Краткое содержание сказки буренушка
Обновлено: 30.06.2024
Содержание
Создатели мультфильма
- Режиссёр: Валерий Фомин
- Сценарист: Л. Тильман
- Композитор: Владислав Казенин
- Оператор: Валентин Баженов
- Художники-постановщики: В. Юрчиков, В. Фомин
- Звукооператор: Б. Берестецкий
- Роли озвучивали: Т. Решетникова, В. Ткач, Н. Ананьина, Н. Крачковская, Г. Качин
- Кукловод: В. Баженов
- Куклы и декорации выполнили: Ю. Ушаков, А. Голощук, В. Васенькин, П. КУфтин
- Автор стихов: Герман Дробиз
- Редакторы: Л. Козлова, И. Орлов
- Директор: Ф. Антонов
Музыка
См. также
Примечания
Ссылки
- Мультфильмы по алфавиту
- Мультфильмы СССР
- Мультфильмы 1974 года
- Мультфильмы по русским сказкам
- Мультфильмы о коровах
- Кукольные мультфильмы
- Мультфильмы Свердловской киностудии
Wikimedia Foundation . 2010 .
Полезное
Смотреть что такое "Бурёнушка" в других словарях:
бурёнушка — бурёнушка, и, род. п. мн. ч. шек (ласкат. к бурёнка) и Бурёнушка, и (ласкат. к Бурёнка) … Русский орфографический словарь
бурёнушка — БУРЁНКА, и, ж. (разг.). Корова [по распространённой кличке]. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
бурёнушка — бур/ён/ушк/а … Морфемно-орфографический словарь
бурёнушка — см. бурёнка; и; мн. род. шек, дат. шкам; ж … Словарь многих выражений
бурёнка — бурёнушка бурёнка, бурёнушка … Словарь употребления буквы Ё
БУРЁНКА — и (ласк.) БУРЁНУШКА, жен. (обл.). Бурая корова. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
БУРЁНКА — и (ласк.) БУРЁНУШКА, жен. (обл.). Бурая корова. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
БУРЁНКА — БУРЁНКА, и, жен. (разг.). Корова [по распространённой кличке]. | ласк. бурёнушка, и, жен. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
бурёнка — и; мн. род. нок, дат. нкам; ж.; трад. нар. ласк. см. тж. бурёнушка Корова (первоначально распространённая кличка коровы бурой масти) … Словарь многих выражений
Что такое русские народные сказки? Кем и для чего они созданы? В чём смысл этих сказочных историй?
Каждая сказка, каким бы ни был её сюжет, как правило, носит развлекательный или воспитательный характер. Многие события, происходящие в этих устных народных произведениях, вымышленные.
Но, несмотря на многие элементы волшебства и магии в сказочных повествованиях, они призваны донести до читателя (слушателя) отношение народа к основным моральным понятиям.
Дети, которым родители читают русские народные сказки, с раннего возраста знакомятся не только с красотой родного языка. Описанные в сюжете события чётко разграничивают такие понятие, как добро и зло, правда и ложь, любовь и ненависть.
Несладкой была жизнь Марьи-царевны. Не давала ей покоя злая мачеха. Ягишна делала всё, чтобы извести свою падчерицу. Дочери мачехи тоже были на стороне матери. Доброй и смышлёной Марье удалось перехитрить своих недоброжелательных родственников.
Вышла она замуж за Ивана-царевича и родила ему сына. Ещё пуще взбеленилась мачеха.. Видать, не зря имя ей было дано Ягишна. Злая и завистливая женщина превратила свою падчерицу в гусыню. А вместо неё отправила к Ивану-царевичу одну из своих дочерей.
Нелегко пришлось царевне: тосковала она за мужем любимым и за сыночком маленьким. Через многие испытания прошли Марья-царевна и её муж Иван-царевич. Но на то она и придумана волшебная сказка, чтобы показать, что на стороне добра и правды всё: и природа, и сказочное волшебство.
Освободил Иван-царевич свою супругу Марьюшку, снял с неё злые чары. А её сводную сестру за обман и зло причинённое, убил. Добро и правда восторжествовали.
Не в каком царстве, не в каком государстве был-жил царь с царицею, и была у них одна дочь, Марья-царевна. А как умерла царица, то царь взял другую жену, Ягишну. У Ягишны родилось две дочери: одна — двоеглазая, а другая — троеглазая. Мачеха не залюбила Марьи-царевны, послала ее пасти коровушку-буренушку и дала ей сухую краюшку хлебца.
Главной героиней является Строева дочь. У нее умерла мама, а ее отец женился на другой злобной даме, которая любила своих 3-х дочерей, однако ненавидела собственную падчерицу.
За минуту
Главная героиня произведения – Строева дочь. У девушки умерла мама. Через некоторое время отец девушки, Строй, нашел другую женщину и вскоре женился на ней. У его новой супруги было три дочери. Старшая имела один глаз, средняя – два, младшая – три. Мачеха ненавидела свою падчерицу, очень плохо ее кормила и поручала ей большое количество работы. Если Строева дочь не успевала справляться с возложенными на нее делами, то мачеха ее жестоко била.
Однажды молодая девушка отправилась вместе со стадом коров на поле. Среди животных была и любимая Строевой дочерью коровушка-буренушка. Девушка стала плакать и жаловаться на свою сложную судьбу. Коровушка-буренушка начала ей помогать. Главная героиня залезала в ухо коровы и ела там, в то время как животное пряло за нее.
Мачеха, не веря, что ее падчерица без посторонней помощи выполняет такое количество работы, отправила своих дочерей следить за ней. Старшая и средняя дочери не смогли ничего увидеть, но младшая обо всем рассказала мачехе.
Н е в каком царстве, не в каком государстве был-жил царь с царицею, и была у них одна дочь, Марья-царевна. А как умерла царица, то царь взял другую жену, Ягишну. У Ягишны родилось две дочери: одна — двоеглазая, а другая — троеглазая. Мачеха не залюбила Марьи-царевны, послала её пасти коровушку-бурёнушку и дала ей сухую краюшку хлебца.
Царевна пошла в чистое поле, в праву ножку бурёнушке поклонилась — напилась-наелась, хорошо срядилась; за коровушкой-бурёнушкой целый день ходит, как барыня. День прошёл, она опять поклонилась ей в праву ножку, разрядилась, пришла домой и краюшку хлеба назад принесла, на стол положила.
— Чем сука жива живёт? — думает Ягишна; на другой день дала Марье-царевне ту же самую краюшку и посылает с нею свою бо́льшую дочь.
— Присмотри, чем Марья-царевна питается?
Пришли в чистое поле; говорит Марья-царевна:
— Дай, сестрица, я поищу у тебя в головке.
Стала искать, а сама приговаривает:
— Спи-спи, сестрица! Спи-спи, родима! Спи-спи, глазок! Спи-спи, другой!
Сестрица заснула, а Марья-царевна встала, подошла к коровушке-бурёнушке, в праву ножку поклонилась, напилась-наелась, хорошо срядилась и ходит весь день как барыня. Пришёл вечер; Марья-царевна разрядилась и говорит:
— Вставай, сестрица! Вставай, родима! Пойдём домой.
— Охти мне! — взгоревалась сестрица. — Я весь день проспала, ничего не видела; теперь мати забранит меня!
Пришли домой; спрашивает её мати:
— Что пила, что ела Марья-царевна?
— Я ничего не видела.
Ягишна заругалась на неё; поутру встаёт, посылает троеглазую дочерь:
— Поди-ка, — говорит, — погляди, что она, сука, ест и пьёт?
Пришли девицы в чистое поле бурёнушку пасти; говорит Марья-царевна:
— Сестрица! Дай я тебе в головушке поищу.
— Поищи, сестрица, поищи, родима!
Марья-царевна стала искать да приговаривать:
— Спи-спи, сестрица! Спи-спи, родима! Спи-спи, глазок! Спи-спи, другой!
А про третий глазок позабыла; третий глазок глядит да глядит, что ро́бит Марья-царевна. Она подбежала к бурёнушке, в праву ножку поклонилась, напилась-наелась, хорошо срядилась; стало солнышко садиться — она опять поклонилась бурёнушке, разрядилась и ну будит троеглазую:
— Вставай, сестрица! Вставай, родима! Пойдём домой.
Пришла Марья-царевна домой, сухую краюшку на стол положила. Стала мати спрашивать у своей дочери:
— Что она пьёт и ест?
Троеглазая всё и рассказала. Ягишна приказывает:
— Режь, старик, коровушку-бурёнушку.
Старик зарезал; Марья-царевна просит:
— Дай, дедушка родимый, хоть гузённую кишочку мне.
Бросил старик ей гузённую кишочку; она взяла, посадила её к верее — вырос ракитов куст, на нём красуются сладкие ягодки, на нём сидят разные пташечки да поют песни царские и крестьянские.
Прослышал Иван-царевич про Марью-царевну, пришёл к её мачехе, положил блюдо на стол:
— Которая девица нарвёт мне полно блюдо ягодок, ту за себя замуж возьму.
Ягишна послала свою бо́льшую дочерь ягод брать; птички её и близко не подпускают, того и смотри — глаза выклюют; послала другую дочерь — и той не дали. Выпустила, наконец, Марью-царевну; Марья-царевна взяла блюдо и пошла ягодок брать; она берёт, а мелкие пташечки вдвое да втрое на блюдо кладут; пришла, поставила на стол и царевичу поклон отдала. Тут веселым пирком да за свадебку; взял Иван-царевич за себя Марью-царевну, и стали себе жить-поживать, добра наживать.
Долго ли, коротко ли жили, родила Марья-царевна сына. Захотелось ей отца навестить; поехала с мужем к отцу в гости. Мачеха обворотила ее гусынею, а свою бо́льшую дочь срядила Ивану-царевичу в жёны. Воротился Иван-царевич домой. Старичок-пестун [2] встаёт поутру ранёхонько, умывается белёхонько, взял младенца на́ руки и пошёл в чистое поле к кусточку. Летят гуси, летят серые.
— Гуси вы мои, гуси серые! Где вы младёного [3] матерь видали?
Летит другое стадо.
— Гуси вы мои, гуси серые! Где вы младёного матерь видали?
Младёного матерь на землю скочила, кожух сдёрнула, другой сдернула, взяла младенца на руки, стала грудью кормить, сама плачет:
— Сегодня покормлю, завтра покормлю, а послезавтра улечу за тёмные леса, за высокие горы!
Старичок пошёл домой; паренёк спит до утра без разбуду, а подменённая жена бранится, что старичок в чистое поле ходит, всего сына заморил! Поутру старичок опять встаёт ранёхонько, умывается белёхонько, идёт с ребёнком в чистое поле; и Иван-царевич встал, пошёл невидимо за старичком и забрался в куст. Летят гуси, летят серые. Старичок окликивает:
— Гуси вы мои, гуси серые! Где младёного матку видали?
Летит другое стадо:
— Гуси вы мои, гуси серые! Где вы младёного матерь видали?
Младёного матерь на землю скочила, кожу сдёрнула, другую сдёрнула, бросила на куст и стала младёного грудью кормить, стала прощаться с ним:
— Завтра улечу за тёмные леса, за высокие горы!
Отдала младенца старику.
— Что, — говорит, — смородом [4] пахнет?
Хотела было надевать кожи, хватилась — нет ничего: Иван-царевич спалил. Захватил он Марью-царевну, она обвернулась скакухой [5] , потом ящерицей и всякой гадиной, а после всего веретёшечком [6] . Иван-царевич переломил веретёшко надвое, пятку назад бросил, носок перед себя — стала перед ним молодая молодица. Пошли они вместе домой. А дочь Ягишны кричит-ревёт:
— Разорительница идёт! Погубительница идёт.
Иван-царевич собрал князей и бояр, спрашивает:
— С которой женой позволите жить?
— Ну, господа, которая жена скорее на ворота скочит, с той и жить стану.
Дочь Ягишны сейчас на ворота взлезла, а Марья-царевна только чапается [7] , а вверх не лезет. Тут Иван-царевич взял своё ружьё и застрелил подменённую жену, а с Марьей-царевной стал по-старому жить-поживать, добра наживать.
Ну а что такое – рябая? Может, у нее оспа была? Конечно нет! Была б она больная – не держали бы в семье и часу. Ведь через ее молоко все бы заразились. Нет, наша коровушка звалась рябой потому, что имела особую раскраску. По всем словарям рябой окрас – это когда на фоне пятен одного цвета проступают пятна другого. Издревле считалось, что такая многоцветность окраса домашнего животного говорит о том, что оно станет приносить своим хозяевам особую пользу, ограждать семью от злых духов и даже отваживать от дома болезни. Словом, приносить удачу и благополучие. Вспомните, до сих пор в семью берут трехцветную кошку на счастье. Буренкой же звали корову с бурыми пятнами по бокам. И обычно на фоне темных пятен проступал более светлый окрас. Так что обе сказочные коровушки имеют множество буроватых оттенков. Ну а бурый – это оттенок коричневого. Коричневый же – цвет земли. Недаром мифы практически всех народов (индоевропейских и американских) рассказывают о Небесной корове, сотворившей земную твердь. На рогах ее блестят Солнце и Луна, из ее шерсти (вариант – капель молока) рождаются звезды. Словом, это не просто священное животное, но волшебное, животворящее – создающее жизнь.
А давайте поиграем!
Кто назовет больше рябых да бурых героев сказок, тот и победит.
Итак, кого мы знаем?
Кто вспомнит больше, тому очень-преочень повезет в жизни. Известно же, Бурки да Рябы приносят удачу и счастье.
Интересно, что вместо тяжелой работы по полному циклу создания холстов в более старой сказке есть еще более простое указание на то, как измывалась мачеха над героиней. Она ее выгоняла в рубище корову пасти и давала с собой всего-то кусок черствого хлеба. На такой еде и без работы долго не протянешь. Впрочем, ведь Марья-то была царевной и вряд ли смогла какую работу сделать – это же вам не крестьянская девчонка Хаврошечка.
То есть царевна, кланяясь корове, показывала смирение и почитание своей заступнице. Та ее кормила-поила и одевала, как полагается царевне. Уж как это ухитрялась делать Буренушка, в сказке не сказано. Да и не это главное. Главное, что заступница (символ родной матушки) возвращала дочке статус, отнятый мачехой, которая сделала из царевны коровницу.
Симптоматично, что в этой сказке Буренка превращается не в яблоню, а в ракиту.
Ракита – это что: дерево, кустарник?
И не говорите, что не знаете! Что только и вспоминаются строки из детской песенки:
Так что недаром в народной сказке на месте похороненной коровушки Буренушки (то есть опять же пограничном месте, соединяющем Явь и Навь) выросла ракита-ива-верба – животворящее дерево-куст, которое нельзя победить.
Вот и сказка закончилась счастливо. Мачехины дочки не смогли нарвать для Ивана-царевича сладких ягодок с ракитиного куста – подняла ракита свои ветви, не дала ягод злым девкам. Только Марья-царевна нарвала большое блюдо ягод и поднесла Ивану-царевичу. Ну тут славным пирком – да за свадебку.
Но что за ягоды у ракиты?!
Вот здесь-то и волшебство – потому что нет у ракиты никаких сладких ягод. И появиться они могли только на сказочной раките.
Зато у этих растений есть невероятная земная тайна. Теперь уже раскрытая. Дело в том, что в коре ивы имеется большой концентрат салициловой кислоты. Недаром же отвар коры с незапамятных времен используется в народной медицине как противовоспалительный, снимающий жар. Неужели еще не поняли?
Из коры ивы впервые начали добывать салициловую кислоту. А из нее делать Главное лекарство ХХ века – аспирин. Ну как бы мы без него жили?!
Воистину ива-ракита вместила в себя тайные и явные знания и ее кора стала корой жизни.
Вот такая она, наша ракита/верба/ива – защитница, святая покровительница и медицинская спасительница. Символ жизни почти у всех народов. Недаром же она появилась в сказке, любимой всеми.
А что ищет Мария-царевна в голове у злой сестры?
Читайте также: