Краткое содержание общественное движение в 1880х первой половине 1890х

Обновлено: 04.07.2024

Главными особенностями общественного движения 1880—90 стали: начало рабочих выступлений, создание первых рабочих организаций, кризис революционного народничества, оживление консервативного движения, распространение марксизма в России.

Таким образом, в 1880—90-е гг. в России произошла перегруппировка общественно-политических сил, в результате которой ведущие позиции заняли представители консервативного лагеря, либералы утратили свою былую популярность, а революционеры выступали теперь защитниками интересов рабочего класса, а не только крестьянства. Важным явлением стало начало распространения марксистской идеологии.

Культура второй половины 19 века.

Культура России во второй половине 19 века переживала значительный подъем. Развитие новых капиталистических отношений, отмена крепостного права и общественный подъем привели к тому, что во всех сферах искусства стали появляться новые течения, новые имена.

Однако представители интеллигенции имели разнообразные взгляды на изменения, происходящие в стране, что привело к появлению трёх лагерей – либералов, консерваторов и демократов. У каждого течения были свои особенности как в политической мысли, так и в способах выражения себя в искусстве.

В целом, промышленный переворот и рост экономики привели к тому, что культура стала более демократичной и открытой для всех слоёв населения.

Произошёл небывалый рост уровня образования. Начали открываться многочисленные школы, образование становилось поуровневым – начальная школа и средняя. К средним относились многочисленные гимназии и училища, где студенты не только получали общее образование, но и осваивали необходимые для дальнейшей работы знания. Появились женские курсы.

Образование оставалось платным, поэтому все большее значение стали обретать библиотеки и музеи, где могли обрести знания те, у кого не было денег на лицей или гимназию. Были созданы Третьяковская галерея, Исторический музей, Русский музей и другие.

В университетах страны сосредоточились лучшие научные кадры (Бутлеров, Менделеев, Тимирязев, Сеченов и др.). Казанский университет и Казанская духовная академия входили в число крупнейших высших учебных заведений страны.

Выдающиеся успехи были в науке и технике. И.М.Сеченов заложил основы отечественной физиологии. И.И.Мечников открыл первую в России бактериологическую станцию, разработал учение о защитных факторах организма. К.А.Тимирязев, исследовал явления фотосинтеза – процесса превращения неорганических веществ в органические в зеленом листе растения за счет солнечной энергии. Д.И.Менделеев установил Периодический закон химических элементов (1869 г.),ставший величайшим достижением мировой науки. А.М.Бутлеров – профессор Казанского университета - работал в области органической химии. Новая физическая школа была основана Столетовым. А.Г.Столетов открыл электромагнитную теорию света. А.Н.Лодыгин создал лампочку накаливания, а П.Н.Яблочков изобрел дуговую лампу, что положило начало электроосвещению. А.С.Попов изобрел беспроволочный телеграф, открывший эру мирового радиовещания.

Наиболее яркими авторами этого периода были: Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, Н.Г Чернышевский, И.С. Тургенев и другие.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.003)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

История 9 класс. учебник История России XIX – начало XX века. 9 класс. Л.М.Ляшенко, О.В.Волобуева, Е.В.Симонова. М:- Дрофа, 2019г.

Гудзишевская Нина Валентиновна

Цель: выяснить характерные особенности общественного движения в 1880-нач. 1890-х гг.

· определить изменения, которые произошли в общественном движении после отмены крепостного права и гибели Александра II ; дать характеристику основным программным установкам консерваторов, либералов, и революционеров;

· развивать навыки анализа исторической информации, систематизации в таблице, схеме; навыки коллективной работы, аргументированной оценки явлений общественной жизни.

Тип урока: урок изучения нового материала с элементами практикума с использованием технологии развития критического мышления, коллективного обучения, здоровье сберегающих технологии, ИКТ.

Оборудование урока: Компьбтер, проектор, презентация, учебник История России XIX – начало XX века. 9 класс. Л.М.Ляшенко, О.В.Волобуева, Е.В.Симонова. М:- Дрофа, 2019г.

1.Организационный этап. Приветствие, проверка готовности класса к уроку.

2. Мотивационно-целевой этап.

Какую идеологию исповедовал император? (убежденный консерватор).

Можно ли утверждать, что большая часть населения Российской империи разделяла консервативные взгляды императора? (кроме консервативной идеологии в России были либералы, носители различных революционных идей).

Какое событие, по вашему мнению, оказало решающее влияние на развитие обществен-ного движения в период правления Александра III ? (либеральные реформы Александра II , прерванные 1 марта 1881г гибелью императора от рук народников-террористов).

Слайд 2. Гипотеза:

· недовольство незавершенностью реформ Александра II , контрреформами Александра III вызвали активизацию общественного движения в России;

· ускорение индустриализации страны после отмены крепостного права привело к появлению рабочих организаций и распространению марксизма.

3. Изучение нового материала.

Слайд 3. Титульный. Запись темы в тетрадь.

1. Кризис революционного народничества

2. Практикум: групповая работа.

Слайд 5. Общая характеристика общественного движения в России. 1.1. Кризис революционного народничества.

Задание: выслушайте мой рассказ и определите, в чем проявился кризис революционного народничества.

«Отца Вашего, Царя русского…, бесчеловечно убили не личные враги его, но враги су-ществующего порядка вещей; убили во имя какого-то высшего блага всего человечест-ва…

К этим людям в душе Вашей должно быть чувство мести как к убийцам отца… В этом-то искушении и состоит весь ужас Вашего положения…

В первые дни царствования Александра III к нему обратились известные деятели куль-туры того времени: писатель Л.Н.Толстой, публицист К.Д. Кавелин, религиозный философ, поэт и публицист В.С.Соловьев с просьбой помиловать цареубийц. Они считали, что таким образом сторонники насилия будут нравственно обезоружены, откажутся от террора и будет положен конец жестокому противостоянию в обществе.

Итак, в чем проявился кризис революционного народничества? (ответы учащихся).

Слайд 8. Обобщение учителя:

Проявление кризиса революционного народничества:

• попытки народников начать переговоры с Александром III о прекращении террора в обмен на принятие конституции

• разгром военной организации народовольцев в результате предательства

• преследования и разгром революционных народников.

Слайд 9. Практикум: групповая работа.

2.1. § 22, п.1, стр. 187. Характеристика консервативного лагеря.

2.2. § 22, п.2, стр. 187- 189. Характеристика лагеря либералов.

2.3. § 22, п.3, стр. 189 - 190. Проследить эволюцию народнического движения.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Общественное движение в 1880-х – первой половине 1890-х годов"


Маркс приводит этот рецепт как пример того, какими способами жадные капиталисты стараются подешевле прокормить своих рабочих

Похлёбка Румфорда стала основой для питания солдат практически всех армий вплоть до 50-х годов XX века. До настоящего времени рецепт Румфорда почти в неизменном виде применяется Армией спасения для кормления бездомных.

В ходе урока вы узнаете о революционном народничестве, русском марксизме и либеральном движении.

В 80-е годы XIX века начался кризис революционного народничества. К этому привели активные действия властей против террористов. В 1883 году политическая полиция разгромила народовольческую организацию.

К 1880-м годам революционеры испробовали все теоретические предложения народников. Они поднимали крестьян на восстания, занимались пропагандой. Даже дошли до убийства царя. Однако результатом их действий стало ещё большее укрепление самодержавия.


Народникам пришлось пересмотреть свои взгляды. Кто-то обратился к социализму, кто-то – к либерализму. Но были и те, кто коренным образом поменял убеждения. Так, например Лев Тихомиров стал ярым сторонником самодержавия.

Оставались и сторонники революционного народничества. Появлялись различные кружки, которые развивали идеи народников. Однако они ограничивались только теорией, не доходя до практических действий.

На Александра III было совершено неудачное покушение, организованное петербургскими студентами. Среди них был Александр Ильич Ульянов, старший брат Владимира Ильича Ульянова. Он и ещё четверо организаторов были приговорены к смертной казни.


В конце XIX века зародилось марксистское движение. Немецкий философ Карл Маркс и его единомышленник Фридрих Энгельс считали, что социализм возможен только после утверждения капитализма. Совершить переход к социализму может только рабочий класс, сложившийся при капитализме.

Маркс и Энгельс осознавали неизбежность борьбы рабочего класса и буржуазии.

В 1880-е годы в России стал утверждаться капитализм. Параллельно росло рабочее движение. Это противоречило идеям народников, что Россия придёт к социализму, миновав капитализм.


Рабочее движение нуждалось в теоретической базе и разработанной программе действий.

Основными положениями этой программы были:

- Провозглашение основной силой будущей революции рабочих. У народников этой силой были крестьяне.

- Постепенная подготовка революции через пропаганду марксистских идей, борьбу за гражданские и политические права (при этом в программе не говорилось о том, что необходимо немедленно уничтожить самодержавие), в то время как революционные народники призывали к стихийной революции.


В конце XIX века более организованным стало либеральное движение. Оно опиралось на земства, которые должны были стать основой конституционных преобразований в России.

Необходимым стало создание системы органов местного самоуправления. На основе губернских земств предполагалось создать всероссийский представительный орган. Он бы участвовал в выработке законов. Эти действия делали возможным переход к конституционному государственному устройству.

Либералы подавали прошения правительству, однако это не имело результата. Тогда появились более решительно настроенные люди. Павел и Пётр Долгоруковы, Дмитрий Шаховской и Фёдор Головин признали необходимость действий, пусть и нелегальных, направленных на сближение земств.


Эта ситуация придала уверенности либеральным земцам. Они стали устанавливать между собой связи и начали подготовку создания собственной организации.

Либеральные идеи получили распространение и среди интеллигенции. Сторонниками конституционного строя были Павел Милюков, Владимир Вернадский, Александр Корнилов. Они поддерживали тесные связи с земствами.


Были и такие течения общественной мысли, для которых политические реформы отошли на второй план. Их представители больше беспокоились о бедственном положении народа. Они считали, что первостепенными должны стать реформы в сферах экономики и общественных отношений. Прежде всего это касалось идей либеральных народников.

Они хотели добиться построения социализма через организацию помощи крестьянам, наделение крестьян землёй и развитие сельской кооперации.

Либеральными народниками были в основном представители земской интеллигенции – врачи и учителя. Например, для врача, который получал приличные деньги за лечение состоятельных людей, хорошим тоном была бесплатная работа в сельских больницах. При этом он не видел разницы в своих пациентах и одинаково хорошо лечил как богатых, так и бедных.

Давайте подведём итоги.

В 80-е годы XIX века начался кризис революционного народничества.

В конце XIX века зародилось марксистское движение.

§ 24. Общественное движение в 1880-х — первой половине 1890-х гг.

§ 24. Общественное движение в 1880-х — первой половине 1890-х гг.

Вопросы к параграфу § 24. Общественное движение в 1880-х — первой половине 1890-х гг.

1. Какие перемены происходили в революционном народничестве в 1880-е гг.?

Во-первых, революционное народничество было почти полностью разгромлено полицией, которая также пресекала попытки его возрождения.

Во-вторых, многие народники разочаровались в своих прежних убеждениях, ведь были испробованы все три пути к революции, определённые теоретиками, но все они приводили к усилению самодержавия. Большинство перешло в другие направления марксизма, некоторые – в мирный либерализм, Лев Тихомиров даже стал убеждённым сторонником самодержавия.

2. Назовите причины усиления влияния либерального народничества.
  • очевидный провал революционного народничества;
  • сила, которые земства ощутили в себе, в частности во время борьбы с голодом 1891-1892 годов;
  • приверженность большинства крестьян сельской общине, которую по-прежнему видели в качестве основы социализма;
  • полиция не боролась с либеральным народничеством, не мешая ему распространяться.

Группа возникла в 1880-е годы в Женеве из числа эмигрантов-народников. Это была первая группа русских сторонников идей Карла Маркса. К тезисам этого мыслители они обратились потому, что народничество явно потерпело поражение: ни один из предложенных теоретиками путей не привёл к успеху. Главное, первые два пути показали, что крестьяне не готовы к революции и восприятию социалистических идей.

4. Расскажите о первых марксистских организациях в России. Что привлекало в марксизме некоторых бывших народников?

Теоретики народничества утверждали, что в России можно построить социализм на основе крестьянской общины минуя стадию капитализма. Но идея крестьянской революции не оправдала себя, а в России явно устанавливался капитализм.

Это подтверждало правильность идей Маркса, который утверждал, что капитализм необходим для утверждения социализма, потому что построить его может только диктатура пролетариата, а лишь капитализм может сделать пролетариат достаточно многочисленным и сплочённым (самим трудом на больших заводах) что создаст возможность для установления такой диктатуры.

5. Как развивалось либеральное движение в 1880-1890-е гг.? Назовите основных деятелей этого движения и их позиции.

Либеральное течение как и до этого не стало единым, ведь у него по-прежнему не было партии или единого признанного лидера.

П.Н. Милюкову, В.И. Вернадскому, А.А. Корнилову и некоторым другим казалось, что можно убедить власть многочисленными прошениями, адресами и т. п. Главной их целью было создать из депутатов губернских земств всероссийский орган народного представительства.

Павлу и Петру Долгоруковым, Д.И. Шаховскому, Ф.А. Головину надоели прошения без демонстрации силы. Потому они стали работать над сближением земств, пусть даже через нелегальную деятельность и выработку единой позиции для демонстрации такой силы, но всё ещё без насилия.

Н.К. Михайловский, В.Г. Короленко и другие либеральные народники ратовали не за изменение государственного строя, а за наделение крестьян большим количеством земли, развитие сельской кооперации и другие реформы, которые постепенно построили бы основы социализма, после чего вопросы государственного строя решить было бы уже легче.

6. В чём причина перехода либералов в конце XIX в. к более консервативным позициям?

Основную роль сыграла политика Александра III по отношению к крестьянам и создание им рабочего законодательства. Большая часть либералов работала в земствах, то есть постоянно сталкивалась с бедностью и беззащитностью этих слоёв населения. Консервативный Александра III сделал для их защиты гораздо больше, чем его отец, проводивший в целом либеральные реформы.

Это не был единичный пример. Убеждённый консерватор Бисмарк ввёл в Германии гораздо более совершенное рабочее законодательства, чем существовало в образцово либеральной стране – Великобритании. Многие действительно убедились, что думающий о народе правитель может помочь ему лучше, чем органы народного представительства, как правило, находящиеся под влиянием тех или иных общественных сил, очень часто – буржуазии.

Думаем, сравниваем, размышляем:

1. Назовите основные противоречия между позицией консерваторов и позициями либералов и народников.

Консерваторы считали, что у России свой особый путь развития, потому ей нечего оглядываться на Европу. При этом они имели в виду не эфемерный древнерусский идеал славянофилов, а сложившую государственную систему на основе теории официального народничества.

Либералы же были в большей степени наследниками западников, потому считали, что в России должны появиться те же черты государственной власти, что и в Европе, включая конституцию, ограничивающую власть монарха. Народники также были против самодержавия, но ратовали не за конституционную монархию, а за социалистическую республику.

2. О силе или слабости государственной власти говорит создание тайной организации консерваторов? Аргументируйте свой ответ.

Но в XIX веке такие организации создавались не по инициативе властей, в лучшем случае при их попустительстве. И главной их деятельностью являлись еврейские погромы. Здесь стоит скорее говорить не о продуманной стратегии государства, а о совпадении взглядов консерваторов и чиновников на местах, ведь бытовой антисемитизм тогда был довольно распространённым явлением.

3. Используя материалы учебника, подведите итоги основных этапов развития общественного движения на протяжении всего XIX века.

Первым был декабристский этап. Венчавшее его выступление лишь усилило консерватизм нового императора.

Общественное движение, вызванное самим правительством в начале правления Александра II, сыграло определённую роль в подготовке реформ этого императора, особенно крестьянской, прежде всего через многочисленные проекты, поданные населением на высочайшее имя в то время. Кроме того, оно подготовило общественное мнение к отмене крепостного права и другим значительным переменам.

Революционное народничество периода двух хождений в народ ничего не добилось, но разработало теоретические основы. Однако практическая деятельность показала, что крестьяне не готовы поднимать революцию, по крайней мере, по призыву городских (даже тех, кто успел войти в доверие к крестьянам, вроде врачей и учителей).

Индивидуальный террор ужаснул русское общество, изменив как его, так и правоохранительные органы. Но добиться результата он также не смог.

В период правления Александра III революционное направление было представлено лишь отдельными разрозненными кружками, к тому же довольно быстро раскрывавшимися полицией или изначально создававшимися в эмиграции. Потому на первый план вышло либеральное движение, ставшее более прямым наследником движения начала правления Александра II и усилившимся после создания земств. В условиях самодержавной власти у этого движения не было легальных средств борьбы. Но оно донесло свои идеи до создания Государственной думы, где вылилось в создание партии кадетов.

Презентацию можно скачать ►здесь

5. Какие факты, на ваш взгляд, позволили Г. В. Плеханову и его единомышленникам говорить об общности исторических судеб стран Западной Европы и России? Согласны ли вы с подобной точкой зрения? Аргументируйте своё мнение.

В России, как и в Западной Европе, развивался капитализм, который постепенно становился монополистическим. Причём в России, несмотря на сохранение кустарных производств, наблюдалась очень большая концентрация пролетариев на крупных предприятиях. Именно эти факты позволили Плеханову превратно понять идеи Маркса и Энгельса и провозгласить возможность построения социализма по их сценарию в России.

На самом деле согласно идеям марксизма социализм – это следующая историческая формация после капитализма, к которой должны раньше других перейти те страны, где предыдущия формация (капитализм) наиболее развит и потому начинает изживать себя. Под такой страной оба теоретика имели в виду Англию, может родную Германию, но никак не относительно отсталую Россию.

С другой стороны, они писали о построении социализма в стране, где для этого не сложились должные экономические условия. Они называли это казарменным социализмом и относились к такому развитию событий отрицательно. То, что было построено в России после 1917 года действительно напоминало социализм как раз казарменный.

Читайте также: