Физкультурный и музыкальный зал его оснащение в доу

Обновлено: 05.07.2024

3 слайд: Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) спортивного зала представлена с учетом возрастных особенностей детей (2 – 7 лет) соответствует содержанию образовательного процесса, отвечает интересам и потребностям детей. Соответствует принципам ФГОС ДО:

• безопасная и включает себя обеспечение активной жизнедеятельности ребенка.

4 слайд: В зале имеется все необходимое для обеспечения гармоничного физического развития, совершенствование умений и навыков в основных видах движений, воспитание красоты, грациозности, выразительности движений, сохранению, укреплению, и охраны здоровья дошкольников всех возрастных групп.

5 слайд: Созданы различные картотеки:

Картотеки подвижных игр для всех возрастных групп.

Картотека упражнений в стихах для профилактики нарушения осанки и плоскостопия

Картотека пальчиковой гимнастики по мотивам сказок

Дидактические игры :

Атрибуты для игр:

Маски для подвижных игр

Нестандартное оборудование для профилактики плоскостопия :

Бигуди (разных цветов, и объема)

Деревянные ребристые палочки

а так же массажные коврики, массажные мячи

6 – 7 слайды: Для тренировки различных мышечных групп в основной части занятии проводятся обще - развивающие упражнения для организации, которых я использую:

Мячи пластмассовые (малого размера)

Мячи резиновые (малого размера)

Мячи резиновые (среднего размера)

Кубики (разного размера)

Косички (нестандартное физкультурное оборудование)

Гантели (нестандартное физкультурное оборудование)

Мешочки с песком

Ленты на кольцах

8 слайд: для выполнения основных видов движений использую

Мешочки с песком

Дуги различной высоты

9 слайд: различные мягкие модули для подлезания и лазания.

10 слайд: для организации подвижной игры футбол использую футбольные ворота и футбольный мяч.

11 слайд: для организации двигательной активности детей, как в помещении, так и на свежем воздухе использую мини хоккей (ворота, клюшки, мячи).

12 - 13 слайд: Для проведения НОД на прогулке используем лыжи, лыжные палки, хоккейные клюшки, шайбы.

14 - 17 слайд: Нестандартное физкультурное оборудование для развития физических качеств детей

18 - 22 слайд: Для обеспечения и регулирования уровня двигательной активности детей в режиме дня, в младшей группе создан центр двигательной активности.

Картотека подвижных игр

Картотека пальчиковой гимнастики

Картотека малоподвижных игр

Картотека гимнастики после сна

Тактильные дорожки

Мягкий модуль для подлезания

Коврики для профилактики плоскостопия

Ленты на кольцах

Мешочки с песком

Мячи резиновые разного размера

Конфеты (нетрадиционное физкультурное оборудование)

Кольца от кольцеброса

Атрибуты для подвижных игр

Дуга с горкой и лестницей

Картотека подвижных игр

Картотека малоподвижных игр

Картотека пальчиковых гимнастик

Картотека гимнастики после сна

Картотека зрительной гимнастики

Иллюстрированный материал по зимним и летним видам спорт

Дорожки для профилактики плоскостопия

Дуги для подлезания

Мячи резиновые разного размера

Гантели – бутылочки (нестандартное физкультурное оборудование)

Мешочки с песком

Оборудования для дыхательной гимнастики

Атрибуты для подвижных игр

Ленты на кольцах

Одной из целей деятельности любого ДОУ является создание благоприятных условий для формирования успешной личности дошкольника, сохранение и укрепление здоровья, всестороннее развитие физических качеств, способствование развитию инициативы, самостоятельности в ежедневной двигательной активности детей. Двигательная активность – это основа индивидуального развития и жизнеобеспечения ребенка. Движение является средством познания окружающего мира, удовлетворения биологических потребностей, от которых зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие.

В соответствие с ФГОС выпускник ДОУ должен обладать крепким здоровьем, хорошим физическим здоровьем, иметь физическую подготовку.

Картотека подвижных игр

Картотека малоподвижных игр

Картотека пальчиковых гимнастик

Картотека гимнастики после сна

Картотека зрительной гимнастики

Иллюстрированный материал по зимним и летним видам спорт

Тренажер с диском

Дуги для подлезания

Мячи резиновые разного размера

Ведерки для развития равновесия

Гантели – бутылочки (нетрадиционное оборудование)

Мешочки с песком

Ленты на кольцах

Корзина для забрасывания мячей

Игры для дыхательной гимнастики

Атрибуты к подвижным играм

27 - 28 слайд: В группе имеется аэрохоккей, настольная игра футбол.

35 слайд: Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Развивающая предметно-пространственная среда музыкального зала Паспорт музыкального зала Наличие кабинета, учебно-методического комплекса Музыкальный зал находится на 2 этаже, имеет два выхода. Площадь.

Предметно пространственная развивающая среда в детском саду по ФГОС Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОО на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного.

Развивающая предметно-пространственная среда Современный детский сад - это место, где ребёнок получает первоначальный опыт коммуникативных навыков взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

Развивающая предметно-пространственная среда

Развивающая предметно-пространственная среда Развивающая предметно-пространственная среда - часть образовательной среды, представленная организованным пространством, материалами, оборудованием.

Развивающая предметно-пространственная среда Предметно – развивающая среда в моей группе, соответствует требованиям ФГОС, учитывая возрастные особенности дошкольников, была организована.

Развивающая предметно-пространственная среда, способствующая оптимальной двигательной активности детей раннего возраста «Развивающая предметно – пространственная среда, способствующая оптимальной двигательной активности детей раннего возраста в соответствии.

Музыкально – спортивный зал предназначен для решения задач музыкального и спортивного воспитания и развития детей дошкольного возраста.

ВложениеРазмер
dokument_microsoft_word.docx 405.5 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

музыкально – спортивного зала ДОУ.

Музыкально – спортивный зал предназначен для решения задач музыкального и спортивного воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Площадь музыкально- спортивного зала 70 кв.м

Этажность – второй этаж основного здания.

Основные направления работы, проводимой в музыкально – спортивном зале.

  • зарядка
  • физкультурные занятия
  • музыкальные занятия
  • индивидуальная работа
  • совместная деятельность
  • праздники
  • развлечения
  • родительские собрания
  • вечера досуга
  • игры
  • просмотр театрализованных представлений и спектаклей
  • хореография

Музыкальный руководитель: Павлова С.Н.

Инструктор по ФК: Слепцова А.Г.

ответственного за музыкально – спортивный зал:

  1. Отвечает за готовность кабинета для успешного выполнения детьми требований образовательных программ музыкальных и физкультурных занятий.
  2. Ответственный совместно в администрацией детского сада

производит учет всего имеющегося учебного оборудования и

технических средств, предназначенных для занятий, а также мебели.

  1. Отвечает за сохранность мебели и оборудования зала, противопожарное состояние.
  2. Организует занятия с детьми.
  3. Следит за содержанием зала в соответствии с санитарно- гигиеническими требованиями( влажная уборка, сквозное проветривание).
  4. Ведет необходимую документацию для музыкально –спортивного зала.
  5. Принимает участие в инвентаризации имеющегося оборудования в зале.
  6. Создает условия для хранения пособий, дидактических материалов, методической литературы, и т.д.
  7. Принимает участие в пополнении оборудования для занятий.

Требования к музыкально - спортивному залу.

1.Музыкальный руководитель и воспитатель физкультуры обеспечивают безопасное проведение занятий.

2. Обеспечение нормальной ответственности: чистота остекления и его целостность, своевременная замена перегоревших ламп. Выключатели и розетки не должны иметь трещин и сколов. Розетки закрыты специальными заглушками.

3. Защита радиаторов и трубопроводов ограждениями.

4. Оборудование, мебель, аппаратура, приспособления, необходимые для занятий, должны соответствовать санитарно – гигиеническим требованиям

5. Проветривание зала перед началом занятий. Следует убедиться, что температура воздуха в зале соответствует установленным санитарно- гигиеническим нормам (+18+ 20 ).

6.Исключить использование электронагревательных приборов в зале.

Техническое оснощение зала

Щит для метания меча в цель (навесной)

Дуги для подлезания

Бревно напольное (деревянное)

Мячи набивные 1,5 кг

Мячи набивные 1кг

Малый резиновый мяч 150мм

Мяч резиновый 75мм

Мяч резиновый 125мм

Мешочки для прыжков

Канат для перетягивания

Палка гимнастическая с флажками

Набор для игры в хоккей

Сетка для в/б 2мм белая с тросом

Гимнастические палки пластмассовые

Гимнастические палки деревянные

Мешочки с пешком

Кольца малые пластмассовые

ОРУ по возрастам

Развитие мелкой моторики

Наглядно – дидактические пособия

Летние виды спорта

Зимние виды спорта

1. Перспективные планы для дошкольников по физкультуре

2. Календарные планы для дошкольников по физкультуре

3. Фонотека аудио кассет и сд- дисков

4. Методическая литература

5. Перспективный план работы с родителями

6. Перспективный план работы с педагогами

8. Адаптивная программа с детьми с ОВЗ

2. Система физического воспитания в ДОУ. О. М. Литвинова

3. Здоровьесберегающая система в ДОУ. М. А. Павлова

4. Развивающая педагогика оздоровления. В. Т. Кудрявцев, Б. Б. Егоров.

5. Физкультурные занятия с детьми. Л. И. Пензулаева.

6. Оздоровительная гимнастика в ДОУ. Е. И. Подольская.

7. Быть здоровыми хотим. Картушина М. Ю.

8. Зеленый огонек здоровья. М. Ю. Картушина.

9. Комплексы ОРУ и подвижных игр на свежем возлухе. Ю. А. Кириллова.

10. Движение день за днем. М. А. Рунова Линка –Пресс. Москва 2007г.

11. .Радость движения. М. А. Рунова. Москва. 2004г.

12.. Двигательная активность ребенка в детском саду. Мозаика – Синтез. Москва 2000г.

13. .Здоровьеформирующиее физическое развитие. Развивающие программы для детей 5-6 лет. Владос. 2001г.

14. .Движение+Движение. В. А. ШишкинаПросвящение. Моск-ва 1992г.

15. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. И. М. Воротилкина.

17. .Быкава А. И. и Осокина Т. И. Развитие движений у детей в детском саду. М., Академия педагогических наук РСФСР, 1968.

18. Грохольский Г. Г. Двигательная активность детей дошкольного возраста : Метод. Рекомендации, АФВ и СРБ. – Мн., 1992. – 44с.

Физкультурное оборудование музыкально - физкультурного зала МБДОУ д/с № 26.


В нашем детском саду для организации непосредственной образовательной деятельности по физической культуре широко применяются физкультурное оборудование и пособия. Это даёт возможность значительно расширить запас двигательных навыков и умений детей, способствует развитию ловкости, смелости, положительно сказывается на общей физической подготовленности ребёнка.

Рациональное использование физкультурного оборудования повышает моторную плотность и обеспечивает достаточную физическую нагрузку на организм ребёнка.

В нашем детском саду имеется музыкально-спортивный зал, в котором проводится непосредственная образовательная деятельность по физической культуре и используется следующее оборудование:

Мат большой, мат малый;

Лестницы деревянные с зацепами;

Гимнастическая переносная лестница;

Доска гладкая с зацепами;

Дуги малая и большая;

Контейнеры для хранения мячей передвижные;

Мячи большие, средние, малого диаметра;

Обручи малого и большого диаметра;

Палки гимнастические длинные и короткие;

Скамейки гимнастические высотой 30 см, 25 см и 20 см;

Конусы для разметки игрового поля, фишки;

Набор для игры в хоккей;


Мячи баскетбольные и футбольный.

Наборы мелких пособий, используемые для выполнения ОРУ по количеству детей (или по два на ребёнка) находятся в групповых комнатах в спортивных уголках:

Мешочки весом 150 и 200 гр.

Мячи для метания

Косички и верёвочки

Физкультурное оборудование спортивной площадки в МБДОУ д/с № 26.

Для всестороннего развития дошкольников в нашем детском саду широко применяется физкультурное оборудование при проведении непосредственной образовательной деятельности по физической культуре на улице; на прогулках при проведении игровых упражнений.


Усвоение детьми навыков основных видов движений с применением спортивного оборудования, овладение правильными способами их выполнения обогащают двигательный опыт, необходимый в игровой деятельности, разнообразных жизненных ситуациях, труде и быту.

На спортивной площадке расположено следующее оборудование:

Стенка гимнастическая – состоит из 3 секций. Применяется для обучения и закрепления навыка лазания.

Песочница для прыжков в длину с места и с разбега.

Мишень вертикальная для метания.

Ворота для подлезания.

Перекладина средняя и высокая.

Беговая дорожка с разметками на 20 м и 30 м, со стартовой и финишной разметкой.


Всё спортивное оборудование проверено и составлены акты проверки на исправность и пригодность в использовании.

Интенсивная работа большого количества мышц при выполнении движений выполняется с использованием спортивного оборудования и оказывает тренирующее влияние. Под воздействием движений



улучшается функция сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляется опорно-двигательный аппарат, регулируется деятельность нервной системы и ряда других физиологических процессов.


Рациональное использование спортивной площадки и оборудования предоставляет педагогам большие возможности для расширения осваиваемых детьми движений, их разнообразия, вариативности, усложнений правил.

Наши воспитанники с большим удовольствием занимаются на спортивной площадке с применением физкультурного оборудования. При выполнении движений обогащается эмоциональное состояние детей. Они испытывают чувство радости, подъёма от проявленных двигательных действий. Дети воспринимают красоту совместных дружных движений; у детей повышается интерес к движениям, устойчивость эмоциональных проявлений.

Похожие документы:

. 6 семьи 26%; Социальный статус . Программа МБДОУ определяет . музыкальной выразительности, о жанрах и музыкальных . физкультурного оборудования; поддерживать и поощрять стремление детей помогать взрослому в подготовке физкультурной среды группы и зала .

Годовой план работы мбдоу на 2013-2014 учебный год Принят: Утвержден: Советом педагогов приказ № мбдоу №47 по мбдоу №47 протокол №1 от 30 августа 2013 г от 27 августа 2013 г. Зав мбдоу №47: Тула 2013 г

. администрации г. Тулы от 26.09.2009 года . ремонт музыкально-спортивного зала. Произведён . Основные направления работы МБДОУ - физкультурно-оздоровительная работа . водоснабжения, отопления, сантехнического оборудования, отопления, освещения, вентиляции .

. * МБДОУ «Детский . Музыкальные импровизации Музыкально- дидактические и подвижные игры с музыкальным сопровождением Инсценировки Драматизации Занятия в музыкальном зале . Стр. 25-26 Нерегламентированная деятельность . Пользуется физкультурным оборудованием в .

Рабочая программа по художественно-эстетическому направлению Составил

. процесса 26 Работа с родителями 26 Приложение . Устав МБДОУ; Основная общеобразовательная программа МБДОУ . в концертные залы, музыкальные театры, музеи музыкальных инструментов . упражнениям, учить пользоваться физкультурным оборудованием в свободное время .

Образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

. областей: 26 Физическая культура. 26 Здоровье. . оформленный музыкальный зал, оборудованный цифровым пианино, музыкальным центром, детскими музыкальными инструментами. . «Качество организации физкультурно- оздоровительной деятельности в МБДОУ ДСКВ № 64 .

Оснащение физкультурных залов дошкольных образовательных учреждений развивающим оборудованием и инвентарем в соответствии с критериями ФГОС ДО

Физкультура в детском саду является главной составляющей полноценного развития ребенка дошкольного возраста. Здоровый, активный и жизнерадостный малыш — таким хочет видеть свое любимое чадо каждый родитель. Основы физического здоровья детей закладываются в раннем детстве и во многом это зависит от того, как проходят уроки физкультуры в садике, и насколько оборудовано необходимым инвентарем учреждение.

Требования к оборудованию для спортзала в детском саду

Обустройство спортивного зала в дошкольном образовательном учреждении по ФГОС осуществляется с соблюдением следующих незыблемых правил:

Оборудование должно отвечать требованиям безопасности. Пользование спортивными снарядами не должно угрожать здоровью и жизни детей.

Инвентарь для физкультуры в детском саду должен быть гигиеничным, т. е изготовлен из таких материалов, которые легко мыть.

Спортивные принадлежности должны быть красочными и привлекательными, чтобы дети с удовольствием с ними занимались.

Рекомендуется разграничить спортзал на тематические зоны, а спортивное оборудование и снаряды расположить таким образом, чтобы ребятам они не создавали барьеров, их было несложно доставать и убирать при необходимости.

Традиционное оборудование

Разнообразие физкультурных снарядов вызывает у детей интерес к выполнению спортивных упражнений и способствует интенсивной двигательной активности. Это оказывает положительное влияние как на физиологический, так и на интеллектуальный уровень развития малышей.

Спортивный инвентарь для детского сада подбирают с учетом сезона, индивидуальных особенностей и возраста воспитанников. Так, для младшей группы уместно применение подвижных опор, манежей с барьерами, специальных мостиков. На данном этапе развития важно закреплять и совершенствовать основные движения.

Дети в спортзале

Для средней и старшей группы предусмотрено традиционное оборудование, представленное разными категориями предметов:

Крупное оборудование. Эта категория включает в себя шведские стенки, веревочные лестницы, гимнастические бревна и скамейки, башни для лазанья, снаряды для отжиманий. Традиционно подобное оборудование располагают вдоль стен спортзала, чтобы они не мешали двигательной активности ребят.

Мелкое оборудование для физкультуры. К нему относятся гимнастические палки, мячи и сетки для них, канаты, пластмассовые гантели, диски здоровья, сигнальные конусы, флажки. Подобный инвентарь хранят на специальных стеллажах или подвесных крюках на стенах.

Инвентарь для плавания. Стремясь обеспечить детям правильное развитие, многие ДОУ устанавливают бассейны. Инвентарь для плавания включает средства безопасности — спасательные круги, плавательные доски, нарукавники, специальные пояса для обучения. Чтобы обеспечить детям интересные занятия, предусмотрены разнообразные плавающие и тонущие игрушки, резиновые мячи, комплекты аквалангиста и т. д.

Оборудование для оснащения массажных кабинетов. Включает в себя специальную мебель — стандартные массажные столы, а также столики с полумягким покрытием, шкафы и вешалки для одежды, стулья, зеркала. Кроме того, в массажном кабинете обязательно наличие игрушек

Оборудование для занятий на открытом воздухе. Физкультура в садике на свежем воздухе способствует развитию выносливости, быстроты, силы и ловкости. Для этого спортивную площадку оборудуют спортивными снарядами, отводят места для бега и прыжков, устанавливают полосы препятствий.

Оборудование для ЛФК. Лечебная физкультура, направленная на корректировку физиологических нарушений в организме, требует применения специального оборудования. Так, для профилактики плоскостопия используются шведские стенки, дополненные разнообразными элементами, а также массажные дорожки. Для улучшения координации подходят балансировочные диски.

Физкультурно-оздоровительная работа проводится с учетом санитарно-гигиенических норм и в соответствии с установленными программами. Она включает в себя разнообразные виды гимнастики, закаливание, физкультминутки, дни здоровья, проведение физкультурных праздников.

Дополнительный инвентарь для физкультурных занятий

Не обойтись в спортзалах садика без мягких модулей и матов, которые способны не только разнообразить занятия, но и украсить пространство спортивного помещения. Модули можно применять в качестве препятствий в процессе игры или как строительный материал для изготовления, например, лабиринтов. Вариантов их применения множество — все зависит от фантазии воспитателей и детей.

Не будет лишним в оснащении физкультурного зала в детском саду "физкультурный уголок" в виде тележки на колесиках, в которой удобно хранить и перемещать мелкий спортивный инвентарь. Кроме того, в детском спортзале стоит оборудовать оздоровительную дорожку с применением ребристых ковриков, косичек и других приспособлений.

Инвентарь для занятий физкультурой в детском саду также включает множество полезных предметов, например, массажные игольчатые мячи, кольца и валики, следочки с шипами, массажные коврики интересных форм и конфигураций. Такие изделия развивают мелкую моторику и препятствуют развитию плоскостопия.

Тренажер детский гребной
Тренажер Наездник
Тренажер детский Твистер
Степпер детский

Если в распоряжении дошкольного учреждения есть свободное помещение, то целесообразно оборудовать тренажерный зал. Там можно разместить простейшие тренажеры для детей: степпер с ручкой, твистер, наездник, механический гребной тренажер, небольшие батуты различной формы.

Нетрадиционное оборудование

Важная задача дошкольного образовательного учреждения — привить малышам основы здорового образа жизни. Достижение этой цели тесно связано с надлежащей организацией предметно-развивающей среды. Она должна не только способствовать развитию детей, но и быть разнообразной, а также отличаться трансформируемостью и функциональностью. Поэтому наравне с традиционным оборудованием для спортивного зала в детском саду используется нетрадиционное оборудование, которое может быть изготовлено самостоятельно. Необычные спортивные приспособления — это дополнительная мотивация к физкультурно-оздоровительным процедурам.

Разностороннее влияние нетрадиционного оборудования

Занятия физкультуры с применением нетрадиционного оборудования учитывают ряд важных факторов:

индивидуальные особенности малыша;

уровень его личностного роста;

личные интересы и желания, навыки и таланты.

Нетрадиционное оборудование для физкультурного зала в детском саду можно изготовить самостоятельно из бросового материала. Его применяют в любых видах активной деятельности ребят: на физкультурных занятиях, в процессе утренней гимнастике, во время отдыха, игр.

Оно оказывает разностороннее влияние:

развитие физических данных;

профилактика нарушения зрительной функции;

укрепление дыхательных органов;

развитие мелкой моторики;

При этом не стоит забывать про такие характеристики нетрадиционного оборудования как безопасность, удобство и простота в применении, эффективность и эстетичность.

Физкультура в дошкольных учреждениях с применением соответствующего оборудования благотворно сказывается на двигательной активности малыша, повышает иммунитет и активизирует умственные способности. Она позволяет не только закреплять и развивать основные движения, правильно формировать костно-мышечную систему, но и доставляет детям массу положительных эмоций, укрепляя их психику. Правильно организованная физическая культура в садике является залогом крепкого здоровья наших детей, а значит, и нации в целом.

Различные занятия, которые проводятся с детьми в детском саду, обеспечивают гармоничное развитие детей. Помогают выявить их способности, вовремя заметить таланты каждого малыша. прививают детям склонность к здоровому образу жизни. Для этого в детских садах предусматривается целый ряд специально оборудованных помещений:

  • музыкальный зал;
  • физкультурный зал;
  • помещения для занятий творчеством;
  • бассейн;
  • логопедический кабинет;
  • методический кабинет.


Для получения устойчивого результата физкультурные, музыкальные и творческие занятия должны проводиться регулярно. Оборудование помещений для занятий должно исключать малейшую возможность травматизма, быть легким в уходе и использовании.

Музыкальный зал

Зал для музыкальных занятий одновременно является местом для проведения родительских собраний, праздничных мероприятий, еженедельных занятий для детей разных возрастов.

Основная часть зала – это свободное пространство, на котором проводятся танцевальные занятия, ритмические упражнения и дидактические игры. Эту зону застилают ковром, поскольку часть упражнений дети выполняют сидя или лежа. Так же здесь располагается пианино, причем устанавливают инструмент так, чтобы руководитель мог видеть каждого занимающегося ребенка.

Часть зала отводится для занятий пением и прослушивания музыкальных произведений. Большую часть площади занимают сидячие места. Кроме сидений здесь же можно установить стеллажи для музыкальных инструментов, на которых играют воспитанники. Размеры стеллажей соответствуют возрасту детей.

При проведении музыкальных занятий обязательно используется мультимедийное оборудование. Музыкальный центр, проектор, телевизор, компьютерная техника – привычные атрибуты каждого современного детского сада.

Физкультурный зал

Физкультурные занятия являются важной составляющей в формировании личности ребенка. Умение чувствовать свое тело, понимание его возможностей, знание основ физической культуры важно прививать как можно раньше. В силу специфики спортивных занятий проводиться они должны в предназначенном для этого помещении – спортивном зале.

Спортивное оборудование зала должно соответствовать возрастным группам воспитанников. Спортивные снаряды делают из легко моющихся материалов и надежно крепят к стенам и полу. Инвентарь для занятий (мячи, канаты, гантели, массажные коврики) должен иметь санитарно-эпидемиологическое заключение, быть безопасным и прочным. Предпочтение отдается яркой цветовой гамме.

В зале предусматривается различное оборудование для упражнений. Так, в части балансировочного оборудования необходимо напольное бревно, высотой 15 см и шириной 10. Его устанавливают на металлические опоры и надежно крепят к полу. Пара широких досок (20 см), высотой в 3 см – гладкая, длиной до 3 м и ребристая. Для прыжков хорошо бы иметь гимнастического козла и батут, диаметром от метра до полутора. Высота козла не может быть больше 65 см.

Для развития ловкости потребуются канаты, лучше, если их будет два – гладкий и с узлами, длиной от 2 до 3 м каждый. Канаты надежно крепятся к потолку. Обязательный элемент спортзала – лестница, известная как шведская стенка. Делают ее из дерева, строго выдерживая параметры – диаметр перекладин, которые не может быть больше 3 см и расстояние между ними (20-25 см).

Спортивный зал дошкольного учреждения должен быть оборудован так, чтобы заниматься в нем могли дети разных возрастных групп. Минимальный комплект инвентаря включает: различные мячи, пластмассовые обручи различного диаметра, скакалки, утяжелители для формирования правильной осанки – перечень возможных предметов очень разнообразен.

Помещения для занятий творчеством

Творческое развитие детей является важной частью воспитательного процесса любого дошкольного учреждения. Занятия техническим или изобразительным творчеством требуют специальных помещений и оборудования.

Все такие помещения обязательно оборудуются раковинами с горячей и холодной водой. Если занятия включают работу с красками и глиной, умывальников должно быть не менее двух. Светильники в комнатах для занятий обязаны обеспечивать освещенность не менее 300 ЛК, а при занятиях техническим творчеством используется комбинированное освещение. Все светильники должны быть закрыты и защищены.

Все помещения для творчества оборудуются столами и стульями, соответствующими возрасту детей. Материалы, применяемые для лепки и рисования должны иметь санитарно-гигиенические сертификаты и быть абсолютно безопасными при попадании на кожу и слизистые оболочки ребенка. Для технического творчества применяется конструктор, детали которого достаточно велики для того, чтобы ребенок мог их проглотить, засунуть в ухо или в нос. Рекомендуется отдать предпочтение конструкторам типа Лего.

Помещение, оборудование и предметы для занятий творчеством должны выдерживать ежедневную влажную уборку.

Бассейн

Плавание – оптимальный вид нагрузки для здорового ребенка. Занятия этим видом спорта в детском саду проводятся в специально оборудованном помещении бассейна.

Зона для занятий плаванием кроме зала с бассейном включает раздевалки с душевыми и туалетами, комнаты тренера и медсестры, а также технические помещения и лабораторию для анализа воды. Помещение бассейна не должно быть менее 3 м² на одного ребенка, а площадь, раздевалок – 20-25 м².

Помещения раздевалок оборудуются аналогично раздевальным комнатам в групповой ячейке. Шкафы и скамейки должны быть выполнены из влагостойких материалов, не иметь острых углов, высота шкафов – от 120 до 135 см. Температура в этих помещениях не может быть ниже 25 градусов тепла.

В помещении бассейна устанавливаются специализированные стеллажи для хранения инвентаря и различных игрушек. Конструкция шкафов должна обеспечивать свободную циркуляцию воздуха, предусматривать колесики для перемещения шкафа и замок, чтобы воспитанники не могли сами взять игрушки. Изготавливают шкафы чаще всего их металла с влагозащитным покрытием. Все предметы, используемые для занятий и игр с детьми должны иметь гигиенические сертификаты, быть прочными и безопасными. Все бассейны оборудуются шестами для извлечения из воды игрушек. Шесты изготавливаются из анодированного алюминия, крючки на них – из пластика.

Логопедический кабинет

На первый взгляд, главная задача логопеда – научить ребенка четко и правильно выговаривать все звуки. Однако на самом деле круг проблем, которые решает логопед намного шире. Занятия в нем развивают у детей мелкую моторику, совершенствуют работу мимических мышц. А также готовят малышей к обучению грамоте, помогая постичь связь между звуком, его произношением и буквой.

Для выполнения этих задач необходимо соответствующее оборудование и правильное его размещение. На стене кабинета размещают зеркало, размером 100×50 см. Предназначено оно для мимических упражнений, здесь логопед работает с ребенком, у которого не получается выполнить задание самостоятельно. Для тех детей, кто справляется с задачей, в числе оборудования надо предусмотреть индивидуальные зеркала. Возле зеркала ставят стол и два стула.

Предусмотрены столы и стулья для рассаживания детей. Высота их должна соответствовать физическим характеристикам детей, а материал, из которого они изготовлены – быть легким в уходе и допускать регулярную влажную уборку. В логопедическом кабинете обязательно устанавливают шкафы для хранения дидактических материалов. Поскольку в них хранятся не только книги и картотеки, но и логопедический инструментарий, шкафы должны запираться.

Для развития мелкой моторики в кабинете целесообразно иметь набор развивающих настольных игр, фигурки для сборки, мозаику и цветные шарики, достаточно большие, чтобы дети не могли брать их в рот. Кроме этого в кабинете должен быть набор картинок, демонстрирующих верное выполнение упражнений и магнитная доска с набором букв и изображений.

Методический кабинет

Помещение методического кабинета предназначено для проведения собраний, тренингов и обучающих семинаров педагогического коллектива. Оборудование и мебель в кабинете должны быть удобными и функциональными.

Поскольку методический кабинет выглядит как нечто среднее между залом совещаний и учебным классом, мебели в нем немного. В первую очередь это столы и стулья, в количестве достаточном для общего собрания педагогического коллектива.

Кроме столов и стульев в кабинете находятся шкафы, в которых хранятся материалы для повышения квалификации персонала, документы по аттестации педагогов, а также учебно-методическая литература для самостоятельного изучения. В этом же помещении находится компьютер и соответствующая оргтехника, а при возможности еще и проектор с экраном.

В большинстве случаев в методическом кабинете располагается рабочее место старшего воспитателя или методиста, а также выставка детских работ, постоянно действующая или эпизодическая.

Читайте также: