Краткое содержание пустыня дьявола

Обновлено: 05.07.2024

В Евангелии говорится о том, как сразу после Своего Крещения в водах Иордана Иисус Христос удалился в пустыню, где постился сорок дней и победил три искушения от дьявола. Но зачем Ему вообще было нужно поститься, и какой смысл для сатаны был в искушении Христа?

Были ли у дьявола шансы на победу?

Сама по себе эта евангельская история вовсе не покажется чем-то странным тому, для кого Христос — всего лишь обычный человек. Мало ли, захотел креститься — и крестился, захотел наложить на себя пост — тоже понятно, ну а искушения — они вообще со всеми бывают. Но если задуматься над тем, что Иисус из Назарета — воплотившийся Сын Божий, Бог, явившийся на землю, то тут уже появляются вопросы. Как христиане объясняют то, что их Бог, получается, постится? А как дьявол вообще посмел подойти к Нему и искушать — и неужели же Христос мог поддаться на уговоры и согрешить?

Конечно, нет, ответит христианин, Бог по Своему существу безгрешен и свят, и нет в Нем никакой тьмы (1 Ин 1:5), так что сатана абсолютно напрасно старался. Но между тем, интересно во всей этой истории то, что у дьявола откуда-то все же была надежда, что Христос ему подчинится. О чем же может идти речь?

Пришел, чтобы спасти всех

В Иудее I века от Р. Х., когда одно за другим начали сбываться ветхозаветные пророчества, очень многие ожидали явления Христа. Вместе со всеми Христа ожидал и. дьявол — чтобы если не убить, то хотя бы помешать Ему исполнить свою миссию. К примеру, все помнят из Евангелия, как, словно по сатанинской воле, царь Ирод, только услыхав, что в Вифлееме родился Царь Иудейский, велел убить в городе всех младенцев. И кто знает, не повторились бы попытки убийства Спасителя еще в детстве, если бы Дева Мария открыто объявила бы народу, Кто же есть на самом деле Ее сын Иисус. Поэтому, как написано в Евангелии, Господь вышел на открытое служение тогда, когда уже был лет тридцати (Лк 3:23) — то есть в возрасте зрелого мужчины, по представлениям иудеев, когда человек уже сам отвечает за себя, имеет право говорить и учить в синагоге. И, как говорит Евангелие, первое, что сделал Сын Божий, — это пришел на реку Иордан, чтобы принять омовение (крещение) от Иоанна Предтечи, всеми почитаемого за пророка и праведника.

Но тут происходит необъяснимое. Да, Мессия действительно приходит, и Иоанн узнает Его, свидетельствует о Нем, как о Спасителе мира — но открывший Себя Спаситель говорит, что пришел. креститься!

Можно понять, как был удивлен Иоанн, который, услышав просьбу Иисуса о крещении, удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? (Мф 3:14). Это была не просто скромность. Иоанн наверняка задавал себе вопрос — как возможно спасение для грешников, если даже Спаситель, Мессия, величайший Праведник, Которого сотни лет ждали евреи, желает публично покаяться в своих грехах?

Вспомним сейчас то, что уже две тысячи лет знают христиане, но чего не знал в то время еще никто, кроме Девы Марии. Иисус — это не просто праведник, Он — Сын Божий, Сам Бог, воплотившийся и ставший человеком. И как Бог, Он не имеет на Себе никакого греха. Но именно поэтому, как ни парадоксально, и пришел Он креститься от Иоанна — чтобы перед всеми людьми, которые когда-либо приходили сюда и омывали свои беззакония, перед всеми уже давно умершими людьми и перед всеми, кому еще только предстоит родиться, навсегда засвидетельствовать: Он, не имеющий на Себе никакого греха, — не гнушается грешными людьми, Он пришел, чтобы спасти всех. Бог воплотился, стал таким же, как все люди, — и вот Он пришел омыться в водах покаяния, словно простой грешник, и добровольно взять на Себя чужие преступления, чтобы позже искупить их на Кресте.

Последние дни одиночества

Итак, Господь объявил о Себе, вышел на открытое служение. Но чего это Ему стоило? Во время моления Христа в Гефсиманском саду в последние часы перед Своими крестными страданиями Господь скорбел и плакал, и просил учеников побыть с Ним, не оставлять Его в одиночестве. Божественная природа добровольно идущего на казнь Спасителя была непоколебима и тверда — но человеческая Его природа не могла, конечно, оставаться безучастной к происходящему, как если бы Он был каким-нибудь бесчувственным роботом. Поэтому кто знает, что мог чувствовать Иисус в самом начале Своего пути, когда взял на Свои плечи невообразимую тяжесть всех грехов, когда-либо совершенных людьми.

ИСКУШЕНИЕ ХРИСТА В ПУСТЫНЕ

Мы не узнаем, какой глубины была Его скорбь и тревога за людей, которые не поняли ни смысла Его крещения, ни слов Иоанна — но знаем только, что сразу после крещения Господь постился в пустыне целых сорок дней. Конечно, Он знал с самого начала, что Ему предстоит пострадать. И, может быть, именно поэтому начало конца Его земной жизни, эти первые сорок дней после крещения, стали для него временем, проведенным в одиночестве и молитве. Ведь можно попытаться представить, как чувствует себя, к примеру, невиновный человек, который добровольно пошел в тюрьму ради спасения близких и теперь ждет от своего народа заведомо несправедливого суда, причем приговор ему уже известен — смерть. Такой человек наверняка скорбит и, может быть, от горя не хочет даже есть — но дело здесь, конечно, вовсе не в качестве еды или религиозных нормах.

Да, дьявол ожидал Мессию долго. Готовился к Его приходу, придумывал, как поразить, чем искушать, как бороться с Его учениками, если они появятся. Одного сатана не мог представить — что Бог не просто пошлет великого праведника вместо Себя, а Сам придет на Землю. Никто не может проникнуть в замыслы Бога — а тем более падший дух. Дьявол узурпировал власть Бога над миром, подчинил себе людей так, что даже Христос говорил о сатане — князь мира сего (Ин 14:30). И вот этот враг ждал веками, когда имя Спасителя станет известно. Ждал и боялся — и наконец услышал, что в крещении на реке Иордан явил Себя долгожданный Христос.

Будучи не в силах проникнуть в тайну Боговоплощения, дьявол не мог и быть уверен, что Иисус — это действительно Мессия. Поэтому, как только Христос удалился в пустыню, дьявол принял решение лично прийти, увидеть — и победить.

Искушение Христа в пустыне

Сорокадневный пост был известен еще из Ветхого Завета. Так, Моисей постится сорок дней перед тем, как получить десять заповедей (Исх 34:28). Также известен пост пророка Илии (3 Цар 17:19), а в целом евреи постились четыре раза в год (Зах 8:19).

Не хлебом единым

Сатана три раза попытался искусить Создателя. И пусть порядок второго и третьего искушений у евангелистов Матфея и Луки различается (кто как услышал, так и запомнил), но о характере искушений апостолы пишут совершенно одинаково.

Но дьявол все же, искушая Христа, предлагает Ему употребить Свою Божественную силу, чтобы насытиться, совершить чудо для одного Себя — и заодно ловко проверить, есть ли предел всемогуществу Бога. Но Господь сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уcm Божиих (Мф 4:4). Эта фраза взята из библейской книги Второзакония (8:3) и была, конечно, на слуху у всех иудеев со времен Моисея. По сути, Господь не стал ни слушаться дьявола, ни заявлять о Своем достоинстве — Он просто отверг искушение, даже не вступая в спор с сатаной.

Если Ты Сын Божий

Второе искушение — это попытка сыграть на честолюбии. Броситься на глазах у всех с Иерусалимского Храма, чтобы ангелы подхватили Его в полете — что могло бы ярче доказать Божественную природу?

Дьявол, уверенный в своем умении лгать, призывает человека Иисуса (напомним, что сатана еще не уверен, что это — Христос) проверить, выполняет ли Бог Свои обещания, буквально испытать Писание на себе — явятся ли ангелы, спасут ли? Но Спаситель не поддается на эту уловку и отвечает — написано также: не искушай Господа Бога твоего (Мф 4:7). И снова это слова из Второзакония (6:16), и снова они не дают сатане ответа на вопрос, кто же этот Человек.

Что здесь значит ответ Господа, как может человек искушать Бога? Продолжение этой фразы звучит так: как вы искушали Его в Массе (Втор 6:16). Моисей произносит эти слова потому, что в месте под названием Масса и Мерива евреи, страдающие в пустыне от жажды, искушали Бога, говоря — есть ли Господь среди нас, или нет? (Исх 17:7). Они начали сомневаться в истинности бытия Бога и в Его любви к ним только потому, что Он медлил дать им воды для питья! Тем паче людям свойственно искушать Бога, когда Он не дает им чего-либо, по их мнению, еще более важного. Против такого потребительски-недоверчивого отношения к Богу и говорит Христос, отвечая сатане.

Кстати, нет ничего странного в том, что дьявол в этом искушении цитирует Библию — это лишний раз показывает, что знанием Писания можно прикрывать любые цели, в том числе и совсем неблаговидные. Поэтому так важно стараться понять, что стоит за текстом, а не просто учить наизусть стихи из Библии. К тому же дьявол цитирует Писание… неправильно.

Искушение Христа в пустыне

Царство тьмы в подарок

Наконец, от бессилия и отчаяния сатана прибегает к своему последнему доводу. Ему так важно помешать Спасителю, заставить Его согрешить, что ради этого он идет, на, казалось бы, великие для себя жертвы. И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени, и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твое (Лк 4:5-7) или, как удивительно точно сказано у Матфея, — если, пав, поклонишься мне (Мф 4:9).

Вопрос: но что за грех было претворить камни в хлебы?

Ответ: знай, что послушаться диавола в чем бы то ни было, грех. (Толкование Феофилакта Болгарского на Писания)

Непобедимая победа

Стоит обратить внимание, что чудеса, которые дьявол предлагает совершить Христу, — бессмысленны по сравнению с теми чудесами, которые творил Сам Господь. Христос кормил голодных, исцелял больных, воскрешал мертвых… Все Его чудеса были чудесами любви, они имели своей целью физическое и духовное спасение конкретных людей, но ни одно из них не было сотворено для того, чтобы просто прославиться. Наоборот, о некоторых Своих чудесах Христос попросту запрещал людям рассказывать (хотя они и нарушали запрет — кто от желания похвастаться, а кто из благодарности). Он не хотел, чтобы люди слушали Его из страха или любопытства, словно какого-то таинственного чародея. Христу нужны были любящие ученики, которые будут верить Ему просто потому, что Он — это Он.

Поражение дьявола в попытке искусить Спасителя можно расценивать как первую победу Христа над царством зла. А ведь если сам генерал темных сил проиграл ключевую битву на этапе разработки штабной стратегии, то потом уже нет никаких шансов у его солдат выиграть войну. Христос победил дьявола навсегда, Он устоял перед ним, а потом дал даже Своим ученикам, простым людям, власть изгонять бесов и исцелять людей. В Ветхом Завете не было описано ни одного случая исцеления одержимых сатаной, это казалось совершенно немыслимым для человека — так что именно поэтому иудеи потом так недоумевали о чудесах Христа и допытывались — какою властью Ты это делаешь, или кто дал Тебе власть сию? (Лк 20:2).

А в самом факте того, что Спаситель был искушаем, нет ничего греховного. Преступление заповеди начинается тогда, когда человек начинает мысленно соглашаться с предложением врага. Отвергнуть же его, едва услышав, — это не грех, а доблесть. Кроме того, как пишет апостол Павел, Христос должен был во всем уподобиться братьям. ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь (Евр 2:17-18).

Сатана будет делать еще не одну попытку искусить Господа и помешать Ему. Он будет пытаться действовать через Его учеников, через обычных людей и, наконец, через физические страдания и распятие. Но он уже никогда не сможет победить Спасителя, и именно то, что Иисус Христос отверг все искушения еще в самом начале Своего служения, послужило залогом будущего Воскресения Его из мертвых — ведь как мог дьявол удержать в своей власти Того, Кто уже оказался однажды сильнее. И как когда-то из-за греха одного человека в мир вошла смерть, так теперь смерть смогла быть побеждена на Кресте из-за того, что один-единственный Праведник, взявший на себя грехи всего мира, Сам не поддался искушению — и не согрешил.

В райском саду Адам и Ева не смогли устоять перед искушением — и мир для них стал враждебной пустыней. Но Христос, как новый Адам, исправляет ошибку первых людей. Он уходит в пустыню и там побеждает все те же самые искушения дьявола — чтобы разрушить власть тьмы и снова вернуть нас в Царство любящего Отца.

Глядя с крыш Иерусалима на каменистые окрестности – чаще всего на восток, на пустыню Иудейскую, – каждый раз вспоминаю я эти слова, – пролог величайшей из земных трагедий.

Дьявол, Азазел, имя и образ которого так и остались тайной, был издревле владыкой пустыни. Это он обитал в ее знойном серо-каменном море, некогда взбудораженном подземными силами и навсегда застывшем. Это ему каждый год – в десятый день седьмого месяца – посылали левиты и первосвященники Козла Отпущения – от лица всего Израиля, за все грехи его. И не странно ли, что именно оттуда прозвучали первые глаголы Предтечи!

Пустыня видна с крыш Иерусалима. Пустыней называется только тот скат, та дикая и от века бесплодная вулканическая страна, что за Элеоном, эти растрескавшиеся от жгучего солнца бугры и перевалы, усеянные колючками и голышами, волны и впадины былых землетрясений. Но разве власть Азазела не простирается и на тропически-знойный дол Иордана, – эту глубочайшую в мире низменность, с ее смертоносными лихорадками и воистину мертвыми водами, одно дыхание которых убивает все живое?

Небо нынче нежное, бледно-голубое. Небо и солнце затуманены дыханием полдня, сухого, горячего, душного. Жаром веет от старого каменного города, его узких и грязных базарных ходов под сплошною кровлей сизо-песочного цвета. Одинокая пальма, возвышающаяся на южной окраине, опустила свое неподвижное опахало. Тускло темнеют куполы Гроба Господня и мечети Омара. Тысячи черных стрижей кружат, сверлят полдневную тишину скрипучим верезжанием. И море пепельно-сиреневых холмов, простирающееся окрест, дремлет, теряется в мглистой суши…

Побледнела даже сказочно яркая бирюза у подошвы Моава.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

III. Пустыня св. града

ПУСТЫНЯ

ПУСТЫНЯ Келия. Пустыня. Моря синий край. Под тобою пропасть, над тобою — рай. Справа, слева — бесы, вьется чёрный рой. Господи, помилуй… Господи, укрой! Тёмным диверсантом мечется монах. Ночью снова в драку, с чёточкой в руках. А за горизонтом, там, где свет вдали, Чудится

Египетская пустыня

Египетская пустыня Все путешественники, которым довелось побывать в Египте, отмечали повсеместное присутствие пустыни. Прилетающий в Каир современный турист видит пирамиды, стоящие на краю пустыни. И аэропорт, куда он приземляется, также расположен посреди пустынной

21:1—10 Вавилон, пустыня приморская

35:1—10 Цветущая пустыня

35:1—10 Цветущая пустыня Сияние славы Божьей в этой главе подчеркивается, насколько это возможно, тем, что упоминание о ней помещено между описанием пустыни в гл. 34 и историей о войне, бедах и безумии в гл. 36 — 39.Тема данного отрывка — грядущий исход, более великий, чем первый.

Корзинка, дворец и пустыня

Корзинка, дворец и пустыня Итак, в конце жизни Иакова все его семейство спаслось от голода в Египте. Но нередко решение одной проблемы приводит к другой – так случилось и с потомками Иакова, евреями. Через некоторое время они оказались в Египте на положении рабов, да и само

Пустыня: кто в действительности искушал Христа?

Пустыня: кто в действительности искушал Христа? Сорок дней постился Иисус в пустыне, так гласит Евангелие от Матфея, Марка и Луки. Самую краткую информацию дает немногословный апостол Марк: «Немедленно… Дух ведет Его в пустыню. И был он там в пустыне сорок дней,

Пустыня

Пустыня Настало время оставить Каир. Я прежде поехал в вышгород прощаться с пашой и благодарить его за все оказанные мне ласки. Как и в первый раз, он принял меня отменно вежливо и около часа беседовал с большой откровенностью. Покровительствуя мне и в пустыне, он велел

Пустыня Сур.

Пустыня Сур. Исх. 15–18Отпраздновав свой чудесный переход и отдохнувши, израильский народ под руководством Моисея двинулся к горе Синай (Хорив), чтобы там принести Богу благодарственную жертву, как об этом заповедал Господь Моисею. Караванная дорога к Синаю, которой

Пустыня Син.

Пустыня Син. Ровно через шесть недель после исхода из Египта колонна раскинула стан в пустыне Син, между Елимом и Синаем. Солнце палило неимоверно, и в довершение всех бед у евреев истощились запасы хлеба. Еще недавно они страдали от жажды, теперь им угрожал голод. Перед

Пустыня Фаран.

Пустыня Фаран. Наконец, после тяжелых испытаний и невзгод, омрачивших дух великого вождя, израильтяне дошли до южной границы Ханаана и остановились в пустыне Фаран, недалеко от города Кадеша. Со времени Авраама в Палестине произошли большие изменения. Кочевые племена

Пустыня знания

ПУСТЫНЯ

ПУСТЫНЯ Келия. Пустыня. Моря синий край. Под тобою пропасть, над тобою — рай. Справа, слева — бесы, вьется чёрный рой. Господи, помилуй… Господи, укрой! Тёмным диверсантом мечется монах. Ночью снова в драку, с чёточкой в руках. А за горизонтом, там, где свет вдали, Чудится

Пустыня Святого Града

Мати-пустыня

Мати-пустыня Голубым весенним днем, извилистой лесной тропой, под зеленой тенью берез, тихим болезненным шагом шел к себе на родину, в село Коростелово, солдат Красной армии Семен Завитухин, ржановолосый и низкорослый деревенский парень.«Иду помирать на своей земле, –

Пустыня дьявола

Глядя с крыш Иерусалима на каменистые окрестности – чаще всего на восток, на пустыню Иудейскую, – каждый раз вспоминаю я эти слова – пролог величайшей из земных трагедий.

Дьявол, Азазел, имя и образ которого так и остались тайной, был издревле владыкой пустыни. Это он обитал в ее знойном серо‑каменном море, некогда взбудораженном подземными силами и навсегда застывшем. Это ему каждый год – в десятый день седьмого месяца – посылали левиты и первосвященники Козла Отпущения – от лица всего Израиля, за все грехи его. И не странно ли, что именно оттуда прозвучали первые глаголы предтечи!

Пустыня видна с крыш Иерусалима. Пустыней называется только тот скат, та дикая и от века бесплодная вулканическая страна, что за Элеоном, эти растрескавшиеся от жгучего солнца бугры и перевалы, усеянные колючками и голышами, волны и впадины былых землетрясений. Но разве власть Азазела не простирается и на тропически‑знойный дол Иордана, – эту глубочайшую в мире низменность, с ее смертоносными лихорадками и воистину мертвыми водами, одно дыхание которых убивает все живое?

Небо нынче нежное, бледно‑голубое. Небо и солнце затуманены дыханием полдня, сухого, горячего, душного. Жаром веет от старого каменного города, его узких и грязных базарных ходов под сплошною кровлей сизо‑песочного цвета. Одинокая пальма, возвышающаяся на южной окраине, опустила свое неподвижное опахало. Тускло темнеют куполы Гроба Господня и мечети Омара. Тысячи черных стрижей кружат, сверлят полдневную тишину скрипучим верезжанием. И море пепельно‑сиреневых холмов, простирающееся окрест, дремлет, теряется в мглистой суши…

Побледнела даже сказочно яркая бирюза у подошвы Моава.

После полдня тянет легкий ветер, небо, воздух, солнце – все становится ярче, яснее.

За иссохшим руслом Кедрона дорога поднимается – мимо погребальной пещеры Богоматери, Гефсиманского сада и гробниц Авесалома и Иосафата, по каменистым склонам Элеона, среди несметных плит еврейского некрополя, стоящих, как раскрытые книги, испещренные крупными письменами.

Есть ли в мире другая земля, где бы сочеталось столько дорогих для человеческого сердца воспоминаний?

Гроб Мариам! У стен сада, столь любимого сыном, в ложе кремнистой долины, под сводами древнего полуподземного храма, во тьме которого блещут огни, оклады и самоцветы, почила она, простая женщина из Назарета, венчанная высшею славой – земной и небесной.

А русло Кедрона? Это дол Иосафата, место грядущего Страшного суда, великая житница Смерти. Нет правоверного иудея и мусульманина, который не полагал бы несказанной ра

Непосредственно перед началом Своего публичного служения Христос сошелся с врагом в величайшем противоборстве, которое стало Его испытанием. Зло предстало перед Ним со всей своей невероятной силой и омерзительной откровенностью. Такой страшной атаки до того никогда не было и больше никогда не будет.

Предварительно нам нужно рассмотреть три немаловажных аспекта искушения Христа:

(1) Место . Действие происходило в пустыне. Полем битвы было выбрано безлюдное место, отрезанное от человеческого сочувствия. Все внешнее и поверхностное отброшено, осталась лишь самая суть искушения. Говорят, что Адам, согрешив, превратил сад в пустыню, а Иисус, противостав греху, превратил пустыню в сад.

(2) Противников . На одной стороне был Иисус, только что принявший крещение, во время которого Бог признал Его Своим Сыном. Выйдя из воды, Он был готов начать Свое личное служение. На другой стороне был дьявол. В пустыне Иисус встретился лицом к лицу с князем, господствующим в воздухе, богом этого мира, правителем сил тьмы (2 Кор. 4:4; Еф. 2:2; 6:12).

(3) Значение . Это противоборство не было случайностью, и произошло оно не беспричинно. Мф. 4:1 говорит: “Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню для искушения от дьявола”. Исполнялся божественный план. Наверное, ничто не показывает это так ясно, как тот факт, что в этом споре дьяволу пришлось показать себя во всей своей красе. Сатана не любит бороться в открытую. Он предпочитает действовать скрытно, через своих агентов. Однако с Иисусом он вынужден был встретиться лицом к лицу, ибо только так могли осуществиться Божьи планы.

Именно тот факт, что дьяволу-таки пришлось действовать открыто, делает изучение Искушения таким ценным. Таким образом были обнажены его методы и цели. По ходу изучения трех искушений Иисуса обратите особое внимание на то, насколько искусен был сатана. Он обольщал людей тысячи лет. И весь свой тысячелетний опыт он обратил на Христа.

ПЕРВОЕ ИСКУШЕНИЕ (4:1-4)

Первое искушение, которое сатана устроил Христу, было физическим испытанием.

Сатана (ст. 1-3)

Задачей сатаны в первом искушении было испытать верность Христа Богу. Он бросил Иисусу вызов: “Если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни эти сделались хлебами” (ст. 3). Сорок дней назад Голос с небес возвестил: “Это Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение” (Мф. 3:17). И теперь дьявол, по сути, говорил: “Если Голос сказал правду — если ты в самом деле Божий Сын — тогда почему ты голоден? Какая польза от положения без привилегий?” Сатана намекал, что если Иисус превратит камни пустыни в хлеб, то достигнет двух целей: и Свою естественную нужду (голод) удовлетворит, и Свое Сыновство докажет.

Если бы я был на месте Иисуса, то, вероятно, ответил бы: “Я покажу тебе, дьявол!” И мгновенно осуществил бы превращение. Я не люблю отступать перед вызовом. Может, и вы такие же?

Христос (ст. 4)

Соответствующий текст, помогающий отразить это искушение, находится во Втор. 8:3. Иисус процитировал: “Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих” (ст. 4). Во-первых, отметьте слово “человек”: “Не хлебом одним будет жить человек. ” Сорок дней в пустыне были, главным образом, испытанием не божественности Иисуса, а Его человеческой природы. Его цель состояла не в доказательстве того, что Он Бог, а в демонстрации того, что Он в полной мере Человек, живший в полном согласии с открытой волей Божьей.

Иисус устоял перед первым искушением.

ВТОРОЕ ИСКУШЕНИЕ (4:5-7)

Второе искушение было духовным испытанием.

Сатана (ст. 5, 6)

Сатана так легко не сдается. Для своего следующего искушения он тщательно подобрал место. Он перенес Христа в “святой город” Иерусалим (ст. 5), место, дорогое для иудеев — и для Иисуса (Пс. 47:3; 136:5; Мф. 23:37). Затем он взял Его в храм, самое почитаемое место в этом городе. И, наконец, поднял Его на самую высокую точку строения. Текст говорит, что он поставил Его “на крыле храма” (ст. 5). Вероятно, самым высоким местом храма было южное крыло, с которого можно было, посмотрев вниз, увидеть как храмовый комплекс, так и панораму раскинувшегося вдаль города. Это была стратегическая позиция, одновременно дававшая ощутить собственное величие.

Дьявол испытывал веру Иисуса в Бога. Иными словами, он говорил: “Ты ведь веришь в Бога? Давай посмотрим, как сильно Ты веришь в Бога. Достаточно ли Ты доверяешь Ему, чтобы броситься с этого парапета?” И еще: “Ты привел Писание. Я сам немного знаю Писание. Вот, послушай…” И он процитировал Пс. 90:11, 12. Псалом 90 — это псалом безоговорочной веры в Господа. Вот его первый стих: “Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится”.

Какое это было (и есть) коварное искушение! Оно намекает, что вера наиболее полно выражается в попытке совершить что-то необычное — что-то геройское, дерзновенное и даже опасное.

Христос (ст. 7)

Затем Иисус процитировал из Втор. 6:16: “Не искушай Господа, Бога твоего” (ст. 7). Не поймите ответ Иисуса превратно. Он вовсе не имел в виду Себя и не говорил: “Нельзя искушать Меня”. (Не забывайте, что Он подвергался этим искушениям как в полной мере Человек, а не как Божество). Он сказал, что не должен испытывать Бога.

Сатана сказал, что, спрыгнув с крыши храма, Иисус покажет, что доверяет Богу; Иисус же ответил, что это будет означать, что Он искушает Бога. На самом деле это показало бы, что Он не доверяет Богу. Если мы полностью доверяем кому-то, то не видим необходимости проверять его. И только в том случае, если наша уверенность в нем поколебалась, на ум приходит мысль о необходимости проверки.

И вновь Иисус показал Себя Человеком, который руководствуется одним принципом: Он твердо решил не отступать от Божьей воли. Он устоял перед вторым искушением.

Третье искушение было решающим, ибо это было испытание миссии Иисуса — или, точнее, испытание решимости Иисуса исполнить Свою миссию любой ценой. Потерпев неудачу в попытке погубить Слугу, сатана попытался погубить Его служение.

Сатана (ст. 8, 9)

Это искушение было самое дерзкое и наглое из всех. В первых двух искушениях Иисус разоблачил хитрую маскировку дьявола и его истинные злые мотивы. В третьем искушении сатана сам отбросил всякий маскарад и отказался от уловок. Он открыто, прямо, вызывающе потребовал от Христа поклониться ему.

“Опять берет Его дьявол на весьма высокую гору, и показывает Ему все царства мира и славу их” (ст. 8). Попытайтесь представить себе славу всех царств мира, всех империй, настоящих и прошлых: великой Римской империи, Греции, Персии, Вавилонии, Ассирии, Египта, царства Давида и Соломона — не говоря уже о таких царствах, как Вифиния и Сирия плюс все царства в неизведанных землях! Все это промелькнуло перед глазами Иисуса.

Затем сатана сказал: “Все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне” (ст. 9). Сказанное подразумевало, что всем этим распоряжается дьявол (см. Лк. 4:6) — и Иисус не отрицал этого. Если бы предложение не было вполне деловым, то не было бы и искушения. Некоторые считают, что это искушение содержало ложь: сатана-мол обещал то, что не мог дать. Такое искушение могло бы сработать в вашем или моем случае — но никак не в случае Иисуса, который глубоко знал духовный мир. В дни Иисуса все было так, как и сегодня: сатана властвовал над царствами мира. Они подчинились его подстрекательствам; они повиновались его повелениям; они попали в плен его воли. Позже Иисус назвал его “князь мира сего” (Ин. 12:31).

Я уже высказывал мысль, что это искушение было испытанием миссии Иисуса. Дьявол говорил, что Иисус может достичь почти той же цели без страдания и смерти. Он предлагал короткий путь к божественному предопределению. Насколько проще было бы преклонить колена, чем умереть!

Это искушение для Иисуса могло означать, возможно, больше, чем сатана мог осознавать даже при всем своем хитроумии. Чтобы понять весь ужас того, что ожидало Христа, представьте Его в Гефсиманском саду, когда Он изливал сердце Отцу, а по лицу Его струился пот: “Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия” (Мф. 26:39). Представьте Его на кресте, когда Он восклицает: “Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?” (27:46). Не сомневайтесь: это было настоящее искушение.

Между прочим, отметьте высокое мнение сатаны о Христе. Он считал, что Иисус стоит больше, чем все царства, которые были у него. Некоторые не верят, что смерти Иисуса может быть достаточно для всех, но дьявол знал Его истинную цену.

Христос (ст. 10)

Отвечая дьяволу, Иисус впервые заговорил как имеющий Свою собственную власть. Эту власть Он обрел благодаря победам, одержанным в предыдущих атаках.

И снова Иисус не нарушил воли Своего Отца. Он был готов пойти на крест, чтобы установить Свое царство.

Ответ Иисуса показал, что Божьи награды бесконечно лучше наград сатаны. Сатана может придать этим наградам привлекательный вид — о чем свидетельствует внешняя слава царств мира. Рассказ об искушении Иисуса у Луки имеет одну многозначительную деталь: дьявол показал Иисусу империи “во мгновение времени” (Лк. 4:5). Стоит посмотреть на эти царства чуть дольше, и сразу станет ясно, что нет в них почти или вовсе никакой ценности. Их слава была славой мишуры, а не золота. Как сказал Иоанн, “И мир проходит, и похоть его” (1 Ин. 2:17).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ (4:11)

После ответа Христа дьявол замолчал — доказательство его поражения. Стих 11 говорит: “Тогда оставляет Его дьявол”. Много лет назад Т. Б. Ларимор проповедовал об искушении Иисуса. Его рассказ был таким ярким, что, когда он сказал “дьявол оставил Его”, аудитория дружно перевела дух.

Однако Лука в своем повествовании добавляет: “И, окончив все искушение, дьявол отошел от Него до времени” (Лк. 4:13). Мы еще увидим, как сатана продолжал искушать Христа: народ пытался сделать Его земным Царем (Ин. 6:15); люди постоянно требовали от Него знамения (Лк. 11:29); один из Его учеников даже попытался отговорить Его идти на крест (Мф. 16:21-23). И все же с того времени Иисус уже разговаривал с дьяволом и его агентами как Господин с рабами. Он одержал победу.

Из пустыни Христос вышел, подготовленный к Своему служению. Лк. 4:14 говорит нам, что “возвратился Иисус в силе Духа в Галилею”. Из Своего испытания от также вышел, готовый к распятию. Он остался безгрешным Сыном Божьим, “непорочным и чистым Агнцем” (1 Пет. 1:19).

История Искушения содержит много практических уроков для нас. Она подчеркивает, что, готовясь к искушениям, мы должны изучать, даже заучивать наизусть Божье Слово. Она также демонстрирует истину Иак. 4:7: “Противостаньте дьяволу, и он убежит от вас”. А вот, пожалуй, самая ценная весть: когда мы подвергаемся искушению, Иисус понимает и сочувствует. Автор Послания к евреям пишет:

Читайте также: