Белая лошадь горе не мое краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.

"Белая лошадь. "здесь да,немного адаптирована под современность.Я этого и не знала,вот только прочитала в предыдущий отзывах.Но когда читала,меня немного смутило "смартфоны" и "скинхед",потому что по духу все остальное-того времени,моего еще))А мне 35 лет сейчас)Купила в подарок племяннику,прочитала сама и "понравилось"-мало сказать. Думаю,вот это адаптирование имеет смысл для современных подростков,сразу ведь герои ближе становятся.А то вот тут все возмущаются:"Зачем,фу. "Не только же 35-летним такие книжки читать)))Очень понравилась повесть "Горбунок",прямо внутри все зашевелилось. Очень многое близко.тем более сейчас.Да,читается уже по-другому,уже по-взрослому смотришь на вещи,но заставляет задуматься о многом.Думаю,подросткам точно стоит читать такие книги.И вот что еще понравилось:у автора везде есть надежда.Написано и легко,и глубоко одновременно.И читать приятно,и задуматься есть о чем.А вот послесловие от автора вообще класс!Несколько фактов из жизни прямо как отдельная повесть!Однозначно рекомендую,давно мне так книги не нравились,как эта.Думала "детская",а оно прям ну очень зашло!!

Милое произведение, похоже на Алексина, но лучше читайте второго, по глубине и стилю считаю его лучшим в этом жанре.

Заглавная повесть - своеобразный очерк из жизни учителя географии, немного философский, но не нравоучительный, также в книге представлена сказочная повесть "Горбунок", издававшаяся в начале 90х в журнале "Уральский следопыт", тут же повесть "Самый плохой учитель в школе" и 4 рассказа, в целом текст незамысловат, немного наивен, но наверное такой и должна быть детская литература, чтобы донести до детей. то светлое, что не может донести телевизор и компьютер, оформление серийное, бумага белая, есть чёрно-белые иллюстрации. Ниже добавил фотографии, чтобы вы могли решить, купить это издание или другие, также представленные на сайте

Повесть очень понравилась. Ранее её не читал. Поэтому не могу сравнить (говорят, её немного адаптировали под современное время). Никакого возмущения это лично у меня не вызвало. Повесть оставила только положительные эмоции.

История о молодом учителе географии, который только-только окончил ВУЗ и назло родителям не пошел в аспирантуру. Родители его, к слову, тоже педагоги. А отец - директор той самой школы, в которой и преподавал сам Саня (Александр Арсеньевич). Не удивительно, что молодой педагог нашел подход к детям. Он совсем выбивался из педагогического коллектива своими взглядами на методику преподавания и взаимоотношение с учениками. Не редко происходили конфликты в учительской среде, так как Сан Сенич почти всегда был на стороне своих учеников. Но, к сожалению (или к счастью) ему пришлось повзрослеть вместе с ними.

Повесть о становлении личности, о взрослении молодого учителя. Не обошлось здесь дело и без любви. Любви к старшекласснице. Взаимной. Но на первый взгляд казавшейся обреченной. Сами понимаете почему. Но нет безвыходных ситуаций! Поэтому конец повести счастливый.

Автор описывает не мало острых внутри-школьных проблем: взаимоотношения ученик-ученик, учитель-ученик, учитель-учитель; а так же затрагиваются внутри-семейные проблемы. Не только в семье учеников. Но и в семье Сани. Ведь родители до сих пор считают его мальчишкой и постоянно контролируют, стараются руководить всеми его действиями. А он бунтует, противится, не соглашается.

В общем, повесть будет интересна каждому. И взрослый, и подросток, и ребенок найдут свою проблему и, обязательно, её решение.

Язык автора очень легкий, совсем не нудный.

"- Тихо! Сегодня будем открывать Америку.
- Ур-ра!
- Тихо, я сказал! Сдвигайте парты к стене, Атлантический океан - на пол. Кто будет держать небо?
На этот вопрос 6"Б" реагировал без восторга: быть "атлантом" никто не хотел, скучное это было занятие - держать над океаном карту звездного неба.
- Нет добровольцев? Назначаю по списку: Васильев, Козаченко, Кравченко, Пименов.
.
Шестой "Б", толкаясь и споря, устраивался на полу, вокруг "океана".
- Выходим из Лиссабона, - сказал Александр Арсеньевич, оглядывая свою юную команду. - Дежурный штурман, где астролябия? Компасы прячьте: их ещё не изобрели. Экипаж, по местам!"

"- Я проклял тот день, когда этот человек пришел работать ко мне в школу!
- Я к тебе не просился, - огрызнулся Саня. - Ты сам настоял.
- Если б я знал. Если б я мог предположить. Александр, ну что с тобой происходит.
Этот роковой вопрос в последнее время мучил многих. В школе ведь все помнили Саню тихим, вежливым мальчиком, с которым все десять лет никто горя не знал. Да и когда он учился в институте, всё было так славно, безоблачно. Кто бы предположил тогда, в какого бунтаря и мятежника превратится этот мечтательный, замкнутый юноша, всё свободное время проводящий за книгами".

" - Сашенька, ты куда? - тревожно спросила Елена Николаевна.
- За Исаковым, - отозвался Саня. - Только, мама, не волнуйся, мы утром вернемся.
- Да куда же так поздно. - начала было Елена Николаевна, но замолчала: с тех пор как её послушный сын стал учителем, спорить с ним было бесполезно, он всё равно всё делал по-своему".

"Александр Арсеньевич был зол и несчастен. Его и раньше мучило его неправильное отношение к Петуховой Юле из одиннадцатого "А". Он ведь понимал, что это неуместно, предосудительно. Ведь если все учителя примутся влюбляться в учениц (а он отдавал себе отчет в том, что он именно влюблен, и никак иначе это чувство определить нельзя), то это что же будет? Недопустимое безобразие - вот что будет".

В книге есть и другие повести, и рассказы. Но самым ярким произведением является всё-таки "Белая лошадь - горе не моё".

Да, в конце книги есть "Послесловие от автора", в котором можно прочитать 49 фактов о писательнице.

О серии "Школьная библиотека": Белоснежные листы, хороший достаточно крупный шрифт, есть ч\б иллюстрации. Цена замечательная, качество отличное. Собираю.

Краткое содержание: О молодом учителе географии Александре Арсеньевиче, который пытается по-новому решать школьные проблемы. Однако отсуствие опыта мешает ему реализовать свои намерения. С помощью опытного педагога Матвея Ивановича герой старается постичь премудрости учительской профессии. . Если учитель влюблен в свою ученицу и к тому же так молод, что его самого порой принимают за школьника, неприятностей не оберешься… Вся надежда на старое детское заклинание: `Белая лошадь - горе не мое… `

Ох, какая же это замечательная повесть! Добрая. Оптимистичная. Ностальгическая.

Вот знаете, бывает, что читаешь книгу впервые, а такое ощущение, что уже когда - то прожил ее. И настолько тебе все в ней близкое и родное, ну прямо до боли. Именно так у меня случилось с этой повестью.

Эту повесть Наталии Соломко, уральского писателя, редактора, издателя, я прочитала несколько лет назад. Совершенно не помню, как она попала в мою электронную читалку, но знаю, что спустя пару дней я обзавелась бумажной книгой. А это в современном мире значит немало.

До того момента имя автора мне было совершенно неизвестно. Но в интернете сила! И теперь я знаю, что

Наталия Зоревна Соломко

- моя "ровесница", день в день, только старше на 35 лет, и вчера мы с ней отмечали свои дни рождения. Уроженка Екатеринбурга (Свердловска), она ожидаемо стала участницей детских организаций, которыми заведовал Владислав Крапивин. Не случайно, что свою дебютную книгу Наталия посвятила " первому учителю и другу детства" . Потом была учеба в литературном институте, работа корреспондентом, редактором и первые самостоятельные произведения. Повесть, о которой мы сегодня говорим, вошла в сборник, изданный в 1984 году.

Странное дело! Но в моем варианте употребляются такие слова, как скинхед, эмо, готы, айфон. Видимо, автор для последующих изданий переработала книгу, осовременив ее и сделав ближе к подросткам 2010-х. На мой взгляд, совершенно напрасно, потому что в повести практически нет примет времени, кроме указанных. Скажу даже больше, события, происходившие в произведении, абсолютно невозможны сейчас.

Честно говоря, не знаю, как писать, к кому обращаться: к тем ли, кто читал в юности, или к нечитавшим ни тогда, ни сейчас. Пожалуй, буду обращаться к себе, потому что раздумий повесть вызвала много.

Главный герой - двадцатидвухлетний мальчишка Саня , который боится директора школы, опасается отца и не может из-за моложавый внешности без паспорта купить билет в кино на вечерний сеанс. А ещё он Александр Арсеньевич, учитель географии, без пяти минут аспирант, классный руководитель 6б, сын директора школы и учителя литературы.

Мне бесконечно симпатичен этот юноша! Я вполне понимаю старшеклассниц, которые на каждой перемене "случайно" оказывались на втором этаже, где он вел уроки, томно вздыхали и украдкой подсовывали письма с любовными стихами. Но я люблю его не за это!

Александр Арсеньевич, Сан Сенич - педагог от бога! В детстве его научили присказке, которая спасает от бед: "Белая лошадь - горе не мое". Повторяйте почаще, и будет вам счастье. Но этот юноша давно уже произносит присказку лишь по привычке. Жить, открещиваясь от чужого горя, - не его путь. Да, он идеалист, романтик, борец за справедливость, этакий современный Дон Кихот в образовании, и благодаря таким донкихотам школа живая и настоящая. Вот только несколько примеров его геройств.

10 класс ушел с урока биологии в полном составе. Завуч пытается найти зачинщиков, а один из учеников резонно замечает, что важнее понять не кто, а ПОЧЕМУ. Оказывается, учительница назвала двоечника Соколова придурком за неприготовленную домашнюю работу. Дети хотят справедливости, то есть извинений учителя. Все, включая завуча и классного руководителя, пытаются их вразумить, и только Сан Сенич заявляет: "А ведь дети правы".

Не думайте: каков храбрец! Хорошо быть храбрым за пазухой у папочки - директора школы. Нет, как водится, попадает ему ещё хлеще, но это не умаляет решимости Сани противостоять несправедливости. Отец ему говорит: " Что же, у учителя не бывает оснований вспылить, выйти из себя?" А Саня отвечает: "Основания есть, права - нет. Учитель должен учить, это его работа, а выходить из себя он может в свободное от работы время" (цитата неточная).

Вы скажете: идеализм! Учителя тоже люди! Кто бы спорил! Но ведь Саня прав! Это просто работа, за которую специалисты получают зарплату. В эту работу, как и в любую, входят сложности взаимодействия с коллективом, начальством, подчинёнными, излишняя нагрузка, эмоциональное выгорание и прочие прелести. Ни один из пунктов не оправдывает учительское хамство и грубость.

Или вот ещё случай. Пятиклассника Адыева собираются определить в школу для умственно отсталых. Матёрые педагоги объясняют: не тянет программу, плохо учится. А Александр Арсеньевич узнает, что родители мальчика глухонемые. И сразу он представил что-то тихое, темное и тяжёлое: жизнь без звуков, в полной изоляции. Как же при этом хорошо учиться? Казалось бы, очевидная же вещь, но только молодой педагог с зорким сердцем смог это заметить.

И мое любимое - история второгодника Вахрушева, прозванного Хрюшей и всевозможными вариациями на тему. Одноклассники гонят и пинают его, как шелудивого пса. Оскорбления, обзывания, тычки или игнор - вот то, чего достойно это несчастное существо. И поделом! Ведь Хрюша хамит, дерзит учителям, не готовит уроки, издевается при ответе, демонстративно отказывается отвечать. Неизвестно, до чего бы он дошел в своей "наглости", если бы однажды к ним на замену учителя литературы не пришел Сан Сенич и не сказал писать сочинение "как хочется". И вот что выдал Вахрушев! Всего три строчки, но какие!

Пишу, а у самой слезы. Это же горе, трагедия ребенка! Десятилетний мальчишка мечтает стать невидимым, чтобы избавиться от изводящих его детей и взрослых. И только Саша это понял! А потом будет другое стихотворение, про мальчика и пса, а потом полет с третьего этажа, окончившийся печально (но не совсем! читайте!) И вот на одного счастливого ребенка стало больше.

Отдельного упоминания достоин учитель истории Аристотель, давний друг семьи Александра Арсеньевича. Удивительна история ссоры Аристотеля со своим 11А. Учитель обиделся на ребят за их неглубокие сочинения по творчеству и личности Пушкина! (написанные на литературе, заметьте, а не на истории!) А ребята обиделись на классного руководителя за презрительно брошенное им: " Паситесь, мирные народы " (из того же Пушкина). Объявили бойкот, ждали извинений, почувствовали себя сиротами и простили. Но оказалось, что Аристотель их не прощает!

Как можно обижаться на учеников? А вот только так, как описано в книге. На тех, кого ты учил 7 лет, кто вырос на твоих глазах, с кем у вас взаимные уважение, любовь и нежность. Обижаться на чужой класс и чужих детей непрофессионально и бесполезно. А вот так - обидеться на равных, на любимых - можно и нужно!

Методика преподавания Сан Сенича тоже довольно занимательна, хоть и не нова. Матросы и капитан на каждом уроке отправляются бороздить моря и океаны, попутно изучая климат, растительность, население, рельеф и животных открываемых стран. Парты сброшены в кучу, карта держится руками могучих Атлантов (каждый раз новых, по списку из журнала), а остальные лежат на "палубе корабля", и только пятки сверкают снаружи. В таком плавании любая география подчинится!

Не могу не сказать о противостоянии отцов и детей в повести. Арсений Александрович выглядит этаким ретроградом, чуждым новому, смелому, честному. Его сын в сто раз более честный и чуткий. Но вдруг этот самый волшебный сын, педагог от бога, теряется от неожиданных выходок своего ученика, внезапно начавшего получать двойки, пропускать уроки и даже разбившего окна в детской комнате милиции. А несовременный, нудный отец, оказывается, все замечал, хоть и директор, и разгадал тайну мальчишки. Все уравновешено в мире! Молодость бесшабашна, храбра, интересна, но часто поверхностна, зрелость же осторожна, но внимательна и мудра! Во всем гармония.

А вот то, чего не может быть в современной школе, к огромному моему сожалению. Каждые выходные географический кружок под руководством Сани отправляется в лес, где ребята ночуют, готовят еду на костре, изучают травы, расчищают ручьи. Сейчас, чтобы выехать в ближайший парк на полдня, нужно собрать кипу документов, включая разрешение от ГИБДД и школьного врача. А многодневные походы вообще вряд ли возможны.

А можно ли представить, чтобы сейчас ученики без приглашения приходили к учителю домой, болтали, пили чай и сидели на подоконнике? А может сейчас ушедший из дома старшеклассник прожить почти две недели у директора школы? Я бы, наверно, всего этого не разрешила, но сама возможность сейчас исключена полностью. Боимся мы за детей и не верим в бескорыстную дружбу с учителями.

Эх, столько мыслей ещё! Но пора заканчивать. Бывалые дзен-авторы не рекомендуют писать статьи больше 6000 знаков, а я уже превысила лимит. Поэтому о ревности, жестокой драке и запретной любви учителя и одиннадцатиклассницы вы узнаете, только прочитав книгу! Они там ещё и целовались!

Я читала ещё несколько рассказов Наталии Соломко, и все они показались мне тонкими, щемящими и очень честными. Смело рекомендую! Как и повесть "Белая лошадь - горе не мое!"

Читали? А захотели прочитать? Что думаете о прочитанном? Надеюсь, мне удалось вас заинтересовать. Педагогам рекомендую настоятельно! Если статья вам прнравилась, то нажмите, пожалуйста, кнопку "палец вверх" и высказывайте свое мнение в комментариях . Вам нетрудно, а мне приятно! ( именно так написала мне вчера бывшая ученица, поздравляя и отвечая на мою благодарность: "Ну что вы, Анна Ивановна, мне нетрудно, а вам приятно!" И мне понравилось 😊 )

libking

Наталья Соломко - Белая лошадь - горе не мое краткое содержание

Белая лошадь - горе не мое - читать онлайн бесплатно ознакомительный отрывок

Белая лошадь - горе не мое - читать книгу онлайн бесплатно (ознакомительный отрывок), автор Наталья Соломко

Соломко Наталья Зоревна

Белая лошадь - горе не мое

Наталья Зоревна СОЛОМКО

Белая лошадь - горе не мое

В книгу входят повести "Белая лошадь - горе не мое", "Если бы я был учителем. " и рассказы "Любовь октябренка Овечкина" и др. о жизни современной школы, об учителях, молодых и опытных; о школьниках, их заботах и радостях.

ПЕРВОМУ УЧИТЕЛЮ, ДРУГУ ДЕТСТВА

Нынче утром учитель географии лез в школу через окно в туалете. Хорошо, никто не видел. Положение было совершенно безвыходное: он опаздывал на урок, а в дверях школы стояла новенькая техничка и без сменной обуви никого не пускала.

- Здравствуйте, - кивнул ей Александр Арсеньевич, мчась мимо (надо ведь еще было успеть в учительскую за журналом), а она ухватила его за рукав и закричала:

К счастью, все порядочные ученики (не говоря уже об учителях) в этот момент находились в классах, никто не слышал, как учитель географии пытался доказать, что он учитель.

- Ишь ты - "учитель"! - кричала техничка. - Видала я вас, таких учителей, перевидала! Вот сведу тебя, хулигана, к директору, он тебе покажет, как над старшими смеяться. Шпендрик!

Александр Арсеньевич, действительно, выглядел несолидно: маленький, легкий, узкоплечий, уши торчат, торчит хохол на затылке. Мальчик. Школяр. Ученик девятого класса - и это в лучшем случае! Сигареты, правда, продают, но на фильм "детям до шестнадцати" нечего и думать пройти без паспорта.

А тут еще из переулка выбежали Петухова Юля из десятого "А" и Петухов Женя из шестого "Б", и Александр Арсеньевич позорно отступил. То есть просто убежал. Вовсе не обязательно Петухову Жене знать, что классного руководителя принимают за мальчишку. А уж Петуховой Юле знать такие унизительные подробности его жизни тем более ни к чему!

Александр Арсеньевич лез через окно в туалете и клял судьбу: это же надо уродиться таким, когда кругом акселерат на акселерате сидит и акселератом погоняет. Летом вот усы пробовал отрастить. Стало еще смешнее: мальчик с усами. И усы какие-то. Черт знает какие! Отец хохотал. А мама сказала, что ей нравится (и на отца посмотрела строго: не смей травмировать ребенка). В общем, ясно было: лучше усы эти сбрить и не смешить народ.

Александр Арсеньевич пугливо выглянул из туалета в коридор. Звонок уже прозвенел, в коридоре было пусто.

По лесенке он несся через две ступеньки. Завуч Лола Игнатьевна, поджидавшая опоздавших на площадке меж первым и вторым этажами, выговорила ему суровым басом:

- Скверно, уважаемый Александр Арсеньевич, скверно!

"Белая лошадь - горе не мое!" - пробормотал про себя Александр Арсеньевич магическое заклинание, с детства отводившее от него несчастья большие и малые.

Его один замечательный человек научил: "Плохо тебе, а ты возьми и скажи быстренько (но так, чтоб никто не слыхал): "Белая лошадь - горе не мое!" - и все пройдет!" И проходило. Но нынче заклинание не сработало: несчастья не кончились. То есть с уверенностью можно сказать, что они только начинались.

И не то чтобы это был рок, недремлющая злая судьба, когда живет человек тихо, никого не трогает, а несчастья на него валятся и валятся. В случае с Александром Арсеньевичем все было иначе: несчастья валились на других, а Александр Арсеньевич добросовестно под них подставлялся. А когда человек сам подставляется, его никакие заклинания не спасут.

Нынче утром несчастье свалилось на девятый "В". К Александру Арсеньевичу оно не имело ни малейшего отношения, ведь это не Александр Арсеньевич сбежал вчера с биологии, это девятый "В" сбежал и теперь пребывал в угрюмстве, чуя миг расплаты. Но Александр Арсеньевич и тут вмешался. Короче говоря, произошло следующее.

- Бессовестные! - с порога выкрикнула Бедная Лиза. Прекрасные серые глаза молоденькой классной руководительницы были зареваны, потому что за проделки учеников попадает сначала их наставникам. - Бессовестные! Бессовестные!

- Так, Елизавета Георгиевна. - загудел девятый "В".

- Молчите лучше, бессовестные! Слушать ничего не хочу! - Она жалобно взглянула на Александра Арсеньевича. - Саня, ты знаешь, что они творят?!

Но что они творят, сообщить не успела, потому что в дверь властно постучали. Это прибыла сама Лола Игнатьевна.

- Извините, Александр Арсеньевич, - произнесла она, карающе оглядывая бессовестный девятый "В", - но у нас произошло ЧП, и я бы сказала попросту - неслыханное безобразие!

Лола Игнатьевна была заместителем директора по воспитательной работе, то есть как раз специалистом по "неслыханным безобразиям" и ЧП, специалистом крупным и виртуозным. Александр Арсеньевич понял, что урока не будет (Лола Игнатьевна занималась воспитанием, не жалея времени), вздохнул и отошел к окну.

- Итак, кто был организатором вчерашнего безобразия? - сурово спросила Лола Игнатьевна.

Девятый "В", естественно, хранил гордое молчание. Только Боря Исаков пробормотал довольно внятно:

- Исаков, меня сейчас не интересует степень твоей образованности. О пьесе великого испанского драматурга Лопе де Вега мы с тобой побеседуем в другой раз. Ситуация, описанная им, не может иметь места в средней школе. Инициаторов придется назвать. Ну?

Но девятый "В" инициаторов не называл, молчал, и все тут.

- Бессовестные! Бессовестные! - с отчаянием сказала Бедная Лиза. Натворили - и в кусты! Я бы с вами в разведку не пошла!

- Может, хватит оскорблять? - возмутились с задней парты.

- Семенов! Слушать правду, по-твоему, оскорбительно? - грозно удивилась Лола Игнатьевна.

Семенов стоял у парты, сунув руки в карманы, и дерзко молчал.

- Семенов, я с кем разговариваю? Быстро вынь руки из карманов!

Семенов вынул руки из карманов и снова надерзил:

- А может, я бы тоже с Елизаветой Георгиевной в разведку не пошел, ну и что?

- Семенов, я гляжу, ты разговорился.

- Семенов, я не об этом спрашивала. Я спрашивала.

- Простите, Лола Игнатьевна, - вмешался Боря Исаков. - Но может быть, имеет смысл спросить у нас не о том, к т о это сделал, а о том, п о ч е м у мы это сделали?

Исаков Боря был страстным борцом за справедливость. Поэтому Бедная Лиза поспешно сказала:

- Боря, объяснишь, когда спросят! - она знала, что если дать Боре заговорить, то это чрезвычайно все усложнит.

Боре не скажешь: "А ну прекрати грубить и дай дневник!" - чем обычно и кончается в школе борьба за справедливость.

Боря был интеллигентнейший, начитаннейший юноша. Он все знал. Он был не просто круглый отличник, он был вундеркинд, вежливо скучающий на уроках. Победитель всех мыслимых олимпиад, гордость школы - вот кто был Боря Исаков.

Читайте также: