Краткое содержание сказки буренушка

Обновлено: 30.06.2024

Содержание

Создатели мультфильма

  • Режиссёр: Валерий Фомин
  • Сценарист: Л. Тильман
  • Композитор: Владислав Казенин
  • Оператор: Валентин Баженов
  • Художники-постановщики: В. Юрчиков, В. Фомин
  • Звукооператор: Б. Берестецкий
  • Роли озвучивали: Т. Решетникова, В. Ткач, Н. Ананьина, Н. Крачковская, Г. Качин
  • Кукловод: В. Баженов
  • Куклы и декорации выполнили: Ю. Ушаков, А. Голощук, В. Васенькин, П. КУфтин
  • Автор стихов: Герман Дробиз
  • Редакторы: Л. Козлова, И. Орлов
  • Директор: Ф. Антонов

Музыка

См. также

Примечания

Ссылки

  • Мультфильмы по алфавиту
  • Мультфильмы СССР
  • Мультфильмы 1974 года
  • Мультфильмы по русским сказкам
  • Мультфильмы о коровах
  • Кукольные мультфильмы
  • Мультфильмы Свердловской киностудии

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Бурёнушка" в других словарях:

бурёнушка — бурёнушка, и, род. п. мн. ч. шек (ласкат. к бурёнка) и Бурёнушка, и (ласкат. к Бурёнка) … Русский орфографический словарь

бурёнушка — БУРЁНКА, и, ж. (разг.). Корова [по распространённой кличке]. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

бурёнушка — бур/ён/ушк/а … Морфемно-орфографический словарь

бурёнушка — см. бурёнка; и; мн. род. шек, дат. шкам; ж … Словарь многих выражений

бурёнка — бурёнушка бурёнка, бурёнушка … Словарь употребления буквы Ё

БУРЁНКА — и (ласк.) БУРЁНУШКА, жен. (обл.). Бурая корова. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

БУРЁНКА — и (ласк.) БУРЁНУШКА, жен. (обл.). Бурая корова. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

БУРЁНКА — БУРЁНКА, и, жен. (разг.). Корова [по распространённой кличке]. | ласк. бурёнушка, и, жен. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

бурёнка — и; мн. род. нок, дат. нкам; ж.; трад. нар. ласк. см. тж. бурёнушка Корова (первоначально распространённая кличка коровы бурой масти) … Словарь многих выражений

Посмотри прочитай и послушай детскую сказку онлайн

Что такое русские народные сказки? Кем и для чего они созданы? В чём смысл этих сказочных историй?

Каждая сказка, каким бы ни был её сюжет, как правило, носит развлекательный или воспитательный характер. Многие события, происходящие в этих устных народных произведениях, вымышленные.

Но, несмотря на многие элементы волшебства и магии в сказочных повествованиях, они призваны донести до читателя (слушателя) отношение народа к основным моральным понятиям.

Дети, которым родители читают русские народные сказки, с раннего возраста знакомятся не только с красотой родного языка. Описанные в сюжете события чётко разграничивают такие понятие, как добро и зло, правда и ложь, любовь и ненависть.

Несладкой была жизнь Марьи-царевны. Не давала ей покоя злая мачеха. Ягишна делала всё, чтобы извести свою падчерицу. Дочери мачехи тоже были на стороне матери. Доброй и смышлёной Марье удалось перехитрить своих недоброжелательных родственников.

Вышла она замуж за Ивана-царевича и родила ему сына. Ещё пуще взбеленилась мачеха.. Видать, не зря имя ей было дано Ягишна. Злая и завистливая женщина превратила свою падчерицу в гусыню. А вместо неё отправила к Ивану-царевичу одну из своих дочерей.

Нелегко пришлось царевне: тосковала она за мужем любимым и за сыночком маленьким. Через многие испытания прошли Марья-царевна и её муж Иван-царевич. Но на то она и придумана волшебная сказка, чтобы показать, что на стороне добра и правды всё: и природа, и сказочное волшебство.

Освободил Иван-царевич свою супругу Марьюшку, снял с неё злые чары. А её сводную сестру за обман и зло причинённое, убил. Добро и правда восторжествовали.

Не в каком царстве, не в каком государстве был-жил царь с царицею, и была у них одна дочь, Марья-царевна. А как умерла царица, то царь взял другую жену, Ягишну. У Ягишны родилось две дочери: одна — двоеглазая, а другая — троеглазая. Мачеха не залюбила Марьи-царевны, послала ее пасти коровушку-буренушку и дала ей сухую краюшку хлебца.

Главной героиней является Строева дочь. У нее умерла мама, а ее отец женился на другой злобной даме, которая любила своих 3-х дочерей, однако ненавидела собственную падчерицу.

За минуту

Главная героиня произведения – Строева дочь. У девушки умерла мама. Через некоторое время отец девушки, Строй, нашел другую женщину и вскоре женился на ней. У его новой супруги было три дочери. Старшая имела один глаз, средняя – два, младшая – три. Мачеха ненавидела свою падчерицу, очень плохо ее кормила и поручала ей большое количество работы. Если Строева дочь не успевала справляться с возложенными на нее делами, то мачеха ее жестоко била.

Однажды молодая девушка отправилась вместе со стадом коров на поле. Среди животных была и любимая Строевой дочерью коровушка-буренушка. Девушка стала плакать и жаловаться на свою сложную судьбу. Коровушка-буренушка начала ей помогать. Главная героиня залезала в ухо коровы и ела там, в то время как животное пряло за нее.

Мачеха, не веря, что ее падчерица без посторонней помощи выполняет такое количество работы, отправила своих дочерей следить за ней. Старшая и средняя дочери не смогли ничего увидеть, но младшая обо всем рассказала мачехе.

Н е в каком царстве, не в каком государстве был-жил царь с царицею, и была у них одна дочь, Марья-царевна. А как умерла царица, то царь взял другую жену, Ягишну. У Ягишны родилось две дочери: одна — двоеглазая, а другая — троеглазая. Мачеха не залюбила Марьи-царевны, послала её пасти коровушку-бурёнушку и дала ей сухую краюшку хлебца.


‎ Царевна пошла в чистое поле, в праву ножку бурёнушке поклонилась — напилась-наелась, хорошо срядилась; за коровушкой-бурёнушкой целый день ходит, как барыня. День прошёл, она опять поклонилась ей в праву ножку, разрядилась, пришла домой и краюшку хлеба назад принесла, на стол положила.

— Чем сука жива живёт? — думает Ягишна; на другой день дала Марье-царевне ту же самую краюшку и посылает с нею свою бо́льшую дочь.

— Присмотри, чем Марья-царевна питается?


‎ Пришли в чистое поле; говорит Марья-царевна:

— Дай, сестрица, я поищу у тебя в головке.

Стала искать, а сама приговаривает:

— Спи-спи, сестрица! Спи-спи, родима! Спи-спи, глазок! Спи-спи, другой!

Сестрица заснула, а Марья-царевна встала, подошла к коровушке-бурёнушке, в праву ножку поклонилась, напилась-наелась, хорошо срядилась и ходит весь день как барыня. Пришёл вечер; Марья-царевна разрядилась и говорит:

— Вставай, сестрица! Вставай, родима! Пойдём домой.

— Охти мне! — взгоревалась сестрица. — Я весь день проспала, ничего не видела; теперь мати забранит меня!


‎ Пришли домой; спрашивает её мати:

— Что пила, что ела Марья-царевна?

— Я ничего не видела.

Ягишна заругалась на неё; поутру встаёт, посылает троеглазую дочерь:

— Поди-ка, — говорит, — погляди, что она, сука, ест и пьёт?

Пришли девицы в чистое поле бурёнушку пасти; говорит Марья-царевна:

— Сестрица! Дай я тебе в головушке поищу.

— Поищи, сестрица, поищи, родима!

Марья-царевна стала искать да приговаривать:

— Спи-спи, сестрица! Спи-спи, родима! Спи-спи, глазок! Спи-спи, другой!

А про третий глазок позабыла; третий глазок глядит да глядит, что ро́бит Марья-царевна. Она подбежала к бурёнушке, в праву ножку поклонилась, напилась-наелась, хорошо срядилась; стало солнышко садиться — она опять поклонилась бурёнушке, разрядилась и ну будит троеглазую:

— Вставай, сестрица! Вставай, родима! Пойдём домой.


‎ Пришла Марья-царевна домой, сухую краюшку на стол положила. Стала мати спрашивать у своей дочери:

— Что она пьёт и ест?

Троеглазая всё и рассказала. Ягишна приказывает:

— Режь, старик, коровушку-бурёнушку.

Старик зарезал; Марья-царевна просит:

— Дай, дедушка родимый, хоть гузённую кишочку мне.

Бросил старик ей гузённую кишочку; она взяла, посадила её к верее — вырос ракитов куст, на нём красуются сладкие ягодки, на нём сидят разные пташечки да поют песни царские и крестьянские.


‎ Прослышал Иван-царевич про Марью-царевну, пришёл к её мачехе, положил блюдо на стол:

— Которая девица нарвёт мне полно блюдо ягодок, ту за себя замуж возьму.

Ягишна послала свою бо́льшую дочерь ягод брать; птички её и близко не подпускают, того и смотри — глаза выклюют; послала другую дочерь — и той не дали. Выпустила, наконец, Марью-царевну; Марья-царевна взяла блюдо и пошла ягодок брать; она берёт, а мелкие пташечки вдвое да втрое на блюдо кладут; пришла, поставила на стол и царевичу поклон отдала. Тут веселым пирком да за свадебку; взял Иван-царевич за себя Марью-царевну, и стали себе жить-поживать, добра наживать.


‎ Долго ли, коротко ли жили, родила Марья-царевна сына. Захотелось ей отца навестить; поехала с мужем к отцу в гости. Мачеха обворотила ее гусынею, а свою бо́льшую дочь срядила Ивану-царевичу в жёны. Воротился Иван-царевич домой. Старичок-пестун [2] встаёт поутру ранёхонько, умывается белёхонько, взял младенца на́ руки и пошёл в чистое поле к кусточку. Летят гуси, летят серые.

— Гуси вы мои, гуси серые! Где вы младёного [3] матерь видали?

Летит другое стадо.

— Гуси вы мои, гуси серые! Где вы младёного матерь видали?

Младёного матерь на землю скочила, кожух сдёрнула, другой сдернула, взяла младенца на руки, стала грудью кормить, сама плачет:

— Сегодня покормлю, завтра покормлю, а послезавтра улечу за тёмные леса, за высокие горы!


‎ Старичок пошёл домой; паренёк спит до утра без разбуду, а подменённая жена бранится, что старичок в чистое поле ходит, всего сына заморил! Поутру старичок опять встаёт ранёхонько, умывается белёхонько, идёт с ребёнком в чистое поле; и Иван-царевич встал, пошёл невидимо за старичком и забрался в куст. Летят гуси, летят серые. Старичок окликивает:

— Гуси вы мои, гуси серые! Где младёного матку видали?

Летит другое стадо:

— Гуси вы мои, гуси серые! Где вы младёного матерь видали?

Младёного матерь на землю скочила, кожу сдёрнула, другую сдёрнула, бросила на куст и стала младёного грудью кормить, стала прощаться с ним:

— Завтра улечу за тёмные леса, за высокие горы!


‎ Отдала младенца старику.

— Что, — говорит, — смородом [4] пахнет?

Хотела было надевать кожи, хватилась — нет ничего: Иван-царевич спалил. Захватил он Марью-царевну, она обвернулась скакухой [5] , потом ящерицей и всякой гадиной, а после всего веретёшечком [6] . Иван-царевич переломил веретёшко надвое, пятку назад бросил, носок перед себя — стала перед ним молодая молодица. Пошли они вместе домой. А дочь Ягишны кричит-ревёт:

— Разорительница идёт! Погубительница идёт.

Иван-царевич собрал князей и бояр, спрашивает:

— С которой женой позволите жить?

— Ну, господа, которая жена скорее на ворота скочит, с той и жить стану.

Дочь Ягишны сейчас на ворота взлезла, а Марья-царевна только чапается [7] , а вверх не лезет. Тут Иван-царевич взял своё ружьё и застрелил подменённую жену, а с Марьей-царевной стал по-старому жить-поживать, добра наживать.

Ну а что такое – рябая? Может, у нее оспа была? Конечно нет! Была б она больная – не держали бы в семье и часу. Ведь через ее молоко все бы заразились. Нет, наша коровушка звалась рябой потому, что имела особую раскраску. По всем словарям рябой окрас – это когда на фоне пятен одного цвета проступают пятна другого. Издревле считалось, что такая многоцветность окраса домашнего животного говорит о том, что оно станет приносить своим хозяевам особую пользу, ограждать семью от злых духов и даже отваживать от дома болезни. Словом, приносить удачу и благополучие. Вспомните, до сих пор в семью берут трехцветную кошку на счастье. Буренкой же звали корову с бурыми пятнами по бокам. И обычно на фоне темных пятен проступал более светлый окрас. Так что обе сказочные коровушки имеют множество буроватых оттенков. Ну а бурый – это оттенок коричневого. Коричневый же – цвет земли. Недаром мифы практически всех народов (индоевропейских и американских) рассказывают о Небесной корове, сотворившей земную твердь. На рогах ее блестят Солнце и Луна, из ее шерсти (вариант – капель молока) рождаются звезды. Словом, это не просто священное животное, но волшебное, животворящее – создающее жизнь.

Сон под ракитовым кустом. Часть первая. Послания из кладовой веков. Знаем ли мы свои любимые сказки?

А давайте поиграем!

Кто назовет больше рябых да бурых героев сказок, тот и победит.

Итак, кого мы знаем?

Кто вспомнит больше, тому очень-преочень повезет в жизни. Известно же, Бурки да Рябы приносят удачу и счастье.

Интересно, что вместо тяжелой работы по полному циклу создания холстов в более старой сказке есть еще более простое указание на то, как измывалась мачеха над героиней. Она ее выгоняла в рубище корову пасти и давала с собой всего-то кусок черствого хлеба. На такой еде и без работы долго не протянешь. Впрочем, ведь Марья-то была царевной и вряд ли смогла какую работу сделать – это же вам не крестьянская девчонка Хаврошечка.

То есть царевна, кланяясь корове, показывала смирение и почитание своей заступнице. Та ее кормила-поила и одевала, как полагается царевне. Уж как это ухитрялась делать Буренушка, в сказке не сказано. Да и не это главное. Главное, что заступница (символ родной матушки) возвращала дочке статус, отнятый мачехой, которая сделала из царевны коровницу.

Симптоматично, что в этой сказке Буренка превращается не в яблоню, а в ракиту.

Сон под ракитовым кустом. Часть первая. Послания из кладовой веков. Знаем ли мы свои любимые сказки?

Ракита – это что: дерево, кустарник?

И не говорите, что не знаете! Что только и вспоминаются строки из детской песенки:

Так что недаром в народной сказке на месте похороненной коровушки Буренушки (то есть опять же пограничном месте, соединяющем Явь и Навь) выросла ракита-ива-верба – животворящее дерево-куст, которое нельзя победить.

Вот и сказка закончилась счастливо. Мачехины дочки не смогли нарвать для Ивана-царевича сладких ягодок с ракитиного куста – подняла ракита свои ветви, не дала ягод злым девкам. Только Марья-царевна нарвала большое блюдо ягод и поднесла Ивану-царевичу. Ну тут славным пирком – да за свадебку.

Но что за ягоды у ракиты?!

Вот здесь-то и волшебство – потому что нет у ракиты никаких сладких ягод. И появиться они могли только на сказочной раките.

Зато у этих растений есть невероятная земная тайна. Теперь уже раскрытая. Дело в том, что в коре ивы имеется большой концентрат салициловой кислоты. Недаром же отвар коры с незапамятных времен используется в народной медицине как противовоспалительный, снимающий жар. Неужели еще не поняли?

Сон под ракитовым кустом. Часть первая. Послания из кладовой веков. Знаем ли мы свои любимые сказки?

Из коры ивы впервые начали добывать салициловую кислоту. А из нее делать Главное лекарство ХХ века – аспирин. Ну как бы мы без него жили?!

Воистину ива-ракита вместила в себя тайные и явные знания и ее кора стала корой жизни.

Вот такая она, наша ракита/верба/ива – защитница, святая покровительница и медицинская спасительница. Символ жизни почти у всех народов. Недаром же она появилась в сказке, любимой всеми.

А что ищет Мария-царевна в голове у злой сестры?

Читайте также: