Профориентация в школе интернате для детей с овз

Обновлено: 08.07.2024

воспитатель 4 группы

Коломыйцева С. В.

Проблема постинтернатной адаптации выпускников с ограниченными возможностями здоровья, давно переросла из проблемы педагогической в острую социальную, так как процесс их социализации и постинтернатной адаптации проходит очень сложно. Многочисленные исследования и результаты социологического опроса подтверждают тревожные выводы: какой бы замечательной не была воспитательная система, созданная в школе-интерната VIII вида, она не способна в полной мере подготовить выпускников к самостоятельной жизни. Искусственно смоделированная среда не может заменить среду домашнюю, семейную. Именно поэтому большинство выпускников не могут успешно адаптироваться в обществе.

Вступая в самостоятельную жизнь, они сталкиваются с проблемами жилья, поиска работы, организации быта, питания, обеспечения себя прожиточным минимумом, организацией свободного времени, получения медицинской помощи, создания и сохранения собственной семьи и многими другими проблемами, к которым они не всегда готовы.

Одним из самых критических моментов в жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья, является их переход из-под опеки государства к самостоятельной жизни. Воспитываясь в семье, ребенок гармонично адаптируется в обществе, учится соизмерять свои потребности с возможностями, обслуживать себя, заботиться о близких. В школе-интернате у детей ограничены контакты с внешним миром и обеднены условия для приобретения собственного опыта. Низкий уровень социальной компетентности, свойственной воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья, впоследствии нарушает процесс включения их в жизнь общества, снижает возможность усвоения принятой системы ценностей, норм, знаний и представлений.

Воспитанники школ-интернатов после выпуска нередко попадают в весьма трудную жизненную обстановку, которая ставит перед ними множество вопросов – бытовых, экономических, образовательно-профессиональных и социальных. Даже люди, умудренные опытом, теряются в сегодняшней российской действительности, что уж говорить о детях!

Состояние воспитанников школ – интернатов, стоящих на пороге выхода из учреждения, чаще всего характеризуется как растерянность перед самостоятельной жизнью. Дело в том, что, несмотря на наличие формального множества открывающихся перед ними перспектив, они испытывают значительные трудности в выборе дальнейших жизненных путей.

Одной из самых сложных проблем жизни выпускников школ – интернатов VIII вида является трудовая адаптация. Проведя всю жизнь или большую ее часть в условиях государственного обеспечения, молодой человек часто не воспринимает трудовую деятельность как средство существования, а значит, и не настроен на этот архиважный вид жизнедеятельности. Для многих выпускников школ – интернатов VIII вида затруднителен даже момент принятия решения о начале работы.

Наиболее характерными затруднениями выпускников в период постинтернатной адаптации являются:

проблемы интеллектуального, эмоционального и личностного развития;

затруднения профессионального самоопределения, дальнейшего профессионального образования и трудоустройства;

затруднения в самостоятельной организации быта и досуга, непрактичность;

затруднения в ориентации в системе служб социальной поддержки;

возврат в кризисные условия после выпуска.

Безусловно, полностью уберечь выпускников от проблем не удается, но по возможности максимально помочь им в социальной и трудовой адаптации, получении профессии и трудоустройстве, решении жилищных проблем, построении семейных отношений.

Нам, как педагогам необходимо:

создать условия способствующие адаптации и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в обществе.

Формировать знания, умения, навыки, сопутствующих социальной адаптации выпускников специальных (коррекционных) учреждений, повышение уровня общего развития учащихся и их всесторонняя подготовка к будущей самостоятельной жизнедеятельности.

Сформировать адекватную самооценку, чувство уверенности в своих силах применительно к самореализации в будущей профессии.

Содействовать повышению уровня социально-правовой грамотности выпускников.

Установление и укрепление связей с различными социальными организациями, специалистами и профессионалами с целью улучшения социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья школы-интерната VIII вида.

Мною на занятиях по профориентации использовались следующие методы:

изучение и анализ общей и специальной литературы по проблеме;

беседа (разговор, обмен мнениями);

практикумы (практические занятия, проводимые для закрепления изученного материала, темы).

1. Новогодняя ночь для тебя - лучшее время, чтобы:

б) посмотреть телевизор вместе с семьёй;

в) оказаться в кругу друзей.

2. Из трёх подарков ты предпочё л бы:

а) удочку, набор для вышивания;

б) коньки или лыжи;

в) турпутевку или билет на интересное представление.

3. Отправляться в путешествие лучше всего:

б) с семьёй или друзьями;

в) с незнакомой группой, чтобы была возможность обрести новых друзей.

4. Если бы ты оказался в одиночестве на острове или в лесу, то:

а) почувствовал бы полную свободу;

б) занялся бы поиском выхода или каким-нибудь делом;

в) ощутил бы тоску, неприкаянность, страх.

5. В своё свободное время ты любишь:

а) читать, посещать библиотеку, шахматную секцию, зоопарк, лес, ловить рыбу, мечтать;

б) рисовать, читать, заниматься спортом, музыкой, шитьём или вязанием, ходить в походы, разговаривать по телефону, смотреть телевизор;

в) заниматься спортом, танцами, играть в ансамбле, петь в хоре, участвовать в спектаклях и концертах, путешествовать с друзьями, ходить с компанией в кино.

Если вы набрали от 5 до 8 баллов - советуем подумать о профессии, где вам не придётся общаться с большим числом людей (продавец, учитель, журналист и психолог в данном случае не очень подходят). Зато исследовательская деятельность или работа в охотохозяйстве, лесничестве, зверопитомнике или на собственной ферме, специальность программиста, слесаря или токаря, профессия бухгалтера, оператора ЭВМ вполне будут приемлемы для вас, поскольку ваши ответы показывают, что вы цените тишину, не любите шумных, незнакомых компаний. Вы чуть-чуть стеснительны и замкнуты, встречи с незнакомыми людьми вам доставляют беспокойство.

Ну а если в вашем активе от 12 до 15 очков, снова задумайтесь над выбором: стоит ли вам, человеку общительному, легко вступающему в контакт, отказываться от возможности иметь интересную профессию менеджера, агента по рекламе, коммерческого директора, продавца, дилера, учителя, брокера или тренера? В вас огромный потенциал энергии и сил, которых хватит для работы с большой аудиторией и коллективом коллег. Вам будет тесно в маленькой лаборатории или у конвейера, охотничьем хозяйстве или мастерской.

Анкета по профориентации.

1. Выбрал (а) ли ты профессию, если да, то какую?

2. Что ты знаешь о своей будущей профессии?

а) предмет, содержание и условия труда;

б) профессионально важные качества;

в) где можно получить эту профессию;

г) востребованность этой профессии на рынке труда.

3. Если не выбрал (а, то почему?

а) плохо знаю мир профессий;

б) плохо знаю свои возможности;

в) не могу выбрать из нескольких вариантов;

г) не знаю, как выбирать профессию.

4. Что повлияло на твой выбор?

а) самостоятельно принял решение;

б) посоветовали родители;

в) посоветовали друзья;

г) влияние оказали занятия с психологом-профконсультантом.

Фамилия Имя Отчество: ___

Дата рождения: ___

Место рождения: ___

Семейное положение: ___

Цель в поиске работы (какую работу вы можете и хотите делать) :

Дополнительная информация (сведения, которые подчеркивают ваши сильные стороны: знание иностранных языков, компьютерная грамотность, наличие водительских прав, аккуратность, внимательность, увлечения, какую бы хотели иметь заработанную плату и т. д.)

Определи профессию по группе слов :

1. Рисунок, проект, план, город, гармония, чертеж, конструкции, строительство, здания, памятники. (Архитектор)

2. Ткань, раскрой, костюм, ножницы, ателье. (Портной)

3. Белый халат, больной, поликлиника, диагноз. (Врач)

4. Верстак, рубанок, станок, древесина, мебель, мастерская. (Столяр)

6. Земля, природа, поле, теплица, сад, сорта, растения, уход, плоды, зерно, удобрения, урожай. (Агроном)

Назвать по другому эти профессии :

(юрист, менеджер, телеведущий, журналист, президент)

(конюх, ямщик, трубочист, ключник)

(врач, учитель, строитель, шофёр, повар)

(пожарный, каскадёр, космонавт, спасатель, военный, шахтёр)

Собери пословицу о труде (соединить стрелками) :

Кто не работает,

Чтобы рыбку съесть,

не выловишь рыбку из пруда.

надо в воду лезть.

а работа найдётся.

Выпускники вспомогательной школы, как правило, не достигают такого уровня профессионального самопознания, который позволил бы им самостоятельно объективно оценить свои склонности и возможности. Однако при этом они понимают необходимость труда, выражают желание трудиться и стать полезными членами общества.

Решающим фактором при выборе профессии взрослеющими учащимися вспомогательной школы становится влияние педагогов, воспитателей и система проводимой в школе профессиональной работы.


Одним из важнейших направлений деятельности педагога в условиях школы-интерната является профориентационная работа с учениками, которая призвана способствовать решению вопросов социализации личности подростка.

Одним из направлений работы педагога по социальной адаптации детей, по подготовке их к взрослой жизни, а также направленная работа по развитию личности является профориентация учащихся. Профессиональная ориентация рассматривается как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развитию и самореализации духовных и физических возможностей, формирования адекватных им профессиональных планов и намерений, реалистичного образа себя как профессионала. Профессиональное самосознание является одним из важнейших компонентов самосознания человека, как субъекта деятельности. Именно поэтому изучение и проведение профориентации детей подросткового возраста в общеобразовательных учреждениях стала наиболее актуальной на сегодняшний момент.

Изучением особенностей и проблем профориентации детей подросткового возраста в общеобразовательных учреждениях занимались такие отечественные ученые как А.К. Маркова, Г.С. Прыгин, Е.К. Климов, Н.С. Пряжников, Т.В. Кудрявцев и другие. Обращаясь к трудам зарубежных ученых, были изучены основные позиции П.С. Лернер, Л. Хьёлл, которые рассматривали данную проблему и подчеркивали важность профориентационной работы для формирования личности подростка.

Анализ теоретических подходов реальных ситуаций педагогической действительности по проведению профориентационных мероприятий среди подростков в общеобразовательных учреждениях обусловили проблему исследования: каковы наиболее оптимальные пути осуществления профориентации подростков, способствующих развитию личности, её профессиональных ценностей и знаний в общеобразовательном учреждении.

Под профориентацией понимается комплекс научно-обоснованных, медико-физиологических, психо-педагогических мероприятий, направленных на формирование профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным возможностям, особенностям каждой личности и запросами общества.

В результате этих мероприятий выявляется адекватный профвыбор, который позволяет успешно включиться в социальную среду. Адекватность профвыбора нужна в силу следующих обстоятельств:

1.Профвыбор дает возможность успешно включиться ребенку в систему трудовых отношений. Что эффективно будет сказываться на системе общей профориентации;

2. Адекватность профвыбора детей с нарушение интеллекта может быть затруднена с одной сторон ограниченным видом профдеятельности из-за отклонений в развитии и с другой стороны, у многих могут быть искажены представления о собственных возможностях к профессиональной деятельности.

Воспитанники коррекционного учреждения VIII вида с самого раннего возраста нуждаются в специальных условиях воспитания и обучения. Формирования необходимого уровня адаптивности к условиям социума, готовности к жизни в обществе и к выполнению общественно полезного труда требует усилий многих специалистов. Поскольку труд является одним из основных факторов, способствующих интеллектуальному развитию ребёнка, коррекционное учреждение VIII вида нацелено не только на формирование необходимых учебных знаний, умений и навыков у детей, но и на подготовку своих воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении.В связи с этим коррекционная задача по развитию интеллектуальных и адаптационных функций теснейшим образом связана с общесоциальной задачей трудового воспитания в школе VIII вида. Её решение позволяет выпускнику быть готовым к получению профессиональной подготовки и полноценному включению в производительный труд.

Практика показывает, что некоторая часть выпускников коррекционных школ идут на производство, выполняя там тяжёлые неквалифицированные виды труда, незначительная доля выпускников поступают в специальные учебные учреждения, и ещё меньшая часть получает образование и в дальнейшем успешно его применяет. Однако тем не менее и те и другие испытывают затруднение в последующем трудоустройстве.

Такое затруднение обуславливается несколькими факторами:

- психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда;

- отсутствием ясной жизненной перспективы, одной из причин которой является чувство социальной незащищённости в условиях современной экономики и политике;

- неадекватной самооценкой и недостаточно сформированной способностью оценки своих возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии, переоценке или недооценке своих возможностей;

- неспособностью адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и неготовность к определению определённых профессиональных трудностей;

- отсутствие необходимой поддержки со стороны семьи.

Таким образом, существует ряд серьезных проблем, нерешённость которых препятствует профессиональной интеграции в общество лиц с интеллектуальным недоразвитием.

По данным многих исследований, число детей, страдающих дефектами умственного развития, имеет тенденцию к увеличению. В связи с этим совершенствование форм и методов их реабилитации и социально-трудовой адаптации является одним из актуальных вопросов. Но для указанного совершенствования необходимо предварительное изучение всех особенностей развития таких детей.

Готовность к самостоятельной жизни предполагает, что молодой человек правильно выстраивает свои отношения с окружающими его людьми, имеет соответствующую его возможностям жизненную перспективу, любит и умеет трудиться и т. д. Характерная черта ранней юности - выстраивание жизненных планов. Жизненный план, в прямом смысле этого слова, возникает только тогда, когда предметом размышлений становятся не только конечный результат, но и способы его достижения, путь, которым человек намерен следовать, и те объективные и субъективные ресурсы, которые ему для этого понадобятся. То есть это план жизненного самоопределения, план того, чего человек хочет достигнуть, и профессиональное самоопределение играет в этом ключевую роль.

В коррекционной школе- интернате VIII вида подготовка таких детей к самостоятельной жизни и производственному труду является важнейшей задачей, решение которой обеспечивается всей системой учебно-воспитательной икоррекционной работыпедагогическогоколлектива. Наряду с трудовой подготовкой вшколе ведется работа по профориентации, то есть осуществляется система психолого-педагогических мероприятий, помогающих каждому подростку выбрать себе специальность с учетом потребности общества и своих способностей.

Но для адекватного выбора профессии подростком профориентационная работа должна быть грамотно индивидуально поставлена. Применяемые меры индивидуализации обучения чаще всего не основаны на всестороннем изучении возможностей ребенка, а являются вынужденными. Для осуществления индивидуального подхода большое значение имеет знание психологических особенностей различных групп учащихся. Помимо данных о глубине дефекта следует опираться на материалы психологии, освещающие особенности их мышления и эмоционально-волевой сферы, сочетание которых отражает сложную структуру личности этой категории детей.

Очевидно, что в решении этой проблемы существенную роль может сыграть программа, содержащая систему организационно-методических и практических мероприятий по профессиональной ориентации, профотбору, профессиональному самоопределению учащихся коррекционной школы, ставящая целью не только предоставление информации о мире профессий и дающая основу профессиональной ориентации, но и способствующая личностному развитию выпускников формированию у них способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями профессии, необходимые для успешной социальной и профессиональной адаптации.

Поэтому профориентационная работа в коррекционной школе VIII вида главным образом должна быть нацелена на актуализацию профессионального самоопределения учащихся посредством активизации специально организованной деятельности по получению информации о мире профессий и расширению границ самопознания.

Если же создать единую систему трудового воспитания и профориентации, то логическим результатом ее работы, показателем гражданской зрелости учащегося и, одновременно, показателем учебно-воспитательной работы школы станет профессиональное самоопределение выпускника, сознательный выбор им профессии.

Большой опыт по социальной и трудовой адаптации детей с различными нарушениям развития накоплен в российской специальной педагогике и специальной психологии. Этими авторами рассмотрены вопросы глубоко изучен аспект психологических особенностей умственно отсталого ребёнка при профессиональном самоопределении, механизмы социальной адаптации. В специальной школе VIII вида подготовка детей с ОВЗ к самостоятельной жизни и производственному труду является важнейшей задачей, решение которой обеспечивается всей системой учебно-воспитательной и коррекционной работы педагогического коллектива. Предпосылкой профориентационной работы является трудовая подготовка ребёнка, то есть осуществляется система психолого-педагогических мероприятий, помогающих каждому подростку выбрать себе специальность с учетом потребности общества и своих способностей. Но для адекватного выбора профессии умственно отсталым подростком профориентационная работа должна быть грамотно и индивидуально подобрана.

Ряд ученых, убедительно доказывают важность организации воспитательной работы при формировании профессионального самоопределения, которая в комплексе с учебной работой помогает достичь положительных результатов в социальной и трудовой адаптации ребёнка с ограниченными возможностями. Готовность к самостоятельной жизни предполагает, что молодой человек правильно выстраивает свои отношения с окружающими его людьми, имеет соответствующую его возможностям жизненную перспективу, любит и умеет трудиться и т. д. Жизненный план, в прямом смысле этого слова, возникает только тогда, когда предметом размышлений становятся не только конечный результат, но и способы его достижения, путь, которым человек намерен следовать, и те объективные и субъективные ресурсы, которые ему для этого понадобятся. То есть это план жизненного самоопределения, план того, чего человек хочет достигнуть, и профессиональное самоопределение играет в этом ключевую роль.

Все авторы, как само собой разумеющееся, рассматривают вопросытрудоустройства выпускниковшкол. Однако лишь некоторые из них выделяют это в самостоятельный компонент профориентации (Я.Будкевич). Нельзя оставлять трудоустройство выпускников неконтролируемым процессом и заканчивать всю профориентацию в школе выдачей аттестата. Необходима непосредственная помощь учащимся после окончания школы. Другой путь - контроль над реальным трудоустройством и проверка, таким образом, удачности выданного на консультации совета. Эта работа необходима для накопления опыта и избежания ошибок при проведении профессиональной консультации. Этот вид деятельности школы в педагогической литературе называют постконсультационным контролем.

Сложности профессионального самоопределения выпускников школы-интерната

Профессиональное самоопределение постоянно подвержено влиянию разнообразных факторов. Можно выделить как минимум четыре их группы.

Во-первых, социально-экономические факторы.

На разных этапах своего развития общество предлагает разные сферы приложения сил молодому человеку, вступающему в жизнь. В первую очередь это относится к спектру профессий, перспективам их изменения и развития, способам и орудиям труда, потребностям общества в тех или иных специалистах. Не меньшее значение имеют и моральные и материальные стимулы конкретного профессионального труда, престиж профессии, важность для общества на данном этапе его развития и т. д.

Ко второй группе относятся социально-психологические факторы.

Это, в первую очередь, социальное окружение (семья, круг друзей, школа и т. д.) Под влиянием социального окружения формируются ценностные ориентации личности, определенное отношение к разным группам профессий, специфические социальные ожидания, установки и стереотипы.

Третью группу составляют собственно психологические факторы.

Это личностные интересы и склонности, общие и специальные способности, уровень интеллектуального и личностного развития, особенности памяти, внимания, моторики и тому подобное.

Четвертая группа включает в себя индивидуально-психологические особенности учащегося.

Они определяют динамические характеристики протекания психических процессов, выражаются в виде разных темпераментов и могут либо способствовать выполнению отдельных видов деятельности, либо затруднять их.

Исследования различных авторов свидетельствуют о том, что учащиеся коррекционной школы- интернат наиболее успешно овладевают общепрактическими и трудовыми навыками на 7-8 годах обучения. В этот период у них появляется потребность обсуждать вопросы будущего. Представления о выбираемой профессии носят, как правило, практическую направленность, что связано с характером трудового обучения в школе и с уже приобретенными трудовыми навыками и умениями. Однако при этом школьники с ОВЗ отдают явное предпочтение таким недоступным для них специальностям, как водитель и т. д. Лишь к концу обучения в школе они начинают отдавать предпочтение доступным для них производственным профессиям (швея, столяр, маляр и др.). Также обнаруживается завышенная самооценка, имеющая тенденцию к объективизации по мере взросления ученика.

Профессиональное самоопределение таких подростков затруднено в связи с бедностью жизненного опыта, ограниченностью знаний, неточностью понятий, представлений, незрелостью чувств, интересов, неадекватностью самооценки. Поэтому профессиональное самоопределение детей с ОВЗ должно осуществляться под руководством школы, семьи, общества. Выпускники специальной школы VIII вида, как правило, не достигают такого уровня профессионального самопознания, который позволил бы им самостоятельно объективно соотнести свои предпочтения со своими возможностями. Однако, при этом, они понимают необходимость труда, выражают желание трудиться и стать полезными членами общества.

В систему профориентационной деятельности коррекционной школы входит также и работа с родителями по подготовке учащихся к правильному выбору профессии. Но из-за того, что часто школы являются школами интернатного типа, дети проживают в сельской местности и из-за отрицательного отношения родителей (в основном из неблагополучных семей), данная работа не охватывает родителей всех учащихся. Родители, занимающиеся трудоустройством своих детей, в выборе профессии часто руководствуются несущественными мотивами, в то время как индивидуальные психофизиологические особенности ими не учитываются.Сопоставляя данные о несоответствии фактического трудоустройства, полученной профессиональной подготовке с тем фактом, что большинство учащихся трудоустроились самостоятельно или с помощью родителей, можно высказать мнение о необходимости проведения более целенаправленной и более эффективной профессиональной ориентации.

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА КОРРЕКЦИОННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Модель выпускника (личность активная и самостоятельная, с навыками культурного поведения, с реализацией потенциальных возможностей путем включения после школы в трудовую жизнь общества).

1. Способен оценивать свое физическое состояние и знающий. возможности своего организма на достаточном уровне.

2.Умеющий пользоваться услугами службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи.

3.Обладающий навыками самообслуживания и личной гигиены.

4. Способный вести домашнее хозяйство, готовый к семейной жизни.

5. Обладающий общетрудовыми умениями и навыками, умеющий выполнять и контролировать ход своей работы.

6. Обученный профессиональным приемам труда по определенной специальности в рамках школьной программы.

7.Адаптированный к условиям социальной жизни.


-75%

Люди с ограниченными возможностями здоровья

Дети с ОВЗ – это лица с рождения до 18 лет, у которых диагностированы отклонения и патологии физического и (или) психического развития, требующие специальных условий для получения среднего образования, а также социализации и труда.

  • Выбор специальной школы или инклюзивного класса в обычной.
  • Определение индивидуальных программ и методик учебно-воспитательного процесса.
  • Обучение с ориентацией на личность.
  • Психологическая поддержка и медицинское сопровождение.
  • Самоопределение (предпрофессиональное и профессиональное), позволяющее интегрироваться в социум и самореализоваться.

Профессиональное самоопределение детей с ОВЗ имеет огромное значение. При наличии проблем со здоровьем правильный выбор вида деятельности особенно важен, так как некорректные установки и стереотипы у подростков с инвалидностью могут спровоцировать:

  • депривацию (снижение возможности удовлетворения базовых потребностей);
  • социальную дезадаптацию;
  • ухудшение состояния здоровья.

Чтобы ОВЗ выпускника школы не стали непреодолимой преградой для его успешности и конкурентоспособности, нужно прямо с первого класса приступать к формированию у него профессиональной мотивации. Для этого следует активно внедрять в учебно-воспитательный процесс систему предпрофессионального ориентирования, которая предполагает проведение экскурсий и викторин, сюжетно-ролевые игры, а также привлечение учащегося к выполнению простейших трудовых действий на правах помощника взрослого специалиста.

Результативность профориентации инвалидов, в первую очередь, зависит от качества работы педагога и психолога. Они должны не только учитывать особенности конкретной нозологии и возраст ребенка с ОВЗ, но и взаимодействовать с его родителями или опекунами, которые могут навязывать ему свое мнение касательно профессиональных предпочтений, не учитывая при этом его пожеланий, возможностей и способностей.

Задачи профориентолога

Психологи утверждают, что люди со врожденными либо приобретенными в младенчестве нарушениями развития зачастую имеют и психологическую травму. Осознание собственной дефектности и сопутствующих ей физических ограничений порождает неадекватность самооценки, ранимость, уход в маргинальность, отказ от общения. Усиливает и закрепляет негативные социальные установки уже обретенный ребенком (подростком) отрицательный опыт коммуникации со здоровыми одногодками либо взрослыми, которые демонстрировали свое превосходство и всячески подчеркивали неполноценность человека с инвалидностью. В результате человек с ОВЗ попадает в ловушку общественной изоляции.

В процессе проведения профориентационных мероприятий для детей с ограничениями трудоспособности профориентолог решает такие задачи:

  • устанавливает характер и степень выраженности патологии;
  • изучает особенности и возможности интеллекта и психофизиологии ребенка;
  • определяет доступные виды занятости;
  • учитывает индивидуальные способности и интересы при выборе профессии.

Известно, что окончательно с видом деятельности человек определяется лишь в зрелом возрасте. Менять его в эти годы многим очень сложно. Еще тяжелее исправлять ошибочный выбор людям с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому, как уже упоминалось, качественную профориентацию детей с ОВЗ необходимо проводить уже в школьном возрасте, начиная с 1-го года учебы. В период получения среднего образования такие учащиеся нуждаются в адекватной помощи с самоопределением. Профориентолог должен не навязывать ребенку свою точку зрения, а подталкивать его ко всестороннему анализу разных профессий и принятию осмысленного решения на основе самостоятельно сделанных выводов.

Направления профориентации для детей с инвалидностью

В общеобразовательном заведении с инклюзией профориентацией детей с ОВЗ обязаны заниматься сотрудники службы психолого-медико-педагогического сопровождения. Желательно, чтобы их работа предусматривала активное взаимодействие с социальными партнерами – например, с общественными организациями людей с инвалидностью.

Профориентация лиц с ОВЗ должна проводиться комплексно, охватывая сразу несколько направлений: диагностическое, просветительское, коррекционное и консультативное. Рассмотрим подробно каждое из них.

Диагностическое

При разработке рекомендаций к выбору профессии нужно исходить из степени интеллектуальной и физической трудоспособности, состояния сенсомоторной и эмоционально-волевой сфер личности, уровня развития речи и коммуникативных навыков. Чтобы определить виды деятельности, посильные ребенку с ОВЗ, надо узнать его способности и интересы. Для этого применяют опросники и подобные диагностические методы. С их помощью можно выявить:

  • степень готовности к самоопределению;
  • мотив выбора рода занятий;
  • профессиональные увлечения учащегося.

Кроме того, необходимо тщательно изучить соотношение физических ограничений с видами труда. К примеру, детям с нарушениями слуха не стоит выбирать профессии, связанные с обязательной словесной коммуникацией, опорой на слуховое восприятие и вестибулярный аппарат. В процессе профориентации нужно обязательно учитывать показания и противопоказания врача к условиям работы.

Просветительское

Умение удачно выбирать профессию не появится у детей с ОВЗ само по себе. Для его формирования нужно внедрить в программу подготовки учащихся 5-12 классов блок правовой информации. Им следует четко знать и понимать, что у них есть неотъемлемое право на медицинскую, психологическую, педагогическую, социальную помощь, а также содействие в адаптации в социуме. Также подросткам с инвалидностью потребуются актуальные данные о состоянии рынка труда, требованиях работодателей и рабочих обязанностях.

Если нарушения зрения у школьника не сопровождаются проблемами с психикой и мышлением, ему следует рекомендовать профессии, раскрывающие интеллектуальный потенциал и творческие способности. Некоторые люди с плохим или отсутствующим зрением, но с хорошим слухом получают музыкальное образование, после чего устраиваются настройщиками инструментов, аккомпаниаторами и вокалистами. При наличии соответствующих склонностей можно пробовать себя в скульптуре и резьбе по дереву. Если нет проблем с коммуникацией, желательно обратить внимание на профессию преподавателя. Проживающие в поселках и селах могут заняться землеустройством, пчеловодством, овощеводством, садоводством, агрономией.

К сожалению, сегодня учащихся школ для слепых и слабовидящих ограничивают весьма скудным набором видов профессиональной деятельности. В будущем им предлагают освоить массаж, заниматься переплетными, картонажными, электромонтажными и машиносборочными работами; кройкой по лекалам, шитьем, плетением и вязанием; ручной обработкой металла и пластмассы (резать, плавить, штамповать и так далее); расфасовкой, укладкой и упаковкой различных заготовок, полуфабрикатов и готовых продуктов, а также наклейкой ярлыков.

Коррекционное

В рамках профориентации с детьми с ОВЗ обязательно должна проводиться коррекционная работа. Ее основная задача – обеспечить им максимальные самостоятельность и независимость при выборе профессии, способствовать разумному и осознанному самоопределению. Ребенку с инвалидностью нужно помочь в освоении доступных ему видов занятости, учитывая его предпочтения и естественные склонности.

Коррекция в целом направлена на развитие сенсомоторной базы высших функций психики (исправление недостатков внимания, восприятия, зрительно-двигательной координации, моторики пальцев рук, наглядно-действенного мышления), получение и усовершенствование навыков предметно-практической деятельности. Все это необходимо для чувственного познания действительности и адекватной социализации. Кроме того, грамотная коррекция помогает детям с ограниченными физическими и интеллектуальными возможностями понять, что выбор профессии следует делать, основываясь на собственных возможностях и актуальных потребностях общества.

Консультативное

Обязанность педагога, работающего с детьми с инвалидностью, – консультировать их в процессе выбора факультативных занятий, кружков и спортивных секций, обучающих курсов, характера работы в исследовательской деятельности. Для реализации этого направления также можно задействовать различные внеурочные формы, а также опираться на программы школьных предметов, не забывая о междисциплинарных связях.

Формы профориентации для детей с ОВЗ

Не существует универсальных форм, приемов и методов профориентационной работы с учащимися с инвалидностью. Они разрабатываются и подбираются с учетом таких факторов: характер патологии, тяжесть заболевания, личные и возрастные особенности. Ознакомиться с ними можно в сборниках методических материалов и авторских программах профориентации для детей с ОВЗ.

Объединяют их задачи:

  • создание оптимальных условий для профессионального самоопределения учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • активизация личного участия детей с инвалидностью в прогнозировании собственного будущего;
  • побуждение школьников к знакомству с разными профессиями.

В результате учащиеся получают:

  • возможность самостоятельного выбора и анализа информации;
  • базовое и углубленное (согласно возрасту) понятие о сферах деятельности и профессиях – фундамент для самоопределения;
  • умение самостоятельно решать, кем стать;
  • инструменты для самопознания и возможность определять с их помощью наличие у себя способностей и талантов, которые необходимы для той или иной профессии;
  • навыки выполнения практических элементов некоторых видов деятельности;
  • возможность тренировать умение работать индивидуально и в составе команды.

Подходы к профориентации для разных нозологических групп

Программа профориентационной работы с детьми с ОВЗ должна учитывать особенности ее организации и разницу в подходах зависимо от нозологий. Формы занятий для ребенка с проблемами со зрением будут существенно отличаться от тех, которые используются для школьника с глухотой. Кроме того, важно принимать во внимание наличие других особых физических и интеллектуальных потребностей каждого учащегося, опираться на уровень его общего развития.

У большинства детей с ОВЗ имеются психологические барьеры, комплексы, которые серьезно мешают им в самоопределении. Чтобы профессиональная ориентация принесла максимальный результат, нужно сглаживать или устранять их. Предлагаем ознакомиться со способами коррекции психологических особенностей, которые чаще всего наблюдаются у школьников, страдающих нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, а также различными соматическими заболеваниями.

Нарушения слуха

Профессиональная ориентация детей с ОВЗ, которые страдают нарушениями слуха, предусматривает сопутствующее решение таких задач:

  • снижение уровня или устранение тревожности и борьба со стрессом;
  • развитие коммуникативных способностей и уверенности в себе;
  • выработка позитивного отношения к себе и оптимизма в перспективах трудоустройства;
  • развитие тех качеств личности и черт характера, которые потребуются для достижения успеха в выбранном виде деятельности;
  • содействие адаптации в социуме, самоорганизации и самоопределению;
  • тренировка логического и критического мышления.

Нарушения зрения

Психологические особенности Способы коррекции
Ограниченность общения со здоровыми сверстниками, обусловленная сложностями в коммуникации и выстраивании отношений с ними. Недостаточность социализации. Профессиональная ориентация должна содержать элементы тимбилдинга. Еще лучше, если работа над командообразованием и организацией коллективной деятельности станет подготовкой к ней. Следует приобщать к профориентации зрячих учащихся, чтобы они помогали своим слепым или слабовидящим одоклассникам.
Трудности восприятия информации и обмена ею. Компенсация сложностей в получении и передаче информации с помощью электронных технологий (смартфоны, планшеты, ноутбуки). Проведение в рамках профориентации тренингов социально-психологической направленности для совершенствования навыков общения, формирования коммуникативной компетентности, а также развития эмоционального интеллекта.

При профессиональной ориентации детей с проблемами со зрением нужно обязательно развивать их коммуникативные навыки и воспитывать позитивное самовосприятие. Цель: достичь позиционирования себя как полноценного человека, который хочет и может учиться и трудиться (такое намерение годится для любой нозологической группы). Педагог также должен активно содействовать сплочению коллектива учащихся, в котором присутствуют слабовидящие дети, формированию в нем доброжелательных отношений и дружбы, помогать ребятам с ОВЗ адаптироваться среди сверстников. Кроме того, необходимо акцентировать внимание школьников на понимании инвалидности, прививать толерантность к физическим и интеллектуальным ограничениям не только у одноклассников, но и у других людей.

Нарушения опорно-двигательного аппарата

Проблемы с эмоциональной сферой и коммуникацией, некоторые особенности интеллектуального развития чаще всего не мешают детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата иметь высокий уровень эрудиции и весьма неплохо учиться. Основываясь на сохранных функциях психики, талантах, склонностях и предпочтениях, совершенствуя навыки общения, эмоциональный интеллект, активность в социуме и творческую самостоятельность, можно восполнить дефицит личностного формирования и достичь успеха в профессиональной ориентации подростков, относящихся к этой нозологической категории. В результате им будет легче сделать выбор оптимального вида деятельности и трудоустроиться, последовательно пройдя все этапы этого процесса: анализ информации, планирование дальнейших шагов (например, обучение), освоение подходящей профессии, поиски вакансий, прохождение собеседования, адаптация в коллективе.

Соматические заболевания

Подводя итоги

Профориентационная подготовка – одно из самых важных средств интеграции ребенка с ОВЗ в социум и адаптации в нем. Наличие у учащихся физических и/или интеллектуальных, психических ограничений делает эту работу довольно сложной. Поэтому приступать к ней нужно как можно раньше – как только состояние и возможности школьника позволят размышлять о том, кем он хочет стать в будущем. Профессиональной ориентацией должны быть охвачены ученики с инвалидностью в учебных заведениях всех типов и форм собственности. Ее основная задача – определить оптимальные для подростков с ОВЗ сферы деятельности и донести до них, что лучшая работа – это та, которая соответствует их умениям и знаниям. Чтобы достичь максимально возможных результатов, педагогу следует учитывать личные предпочтения и увлечения каждого ребенка, реально оценивать его склонности и соотносить это все с поставленным диагнозом и прогнозами медиков.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Профориентация детей с ОВЗ в условиях школы-интерната

Кофанова Вера Владимировна, воспитатель 6 социальной семьи

Ключевые слова: профориентация, дети с ОВЗ

Актуальность профориентационной помощи воспитанникам с ОВЗ очевидна. Профориентация – это определенная система мероприятий, направленных на наиболее эффективное решение проблемы сопряжения человека и профессии. Это система психолого-педагогических, медицинских и государственных мероприятий, помогающих человеку, вступающему в жизнь, избрать свою профессию с учетом своих интересов, способностей и возможностей.

В нашей стране уделяется большое внимание вопросам профессиональной ориентации молодёжи. Разработкой научных основ профориентации учащихся занимались: Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко и среди сегодняшних методистов: Климов Е. А., Пряжников Н.С., С.Н. Чистякова, Махеева О.А., Савченко М.Ю. и другие.

Моя группа семейного типа №6 состоит из 5 девочек и 3 мальчиков: Сафонова Екатерина, Сафонов Алексей, Васильева Надежда, Иванова Анна, Ломакин Сергей, Разинькова Елена, Пряхина Полина, Ревин Дмитрий (возраст 15 - 16 лет). Мы являемся уже выпускной группой, то и проблема профессионального самоопределения является актуальной для нас. Смысл профориентационной работы заключается в том, чтобы помочь детям с ОВЗ, правильно и своевременно сориентироваться в мире современных профессий и не ошибиться в выборе будущего. В течение 2 лет я знакомлю воспитанников с миром профессий, с видами и особенностями рабочих профессий, провожу диагностические исследования детей с целью выявления особенностей, склонностей, интересов личности в 8 – 9 классе.

Система воспитательной работы строится так, что воспитанники закрепляют материал не только на профориентационных занятиях, но и в повседневной жизни (оказание помощи взрослым по ремонту: мебели, косметическому ремонту, подклейка обоев, ремонт дверных ручек, закрепление стендов и т.д.), обслуживающий труд (уборка жилых помещений, территории, выполняют поручения).

В проведение занятий по профориентации воспитанников, продумываю цель и подбираю методы, средства. Учитываю содержания и характер изучаемого материала, возрастные особенности воспитанников и уровень их профориентационной готовности.

В содержание каждого занятия включаю, информационный блок, вопросы или проблемы для обсуждения с подростками, также практические игры, упражнения, которые делают занятие более интересными и динамичными. Такие занятия углубляют и расширяют знания воспитанников с ОВЗ, повышают их интерес к выбору профессии.

В структуре воспитательных занятий по профориентационной работе использую различные методы, их можно условно разделить на 4 блока:

Профориентационное консультирование . Связь со специалистами школы-интерната: администрацией, педагогом-психологом, социальным педагогом, врачом, библиотекарем.

Рассмотрим наиболее характерные методы и их применение.

Профориентационная беседа – наиболее распространённый метод. Дается задание, например, собрать информацию о данной профессии (из бесед со знакомыми или другими выпускниками, используя литературные источники, передачи по телевидению, и др.).

Цель: актуализация уже имеющихся знаний о профессиях;

расширение знаний о мире профессионального труда.

Цель: повысить уровень осознания участниками типичного и специфичного в профессиональной деятельности различных специалистов.

Экскурсия – одна из важнейших форм по ознакомлению учащихся с организацией производства, основными профессиями различных предприятий (в столовую, медучреждения).

К основным методам профориентационной работы по организации целенаправленной деятельности учащихся по подготовке их к сознательному выбору профессии относятся в основном практические работы и занятия: оказание помощи взрослым по ремонту: мебели, косметическому ремонту (шпаклевание стен, подклейка обоев, ремонт дверных ручек, закрепление стендов и т. д.), обслуживающий труд (уборка жилых помещений, территории). Участие в кружках и выставках поделок по декоративно-прикладному творчеству способны оказать значительную помощь воспитанников в выборе профессии. В процессе ознакомлениями воспитанников с определёнными профессиями в кружках создаётся возможность ориентировки их на овладение навыками, развитие трудовой и познавательной активности и самостоятельности. Достигается это организацией занятий в соответствии с интересами, желаниями самих воспитанников.

Одна из важнейших задач профориентационной работы, проводимой педагогом это – изучение личности школьников, без чего невозможно ориентировать воспитанников на выбор соответствующих профессий.

На индивидуальных занятиях расширяю у воспитанника представления о возможностях использования своих склонностей и способностей, интересов, увлечений – беседую с воспитанником, предлагаю изготовить различные поделки, выполнить поручения, при этом использую индивидуально – дифференцированный подход. Учитывая их психофизические особенности в различных видах выполняемых работ, как письменных, заполнение анкет, тестов, так и при выполнение практических заданий, так и при усвоение программного материала. Дифференциация воспитанников по группам позволяет точнее определять средства воздействия, которые будучи эффективными в одной группе могут оказаться неэффективными в другой. Дифференциальный подход позволяет вести профориентационную работу более целенаправленно, а следовательно, и более эффективно.)

Важную роль в осуществлении профессионального самоопределения каждого воспитанника играет педагог. Поэтому, каждый ученик знает о существовании массовых рабочих профессий, в определённой мере знает, чем занимаются рабочие. Но одно дело – знать, а другое – самому выполнить работу, изготовить изделие, которое будет полезно окружающим. Ни с чем не сравнить возникающее у человека, а особенно у подростков, чувства радости, гордости от выполненной работы. Именно поэтому перед педагогом стоит задача так организовать работу, чтобы каждый ученик не только испытал подобные чувства, но чтобы они переросли в желание, а затем и в привычку трудиться, приносить пользу людям, чтобы возник устойчивый интерес выбора профессии.

1. Батышев С. Я. Трудовая подготовка школьников.//Вопросы теории и методики. - Москва, 1981.

2. Бондарь В. И., Еременко И. Г. О совершенствовании подготовки умственно отсталых детей к самостоятельному труду.//Дефектология. -1990. - № 3.

3. Взаимодействие школы, семьи и общественности в подготовке школьников к выбору профессии: Сб. науч. трудов./Под ред. С. Н. Чистяковой. - Москва, 1989.

4. Воронкова М. В. О структуре и учебном плане школы-интерната (школы) VIII вида для детей с умственной отсталостью.//Дефектология. -1996. - № 3.

5. Ковалева Е. А. О подготовке учащихся вспомогательных школ к обучению в профессионально-технических училищах.//Дефектология. - 1991.

Читайте также: