Краткое содержание стихи к блоку
Обновлено: 02.07.2024
Цикл “Стихи к Блоку” создавался в течение нескольких лет – с 1916 по 1921. Многое роднит этих поэтов: трагическое ощущение одиночества, бунтарский дух, мятежность, энергия и напряженность лирического повествования. В этом цикле Блок предстает как “рыцарь без укоризны”, ангел, Божий праведник. Цветаева восторженно славит имя Блока и горюет о его утрате:
И умереть заставили.
Умер теперь. Навек.
Заглавным в цикле является стихотворение “Имя твое – птица в руке…”, одно из самых известных стихотворений поэта. Оно удивительно тем, что в нем, открывающем цикл, ни разу не произнесено имя Блока, но читатель тем не менее безошибочно определяет, о ком идет речь.
Стихотворение состоит из трех строф. В первой Цветаева воссоздает фонетический и даже графический образ слова “Блок”. Первая строка – “Имя твое – птица в руке” – воссоздает краткость (всего один слог) имени Блока. Оно, как птица, которая мгновенно улетит, стоит лишь разжать пальцы.
эту краткость, мгновенность и другие строки – “одно-единственное движенье губ”, “мячик, пойманный на лету”, “камень, кинутый в тихий пруд”. Во второй строке (“Имя твое – льдинка на языке”) гениально обыгрывается звук “л”, действительно подсознательно ассоциирующийся с холодом.
Цветаева проявляет в звучании имени поэта мир его стихов периода “Снежной маски”, “Фаины”, “Кармен”: ледяной, ночной, вихревой, снежный.
Окончательный состав цикла определился в 1922 году. В этом году он вышел отдельной небольшой книгой в Берлине.
Цикл включает в себя два раздела. Первый — стихотворения, написанные до смерти Блока (1–9), второй — стихотворения 1921 года (10–16).
Первое стихотворение цикла своеобразный звуковой камертон.
Оно построено на образно-семантическом обыгрывании звучания имени Блок.
Имя твое — птица в руке.
Имя твое — льдинка на языке [5, с. 68].
В этих строках имя поэта вызывает у нее звуковые ассоциации с образами бьющейся птицы в руке и льдинки, что звенит на кончике языка.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту… [5, с. 68]
В следующих строках она проводит ассоциации между фамилией поэта и звуком, который слышится при падении камня в тихий пруд:
Камень, кинутый в тихий пруд,
Всхлипнет так, как тебя зовут… [5, с. 68]
Затем она сравнивает фамилию поэта с щелканьем ночных копыт:
В легком щелканье ночных копыт
Громкое имя твое гремит [5, с. 68].
И назовет его нам в висок
Звонко щелкающий курок [5, с. 68].
Дальше она опять проводит сложные звуковые ассоциации:
Имя твое поцелуй в глаза,
В нежную стужу недвижных век,
Имя твое — поцелуй в снег [5, с. 68].
Ключевой, ледяной, голубой глоток сравнивает Цветаева со звучанием фамилии поэта. С именем твоим сон глубок,- пишет она.
Ощущения, называемые в стихотворении многообразны. Это ощущения: 1) звуковые (серебряный бубенец, в легком щелканье ночных копыт, щелкающий курок, всхлипнет); 2) осязательные: холод (льдинка на языке, в нежную стужу недвижных век, поцелуй в снег, ледяной, ключевой, голубой глоток), нежность (нежную стужу, поцелуй в глаза) легкость (льдинка, птица в руке, одно-единственное движение губ, мячик); 3) зрительные: прозрачность, белый и голубой цвет (льдинка, снег, пруд, ледяной, ключевой, голубой глоток); 4) ощущение движения; это движение можно не только увидеть, но и услышать (камень, кинутый в тихий пруд, всхлипнет так как тебя зовут) и почувствовать осязанием — потрогать руками (птица в руке, мячик, пойманный на лету); 5) ощущение времени: миг и длительность (одно единственное движение губ, пять букв); 6) психологические: запретность (имя твоё — ах, нельзя) и притягательность (поцелуй в глаза, с именем твоим сон глубок).
Это стихотворение построено на контрастах, воспринимаемых всеми органами чувств.
Л. В. Зубова выделяет 6 контрастных рядов: тепло — холод: птица — в руке, льдинка — на языке; нежность — бесчувственность: всхлипнет — камень, нежную — недвижных; звонкость- тишина; ночных — щелканье, громкое имя твое гремит — с именем твоим сон глубок; громкость — тихость: в легком щелканье — громкое имя твое гремит; стремительность, мгновенность движения — его замедленность: птица — в руке, одно единственное движение губ — пять букв; притягательность, близость — запретность: поцелуй в глаза — ах, нельзя.
Противоположные понятия соединяются в идее остановленного мгновения, исчезновения, растворения. Они пересекаются в конечной точке и естественно переходят друг в друга.
В этом стихотворении имя поэта только подразумевается, но не упоминается — так в средневековье не называлось прямо имя бога или святого,- потому что Блок физически отсутствует в жизни Цветаевой, потому что он для неё целая Вселенная. Назвать его — значит сделать его земным, а это противоречит представлениям Цветаевой о Блоке.
Второе стихотворение навеяно мистикой, где все несколько сумбурно, отрывочно. В нем уже намечаются взаимоотношения между Блоком и Цветаевой (завязка лирического сюжета):
Рыцарь без укоризны,
В мою молодую жизнь? [5, с. 68–69]
Так начинается второе стихотворение, такими эпитетами характеризует Цветаева Блока. И уже не так важны звуковые ассоциации как в предыдущем стихотворении.
Аминь, аминь, рассыпься!
Перенос у Цветаевой — это средство выделения слова, его актуализации, звукового усиления. (Снежный лебедь /Мне под ноги перья стелет. Так по перьям /Иду к двери, за которой смерть; Длинным криком. Лебединым кликой -/Зовет [5, с. 69]). Такой сильный строфический раздел естественно вызывает и сильную актуализацию слова.
Перенос является средством оживления стертой метафоры. В произведениях Цветаевой этот прием, традиционный для поэзии ХХ века, воспринимается как новаторство, как признак индивидуального стиля М.Цветаевой, так как применяется очень часто и с максимальными функциональными нагрузками.
И уже в этом стихотворении выделяется устойчивый, всеохватывающий признак Блока: он певец.
1. Голицына В. Блоковский сборник. //Ученые записки Тартуского университета. 1989, № 9.
2. Зубова Л. Семантика художественного образа. ЛГУ, — Л., 1988.
3. Орлов В. Марина Цветаева. Судьба. Характер. Поэзия. //Цветаева М. Избранное. — М., 1989.
5. Цветаева М. Стихотворения. Поэмы. — М., 1991.
6. Цветкова М. В. Поэтика слова. — М., 1978.
Основные термины (генерируются автоматически): стихотворение, Блок, имя, имя поэта, стихотворение цикла, тихий пруд, щелкающий курок, голубой глоток, Нежный призрак, Снежный лебедь.
Александр Блок — На поле Куликовом
Александр Блок — В ресторане
Александр Блок — Скифы
Александр Блок — Русь
Александр Блок — Россия
Александр Блок — На железной дороге
Александр Блок — Незнакомка
Александр Блок — Ночь, улица, фонарь, аптека
Александр Блок — Девушка пела в церковном хоре
Александр Блок — Двенадцать (Поэма 12)
Александр Блок — Фабрика
Александр Блок — Летний вечер
Александр Блок — Вхожу я в темные храмы
Александр Блок — Соловьиный сад
Отзывы: 0
Анализ стихотворений Блока: читать популярные, лучшие, красивые стихотворения поэта классика на сайте РуСтих о любви и Родине, природе и животных, для детей и взрослых. Если вы не нашли желаемый стих, поэта или тематику, рекомендуем воспользоваться поиском вверху сайта.
Огромная база, сборники стихов известных русских и зарубежных поэтов классиков в Антологии РуСтих | Все стихи | Карта сайта
Все анализы стихотворений, краткие содержания, публикации в литературном блоге, короткие биографии, обзоры творчества на страницах поэтов, сборники защищены авторским правом. При копировании авторских материалов ссылка на источник обязательна! Копировать материалы на аналогичные интернет-библиотеки стихотворений - запрещено. Все опубликованные стихи являются общественным достоянием согласно ГК РФ (статьи 1281 и 1282).
Жанр произведения: можно отнести к гражданско-патриотической лирике.
Главные герои:
Лирический герой – сам автор, который обращается к России.
Россия – образ Родины лирического героя, с ней он разговаривает в стихотворении.
Краткое содержание:
В стихотворении лирический герой в образной форме описывает свое отношение к России. С одной стороны, он признается ей в любви, с другой – тревожится за нее и описывает проблемы, существующие в стране в данный момент.
2-я строфа: поэт любит Россию, несмотря на ее нищету и серость.
3-я строфа: свою Родину не надо жалеть, а нужно любить, несмотря ни на что (смиренно нести свой крест).
4-я строфа: несмотря на все проблемы, на всех врагов, страна выстоит и все преодолеет.
5-я строфа: та же мысль, но другими словами (непоколебима родная земля).
Главная мысль:
Родину, как и семью, не выбирают, ее нужно любить такой, какая она есть, со всеми проблемами и недостатками. Уметь видеть хорошее, верить в лучшее будущее своей страны.
Отзыв (личное впечатление)
Произведение мне показалось грустным, в начале и вовсе сквозит тоска и безнадежность. Но в последней строфе появляется надежда. Наша страна прошла через множество испытаний, и это произведение можно считать актуальным на все времена. Поэт был прав – Россия пережила и преодолела многое, но выстояла.
Как и Александру Блоку, мне не безразлична судьба свой страны, но я считаю, что простого сочувствия для перемен не достаточно. Для достижения светлого будущего недостаточно тосковать и любоваться, необходимо действовать – разумно и решительно. Это верно не только в масштабах всей страны, но и в границах нашей собственной жизни.
Читайте также: