Креативные компетенции в школе

Обновлено: 04.07.2024

Автор: Скорук Марина Васильевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МАОУ "Центр образования № 13 имени Героя Советского Союза Н.А.Кузнецова"
Населённый пункт: г.Тамбов
Наименование материала: Статья
Тема: "Креативность как компонент учебно-познавательной компетенции школьников"
Раздел: среднее образование

Креативность как компонент учебно-познавательной компетенции школьников

Скорук М.В., учитель математики

МАОУ «Центр образования № 13 имени

Современная реформа системы образования ориентирована на развитие личности

важных направлений деятельности современной школы является такая организация учебного

обучающихся умение самостоятельно мыслить, развивает творчество и инициативу.

Творческая деятельность позволяет в полной мере раскрыть природные способности,

найти свое место в жизни, ставить цели и достигать их. Раннее начало занятий по развитию

творческих способностей делает обучение в школе осознанным, вырабатывает потребность в

творческой и исследовательской работе. Каждый ребенок имеет творческий потенциал. В

тоже время, творческая личность - это не только личность, потенциально способная к

творчеству, но и проявляющая себя в систематической творческой деятельности.

Таким образом, креативность – это творческие способности, характеризующиеся

готовностью к созданию принципиально новых идей. Согласно концепции креативности

Дж.Гилфорда и Э.П.Торренса существует шесть параметров креативности:

способность к обнаружению и постановке проблем;

способность к генерированию большого числа идей;

гибкость – способность продуцировать разнообразные идеи;

оригинальность – способность отвечать на раздражители нестандартно;

способность усовершенствовать объект, добавляя детали;

способность решать проблемы, т.е. способность к анализу и сиснтезу.

Креативная компетентность обучающегося включает систему знаний, умений, навыков,


ФОРМИРОВАНИЕ КРЕАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ФОРМИРОВАНИЕ КРЕАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В наше время педагоги сталкиваются с проблемой введения требований, на основании нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). Возрастают требования к развитию личности в каждом ребенке, и это становится главной целью учителя. Портрет выпускника начальной школы меняется, кроме того, что ученик должен быть самостоятельным, уважающим себя и других, любознательным, он также должен обладать: гибким продуктивным мышлением, развитым воображением, а так же умением решать различного рода логические задачи, с которыми он сталкивается на своем жизненном пути [1].

Чтобы пробудить в ребенке творческую активность, ученик должен обладать некоторыми креативными компетенциями.

Проблема развития креативных компетенций у младших школьников является новой и весьма актуальна в связи с введением ФГОС НОО.

Креативная компетенция у учащихся включает систему знаний, умений, навыков, способностей и личностных качеств, необходимых ему для творчества. Творческий компонент может присутствовать в любом виде деятельности обучающегося (коммуникативной, учебной, внеучебной).

Творческие способности проявляются через мышление. Мышление в философском смысле определяется как высшая ступень познания и идеального освоения мира в формах теорий, идей, целей человек [6].

В психолого-педагогической науке мышление определяется как одно из высших психических проявлений, как процесс познавательной деятельности, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности (В.И. Андреев, Л.С. Выготский, Ф.Н. Гоноболин, М. Кордуэлл и др.). Ответ на вопрос о происхождении творчества пытались найти еще в своё время античные философы Аристотель и Платон.

Современные ученые (Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, Д. Гилфорд, Е.П. Торренс и др.) утверждают, что креативность является общей особенностью личности и влияет на творческую продуктивность независимо от сферы проявления личностной активности. Так, В.Н. Дружинин считает, что способность мыслить творчески является самой важной характеристикой опыта творческой деятельности [2].

Творческий потенциал заложен в ребёнке с рождения и развивается по мере его роста и развития. Однако, возможность реализации креативности у детей не одинакова, и, это зависит от характера и качества его взаимодействия с взрослым на разных этапах детства.

Научный анализ показывает, что врожденными могут быть лишь задатки, а способности являются результатом развития задатков.

В период становления личности ребёнка креативность проходит две фазы развития: “первичная” креативность (дошкольный и младший школьный возраст) – общая творческая способность, неспециализированная по отношению к определённой области человеческой жизни, которая проявляется в виде подражания значимому взрослому (значимый взрослый для ученика – учитель) как креативному образцу. Вторая фаза – “специализированная” креативность – способность к творчеству, связана с определённой сферой деятельности. Результатом, свидетельствующим о сформированности креативности, является переход к оригинальному творчеству. Любая креативность определяется факторами среды. Показателями наличия в будущем креативности является хорошая память и высокий уровень интеллекта, но при этом можно сказать, что: “Ни творцом, ни интеллектуалом не рождаются”. Креативность бывает также малая и большая: малая – проявление нестандартности и проявление оригинальности в обыденных ситуациях. Большая креативность – существенное влияние на культуру и общество в целом. В образовательном учреждении ребёнок проходит первую фазу креативности и развивает малую креативность. Системный подход к организации творческой деятельности школьника на уроках и во внеурочной деятельности создаёт предпосылки для перехода в большую креативность [4].

Чтобы развивать креативные компетенции, важно понимать, какие существуют параметры в развитии креативности:

Способность к обнаружению и постановке проблем.

Способность к генерированию большего числа идей.

Гибкость – способность продуцировать разнообразные идеи.

Оригинальность – способность отвечать на раздражители нестандартно.

Способность усовершенствовать объект, добавляя детали.

Способность решать проблемы, то есть способность к анализу и синтезу.

Анализ и обобщение материалов опытно-экспериментальной работы позволил нам обосновать совокупность педагогических условий эффективности формирования креативной компетенции младших школьников во внеучебной деятельности: создание творчески развивающей среды, создание ситуаций успеха, внедрение во внеучебную и учебную деятельности детей творчеством [3].

На учебных занятиях и во внеучебное время, была создана комфортная и доброжелательная атмосфера для развития креативности ребенка и раскрытия его творческих способностей. В игровой форме предлагались различного вида ситуации, которые следовало решить нестандартно. В учебной деятельности предлагались творческие задания на различных уроках, но самой большой спектр для развития творчества были организованы на уроках изобразительного искусства и музыки.

В результате этой работы сложилась система методических приёмов, которая состоит из следующих основных компонентов:

Диагностика и мониторинг уровня сформированности креативной компетенции обучающихся, их умений и навыков.

Целенаправленное уровневое перспективное планирование креативной компетенции каждого обучающегося на основе качественного роста его личных достижений и с учетом перспективы развития способностей обучающихся по индивидуальной образовательной траектории.

Создание психолого-педагогических и организационно-технологических условий для формирования креативной компетенции обучающихся через использование инновационных образовательных технологий, методов, приемов, форм; проектирование учебного процесса через систему урочной и внеурочной деятельности.

Оценка эффективности и анализ результативности собственной педагогической деятельности, направленной на формирование и развитие креативных качеств личности, коррекция и планирование дальнейшей учебно-воспитательной работы на рефлексивной основе.

В результате созданных педагогических условий у обучающихся формируются качества креативной личности:

- способность к творчеству, к решению проблемных задач, изобретательность;

- гибкость и критичность ума, интуиция, самобытность и уверенность в себе;

- способность ставить и решать нестандартные задачи, способность к анализу, синтезу и комбинированию, способность к переносу опыта, способность предвидения и т.д.;

- эмоционально-волевые качества: одухотворённость, эмоциональный подъём в творческих ситуациях, ассоциативность, воображение, фантазия, мечтательность, чувство новизны, чуткость к противоречиям, способность к эмоциональному отклику (эмпатийность);

- обладание раскованностью мыслей, чувств и движений, проницательность, умение видеть знакомое в незнакомом, преодоление стереотипов;

- способность формулировать гипотезы, конструировать версии и их доказательства;

- высокая степень самоорганизации, критичность, рефлексия [7].

При анализе экспериментальной работы было выявлено, что такие условия работы с детьми, методы и приемы не только необходимы для развития креативных компетенций у младшего школьника, но и действенны.

Таким образом, задача формирования креативных компетенции на различных этапах функционирования системы образования является своевременной. Способность к творчеству присуща каждому человеку. Важно вовремя увидеть эти способности в ребенке, вооружить его способом деятельности, дать ему в руки ключ, создать условия для выявления и расцвета его одаренности. Изучив основные понятия исследования, рассмотрев их сущностные характеристики, перейдем к изучению возрастных особенностей формирования творческого потенциала у младших школьников.

Литература

Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. – М., 2003.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский – М., 1991.

Иванов П.К., Креативная состовляющая профессиональной компетентности студентов/ П. К. Иванов ; Г. М. Ильмушкин – М, 2016.

.Краткий философский словарь [Текст] /под ред. А.П. Алексеева. – М.: Проспект, 2000. – 400 с.6.

Тутолмин А.В. Профессионализация бакалавра начального образования/ А. В. Тутолмин –М., 2016.

Literature

1. Bogoyavlenskaya D. B. Psychology of creativity / D. B. Bogoyavlenskaya. – M., 2003.

2. Vygotsky L. S. Imagination and creativity in childhood / L. S. Vygotsky, M., 1991.

5. Ivanov P. K., G. M. Alimushkin Creative component of professional competence of students/ P. K. Ivanov ; G. M. Alimushkin -2016

6. .Short philosophical dictionary [Text] /ed. by A. P. Alexeev. – M.: Prospekt, 2000. – 400 p. 6.

7. Tutolmin A.V. Professionalization of the bachelor of primary education/ Tutolmin A.V. –M., 2016.

Алёхина Юлия Андреевна, студ. 343 гр. фак. ПиХО


Современное общество испытывает потребность в креативных личностях, так как они обладают более высоким уровнем адаптации и социализации, в большей мере соответствуют постоянно изменяющемуся миру. В связи с этим так актуально стоит вопрос о развитии творческого потенциала ребенка.

Классификация 5-ти уровневая - классификация, предложенная в проектах стандартов подго­товки бакалавров по специальности и магистров по специ­альности (Богословский В.А., Галямина И.Г., Караваева Е.В., Коршунов С.В., Кузьмин Н.Н., Пузанков Д.В., Челпанов И.В., Шадриков В.Д.

Креативность (от англ. create — создавать , англ. creative — созидательный, творческий) - способность к умственным преобразованиям и творчеству. Творчество – это рождение новых идей. Креативность– это претворение этих идей в жизнь. — творческие способности, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей , а также способность решать проблемы . Согласно А. Маслоу — это творческая направленность , врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды. П. Торранс описывал суть творчества: творчество - это копать глубоко, смотреть в оба, слышать запахи, смотреть сквозь, протягивать руку в завтрашний день, слушать кошку, петь в собственном ключе. Креативные люди имеют большую силу духа, стойки к конфликтам, умеют рисковать, работать на максимуме своих сил.

Креативность (от англ. create — создавать , англ. creative — созидательный, творческий) - способность к умственным преобразованиям и творчеству. Творчество – это рождение новых идей. Креативность– это претворение этих идей в жизнь.

  • — творческие способности, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей , а также способность решать проблемы .
  • Согласно А.Маслоу — это творческая направленность , врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды.
  • П. Торранс описывал суть творчества: творчество - это копать глубоко, смотреть в оба, слышать запахи, смотреть сквозь, протягивать руку в завтрашний день, слушать кошку, петь в собственном ключе.
  • Креативные люди имеют большую силу духа, стойки к конфликтам, умеют рисковать, работать на максимуме своих сил.
  • Вера в себя и других (сильный дух и решительность)
  • Направленность
  • Уважение (это важно)
  • Ценность окружающего
  • Готовность к активной деятельности
  • Работа на пределе возможностей
  • Способность решать проблемы
  • Знание методов творчества
  • Существуют психологические инструменты измерения творческого (креативного) мышления; самый известный в мировой психологической практике — Тест П. Торренса. Этот тест позволяет оценить:
  • вербальную креативность
  • образную креативность
  • отдельные креативные способности:
  • беглость - этот количественный показатель, в тестах чаще всего это количество выполненных заданий. гибкость - этот показатель оценивает разнообразие идей и стратегий, способность переходить от одного аспекта к другому. оригинальность - этот показатель характеризует способность выдвигать идеи, отличающиеся от очевидных, общеизвестных, общепринятых, банальных или твердо установленных. способность видеть суть проблемы. способность сопротивляться стереотипам.
  • беглость - этот количественный показатель, в тестах чаще всего это количество выполненных заданий.
  • гибкость - этот показатель оценивает разнообразие идей и стратегий, способность переходить от одного аспекта к другому.
  • оригинальность - этот показатель характеризует способность выдвигать идеи, отличающиеся от очевидных, общеизвестных, общепринятых, банальных или твердо установленных.
  • способность видеть суть проблемы.
  • способность сопротивляться стереотипам.
  • Анализ - процедура мысленного расчленения целого на части. Анализу подвергают явления, процессы, предметы, которые мысленно разделяют на части, их образующие, выделяют отдельные элементы, составные части, признаки, свойства
  • Синтез - мысленное создание целого из отдельных элементов, частей или признаков. Если анализ дает знание по отдельным элементам, то синтез, опирающийся на результаты анализа и объединяющий эти элементы, обеспечивает возможность познания объекта в целом
  • Сравнение - мысленное выделение признаков сходства и различия в свойствах познаваемого предмета, явления, процесса
  • Абстрагирование - мысленное выделение основных существенных свойств и признаков познаваемых предметов, явлений, процессов при временном отвлечении от всех их остальных свойств и признаков
  • Конкретизация - мысленный переход от общего к единичному, которое соответствует этому общему, приведение примеров, иллюстраций, определенных (конкретных) фактов, подтверждающих общее теоретическое положение, правило, закономерность процесса или явления и т. п.
  • Обобщение - переход на более высокую ступень абстракции путем мысленного выделения общих и существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных признаков и свойств
  • Генерирование идей
  • -способность предлагать нетрадиционные способы решения задач
  • -свобода от стереотипов мышления
  • -возможность находить решения в казалось бы безвыходных ситуациях
  • Аналогия - от греч. analogia – соответствие, сходство), сходство предметов, явлений, процессов в каких-либо свойствах.
  • Умозаключение по аналогии – знание, полученное при перенесении свойств более изученного объекта на менее изученный, это источник научных гипотез
  • Фантазия - то же, что воображение – психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности.
  • Преодоление инертности мышления
  • - инертность от лат. Iners – бездеятельностный, отсутствие активности деятельности мышления
  • Критичность мышления
  • -умение разбирать (анализировать), обсуждать что-либо с целью оценки
  • -суждение о чем-либо, указание недостатков
  • -исследование, научная проверка достоверности, подлинности чего-либо
  • .

Плотникова С.Н., учитель МБОУ СШ 53 г. Твери

Этапы развития способности мышления

Типы творческих способностей

Зоркость в поисках проблем Нами обычно воспринимается та информация, которая укладывается в рамки уже имеющихся знаний и представлений, остальное мы не замечаем, бессознательно отбрасываем. На восприятие влияют привычные установки, оценки, общепринятые взгляды, мнения. Способность увидеть то, что не укладывается в рамки ранее усвоенного - нечто большее, чем просто наблюдательность.

Зоркость в поисках проблем

Нами обычно воспринимается та информация, которая укладывается в рамки уже имеющихся знаний и представлений, остальное мы не замечаем, бессознательно отбрасываем. На восприятие влияют привычные установки, оценки, общепринятые взгляды, мнения. Способность увидеть то, что не укладывается в рамки ранее усвоенного - нечто большее, чем просто наблюдательность.

Способ кодирования информации

Создание интеллектуальных карт

ДПИ Способность к свертыванию В процессе мышления нужен переход от одного звена в цепи рассуждений к другому, порой не удается охватить всю картину целиком. Важна способность к свертыванию длинной цепи рассуждений и замене их одной обобщающей операцией, замене нескольких понятий одним, более абстрактным, использование емких в информационном отношении символов. Например, в формуле V=IR сжата колоссальная информация. Способность кратко изложить известный материал требует творческого характера и нестандартности мышления.

Способность к свертыванию

В процессе мышления нужен переход от одного звена в цепи рассуждений к другому, порой не удается охватить всю картину целиком. Важна способность к свертыванию длинной цепи рассуждений и замене их одной обобщающей операцией, замене нескольких понятий одним, более абстрактным, использование емких в информационном отношении символов. Например, в формуле V=IR сжата колоссальная информация. Способность кратко изложить известный материал требует творческого характера и нестандартности мышления.

Способность быстро увязывать новые сведения с имеющейся системой знаний помогает восприятию информации, усвоению новых знаний. Существенна способность применить навык, приобретенный при решении одной жизненной задачи, к решению другой, т.е. способность к нахождению аналогий, к выработке обобщающих стратегий, которые могут быть применены для решения широкого круга проблем

Широко распределенное внимание повышает шансы на решение задачи. Французский психолог Сурье писал:

 Цельность восприятия Способность воспринимать действительность целиком, не дробя ее. И.П. Павлов выделил 2 типа высшей нервной деятельности: художественный (живописцев, музыкантов, писателей захватывает действительность целиком, без разъединения) и мыслительный (ученые дробят информацию на части, как бы умерщвляя ее, затем собирают отдельные части в целое, оживляют, что вполне им все-таки так и не удается. В творческом процессе при всей важности логического мышления порой необходимо оторваться от логического рассмотрения фактов, чтобы попытаться вписать их в более широкие контексты, без этого не удается увидеть новое в давно привычном.

Способность воспринимать действительность целиком, не дробя ее. И.П. Павлов выделил 2 типа высшей нервной деятельности: художественный (живописцев, музыкантов, писателей захватывает действительность целиком, без разъединения) и мыслительный (ученые дробят информацию на части, как бы умерщвляя ее, затем собирают отдельные части в целое, оживляют, что вполне им все-таки так и не удается.

В творческом процессе при всей важности логического мышления порой необходимо оторваться от логического рассмотрения фактов, чтобы попытаться вписать их в более широкие контексты, без этого не удается увидеть новое в давно привычном.

Гибкость мышления Способность быстро и легко переходить от одного класса явлений к другому, далекому по содержанию. Отсутствие такой гибкости называют инертностью мышления. Способность вовремя отказаться от несостоятельной гипотезы, устаревших взглядов важна, чтобы не упустить возможность решения задачи, не упустить время.

Способность быстро и легко переходить от одного класса явлений к другому, далекому по содержанию. Отсутствие такой гибкости называют инертностью мышления. Способность вовремя отказаться от несостоятельной гипотезы, устаревших взглядов важна, чтобы не упустить возможность решения задачи, не упустить время.

Способность к оценочным действиям Способность к оценке, к выбору одной из многих альтернатив до ее проверки весьма важна, оценочные действия проводятся не только по завершении работы, но и многократно по ходу и служат вехами на пути творческого решения. При оценке новых мыслей, идей важны критерии логической непротиворечивости, простоты и изящества. Критерии оценки рисунков: композиция, пропорции, перспектива, цвет, замысел.

Способность к оценочным действиям

Способность к оценке, к выбору одной из многих альтернатив до ее проверки весьма важна, оценочные действия проводятся не только по завершении работы, но и многократно по ходу и служат вехами на пути творческого решения. При оценке новых мыслей, идей важны критерии логической непротиворечивости, простоты и изящества.

Критерии оценки рисунков: композиция, пропорции, перспектива, цвет, замысел.

Легкость генерирования идей

Критериями ценности идеи являются: соответствие идеи реальным взаимоотношениям явлений, широта идеи (умение охватить большое число разнородных явлений), глубина и фундаментальность ( установление отношений между объектами или их свойствами, не явными, а требующими проницательности и проникновения в сущность явлений).

 Беглость речи Легкость формулирования необходима, чтобы облечь новую идею в слова. Словесно-речевой код самый универсальный, хотя ее можно выразить и аналитически, формулой, графиком, рисунком.

Легкость формулирования необходима, чтобы облечь новую идею в слова. Словесно-речевой код самый универсальный, хотя ее можно выразить и аналитически, формулой, графиком, рисунком.

Способность к доработке

Методы решения творческих задач

Методы решения творческих задач

Метод эвристических (ключевых) вопросов Сократ, Д.Пойя, А.Осборн

Для сбора достаточно полной информации поставить перед собой и ответить на ключевые (эвристические) вопросы:

  • 1.Этап генерирования идей : -ознакомление с правилами участия; -показ проблемы; -сбор идей, активизация (вопросы,

идеи, новые подходы); -критика запрещается. 2.Анализ идей: –классификация;

-обсуждение, критика и оценка

-отбор оптимального решения

Метод инверсии (обращения) Поиск решения творческой задачи в направлении, противоположном традиционным взглядам и убеждениям.

Метод инверсии (обращения)

Метод эмпатии (личной аналогии)

Метод синектики Д. Гордон, Г.Я. Буш

Метод многомерных матриц (морфологического анализа) Ф. Цвики

Метод фокальных (выделенных) объектов

  • 1.Выбор совершенствуемого объекта (часы).
  • 2.Выбор 3-4 случайных объектов, наугад из словарей, журналов, газет (кино, касса …) 3.Составление списков признаков случайных объектов (кино: звуковое, объемное, цветное…) 4.Генерирование идей путем присоединения к фокальному объекту признаков случайных объектов ( звуковые часы…)

5.Развитие полученных сочетаний путем свободных ассоциаций (музыкальный будильник). 6.Оценка идей и отбор полезных решений.

Приемы творчества 1.прием аналогии – поиск аналога и поиск по аналогии; 2.прием дробления – расчленение системы на подсистемы; 3.прием укрупнения – увеличение размеров, качественных характеристик системы; 4.прием инверсии – изменение процедур деятельности на противоположные, обращение функций; 5.прием приспособления – адаптация системы или ее отдельных составляющих; 6.прием идеализации – поиск возможностей приближения системы, ее частей к идеальному варианту; 7.прием локализации – поиск возможностей временного отделения части системы, изменения части условий, удовлетворения части требований задачи и т.д.

1.прием аналогии – поиск аналога и поиск по аналогии; 2.прием дробления – расчленение системы на подсистемы; 3.прием укрупнения – увеличение размеров, качественных характеристик системы; 4.прием инверсии – изменение процедур деятельности на противоположные, обращение функций; 5.прием приспособления – адаптация системы или ее отдельных составляющих; 6.прием идеализации – поиск возможностей приближения системы, ее частей к идеальному варианту; 7.прием локализации – поиск возможностей временного отделения части системы, изменения части условий, удовлетворения части требований задачи и т.д.

Продукты созидательной деятельности

Человечество выжило благодаря творческому решению проблем Видные ученые генетики считают, что человек отличается от животного творчеством, своей способностью представить будущее и превратить эту мысль в реальность. Человечество выжило, благодаря творчеству , когда примерно 60 тыс. лет назад было на грани вымирания вследствие климатической катастрофы. Наиболее сильные в умственном плане первобытные люди, члены одного африканского племени, тогда соединились вместе, ища пути к выживанию. Они научились говорить, они научились творчески решать проблемы, они научились думать о будущем, благодаря чему человечество выжило, и появился современный человек.

Человечество выжило благодаря творческому решению проблем

Творчество как терапия

  • Представители психоаналитического направления в психотерапии, в частности А. Адлер, рассматривал в своей теории компенсаторную теорию творчества, в соответствии, с которой люди развивают науку, искусство и другие области культуры с целью компенсировать свою неудовлетворенность. В рамках гуманистической и экзистенциальной психологии и психотерапии творчество рассматривается как целительный акт.
  • С точки зрения терапией духовной культурой, творческая деятельность заключается в создании чего-то нового, будет ли это вещь внешнего мира или построение ума или чувства, живущие и обнаруживающиеся только в самом человеке.
  • Именно творческое вдохновение, творческое мироощущение помогает человеку более гармонично сосуществовать в окружающей его действительности, адаптироваться в этом сложном противоречивом мире, найти в себе то, на что можно опереться, что волнует и вдохновляет.

Орнамент

10 заповедей педагога, развивающего самостоятельность учащегося, независимость его суждений, раскрывающего его творческий потенциал:

  • 1. Не соглашайся с ответом учащегося, если он затвержен и принят на веру.
  • Требуй доказательств и обоснований.
  • 2. Никогда не разрешай спор учащихся самым легким способом, т.е. попросту сообщив им правильный ответ или верный способ решения.
  • 3. Внимательно слушай своих учащихся, лови каждую высказанную ими мысль, чтобы не упустить повода раскрыть для них что-то новое.
  • 4. Постоянно помни – обучение должно опираться на интересы, мотивы и устремления учащихся.
  • 5. Расписание уроков и звонки не должны быть определяющим фактором учебного процесса.

8. Не скупись на ободряющее слово, доброжелательную улыбку, дружеское поощрение.

9. В процессе обучения не может быть постоянной методики и раз и навсегда установленной программы.

10. Не уставай удивляться.


-75%

Автор: Аникина Людмила Васильевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "КДШИ"
Населённый пункт: г. Кингисепп
Наименование материала: Методическая тема
Тема: Формирование креативной компетенции учащихся на уроках ИЗО"
Раздел: дополнительное образование

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

Методическая тема:

«Формирование креативной компетенции учащихся на уроках

Педагогический опыт

преподавателя ИЗО

Вступление. Актуальность проблемы.

Теоретическая часть. Структура, содержание и этапы формирования

Если человека постоянно приучать усваивать

знания и умения в готовом виде, можно

притупить его природные творческие

способности - разучить думать самостоятельно.

А. Дистервег

Актуальность проблемы креативной

компетенции

Необходимость формирования у школьников креативной компетенции в XXI веке связано

компетенции обучающихся, которым по окончании школы предстоит реализовывать личностные

качества. Приобретённые знания, умения и навыки в современном обществе, «ориентироваться в

огромном потоке информации, с её насыщенностью и научностью; определение своего места в

обществе. На решение этих проблем нацеливает Концепция модернизации Российского образования.

Национальная образовательная инициатива “Наша новая школа”, государственный стандарт общего

обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания

Компетенция

формирования и создания условий для реализации творческого потенциала школьника средствами

изобразительного искусства, определила тему:

“Формирование креативной компетенции

обучающихся на уроках изобразительного искусства”.

способностей и личностных качеств, необходимых ему для творчества. Творческий компонент может

организаторской). Важной составляющей креативности обучающихся являются знания и умения,

которые лежат в основе собственной познавательной и творческой деятельности (“пустая голова не

мыслит”). Творческой личности присущи следующие свойства: интерес к сложному и неясному,

время заниматься решением одной и той же проблемы.

Изучение литературы по проблеме имеющегося опыта

Разработка системы мер. направленных на решение

проблемы. Прогнозирование результатов

В течение первого года

работы над темой.

Сбор и обработка информации. Отслеживание процесса;

текущих, промежуточных результатов Корректировка

В течение второго

Подведение итогов. Оформление результатов работы по

теме самообразования. Представление результатов.

Использование и распространение опыта работы

Ожидаемые результаты в рамках данной темы связаны преимущественно

личностными и метапредметными результатами:

способность к творчеству, к решению проблемных задач, изобретательность;

гибкость и критичность ума, интуиция, самобытность и уверенность в себе;

способность ставить и решать нестандартные задачи, способность к анализу, синтезу и

комбинированию, способность к переносу опыта, способность предвидения и т.д.;

эмоционально-волевые качества: одухотворённость, эмоциональный подъём в творческих

ситуациях, ассоциативность, воображение, фантазия, мечтательность, чувство новизны,

чуткость к противоречиям, способность к эмоциональному отклику (эмпатийность);

обладание раскованностью мыслей, чувств и движений, проницательность, умение видеть

знакомое в незнакомом, преодоление стереотипов;

способность формулировать гипотезы, конструировать версии и их доказательства;

высокая степень самоорганизации, критичность, рефлексия.

Для реализации предложенного опыта необходимы следующие условия:

принятие гуманистической позиции педагогом и родителями обучающихся;

признание равноправного партнёрства (педагог - дети);

инициативность самого педагога;

изучение ребёнка как самоценной личности;

высокий уровень коммуникации с социумом и окружающей средой;

освоенные и присвоенные знания и умения - основа познавательной и творческой

деятельностный подход в обучении на основе учёта и дифференциации уровня

интеллектуального развития школьника, а также его подготовки по данному предмету, его

способностей и задатков;

использование заданий различной степени сложности, в том числе - повышенной;

использование инновационных технологий: информационно-коммуникационной,

проблемного обучения, проектной деятельности, развивающего и разноуровнего обучения.

>- ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности

обучающегося за результаты своей деятельности;

интеграция изобразительного искусства с предметными областями: музыкой, литературой,

историей, обществознанием, биологией, технологией, основами православной культуры;

интеграция основного и дополнительного образования.

формирования

Компетенции

-общая творческая способность, неспециализированная по

отношению к определённой области человеческой жизни,

которая проявляется в виде подражания значимому взрослому

(значимый взрослый для ученика - учитель) как креативному

- способность к творчеству, связана с определённой сферой

деятельности. Результатом, свидетельствующим о

сформированности креативности, является переход к .

Любая креативность определяется факторами среды. Показателями наличия в будущем креативности

является хорошая память и высокий уровень интеллекта, но при этом можно сказать, что: “Ни творцом, ни

интеллектуалом не рождаются”.

Креативность бывает также малая и большая:

малая - проявление нестандартности и проявление оригинальности в обыденных ситуациях.

большая креативность - существенное влияние на культуру и общество в целом.

В образовательном учреждении ребёнок проходит первую фазу креативности и развивает малую

креативность. Системный подход к организации творческой деятельности школьника на уроках

изобразительного искусства создаёт предпосылки для перехода в большую креативность.

Приведенная классификация может служить основой системы развития креативной компетенции

2.2.Создание условий для формирования креативной компетенций

Для формирования креативной компетенции требуется хорошо продуманная система работы . В

своей работе по формированию креативной

компетенции я применяю игровые технологии, метод проектов, информационные технологии,

сложилась собственная система методических приёмов, которая состоит из следующих основных

обучающихся, их умений и навыков.

Целенаправленное уровневое перспективное планирование креативной компетенции каждого

обучающегося на основе качественного роста его личных достижений и с учетом перспективы

развития способностей обучающихся по индивидуальной образовательной траектории.

образовательных технологий, методов, приемов, форм.

4.0бобщение работы по становлению моей методической системы.

Таким образом, оценка эффективности и анализ результативности собственной педагогической

деятельности, направленной на формирование и развитие креативных качеств личности, коррекция и

планирование дальнейшей учебно-воспитательной работы на рефлексивной основе. Систематическое

проследить эффективность процесса обучения и развития, своевременно определить дальнейшие

шаги по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, коррекции развития их личностной культуры. Это

отражается в позитивных результатах учебных достижений обучающихся: за последние три года

наблюдается положительная динамика “успеваемости” обучающихся по изобразительному искусству:

“неуспевающих” нет, возрастает количество обучающихся,

получивших итоговые отметки “5” и “4”, наблюдается положительная динамика “качества знаний” по

творческих работ школьников по изобразительному искусству, увеличение количества призёров и

победителей школьных, муниципальных, региональных, всероссийских и международных конкурсов,

собственных продуктов творчества

индивидуальные достижения обучающихся на

конкурсах и выставках, желание выполнять творческие работы и применять полученные знания в

нестандартных ситуациях. Творческая деятельность обучающихся открыла большие возможности по

поддержанию устойчивого интереса к предмету. При анализе творческой деятельности и работ

педагогической деятельности по формированию креативной компетенции школьников:

обучающиеся обладают системой знаний, умений, навыков, способностей и личностных

качеств, необходимых им для творчества, наблюдательностью, креативностью мышления,

инициативностью в творческой деятельности;

переход детей от пассивного приобретения знаний к активному, творческому их применению

в новых условиях, к разрешению различных проблем более глубоко и осознанно;

творческий компонент присутствует в коммуникативной, учебной деятельности, активно

проявляется в различных формах самостоятельной деятельности.

Обучающиеся регулярно и охотно выполняют различные творческие работы по

изобразительному искусству, участвуют и побеждают в конкурсах и выставках различного

уровня. В связи с введением информационных технологий в процесс обучения, появилась тенденция к

выполнению проектов и работ по дизайну в графических редакторах Paint и Adobe Photoshop CS3.

школьникам возможность получить первичный опыт реализации учебных исследований и проектов,

работы детей стали отличаться глубиной исследования, точностью выводов, выразительностью

В результате созданных условий наблюдаем сформированные качества креативной компетенции.

программы заключает в себе огромный педагогический потенциал не только для художественно-

эстетического воспитания, развития творчества обучающихся, но и коммуникативной компетенции,

пассивной позиции, а в активной, т.е.

обучающего самого себя с помощью сверстников и взрослого.

К формам контроля для формирования креативной компетентности школьников относятся

статистические данные уровней развития внимания, памяти, мышления по годам обучения.

1 .Мышление (методика Зейгарника)

Внимание (корректурная проба Бурбона)

Память (методика Мейли)

Уровень развития личности учащихся

Уровень обученности учащихся

Этот показатель включает в себя уровни сформированности качеств знаний, разработанные

Шамовой Т. И. и Давыденко Т. М.:

Результаты диагностики креативности школьников 16, 5а классов

которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности; это

способность порождать множество разнообразных идей в нерегламентированных условиях

Креативность в широком смысле слова - это творческие и интеллектуальные способности, в том

числе способность привносить что-то новое в опыт, порождать новые идеи и способы решения

проблем, способность осознавать проблемы, мыслить нестандартно.

Использовалась методика Е.П. Торенса.

п р о в о д и л о с ь

В 1 классе в исследовании принимали участие 15 учащихся.

В 5классе -'15 учеников.

В среднем, по классу, учащиеся 1 класса набрали 13 7,21 баллов, что свидетельствует о среднем

уровне креативности в классе.

Развитие креативных способностей учащихся осуществляется в процессе разнообразной творческой

деятельности, в которой они взаимодействуют с окружающей действительностью и другими

Результаты 5 класса распределились следующим образом.

Учащиеся набрали 155,07 баллов, что свидетельствует о среднем уровне развития креативности.

Анализ диагностики креативности показал, что результаты учащихся в 5 классе стали выше по

сравнению с результатами в 1 классе. Повышение незначительное, остается в пределах среднего

ВЫВОД: Таким образом, демократичная обстановка, творческий характер деятельности,

отсутствие стрессов, принятие и поддержка друг друга, взаимное доверие и диалог обеспечивают

свободное проявление творческой активности учащихся класса.

Проделанная работа позволяет с уверенностью говорить о прочной взаимозависимости в

развитии у детей школьного возраста общения со взрослыми и сверстниками, с одной стороны, и

познавательной активности - с другой. Анализ факторов свидетельствует в пользу вывода о влиянии

общения на ребенка. Механизмом такого влияния и взаимосвязи можно считать решение ребенком

Напомню, что становление методической системы учителя проходит три этапа: формирование

знаний о системе, конструирование системы и собственное развитие.

Так вот, каждый этап этого процесса бесконечен, лично для меня:

Я регулярно просматриваю появляющиеся материалы по методам, средствам и приёмам

обучения; пополняю свои информационные банки;

Корректирую свою методическую систему (иногда меняются приоритеты при выборе ведущих

компонентов — во многом зависит от контингента учащихся);

Нахожусь в состоянии постоянного самообразования - курсы повышения квалификации.

И в заключение, моё педагогическое кредо: «Не останавливаясь на достигнутом, я

Необходимость формирования у школьников креативной компетенции в XXI веке связана с проблемами, возникшими в образовании: поиск новых способов формирования креативной компетенции обучающихся, которым по окончании школы предстоит реализовывать личностные качества, приобретённые знания, умения и навыки в современном обществе, ориентироваться в огромном потоке информации, с её насыщенностью и научностью; определение своего места в обществе. На решение этих проблем нацеливает Концепция модернизации Российского образования, Национальная образовательная инициатива “Наша новая школа”, государственный стандарт общего образования.

Опираясь на собственный педагогический опыт в решении проблемы формирования и создания условий для реализации творческого потенциала школьника средствами изобразительного искусства, определила тему: “Формирование креативной компетенции обучающихся на уроках изобразительного искусства”.

Креативная компетентность обучающегося включает систему знаний, умений, навыков, способностей и личностных качеств, необходимых ему для творчества. Творческий компонент может присутствовать в любом виде деятельности обучающегося (коммуникативной, учебной, организаторской).

Важной составляющей креативности обучающихся являются знания и умения, которые лежат в основе собственной познавательной и творческой деятельности (“пустая голова не мыслит”).

Творческой личности присущи следующие свойства: интерес к сложному и неясному, склонность задаваться вопросами, спонтанная любознательность, способность продолжительнее время заниматься решением одной и той же проблемы.

Сущность моего инновационного педагогического опыта состоит в формировании гуманистического мировоззрения школьников, способности к межличностному и межкультурному диалогу, целенаправленной адаптации к реальным условиям сельской школы через изменение содержания образования, в организации учебного и воспитательного процессов, в использовании возможности внедрения элементов технологий: информационно-коммуникационной, проблемного обучения, проектной деятельности, развивающего и разноуровнего обучения, форм, методов обучения и воспитания, соответствующих содержанию и форме самого искусства, в разработке методических и дидактических пособий интерактивного характера.

Идея изменений состоит в том, чтобы помочь школьникам осознать, что освоить систему теоретико-художественных понятий, основы реалистического искусства, овладеть навыками рисования с натуры, по памяти, представлению, анализа художественных произведений, особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного творчества, лепки, аппликации, развить изобразительные и творческие способности, художественный и эстетический вкус — это значит овладеть основными видами художественной деятельности, вооружить школьников навыками осмысленного и творческого выполнения заданий, навыками грамотного, эмоционального выражения своих чувств, мыслей в устной и графической форме с помощью различных изобразительных материалов, в различных условиях, навыками критической оценки своей и чужой деятельности, прибегая к энциклопедиям, словарям, справочной литературе, т. е. проявляя креативную компетенцию.

На уроках изобразительного искусства приоритетным стал деятельностный подход, активно внедряю в практику преподавания различные формы работы (учебное исследование, творческие практикумы, различные формы самостоятельной работы с художественным произведением и текстом).

  • принятие гуманистической позиции педагогом и родителями обучающихся;
  • признание равноправного партнёрства (педагог – дети);
  • инициативность самого педагога;
  • изучение ребёнка как самоценной личности;
  • высокий уровень коммуникации с социумом и окружающей средой;
  • освоенные и присвоенные знания и умения – основа познавательной и творческой деятельности обучающихся;
  • деятельностный подход в обучении на основе учёта и дифференциации уровня интеллектуального развития школьника, а также его подготовки по данному предмету, его способностей и задатков;
  • использование заданий различной степени сложности, в том числе - повышенной;
  • использование инновационных технологий: информационно-коммуникационной, проблемного обучения, проектной деятельности, развивающего и разноуровнего обучения,
  • ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности обучающегося за результаты своей деятельности;
  • интеграция изобразительного искусства с предметными областями: музыкой, литературой, историей, обществознанием, биологией, технологией, основами православной культуры;
  • интеграция основного и дополнительного образования.
  1. Диагностика и мониторинг уровня сформированности креативной компетенции обучающихся, их умений и навыков.
  2. Целенаправленное уровневое перспективное планирование креативной компетенции каждого обучающегося на основе качественного роста его личных достижений и с учетом перспективы развития способностей обучающихся по индивидуальной образовательной траектории.
  3. Создание психолого-педагогических и организационно-технологических условий для формирования креативной компетенции обучающихся через использование инновационных образовательных технологий, методов, приемов, форм; проектирование учебного процесса через систему урочной и внеурочной деятельности.
  4. Оценка эффективности и анализ результативности собственной педагогической деятельности, направленной на формирование и развитие креативных качеств личности, коррекция и планирование дальнейшей учебно-воспитательной работы на рефлексивной основе.

В результате созданных условий у обучающихся формируются качества креативной компетенции:

- способность к творчеству, к решению проблемных задач, изобретательность;

- гибкость и критичность ума, интуиция, самобытность и уверенность в себе;

- способность ставить и решать нестандартные задачи, способность к анализу, синтезу и комбинированию, способность к переносу опыта, способность предвидения и т.д.;

- эмоционально-волевые качества: одухотворённость, эмоциональный подъём в творческих ситуациях, ассоциативность, воображение, фантазия, мечтательность, чувство новизны, чуткость к противоречиям, способность к эмоциональному отклику (эмпатийность);

- обладание раскованностью мыслей, чувств и движений, проницательность, умение видеть знакомое в незнакомом, преодоление стереотипов;

- способность формулировать гипотезы, конструировать версии и их доказательства;

- высокая степень самоорганизации, критичность, рефлексия.

В период становления личности ребёнка креативность проходит две фазы развития: “первичная” креативность (дошкольный и младший школьный возраст) – общая творческая способность, неспециализированная по отношению к определённой области человеческой жизни, которая проявляется в виде подражания значимому взрослому (значимый взрослый для ученика – учитель) как креативному образцу. Вторая фаза – “специализированная” креативность – способность к творчеству, связана с определённой сферой деятельности. Результатом, свидетельствующим о сформированности креативности, является переход к оригинальному творчеству. Любая креативность определяется факторами среды. Показателями наличия в будущем креативности является хорошая память и высокий уровень интеллекта, но при этом можно сказать, что: “Ни творцом, ни интеллектуалом не рождаются”. Креативность бывает также малая и большая: малая – проявление нестандартности и проявление оригинальности в обыденных ситуациях. Большая креативность – существенное влияние на культуру и общество в целом. В образовательном учреждении ребёнок проходит первую фазу креативности и развивает малую креативность. Системный подход к организации творческой деятельности школьника на уроках изобразительного искусства создаёт предпосылки для перехода в большую креативность.

Систематическое отслеживание, сравнительный анализ образовательных достижений школьников позволяет проследить эффективность процесса обучения и развития, своевременно определить дальнейшие шаги по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, коррекции развития их личностной культуры. Это отражается в позитивных результатах учебных достижений обучающихся: за последние три года наблюдается положительная динамика “успеваемости” обучающихся по изобразительному искусству: “неуспевающих” нет, возрастает количество обучающихся, получивших итоговые отметки “5” и “4”, наблюдается положительная динамика “качества знаний” по изобразительному искусству.

За последние три года наблюдается положительная динамика увеличения количества творческих работ школьников по изобразительному искусству, увеличение количества призёров и победителей школьных, муниципальных, региональных, всероссийских и международных конкурсов, выставок.

Результатом формирования креативной компетенции обучающихся является: создание собственных продуктов творчества как на занятиях, так и во внеурочной деятельности, индивидуальные достижения обучающихся на конкурсах и выставках, желание выполнять творческие работы и применять полученные знания в нестандартных ситуациях, ежегодное увеличение количества кружковцев и обучающихся детских объединений, руководителем которых являюсь.

Творческая деятельность обучающихся открыла большие возможности по воспитанию и развитию личности школьников, формированию у них креативной компетенции, поддержанию устойчивого интереса к предмету.

  • обучающиеся обладают системой знаний, умений, навыков, способностей и личностных качеств, необходимых им для творчества, наблюдательностью, креативностью мышления, инициативностью в творческой деятельности;
  • переход детей от пассивного приобретения знаний к активному, творческому их применению в новых условиях, к разрешению различных проблем более глубоко и осознанно:
  • творческий компонент присутствует в коммуникативной, учебной деятельности, активно проявляется в различных формах самостоятельной деятельности.

Обучающиеся регулярно и охотно выполняют различные творческие работы по изобразительному искусству: разрабатывают конкурсы, викторины, выпускают газеты, дидактические и наглядные пособия, мультимедийные проекты, ведут исследовательскую работу, готовят доклады, участвуют и побеждают в конкурсах и выставках различного уровня. В связи с введением информационных технологий в процесс обучения, появилась тенденция к выполнению проектов и работ по дизайну в графических редакторах Paint и Adobe Photoshop CS3.

Использование современных информационно-коммуникационных технологий на уроках дает школьникам возможность получить первичный опыт реализации учебных исследований и проектов, сформировать умение представлять результаты своей самостоятельной работы, которые в дальнейшем находят применение на уроках, в виде демонстрационного или дидактического материала, и в повседневной жизни. Выступления и работы детей стали отличаться глубиной исследования, точностью выводов, выразительностью изложения материала.

В результате созданных условий наблюдаем сформированные качества креативной компетенции.

Читайте также: