Креативные компетенции в школе
Обновлено: 04.07.2024
Автор: Скорук Марина Васильевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МАОУ "Центр образования № 13 имени Героя Советского Союза Н.А.Кузнецова"
Населённый пункт: г.Тамбов
Наименование материала: Статья
Тема: "Креативность как компонент учебно-познавательной компетенции школьников"
Раздел: среднее образование
Креативность как компонент учебно-познавательной компетенции школьников
Скорук М.В., учитель математики
МАОУ «Центр образования № 13 имени
Современная реформа системы образования ориентирована на развитие личности
важных направлений деятельности современной школы является такая организация учебного
обучающихся умение самостоятельно мыслить, развивает творчество и инициативу.
Творческая деятельность позволяет в полной мере раскрыть природные способности,
найти свое место в жизни, ставить цели и достигать их. Раннее начало занятий по развитию
творческих способностей делает обучение в школе осознанным, вырабатывает потребность в
творческой и исследовательской работе. Каждый ребенок имеет творческий потенциал. В
тоже время, творческая личность - это не только личность, потенциально способная к
творчеству, но и проявляющая себя в систематической творческой деятельности.
Таким образом, креативность – это творческие способности, характеризующиеся
готовностью к созданию принципиально новых идей. Согласно концепции креативности
Дж.Гилфорда и Э.П.Торренса существует шесть параметров креативности:
способность к обнаружению и постановке проблем;
способность к генерированию большого числа идей;
гибкость – способность продуцировать разнообразные идеи;
оригинальность – способность отвечать на раздражители нестандартно;
способность усовершенствовать объект, добавляя детали;
способность решать проблемы, т.е. способность к анализу и сиснтезу.
Креативная компетентность обучающегося включает систему знаний, умений, навыков,
ФОРМИРОВАНИЕ КРЕАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
ФОРМИРОВАНИЕ КРЕАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В наше время педагоги сталкиваются с проблемой введения требований, на основании нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). Возрастают требования к развитию личности в каждом ребенке, и это становится главной целью учителя. Портрет выпускника начальной школы меняется, кроме того, что ученик должен быть самостоятельным, уважающим себя и других, любознательным, он также должен обладать: гибким продуктивным мышлением, развитым воображением, а так же умением решать различного рода логические задачи, с которыми он сталкивается на своем жизненном пути [1].
Чтобы пробудить в ребенке творческую активность, ученик должен обладать некоторыми креативными компетенциями.
Проблема развития креативных компетенций у младших школьников является новой и весьма актуальна в связи с введением ФГОС НОО.
Креативная компетенция у учащихся включает систему знаний, умений, навыков, способностей и личностных качеств, необходимых ему для творчества. Творческий компонент может присутствовать в любом виде деятельности обучающегося (коммуникативной, учебной, внеучебной).
Творческие способности проявляются через мышление. Мышление в философском смысле определяется как высшая ступень познания и идеального освоения мира в формах теорий, идей, целей человек [6].
В психолого-педагогической науке мышление определяется как одно из высших психических проявлений, как процесс познавательной деятельности, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности (В.И. Андреев, Л.С. Выготский, Ф.Н. Гоноболин, М. Кордуэлл и др.). Ответ на вопрос о происхождении творчества пытались найти еще в своё время античные философы Аристотель и Платон.
Современные ученые (Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, Д. Гилфорд, Е.П. Торренс и др.) утверждают, что креативность является общей особенностью личности и влияет на творческую продуктивность независимо от сферы проявления личностной активности. Так, В.Н. Дружинин считает, что способность мыслить творчески является самой важной характеристикой опыта творческой деятельности [2].
Творческий потенциал заложен в ребёнке с рождения и развивается по мере его роста и развития. Однако, возможность реализации креативности у детей не одинакова, и, это зависит от характера и качества его взаимодействия с взрослым на разных этапах детства.
Научный анализ показывает, что врожденными могут быть лишь задатки, а способности являются результатом развития задатков.
В период становления личности ребёнка креативность проходит две фазы развития: “первичная” креативность (дошкольный и младший школьный возраст) – общая творческая способность, неспециализированная по отношению к определённой области человеческой жизни, которая проявляется в виде подражания значимому взрослому (значимый взрослый для ученика – учитель) как креативному образцу. Вторая фаза – “специализированная” креативность – способность к творчеству, связана с определённой сферой деятельности. Результатом, свидетельствующим о сформированности креативности, является переход к оригинальному творчеству. Любая креативность определяется факторами среды. Показателями наличия в будущем креативности является хорошая память и высокий уровень интеллекта, но при этом можно сказать, что: “Ни творцом, ни интеллектуалом не рождаются”. Креативность бывает также малая и большая: малая – проявление нестандартности и проявление оригинальности в обыденных ситуациях. Большая креативность – существенное влияние на культуру и общество в целом. В образовательном учреждении ребёнок проходит первую фазу креативности и развивает малую креативность. Системный подход к организации творческой деятельности школьника на уроках и во внеурочной деятельности создаёт предпосылки для перехода в большую креативность [4].
Чтобы развивать креативные компетенции, важно понимать, какие существуют параметры в развитии креативности:
Способность к обнаружению и постановке проблем.
Способность к генерированию большего числа идей.
Гибкость – способность продуцировать разнообразные идеи.
Оригинальность – способность отвечать на раздражители нестандартно.
Способность усовершенствовать объект, добавляя детали.
Способность решать проблемы, то есть способность к анализу и синтезу.
Анализ и обобщение материалов опытно-экспериментальной работы позволил нам обосновать совокупность педагогических условий эффективности формирования креативной компетенции младших школьников во внеучебной деятельности: создание творчески развивающей среды, создание ситуаций успеха, внедрение во внеучебную и учебную деятельности детей творчеством [3].
На учебных занятиях и во внеучебное время, была создана комфортная и доброжелательная атмосфера для развития креативности ребенка и раскрытия его творческих способностей. В игровой форме предлагались различного вида ситуации, которые следовало решить нестандартно. В учебной деятельности предлагались творческие задания на различных уроках, но самой большой спектр для развития творчества были организованы на уроках изобразительного искусства и музыки.
В результате этой работы сложилась система методических приёмов, которая состоит из следующих основных компонентов:
Диагностика и мониторинг уровня сформированности креативной компетенции обучающихся, их умений и навыков.
Целенаправленное уровневое перспективное планирование креативной компетенции каждого обучающегося на основе качественного роста его личных достижений и с учетом перспективы развития способностей обучающихся по индивидуальной образовательной траектории.
Создание психолого-педагогических и организационно-технологических условий для формирования креативной компетенции обучающихся через использование инновационных образовательных технологий, методов, приемов, форм; проектирование учебного процесса через систему урочной и внеурочной деятельности.
Оценка эффективности и анализ результативности собственной педагогической деятельности, направленной на формирование и развитие креативных качеств личности, коррекция и планирование дальнейшей учебно-воспитательной работы на рефлексивной основе.
В результате созданных педагогических условий у обучающихся формируются качества креативной личности:
- способность к творчеству, к решению проблемных задач, изобретательность;
- гибкость и критичность ума, интуиция, самобытность и уверенность в себе;
- способность ставить и решать нестандартные задачи, способность к анализу, синтезу и комбинированию, способность к переносу опыта, способность предвидения и т.д.;
- эмоционально-волевые качества: одухотворённость, эмоциональный подъём в творческих ситуациях, ассоциативность, воображение, фантазия, мечтательность, чувство новизны, чуткость к противоречиям, способность к эмоциональному отклику (эмпатийность);
- обладание раскованностью мыслей, чувств и движений, проницательность, умение видеть знакомое в незнакомом, преодоление стереотипов;
- способность формулировать гипотезы, конструировать версии и их доказательства;
- высокая степень самоорганизации, критичность, рефлексия [7].
При анализе экспериментальной работы было выявлено, что такие условия работы с детьми, методы и приемы не только необходимы для развития креативных компетенций у младшего школьника, но и действенны.
Таким образом, задача формирования креативных компетенции на различных этапах функционирования системы образования является своевременной. Способность к творчеству присуща каждому человеку. Важно вовремя увидеть эти способности в ребенке, вооружить его способом деятельности, дать ему в руки ключ, создать условия для выявления и расцвета его одаренности. Изучив основные понятия исследования, рассмотрев их сущностные характеристики, перейдем к изучению возрастных особенностей формирования творческого потенциала у младших школьников.
Литература
Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. – М., 2003.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский – М., 1991.
Иванов П.К., Креативная состовляющая профессиональной компетентности студентов/ П. К. Иванов ; Г. М. Ильмушкин – М, 2016.
.Краткий философский словарь [Текст] /под ред. А.П. Алексеева. – М.: Проспект, 2000. – 400 с.6.
Тутолмин А.В. Профессионализация бакалавра начального образования/ А. В. Тутолмин –М., 2016.
Literature
1. Bogoyavlenskaya D. B. Psychology of creativity / D. B. Bogoyavlenskaya. – M., 2003.
2. Vygotsky L. S. Imagination and creativity in childhood / L. S. Vygotsky, M., 1991.
5. Ivanov P. K., G. M. Alimushkin Creative component of professional competence of students/ P. K. Ivanov ; G. M. Alimushkin -2016
6. .Short philosophical dictionary [Text] /ed. by A. P. Alexeev. – M.: Prospekt, 2000. – 400 p. 6.
7. Tutolmin A.V. Professionalization of the bachelor of primary education/ Tutolmin A.V. –M., 2016.
Алёхина Юлия Андреевна, студ. 343 гр. фак. ПиХО
Современное общество испытывает потребность в креативных личностях, так как они обладают более высоким уровнем адаптации и социализации, в большей мере соответствуют постоянно изменяющемуся миру. В связи с этим так актуально стоит вопрос о развитии творческого потенциала ребенка.
Классификация 5-ти уровневая - классификация, предложенная в проектах стандартов подготовки бакалавров по специальности и магистров по специальности (Богословский В.А., Галямина И.Г., Караваева Е.В., Коршунов С.В., Кузьмин Н.Н., Пузанков Д.В., Челпанов И.В., Шадриков В.Д.
Креативность (от англ. create — создавать , англ. creative — созидательный, творческий) - способность к умственным преобразованиям и творчеству. Творчество – это рождение новых идей. Креативность– это претворение этих идей в жизнь.
- — творческие способности, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей , а также способность решать проблемы .
- Согласно А.Маслоу — это творческая направленность , врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды.
- П. Торранс описывал суть творчества: творчество - это копать глубоко, смотреть в оба, слышать запахи, смотреть сквозь, протягивать руку в завтрашний день, слушать кошку, петь в собственном ключе.
- Креативные люди имеют большую силу духа, стойки к конфликтам, умеют рисковать, работать на максимуме своих сил.
- Вера в себя и других (сильный дух и решительность)
- Направленность
- Уважение (это важно)
- Ценность окружающего
- Готовность к активной деятельности
- Работа на пределе возможностей
- Способность решать проблемы
- Знание методов творчества
- Существуют психологические инструменты измерения творческого (креативного) мышления; самый известный в мировой психологической практике — Тест П. Торренса. Этот тест позволяет оценить:
- вербальную креативность
- образную креативность
- отдельные креативные способности:
- беглость - этот количественный показатель, в тестах чаще всего это количество выполненных заданий. гибкость - этот показатель оценивает разнообразие идей и стратегий, способность переходить от одного аспекта к другому. оригинальность - этот показатель характеризует способность выдвигать идеи, отличающиеся от очевидных, общеизвестных, общепринятых, банальных или твердо установленных. способность видеть суть проблемы. способность сопротивляться стереотипам.
- беглость - этот количественный показатель, в тестах чаще всего это количество выполненных заданий.
- гибкость - этот показатель оценивает разнообразие идей и стратегий, способность переходить от одного аспекта к другому.
- оригинальность - этот показатель характеризует способность выдвигать идеи, отличающиеся от очевидных, общеизвестных, общепринятых, банальных или твердо установленных.
- способность видеть суть проблемы.
- способность сопротивляться стереотипам.
- Анализ - процедура мысленного расчленения целого на части. Анализу подвергают явления, процессы, предметы, которые мысленно разделяют на части, их образующие, выделяют отдельные элементы, составные части, признаки, свойства
- Синтез - мысленное создание целого из отдельных элементов, частей или признаков. Если анализ дает знание по отдельным элементам, то синтез, опирающийся на результаты анализа и объединяющий эти элементы, обеспечивает возможность познания объекта в целом
- Сравнение - мысленное выделение признаков сходства и различия в свойствах познаваемого предмета, явления, процесса
- Абстрагирование - мысленное выделение основных существенных свойств и признаков познаваемых предметов, явлений, процессов при временном отвлечении от всех их остальных свойств и признаков
- Конкретизация - мысленный переход от общего к единичному, которое соответствует этому общему, приведение примеров, иллюстраций, определенных (конкретных) фактов, подтверждающих общее теоретическое положение, правило, закономерность процесса или явления и т. п.
- Обобщение - переход на более высокую ступень абстракции путем мысленного выделения общих и существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных признаков и свойств
- Генерирование идей
- -способность предлагать нетрадиционные способы решения задач
- -свобода от стереотипов мышления
- -возможность находить решения в казалось бы безвыходных ситуациях
- Аналогия - от греч. analogia – соответствие, сходство), сходство предметов, явлений, процессов в каких-либо свойствах.
- Умозаключение по аналогии – знание, полученное при перенесении свойств более изученного объекта на менее изученный, это источник научных гипотез
- Фантазия - то же, что воображение – психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности.
- Преодоление инертности мышления
- - инертность от лат. Iners – бездеятельностный, отсутствие активности деятельности мышления
- Критичность мышления
- -умение разбирать (анализировать), обсуждать что-либо с целью оценки
- -суждение о чем-либо, указание недостатков
- -исследование, научная проверка достоверности, подлинности чего-либо
- .
Плотникова С.Н., учитель МБОУ СШ 53 г. Твери
Этапы развития способности мышления
Типы творческих способностей
Зоркость в поисках проблем
Нами обычно воспринимается та информация, которая укладывается в рамки уже имеющихся знаний и представлений, остальное мы не замечаем, бессознательно отбрасываем. На восприятие влияют привычные установки, оценки, общепринятые взгляды, мнения. Способность увидеть то, что не укладывается в рамки ранее усвоенного - нечто большее, чем просто наблюдательность.
Способ кодирования информации
Создание интеллектуальных карт
Способность к свертыванию
В процессе мышления нужен переход от одного звена в цепи рассуждений к другому, порой не удается охватить всю картину целиком. Важна способность к свертыванию длинной цепи рассуждений и замене их одной обобщающей операцией, замене нескольких понятий одним, более абстрактным, использование емких в информационном отношении символов. Например, в формуле V=IR сжата колоссальная информация. Способность кратко изложить известный материал требует творческого характера и нестандартности мышления.
Способность быстро увязывать новые сведения с имеющейся системой знаний помогает восприятию информации, усвоению новых знаний. Существенна способность применить навык, приобретенный при решении одной жизненной задачи, к решению другой, т.е. способность к нахождению аналогий, к выработке обобщающих стратегий, которые могут быть применены для решения широкого круга проблем
Широко распределенное внимание повышает шансы на решение задачи. Французский психолог Сурье писал:
Способность воспринимать действительность целиком, не дробя ее. И.П. Павлов выделил 2 типа высшей нервной деятельности: художественный (живописцев, музыкантов, писателей захватывает действительность целиком, без разъединения) и мыслительный (ученые дробят информацию на части, как бы умерщвляя ее, затем собирают отдельные части в целое, оживляют, что вполне им все-таки так и не удается.
В творческом процессе при всей важности логического мышления порой необходимо оторваться от логического рассмотрения фактов, чтобы попытаться вписать их в более широкие контексты, без этого не удается увидеть новое в давно привычном.
Способность быстро и легко переходить от одного класса явлений к другому, далекому по содержанию. Отсутствие такой гибкости называют инертностью мышления. Способность вовремя отказаться от несостоятельной гипотезы, устаревших взглядов важна, чтобы не упустить возможность решения задачи, не упустить время.
Способность к оценочным действиям
Способность к оценке, к выбору одной из многих альтернатив до ее проверки весьма важна, оценочные действия проводятся не только по завершении работы, но и многократно по ходу и служат вехами на пути творческого решения. При оценке новых мыслей, идей важны критерии логической непротиворечивости, простоты и изящества.
Критерии оценки рисунков: композиция, пропорции, перспектива, цвет, замысел.
Легкость генерирования идей
Критериями ценности идеи являются: соответствие идеи реальным взаимоотношениям явлений, широта идеи (умение охватить большое число разнородных явлений), глубина и фундаментальность ( установление отношений между объектами или их свойствами, не явными, а требующими проницательности и проникновения в сущность явлений).
Легкость формулирования необходима, чтобы облечь новую идею в слова. Словесно-речевой код самый универсальный, хотя ее можно выразить и аналитически, формулой, графиком, рисунком.
Способность к доработке
Методы решения творческих задач
Метод эвристических (ключевых) вопросов Сократ, Д.Пойя, А.Осборн
Для сбора достаточно полной информации поставить перед собой и ответить на ключевые (эвристические) вопросы:
- 1.Этап генерирования идей : -ознакомление с правилами участия; -показ проблемы; -сбор идей, активизация (вопросы,
идеи, новые подходы); -критика запрещается. 2.Анализ идей: –классификация;
-обсуждение, критика и оценка
-отбор оптимального решения
Метод инверсии (обращения)
Метод эмпатии (личной аналогии)
Метод синектики Д. Гордон, Г.Я. Буш
Метод многомерных матриц (морфологического анализа) Ф. Цвики
Метод фокальных (выделенных) объектов
- 1.Выбор совершенствуемого объекта (часы).
- 2.Выбор 3-4 случайных объектов, наугад из словарей, журналов, газет (кино, касса …) 3.Составление списков признаков случайных объектов (кино: звуковое, объемное, цветное…) 4.Генерирование идей путем присоединения к фокальному объекту признаков случайных объектов ( звуковые часы…)
5.Развитие полученных сочетаний путем свободных ассоциаций (музыкальный будильник). 6.Оценка идей и отбор полезных решений.
1.прием аналогии – поиск аналога и поиск по аналогии; 2.прием дробления – расчленение системы на подсистемы; 3.прием укрупнения – увеличение размеров, качественных характеристик системы; 4.прием инверсии – изменение процедур деятельности на противоположные, обращение функций; 5.прием приспособления – адаптация системы или ее отдельных составляющих; 6.прием идеализации – поиск возможностей приближения системы, ее частей к идеальному варианту; 7.прием локализации – поиск возможностей временного отделения части системы, изменения части условий, удовлетворения части требований задачи и т.д.
Продукты созидательной деятельности
Человечество выжило благодаря творческому решению проблем
Творчество как терапия
- Представители психоаналитического направления в психотерапии, в частности А. Адлер, рассматривал в своей теории компенсаторную теорию творчества, в соответствии, с которой люди развивают науку, искусство и другие области культуры с целью компенсировать свою неудовлетворенность. В рамках гуманистической и экзистенциальной психологии и психотерапии творчество рассматривается как целительный акт.
- С точки зрения терапией духовной культурой, творческая деятельность заключается в создании чего-то нового, будет ли это вещь внешнего мира или построение ума или чувства, живущие и обнаруживающиеся только в самом человеке.
- Именно творческое вдохновение, творческое мироощущение помогает человеку более гармонично сосуществовать в окружающей его действительности, адаптироваться в этом сложном противоречивом мире, найти в себе то, на что можно опереться, что волнует и вдохновляет.
10 заповедей педагога, развивающего самостоятельность учащегося, независимость его суждений, раскрывающего его творческий потенциал:
- 1. Не соглашайся с ответом учащегося, если он затвержен и принят на веру.
- Требуй доказательств и обоснований.
- 2. Никогда не разрешай спор учащихся самым легким способом, т.е. попросту сообщив им правильный ответ или верный способ решения.
- 3. Внимательно слушай своих учащихся, лови каждую высказанную ими мысль, чтобы не упустить повода раскрыть для них что-то новое.
- 4. Постоянно помни – обучение должно опираться на интересы, мотивы и устремления учащихся.
- 5. Расписание уроков и звонки не должны быть определяющим фактором учебного процесса.
8. Не скупись на ободряющее слово, доброжелательную улыбку, дружеское поощрение.
9. В процессе обучения не может быть постоянной методики и раз и навсегда установленной программы.
10. Не уставай удивляться.
-75%
Автор: Аникина Людмила Васильевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "КДШИ"
Населённый пункт: г. Кингисепп
Наименование материала: Методическая тема
Тема: Формирование креативной компетенции учащихся на уроках ИЗО"
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
Методическая тема:
«Формирование креативной компетенции учащихся на уроках
Педагогический опыт
преподавателя ИЗО
Вступление. Актуальность проблемы.
Теоретическая часть. Структура, содержание и этапы формирования
Если человека постоянно приучать усваивать
знания и умения в готовом виде, можно
притупить его природные творческие
способности - разучить думать самостоятельно.
А. Дистервег
Актуальность проблемы креативной
компетенции
Необходимость формирования у школьников креативной компетенции в XXI веке связано
компетенции обучающихся, которым по окончании школы предстоит реализовывать личностные
качества. Приобретённые знания, умения и навыки в современном обществе, «ориентироваться в
огромном потоке информации, с её насыщенностью и научностью; определение своего места в
обществе. На решение этих проблем нацеливает Концепция модернизации Российского образования.
Национальная образовательная инициатива “Наша новая школа”, государственный стандарт общего
обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания
Компетенция
формирования и создания условий для реализации творческого потенциала школьника средствами
изобразительного искусства, определила тему:
“Формирование креативной компетенции
обучающихся на уроках изобразительного искусства”.
способностей и личностных качеств, необходимых ему для творчества. Творческий компонент может
организаторской). Важной составляющей креативности обучающихся являются знания и умения,
которые лежат в основе собственной познавательной и творческой деятельности (“пустая голова не
мыслит”). Творческой личности присущи следующие свойства: интерес к сложному и неясному,
время заниматься решением одной и той же проблемы.
Изучение литературы по проблеме имеющегося опыта
Разработка системы мер. направленных на решение
проблемы. Прогнозирование результатов
В течение первого года
работы над темой.
Сбор и обработка информации. Отслеживание процесса;
текущих, промежуточных результатов Корректировка
В течение второго
Подведение итогов. Оформление результатов работы по
теме самообразования. Представление результатов.
Использование и распространение опыта работы
Ожидаемые результаты в рамках данной темы связаны преимущественно
личностными и метапредметными результатами:
способность к творчеству, к решению проблемных задач, изобретательность;
гибкость и критичность ума, интуиция, самобытность и уверенность в себе;
способность ставить и решать нестандартные задачи, способность к анализу, синтезу и
комбинированию, способность к переносу опыта, способность предвидения и т.д.;
эмоционально-волевые качества: одухотворённость, эмоциональный подъём в творческих
ситуациях, ассоциативность, воображение, фантазия, мечтательность, чувство новизны,
чуткость к противоречиям, способность к эмоциональному отклику (эмпатийность);
обладание раскованностью мыслей, чувств и движений, проницательность, умение видеть
знакомое в незнакомом, преодоление стереотипов;
способность формулировать гипотезы, конструировать версии и их доказательства;
высокая степень самоорганизации, критичность, рефлексия.
Для реализации предложенного опыта необходимы следующие условия:
принятие гуманистической позиции педагогом и родителями обучающихся;
признание равноправного партнёрства (педагог - дети);
инициативность самого педагога;
изучение ребёнка как самоценной личности;
высокий уровень коммуникации с социумом и окружающей средой;
освоенные и присвоенные знания и умения - основа познавательной и творческой
деятельностный подход в обучении на основе учёта и дифференциации уровня
интеллектуального развития школьника, а также его подготовки по данному предмету, его
способностей и задатков;
использование заданий различной степени сложности, в том числе - повышенной;
использование инновационных технологий: информационно-коммуникационной,
проблемного обучения, проектной деятельности, развивающего и разноуровнего обучения.
>- ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности
обучающегося за результаты своей деятельности;
интеграция изобразительного искусства с предметными областями: музыкой, литературой,
историей, обществознанием, биологией, технологией, основами православной культуры;
интеграция основного и дополнительного образования.
формирования
Компетенции
-общая творческая способность, неспециализированная по
отношению к определённой области человеческой жизни,
которая проявляется в виде подражания значимому взрослому
(значимый взрослый для ученика - учитель) как креативному
- способность к творчеству, связана с определённой сферой
деятельности. Результатом, свидетельствующим о
сформированности креативности, является переход к .
Любая креативность определяется факторами среды. Показателями наличия в будущем креативности
является хорошая память и высокий уровень интеллекта, но при этом можно сказать, что: “Ни творцом, ни
интеллектуалом не рождаются”.
Креативность бывает также малая и большая:
малая - проявление нестандартности и проявление оригинальности в обыденных ситуациях.
большая креативность - существенное влияние на культуру и общество в целом.
В образовательном учреждении ребёнок проходит первую фазу креативности и развивает малую
креативность. Системный подход к организации творческой деятельности школьника на уроках
изобразительного искусства создаёт предпосылки для перехода в большую креативность.
Приведенная классификация может служить основой системы развития креативной компетенции
2.2.Создание условий для формирования креативной компетенций
Для формирования креативной компетенции требуется хорошо продуманная система работы . В
своей работе по формированию креативной
компетенции я применяю игровые технологии, метод проектов, информационные технологии,
сложилась собственная система методических приёмов, которая состоит из следующих основных
обучающихся, их умений и навыков.
Целенаправленное уровневое перспективное планирование креативной компетенции каждого
обучающегося на основе качественного роста его личных достижений и с учетом перспективы
развития способностей обучающихся по индивидуальной образовательной траектории.
образовательных технологий, методов, приемов, форм.
4.0бобщение работы по становлению моей методической системы.
Таким образом, оценка эффективности и анализ результативности собственной педагогической
деятельности, направленной на формирование и развитие креативных качеств личности, коррекция и
планирование дальнейшей учебно-воспитательной работы на рефлексивной основе. Систематическое
проследить эффективность процесса обучения и развития, своевременно определить дальнейшие
шаги по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, коррекции развития их личностной культуры. Это
отражается в позитивных результатах учебных достижений обучающихся: за последние три года
наблюдается положительная динамика “успеваемости” обучающихся по изобразительному искусству:
“неуспевающих” нет, возрастает количество обучающихся,
получивших итоговые отметки “5” и “4”, наблюдается положительная динамика “качества знаний” по
творческих работ школьников по изобразительному искусству, увеличение количества призёров и
победителей школьных, муниципальных, региональных, всероссийских и международных конкурсов,
собственных продуктов творчества
индивидуальные достижения обучающихся на
конкурсах и выставках, желание выполнять творческие работы и применять полученные знания в
нестандартных ситуациях. Творческая деятельность обучающихся открыла большие возможности по
поддержанию устойчивого интереса к предмету. При анализе творческой деятельности и работ
педагогической деятельности по формированию креативной компетенции школьников:
обучающиеся обладают системой знаний, умений, навыков, способностей и личностных
качеств, необходимых им для творчества, наблюдательностью, креативностью мышления,
инициативностью в творческой деятельности;
переход детей от пассивного приобретения знаний к активному, творческому их применению
в новых условиях, к разрешению различных проблем более глубоко и осознанно;
творческий компонент присутствует в коммуникативной, учебной деятельности, активно
проявляется в различных формах самостоятельной деятельности.
Обучающиеся регулярно и охотно выполняют различные творческие работы по
изобразительному искусству, участвуют и побеждают в конкурсах и выставках различного
уровня. В связи с введением информационных технологий в процесс обучения, появилась тенденция к
выполнению проектов и работ по дизайну в графических редакторах Paint и Adobe Photoshop CS3.
школьникам возможность получить первичный опыт реализации учебных исследований и проектов,
работы детей стали отличаться глубиной исследования, точностью выводов, выразительностью
В результате созданных условий наблюдаем сформированные качества креативной компетенции.
программы заключает в себе огромный педагогический потенциал не только для художественно-
эстетического воспитания, развития творчества обучающихся, но и коммуникативной компетенции,
пассивной позиции, а в активной, т.е.
обучающего самого себя с помощью сверстников и взрослого.
К формам контроля для формирования креативной компетентности школьников относятся
статистические данные уровней развития внимания, памяти, мышления по годам обучения.
1 .Мышление (методика Зейгарника)
Внимание (корректурная проба Бурбона)
Память (методика Мейли)
Уровень развития личности учащихся
Уровень обученности учащихся
Этот показатель включает в себя уровни сформированности качеств знаний, разработанные
Шамовой Т. И. и Давыденко Т. М.:
Результаты диагностики креативности школьников 16, 5а классов
которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности; это
способность порождать множество разнообразных идей в нерегламентированных условиях
Креативность в широком смысле слова - это творческие и интеллектуальные способности, в том
числе способность привносить что-то новое в опыт, порождать новые идеи и способы решения
проблем, способность осознавать проблемы, мыслить нестандартно.
Использовалась методика Е.П. Торенса.
п р о в о д и л о с ь
В 1 классе в исследовании принимали участие 15 учащихся.
В 5классе -'15 учеников.
В среднем, по классу, учащиеся 1 класса набрали 13 7,21 баллов, что свидетельствует о среднем
уровне креативности в классе.
Развитие креативных способностей учащихся осуществляется в процессе разнообразной творческой
деятельности, в которой они взаимодействуют с окружающей действительностью и другими
Результаты 5 класса распределились следующим образом.
Учащиеся набрали 155,07 баллов, что свидетельствует о среднем уровне развития креативности.
Анализ диагностики креативности показал, что результаты учащихся в 5 классе стали выше по
сравнению с результатами в 1 классе. Повышение незначительное, остается в пределах среднего
ВЫВОД: Таким образом, демократичная обстановка, творческий характер деятельности,
отсутствие стрессов, принятие и поддержка друг друга, взаимное доверие и диалог обеспечивают
свободное проявление творческой активности учащихся класса.
Проделанная работа позволяет с уверенностью говорить о прочной взаимозависимости в
развитии у детей школьного возраста общения со взрослыми и сверстниками, с одной стороны, и
познавательной активности - с другой. Анализ факторов свидетельствует в пользу вывода о влиянии
общения на ребенка. Механизмом такого влияния и взаимосвязи можно считать решение ребенком
Напомню, что становление методической системы учителя проходит три этапа: формирование
знаний о системе, конструирование системы и собственное развитие.
Так вот, каждый этап этого процесса бесконечен, лично для меня:
Я регулярно просматриваю появляющиеся материалы по методам, средствам и приёмам
обучения; пополняю свои информационные банки;
Корректирую свою методическую систему (иногда меняются приоритеты при выборе ведущих
компонентов — во многом зависит от контингента учащихся);
Нахожусь в состоянии постоянного самообразования - курсы повышения квалификации.
И в заключение, моё педагогическое кредо: «Не останавливаясь на достигнутом, я
Необходимость формирования у школьников креативной компетенции в XXI веке связана с проблемами, возникшими в образовании: поиск новых способов формирования креативной компетенции обучающихся, которым по окончании школы предстоит реализовывать личностные качества, приобретённые знания, умения и навыки в современном обществе, ориентироваться в огромном потоке информации, с её насыщенностью и научностью; определение своего места в обществе. На решение этих проблем нацеливает Концепция модернизации Российского образования, Национальная образовательная инициатива “Наша новая школа”, государственный стандарт общего образования.
Опираясь на собственный педагогический опыт в решении проблемы формирования и создания условий для реализации творческого потенциала школьника средствами изобразительного искусства, определила тему: “Формирование креативной компетенции обучающихся на уроках изобразительного искусства”.
Креативная компетентность обучающегося включает систему знаний, умений, навыков, способностей и личностных качеств, необходимых ему для творчества. Творческий компонент может присутствовать в любом виде деятельности обучающегося (коммуникативной, учебной, организаторской).
Важной составляющей креативности обучающихся являются знания и умения, которые лежат в основе собственной познавательной и творческой деятельности (“пустая голова не мыслит”).
Творческой личности присущи следующие свойства: интерес к сложному и неясному, склонность задаваться вопросами, спонтанная любознательность, способность продолжительнее время заниматься решением одной и той же проблемы.
Сущность моего инновационного педагогического опыта состоит в формировании гуманистического мировоззрения школьников, способности к межличностному и межкультурному диалогу, целенаправленной адаптации к реальным условиям сельской школы через изменение содержания образования, в организации учебного и воспитательного процессов, в использовании возможности внедрения элементов технологий: информационно-коммуникационной, проблемного обучения, проектной деятельности, развивающего и разноуровнего обучения, форм, методов обучения и воспитания, соответствующих содержанию и форме самого искусства, в разработке методических и дидактических пособий интерактивного характера.
Идея изменений состоит в том, чтобы помочь школьникам осознать, что освоить систему теоретико-художественных понятий, основы реалистического искусства, овладеть навыками рисования с натуры, по памяти, представлению, анализа художественных произведений, особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного творчества, лепки, аппликации, развить изобразительные и творческие способности, художественный и эстетический вкус — это значит овладеть основными видами художественной деятельности, вооружить школьников навыками осмысленного и творческого выполнения заданий, навыками грамотного, эмоционального выражения своих чувств, мыслей в устной и графической форме с помощью различных изобразительных материалов, в различных условиях, навыками критической оценки своей и чужой деятельности, прибегая к энциклопедиям, словарям, справочной литературе, т. е. проявляя креативную компетенцию.
На уроках изобразительного искусства приоритетным стал деятельностный подход, активно внедряю в практику преподавания различные формы работы (учебное исследование, творческие практикумы, различные формы самостоятельной работы с художественным произведением и текстом).
- принятие гуманистической позиции педагогом и родителями обучающихся;
- признание равноправного партнёрства (педагог – дети);
- инициативность самого педагога;
- изучение ребёнка как самоценной личности;
- высокий уровень коммуникации с социумом и окружающей средой;
- освоенные и присвоенные знания и умения – основа познавательной и творческой деятельности обучающихся;
- деятельностный подход в обучении на основе учёта и дифференциации уровня интеллектуального развития школьника, а также его подготовки по данному предмету, его способностей и задатков;
- использование заданий различной степени сложности, в том числе - повышенной;
- использование инновационных технологий: информационно-коммуникационной, проблемного обучения, проектной деятельности, развивающего и разноуровнего обучения,
- ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности обучающегося за результаты своей деятельности;
- интеграция изобразительного искусства с предметными областями: музыкой, литературой, историей, обществознанием, биологией, технологией, основами православной культуры;
- интеграция основного и дополнительного образования.
- Диагностика и мониторинг уровня сформированности креативной компетенции обучающихся, их умений и навыков.
- Целенаправленное уровневое перспективное планирование креативной компетенции каждого обучающегося на основе качественного роста его личных достижений и с учетом перспективы развития способностей обучающихся по индивидуальной образовательной траектории.
- Создание психолого-педагогических и организационно-технологических условий для формирования креативной компетенции обучающихся через использование инновационных образовательных технологий, методов, приемов, форм; проектирование учебного процесса через систему урочной и внеурочной деятельности.
- Оценка эффективности и анализ результативности собственной педагогической деятельности, направленной на формирование и развитие креативных качеств личности, коррекция и планирование дальнейшей учебно-воспитательной работы на рефлексивной основе.
В результате созданных условий у обучающихся формируются качества креативной компетенции:
- способность к творчеству, к решению проблемных задач, изобретательность;
- гибкость и критичность ума, интуиция, самобытность и уверенность в себе;
- способность ставить и решать нестандартные задачи, способность к анализу, синтезу и комбинированию, способность к переносу опыта, способность предвидения и т.д.;
- эмоционально-волевые качества: одухотворённость, эмоциональный подъём в творческих ситуациях, ассоциативность, воображение, фантазия, мечтательность, чувство новизны, чуткость к противоречиям, способность к эмоциональному отклику (эмпатийность);
- обладание раскованностью мыслей, чувств и движений, проницательность, умение видеть знакомое в незнакомом, преодоление стереотипов;
- способность формулировать гипотезы, конструировать версии и их доказательства;
- высокая степень самоорганизации, критичность, рефлексия.
В период становления личности ребёнка креативность проходит две фазы развития: “первичная” креативность (дошкольный и младший школьный возраст) – общая творческая способность, неспециализированная по отношению к определённой области человеческой жизни, которая проявляется в виде подражания значимому взрослому (значимый взрослый для ученика – учитель) как креативному образцу. Вторая фаза – “специализированная” креативность – способность к творчеству, связана с определённой сферой деятельности. Результатом, свидетельствующим о сформированности креативности, является переход к оригинальному творчеству. Любая креативность определяется факторами среды. Показателями наличия в будущем креативности является хорошая память и высокий уровень интеллекта, но при этом можно сказать, что: “Ни творцом, ни интеллектуалом не рождаются”. Креативность бывает также малая и большая: малая – проявление нестандартности и проявление оригинальности в обыденных ситуациях. Большая креативность – существенное влияние на культуру и общество в целом. В образовательном учреждении ребёнок проходит первую фазу креативности и развивает малую креативность. Системный подход к организации творческой деятельности школьника на уроках изобразительного искусства создаёт предпосылки для перехода в большую креативность.
Систематическое отслеживание, сравнительный анализ образовательных достижений школьников позволяет проследить эффективность процесса обучения и развития, своевременно определить дальнейшие шаги по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, коррекции развития их личностной культуры. Это отражается в позитивных результатах учебных достижений обучающихся: за последние три года наблюдается положительная динамика “успеваемости” обучающихся по изобразительному искусству: “неуспевающих” нет, возрастает количество обучающихся, получивших итоговые отметки “5” и “4”, наблюдается положительная динамика “качества знаний” по изобразительному искусству.
За последние три года наблюдается положительная динамика увеличения количества творческих работ школьников по изобразительному искусству, увеличение количества призёров и победителей школьных, муниципальных, региональных, всероссийских и международных конкурсов, выставок.
Результатом формирования креативной компетенции обучающихся является: создание собственных продуктов творчества как на занятиях, так и во внеурочной деятельности, индивидуальные достижения обучающихся на конкурсах и выставках, желание выполнять творческие работы и применять полученные знания в нестандартных ситуациях, ежегодное увеличение количества кружковцев и обучающихся детских объединений, руководителем которых являюсь.
Творческая деятельность обучающихся открыла большие возможности по воспитанию и развитию личности школьников, формированию у них креативной компетенции, поддержанию устойчивого интереса к предмету.
- обучающиеся обладают системой знаний, умений, навыков, способностей и личностных качеств, необходимых им для творчества, наблюдательностью, креативностью мышления, инициативностью в творческой деятельности;
- переход детей от пассивного приобретения знаний к активному, творческому их применению в новых условиях, к разрешению различных проблем более глубоко и осознанно:
- творческий компонент присутствует в коммуникативной, учебной деятельности, активно проявляется в различных формах самостоятельной деятельности.
Обучающиеся регулярно и охотно выполняют различные творческие работы по изобразительному искусству: разрабатывают конкурсы, викторины, выпускают газеты, дидактические и наглядные пособия, мультимедийные проекты, ведут исследовательскую работу, готовят доклады, участвуют и побеждают в конкурсах и выставках различного уровня. В связи с введением информационных технологий в процесс обучения, появилась тенденция к выполнению проектов и работ по дизайну в графических редакторах Paint и Adobe Photoshop CS3.
Использование современных информационно-коммуникационных технологий на уроках дает школьникам возможность получить первичный опыт реализации учебных исследований и проектов, сформировать умение представлять результаты своей самостоятельной работы, которые в дальнейшем находят применение на уроках, в виде демонстрационного или дидактического материала, и в повседневной жизни. Выступления и работы детей стали отличаться глубиной исследования, точностью выводов, выразительностью изложения материала.
В результате созданных условий наблюдаем сформированные качества креативной компетенции.
Читайте также: