Краткое содержание лихачев экология культуры

Обновлено: 26.06.2024

Актуальность темы. Одна из самых характерных особенностей научного и публицистического наследия академика Дмитрия Сергеевича Лихачева — это свойственное практически всем его трудам представление о внутренней целостности культуры, о глубоких взаимосвязях между различными, иногда очень далекими друг от друга и на первый взгляд не сопряженными между собой явлениями культуры и целыми областями деятельности человека.

Д. С. Лихачев – очень известная личность в культурных кругах, и имеет достаточно интересный опыт в этой сфере.

Цель исследования. Целью данного реферата является теоретическое обоснование проблем экологии в трудах Д. С. Лихачева.

Объект исследования. Объектом теоретического исследования является экологи в трудах Д. С. Лихачева.

Задачи исследования. В соответствии с темой данного реферата, а также поставленной целью был сформулирован ряд задач:

2. Рассмотреть и кратко обосновать биографию Д. С. Лихачева.

3. Провести теоретический анализ вопросов и проблем экологии культуры, основанный на трудах Д. С. Лихачева.

4. Теоретически обосновать значение экологии культуры для современной российской школы, изложенное Д. С. Лихачевым.

5. Подвести итог результатов выполненной работы.

Структура работы. Данный реферат состоит из введения, трех теоретических параграфов, заключения и списка использованной литературы. Общий объем реферата составляет 20 страниц.

1. Краткая биография и научная деятельность Д. С. Лихачева

После окончания университета Д. С. Лихачеву не сразу удалось сосредоточить свои силы и знания на научной работе, лишь через 10 лет включился он в состав сотрудников Сектора древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинский Дом) Академии наук СССР (ИРЛИ АН СССР). Однако близко с работой этого Сектора Дмитрий Сергеевич соприкоснулся, редактируя его печатные издания в Ленинградском отделении Издательства Академии наук СССР.

Д. С. Лихачев подошел к летописи не только как историк, но и как литературовед. Он изучал рост и изменение самих способов летописания, их обусловленность своеобразием русского исторического процесса. В этом проявился характерный для всего творчества Дмитрия Сергеевича глубокий интерес к проблеме художественного мастерства древнерусской литературы, причем стиль литературы и изобразительного искусства он рассматривает как проявление единства художественного сознания.

Первые работы Д. С. Лихачева посвящены старшему летописанию Новгорода [1, с. 102]. Этой теме посвящен цикл его работ 40-х годов, которые сразу привлекли читателей строгостью метода, свежестью и убедительной обоснованностью выводов.

Известный ученый, автор фундаментальных трудов, посвященных истории русской литературы (главным образом древнерусской) и русской культуры. Автор сотен работ (в том числе десятков книг) по широкому кругу проблем теории и истории древнерусской литературы, многие из которых переведены на английский, болгарский, итальянский, польский, сербо-хорватский, чешский, французский, испанский, японский, китайский, немецкий языки. Автор 500 научных и около 600 публицистических трудов.

2. Взгляд Д. С. Лихачева на проблему экологии культуры

Одна из самых характерных особенностей научного и публицистического наследия академика Дмитрия Сергеевича Лихачева — это свойственное практически всем его трудам представление о внутренней целостности культуры, о глубоких взаимосвязях между различными, иногда очень далекими друг от друга и на первый взгляд не сопряженными между собой явлениями культуры и целыми областями деятельности человека.

Bзучаются отдельные виды культуры и остатки культурного прошлого, вопросы реставрации памятников и их сохранения, но не изучается нравственное значение и влияние на человека всей культурной среды в целом, ее воздействующая сила. А ведь факт воспитательного воздействия на человека окружающей культурной среды не подлежит ни малейшему сомнению.

У каждого народа помимо общей гомосферы, гомосферы человечества, существует и своя, присущая ему гомосфера, своя ее разновидность, свои источники обогащения гомосферы, национальная специфика. Поэтому можно говорить не только о гомосфере, но и об этногомосфере.

Колоссальный удар русскому языку, а следовательно, и русскому понятийному миру принесло после революции запрещение преподавания Закона Божия и церковнославянского языка. Стали непонятными многие выражения из псалмов, богослужения, Священного Писания (особенно из Ветхого Завета) и т.д. Этот огромнейший урон русской культуре еще придется изучать и осмысливать. Двойная беда, что вытесненные понятия были к тому же понятиями в основном именно духовной культуры.

Церковнославянский язык — постоянный источник для понимания русского языка, сохранения его словарного запаса, обостренного постижения эмоционального звучания русского слова. Это язык, который предполагает определенный уровень нравственной культуры. Церковнославянский язык, таким образом, имеет значение не только для понимания русской духовной культуры, но и большое образовательное и воспитательное значение. Отказ от его употребления в Церкви, изучения в школе приведет к дальнейшему падению культуры в России.

В следующем параграфе реферата мы рассмотрим значение экологии культуры для современной российской школы с точки зрения Л. С. Лихачева

3. Экология культуры для современной российской школы с точки зрения Л. С. Лихачева

В одной из своих работ Д. С. Лихачев пишет: «Культура — это огромное целостное явление, которое делает людей, населяющих определенное пространство, из просто населения — народом, нацией. В понятие культуры должны входить и всегда входили религия, наука, образование, нравственные и моральные нормы поведения людей и государства [5, c. 254].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данный реферат посвящен анализу проблем экологии на основе трудов Д, С. Лихачева.

Непреходящая значимость Д. С. Лихачева для русской культуры связана с его личностью, соединившей высокую образованность, остроту, яркость и глубину исследовательского мышления с мощным общественным темпераментом, направленным на духовное преображение России.

Лихачев считал, что проблема экологии культуры заключалась не только в необходимости охраны природы, но и сохранении культурных ценностей, созданных человеком – охрана и реставрация памятников и т.д.

В результате выполнения данного реферата мы сумели достичь поставленной цели путем решения исходящих из нее задач.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Драч Г. В. Культурология. Конспект лекций. / Г. В. Драч. – М.: Феникс, 2009.

2. Кармин А. С. Культурология. Краткий курс. / А. С. Кармин – М.: ИНФРА-М, 2009.

3. Лихачев Д. С. Прошлое — будущему. Статьи и очерки. / Д. С. Лихачев. – М.: Наука, 2006.

4. Лихачев Д. С. Развитие русской литературы X-XVII веков: Эпохи и стили. / Д. С. Лихачев. – М.: Наука, 2004.

5. Лихачев Д С. Изображение людей в летописи XII-XIII веков // Труды Отдела древнерусской литературы. / Д. С. Лихачев. – М.: Книга, 2004. Т. 10.

6. Лихачев Д. С. Человек в литературе Древней Руси. / Д. С. Лихачев. – М.: Наука, 2006.

7. Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. / Д. С. Лихачев. – М.: Наука, 2006.

8. Новикова С. С. История развития социологии в России. Учебное пособие. / С. С. Новикова. – Томск: ТОМЬ, 2007.

Экология представляет собой науку, изучающую условия существования всех живых организмов, отношения между ними и их средой обитания

Экология как единое целое природы и культуры

Д. Лихачев разделял два вида экологии: экологию биологическую и экологию культуры. Подобное разделение исследователь объяснял тем, что человек нуждается в природной среде как биологическое существо, а в культурной среде – как существо духовное, нравственное.

По мнению Д. Лихачева, природа – это дом, в котором живет человек, а культура – это дом, созданный самим человеком. Сюда входит все, что отражает богатство культуры: все духовные ценности и материально воплощенные идеи. Поскольку человек является природным существом, он – часть природы, поэтому и не противостоит ей.

Следовательно, экология в биологическом смысле и экология культуры вместе составляют единое целое, и условно разделяются только из соображений практичности

В 2015 году в октябре группировка ИГ разрушила монументальную арку в Пальмире, которая была предметом культурного наследия. Разрушения исторически значимых объектов продолжается в мире и в настоящее время

Подобным образом нарушается экология культуры, и ученые-экологи должны осознать, что заслуживает внимания не только проблема человек – природа, но и проблема человек – культура.

Экологические бедствия с точки зрения экологии культуры

На протяжении многих тысяч лет человеческой истории культура неоднократно подвергалась различного рода катастрофам, причем они затрагивали самые разные ее сферы. Д. Лихачев приводит следующие примеры.

Вторая мировая война:

  • гитлеровцы вывозили множество культурных ценностей с завоеванных территорий, которые впоследствии стали недоступны людям;
  • постоянные бомбежки разрушали архитектурные памятники.

Современность:

Таким образом, экология в целом и экология культуры в частности – это нравственная проблема. Плохо относиться к природе - безнравственно, но так же безнравственно не беречь свой родной язык.

Человек должен выработать общие правила нравственности, чтобы решить общие проблемы экологии, а для этого ему необходимо осознать себя и частью природы, и частью культуры.

Экология культуры (604x409, 63Kb)

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи — задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь?

Она начинается с малого — с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране — к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре.

Человек живет в определенной окружающей среде. Загрязнение среды делает его больным, угрожает его жизни, грозит гибелью человечеству.
Человечество тратит миллиарды и миллиарды не только на то, чтобы не задохнуться, не погибнуть, но чтобы сохранить также ту окружающую нас природу, которая дает людям возможность эстетического и нравственного отдыха. Целительная сила природы, хорошо известна.

А между тем вопрос о нравственной экологии не только не изучается, он даже и не поставлен нашей наукой как нечто целое и жизненно важное для человека. Изучаются отдельные виды культуры и остатки культурного прошлого, вопросы реставрации памятников и их сохранения, но не изучается нравственное значение и влияние на человека всей культурной среды во всех ее взаимосвязях, хотя сам факт воспитательного воздействия на человека его окружения ни у кого не вызывает ни малейшего сомнения.

Человек воспитывается в определенной, сложившейся на протяжении многих веков культурной среде, незаметно вбирая в себя не только современность, но и прошлое своих предков. История открывает ему окно в мир, и не только окно, но и двери, даже ворота. Жить там, где жили революционеры, поэты и прозаики великой русской литературы, жить там, где жили великие критики и философы, ежедневно впитывать впечатления, которые так или иначе получили отражение в великих произведениях русской литературы, посещать квартиры-музеи — значит обогащаться духовно.

Улицы, площади, каналы, дома, парки — напоминают, напоминают, напоминают. Ненавязчиво и ненастойчиво творения прошлого, в которые вложены талант и любовь поколений, входят в человека, становясь мерилом прекрасного. Он учится уважению к предкам, чувству долга перед потомками. И тогда прошлое и будущее становятся неразрывными для него, ибо каждое поколение — это как бы связующее звено во времени. Любящий свою родину человек не может не испытывать нравственной ответственности перед людьми будущего, чьи духовные запросы будут все множиться и возрастать.

Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, — значит он не любит их. Если человек не любит старые улицы, старые дома, пусть даже и плохонькие, — значит у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны — он, как правило, равнодушен и к своей стране.

Итак, в экологии есть два раздела: экология биологическая и экология культурная, или нравственная. Убить человека биологически может несоблюдение законов биологической экологии, убить человека нравственно может несоблюдение законов экологии культурной…


Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого — с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране — к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре. Истинный патриотизм — это первая ступень к действенному интернационализму. Когда я хочу себе представить истинный интернационализм, я воображаю себя смотрящим на нашу Землю из мирового пространства. Крошечная планета, на которой мы все живем, бесконечно дорогая нам и такая одинокая среди галактик, отделенных друг от друга миллионами световых лет!

Человек живет в определенной окружающей среде. Загрязнение среды делает его больным, угрожает его жизни, грозит гибелью человечеству. Всем известны те гигантские усилия, которые предпринимаются нашим государством, отдельными странами, учеными, общественными деятелями, чтобы спасти от загрязнения воздух, водоемы, леса, чтобы охранить животный мир нашей планеты, спасти становища перелетных птиц, лежбища морских животных. Человечество тратит миллиарды и миллиарды не только на то, чтобы не задохнуться, не погибнуть, но чтобы сохранить также природу, которая дает людям возможность эстетического и нравственного отдыха. Целительная сила природы хорошо известна.

Вот, к примеру, после войны в Ленинград вернулось, как известно, далеко не все довоенное население, тем не менее вновь приехавшие быстро приобрели те особые, ленинградские черты поведения, которыми по праву гордятся ленинградцы. Человек воспитывается в определенной, сложившейся на протяжении многих веков культурной среде, незаметно вбирая в себя не только современность, но и прошлое своих предков. История открывает ему окно в мир, и не только окно, но и двери, даже врата. Жить там, где жили революционеры, поэты и прозаики великой русской литературы, жить там, где жили великие критики и философы, ежедневно впитывать впечатления, которые так или иначе получили отражение в великих произведениях русской литературы, посещать квартиры-музеи — значит обогащаться духовно.

Улицы, площади, каналы, дома, парки — напоминают, напоминают. Ненавязчиво и ненастойчиво творения прошлого, в которые вложены талант и любовь поколений, входят в человека, становясь мерилом прекрасного. Он учится уважению к предкам, чувству долга перед потомками. И тогда прошлое и будущее становятся неразрывными для него, ибо каждое поколение — это как бы связующее звено во времени. Любящий свою родину человек не может не испытывать нравственной ответственности перед людьми будущего, чьи духовные запросы будут все множиться и возрастать. Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, — значит он не любит их. Если человек не любит старые улицы, старые дома, пусть даже и плохонькие, — значит у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны — он, как правило, равнодушен и к своей стране.

Сейчас по горизонту Красного поля появляются какие-то бесформенные хозяйственные постройки, само поле зарастает кустарником, который скоро превратится в лес и заслонит собою вид, вал, который издавна служил местом прогулок, особенно прекрасных вечером, когда косые лучи солнца особенно высвечивали белые строения по горизонту, не восстанавливается вид на Ильмень с Торговой стороны Новгорода, не только от Кремля, закрыт валами бесцельно вырытой земли для строительства предполагавшегося водноспортивного канала, по середине русла Волхова стоят громадные быки еще в 1916 году начатого, но так, к счастью, и не осуществленного железнодорожного моста.

Пока же в науке об экологии нет раздела о культурной среде, позволительно говорить о впечатлениях. Вот одно из них. В сентябре 1978 года я был на Бородинском поле вместе с замечательнейшим энтузиастом своего дела реставратором Николаем Ивановичем Ивановым. Обращал ли кто-нибудь внимание на то, какие преданные своему делу люди встречаются именно среди реставраторов и музейных работников? Они лелеют вещи, и вещи платят им за это любовью. Именно такой, внутренне богатый человек и был со мной на Бородинском поле — Николай Иванович. Пятнадцать лет он не уходит в отпуск: он не может без Бородинского поля. Он живет несколькими днями Бородинской битвы: двадцать шестым августа (по старому стилю) и днями, которые предшествовали битве. Поле Бородина имеет колоссальное воспитательное значение.

Читайте также: