Краткое содержание твора алени

Обновлено: 07.07.2024

1.Сямья Ирки праехала у Бярэзавец.
2. Вобраз Ирки.
3.Восень.
4.Грыбы и ягады.
5.У Бярэзауцу станвицца циха-циха.
6.Сустрэча с аленями.
7.На заставе.
8.Другая сустрэча з аленями.
9.Прырода зимой.
10.Гаспадарка .
11.Сустрэча з алениями ( з "Рагатым").
12."Лясное лесам пахне".
13.Ирчыны перажыванни.
14.Пошыки аленяу.
15.Хвароба Ирки.
Извини , что русскими ( у меня просто нет белорусской клавиатуры)
А писать можно, мы всем классом на доске делали)))

Иван Пташников - Олени - ГД
1. События в произведении происходят сразу после войны в самом начале осени. Голодное время был тогда, голодали не только люди ( "на ужин варят только затирки"), голодали и олени.
2. Главная героиня произведения Ирка "малая еще, ей пошел двенадцатый, мало, что она рослая, подтянулась за войну, зато тонкая". Она любит лес, умеет заметить каждую травинку и листок. Ей, "вообще, свойственно влюбленность в мир природы.
3. Ирка полюбила оленей за то, что они были красивы и доверчивы. Рогатый даже подружился с ней. Когда героиня гладила его" по горбатым носу, по холодных углах, даже по шее - он стоял и слушал ". Ирка помогала семье рогатого спасаться от голода: приносила свекла, угощала хлебом, " который и сама видела редко ".
Девочкой управляет сострадание ко всему живому, потому что в ее душе живет доброта и сострадание ко всем, кому нужна помощь.
4. рогатого убили Иосиф с отцом Ирку. убили, чтобы в семье было мяса, чтобы семья не голодала. При этом отец чувствовал себя неловко, так как он сам учил Ирку любит лес и все живое. Не оправдания жестокому и корыстных поступка взрослых.
5. в Ирку с матерью были сложные отношения: мать "никогда не слушала Ирку". Считала, что девочка показывает характер, когда та отказалась есть мясо. Она не обращала внимания на жалобы дочери, когда в тот от угара болела голова .
Мать много работала и считала самым главным, чтобы была в доме еда и во что одеваться, а остальное, к сожалению, не считала достойным внимания.
6. Самым эмоционально напряженным является эпизод, когда Ирка идет искать своих оленей.
Описывая состояние девочки, автор говорит, что она "хрипела и не могла больше кричать", что ее "нечто давит, сжимая горло", "руки его не слушались", "что-то подвернуло вдруг под грудь и сильно-сильно ударила в голову".
7. Девочка потеряла сознание и долго лежала на снегу, пока ее не нашел отец. В Ирку было воспаление легких. В том, что Ирка оказалась в таком положении, есть и вина взрослых, которые убили оленя.
8. Картинки природы участвуют в сюжете рассказа. Они помогают глубже постичь внутренний поэтический мир Ирку, выявить мотивы ее поступков.
9. Иосиф - отрицательный персонаж произведения, о котором автор говорит "злой мужчина". Это он стал инициатором убийства рогатого. При этом герой не переживает, как отец Ирку, а даже считает этот поступок удачей и учить отца, как скрыть кожу. Чувствуется, что это он делает не первый раз.
Автор хотел, чтобы каждому из нас стали образцом отношения Ирку к природе. Чтобы мы учились у героини доброты, духовной щедрости, красоты и милосердия.
10. Если вам показалось, что олени на репродукции картины Г. Шепелевич испуганные, то можно утверждать, что присутствует созвучность в восприятии жизни пущи художницей и писателем. Сюжета картины наиболее соответствуют строки текста: "Их было только трое. За Комолов мать, видно, бежала двое малышей".

СПАСИБО. Очень помогли срочно нужно было знать текст и вы так удачно помогли. ЕЩЁ РАЗ СПАСИБО.

1.Сямья Ирки праехала у Бярэзавец.
2. Вобраз Ирки.
3.Восень.
4.Грыбы и ягады.
5.У Бярэзауцу станвицца циха-циха.
6.Сустрэча с аленями.
7.На заставе.
8.Другая сустрэча з аленями.
9.Прырода зимой.
10.Гаспадарка .
11.Сустрэча з алениями ( з "Рагатым").
12."Лясное лесам пахне".
13.Ирчыны перажыванни.
14.Пошыки аленяу.
15.Хвароба Ирки.
Извини , что русскими ( у меня просто нет белорусской клавиатуры)
А писать можно, мы всем классом на доске делали)))

Галоўная думка гэтага верша перадаць,што ні адна краіна, ні адны край не даражэй і найлепш чым Радзіма

1)Вершы пра маму
Мілая матуля

Цеплынёй атуліць
Сонейка зямлю.
Мілая матуля,
Я цябе люблю.
Мне з табой утульна,
І спяваю я:
"Мамачка,
Матуля,
Любая мая".
Радасны і ветлы,
Зранку над ракой
Паўтарае ветрык
Песеньку за мной.
Каб усе пачулі,
Як спяваю я:
"Мамачка,
Матуля,
Любая мая".
(Леанід Пранчак)

З маленства яны нас
Да сэрца гарнулі,
Пяшчотныя, добрыя
Рукі матулі,
Што з ранку працуюць
Няспынна і лоўка -
Дачушку накормяць,
Прычэшуць галоўку,
Кашулю пашыюць,
Правераць задачу
І сына суцешаць,
Калі той заплача.
Матуліны рукі
Нас цешаць, галубяць,
Так шчыра, як маці,
Ніхто нас не любіць.
Матуліны рукі -
Адзіныя ў свеце,
Шануйце, любіце
Заўсёды іх дзеці.
(Вера Вярба)

Ната маму любіць надта

Мама мые раму,
Ходзіць мама ў краму.
І ў дачушкі Наты
Цэлы дзень заняты:
То шукае
маму,
То гукае
маму:
— Мама,
дзе піжама?
— Мама,
дзе панама?
— Мама,
дзе праграма.
Мама.
Мама.
Мама.
Ледзь прачнецца Ната,
Шуму поўна хата,
Поўна шуму, гаму,
Бо дачушка Ната
Надта
Любіць маму!
(Рыгор Барадулін)

Свеціць як сонца,
Ад самай калыскі
Вобраз любімы,
Родны і блізкі.
Маміна імя
Самае лепшае,
Маміна слова
Найдаражэйшае.
Мама! Матуля! -
Чароўнае слова
Песняй ласкавай
Гучыць на ўсіх мовах.
(Мікола Хведаровіч)

Сёння свята нашых мам:
Прыйдуць мамы ў госці к нам.
Мы ўсім садам іх чакалі,
Падарункі рыхтавалі.
Хто хусцінку вышываў,
Хто карцінку маляваў,
Кожнай маме - падарунак,
Кожнай маме - пацалунак.
Павіншуем мам сваіх,
Мам любімых, дарагіх.
Дружна шчасця пажадаем,
Дружна песьню заспяваем.
Вельмі рад, вельмі рад
Мам сустрэць дзіцячы сад.
(Артур Вольскі)

Ад калыскі-люлькі ўтульнай
Дзень і ноч - па гэты час -
Наша мілая матулька
Клапацілася пра нас.
Малаком усмак паіла,
Укладала песьняй спаць,
Роднай моваю вучыла
Словы добрыя казаць.
(Ніл Гілевіч - з К. Вялічкава)

Я і мама
Не пайду гуляць я сёння:
Мама хворая мая.
Ёй ніхто на белым свеце
Не паможа лепш, чым я.
Клапачуся я, і мама
Кажа:
— Стала мне лягчэй.
Ад тваёй увагі шчырай
Я папраўлюся хутчэй.
(Георгій Качахідзе)

Мама
Мая мама добрая такая,
Мая мама проста залатая!
А ўжо так мяне матулька любіць!
Кожны раз і песціць, і галубіць,
І да сэрца горне, і мілуе,
І так шчыра-моцна пацалуе,
І прамовіць ласкавае слоўца,
І сама засвеціцца - як сонца!

Очень кратко : Одиннадца­тилетняя дочь лесника приручила дикого оленя. Было голодно, поэтому леснику пришлось убить оленя. Девочка пошла его искать, сильно замёрзла и заболела воспалением лёгких.

До войны Иркин отец Андрей был лесником. Жили они тогда в Березовце — лесном хозяйстве неподалёку от заповедника.

Андрей — лесник, заботится о животных, садит деревья Ирка — дочь Андрея, одиннадцать лет, живёт в лесном хозяйстве, ходит в третий класс, любит природу

Во время войны олени и лоси ушли из Березовца, а немцы сожгли их хату, уцелел только недостроенный хлев без крыши. После войны Андрей перевёз жену Веру и дочь обратно в Березовец, а недостроенный хлев превратил в избу с четырьмя окнами.

Вера — мать Ирки, строгая, часто ругает дочь

Ирке нравилось в Березовце, она любила осень и тишину, охватившую лесное хозяйство. Андрей запрещал шуметь и кричать в лесу, не хотел пугать оленей, которые и так натерпелись страху во время войны. Ирка хорошо знала, где в окрестных лесах растут ягоды и грибы и когда их можно собирать. Она любила наблюдать за природой — муравьями, пчёлами, большими стрекозами, суетливыми сороками, пугливыми зайцами.

С одной стороны Березовца, за вырубкой, было болото, где росла карельская берёза с грибами-трутовиками. В войну, когда спичек не было, Андрей делал из них трут. На этом болоте Ирка с матерью собирали большие мешки клюквы. С другой стороны Березовца находился Высокий Берег, где рубили лес. Ирка мечтала сходить туда, но её не пускали.

Однажды Вера послала Ирку за трилистником, который любят поросята. Оленей девочка никогда не видела, поэтому испугалась, увидев четырёх животных — красавца-самца с огромными рогами, олениху и двух оленят.

Большой, красивый, он шагал, задрав голову. Рога у него лежали на спине, как загнутые обручи для большой корзины.

Приблизившись к Ирке, олени зафыркали и исчезли в березняке.

Ирка услышала, как её зовёт отец, но домой не пошла, а отправилась на Высокий Берег — самое высокое место в округе. До войны там была застава и туда никого не пускали. Дальше, за рекой, стояла деревня, где жила Иркина тётя, которую убили немцы.

Заставу сожгли немцы, на её месте Андрей насадил маленьких сосенок. Теперь возле Высокого Берега — леспром­хо­зовский лесоповал. Ирка жалела лес, который безжалостно вырубали.

Вдруг возле неё раздались взрывы. Девочка вспомнила, как убегала с отцом из деревни, а вокруг рвались мины, и её маленькую сестрёнку убило прямо на руках у отца. Ирка испугалась, побежала и только потом поняла, что это леспром­хозовцы взрывают пни.

Остановившись, девочка услышала голоса лесорубов и спряталась от них. Если они её узнают — расскажут отцу, и тот прибьёт Ирку. Девочка поспешила домой. Оленей она не видела до самой зимы.

Зима выдалась солнечная и морозная. Звери из Березовца ушли в пущу — там было теплее. В школу Ирка ходила на лыжах. Девочка училась в третьем классе, хотя должна была ходить в четвёртый. Деревенская школа была трёхлеткой, а в семилетку надо было очень далеко ходить. Туда мама отпустит Ирку через год, вместе с остальными деревенскими детьми.

Обычно после уроков Ирка кормила поросёнка, но сейчас его пришлось продать. Андрей рассчитывал убить волка, продать его шкуру и купить тёлку, даже стожок сена припас, но волки ушли из Березовца. Теперь семья ела, в основном, затирку. Андрею удалось убить двух зайцев, и их мясо мама клала в бульон по маленькому кусочку.

Теперь после обеда Ирка ходила проверять стожок — отец заметил, что его начали объедать олени. Там же Ирка ставила силки на зайцев, но глупые зайцы не попадались в них.

В тот день Ирку не пустили в школу из-за вьюги. Девочка вьюги не боялась, надела лыжи, отправилась к стожку и увидела там своих оленей — они разрушили загородку и ели сено. Ирка достала из кармана краюшку хлеба и протянула его рогатому. Тот понюхал, лизнул Иркину руку, но хлеб не взял. С тех пор девочка видела оленей у стожка каждый день, угощала их свёклой.

Однажды отец заставил Ирку учить уроки, к стожку она вырвалась только к вечеру, но оленей там не было. Дома она застала Язепа.

Язеп — мужик из деревни, злой, рыжий, предполо­жительно — браконьер

Ирка не стала есть мясо, под ругань матери убежала на печь. Оттуда она слышала, как Язеп советовал Андрею спрятать шкуру под лёд, а тот отвечал, что сделал это первый и последний раз. Ирка не поняла, о чём они говорят.

Олени не приходили, и Ирка отправилась их искать. Она бегала по округе до темноты и, наконец, увидела оленей, но среди них не было рогатого. Ирка начала их звать, потом побежала следом. Олени убегали от девочки, но ей казалось, что она вот-вот их догонит, и бежала дальше.

Она боялась, как бы не потерять из виду оленей: потеряешь — пропала. Они сбегут… А может, рогатый уже сбежал туда, бросив своих?

Стемнело, олени пропали из виду. У Ирки от усталости потемнело в глазах, она потеряла сознание и упала на снег.

Отец нашёл Ирку ночью, по следу от лыж. Девочку долго оттирали снегом, всю ночь она металась, бредила и звала своих оленей. Рано утром Андрей побежал в деревню за доктором — у Ирки началось воспаление лёгких.

Читайте также: