М портер является представителем школы стратегического менеджмента

Обновлено: 05.07.2024

Основные задачи предписывающих и описывающих научных школ стратегического менеджмента как недавней концепции, появившейся в практике общего менеджмента. Особенности идеологии школы культуры, характеристика ее элементов, достоинств и недостатков.

Рубрика Менеджмент и трудовые отношения
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 03.06.2014
Размер файла 24,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИБОРОСТРОЕНИЯ И ИНФОРМАТИКИ"

Дисциплина: Стратегический менеджмент.

Домашняя самостоятельная работа на тему:

"Основные школы стратегического менеджмента"

Студенка 3 курса

Группа: ЧФЭФ3-1102. Д

Проверил: Жуликов П.П.

План

    Введение
  • 1. Школы стратегического менеджмента
  • 2. Школа культуры и ее особенности
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Введение

Стратегический менеджмент - недавняя концепция, появившаяся в практике общего менеджмента. Одной из главных задач, которую решает стратегический менеджмент - это проблемы роста и выживания предприятий и организаций любых размеров и форм собственности, и сегодня, когда малые предприятия играют столь существенную роль, их потребностью в стратегическом менеджменте нельзя пренебрегать. В стратегическом менеджменте главная задача характеризуется двумя основными принципами: формирование стратегии развития предприятия и ее применением в реальных рыночных условиях. Как и во всякой научной дисциплине, в стратегическом менеджменте существуют различные направления, которые хотя и разделяют общие базисные принципы дисциплины, приведенные выше, но, тем не менее, по-разному расставляют исследовательские акценты, выделяя те или иные методологические приоритеты. Такие направления называются научными школами, в случае теории стратегического управления - школами стратегического менеджмента.

1. Школы стратегического менеджмента

Перед тем как акцентировать внимание на какой-то одной из школ стратегического менеджмента, стоит рассмотреть все существующие.

Школы стратегического менеджмента согласно классификации предложенной в работе Г. Минцберга с некоторой долей условности могут быть объединены в две группы:

Основные задачи предписывающих школ - это обоснование методов разработки стратегии, обеспечивающих повышение конкурентного статуса организации. В рамках данных школ стратегии выступают как нечто логически объяснимое, зависящее от воли руководителя и при правильном применении однозначно гарантирующее успех организации.

Описывающие школы своей главной задачей ставят наиболее достоверное описание процесса разработки и реализации стратегии как он есть. Какие либо рекомендательные выводы могут быть сделаны лишь на основании анализа фактически сложившихся моделей.

ПРЕДПИСЫВАЮЩИЕ ШКОЛЫ:

1. Школа дизайна (Эндрюс, Чандлер). В общих чертах, дизайн-школа предлагает модель построения стратегии как попытки достижения совпадения или соответствия внутренних и внешних возможностей, т.е., в соответствии с этой школой, экономическую стратегию следует понимать как соответствие между характеристиками фирмы и теми возможностями,

что определяют ее позицию во внешней среде. Типичным примером инструмента использующегося в рамках школы дизайна является "SWOT-анализ".

2. Школа планирования (Ансофф, Лоранж). Данная школя рассматривает стратегию как осознанный процесс планирования, формально отражающийся в соответствующих схемах, таблицах и поддерживающийся соответствующими методами, которую разрабатывают специально обученные люди. Подход школы основывается на методике использования "системы сбалансированных показателей" (ССВ или BSC)

3. Школа позиционирования (Портер). Базовым положением данной школы является то, что стратегии представляют собой генерические, специфически общие, рыночные позиции, которые являются одновременно и экономическими и конкурентными. Главная задача руководства - правильно позиционировать положения компании или бизнеса, что автоматически приводит к появлению "готовой к употреблению стратегии" Одна из основных моделей данной школы - это модель конкуренции Портера, типичный инструмент - матрица БКГ (Бостонская Консультативная группа).

ОПИСЫВАЮЩИЕ ШКОЛЫ:

1. Школа предпринимательства (Шумпетер) - рассматривает процесс разработки и реализации стратегии как зрение или видение, которое обращено вперёд (будущее); назад (прошлое); во внутренняя среду организации; во внешнюю среду и т.д. Причём данное зрение основано на интуиции, предпринимательской смекалке и находит выражение в интуитивно понятных руководителю целях.

2. Когнитивная школа (Саймон) рассматривает процесс разработки и реализации стратегии как процесс мышления, протекающий в сознании стратега, а значит, стратегии зарождаются как перспективы и их основой является информация, которая соответствующим образом кодируется и циркулирует между членами коллектива согласно определённым законам

3. Школа обучения (Линдблом) - рассматривает стратегический процесс как приспособление к не предсказуемо меняющимся условиям внешней среды. Идеи, способствующие этому, могут возникнуть у любого индивида, не зависимо от его места в организационной иерархии. Следовательно, задача руководителя состоит в создании такой организационной культуры, которая способствует селекции и продвижению идей способствующих адаптации организации.

4. Школа власти (Кайерт, Марч) - стратегия рассматривается как результат взаимодействия людей преследующих свой сугубо корыстные интересы. С этой целью создаются формальные и не формальные альянсы, группы стремящиеся получить контроль как можно над большим количеством ресурсов. Стратегия в данном случае есть равнодействующая между интересами и действиями различных групп.

5. Школа внешней среды (Мескон) доводит до логического абсурда идеи школы позиционирования, рассматривая стратегию как результирующую воздействия на организацию внешних сил. Согласно данной теории, организации существуют в определённых ограниченных, относительно стабильных условиях - экономических нишах. Когда ниша перестаёт существовать организации погибают либо трансформируются до неузнаваемости.

6. Школа конфигурации (Миллер) - в значительной мере обобщает наработки предыдущих школ и рассматривает организации как объекты, в существовании которых периоды стабильности сменяются периодами крупных перемен. Это позволяет сформулировать некий экоцикл организации, на различных этапах которого эффективны различные стратегии.

2. Школа культуры и ее особенности

Каждой политической системе, как правило, свойственна определенная идеология (капитализм, социализм и т.д.). Каждое общество и этническая группа характеризуются уникальной культурой (японская, калифорнийская и т.д.). Так, и отрасли промышленности, и отдельные компании могут иметь свою собственную культуру. Культура в рамках одной отрасли это тот уникальный способ, каким организации производят свою продукцию, то, что отличает одну организацию от другой, одну отрасль от другой. Она становится, если можно так выразиться, "мнением организации", общими убеждениями, которые отражаются в традициях и привычках, а также и более осязаемо - в бытующих в организации преданиях, ее символах, даже сооружениях и продуктах. В каком-то смысле, культура представляет собой жизненную силу организации, душу ее физического тела. Всеобъемлющий характер и уникальность культуры определенной организации можно обнаружить и применительно к ее уникальной стратегии управления.

Основные посылки школы культуры:

Формирование стратегии - это процесс социального взаимодействия, основанный на общих для членов организации убеждениях и понимании.

Верования индивида есть результат процессов приобщения к определенной культуре или социализации, как правило, не выраженных явно и невербальных, хотя иногда усиливаемых более формальным воспитанием.

Следовательно, члены организации способны лишь отчасти охарактеризовать убеждения, на которых базируется их культура, в то время как ее источники и объяснения могут оставаться для них малопонятными.

Как следствие, стратегия принимает форму прежде всего перспективы и только во вторую очередь позиции, укоренившейся в коллективных устремлениях (не обязательно явно выраженных) и отраженной в моделях, защищающих глубинные ресурсы и возможности организации, образующие основу ее конкурентных преимуществ. Таким образом, основной характеристикой стратегии выступает предначертанность (даже если она не вполне осознанна).

Культура и в особенности идеология содействуют, скорее, не стратегическим изменениям, а сохранению текущей стратегии; в лучшем случае они допускают корректировки в рамках общей стратегической перспективы организации.

Безусловно, давно известно свойство корпоративных культур быть источником сопротивления стратегическим изменениям. Следовательно, культура оказывает влияние на выбор экономической стратегии предприятия. Это свидетельствует о связях между этими понятиями:

1. Стиль принятия решений. Культура действует как вечный фильтр, последовательно отсеивающий посылки для принятия решений. Иначе говоря, организации с разными культурами, но действующие в одном окружении, воспринимают внешнюю среду по-своему и видят только то, что они хотят и готовы увидеть: организация развивает "доминирующую логику", действующую как информационный фильтр, который в процессе создания стратегии акцентирует одни данные и игнорирует другие.

2. Сопротивление стратегическим изменениям. Общая приверженность неким взглядам способствует постоянству в поведении организации и, следовательно, препятствует изменениям стратегии. Доминирующие в организации глубокие убеждения и имплицитные допущения (культура) являются наиболее мощными внутренними препятствиями фундаментальным изменениям.

3. Преодоление сопротивления стратегическим изменениям. Радикальная смена стратегии должна быть обусловлена фундаментальными изменениями в культуре, связанными с разрывом между системой взглядов организации и характеристиками окружения.

4. Доминирующие ценности. Центральным понятиями культуры предприятия должны быть 7 основных ценностей: стратегия, структура, система, стиль, служащие и специальные знания/опыт. По мнению ученых, успех организации определяется гармоничным сочетанием всех этих ценностей.

5. Культурные противоречия. Уникальность культуры любой и каждой организации обусловливает проблематичность реализации стратегий слияния и поглощения ("Волна слияний 1980х гг.).

Теперь обратимся к материальной стороне культуры: ее экономическим проблемам. Идея, согласно которой на рынке конкурируют не продукты, а системы производства, не нова. Экономисты давно поняли, что главную роль в конкуренции играет эффективность производственной системы. Но они так и не осознали значения особенностей конкурентных преимуществ - того, что уникальность становится определяющим аспектом стратегического превосходства.

Уникальный продукт появляется, когда "созданные человеком объекты отражают, сознательно и бессознательно, прямо или косвенно, убеждения людей, которые заказывают, изготовляют, покупают или используют эти объекты, и, говоря шире, верования сообществ, к которым эти люди принадлежат". Следовательно, глубокие культурные различия конкурентов могут дать одной из фирм преимущества в конкурентной борьбе исходя из особенностей культуры данной фирмы. Например: раннее производство автомобилей. Автомобиль был изобретен европейцами как предмет роскоши, доступный лишь богачам. Они наладили чуть ли не серийный выпуск авто, лишая при этом большое количество людей возможности купить его. Американцы же сумели стандартизировать автомобиль и сделать его доступным для массового производства, т.е. сделали его доступным не только для богатых людей. Многие европейские фирмы пытались обойти американцев, перенимая их методы, но, даже скопировав тот или иной фрагмент мозаики, им не удавалось сложить из них "стройную картину". таким образом, мы можем убедиться в том, что концепция конкурентных преимуществ в какой-то мере базируется на понятиях по существу культурных.

Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что уникальная культура является неповторимым ресурсом организации. Существуют две причины неповторимости этого ресурса, по которым он является наиболее эффективным препятствием на пути имитаторов. Во-первых, культура способствует получению уникальных результатов. Во-вторых, для культуры характерна каузальная неопределенность, что делает ее трудной для понимания, не говоря уже о воспроизведении - даже самими ее представителями. Так, например, далеко не факт, что покинувшее лоно организационной культуры "дитя" будет способно точно скопировать некий ее ресурс для конкурента, что делает культуру некой гарантией стратегического превосходства.

Школа культуры предлагает общую согласованную идеологию. В противоположность индивидуализму школ дизайна, познания и предпринимательства она привносит важное коллективное измерение социального процесса, рассматривая как индивидуальный, так и организационный стили и оспаривая популярную тенденцию к раздроблению всего сущего на отдельные части - "агенты" как часть "портфелей" - в пользу построения общей перспективы.

Нельзя не отметить, что школа культуры имеет ряд минусов:

1. Концептуальная расплывчатость, т.е. понятия и категории данной школы изменяются с удивительной скоростью, притом далеко не всегда они сколько-нибудь существенно отличаются друг от друга.

2. Отрицание необходимости изменений. Ее представители выступают за постоянство в управлении, за устойчивое движение намеченным курсом. Культура сильна, прочна, оформлена; ресурсы установлены и глубоки. Подчеркивая важность традиций и единодушия, характеризуя изменения как очень сложные, школа культуры в определенном смысле способствует застою.

3. Стратегическое преимущество приравнивается к организационной уникальности. Быть непохожим на других очень здорово, но когда отличия становятся самоцелью, самобытность приводит к излишней самонадеянности.

4. Проблема нарушения равновесия. Организация нуждается не просто в корректировке, успокоении, приходящем после одержимости внешней конкуренцией и переносе акцентов на внутренние ресурсы, но в ощущении равновесия между всеми необходимыми факторами.

школа стратегический менеджмент

Заключение

С точки зрения школы культуры, стратегия - результат социального взаимодействия. Она основана на общих принципах для членов организации убеждениях и "пониманиях". При этом в оценке вариантов развития и методов достижения целей важна не столько формальная эффективность, сколько часто не осознанные представления членов, коллектива о правильных действиях. Роль руководства в данном случае преимущественно пассивная, она заключается не в разработке стратегии как таковой, а в создании в коллективе определённого микроклимата который, как правило, способствует консервации существующих стратегий. Стоит отметить, что недостатком школы культуры, как и всех других школ стратегического менеджмента описывающей группы, является невозможность или затруднительность использования результатов и рекомендаций, полученных в результате исследования в управленческой практике напрямую, а так же уделение чрезмерно большого внимания интуиции и случаю.

Все школы стратегического менеджмента прошли свои оригинальные пути развития. Поэтому каждая из них предлагает свой уникальный подход на выработку стратегии развития фирмы. Для достижения наилучшего результата в этом деле необходимо использовать как можно больше методов предлагаемых школами, не приуменьшая и преувеличивая значения какой-нибудь одной из них.

Список использованной литературы

1. Дж. Барни (Barney, 2011)"Организационная культура: может ли она быть источником устойчивого конкурентного превосходства?"

2. Минцберг Г., Альстренд Б "Школы стратегий" СПб Питер, 2010.336 с.

3. Виханский О.С. Стратегическое управление. М., 2009.

4. Карлоф Б. Деловая стратегия. М., 2011.

5. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент. Курс лекций. М.; Новосибирск, 2009.

Подобные документы

Сущность стратегического менеджмента, его задачи, направления, принципы и методологические приоритеты. Классификация школ стратегического менеджмента и их особенности. Основные посылки школы культуры и опыт фирмы "Toyota" в применении ее главных идей.

доклад [33,7 K], добавлен 18.05.2010

Сущность и подходы стратегического менеджмента, стратегическое и оперативное управление. Необходимость в долгосрочном планировании и управлении, нацеленном на будущее. Этапы становления и развития, основные шаги модели, школы стратегического менеджмента.

реферат [27,6 K], добавлен 06.04.2010

Предмет стратегического планирования; школа стратегического менеджмента. Становление стратегического менеджмента как самостоятельной исследовательской области и управленческой практики. Определения, основные этапы процесса стратегического менеджмента.

курсовая работа [119,9 K], добавлен 16.01.2010

Анализ положений различных школ и концепций менеджмента. Характеристика деятельности ООО "Загородный клуб "Аут", способы повышения эффективности управления. Особенности школы научного менеджмента Ф.Тейлора и концепции организационного поведения.

курсовая работа [130,3 K], добавлен 16.11.2012

Определение стратегии. Стратегические решения. Принципы и тенденции стратегического управления. Основные составляющие стратегического менеджмента. Стратегия и ресурсы. Методы обработки информации. Потенциал стратегического менеджмента.

Гост

ГОСТ

Как и в любой научной дисциплине, существуют различные школы стратегического менеджмента, которые хоть и проповедуют общие основные принципы, но, по-разному расставляют акценты в исследованиях, выделяя одни либо другие приоритеты методологии.

В литературе наиболее полный анализ школ стратегического менеджмента описан в работе Г. Минцберга, Б. Олстрэнда и Дж. Лэмпела (1997).

Ниже приведены десять школ стратегического менеджмента и определения, которые наилучшим образом описывают их видение стратегического процесса.

Классификация школ стратегического менеджмента. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Перечисленные школы подразделяются на три группы. Первые три относятся к школам предписывающего характера - их последователи дают описание процессов формирования стратегии, а не ее действительной разработки.

Школы предписывающего порядка

  1. Школа дизайна концентрируется на формировании стратегии, как на процессе неформального дизайна, с точки зрения моделирования, проектирования и конструирования, а по сути - процессе осмысления и глубокой проработки.
  2. Школа планирования, разработка которой пришлась на 1970-е годы, формально описала первые теоретические постулаты школы дизайна. Согласно ей, разработка стратегии – это относительно изолированный систематический процесс формального планирования.
  3. Школа позиционирования, появившаяся в 1980-х годах, изучает не столько процессы формирования стратегии, сколько актуальность ее содержания. Свое название школа получила, так как ее внимание сосредоточено на выборе важных стратегических рыночных позиций организации.

Готовые работы на аналогичную тему

Следующие шесть школ изучают специфические аспекты разработки стратегии на основе описаний реальных процессов разработки стратегий.

Школы специфических аспектов процесса разработки стратегии

  1. Школа предпринимательства связывает стратегию с предпринимательством, на основании построения стратегии, которая опирается на видение будущего, озарения менеджеров и принимаемыми ими риски.
  2. Когнитивная школа опирается на логику когнитивной психологии и пытается проникнуть в сознание разработчика стратегии.
  3. Школа обучения, согласно которой устройство мира слишком сложно, из-за чего разработка стратегии от первого до последнего шага – бессмысленно и должно заменяться планированием. Стратегия должна разрабатываться постепенно, по мере обучения и развития организации.
  4. Школа власти рассматривает стратегию в виде процесса переговоров конфликтующих групп внутри самой организации либо между организацией и ее внешним окружением.
  5. Школа культуры, согласно которой культура организации определяет принципы формирования стратегии и стратегический процесс является коллективным процессом.
  6. Школа внешней среды, основной постулат которой – процесс построения стратегии является реактивным, то есть он инициируется не внутри организации, а под давлением обстоятельств внешней среды.
  7. В последнюю группу входит всего одна школа, которая фактически содержит в себе подходы остальных школ. Школа конфигурации представляет собой подход, объединяет разрозненные элементы, такие как процесс построения стратегии, содержание стратегии, организационную структуру и окружение, в отдельные последовательные компоненты жизненного цикла организации на стадиях роста или стабильной зрелости. Но при этом, если организация переходит в состояние стабильности, то разработка стратегии предполагает анализ этого перехода. Соответственно, эта школа, на основании на богатой литературы и практики стратегических изменений, описывает формирование стратегии как процесс трансформации.

Все эти школы в настоящее время обладают разным значением. Одни зарекомендовали себя и занимают надежные позиции в сфере анализа деятельности компаний "традиционных" отраслей, другие показали эффективность в инновационных отраслях бизнеса, третьи больше подходят для бесприбыльных и муниципальных организаций. На рисунке показаны места, которые занимают различные школы в процессе формирования единой стратегии. В центре - процесс реального создания стратегии, суть которого пытается понять только когнитивная школа.

стратегический менеджмент

Стратегический менеджмент (Strategic Management) — управленческая деятельность, связанная с постановкой долгосрочных целей и задач функционирования компании с поддержанием взаимоотношений между ней и окружающей средой, которые позволяют ей достичь своих целей, соответствуют ее внутренним возможностям и позволяют и в дальнейшем воспринимать внешние требования. С ростом уровня нестабильности условий внешней среды повышается потребность в ориентации на стратегическое управление.

Стратегический менеджмент — это формулирование и реализация основных целей и инициатив, принимаемых руководством компании от имени ее владельцев на основе анализа ресурсов и оценки внутренней и внешней среды, в которой функционирует организация.

Стратегический менеджмент обеспечивает общее управление предприятием и включает определение целей организации, разработку политики и планов, направленных на достижение этих целей, а также последующее распределение ресурсов для реализации этих планов. Теоретики и практики в сфере менеджмента разработали множество моделей и методов, содействующих принятию стратегических решений в условиях сложной конкурентной среды. Стратегический менеджмент не является статическим по своей природе; модели часто включают в себя цикл обратной связи с целью контроля достигнутых результатов и информировании о следующем этапе планирования.

Майкл Портер определяет три принципа, лежащие в основе стратегии:

С формальной точки зрения, стратегический менеджмент (или стратегическое управление) – это обоснование и выбор перспективных целей развития компании и повышения ее конкурентоспособности, их закрепление в долгосрочных планах, и разработка целевых программ, обеспечивающих достижение намеченных целей.

Можно также сказать, что стратегическое управление – это такое управление компанией, которое опирается на человеческий потенциал как на основу организации, ориентирует деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, в соответствии с изменениями окружающей среды и позволяющее добиваться конкурентных преимуществ, что позволяет компании выживать и достигать своей цели в долгосрочной перспективе.

Стратегическое управление включает связанные концепции стратегического планирования и стратегического мышления. Стратегическое планирование носит аналитический характер и относится к формализованным процедурам для получения аналитических данных, используемых в качестве основы для стратегического мышления, которое синтезирует данные, приводящие к стратегии. Стратегическое планирование также может ссылаться на механизмы контроля, используемые для реализации стратегии после ее определения. Другими словами, стратегическое планирование происходит вокруг стратегического мышления или принятия стратегии.

История

Основоположники теории стратегического менеджмента И. Ансофф, М. Портер, Дж. Пирс, Р. Робертсон, Дж. Хиггенс определяют стратегическое управление как деятельность по экономически эффективному достижению перспективных целей организации на основе долговременного удержания конкурентных преимуществ и адекватного реагирования на изменения внешней среды. Такие изменения могут повлечь за собой необходимость стратегического маневра, пересмотра целей и корректировку общего направления развития. Соответственно, стратегический менеджмент — это сочетание двух взаимодополняющих подсистем: стратегического планирования и оперативного управления в реальном масштабе времени.

Стратегический менеджмент включает в себя действия, связанные с реализацией стратегии организации, а также оценкой вариантов ее реализации, контролем выполнения стратегических планов: программ и проектов. Реализация стратегии — это ключевая часть стратегического управления. Стратегия инновационного развития является составной частью общей стратегии организации и реализуется методами стратегического менеджмента.

  1. Школа дизайна — формирование стратегии как процесс осмысления.
  2. Школа планирования — формирование стратегии как формальный процесс.
  3. Школа позиционирования — формирование стратегии как аналитический процесс.
  4. Школа предпринимательства — формирование стратегии как процесс предвидения.
  5. Когнитивная школа — формирование стратегии как ментальный процесс.
  6. Школа обучения — формирование стратегии как развивающийся процесс.
  7. Школа власти — формирование стратегии как процесс ведения переговоров.
  8. Школа культуры — формирование стратегии как коллективный процесс.
  9. Школа внешней среды — формирование стратегии как реактивный процесс.
  10. Школа конфигурации — формирование стратегии как процесс трансформации.

Содержание стратегического менеджмента

Содержанием стратегического менеджмента являются:

Основные этапы стратегического менеджмента

Основными этапами стратегического менеджмента являюся:

  • определение сферы бизнеса и разработка назначения организации;
  • трансформация назначения в частные долговременные и краткосрочные цели деятельности;
  • определение стратегии достижения целей деятельности;
  • разработка и реализация стратегии;
  • оценка деятельности, слежение за ситуацией и введение корректирующих воздействий.

Способность к стратегическому менеджменту предусматривает:

  1. моделирование ситуации;
  2. выявление необходимости изменений;
  3. разработку стратегии изменений;
  4. использования надежных методов;
  5. воплощение стратегии в жизнь.

Формулирование стратегии

Формулирование стратегии предполагает анализ среды, в которой функционирует организация, а затем принятие ряда стратегических решений о том, как компания будет конкурировать. Формулировка заканчивается целым рядом задач или целей и мер для их достижения организацией. Анализ среды включает в себя три основных компонента:

  1. Удаленная внешняя среда, включая политическую, экономическую, социальную, технологическую, правовую и экологическую обстановку.
  2. Отраслевая среда, такая как конкурентное поведение соперничающих компаний, способность вести торговые отношения с покупателями/клиентами и поставщиками, угрозы от новых участников в отрасли и способность покупателей заменять продукты.
  3. Внутренняя среда в отношении сильных и слабых сторон ресурсов организации (т.е. ее персонала, процессов и ИТ-систем).

Стратегические решения основаны на понимании результатов оценки среды и являются ответами на стратегические вопросы о том, как организация будет конкурировать, например:

Ответы на эти и многие другие стратегические вопросы приводят к стратегии организации и ряду конкретных краткосрочных и долгосрочных целей или задач и соответствующих мер.

Подробный разбор делать не можем, так как в книге чётко указаны авторские правила о запрете копирования материала, однако вкратце описать имеем право, тем более что части книги были уже упомянуты ранее в подобных изданиях под авторством Генри Минцберга, плюс ко всему содержание находится в открытом доступе.

Книга интересна для теоретиков и профессионалов в области стратегического менеджмента. Однако бизнесменам навряд ли будет интересно классифицировать свою деятельность. В сущности всё равно, к какой школе относится твоя стратегия – к школе дизайна или позиционирования. Пользы от такого манипулирования терминами никакой. Правда, есть и другая точка зрения, а именно понимание и знание всех аспектов стратегического процесса может дать немалую выгоду, так как привнесёт в имеющуюся стратегию новшества, которые положительно повлияют на развитие бизнеса.
Несмотря на разности мнений, всё-таки немного разберёмся и опубликуем рисунок с содержанием книги:

Стратегическое сафари_содержание книги

Школы стратегического менеджмента
Прочие главы

Что касается главы 5П, то в ней дана попытка определения стратегии. В итоге, термин там рассматривается как:

Таблица 3.2. Школы стратегического менеджмента[21]



Первые три школы имеют явно выраженный предписывающий характер, так как их сторонников больше всего интересует то, как должны формироваться стратегии, а не то, как они разрабатываются в действительности. В основе идей школы дизайна, сформировавшейся в 1960-е гг., лежит представление о построении стратегии как процессе осмысления неформального дизайна, т. е. конструирования, проектирования или моделирования. На 1970-е гг. пришелся расцвет школы планирования, в которой создание стратегии рассматривается как систематический процесс формального планирования. Авторы третьей школы, возникшей в 1980-х гг., проявляют заинтересованность не столько к процессу формирования стратегий, сколько к их содержанию. Эти взгляды получили название школы позиционирования, потому что их сторонники концентрируют свое внимание на выборе стратегических рыночных позиций организации.

К объединяющей группе авторы относят одну школу, которая, по их мнению, консолидирует в себе все остальные подходы. Эту школу Г. Минцберг и его коллеги называют школой конфигурации. Ее сторонники стремятся объединить разрозненные элементы (процесс построения стратегии, содержание стратегии, организационную структуру и ее окружение) в отдельные стадии, последовательно составляющие жизненный цикл организации. Таким образом, в качестве методологии, способной объединить частные взгляды на стратегический процесс в единую систему, авторы используют теорию жизненного цикла организации (ЖЦО)[23]. Поскольку переход организации от одной стадии ЖЦО к другой сопровождается заметными изменениями ее структурно-функционального уклада, применение этой теории позволяет выделять аспект стратегических изменений и описывать формирование стратегии как процесс трансформации.

Возникновение школ стратегического менеджмента тесно связано с разными этапами развития практики стратегического управления. Некоторые школы пережили фазу популярности и в наше время находятся в упадке, другие только завоевывают интерес менеджеров и исследователей.

Читайте также: