, свободная ориентировка в непривычных ситуациях. Детское музыкальное творчество может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: в пении, ритмике, игре на музыкальных инструментах.

Песенное творчество в ДОУ начинаем развивать с младшего дошкольного возраста. Успешность творческих проявлений детей зависит от прочности певческих навыков, умения выражать в пении определённые чувства, настроение, петь чисто и выразительно. Для этого используем посильные творческие задания, упражнения О.В. Кацер, Н.А. Метлова, Н.Б. Зацепиной. Кроме пения, детское творчество проявляется в слушание музыки, ритмике и игре на музыкальных инструментах.

Для развития творческих ритмических способностей используется технология Бурениной, а в слушании музыки - Радыновой. Развитие творческих музыкальных способностей развиваются на музыкальных занятиях, в театральной студии и на занятиях в хореографическом кружке. Для развития эмоционально-нравственной, творческой сферы ребёнка в ДОУ используется метод сказкотерапии. Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Что, как не сказка, позволяет развивать творчество и фантазию ребёнка. Сказка дает возможность побывать в таких вымышленных ситуациях, каких нет, и не может быть в окружающем мире, необходимую гамму переживаний, создает особенное, ни с чем несравнимое настроение, вызывает добрые и серьезные чувства.

В ДОУ педагоги широко используют методы проблемного обучения: вопросы, игры и упражнения на развитие логического мышления, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно - исследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок занятиях по математике, ознакомлению с окружающим, развитию речи или конструированию. Для закрепления полученных знаний, умений и навыков используются комплексные тематические занятия, на которых на основе эмоционального воздействия на ребёнка осуществляется взаимосвязь одного из разделов программы с другими в сочетании разнообразных видов деятельности.

Одним из методов развития творческих способностей стал метод проектов. На протяжении 5 лет педагоги ДОУ внедряют его в свою работу с детьми. За это время в ДОУ были представлены 15 проектов. Каждым руководителем проекта собраны портфолио, в котором отражена вся система работы по проекту.

Тематика и содержание проектов для детей ДОУ были разнообразны. Использовались следующие типы проектов:

исследовательско - творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

информационно-практико-ориентированные: дети собирают и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);

Использовались групповые и индивидуальные проекты. Основная цель проектного метода в ДОУ - развитие свободной творческой личности ребёнка.

В работе над развитием художественного литературного творчества у дошкольников - это сочинение сказок, рассказов, стихов, воспитатели используют технологию Ткаченко Т.А., организуя специальную работу с детьми, направленную на развитие поэтического слуха, на придумывание эпитетов, сравнений, подбор синонимов, антонимов.

Большое внимание педагоги ДОУ уделяют проблеме словотворчества детей. В работе с детьми используются опорные схемы, опорные сигналы, схематические картинки, тренинговые технологические цепочки, решение проблемных ситуаций, метод фокальных объектов, игры и творческие задания. Система творческих заданий позволяет формировать у детей умения работать на высоком уровне абстракции, организовывать собственную речевую деятельность творческого характера.

В старшем дошкольном возрасте активно используется технология моделирования, разработанная JI.A. Венгером. Модель выступает как изображение структуры воспринимаемого текста и ориентир для самостоятельного составления рассказа, описания игрушки, предметов, времён года.

Обучая детей связной речи, на первом этапе своей работы, педагоги используют в практике схематические изображения персонажей и выполняемые ими действия, затем строят модель из готовых элементов в виде карточек с нарисованными заместителями персонажей. Использование этой технологии на занятиях по развитию речи способствует развитию воображения, умению придумывать различные ситуации и сюжеты. На использовании наглядных моделей основаны многие новые методы дошкольного обучения. В старшем дошкольном возрасте используем метод обучения дошкольников грамоте, разработанный Д.Б. Элькониным и Л.Е. Журовой. Он предполагает построение и использование наглядной модели (схемы) звукового состава слова.

В практике ДОУ широко используются технологии: составления сравнений, составления загадок А.А. Нестеренко, ТРИЗ.

ТРИЗ - технология дает толчок развитию интеллектуально-творческих способностей маленького ребёнка. В основу работы положен инструментарий по развитию творческого воображения и формирования диалектического способа мышления дошкольников. Дети старшего дошкольного возраста сочиняют сказки, загадки при помощи приемов фантазирования.

Говоря о проблеме развития творческих способностей детей, можно с уверенностью сказать, что их эффективное развитие возможно лишь при совместных усилиях как со стороны педагогов, так и со стороны семьи. Поэтому активными участниками педагогического процесса и являются родители.

Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в детстве.

Читайте также: