Краткое содержание о боге
Обновлено: 03.07.2024
Книга начинается с родословия Господа Иисуса Христа по человеческому естеству. Здесь подчеркивается Его происхождение от Авраама, от Давида. Этим родословием, а также указанием на параллели с рядом ветхозаветных пророчеств, подтверждается, что Иисус – обетованный Мессия. Вместе с тем Он представлен в данном Евангелии и как Сын Божий. В процессе развития содержания книги представлен ряд этапов из жизни и служения Спасителя: описаны обстоятельства, связанные с Его Рождеством, бегством в Египет и возвращением из бегства, Крещением, искушением от дьявола, различные страницы общественного служения, представлены совершенные Им чудеса, освещены обстоятельства судилища над Ним, Его Крестных страданий, смерти и Воскресения, ряда событий, случившихся по Воскресении. Кроме того Евангелие представляет учение и повеления, преподанные Христом ученикам и последователям. Всего 28 глав.
Евангелие по Марку
Евангелие от Марка начинается сюжетом о проповеди Иоанна Крестителя, о Крещении Господнем. Оно короче Евангелия от Матфея, сообщает о некоторых из тех событий, о которых рассказывает евангелист Матфей. Что касается учения Христова, оно преподается здесь в том же духе. Впрочем, эта книга содержит и такие фрагменты, которые дополняют Евангелие от Матфея и другие. Всего 16 глав.
Евангелие по Луке
Евангелист Лука писал для некого Феофила, бывшего язычником. В отдельных частях текст этой книги более полно передает историю событий, связанных с воплощением Сына Божьего и Его общественным служением. Здесь представлена родословная Христа, Лука возводит её к первому человеку — Адаму. Из всех четырех евангелистов только Лука излагает историю Захарии и Елисаветы, описывает обстоятельства рождения у них сына: Иоанна, Предтечи Господня, рассказывает о деталях Благовещения Пресвятой Богородице, описывает событие Сретения Господня и беседы отрока Иисуса с учителями Закона в Храме, повествует об обращении Закхея. Как и Матфей, Лука подробно излагает историю общественного служения Христа, а также основы учения, преподанного Господом Иисусом Христом. Кроме того, в Евангелии от Луки подробно отражено, как воскресший Христос явился ученикам, идущим в Еммаус. Всего 24 главы.
Евангелие по Иоанну
Одна из особенностей Евангелия от Иоанна состоит в том, что оно начинается с пролога, рассказывающего о предвечном бытии Сына Божия, Его Божественном достоинстве. Здесь Сын Божий именуется Словом (Богом-Словом). В общем и главном текст Евангелия от Иоанна соответствует текстам, представленным другими евангелистами, но, конечно же, их дополняет. Например, здесь представлен рассказ о беседе Христа с самарянкой, об исцелении сына цередворца, исцелении при купальне в Вифезде, воскрешении Лазаря, первосвященнической молитве Спасителя, о поручении Христа, данном Иоанну Богослову, заботиться о Его Матери, о том, как из пронзенного ребра Иисуса вытекли кровь и вода. Всего 21 глава.
Деяния
Книга сообщает о первых этапах жизни Церкви. Начинается она с рассказа о Вознесении Господнем, избрании нового апостола и Сошествии Святого Духа на апостолов в День Пятидесятницы. В этой книге сообщается о распространении Церкви, гонениях на Христиан, обращении Савла – будущего первоверховного апостола Павла, о присоединении к Церкви множества бывших язычников, о трудностях, с которыми приходилось сталкиваться первым христианам, и об их разрешении. Всего 28 глав.
Как пишет автор в комментариях, вдохновение пришло к нему в Светлое Христово воскресение в 1780 году. После всенощной он записал первые строки. Время у него отнимала служба в Сенате, и на возвышенных мыслях он не мог сосредоточиться. Начало было положено в стол. Во время службы в 1784 году правителем Олонецкого края он выкроил время и уехал в одиночестве под Нарву. На постоялом дворе он несколько дней творил, но конец оды ему не давался. Он заснул посреди ночи, так и не закончив оду. Вдруг поэт проснулся, свет заблистал в его глазах.
Образ Бога в одноименной оде Г. Р. Державина
Главной задачей Державина в этом произведении становится создание художественного образа Бога. Решая эту задачу, поэт пытается ответить на два вопроса: что есть Бог? И каковы свойства Божии? Автор также пытается рассказать о несравненном величии Бога-Творца, Демиурга, и о Его беспредельной любви к падшему человечеству.
Художественный образ Бога, созданный Державиным в оде, всецело соответствует православной догматике. Державин нигде не впадает в ересь. Он представляет очень правдивый живописный портрет (не икону) Творца всего Сущего, как он Его видит.
«Ты цепь существ в Себе вмещаешь,
Ее содержишь и живишь;
Ее с началом сопрягаешь,
Поэт восторгается неизмеримостью созданных Богом миров; он знает, что все эти миры творят Его законы; все происходит согласно воле Божией.
Таким образом, главной идеей оды становится идея возвращения человека к Богу. Человек есть творение Божие. Он принадлежит не себе, но Своему Творцу. Его задача — достойно прожить жизнь и вернуться в райские обители, к небесному Отцу.
Идею возвращения человека к Богу символически выражает даже структура оды. Последняя состоит из десяти строф, в каждой из которых по десять строк. Количество как строф, так и строк в оде возводит к главному образу произведения — образу единого Бога, поскольку десять (как и сто — число, получающееся посредством возведения десятки в квадрат) символизирует, по Х. Э. Керлоту, возвращение к единице [3, с. 579].
1. Державин Г. Р. Сочинения / Сост., биограф, очерк и коммент. И. И. Подольской; Ил. и оф. Е. Е. Мухановой и Л. И. Волчека — М.: Правда, 1985.
- Державин Г. Р. Стихотворения. Л.: Советский писатель, 1957.
5. Филарет (Дроздов), святитель. Пространный христианский катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви. — М.: Издательство Сибирская Благозвонница, 2009.
Краткий разбор и одновременно анализ содержания
Ода содержит десять строф, каждая из которых состоит из десяти строк.
В первой строфе автор пытается дать определение Богу. Он не имеет ни конца, ни начала, един, непостижим, всеобъемлющ. И это все истинная правда, если отталкиваться от современного понятия о Творце. Его современники, представители церкви, выступали против того, что Бог вмещает в себя бесконечное пространство, непрерывную жизнь и бесконечное время.
Строфы вторая и третья: сотворение из хаоса
Они иносказательно рассказывают о сотворении земли. Также в этих стихах говорится, что полностью постичь замысел Творца невозможно, можно только догадаться, что это был не произвольный процесс, а направленный: создание из хаоса целого, подчиненного неведомым пока еще человеку законам. Человеку еще долгое время придется постигать замысел Творца, измерять глубины океанов, исследовать свет, идущий от звезд и планет.
Строфа одиннадцатая – завершающая
Она самая важная. Недаром над ней мучительно работал поэт, а она не давалась ему. Бог предстает пред ним во всем непостижимом и неизъяснимом величии. Воображение души бессильно начертать даже его тень. И это правильно. Человеку не дано представить Создателя. По Библии Он являлся к людям, принимая образ огня. А каков он на самом деле, не знает никто. Славить его, как считает Державин, должен каждый. Но как почитать Бога слабому смертному?
Изобразив Бога, как всемогущую силу, Державин, сравнивает его с человеком. Читатель видит, чувствует, сколь ничтожен и мал человек по сравнению со Вселенной, воплощением которой и является Бог. И наша маленькая человеческая сущность в своих мечтах и терзаниях вечно стремится приблизиться к богу, вознестись к нему, увидеть воочию великий смысл бытия. По ходу лиричного, торжественного повествования, в своей оде Державин раскрывает свой главный замысел.
Человек — это не просто ничтожная пылинка, обреченная на приземленное существования, не знающая и не имеющая ничего, кроме земных, материальных оков. Человек — это и есть Бог, человек — тот, кто пробуждает Бога не только в себе, но и во всем окружающем мире. И эта мысль, открывшаяся Державину совершенно неожиданным образом, и мастерски воплощенная в стихах, настолько поразила общественность, что споры о замысле Державина до сих пор не утихают.
Поэтический анализ
Мысль его афористична. В последней строфе – ключ ко всей оде: человек мал и ничтожен, но может и должен развиваться и возвышаться, уподобляясь Творцу.
Боги Древней Греции — это группа древнегреческих богов, состоящая из 12 главных олимпийских богов, их помощников и спутников.
Главные древнегреческие боги, живущие на священной горе Олимп (самой высокой в Греции):
1. Зевс (Юпитер в римской мифологии) — верховный бог в древнегреческой мифологии, бог погоды, закона и судьбы;
2. Гера (Юнона в римской мифологии) — царица богов, богиня женщин, материнства и брака;
Скульптуры Геры и Зевса
3. Афина (Минерва в римской мифологии) — богиня мудрости, войны и защиты;
4. Гефест (Вулкан) — бог огня, скульптуры и кузнечного ремесла;
5. Аполлон (Аполлон) — бог пророчеств, солнца и света, красоты, музыки, поэзии и знаний, покровитель искусств;
6. Артемида (Диана): богиня охоты, природы, животных, плодородия и женственности;
Скульптура Артемиды
7. Посейдон (Нептун) — бог моря и силы;
8. Арес (Марс) — бог войны;
9. Афродита (Венера) — богиня красоты, любви и садов;
10. Деметра (Церера) — богиня земледелия, урожая и зерна;
11. Гермес (Меркурий) — посланник богов, бог-покровитель животных, путешественников и торговцев;
12. Дионис (Вакх) — бог виноделия и вина, плодоносящих сил земли, удовольствия, веселья и праздника;
Часто эти также включаются в число главных богов (но не 12-ти):
13. Гестия (Веста) — богиня домашнего очага, огня и семьи;
14. Аид (Плутон) — бог подземного царства (живёт в подземном царстве, а не на Олимпе);
15. Эрот (Купидон) — бог любви и секса.
Из-за раннего влияния Греции на Итальянский полуостров и постоянного контакта с греческой культурой их герои перекочевали от одного народа к другому. Так у римлян появились древнегреческие боги, но с другими именами.
Древнегреческая мифология
Около 700 г. до н.э. в работе под названием "Теогония" поэт Гесиод представил первую историю происхождения греческой мифологии. В ней повествуется история развития Вселенной от небытия (Хаоса, первобытной пустоты) к бытию. Также автор детально описывает:
- сложное генеалогическое древо элементов,
- богов и богинь (которые произошли от Хаоса/небытия и Гайи/Земли),
- Уран (Небо),
- Понт (Море),
- Тартар (Преисподняя).
Большая Тройка: Зевс, Посейдон, Аид
В центре древнегреческой мифологии ставятся три бога — Большая Тройка. Эти три бога (Зевс, Посейдон и Аид) являются самыми могущественными на Олимпе, т.к. они были сыновьями владыки мира Кроноса (он был титаном, относился к старшему поколению богов и знаменит тем, что съедал своих сыновей).
Зевс — повелитель неба
Зевс — это главный бог древнегреческого пантеона, бог неба и погоды. Считалось, что именно Зевс правил погодой: направлял гром и молнии, дождь и ветер. Его считали отцом, защитником и правителем, как для богов, так и для людей.
Изображение Зевса "Греческий бог Зевс с молнией в небе"
Посейдон — повелитель моря
Посейдон обычно изображается с трезубцем в руках и с окружающими его дельфинами. Однако Посейдон не считается только царём моря и воды, но также его считали богом землетрясений и лошадей.
Изображение Посейдона
Аид — повелитель преисподней
Подземным миром правил Аид вместе со своей царицей Персефоной, также у него был верный помощник — пёс Цербер. Он наблюдал за судом и наказанием тех, кто к нему попадал, но сам не судил и не пытал виновных, это поручалось Фуриям (богини мести).
Изображение Аида
Другие мифы Древней Греции
Геракл
Известен как самый сильный человек на Земле. Возможно это самый знаменитый из греческих героев. Геракл был полубогом: его отцом был бог Зевс, а матерью — прекрасная принцесса Алкмена (человек).
Он стал богом спорта, покровителем спортсменов, но и божественным защитником человечества. Он обычно связан со здоровьем, сельским хозяйством и плодородием.
Пандора
Это была женщина, чьё любопытство принесло человечеству зло. Она тайно открыла сосуд, который нельзя было открывать и по миру разлетелись различные бедствия и болезни, а на дне осталась только надежда.
Узнайте больше про Ящик Пандоры.
Пигмалион
Это история короля, который влюбился в созданную им статую из слоновой кости. Он попросил Афродиту подарить ему жену, столь прекрасную, как и эта статуя. Богиня любви поняла его боль и оживила саму статую.
Нарцисс
Миф о молодом человеке по имени Нарцисс, который влюбился в собственное отражение. Он умер из-за этих чувств, а на месте его смерти вырос красивый цветок, который назвали именем юноши.
Древнюю Грецию до прихода греков населяли пеласгийские народности. Они так и не ассимилировались в дальнейшем с греками, уйдя в небытие. Благодаря им, по мнению Геродота, у древних эллинов возникла религия с богами Древней Греции в современном её понимании.
Характерные черты религии Древней Греции.
При возникновении первой государственности Эллады, примерно 3000 лет до н.э., религия стала играть всё большую роль в жизни древних греков. Главными богами были титаны, которые олицетворяли стихии природы.
Верховный бог титанов Кронос в борьбе за власть убил своего отца. Он боялся такой же участи и поэтому пожирал своих сыновей. Одного из них спасла Рея, жена Кроноса. Его звали Зевсом. Когда Зевс вырос, он заставил отца вернуть проглоченных сыновей из своей утробы и объединив силы с другими богами, начал борьбу с титанами.
Старшие боги
В этих многочисленных битвах, согласно мифам Древней Греции, победили боги во главе с Зевсом. После победы они поделили власть и ушли жить на священную гору Олимп.
Религия древней Греции не несла символов бессмертия, боги, как и люди, имели вполне человеческие черты: они влюблялись, страдали, были способны на милосердие или предательство. В представлении древних греков, боги завоевали мир у природных стихий, сделали этот мир лучше и стали его покровителями и защитниками.
- Богом всех границ, отделяющих одно от другого, и дорог являлся Гермес. Он обладал острым умом, изворотливостью, ведь он был покровителем торговли, знал несколько языков и выделялся блестящими манерами. Кроме купцов, этого бога почитали пастухи и путешественники.
- Гефест– бог огня – покровительствовал кузнечному ремеслу, сам, при этом, считался непревзойденным кузнецом. Был хромоногим на обе ноги, потому что, согласно легенде, он был сброшен вниз Зевсом, за то, что помог Гере выбраться из оков.
- Арес– бог несправедливых войн. Был сыном Зевса и Геры. Зевс втайне ненавидел его за дикий и необузданный нрав. Арес любил дикие забавы и мог начать конфликт безо всякого повода. Был женат на Афродите.
Все олимпийские боги и богини вели увеселительный образ жизни, предаваясь интригам и страстям. Каждый из богов был по-своему могущественным, поэтому распри очень часто заканчивались компромиссом.
Читайте также: