Краткое содержание параграфа по биологии 10 класс беляев

Обновлено: 05.07.2024

Учебник доработан для преподавания биологии на базовом уровне в объёме как 1 часа в неделю (всего 35 часов), так 2 часа в неделю (всего 70 часов). Для тех, кто изучает предмет 2 часа в неделю, кроме основного текста, также предназначен материал на голубом фоне.

Биология – наука о живой природе и закономерностях, ею управляющих. Биология изучает все проявления жизни, строение и функции живых существ, а также их сообществ. Она выясняет происхождение, распространение и развитие живых организмов, связи их друг с другом и с неживой природой.
Живой мир необычайно разнообразен. В настоящее время обнаружено и описано примерно 500 тыс. видов растений и более 1,5 млн видов животных, более 3 тыс. видов бактерий и сотни тысяч грибов. Число еще не описанных видов оценивается по меньшей мере в 1-2 млн. Выявление и объяснение общих явлений и процессов для всего многообразия организмов – задача общей биологии.
Основные признаки живого. Каждый организм представляет собой совокупность упорядоченно взаимодействующих структур, образующих единое целое, т. е. является системой. Живые организмы обладают признаками, которые отсутствуют у большинства неживых систем. Однако среди этих признаков нет ни одного такого, который был бы присущ только живому. Возможный способ описать жизнь – это перечислить основные свойства живых организмов.


Выберите нужную страницу с уроками, заданиями (задачами) и упражнениями из учебника по биологии за 10-11 класс — Беляева Дымшица. Онлайн книгу удобно смотреть (читать) с компьютера и смартфона. Электронное учебное пособие подходит к разным годам: от 2011-2012-2013 до 2015-2016-2017 года — создано по стандартам ФГОС.

Номер № страницы:


Чтобы читать онлайн или скачать в формате pdf, нажмите ниже.
Учебник — Нажми!


Попробуйте УМНЫЙ ПОИСК по курсам повышения квалификации и профессиональной переподготовки

Войти с помощью:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Всего 64 материала





















5805573 5752281 5734679 5728180 5710586 5689380 5676974 5608323 5527145 5433719 5433710 5431430 5408958 5322201 5302583 5299876 5298011 5293810 5290205 5290174

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

40%

Если Вы не нашли темы для своего учебника, то можете добавить оглавление учебника и получить благодарность от проекта "Инфоурок".

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Студенты российских вузов смогут получить 1 млн рублей на создание стартапов

Время чтения: 3 минуты

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

МЕНЯЮЩИЕ РЕАЛЬНОСТЬ

Готовится краткий конспект учебника 10-11 класса Пасечника.
В скором времени после заполнения будут готовы конспекты по учебникам 6, 7 и 8 класса (9 дублирует 10).

МЕНЯЮЩИЕ РЕАЛЬНОСТЬ

Параграф 1. Краткая история развития биологии

Современная биология - это комплексная наука, для которой характерно взаимопроникновение идей и методов различных биологических дисциплин, а также других наук.
Существует три направления биологии. Классическую биологию представляют учёные-натуралисты, они изучают живые организмы и классифицируют их. Эволюционной биологией заняты учёные-эволюционисты, ищущие отгадки на вопросы эволюции. Физико-химическая биология исследует строение живых объектов.

МЕНЯЮЩИЕ РЕАЛЬНОСТЬ

Параграф 2. Методы исследования в биологии

Главная задача науки - построение системы достоверного знания, основанного на фактах и обобщениях, которые можно подтвердить или опровергнуть. Научным фактом является лишь тот, который можно воспроизвести и подтвердить.
Научный метод - это совокупность приёмов и операций, используемых при построении системы научных знаний.
Основными методами исследования, применяемыми в биологических науках, являются описательный, сравнительный, исторический и экспериментальный. Описательный метод основан на наблюдении и сборе материалов. Сравнительный метод выявляет сходства и различия между организмами. Исторический метод позволяет найти закономерность в появлении и развитии организмов, а также сравнить полученные факты с ранее известными. Экспериментальный метод позволяет изучать жизненные явления с помощью опыта.

МЕНЯЮЩИЕ РЕАЛЬНОСТЬ

Параграф 3. Сущность жизни и свойства живого

Жизнь можно определить как активное, идущее с затратой энергии, полученной извне, поддержание и самовоспроизведение специфических структур, состоящих из биополимеров - белков и нуклеиновых кислот.
Совокупность свойств живого:
1. Единство химического состава. В живых существах 90% массы приходится на четыре элемента C, O, N, H, они участвуют в образовании белков, нуклеиновых кислот, углеводов и липидов.
2. Единство структурной организации. Клетка является единственной структурно-функциональной единицей, а также единицей развития почти всех живых организмов. Вне клетки жизни нет.
3. Открытость. Все живые организмы представляют собой открытые системы, т. е. зависимые от энергии и веществ из окружающей среды.
4. Обмен веществ и энергии.
5. Самовоспроизведение (репродукция).
6. Саморегуляция.
7. Развитие и рост.
8. Раздражимость. Любой живой организм реагирует на воздействия.
9. Наследственность и изменчивость.

Отдельно некоторые из данных свойств могут быть характерны не только для живых существ.

МЕНЯЮЩИЕ РЕАЛЬНОСТЬ

Параграф 4. Уровни организации живой материи

Вся живая природа представляет собой совокупность биологических систем. Важными свойствами живых систем являются многоуровневость и иерархическая организация.
Существует несколько уровней организации живой природы: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, экосистемный и биосферный.
Молекулярный уровень представлен биологическими молекулами органических веществ (белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты).
Клеточный уровень представлен клетками. На этом уровне наука изучает вопросы морфологической организации клетки, специализации клеток в ходе развития, функций клеточной мембраны, механизмы деления клеток.
Организменный уровень может быть представлен как одноклеточными, так многоклеточными организмами. На этом уровне изучается организм, как целое.
Популяционно-видовой уровень представлен популяциями видов. На этом уровне изучают факторы, влияющие на динамику численности особей и возрастного состава популяций, проблемы сохранения исчезающих видов, действие факторов микроэволюции и т.д.
Экосистемный уровень представлен системой популяций разных видов в их взаимосвязи между собой и окружающей средой. На этом уровне изучаются взаимоотношения организмов и среды, условия, определяющие продуктивность экосистем, их устойчивость, а также влияние на них деятельности человека.
Биосферный уровень - высшая форма организации живой материи, объединяющая все экосистемы планеты. В биосфере происходят глобальные биогеохимические циклы (круговороты веществ и потоки энергии).

МЕНЯЮЩИЕ РЕАЛЬНОСТЬ

ГЛАВА 1
Параграф 5. Методы Цитологии. Клеточная теория

Первые микроскопы, с помощью которых изучались клетки - световые микроскопы - были созданы в начале 17 века. В начале 30-ых годов 20 века был создан электронный микроскоп, давший биологам возможность увидеть составные части клетки размером 1 нм. Для получения объёмных изображений предметов, был сконструирован сканирующий электронный микроскоп. При использовании электронного микроскопа клетку подвергают обработке, после которой она погибает. Поэтому для того, чтоб проследить процессы жизнедеятельности клетки используют замедленную киносъёмку через мощные световые микроскопы.

Основные пункты клеточной теории:
1. Все живые существа состоят из клеток.
2. Все клетки имеют сходное строение, химический состав и общие принципы жизнедеятельности.
3. Каждая клетка самостоятельна: деятельность организма является суммой процессов жизнедеятельности составляющих его клеток.
После важным дополнением стал принцип Рудольфа Вирхова:
"Каждая клетка - из клетки".
Также стало известно, что наследственная информация хранится в ядре клетки.

Положения клеточной теории:
1. Клетка является универсальной структурой и функциональной единицей живого.
2. Все клетки имеют сходное строение.
3. Клетки образуются при делении предшествующих им клеток.
4. Клетки способны к самостоятельной жизнедеятельности, но в многоклеточных организмах их работа скоординирована, и организм представляет собой целостную систему.

МЕНЯЮЩИЕ РЕАЛЬНОСТЬ

Параграф 6. Особенности химического состава клетки

В составе клетки обнаружено более 80 элементов таблицы Менделеева. 98% от массы клетки приходится на четыре элемента: кислород, углерод, водород и азот. Эти элементы составляют основу органических соединений, а кислород и водород, кроме того, входят в состав воды.
Около 2% от массы клетки приходится на следующие восемь элементов: калий, натрий, кальций, хлор, магний, железо, фосфор и сера. Остальные химические элементы содержатся в клетке в крайне малом количестве.
Все элементы по содержанию их в живых организмах разделяются на три группы - макроэлементы (кол-во до 0,001% от массы тела), микроэлементы (до 0,000001%) и ультрамикроэлементы (не превышает 0,000001%).
Элементы, входящие в состав организмов, могут быть составными частями молекул разнообразных неорганических и органических соединений либо находиться в форме ионов, например катионов и анионов. Важнейшим из неорганических веществ, входящих в состав клетки, является вода. Органические вещества состоят в основном из C, H и O; к белкам прибавляются N и S, к нуклеиновым кислотам - N и P.
Углерод составляет химическую основу клетки. Он может вступать в связь со многими атомами, образуя цепочки, кольца, составляющие скелет органических молекул. Благодаря прочности ковалентных связей существуют гигантские органические молекулы - белки, полисахариды, нуклеиновые кислоты. Они составляют более 97% от сухого вещества клетки.

МЕНЯЮЩИЕ РЕАЛЬНОСТЬ

Параграф 7. Вода и её роль в жизнедеятельности клетки

Чем выше интенсивность обмена веществ в клетке, тем больше в ней содержится воды. Вода выполняет различные функции: сохранение объёма, упругости клетки, растворение различных веществ. Большая часть химических реакций протекает в водных растворах.
Вода обладает высокой теплоёмкостью, теплопроводностью, она практически не сжимается, а также характеризуется оптимальным для биологических систем значением силы поверхностного натяжения.
Вода в клетке находится в двух формах: свободной и связанной. Свободная вода находится в межклеточных пространствах, сосудах, вакуолях, полостях органов. Она служит для переноса веществ из окружающей среды в клетку и наоборот. Связанная вода входит в состав некоторых клеточных структур, находясь между молекулами белка, мембранами, волокнами, и соединена с некоторыми белками.
Молекула воды состоит из атома O, связанного с двумя атомами H полярными ковалентными связями.

Вещества, хорошо растворимые в воде, называются гидрофильными. Обратные им - гидрофобными.

МЕНЯЮЩИЕ РЕАЛЬНОСТЬ

Параграф 8. Минеральные вещества и их роль в клетке

Большая часть минеральных веществ находится в виде солей, диссоциированных на ионы, либо в твёрдом состоянии.
В цитоплазме имеются кристаллические включения из солей кальция и фосфора, может содержаться двуокись кремния и другие неорганические вещества. Они используются для образования опорных структур клетки.
Неорганические ионы представлены катионами и анионами минеральных солей.
По своей реакции растворы могут быть кислыми, основными и нейтральными. Значение pH (концентрация ионов H) в клетках примерно равно 7,0. Изменение на одну-две единицы губительно для клетки. Постоянство pH в клетках поддерживается благодаря буферным свойствам их содержимого. Буферным раствором называется раствор, содержащий смесь какой-либо слабой кислоты и её растворимой соли.
Соединения азота, фосфора, кальция и другие неорганические вещества используются для синтеза органических молекул.

МЕНЯЮЩИЕ РЕАЛЬНОСТЬ

Параграф 9. Углеводы и их роль в жизнедеятельности клетки

Углеводы, или сахариды, входят в состав клеток всех живых организмов. Различают три класса углеводов: моносахариды, олигосахариды и полисахариды.
Моносахариды - бесцветные, кристаллические вещества, легко растворимые в воде и имеющие сладкий вкус (рибоза, дезоксирибоза, глюкоза, фруктоза, галактоза).
Олигосахариды образованы двумя (дисахариды) или несколькими моносахаридами, связанными ковалентно друг с другом с помощью гликозидной связи. Большинство растворимы в воде и имеют сладкий вкус (дисахариды: сахароза, мальтоза, лактоза).
Полисахариды являются полимерами и состоят из неопределённо большого числа остатков молекул моносахаридов, соединённых ковалентными связями (крахмал, гликоген, целлюлоза, хитин).
С увеличением количества мономеров растворимость полисахоридов уменьшается и исчезает сладкий вкус.
Некоторые углеводы способны образовывать комплексы с белками (гликопротеиды) и липидами (гликолипиды).
Основная функция углеводов - энергетическая. При полном расщепление 1 г углеводов освобождается 17,6 кДж. Также углеводы выполняют запасающую, структурную (строительную) и защитную функцию.

МЕНЯЮЩИЕ РЕАЛЬНОСТЬ

Параграф 10. Липиды и их роль в жизнедеятельности клетки

Липиды - обширная группа жиров и жироподобных веществ, которых содержатся во всех живых клетках.
Нейтральные жиры - наиболее простые липиды (3 остатка высокомолекулярных жирных кислот + молекула трёхатомного спирта глицерина). Среди соединений этой группы различают жиры (остающиеся твёрдыми при +20) и масла.
Воска - сложные эфиры (жирные кислоты + многоатомные спирты).
Фосфолипиды сходны с жирами, но в их молекуле один или два остатка жирных кислот замещены остатком фосфорной кислоты.
Липиды могут образовывать сложные соединения с веществами других классов, например с белками (липопротеиды) и с углеводами (гликолипиды).

Липиды выполняются энергетическую функцию (1 г = 38,9 кДж), запасающую, строительную и регуляторную.

МЕНЯЮЩИЕ РЕАЛЬНОСТЬ

Параграф 11. Строение и функции белков

Белки представляют собой высокомолекулярные органические соединения. Их содержание в разных клетках колеблется от 50 до 80%. Белки построены из мономеров - аминокислот (разнообразие белков создаётся за счёт различного сочетания 20 аминокислот, всего их более 170). Кроме C, O, H, H, в состав белков могут входить S, P, Fe.
Молекула аминокислоты состоит из двух одинаковых частей - аминогруппы с основными свойствами и карбоксильной группы с кислотными свойствами. Часть молекулы - радикал - имеет различное строение у разных аминокислот.
Наличие в одной молекуле аминокислоты и основной, и кислотной групп обусловливает их амфотерность и высокую реактивность. Через эти группы происходят соединения аминокислот при образовании белка.В ходе полимеризации выделяется молекула воды, а освободившиеся электроны образуют ковалентную связь - пептидную (образуется пептид). На одном конце полипептидной цепи (свободная карбоксильная и аминогруппа + аминокислоты) всегда будет NH((2внизу)) (N-конец), на другом - COOH (C-конец).
В состав белка могут входить одна и более полепептидных цепей. Многие животные, в том числе человек, не могут синтезировать некоторые аминокислоты, поэтому незаменимые аминокислоты (лизин, валин, лейцин, изолейцин, треонин, фенилаланин, триптофан, тирозин, метионин) они должны получать с пищей в готовом виде.
Среди белков различают протеины и протеиды, содержащие небелковую часть (пример: гемоглобин).
Существуют сложные белки, в состав которых могут входить углеводы, жиры, нуклеиновые кислоты и др.
Молекулы белков могут принимать различные различные формы - конформации, которые представляют собой четыре уровня их организации.
Линейная последовательность аминокислот в составе полипептидной цепи представляет первичную структуру белка.
Вторичная структура белков возникает в результате образования водородных связей между N-концом и C-концом разных аминокислотных остатков полипептидной цепи.
Третичная структура представляет собой для каждого белка специфическую конфигурацию, имеющую вид клубка (глобулу).
Четвертичная структура возникает в результате соединения нескольких глобул в сложный комплекс.
Утрата белковой молекулы своей природной структуры называется денатурацией. При денатурации, если сохранилась первичная структура белка, возможно восстановление.
Белки выполняют структурную, ферментативную, транспортную, защитную, регуляторную и энергетическую функцию.

МЕНЯЮЩИЕ РЕАЛЬНОСТЬ

Параграф 12. Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки

Это самые крупные из молекул, образуемых живыми организмами (от 10000 до нескольких миллионов углеродных единиц).Они являются биополимерами, состоящими из мономеров - нуклеотидов (фосфатная группа + пятиуглеродный сахар пентоза + азотистое основание: аденин, гуанин, цитозин и тимин).
В зависимости от вида пентозы различают два типа нуклеиновых кислот - дезоксирибонуклеиновые (ДНК) и рибонуклеиновые (РНК). Молекула ДНК содержит дезоксирибозу, а РНК - рибозу.
Структуру, свойственную ДНК (две спирально закрученные цепи, соединённые друг с другом водородными связями), называют двойной спиралью. Молекулы ДНК находятся в основном в ядрах клеток, но небольшое их количество содержится в митохондриях и пластидах.
Азотистые основания определяют такие нуклеотиды, как адениловый (А), гуаниловый (Г), цитидиловый (Ц) и тимидиловый (Т).
Между аденином и тимином всегда возникают две, а между гуанином и цитозином - три водородные связи. Аденин и тимин, а также гуанин и цитозин соответствуют друг другу и являются комплементарными. Число адениловых нуклеотидов равно числу тимидиловых, а число гуаниловых - числу цитидиловых.

Молекула РНК - полимер, состоящий из одной цепочки значительно меньших размеров (в сравнении с ДНК). Вместо тимина у РНК урацил.
Выделяют три основных типа РНК.
Рибосомные РНК (рРНК) синтезируются в ядрышке, они входят в состав рибосомы и участвуют в формировании активного её центра, где происходит процесс синтеза белка.
Транспортные РНК (тРНК) образуются в ядре на ДНК, затем переходят в цитоплазму. Каждая тРНК транспортирует аминокислоту к месту сборки полипептида в рибосоме.
Каждой аминокислоте соответствует комбинация из трёх нуклеотидов - триплет.
Информационные, или матричные (иРНК) синтезируются на участке одной из цепей молекулы ДНК и передают информацию о структуре белка из ядра к рибосомам, где эта информация реализуется.
Все типы РНК (за исключением генетической РНК вирусов) не способны к самоудвоению и самосборке.
Молекулы РНК находятся в ядре, цитоплазме, рибосомах, митохондриях и пластидах клетки.

Читайте также: