Диагностика школьной тревожности е амен

Обновлено: 02.07.2024

Методика разработана А. М. Прихожан на основании методики Amen E. W., Renison N. (1954). Методика предназначена для учащихся 6–9 лет.

Проведение методики. Методика проводится с каждым испытуемым индивидуально. Перед началом работы дается общая инструкция. Кроме того, перед показом некоторых рисунков даются дополнительные инструкции.

Инструкция. Сейчас ты будешь придумывать рассказы к картинкам. Картинки эти не совсем обычные: все – и взрослые, и дети – нарисованы без лиц (предъявляется картинка № 1). Это сделано специально, для того чтобы интереснее было придумывать. Я буду показывать тебе картинки, их всего двенадцать, а ты должен придумать, какое у мальчика (девочки) на каждой картинке настроение и почему у него (нее) такое настроение. Ты знаешь, что настроение отражается у нас на лице. Когда у нас хорошее настроение, лицо у нас веселое, радостное, а когда плохое настроение – лицо грустное, печальное. Я покажу тебе картинку, а ты мне расскажешь, какое у мальчика (девочки) лицо – веселое, грустное или какое-нибудь еще, и объяснишь, почему у него или нее такое лицо (рис. 1-12).

Перед предъявлением картинок 2, 3, 5, 6, 10 ребенку предварительно предлагается выбрать одного из персонажей-детей и рассказывать о нем. Все ответы детей фиксируются.

Сопоставляя ответы испытуемого с его интерпретацией картинки, а также анализируя выбор героя на картинках с несколькими детьми (например, на картинке № 6 – выбирает ли ребенок ученика на первой парте, решившего задачу, или ученика на второй парте, не решившего ее), можно получить богатый материал для качественного анализа данных.

Тест для проведения диагностики уровня тревожности младшего школьника.

ВложениеРазмер
test_trevozhnosti_v.amen_mladshiy_shkolnik.docx 604.25 КБ

Предварительный просмотр:

Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки)


Цель: Определить уровень тревожности ребенка младшего школьного возраста.

Экспериментальный материал : 14 рисунков (8,5x11 см) выполнен в двух вариантах: для девочки (Приложение 1) и для мальчика (Приложение 2). Каждый рисунок представляет собой некоторую типичную для жизни ребенка ситуацию. Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом - печальное.

Проведение исследования : Рисунки показывают ребенку в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив ребенку рисунок, исследователь дает инструкцию.

Во избежание навявывания выборов у ребенка в инструкции чередуется название лица. Дополнительные вопросы ребенку не задаются.

Выбор ребенком соответствующего лица и словесные высказывания ребенка можно зафиксировать в специальном протоколе (бланки должны быть подготовлены заранее).

Название: «Проективная методика для диагностики школьной тревожности«
Автор: А. М. Прихожан
Область применения: выявление уровня школьной тревожности учащихся начальной школы.
Формат: doc и pdf. в rar. архиве.
Размер: 6,05 Мб
Качество: хорошее

Цель методики. С помощью данной методики можно выявить общий уровень школьной тревожности учащихся начальной школы.

Возрастные ограничения. Методика предназначена для работы с учащимися начальной школы. Возраст испытуемых — 6-9 лет.

Процедура диагностики. Диагностика может проводиться только в индивидуальной форме, желательно в начале учебного дня, в отсутствии учителей и классного руководителя, в условиях позитивного контакта психолога с ребенком.

Выполнение задания по картинке 1 рассматривается как тренировочное. В ходе первого задания можно повторять инструкцию, добиваясь того, чтобы ребенок ее усвоил.

Сопоставляя ответы испытуемого с интерпретацией картинки, а также анализируя выбор главного героя на картинке с несколькими персонажами, можно получить богатый материал для качественного анализа данных.

Особого внимания заслуживают случаи, в которых ребенок дает отрицательный ответ на картинку 12 (по данным А. М. Прихожан, эти случаи редки и составляют не более 5—7 %). Такие случаи требуют дополнительного исследования и углубленного анализа причин.

Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Методика

Методика представляет собой детский тест тревожности, разработанный американскими психологами Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен. Проективный тест исследует характерную для ребенка тревожность в типичных для него жизненных ситуациях (где соответствующие свойства личности проявляются в наибольшей степени). При этом тревожность рассматривается как черта личности, функция которой состоит в обеспечении безопасности человека на психологическом уровне и которая вместе с тем имеет отрицательные следствия. Последние заключаются, в частности, в торможении активности ребенка, направленной на достижение успехов. Высокая тревожность часто сопровождается высоко развитой потребностью избегания неудач и тем самым препятствует стремлению к достижению успеха.

Тревожность, испытываемая ребенком в одной ситуации, не обязательно будет так же проявляться в другом случае. Значимость ситуации зависит от отрицательного эмоционального опыта, приобретенного ребенком в этих ситуациях. Отрицательный эмоциональный опыт формирует тревожность как черту личности и соответствующее поведение ребенка.

Психодиагностика тревожности выявляет внутреннее отношение данного ребенка к определенным социальным ситуациям, раскрывает характер взаимоотношений ребенка с окружающими людьми, в частности в семье, в детском саду.

Тест проводится индивидуально с детьми 3–7 лет.

Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Методика "Выбери нужное лицо". Проективная диагностика детей:

В процессе исследования рисунки предъявляются ребенку в строгой последовательности, один за другим. Показав ребенку рисунок, тестирующий к каждому из них дает инструкцию-разъяснение следующего содержания (см. в обработке к тесту)

Тестовый (стимульный) материал. Рисунки для девочек.

Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Методика

Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Методика

Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Методика

Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Методика

Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Методика

Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Методика

Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Методика

Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Методика

Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Методика

Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Методика

Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Методика

Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Методика

Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Методика

Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Методика

Тестовый (стимульный) материал. Рисунки для мальчиков.

Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Методика

Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Методика

Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Методика

Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Методика

Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Методика

Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Методика

Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Методика

Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Методика

Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Методика

Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Методика

Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Методика

Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Методика

Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Методика

Обработка.

Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Методика

Обработка.

Выбор ребенком соответствующего лица и его словесные высказывания фиксируются в специальном протоколе.

Рисунок Высказывание ребенка
Выбор
Веселое лицо Грустное лицо
1. Игра с младшими детьми
2. Ребенок и мать с младенцем
3. Объект агрессии
4. Одевание
5. Игра со старшими детьми
6. Укладывание спать в одиночестве
7. Умывание
8. Выговор
9. Игнорирование
10. Агрессивность
11. Собирание игрушек
12. Изоляция
13. Ребенок с родителями
14. Еда в одиночестве

Протоколы, полученные от каждого ребенка, далее подвергаются анализу, который имеет две формы: количественную и качественную.

Ключ, интерпретация.

На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14):

ИТ = Число эмоциональных негативных выборов х100%

В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы:

а) высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%);
б) средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%);
в) низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%).

Качественный анализ

Дети, делающие в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, вероятнее всего, будут обладать наивысшим ИТ.

Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Методика "Выбери нужное лицо". Проективная диагностика детей.

Читайте также: