Краткое содержание за 2 минуты

Обновлено: 07.07.2024

Главный герой произведения Борис Гориков живет в провинциальном городке Арзамасе, похожем на монастырь. Борис любил в праздничные дни взбираться на колокольни, которых было много в городке, и смотреть на свою прекрасную малую родину. Отец главного героя был солдатом, воевал на фронтах 1 мировой войны. Мать работала в больнице. Борис, который учился в училище, был предоставлен сам себе. Мать уже давно не ругала его за плохие отметки. Подросток ненавидел уроки чистописания и французского.

В училище работает преподавателем мужчина по фамилии Галка. Он — революционер, член партии большевиков. Мужчина рассказывает Борису всю правду о происходящих событиях в России и на фронтах. В стране начинаются революционные события, власть в руки берёт Временное правительство. Борис начинает ходить на митинги и слушать выступления представителей разных партий. Борис решает сбежать из дома. Вначале он едет к дяде, но понимает, что мужчина не поддерживает бедняков. Здесь он встречается с учителем Галкой и уезжает на фронт сражаться в рядах Красной Армии.

Борису пришлось много пережить. Он попадает к партизанам, сближается с мужчиной по фамилии Чубуком, который намного старше подростка. Затем они попадают к плен к белым. Чубуку расстреливают, а Борису удается сбежать и вернуться в Красную Армию. После страшных событий подростка постоянно мучит совесть. Он считает себя виновным в смерти Чубука. Борис принимает решение, вступить в ряды партии большевиков.

Произведение учит отстаивать свою точку зрения и бороться за неё.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Часть вторая. Весёлое время

Двадцать пятого февраля отца Бориса расстреляли за побег с фронта и антипра­ви­тель­ственную пропаганду. Второго марта в городе узнали, что произошла революция и теперь страной управляет Временное правительство.

Соборный священник объявил, что Иисус тоже был социалистом и революционером, поэтому большая часть арзамасцев, включая Федьку, примкнула к эсерам — партии социалистов-революционеров.

На улицах Арзамаса проходили митинги, раздавались листовки. В городе появился учитель по прозвищу Галка, которого когда-то посадили в тюрьму.

Галка — бывший учитель, большевик, немолодой, умный и образованный, походкой похож на птицу галку, настоящее имя — Семён Иванович

Встретив Бориса, Галка сказал, что сидел вместе с его отцом. От него Борис узнал, что и отец, и Галка были большевиками.

С этого момента всё свободное время Борис проводил в клубе большевиков.

Точно очистки картофеля под острым ножом, вылетала вся шелуха, которой до сих пор была забита моя голова.

Большевики выступали не на городских митингах, а у бараков беженцев, в деревнях. На одном из таких собраний Борис встретил Федьку, раздававшего в толпе листовки от партии эсеров, и отказался ему помогать.

Несмотря на смену власти, жизнь в стране не изменилась. Войну эсеры собирались вести до полной победы, земля по-прежнему принадлежала помещикам, а заводы — капиталистам.

Часть первая. Школа

Двенадца­тилетний Борис Гориков жил в тихом городке Арзамасе.
Борис Гориков — школьник, легкомысленный, недисци­пли­ни­рованный, наивный, храбрый и честный

Отец Бориса, школьный учитель, воевал на фронте Первой мировой войны, мать работала фельдшерицей. Маленькая сестрёнка Бориса в школу ещё не ходила.

Федя Башмачников — друг Бориса, сын почтальона, рассуди­тельный всезнайка, интересуется политикой

Бориса огорчало, что его отец редко шлёт письма и не рассказывает в них о своих подвигах. Однажды незнакомый солдат принёс весточку от отца — толстое письмо и свёрток для Бориса. Он рассказал о голодной жизни в окопах. Борис с удивлением понял, что ничего героического в этой жизни нет, а простые солдаты не хотят воевать.

Слова солдата оставляли на душе осадок горькой сухой пыли, и эта пыль постепенно обволакивала густым налётом все до тех пор чёткие и понятные для меня представления о войне…

В свёртке оказался небольшой маузер с запасной обоймой, а над толстым письмом мать проплакала всю ночь.

В сентябре отец Бориса вернулся с фронта. В дом он пробрался тайком, и Борис сразу понял, что он дезертир. Отец на многое открыл Борису глаза. Оказалось, что немцы тоже не хотят воевать, но правительства воюющих стран не желают заключать мир. Отец считал, что их придётся заставить сделать это.

В школе узнали, что отец Бориса — дезертир, от мальчика все отвернулись. Отец прятался у кладбищенского сторожа, и Борис подружился с его сыном Тимкой.

Тимка — друг Бориса, сын кладбищенского сторожа, маленький, щуплый, слабый, боязливый, единственное увлечение — ловля певчих птиц

Микропересказ : Деревенский мальчик спасает тонущего в омуте приятеля и плачет от радости и пережитого страха.


Первая рыба у Яшки срывается с крючка, но вскоре он ловит большого леща. Вдруг большой ком земли, на котором стоит Володя, сползает в реку — мальчик падает в воду, начинает барахтаться и захлёбываться. Яшка бросается в омут, подныривает под Володю, хватает его за руку и вытаскивает на берег. Затем поднимает друга за ноги вверх, насколько хватает сил, и трясёт. Изо рта Володи вытекает вода, он стонет, и судорога проходит по его телу. Вскоре он приходит в себя, и тогда Яшка начинает реветь, задыхаясь и стыдясь своих слёз. Он плачет от радости, от пережитого страха, от того, что всё хорошо кончилось, и он спас Володю. Володя тоже начинает плакать, глядя на спокойную воду в омуте, солнце и кусты, обрызганные росой.

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Братья любили подолгу сидеть на заборе, закинув самодельные удочки в старую бадью с водой. Они глядели в мутную воду и представляли, как поймают настоящую рыбу. Их фантазии прервал голос лакея Павла. Он посмеялся над очередной выдумкой ребят и велел им идти домой.

Возле крыльца своего дома братья увидели толпу народа. Все жильцы собрались на мощеном дворе вокруг телеги, в которой находился калека, лишенный рук с самого рождения. Рядом с телегой стоял высокий длинноусый человек, он объявил толпе, что перед ними – феномен, Ян Криштоф Залуский, он умеет делать ногами то, что обычно человек может выполнять только руками. Калека продемонстрировал, как с помощью ног он может вдеть нитку в иглу и даже перекреститься. Матвей, так звали длинноусого, снимал шляпу и народ подавал ему монеты, кто сколько мог.

Матвей снова снял шляпу, чтобы собрать заслуженные деньги за представление. Мать братьев с благодарностью посмотрела на калеку, она подала больше всех. Их отец тоже бросил монету и сказал, что это скорее не афоризм, а парадокс. Из уст феномена эти слова действительно звучали как парадокс, калека менее всего был создан для счастья.

После обеда Матвей с феноменом ушли со двора, но ребятам хотелось еще раз увидеть необычного человека без рук. Ян Залуский заметил братьев, когда они выбежали к переулку. Он неприятно расхохотался над тем, что ребята пришли посмотреть на него бесплатно, но не стал их наказывать. Феномен хотел, чтобы ребята навсегда запомнили предназначение человека.

Всю ночь братья плохо спали: вскрикивали и плакали. Ребята в первый раз столкнулись с жизненным противоречием.

Главные герои и их характеристика:

  • Братья – двое мальчишек, старшему брату 10 лет, младшему – 8; братья большие выдумщики, во время игр они часто погружаются в мир своих фантазий, отрешившись от скучной реальности, они еще не задумывались, о жизненном предназначении человека.
  • Ян Криштоф Залуский – шляхтич из Заславского повета, инвалид, лишенный рук с рождения, он развлекает публику разными трюками и этим кормит свою семью.

Второстепенные герои и характеристика:

  • Полковник Дударев – молчаливый, склонный к полноте человек, по профессии – военный доктор, пользуется уважением за свой ум и бескорыстие.
  • Пан Уляницкий – старый холостой мужчина с ласково-фальшивой интонацией в голосе.
  • Лакей Павел – бесчувственный, отчасти насмешливый человек, реалист и прагматик, служит в доме, где живут братья.
  • Матвей – высокий длинноусый человек, сопровождает своего родственника Яна Залуского, помогает ему зарабатывать.
  • Мать и отец братьев – заботливые родители шестерых детей, отец служит, мать занимается делами по-хозяйству.

Глава 1.

Братья сидели на заборе в тени большого тополя перед старой бадьей с водой. Они смастерили себе удочки из тополиных веток, опустили их в воду и представляли, как поймают живую рыбу.

Ребята играли в тихом и никому не нужном уголке двора, где никто не мешал им погружаться в свои детские фантазии.

Посреди уголка на куче мусора лежал старый кузов какого-то древнего экипажа. Этот кузов хранил в себе память о необычайных приключениях былых времен. Когда братьям надоедала реальная жизнь на больших дворах, они приходили в свое любимое место, и старый сломанный кузов превращался для них в роскошную золотую карету. Братья садились в воображаемую карету и представляли, как они останавливаются в одиноких гостиницах, сражаются со свирепыми разбойниками и спасают беззащитных женщин.

Ребята перестали интересоваться старым кузовом, когда младший брат придумал новую игру. Вот уже целую неделю любимым занятием братьев было сидеть на заборе, над бадьей, с опущенными в нее крючками.

Братья еще никогда не задумывались о предназначении человека в жизни.

Глава 2.

Однажды, в фантастический мир братьев, погрузившихся в созерцание зеленой воды, проник неприятный голос лакея Павла. Он велел ребятам идти домой, в свои комнаты. Братьям показалось странным, что за ними пришел Павел, его отправлял отец только изредка. Обычно мать отправляла за мальчишками служанку Килимку.

Павел был серьезным человеком. Своими трезвыми замечаниями он сломал не одну фантазию братьев. Так произошло и сейчас. Лакей удивленно взглянул на мальчишек и подумал, что они снова занимаются глупым делом. Он посмеялся над самодельными удочками и сказал, что удилище должно быть из орешника, а не из тополя, а крючок с зазубринами нужно привязывать на конский волос. У ребят же вместо настоящих крючков висели медные булавки на белой нитке.

Братья нехотя спустились с забора и пошли домой.

Глава 3.

На дворе стояло три дома. В каждом доме жила отдельная семья и несколько одиноких жильцов, снимавших комнаты, как, например, пан Уляницкий. Все жильцы столпились в мощеном дворе у крыльца квартиры, где жили братья.

Отец ребят сидел на верхних ступенях крыльца. Неподалеку от отца – военный доктор, полковник Дударов. Он, по своему обыкновению, молча, курил трубку. Его уважали за ум и бескорыстие. Здесь же была и мать, наверно ее недавно оторвали от важных дел по хозяйству.

Люди глядели на необычного человека с большой головой, маленьким туловищем и длинными ногами, как у паука. Этот феномен располагался в телеге, рядом с которой стоял его сопровождающий – высокий длинноусый человек. Пан Уляницкий подзывал братьев слащавым голосом, подойти ближе к незнакомцам.

Длинноусый сдернул с калеки, куртку и расстегнул ворот его рубахи, и всем открылись обнаженные плечи без рук. Сопровождающий объявил собравшемуся народу, что перед ними – Ян Криштоф Залуский, у него нет рук и не было от рождения. Несмотря на свое уродство, этот человек – просвещенный. Феномен продемонстрировал, как при помощи одной ноги он может стянуть сапог с другой. Лакей Павел громко рассмеялся над фокусами калеки.

Представление продолжалось. Феномен расчесал свою бороду, держа в ноге гребенку, и продемонстрировал, как он крестится ногой.

Длинноусый обратился за подаянием к народу. Ян Залуский поднял серебряную монету, которую бросил доктор и пообещал, что отдаст ее первому попавшемуся бедняку.

В конце представления феномен пообещал написать поучительный афоризм тому, кто пожелает. Ян Залуский оглядел народ в поисках желающего, и его взгляд остановился на братьях. Ребята испугались так, словно их заставили зайти в темную комнату, чтобы отучиться от суеверных страхов. На лице матери братьев отразилась тревога.

Глава 4.

После обеда братья выбежали на небольшой дворик за домами, чтобы еще раз взглянуть на безрукого карлика и стали свидетелями еще одного происшествия. Матвей тащил за собой телегу, в которой сидел феномен, а навстречу им шел бедный старик с восьмилетней девочкой. Ян Залуский остановил длинноусого, и велел пожертвовать нищему серебряную монету, которую дал доктор. Матвей хотел было поспорить со своим бедным родственником, но это было бесполезно, тогда он неохотно достал серебряную монету и кинул в шляпу старика.

Ян Залуский заметил недовольство на лице Матвея и сказал, они ничего не потеряли, отдав серебряную монету. Феномен обратил внимание на то, что счастье дано не каждому человеку: у него отсутствуют руки, а Матвею вместо головы поставили на плечи пустую тыкву.

Ян Залуский увидел ребят, стоявших за палисадником, и неприятно рассмеялся. Он пожурил мальчишек, но наказывать не стал. У него тоже есть племянники, настоящие, с руками, он кормит и секет их ногами. Феномен попросил братьев не забывать, что человек создан для счастья. Прежде чем, тележка скрылась из виду, Ян Залуский снова повернулся к ребятам и указал на большую птицу, парящую в небе.

Братья долго смотрели на большую, залитую солнцем птицу, а потом вернулись в свой излюбленный уголок. Только детская рыбалка больше не приносила им удовольствия.

Всю ночь братья беспокойно спали. Они впервые столкнулись с противоречием жизни.

Кратко об истории создания произведения


Холмик посреди деревни

Жилища богатырей

Старая ветла

Юрина война

Избу Гагариных занял здоровенный злой немец Альберт. Сказал – навсегда, и жену сюда привезет. Семья перешла в погреб. Однажды ребятишки посмеялись, что немцев погонят с русской земли, как Наполеона с французами. Альберт от злости подвесил малыша Борю на дерево. Мать и Юра едва успели его спасти.

Снова за учебу

В бескрайнем небе

Ворота в небо

Гагарин окончил Саратовский техникум, но пошел не в металлурги, а снова учиться. На этот раз в Оренбургское летное училище. Принять решение ему помог Мастер-литейщик. Сказал, что профессию нужно выбирать по сердцу.

В городском саду

В Оренбурге курсанту-сержанту Гагарину нравится студентка медтехникума Валя Горячева. Через друга Юру Дергунова он знакомится с ней. Гагарин, невысокий парень, на одном характере спасает свою баскетбольную команду удачным броском. Валя становится его женой и вдовой. Растит дочек. Его друг Дергунов тоже погиб.

Юра с детства любил звезды. Ведь они так красивы! И про невесту матери сказал: она как звездочка! А совершая полет вокруг Земли, успел заметить в иллюминаторе любимую звездочку. И сам, погибнув, стал звездой…

Урок анатомии

Перевод летчиков в полевой лагерь. Юрий навещает Валю, которой не дается анатомия. Он мгновенно запоминает урок – и пересказывает ей. Это не память, а цепкий ум. После чего бежит в лагерь – целых 35 км!

Юрий Гагарин уже лейтенант. Гости спорят на его свадьбе: кого пошлют в космос после полета собаки Лайки. Гагарин уверен: летчика-испытателя. Отец пьет за здоровье смельчака, еще не зная, что им станет его сын.

Гибель Дергунова

В сурдокамере

О чем думал герой

После полета в космос майора Гагарина всюду ждали. В том числе, в родных летных школах. Неуклюжий застенчивый курсант спрашивает героя: о чем он думал, когда шел рапортовать правительству? О высоком, великом? Оказывается, о развязавшемся шнурке. И курсант поверил в себя. Герой – это такой же человек, как и он.

В отпуске с Гагариным произошел случай. Он ловил рыбу с приятелем Ивановым. К Юрию рыба шла, к другу – нет. Гагарин поменялся с ним местами. Наконец, и тот вытащил форель. Да вот беда: маловата. Таких велено отпускать. А тот покривил совестью, сделал вид, что в самый раз. Нет, не быть такому парню космонавтом!

Друг детства

На похоронах Гагарина – друг детства. Он к 34 годам стал солидным человеком, инженером, руководителем. И всегда с сожалением смотрел на Юрия. Тот не сразу нашел призвание. Из литейщиков – в летчики. Потом опять учеба. Служба в Заполярье. И только потом – полет 12 апреля 1961 года и слава. Невдомек другу: зачем Гагарин сел испытывать тот самолет? Ведь у него и так все было! Не знает он, что это не конец, а бессмертие.

В те последние мгновения

День с Германом Титовым, или Еще раз об улыбке Гагарина

Сюжет

Отзыв

Рассказы о детстве, молодости, подвиге и смерти первого космонавта Земли Юрия Алексеевича Гагарина. Из них можно узнать о его большой и дружной семье, первой школе, выживании в войну, отваге, честности и смышлености маленького Юры. О дружбе, связавшей его с конструктором Королевым, его жене Валентине и дочках. Полет Гагарина – шаг в освоении человечеством космоса, шаг за пределы земного мира. Рассказы учат любить Родину, свой народ, гордиться героями своей страны, мечтать, искать призвание, быть смелым, целеустремленным, уметь дружить и дарить людям радость.

Читайте также: