Трудности у детей при рисовании в доу

Обновлено: 07.07.2024

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве. Наиболее эффективное средство для этого - изобразительная деятельность в дошкольном учреждении.

В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Еще Аристотель отмечал: занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребенка. Об этом писали и выдающиеся педагоги прошлого – Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель – и многие отечественные исследователи. Их работы свидетельствуют: занятия рисованием и другими видами художественной деятельности создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и с взрослыми; выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние. Поэтому так важно широко включать в педагогический процесс разнообразные занятия художественной, творческой деятельностью. Здесь каждый ребенок может наиболее полно проявить себя без какого бы то ни было давления со стороны взрослого.

Руководство изобразительной деятельностью требует от воспитателя знания того, что представляет собой творчество вообще, и особенно детское, знания его специфики, умения тонко, тактично, поддерживая инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками и умениями и развитию творческого потенциала.

Отечественные педагоги и психологи рассматривают творчество как создание человеком объективно и субъективно нового. Именно субъективная новизна составляет результат творческой деятельности детей дошкольного возраста. Рисуя, вырезывая и наклеивая, ребенок дошкольного возраста создает для себя субъективно новое. Общечеловеческой новизны и ценности продукт его творчества не имеет. Но субъективная ценность его значительна.

Изобразительная деятельность детей как прообраз взрослой деятельности заключает в себе общественно-историчекий опыт поколений. Известно, что этот опыт осуществлен и материализован в орудиях и продуктах деятельности, а также в способах деятельности, выработанных общественно-историчекой практикой. Усвоить этот опыт без помощи взрослого ребенок не может. Именно взрослый – носитель этого опыта и его передатчик. Усваивая этот опыт, ребенок развивается. Вместе с тем и сама изобразительная деятельность как типично детская, способствует разностороннему развитию ребенка.

В.Н. Щацкая считает: в условиях общего эстетического воспитания детское художественное творчество скорее рассматривается как метод наиболее совершенного овладения определенным видом искусства и формирования эстетически развитой личности, чем как создание объективных художественных ценностей.

Исследователь детского творчества Е.А. Флерина оценивает его как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных через слово, картинку и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, перерабатывает его в связи с накопленным опытом, отношением к изображаемому.

Изодеятельность - это один из путей воспитания у детей чувства прекрасного; это специфическое образное познание действительности. Также, изодеятельность является одним из продуктивных видов деятельности и имеет моделирующий характер. Она отражает уровень интеллектуального и эмоционального развития детей.

В детском саду рисование занимает ведущее место в обучении детей изобразительному искусству и включает три вида: рисование отдельных предметов, сюжетное и декоративное. Каждому из них свойственны специфические задачи, которые определяют программный материал и содержание работы. Основная задача обучения рисованию - помочь детям познать окружающую действительность, развить у них наблюдательность, воспитать чувство прекрасного и обучить приемам изображения, одновременно осуществляется основная задача изобразительной деятельности - формирование творческих способностей детей в создании выразительных образов различных предметов доступными для данного возраста изобразительными средствами.

Рисование отдельных предметов. Грамотное, реалистическое изображение предмета в рисунке предполагает передачу характерной формы и деталей, пропорционального соотношения частей, перспективных изменений, объема, движения, цвета. Рассмотрим, в какой мере решение этих задач доступно дошкольнику.

Исследования советских психологов показали, что в восприятии предмета основным определяющим признаком является форма, которая помогает ребенку выделять один предмет среди других. Ошибки при изображении формы объясняются не столько неправильностью представлений и отсутствием навыков, сколько неумением правильно аналитически воспринимать предмет. Поскольку изобразительные умения у ребенка еще очень несовершенны, перед ним стоят и изобразительные трудности. В рисунке форма ограничена линейным контуром. Но в то же время правильное проведение линий и изображение контура на первых этапах работы над рисунком не может служить первоочередной задачей. Нельзя обводить линией контур, если не найдена еще общая форма, так как он всегда непостоянен, изменчив и обведение его - результат, конечная стадия рисунка.

Художник, изображая предмет, идет от наброска основной формы. Дошкольнику, особенно 3-4-летнему, труден такой путь изображения. Он не может представить весь предмет целиком в соотношениях всех его частей. Для него проще рисовать предмет последовательно, часть за частью. Такой способ облегчает работу ребенка - закончив одну часть, он вспоминает или видит на натуре, какая следует дальше, и пририсовывает ее. Постепенно необходимо научить детей начинать рисунок от общего наброска, так как в работе по частям есть своя сложность, затрудняющая передачу правильной формы - выделение главных частей и второстепенных, их пропорциональных соотношений и расположение в пространстве.

Сюжетное рисование. Задачи и содержание обучения сюжетному рисованию. Основная цель сюжетного рисования - научить ребенка передавать свои впечатления от окружающей действительности. Известно, что все окружающие предметы находятся в определенной связи друг с другом. Отношение к какому-либо предмету или явлению во многом зависит от понимания именно этой связи.

Возможность установления смысловых связей между различными предметами и явлениями развивается у ребенка постепенно. Поэтому сюжетное рисование с учебными целями вводится не ранее чем в средней группе, причем, вначале как изображение 2-3 предметов, расположенных рядом. Естественно, что детям должны быть известны приемы изображения предметов, являющихся главными действующими героями сюжета, иначе трудности в изображении незнакомых предметов отвлекут их от выполнения основной задачи. Однако не следует ограничивать сюжетное рисование изображением только тех предметов, которые дети уже изображали. Ребенок должен уметь нарисовать главное в сюжете, а все детали он выполняет по своему желанию.

Умение выделять главное в сюжете связано с развитием восприятий и аналитико-синтетического мышления. Они у маленького ребенка еще слишком поверхностны; он, прежде всего, воспринимает то, что непосредственно доступно зрению, осязанию, слуху, и часто узнает предмет по некоторым несущественным деталям, запомнившимся ему. Точно так же ребенок воспринимает и передает сюжет в рисунке. Выделить главное, понять отношения и связи объектов сюжета - задачи довольно сложные для дошкольника. Они могут быть решены детьми старшей группы.

В сюжетном рисовании важно правильно передать пропорциональные соотношения между предметами. Эта задача усложняется тем, что при изображении сюжета надо показать не только разницу в их размерах, существующую между ними в жизни, но и увеличение или уменьшение предметов в связи с расположением в пространстве. Для этого ребенок должен уметь сравнивать, сопоставлять объекты изображения, видеть смысловую связь между ними.

Декоративное рисование . Декоративное рисование, как и все виды изобразительного искусства, развивает у ребенка чувство прекрасного. Произведения народного декоративного искусства близки детям красочностью, простотой композиции. Обучая детей декоративному рисованию, педагог должен развивать у них умение видеть взаимосвязь между всеми компонентами узора, цветом, композицией, элементами формы. В декоративном рисовании развитие чувства цвета выделяется как важная задача. Цвет в расписном орнаменте тесно связан с композицией, в узоре они неотделимы друг от друга.

Осуществление этих задач можно начать тогда, когда дети овладеют рисованием простейших изобразительных форм, так как потом потребуется концентрация внимания ребят на новой задаче - расположении этих форм в определенном порядке для получения узора.

В работах ряда исследователей проблемы детского рисунка сделана попытка наметить стадии развития изобразительной деятельности. Итальянский психолог К.Риччи считал, что она в своем развитии проходит два этапа: доизобразительный и изобразительный, которые, в свою очередь, делятся на несколько стадий.

Первая стадия доизобразительного этапа (по Г.Кершенштейнеру, К.Риччи и др.) – стадия каракулей, которая начинается в возрасте двух лет. Первые каракули – обычно почти случайные метки. В это время ребенка интересует не изображение, а карандаш. И больше того – ребенок может даже смотреть по сторонам, когда чертит по бумаге. На этой стадии развития он еще не умеет связывать зрительные образы с рисованием. Он получает удовольствие от самих движений, когда водит карандашом по бумаге. В этот период ребенок, как правило, не способен нарисовать что-либо "реальное".

Примерно через шесть месяцев после начала стадии каракулей у ребенка возникает возможность зрительного контроля за рисованием. Хотя взрослый сам еще может не видеть качественного различия в рисунках, приобретение контроля над движениями имеет очень важное значение для ребенка. Теперь он познает зрительно то, что делает. Большинство детей рисует на этой стадии с большим энтузиазмом, поскольку координация между зрительным и моторным развитием составляет большое достижение ребенка. Дети бывают настолько захвачены таким рисованием, что иногда сидят, буквально уткнувшись носом в бумагу.

Интересно отметить, что этот тип контроля, как отмечают исследователи, проявляется и в других сферах деятельности. Мать, которая полгода назад не могла заставить ребенка самого застегнуть кофточку, обнаруживает, что теперь он настаивает на том, чтобы сделать это самостоятельно. Любые замечания, отбивающие у ребенка охоту к рисованию каракулей, на этой стадии могут вызвать задержку развития. На всех стадиях развития (речь идет не только о рисовании) наиболее важно для ребенка понимание и поощрение со стороны взрослых.

Вторая стадия этого этапа – стадия последующей интерпретации (от 2-х до 3-х лет). Она мало отличается от предыдущей по качеству изображения. На этой стадии ребенок начинает давать названия своим рисункам, по-прежнему состоящим из каракулей: "Это – папа" или "Я бегу", хотя ни папы, ни самого ребенка обнаружить на рисунках невозможно. Называние каракулей имеет огромное значение, так как здесь можно говорить о появлении нового качества – изменения в мышлении ребенка. Если раньше ребенок получал удовольствие от движений как таковых, то теперь он начинает связывать свои движения с окружающим его внешним миром. Начинается переход от "мышления в движениях" к "образному мышлению". По мере того, как ребенок рисует, пометки на бумаге начинают приобретать для него зрительное значение, а это в свою очередь влияет на дальнейшее развитие рисования.

В целом на стадии рисования каракулей наиболее важной для ребенка становится возможность создавать линии и формы; овладеть моторной координацией; строить образное отражение окружающей действительности [.

Первую стадию изобразительного этапа составляют рисунки с примитивной выразительностью (3-5 лет). Эти рисунки, по словам исследователей, "мимичны", а не "графичны". Пример: рисунок прыгающей девочки. Если ребенка спросить через два дня: "Что это такое?", она говорит: "Это забор" (забыла, что изображала).

Вторую стадию составляют схематичные детские рисунки (6-7 лет). Ребенок начинает понимать и практически ориентироваться на то, что прыжки и мимика к изображению никакого отношения не имеют. Ребенок изображает объекты с теми качествами, которые им принадлежат.

Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей дошкольного возраста.

Младший дошкольник впервые приобщается к миру искусства. Возникает интерес к эстетическому восприятию окружающего: явлений природы, живых объектов, игрушек, предметов. Формируются представления об эстетических признаках объектов окружающего мира: основные и яркие контрастные цвета (красный, зеленый, желтый, синий), выразительность и свойства форм, величин, поверхности (пушистый, гладкий, шершавый и др.).

Образы знакомых предметов, живых объектов ребенок учится соотносить с рисунками, иллюстрациями. Появляются представления об их графическом изображении – форме, размере, других выразительных средствах изображения: ярком, нарядном – радостном цвете (светлом) или грустном (темном). Развиваются любознательность, интерес, способность внимательно рассматривать изображение и любоваться им.

В среднем дошкольном возрасте уже на более высоком уровне, чем в младшем дошкольном возрасте, продолжается работа по приобщению детей к изобразительному искусству – как к его восприятию, так и к самостоятельной художественной деятельности.

К концу среднего дошкольного возраста дети должны иметь представление об особенностях изобразительной деятельности:

- Общие, типичные, характерные и некоторые индивидуальные признаки предметов и явлений природы и человека; проявление в них сенсорных, эстетических качеств и свойств (разнообразие форм, размеров, пропорций, фактуры; цветовые тона их свойства; теплая и холодная, контрастная гамма; изменение цвета в зависимости от сезона, времени дня, состояния освещенности).

-Умение в рисунке выразительно передать образы объектов окружающего мира (овощи и фрукты, сооружения, машины, деревья, кустарники и цветы, животные и человек), изображать типичные и некоторые индивидуальные, характерные признаки предметов и явлений (например: все деревья имеют ствол, ветки, листья, но они могут быть разными – высокими и низкими, тонкими и толстыми, с большой и маленькой кроной и т.п.).

- Видеть общее и отличное в похожих объектах изображения. Использовать для большей выразительности образа изображение позы, движения, жестов, различных деталей. Применять цвет как средство передачи состояния, характера образа. Рисуя сказочные образы, передавать признаки сказочности (необычность цветовой характеристики, окружающей среды, одежды и т.д.). В сюжетном изображении передавать взаимосвязь пространственную, временную. В декоративном изображении уметь нарядно украшать предметную основу.

Воспитатель должен побуждать детей к творческой активности, самостоятельности и инициативности, подводить их к пониманию необходимости выражения своего отношения к изображаемому, помогают овладеть изобразительными навыками и умениями.

В старшем дошкольном возрасте закрепляются и совершенствуются представления, а также умения и навыки изображения. Развивается самостоятельность, инициатива, умение создавать выразительный образ, передавать свое отношение к изображаемому, используя полученные знания об искусстве, происходит освоение способов изображения, украшения, изобразительных и технических навыков и умений.

В изображении предметного мира дети добиваются определенного сходства с реальным объектом, особенно при изображении с натуры: передают как общие, типичные, так и характерные, индивидуальные признаки предметов или живых объектов. Выразительность образа достигается не только через большее сходство в форме, пропорциях, но и передачей характерных поз, динамикой или статикой, жестом, мимикой, существенными деталями. Совершенствуется умение использовать цвет как средство передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому или выделения в картине главного.

При изображении сказочных образов появляется умение передавать признаки необычности, сказочности, применяя различные средства выразительности – рисунок, цвет, композицию.

Успешное развитие детского изобразительного творчества зависит от целого ряда условий.

  1. Занятия по изобразительной деятельности являются средством всестороннего воспитания детей. Они способствуют развитию эстетического восприятия, эстетических чувств, формированию образных представлений, воображения, творчества.
  2. Изобразительная деятельность должна быть тесно связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы (знакомство с окружающим, игры, чтение книг, музыкальные занятия и др.), в процессе которой дети получают разнообразные впечатления, знания.

Для изображения важно выбирать наиболее яркие явления из жизни детей, чтобы предполагаемая тема была им знакома, вызывала у них интерес, положительный эмоциональный настрой.

  1. Особое значение имеет взаимосвязь занятий рисованием с игрой. Эта взаимосвязь диктуется с одной стороны, общностью, которая существует между двумя видами деятельности (отражение впечатлений окружающей действительности, с другой стороны – спецификой изобразительной деятельности, стремлением детей обыгрывать предметы и изображения (как часто бывает, нарисовав или вылепив предмет, дети начинают играть им).

Исходя из этого положения целесообразно использовать различные формы связи с игрой: предлагать детям создавать рисунки, которые затем могут быть использованы в игре, вводить в занятия игровые ситуации, игровые приемы обучения, предлагать детям отражать в своих работах образы детских игр.

  1. Содержание, методика проведения и организация занятий по изобразительной деятельности должны быть направлены на развитие детского творчества. Для этого необходимо не только развитие эстетического восприятия, чувств, формирование образных представлений и воображения, но и овладение детьми разнообразными изобразительными материалами, различными способами изображения, позволяющими передавать в рисунке широкий круг явлений и предметов. Все это дает возможность детям свободно выражать свой замысел, вызывает положительное эмоциональное отношение к занятиям, побуждает к творческим поискам и решениям.
  2. Занятия необходимо составлять с учетом преемственности между различными возрастными группами.

При проведении занятий воспитатель имеет возможность вносить свои дополнения, проявлять самостоятельность и творчество в руководстве изобразительной деятельностью детей на каждом конкретном занятии и на отдельных этапах, исходя из особенностей своей группы.


Значение изобразительной деятельности для развития ребенка трудно переоценить. Рисование -это способ познания окружающего мира, развитие мелкой моторики рук, фантазии, воображения, это - речевое развитие и психологическое здоровье ребенка. Главное правильно организовать занятия рисованием с ребенком.

Многие родители, и педагоги, в процессе рисования большее внимание уделяют точности передачи изображаемого объекта, аккуратности в рисунке, технике и приемам изобразительной деятельности. Все это несомненно важно, если ребенок уже обнаружил в себе некий талант и тягу к рисованию.

Все дети талантливы, а задача взрослого, эти таланты развить. Но порой, мы взрослые, невольно, не даем ребенку раскрыть совой талант. Излишне сосредотачиваясь на технике, и точности изображения, мы мешаем развитию ребенка как творца. Лишаем его необходимой смелости и свободы действий. И как итог убиваем интерес к рисованию.

Поэтому на первых этапах необходимо вызвать у ребенка желание рисовать, желание творить, выражая через рисунок свои чувства. Здесь важно не только похвалить работу малыша, но и правильно выбрать тему для рисунка, технику исполнения, подобрать материалы, провести подготовительную работу.

Не стоит ставить конечное изображение как первостепенную цель. В занятии рисованием важен весь процесс: всестороннее изучение изображаемого объекта, наблюдение за ним, рассматривание репродукций художников с изображением того же объекта, чтение художественных произведений и слушание музыкальных, обсуждение увиденного и услышанного, выбор материалов для работы, и собственно сам процесс рисования.

Занятия изобразительной деятельностью - это долгий и многогранный процесс, в котором происходит всестороннее развитие ребенка.

1. Шаблонное рисование.

Поэтому даже в том возрасте, когда изобразительные навыки еще не сформированы, начинать рисование цветка, необходимо с изучения всего многообразия цветущих растений. А для изображения, конечно, выбрать, объект, доступный малышу в этом возрасте. Главное, чтобы была возможность рассмотреть этот объект в реальности, а не только его изображение.

Это может быть фиалка, дикий шиповник, подсолнух, незабудка, мак. То есть те цветы, лепестки которых можно изобразить простым мазком или примакиванием кисти.
Что касается рисования декоративных, фантазийных растительных и цветочных орнаментов, на мой взгляд, это стоит делать, уже в более старшем возрасте. То есть тогда, когда такие рисунки будут являться продуктом собственной творческой деятельности, а не простым копированием.

2. Отсутствие визуального образа реального объекта.

Рисунок – это не только передача формы, пропорций, цвета, это еще и восприятие изображаемого объекта художником, его видение.

Поэтому неправильно предлагать ребенку нарисовать то, чего он не может увидеть в реальной жизни. Если возможности рассмотреть изображаемый объект нет, например, рисование цыпленка, или лисицы, стоит дать возможность детям рассмотреть этих животных на видео.

Это нужно для того, чтобы ребенок не просто повторял за педагогом определенные действия, необходимые для изображения объекта, а полностью погрузился в процесс рисования. Чтобы рисунок был не просто копией другого изображения, а эмоциональным откликом на увиденное.

3. Отсутствие эскизов.

Работая над своими полотнами, все художники сначала создают целые серии эскизов, как всей композиции, так и отдельных ее элементов.

Мы же зачастую хотим, чтобы ребенок сразу рисовал начисто. Отсюда у многих детей возникает страх испортить картину. Появляется излишняя напряженность, дрожание руки, расстройство если что-то не удалось как надо. Поэтому при рисовании сюжетных картин, необходимо давать детям возможность сделать набросок картины, потренироваться в изображении отдельных объектов.

Это может происходить в рамках серии занятий. Например, мы хотим нарисовать с ребенком летнюю полянку. Сначала мы будем упражняться в изображении неба, потом будем тренироваться рисовать растения, попробуем изобразить бабочку. И лишь после этого приступим к созданию летнего пейзажа.

4. Отсутствие фона, и линии горизонта.

Два этих фактора я объединила в один, потому, что один вытекает из другого. Практически всегда мы предлагаем ребенку для рисования белый лист бумаги.

Фон является неотъемлемой частью картины, независимо от того, что на ней изображено. Картина имеющая фон выглядит более законченной. Маленьким детям можно предложить тонированные листы бумаги, а вот со старшими детьми созданию фона можно и нужно посвятить отдельное занятие.

Все, наверное, замечали, что при рисовании пейзажей дети рисуют сверху небольшую синюю полоску неба, а снизу коричневую – земли, а по середине остается белое пространство. То есть интуитивно дети понимают, что трава, деревья, цветы, растут на земле, а облака, птицы – находятся в небе. Поэтому нужно помочь маленьким художникам, рассказать и показать, что такое горизонт и линия горизонта.

5. Использование традиционных материалов и инструментов для рисования.

Когда мы готовим материалы для занятия рисованием с ребенком, при выборе бумаги мы чаще всего останавливаемся на белых листах формата A4. Но порой, бывает так, что отдельно стоящий тюльпан, будет гораздо проще изобразить, на листе формата А6. А вот для большой сюжетной картины, привычного формата может оказаться мало.

Поэтому предлагайте детям для рисования разные форматы бумаги, используйте вместо привычных белых листов тонированные. Рисовать с детьми можно не только на бумаги, для этих целей отлично подойдет картон, крупная галька, ткань.

Разнообразьте традиционный набор инструментов для рисования губками, щетками, штампами, используйте листья, пищевую пленку.

А главное помните, каждый рисунок ребенка, должен стать не просто рисунком, а законченной творческой работой, которая может стать элементом декора, а не просто лежать в стопке рисунков. Тогда у ребенка появится желание творить, создавать, кропотливо работая как над замыслом, так и над исполнением.

Каждый человек занимается творчеством всю свою жизнь. Люди пытаются не просто выполнить какую-либо работу, а внести в неё что-то от себя. Мастером своего дела человек становится, внося в работу вкус, эстетику, ощущая вдохновение, делая с любовью.

Рисование в детском саду отражает впечатления о явлениях и предметах окружающего мира. Это, стоит отметить, справедливо как для детей, так и для взрослых. Также интересным является то, что через детское рисование психологи ищут возможность проникнуть в своеобразный внутренний мир ребенка. Изобразительная деятельность ребенка рассматривается как возрастная эволюция, также рассматривается связь детских рисунков с эмоциональным состоянием, с умственным развитием и развитием личности ребенка.

Изучением детского рисунка начали заниматься в конце 19 века. Первыми исследователями детского рисунка, его психологических основ были искусствовед Коррадо Риччи, в России - В.М. Бехтерев, Ю.Н. Болдырев, Л.С. Выготский, С.А. Левитин и многие другие.

Так, Карл Лампрех подчеркивал значение детского рисунка как объективного материала для изучения психологии детства, дающего возможность исследовать общие и индивидуальные психологические особенности ребенка, переход от одного периода детства к другому. [2. C.62]

В конце XIX века возникло новое направление психологии – детская психология. В связи с этим детское творчество начало привлекать особое внимание ученых многих направлений: психологов, педагогов, искусствоведов. Появилось много литературы, освещающей вопросы детского творчества. Первым автором, написавшим книгу, посвященную анализу детского рисунка был К. Ричи "Дети - художники".

По мнению Л.С. Выгодского, деятельность человека может быть разделена на два вида:

Репродуктивная деятельность связана с нашей памятью, она воспроизводит, а творческая - эта такая деятельность, когда человек представляет. Творческая деятельность называется воображением или фантазией.

Л.С. Выготский подчеркивает, что наряду с образами, которые строятся в процессе непосредственного познания действительности, человек строит образы, которые осознаются как область, построенная воображением.

Одна из особенностей и основная проблема детского творчества связана с тем, что творческая деятельность ребенка не может мотивироваться для него как учебная, а лишь как деятельность, направленная на создание продукта, который должен произвести воздействие на кого-либо.

Необходимо научиться управлять особенностями проявления детского творчества, разрабатывать методы, развивающие его. Большое влияние на творчество и на общее развитие ребенка оказывают мероприятия, направленные на развитие восприятия красоты в окружающем мире и в произведениях искусства. В дошкольном возрасте дети проходят социализацию, обучение, подготовку в дошкольных учреждениях, где педагоги и воспитатели используют разные техники и приемы для развития ребенка. Основной задачей психологии и педагогики является воспитание ребенка активной и творческой личностью.

Для ребенка свойственно интересоваться миром, новыми объектами, экспериментировать. Взрослый человек, в чьих интересах организовать условия для развития личности ребенка, ставит для ребенка практические задачи, условия при которых уровень интереса к функциям и качествам предмета определяется взрослым. В таком случае познавательная активность ребенка подчинена практической целью.

Познавательная активность ребенка может направляться определенной целью – достижение результата. В свою очередь, цель педагогов дошкольного образования – развитие творческой активности. Это связано с тем, что творческая активность представляется одним из ключевых качеств личности.

Потребности детей в обучении, деятельности, игре, общении, отдыхе, творческая потребность, потребность в самореализации являются источником развития творческой активности.

Существуют определенные психологические условия , наличие которых необходимо для развития творчески активной личности:

1. многочисленные жизненные ситуации, окружающие ребенка, развлечения , праздники в детском саду, занятия , источники художественной информации, обогащающие переживания детей

2. предметно-пространственная среда, позволяющая детям выбрать какой-либо вид художественной практики, развернуть свою деятельность и придать ей тот или иной характер

3. тактика и характер руководства педагога, его соучастие, действия, проявляющиеся в выражении своего отношения к художественной деятельности, создающих благоприятную атмосферу в поощрительных замечаниях

4. детские художественные интересы, их устойчивость, избирательность;

5. побуждения, вызывающие у детей их самостоятельную деятельность на основе стремления выразить свои художественные впечатления, применить имеющийся или усовершенствовать художественный опыт, включиться в детские взаимоотношения

Произвольные движения во время рисования от непроизвольных отличает устное, словестное воздействие педагога. Навыки и движения приобретают могут приобрести преднамеренный и сознательный характер. Так называемая инструкция действия приобретает смысл лишь в том случае, если её слова понятны детям.

Педагогические условия развития интереса к изобразительной деятельности и творческой направленности у детей младшего дошкольного возраста в центрах дополнительного и дошкольного образования

Отметим, что детьми младшего дошкольного возраста информация усваивается наиболее успешно с использованием игры, через сказку, с участием различных персонажей, для того, чтобы дети эмоционально переживали ситуацию, участвовали в диалогах, выражали образы в движениях. Также помочь ребенку понять образ помогает сравнение его с чем-либо уже изученным. Каждый ребенок для себя находит сходства, но и педагог должен принимать активное эмоциональное участие в процессе, направлять мысль ребенка, помогать в ассоциациях, и при этом, механически изображая что-либо на бумаге, дети усваивают информацию доступным для них способом.

В творчестве важны разнообразность и уникальность. Нужно основываться на том принципе, что ребенок может сам выбрать способ изображения. Педагог демонстрирует несколько вариантов, оставляя за ребенком право выбора. Такой принцип работы педагога осуществляет важную стратегию сохранения уникальности каждой отдельной работы. Каждый ребенок создает свой неповторимый образ, что делает результаты занятий наиболее эмоциональными, увлекательными для учеников.

Разнообразить нужно также и обстановку проводимых занятий. Особенно ярко дети младшего дошкольного возраста реагируют на сказки. У каждого ребенка есть свой любимый сказочный герой, своя любимая сказка. У детей задания в изобразительной деятельности, связанные со сказочными героями вызывают много положительных эмоций. Стоит отметить, что к новым и незнакомым сказкам дети относятся так же с интересом, этот нюанс можно использовать для оглашения каких-либо правил работы с материалами или этическими нормами, поучительными моментами. Информация излагается на доступном для детей языке, через образы и ассоциации, тем самым легко усваивается.

Распространенные трудности, возникающие на занятиях по изобразительному искусству

В практике обучения детей изобразительному искусству педагог сталкивается с тем, что бывает трудно скомпоновать, придумать новое интересное занятие по какой-либо теме. Как известно, занятия для детей младшего дошкольного возраста должны проходить увлекательно, разнообразно. В условиях ограниченного времени и нехватки идей может возникнуть ситуация стереотипности на занятиях. Педагог устанавливает слишком жесткие рамки для детей в изображении сюжетов и образов. Правила сковывают инициативу, лишают детей проявлять творческие способности и в конечном итоге дети теряют мотивацию в рисовании.

Большой ошибкой в работе педагога является негативная оценка детских работ, высмеивание композиционных или цветовых решений. Рассматривая свои и чужие рисунки, дети должны получить удовольствие от них. В зависимости от того, как проходит анализ рисунков, будет зависеть дальнейшая творческая направленность. При возникновении положительных эмоций от просмотра возникает положительная мотивация к творческой деятельности. Если ребенок не получит удовлетворения от рисования в связи с плохими оценками его работ, возникает негативный опыт, препятствующий возникновению дальнейшего желания проявлять творческую активность.


СОСТОЯНИЕ ФОМИРОВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ В РИСОВАНИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Самым любимым видом деятельности детей в детском саду и дома является рисование, которое в свою очередь выступает главным средством в формировании личности ребенка, эта изобразительная деятельность дарит детям радость познания творчества. Испытав эти чувства однажды ребенок, будет стремится в своих рисунках рассказывать то, что узнал, увидел и даже пережил.

Анализ состояния проблемы в науке показал, что в литературе подчеркивается важность развития изобразительного творчества. Авторы указывают, что творчество – это проявление личностного начала в какой - либо деятельности, в которую человек вкладывает частицу своей души (Л.С. Выготский), уникальная способность, обеспечивающая успешное выполнение самых разнообразных детских деятельностей (Л.А. Венгер), творчество нужно развивать, творчеству нужно учить (Б.М. Теплов) [4, C.145]. Как один из компонентов изобразительного творчества дошкольников, необходимы развитые изобразительные умения детей.

Проблема развития изобразительных умений в рисовании у детей старшего дошкольного возраста находится в центре внимания у многих педагогов таких как: В.А. Езикеева, Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова, Я.А. Каменский, М. Монтессори, Л.В. Пантелеева, Е.Г. Приходько, Э. Г. Пилюгина, Н. П. Сакулина, Е.А. Флёрина и др, психологов, а именно: Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, Э. Меймам, А.А. Мелик-Пашаев, В.С. Мухина и др., искусствоведов и художников А.В. Бакушинский, Н.Н. Волков, Е.И. Чарушин и др.

Цель констатирующего эксперимента - изучить уровень развития изобразительных умений в рисовании у детей старшего дошкольного возраста.

Определить критерии и показатели для оценки уровня изобразительных умений в рисовании у детей старшего дошкольного возраста.

Выявить исходный уровень развития изобразительных умений в рисовании у детей старшего дошкольного возраста.

Для решения первой задачи в своей работе мы руководствовались критериями и показателями изобразительных умений Т.С. Комаровой. Данные критерии представленные в таблице 1.

Критерии и показатели уровней развития изобразительных умений в рисовании у детей старшего дошкольного возраста

1. Технические умения

умение пользоваться карандашом;

умение пользоваться кисточкой и красками;

владением формообразующими движениями.

2. Умение перевода реального объекта в графический образ

умение передавать форму;

умение правильно передавать пропорции предмета;

умение правильно передавать строение, пространственное положение предмета и его частей.

3. Самостоятельность замысла

умение самостоятельно замыслить и получить результат.

На основе данных критериев и показателей изобразительных умений были определены уровни их развития в рисовании у старших дошкольников, которые представлены в таблице 2.

Уровни развития изобразительных умений в рисовании у детей старшего дошкольного возраста

Описание изобразительных умений

Ребенок умеет правильно держать карандаш, кисть, правильно пользоваться акварельными красками, гуашью.

В работе с карандашом сознательно применяет выразительные средства в карандашном рисунке (тонировка, штрих, напряженность и характер линий); регулирует нажим и направление штриховки в целях более точной передачи изображения, получения интенсивного цвета и оттенков; регулирует силу нажима и направление движения кисти при передачи изображения. Линии мягкие, используют мелкие штрихи, различные сочетания линий, умеет проводить горизонтальные, вертикальные линии, рисовать круг овал, многоугольники.

В работе с акварельными красками умеет правильно накладывать краски в одном направлении, закрашивать без просветов, заполняя последовательно всю поверхность; умеет размывать и смешивать краски для получения других цветов и оттенков цвета, добавляя белила; умеет проводить горизонтальные, вертикальные линии, рисовать круг, овал, многоугольники. Реагирует силу нажима, размах руки, закрашивает в пределах контура. Линии мягкие, использует мелкие штрихи, различные сочетания линий.

Форма сложная, передана точно; пропорции предмета соблюдаются. Правильно определяется величина изображения в зависимости от размера листа. Соблюдаются пропорции между элементами сюжетных изображений; части предмета верно расположены.

Правильно передано в рисунке пространство (близкие предметы расположены ниже на бумаге, дальние - выше, переднее - крупнее равных по размеру, но удаленных).

Проявляют самостоятельность в выборе замысла. Содержание работ разнообразно. Изображает человека и все, что его окружает. Задания выполняет самостоятельно, без помощи взрослого, в случае необходимости обращаются с вопросами.

Ребенок не всегда правильно держит карандаш и кисть, не совсем правильно пользуется акварельными красками и гуашью.

В работе с карандашом слабо владеет техникой карандашного рисунка (тонировка, штрих, напряженность и характер линий); не всегда может регулировать нажим и направление штриховки. Закрашивает изображение крупными, размашистыми движениями, иногда выходит за пределы контура, линия дрожащая, слабая.

В работе с акварельными красками не всегда умеет правильно использовать кисть для передачи изображения.

Форма простая, есть незначительные искажения. Ребенок делает объект узнаваемым и вычленяет отдельные детали; есть искажения пропорциональности предметов. Не всегда ровно определяет величину изображения в зависимости от размера листа и пропорций между элементами сюжетных рисунков; расположение частей предметов немного искаженно. Есть ошибки в изображении пространства.

Замысел основан на наблюдениях, но не отличается самостоятельностью, в процессе рисования может меняться. Ребенок по просьбе педагога дополняет рисунок деталями. Обращается к педагогу за помощью в решении изобразительных задач.

Ребенок не умеет правильно держать карандаш и кисть, пользоваться акварельными красками и гуашью.

В работе с карандашом не владеет техникой карандашного рисунка (графические приемы использует несознательно); использует карандаш без регулировки нажима и направления штриховки, закрашивает беспорядочными линиями, не умещающимися в пределах контура.

В работе с акварельными красками не владеет элементарными навыками пользования кисти. Не владеет техникой работы с художественными материалами для получения оттенков цвета; закрашивает беспорядочными мазками, не умещающимися в пределах контура. Не умеет проводить прямые линии, замыкать их, приближая их к кругу или прямоугольнику.

Форма не удалась, искажения значительны. Объект не узнаваем. Пропорции предмета переданы не верно. Не учитывается размер листа при определении величины предмета. При сюжетном единстве изображения пропорции не соблюдаются; части предмета расположены не верно.

Отсутствие ориентировки изображения как в отношении пространственной ориентации листа, так и в расположении изображаемых предметов по отношению друг к другу.

Замысел стереотипный. Ребенок изображает отдельные, не связанные между собой предметы (предметный мир).

Не проявляет самостоятельности и инициативы. Выполняет работу так, как указывает взрослый. С вопросами к педагогу не обращается, нуждается в поддержке и стимуляции деятельности со стороны взрослого.

Таким образом, на основе суммирования баллов по данным критериям можно выразить степень развития изобразительных умений в рисовании у детей старшего дошкольного возраста. Система оценок, которые мы используем для определения уровня изобразительных умений в рисовании:

2 балла - у ребенка развитые изобразительные умения.

1 балл - у ребенка недостаточно развиты изобразительные умения, ребенок справляется с заданием по каждому из критериев с небольшими ошибками или с помощью взрослого.

0 баллов - у ребенка не развиты изобразительные умения, ребенок не справляется с заданием и допускает много ошибок.

Полученные оценки, за каждое задание, суммируются и соотносятся соответственно с тремя уровнями развития изобразительных умений в рисовании:

Высокий уровень - 12 - 10 баллов

Средний уровень - 9 - 7 баллов

Низкий уровень - 6 - 0 баллов

Со старшими дошкольниками проводилось три серии диагностических заданий с интервалом в 2-3 дня. Первая серия заданий предназначена для выявления у детей уровня умений, связанных с техникой использования орудий деятельности, владение формообразующими движениями. Вторая серия заданий - для выявления у детей уровня умений переводить реальный объект в графический образ. Третья серия направлена на выявление самостоятельности замысла. Ниже приводится описание диагностических заданий.

1 серия заданий

Цель: Выявить уровень сформированности технических умений: умение правильно держать карандаш; умение регулировать силу нажима на карандаш, штриховать, изменять направление движения руки в зависимости от формы предмета.

Цель: Выявить умения правильно держать кисть, регулировать силу нажима, изменять направление движения руки; умение насыщать кисть краской.

Цель: Выявить умения пользоваться кистью при разных приемах рисования, владение ритмом движения при повторности однородных действий (равномерное поднимание и опускание руки при рисовании волнистой линии, дуг, точек и т.д.)

Для выявления уровня сформированности второго компонента-владение умениями переводить реальный объект в графический образ (в него входят умение правильно передавать форму предмета, умение правильно передавать пропорции предмета, умение правильно передавать пространственное положение предмета и его частей) нами использовались следующие задания:

2 серия заданий.

Цель: Выявить умения передавать форму предмета, его строение, величину; умение располагать изображение на листе, передавать пропорции предмета, движение (персонажей из сказки); умения передавать цвет для выразительности образа.

Цель: Выявить умения передавать форму (вазы), пропорции предметов, расположение на листе изображения, использование цвета.

Для выявления третьего компонента – самостоятельности замысла – использовали следующую серию заданий

3 серия заданий.

Задание 6. Данную тематику дети выбирают сами.

Цель: Определить уровень самостоятельности замысла. Конкретное содержание рисунка ребенок дошкольник выбирает сам.

В результате исследования мы провели анализ уровня развития изобразительных умений в рисовании у детей старшего дошкольного возраста, которые представлены в виде таблицы 3.

Результаты выполнения первой серии заданий констактируюшего эксперимента на уровни сформированной технических умений у детей старшего дошкольного возраста

Читайте также: