Краткое содержание стихи к блоку

Обновлено: 02.07.2024

Цикл “Стихи к Блоку” создавался в течение нескольких лет – с 1916 по 1921. Многое роднит этих поэтов: трагическое ощущение одиночества, бунтарский дух, мятежность, энергия и напряженность лирического повествования. В этом цикле Блок предстает как “рыцарь без укоризны”, ангел, Божий праведник. Цветаева восторженно славит имя Блока и горюет о его утрате:

И умереть заставили.

Умер теперь. Навек.

Заглавным в цикле является стихотворение “Имя твое – птица в руке…”, одно из самых известных стихотворений поэта. Оно удивительно тем, что в нем, открывающем цикл, ни разу не произнесено имя Блока, но читатель тем не менее безошибочно определяет, о ком идет речь.

Стихотворение состоит из трех строф. В первой Цветаева воссоздает фонетический и даже графический образ слова “Блок”. Первая строка – “Имя твое – птица в руке” – воссоздает краткость (всего один слог) имени Блока. Оно, как птица, которая мгновенно улетит, стоит лишь разжать пальцы.

эту краткость, мгновенность и другие строки – “одно-единственное движенье губ”, “мячик, пойманный на лету”, “камень, кинутый в тихий пруд”. Во второй строке (“Имя твое – льдинка на языке”) гениально обыгрывается звук “л”, действительно подсознательно ассоциирующийся с холодом.

Цветаева проявляет в звучании имени поэта мир его стихов периода “Снежной маски”, “Фаины”, “Кармен”: ледяной, ночной, вихревой, снежный.


Окончательный состав цикла определился в 1922 году. В этом году он вышел отдельной небольшой книгой в Берлине.

Цикл включает в себя два раздела. Первый — стихотворения, написанные до смерти Блока (1–9), второй — стихотворения 1921 года (10–16).

Первое стихотворение цикла своеобразный звуковой камертон.

Оно построено на образно-семантическом обыгрывании звучания имени Блок.

Имя твое — птица в руке.

Имя твое — льдинка на языке [5, с. 68].

В этих строках имя поэта вызывает у нее звуковые ассоциации с образами бьющейся птицы в руке и льдинки, что звенит на кончике языка.

Мячик, пойманный на лету,

Серебряный бубенец во рту… [5, с. 68]

В следующих строках она проводит ассоциации между фамилией поэта и звуком, который слышится при падении камня в тихий пруд:

Камень, кинутый в тихий пруд,

Всхлипнет так, как тебя зовут… [5, с. 68]

Затем она сравнивает фамилию поэта с щелканьем ночных копыт:

В легком щелканье ночных копыт

Громкое имя твое гремит [5, с. 68].

И назовет его нам в висок

Звонко щелкающий курок [5, с. 68].

Дальше она опять проводит сложные звуковые ассоциации:

Имя твое поцелуй в глаза,

В нежную стужу недвижных век,

Имя твое — поцелуй в снег [5, с. 68].

Ключевой, ледяной, голубой глоток сравнивает Цветаева со звучанием фамилии поэта. С именем твоим сон глубок,- пишет она.

Ощущения, называемые в стихотворении многообразны. Это ощущения: 1) звуковые (серебряный бубенец, в легком щелканье ночных копыт, щелкающий курок, всхлипнет); 2) осязательные: холод (льдинка на языке, в нежную стужу недвижных век, поцелуй в снег, ледяной, ключевой, голубой глоток), нежность (нежную стужу, поцелуй в глаза) легкость (льдинка, птица в руке, одно-единственное движение губ, мячик); 3) зрительные: прозрачность, белый и голубой цвет (льдинка, снег, пруд, ледяной, ключевой, голубой глоток); 4) ощущение движения; это движение можно не только увидеть, но и услышать (камень, кинутый в тихий пруд, всхлипнет так как тебя зовут) и почувствовать осязанием — потрогать руками (птица в руке, мячик, пойманный на лету); 5) ощущение времени: миг и длительность (одно единственное движение губ, пять букв); 6) психологические: запретность (имя твоё — ах, нельзя) и притягательность (поцелуй в глаза, с именем твоим сон глубок).

Это стихотворение построено на контрастах, воспринимаемых всеми органами чувств.

Л. В. Зубова выделяет 6 контрастных рядов: тепло — холод: птица — в руке, льдинка — на языке; нежность — бесчувственность: всхлипнет — камень, нежную — недвижных; звонкость- тишина; ночных — щелканье, громкое имя твое гремит — с именем твоим сон глубок; громкость — тихость: в легком щелканье — громкое имя твое гремит; стремительность, мгновенность движения — его замедленность: птица — в руке, одно единственное движение губ — пять букв; притягательность, близость — запретность: поцелуй в глаза — ах, нельзя.

Противоположные понятия соединяются в идее остановленного мгновения, исчезновения, растворения. Они пересекаются в конечной точке и естественно переходят друг в друга.

В этом стихотворении имя поэта только подразумевается, но не упоминается — так в средневековье не называлось прямо имя бога или святого,- потому что Блок физически отсутствует в жизни Цветаевой, потому что он для неё целая Вселенная. Назвать его — значит сделать его земным, а это противоречит представлениям Цветаевой о Блоке.

Второе стихотворение навеяно мистикой, где все несколько сумбурно, отрывочно. В нем уже намечаются взаимоотношения между Блоком и Цветаевой (завязка лирического сюжета):

Рыцарь без укоризны,

В мою молодую жизнь? [5, с. 68–69]

Так начинается второе стихотворение, такими эпитетами характеризует Цветаева Блока. И уже не так важны звуковые ассоциации как в предыдущем стихотворении.

Аминь, аминь, рассыпься!

Перенос у Цветаевой — это средство выделения слова, его актуализации, звукового усиления. (Снежный лебедь /Мне под ноги перья стелет. Так по перьям /Иду к двери, за которой смерть; Длинным криком. Лебединым кликой -/Зовет [5, с. 69]). Такой сильный строфический раздел естественно вызывает и сильную актуализацию слова.

Перенос является средством оживления стертой метафоры. В произведениях Цветаевой этот прием, традиционный для поэзии ХХ века, воспринимается как новаторство, как признак индивидуального стиля М.Цветаевой, так как применяется очень часто и с максимальными функциональными нагрузками.

И уже в этом стихотворении выделяется устойчивый, всеохватывающий признак Блока: он певец.

1. Голицына В. Блоковский сборник. //Ученые записки Тартуского университета. 1989, № 9.

2. Зубова Л. Семантика художественного образа. ЛГУ, — Л., 1988.

3. Орлов В. Марина Цветаева. Судьба. Характер. Поэзия. //Цветаева М. Избранное. — М., 1989.

5. Цветаева М. Стихотворения. Поэмы. — М., 1991.

6. Цветкова М. В. Поэтика слова. — М., 1978.

Основные термины (генерируются автоматически): стихотворение, Блок, имя, имя поэта, стихотворение цикла, тихий пруд, щелкающий курок, голубой глоток, Нежный призрак, Снежный лебедь.

Лучшее

Александр Блок — На поле Куликовом

Лучшее

Александр Блок — В ресторане

Лучшее

Александр Блок — Скифы

Лучшее

Александр Блок — Русь

Лучшее

Александр Блок — Россия

Лучшее

Александр Блок — На железной дороге

Лучшее

Александр Блок — Незнакомка

Лучшее

Александр Блок — Ночь, улица, фонарь, аптека

Лучшее

Александр Блок — Девушка пела в церковном хоре

Лучшее

Александр Блок — Двенадцать (Поэма 12)

Лучшее

Александр Блок — Фабрика

Лучшее

Александр Блок — Летний вечер

Лучшее

Александр Блок — Вхожу я в темные храмы

Лучшее

Александр Блок — Соловьиный сад

Отзывы: 0

Анализ стихотворений Блока: читать популярные, лучшие, красивые стихотворения поэта классика на сайте РуСтих о любви и Родине, природе и животных, для детей и взрослых. Если вы не нашли желаемый стих, поэта или тематику, рекомендуем воспользоваться поиском вверху сайта.

Огромная база, сборники стихов известных русских и зарубежных поэтов классиков в Антологии РуСтих | Все стихи | Карта сайта

Все анализы стихотворений, краткие содержания, публикации в литературном блоге, короткие биографии, обзоры творчества на страницах поэтов, сборники защищены авторским правом. При копировании авторских материалов ссылка на источник обязательна! Копировать материалы на аналогичные интернет-библиотеки стихотворений - запрещено. Все опубликованные стихи являются общественным достоянием согласно ГК РФ (статьи 1281 и 1282).

Блок Россия иллюстрация к стихотворению

Жанр произведения: можно отнести к гражданско-патриотической лирике.

Главные герои:

Лирический герой – сам автор, который обращается к России.

Россия – образ Родины лирического героя, с ней он разговаривает в стихотворении.

Краткое содержание:

В стихотворении лирический герой в образной форме описывает свое отношение к России. С одной стороны, он признается ей в любви, с другой – тревожится за нее и описывает проблемы, существующие в стране в данный момент.

2-я строфа: поэт любит Россию, несмотря на ее нищету и серость.

3-я строфа: свою Родину не надо жалеть, а нужно любить, несмотря ни на что (смиренно нести свой крест).

4-я строфа: несмотря на все проблемы, на всех врагов, страна выстоит и все преодолеет.

5-я строфа: та же мысль, но другими словами (непоколебима родная земля).

Главная мысль:

Родину, как и семью, не выбирают, ее нужно любить такой, какая она есть, со всеми проблемами и недостатками. Уметь видеть хорошее, верить в лучшее будущее своей страны.

Отзыв (личное впечатление)

Произведение мне показалось грустным, в начале и вовсе сквозит тоска и безнадежность. Но в последней строфе появляется надежда. Наша страна прошла через множество испытаний, и это произведение можно считать актуальным на все времена. Поэт был прав – Россия пережила и преодолела многое, но выстояла.

Как и Александру Блоку, мне не безразлична судьба свой страны, но я считаю, что простого сочувствия для перемен не достаточно. Для достижения светлого будущего недостаточно тосковать и любоваться, необходимо действовать – разумно и решительно. Это верно не только в масштабах всей страны, но и в границах нашей собственной жизни.

Читайте также: