Краткое содержание оперы золотой петушок

Обновлено: 02.07.2024

Вступление

Сказка ложь да в ней намек

Добрым молодцам урок.

Мораль, которая у Пушкина завершает сказку, у Римского-Корсакова её открывает.

Первое действие

Петушок предупреждает о беде, и царь благословляет в бой своих бояр и сыновей.

Второе действие

Глубокая ночь. Додон прискакал на поле брани и видит сыновей убитыми. Они воткнули друг другу мечи в сердце. Царь не может понять, что случилось. В аккомпанементе злобно стонут скрипки. Он решает отмстить за сыновей, но появляется шатер Шемаханской царицы.

Третье действие

Под торжественный и грозный марш царь с царевной въезжают в город. Народ во всю славит господина и рассказывает о его подвигах. Царица замечает Звездочета. Царь приветствует мудреца и благодарит его за чудо птицу. Звездочет же напоминает Додону о своем желании и просит отдать приглянувшуюся ему Шемаханскую царицу. На что царь говорит:

Я, конечно, обещал,

Но всему же есть граница!

Додон предлагает Звездочету в замену лучшую лошадь и половину царства, но волшебник отказывается. Терпения царя лопается и он убивает Звездочета. Клятва разрывается. Прилетает Золотой петушок и заклевывает Додона до смерти. Занавес опускается под смех Шемаханской царицы.

Рассказ Римский-Корсаков — Золотой петушок (читательский дневник)

Краткое содержание Севастополь в декабре месяце - краткое содержание рассказа Толстого (сюжет произведения)

Вступление

Сказка ложь да в ней намек

Добрым молодцам урок.

Мораль, которая у Пушкина завершает сказку, у Римского-Корсакова её открывает.

Первое действие

Петушок предупреждает о беде, и царь благословляет в бой своих бояр и сыновей.

Второе действие

Глубокая ночь. Додон прискакал на поле брани и видит сыновей убитыми. Они воткнули друг другу мечи в сердце. Царь не может понять, что случилось. В аккомпанементе злобно стонут скрипки. Он решает отмстить за сыновей, но появляется шатер Шемаханской царицы.

Третье действие

Под торжественный и грозный марш царь с царевной въезжают в город. Народ во всю славит господина и рассказывает о его подвигах. Царица замечает Звездочета. Царь приветствует мудреца и благодарит его за чудо птицу. Звездочет же напоминает Додону о своем желании и просит отдать приглянувшуюся ему Шемаханскую царицу. На что царь говорит:

Я, конечно, обещал,

Но всему же есть граница!

Додон предлагает Звездочету в замену лучшую лошадь и половину царства, но волшебник отказывается. Терпения царя лопается и он убивает Звездочета. Клятва разрывается. Прилетает Золотой петушок и заклевывает Додона до смерти. Занавес опускается под смех Шемаханской царицы.

Также читают:

Рассказ Римский-Корсаков - Золотой петушок (читательский дневник)

Популярные сегодня пересказы

Появление на свет в семье Михалковых в 1913 году мальчика по имени Сергей стало одним из самых радостных событий. В доме, где всегда царил порядок и любовь, к которому стремились мать (педагог) Ольга Михайловна и отец

В повести представлены документальные выдержки уничтожения 7 белорусских деревень карательными войсками Дирленвангера.

В одном сказочном царстве проживает мать и ее единственный сын по имени Семен. Семья живет в нищете, нося рваную одежду и питаясь чем придется. Единственное подспорье в их бедной жизни

Опера Золотой Петушок

Действующие лица

Голос

Описание


В прологе Звездочет представляет себя в качестве рассказчика последующей истории.

Палаты Царя Додона. Некогда правитель был задирой и воякой, но теперь состарился и хочет лишь покоя и мира. Бояре и царские сыновья не знают, как защитить отечество от врагов. Звездочет преподносит Додону Золотого петушка, который должен кукарекать, как только завидит приближение неприятеля. Царь обещает в знак благодарности выполнить любое желание Звездочета. Дважды подавал голос петушок – царь отправил в походы обоих своих сыновей с войсками. На третий раз пришлось собираться в дорогу самому.

Ночное поле битвы. Додон находит свою армию разгромленной, а сыновей – убившими друг друга, хотя неприятеля нигде не видно. Появляется молодая женщина небывалой красоты и говорит, что она – Шемаханская царица. Додон теряет голову, предлагая ей руку и сердце.


Царь торжественно возвращается в свою столицу с молодой невестой. Звездочет при всем честном народе просит у него Шемаханскую царицу в качестве вознаграждения за Золотого петушка. Додон отказывает, ударяя волшебника жезлом, отчего тот умирает. Додон пытается поцеловать невесту, но она его отвергает. Золотой петушок срывается с места, подлетает к царю и клюет его в темечко - насмерть. Додон падает, а Шемаханская царица с петушком – исчезают. Люди напуганы – как им жить без царя?

В эпилоге вновь выходит Звездочет, говоря о том, что показанная сказка – всего лишь вымысел.

Фото :



Интересные факты

История создания и постановок

Николай Андреевич Римский-Корсаков

Владимир Иванович Бельский


Некоторые постановки оперы сохранились в видеоверсиях:


  • Спектакль Нью-Йорк Сити опера, 1971 год, дирижер Ю. Рудель, в главных партиях: Додон - Н. Трейгл, Звездочёт - Э. ди Джузеппе, Шемаханская царица - Б. Силлс. Исполняется на английском языке.
  • Спектакль Большого театра, 1989 год, дирижер. Е. Светланов, в главных партиях: А. Эйзен, О. Биктимиров, Е. Брылёва.
  • Спектакль Театра Шатле, Париж, 2003 год, дирижер К. Нагано, в главных партиях: А. Шагидулин, Б. Бэнкс, О. Трифонова.
  • Спектакль Мариинского театра, 2016 год, дирижер В. Гергиев, в главных партиях: В. Феляуэр, А. Попов, А. Гарифуллина.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Золотой петушок (Римский-Корсаков)

Николай Андреевич Римский-Корсаков поистине выдающаяся личность, его творения оставили по себе неизгладимое впечатление, которые по-своему воспитали не одно поколение. Перечислить все его заслуги практически невозможно, но по праву главным его достоянием можно считать оперу Золотой петушок. Написана она по знаменитой сказке А.С. Пушкина в 1906 году. В данном произведении речь идет о событиях, которые происходили в России в 1905 году.

История создания Золотого петушка началась осенью 1906 года. Еще летом сам автор признавался Кругликову, что не собирается строить каких либо планов в ближайшее время. Но уже в октябре этого года сочинил незамысловатый, шуточный стишок, который лег в основу данной оперы. С этого момента сочинение произведения набрало нешуточные обороты. Первая созданная партитура пошла в печать осенью 1907 года, а в январе 1908 либретто оперы было отдано в драматическую цензуру. Поначалу либретто пустили без изменений, но некоторое время спустя вернули обратно с требованиями переделать значительную часть. Николай Андреевич был вынужден дать свое согласие, вымаривались практически все стихи Пушкина. Взамен того, что исходный текст был очень сильно переделан, автор потребовал выдавать книжечки с оригинальным текстом. К сожалению, Римский-Корсаков не увидел своей постановки при жизни, пьесу удалось поставить только после его смерти.

Сюжет либретто оперы был основан на произведениях Пушкина. Сюжет сказки был сохранен в мельчайших подробностях, значительно дополнен в стиле оригинала. К основным главным персонажам (петушок, царица, царь и звездочет) добавились не менее главные воевода и ключница, получили имена и два царевича. Опера поделена на три акта, все действия разворачиваются в Додоновых палатах, в предместье столицы Додона и в стане Шамаханской царицы. Исключительной особенностью данной оперы является пролог и эпилог, в котором есть только одно действующее лицо – звездочет.

Золотой петушок представляет собой шуточную небылицу. Последнее по созданию, но не последнее по значимости, оно по праву может считаться одной из лучших постановок минувшего века. В ней описывается деспотичное правление царя Додона, которое не дает жизни практически никому. Римский-Корсаков не жалеет красок, чтобы подробней описать происходящее действие. Он столкнул две стороны одной медали. В противостоянии отупения, деспотичной власти, глупости и жестокости в лице самого царя, мамки Амелфы, воеводы и царевичей стают Звездочет и Шамаханская царица. Здесь царицу олицетворяют как венец красоты, поэзии и искусства.

Наиболее сильно автор хотел сравнить красоту и уродство. В образ той же царицы он вписал не только безграничную красоту, но и бездушное отношение к простым людям, неимоверный страх перед самим Звездочетом, который здесь олицетворяет верх мудрости. Отдельным пунктом в пьесе выступает музыка. Она подсказывает о тайных связях между дочерью Востока и чародеем. Сам звездочет очень сильно хочет овладеть ею, царь Додон здесь выступает лишь как средство достижения цели. Но как выяснилось, хитрость может побороть и самых мудрейших, оказывается царица может перехитрить и царя, и Звездочета. Скрывшись во тьме, она ускользает от обоих соперников. Таинственность – вот главная черта самой царицы.

Далее события только набирают обороты, Додон погибает и это приводит в смятение все царство. По мнению автора, после ухода такого правителя, в царстве неизбежно будет господствовать безысходность. Причиной этому является отупение самого народа, стенания холопов очень сильно преувеличены. В эпилоге Звездочет пытается утешить публику, такое царство нереально, но условное представление разрушается криком Золотого петушка. На этой тревожной ноте действие обрывается.

Последнее творение Римского-Корсакова напрочь лишено положительных героев. Автор хотел запечатлеть гротескные суждения о судьбе России в послереволюционный период 1905 года. Яркая палитра красок, изумительный звуковой ряд и филигранное сочетание элементов в нужном количестве создало поистине удивительное произведение.

Читайте также: