Краткое содержание коляда носферату

Обновлено: 04.07.2024

Анализ художественных составляющих образа дома в драматургии Николая Коляды. Образ дома в русской фольклорной и литературной традициях. Его модификации в драме. Описания пространства города, где живут герои. Роль интерьера и предметной детали в пьесах.

Рубрика Литература
Вид дипломная работа
Язык русский
Дата добавления 20.08.2013
Размер файла 134,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Неблагополучен дом, где живут герои Коляды, - и в первую очередь это неблагополучие в распаде человеческих связей, родственных, любовных, дружеских.

Тетка шла с ним, на базар, мимо. Он под мышкой орал на всю Москву. Я был пьяный и сентиментальный, пожалел. Тетка сказала: он сдохнет, потому что сдохла гусыня. Если умирает гусыня - гусь умирает. От тоски. Нежная птица. Его надо зарезать. Умирает от одиночества.

ВAСЯ. (улыбается.) Ты это серьезно, Вера?

ВЕРA. Вот, здрасьте. Какие же шутки в моем возрасте? Мне ведь, Васенька, уже четвертый десяток пошел. Этого, что ли, любить? (Кивнула на диван.) Не смеши меня, Вася. Да я всех своих троих детей от Соломина родила. Не от этого.

ВAСЯ. Как это?

ВЕРA. Натурально. Так вот. Я когда с этим сплю, то думаю, что с Соломиным я. A в темноте не видно, можно кого хочешь придумать.

Последняя категория героев, выделяемая исследователем, - артисты, воплощающие дух бесшабашного карнавала жизни. Следуя нормам маскульта, они стараются занять верхнюю ступеньку в его иерархии и постоянно лицедействуют. Это наиболее яркий и устойчивый тип в пьесах Коляды.

Артисты все время лицедействуют, таково их главное занятие. Конечно, лицедействуют они самодеятельно, как умеют - но от души. И для этого им не надо никаких специальных приспособлений, так как они актерствуют в том пространстве, которое не требует ни декораций, ни костюмов, которое всегда при тебе - они актерствуют в пространстве речи.

Однако, несмотря на то, что в итоге миф о Спасителе в пьесах Коляды оказывается развенчанным, встреча с Пришельцем оказывается поворотной вехой в духовной жизни тоскующего человека. Пусть герой, вызвавший чувство, оказался псевдогероем, но чувство он вызвал подлинное. В душе человека, доселе заполненной только злобой или тупым безразличием, родилась любовь. И она озарила на мгновение душу.

Одним из важнейших элементов пространственно-временной структуры его пьес и становится Дом, связанный не только с бытом, но и с бытием героев. Драматург создает образ дома удаленного от цивилизации, замкнутого, нередко наделенного чертами абсурда, а действие происходит в затерянных пространствах, чуть ли не инфернальных, напоминающих заколдованный сказочный мир.

В пьесах Коляды дом представляет собой особый образ, формирующийся в соответствии с мифологическими архетипами, но имеющий свои индивидуальные черты. Дом в своем традиционном значении подменяется чужим, неродным пространством - Антидомом, важнейшими признаками которого становятся забарахленность, отсутствие света, зловещие звуки, а также постоянное присутствие смерти. Описание интерьера и обилие предметных деталей, несущих символический смысл, в пьесах Коляды дополняют образ неустойчивого, богом забытого дома, где невозможно жить. Избыток вещей, наполняющих дома героев, свидетельствует об отсутствии вкуса и психологических потрясениях его обитателей. Неуютные жилища передают состояние сознания героев, которые изо всех сил пытаются скрасить свое убогое существование, ориентируясь на собственные представления о хорошей жизни, преодолеть гнет экзистенциального одиночества, сакрализуя вещи.

БИБЛИОГРАФИЯ

I. Художественные тексты

1. Коляда Н. Пьесы для любимого театра. - Екатеринбург, 1994.

2. Коляда Н. Кармен жива. - Екатеринбург, 2002.

3. Арабески: Пьесы уральских авторов; Редактор-составитель Николай Коляда. - Екатеринбург.

4. Коляда Н. Носферату: Пьесы и киносценарии. -- Екатеринбург: Уральское издательство, 2003.

II. Критические работы

1. Агишева Н. От Чайки - к интердевочке. // Экран и сцена. М., 1996, №44.

2. Адрианова-Перетц В.П. Очерки по истории русской сатирической литературы XVII века. М. - Л., 1937.

3. Аксаков К. С., Аксаков И. С. Литературная критика. -- М., 1981.

4. Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян.

5. Барабанов Е. Дом общего сиротства // Страна и мир. 1990. № 2.

6. Басинский П. Чучело Чайки. //Литературная газета, 2000, №17.

7. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. Изд. 3-е. М., 1972.

8. Блиц - Николай Коляда. // Огонек, 1998. - №7.

9. Брандт Г. О любви, или Трагикомедия женской идентичности в современном театре. // Петерб. театр. журн., 2002. - № 29.

10. Бугров Б.С. Дух творчества (Об отечественной драматургии конца века) // Русская словесность. - 2000. - №2.

11. Васенина Е. Продавец своих черновиков. // Новая газета. № 69 (от 20 сентября 2004 года).

12. Василинина И. Театр Арбузова. М., 1983.

14. Винокуров А. Лирическая песнь о крысах, мышах и дебильных харях.// Знамя, 1998. - №10.

15. Горгома О. Веет легкий матерок. // Сегодня, 1996, 16 июля.

16. Громова М.И. В поисках современной пьесы. // Литература в школе. - 1996. - №3.

17. Грушко Е. Медведев Ю. Словарь славянской мифологии.

18. Давтян Л. Трое в одной койке, не считая змеи. //Новое время, 1996. - №33.

19. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1978. Т. 1.

20. Дидковская О. Три премьеры. //Урал, 1997. - №4.

21. Дидковская О. Размышления после. //Современная драматургия, 1994. - № 4.

22. Дмитриевская М. Корабль Коли Коляды. //Петерб. театр. журн., 1997. - №13.

23. Дорожкин Э. Зина+Нина+Коля=? // Огонек, 1996. - №31.

24. Егошина О. Миф о Максиме Горьком // Современная драматургия, 1994, №2.

25. Закс Л. Любовь - театр - культура. Рубеж веков. //Петерб. театр. журн., 2001. - №24.

27. Зверев А. XX век как литературная эпоха. // Вопросы литературы, 1992, № 2.

28. Зенкин С. Французская готика: в сумерках наступающей эпохи// Infernaliana. Французская готика XVIII-XIX вв. - М.: Ладомир, 1999.

29. Зингерман Б. Очерки истории драмы 20 века. М., 1979.

30. Злобина А. Драма драматургии: В пяти явлениях, с прологом, интермедией и эпилогом. //Новый мир, 1998. - №3.

31. Зорин А. Круче, круче, круче… // Знамя, 1992, № 10.

32. Иняхин А. Коляда case. // Театральная жизнь, 1995. - №3.

33. Искандер Ф. А. Ласточкино гнездо. Проза. Поэзия. Публицистика. М., Фортуна Лимитед, 1999.

34. Казари Р. Купеческий дом: историческая действительность и символ у Достоевского и Лескова // Достоевский. Материалы и исследования. Т. VII. 1988.

35. Киреевский И. В. Избранные статьи. -- М., 1984.

38. Коляда Н. Драмкружок имени меня. //Театральная жизнь, 1995. - №10.

39. Коляда Н. Как я был актером в немецком театре. // Московский наблюдатель, 1997. - №5/6.

40. Коляда Н. На Сахалине. //Урал, 2000. - №7.

41. Коляда Н. Ответы на вопросы одной симпатичной, но настырной журналистки из города N. // Театральная жизнь, 2000. - №5.

42. Коляда Н. Ободрить и благословить. // Современная драматургия, 2004. - № 3.

43. Комина Р. Типология хаоса. // Вестник пермского университета. Пермь, 1996, №1.

44. Курицын В. Персональный фестиваль: Н. Коляда - сегодня наш самый популярный драматург // Литературная газета. - 1995. № 4 (январь).

45. Лейдерман Н.М., Липовецкий М.Н. Современная русская литература. 1950 - 1990-е годы. Том 2.

46. Лейдерман Н., Липовецкий М. Жизнь после смерти, или новые сведения о реализме. // Новый мир, 1993. №7.

47. Лейдерман Н., Липовецкий М. Между хаосом и космосом. // Новый мир. 1991. №7.

49. Лейдерман Н. Драматургия Николая Коляды: Критич. очерк.

52. Липовецкий М. Учитесь, твари, как жить. // Знамя. - 1997. - №5.

53. Лихачев Д.С., Панченко А.М., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси. - Л., 1984.

54. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек - текст - семиосфера - история. - М., 1999.

55. Лузина Л. Осталось только застрелится? // Театр, 1994. - №7/8.

56. Манн Ю.В. Философия и эстетика натуральной школы// Проблемы типологии русского реализма. 1969 г.

57. Марченко А. Чернуха. // Литературная газета. - 2.12.87.

58. Мелетинский Е. М. Классические формы мифа. М.: РАН, 1995.

59. Метафонова Ю. Феномен Коляды // Уральский рабочий. - 2000. - 20 мая.

60. Мильдон В. Открылась бездна… М., 1992.

61. Немирович-Данченко Вл. Статьи. Речи. Беседы. Письма. М., 1952.

63. Ованесян Е. Творцы распада. // Молодая гвардия, 1992. - № ?

64. Пабауская Н. Обращение Чайки в курицу. // Вечерний клуб - 1999, №7, 20-26 февраля.

65. Пан В. Полонез Коляды. // Комсомольская правда. - 1994. - № 199 (ноябрь).

66. Переверзев В.Ф. Творчество Гончарова // У истоков русского реализма. М., Современник, 1989

67. Пилат В. Драматургия промежутка или художественный взгляд в будущее? // Балтийский филологический курьер.- Калининград, 2000.

68. Платунов А. Страсти по Коляде. // Искусство Ленинграда, 1991. № 6.

69. Последние 10 лет нашего театра. Что это было за время?. // Петерб. театр. журн., 2002. - №30.

70. Потапов В. На выходе из андеграунда. // Новый мир. - 1989. - №10.

71. Приставкин А. Будьте людьми, если сможете. //Театр, 2000. - №1.

73. Пропп В.Я. Исторические корни Волшебной Сказки.

74. Райкина М. Мы едем, едем, едем, вот только куда? // Московский комсомолец. - 1996, 2 июня.

75. Рафиков А. Что такое Коляда? // Театральная жизнь, 1989 № 14

76. Руднев П. Страшное и сентиментальное. // Новый мир, 2003. - №3.

77. Сальникова Е. В отсутствии несвободы и свободы. // Современная драматургия, 1995. - № 1/2.

78. Северова (Качмазова) Н. Страстные сказки Коляды. // Литературная Россия. №13. (29.03.2002)

79. Седова О. Метерлинка не ждали. //Знамя, 2004. - № 10.

80. Ситковский Г. Раневская из Нью-Йорка. // Независимая газета. - 1998 - 31 октября.

81. Скорочкина О. Великолепье цветной мишуры. // Петерб. театр. журн., 2001. - №26.

82. Скорочкина О. И корабль плывет. // Петерб. театр. журн., 2000. - №21.

83. Смелянский А.М. Михаил Булгаков в Художественном театре. М.: Искусство, 1986.

84. Смольяков А. Жизнь в антракте: Николай Коляда: время, драматургия, театр. // Театр, 1994. - №1.

85. Соколянский А. Шаблоны склоки и любви. // Новый мир, 1995. - № 8.

86. Старченко Е.В. Пьесы Н.В. Коляды и Н.Н. Садур в контексте драматургии 1980-90-х годов. // Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.ф.н. М., 2005.

87. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического. М., 1995.

88. Турбин В. Дни на дне. // Литературная газета. - М. - 1996, №31.

89. Филиппов А. Вечно живое искусство кича. // Театр, 1990, № 2.

90. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности.

91. Хомяков А. С. Полн. собр. соч. Т. III.

92. Цивьян Т. В. Дом в фольклорной модели мира // Ученые записки Тартуского государственного университета. Вып. 464; Труды по знаковым системам. Х. Семиотика культуры. -- Тарту, 1978.

93. Швыдкой М. Почему нас покинул Бог, или Если бы знать…// Экран и сцена. М. 1990. - 9 мая. - №19.

Нам отдают вещи, мелочи, неподъемные от воспоминаний. Фотография сына, в старой рамке, а перед нами сцена прощания его с матерью (он идет отдавать долг родине), бессловесная, под веселую музыку, такая бодрая, что еле сдерживаешь слезы, опускаешь глаза. Фотография как новая, а сына давно нет.

Каждую вещь иллюстрируют воспоминания (не наоборот). Все они бессловесны. Мы видим их в вставных эпизодах и нам не нужны слова. Все настолько ясно беспросветно, что даже додумывать ничего не нужно. Но здесь нет жалости и жалкости, есть уважение и тишина, какие бывают, когда перед тобой изливают душу.

Здесь много иронии, юмора за счет мышления категориями прошлого о настоящем. Хотя категории все те же: порядочность, войны, невежество, антисемитизм, злость, смерть. Взгляд другой. Другие корни. После пяти минут знакомства перед нами не выжившая из ума старуха, а потомок декабристов. Фокусница, она сохранила лукавство. Да и не бескорыстна – питает надежду, чтобы о ней написали в газету, хоть заметку, чтобы люди узнали, чтобы аудитория расширилась. Хочется быть нужной, хочется вылезти из сундука, более походящего на склеп. Здесь нет света, светом окрашены лишь воспоминания. Все тускло кругом, как в логове вампира. Да и мы недоверчивы, слишком всего много на одну душу, но даже того, что не вызывает сомнений, достаточно, чтобы понять, что бывают биографии и счастливей.

Перед спектаклем Николай Коляда пояснил, что поставил эту пьесу как бенефис артиста Александра Замураева.
Удивительное дело, думала я, глядя на то, как играет Александр и четверо молодых артистов Коляда-театра, которые пришли в театр уже на моей памяти. Василина Маковцева, игравшая Ворону, уже была, когда я попала под власть, обаяние Коляда-театра, она сразу для меня была Актрисой.
Удивительное дело, думала я, как Николай Коляда пестует, растит тех, кто к нему приходит незаметными, на первый взгляд, артистами. Как он видит в них что-то, что он делает, чтобы развить талант, почему они вдруг начинают раскрываться? Алексей Романов учился у Коляды на артиста, неброской внешности, неширокой кости. Игорь Баркарь пришел в театр по окончании ЕГТИ. Владислав Мелихов поначалу выглядел чуть не застенчивым, но сейчас так отрывается на сцене, что уже не помню, когда он был тихим и скромным. Руслана Шилкина, похоже, мне ещё предстоит рассмотреть, он пока новый для меня артист. Вроде бы у ребят в этом спектакле даже слов нет, даже "кушать подано", но глаз не оторвать, играют как главные свои роли, получают удовольствие от сцены, от игры.

В роли нелепой старухи Амалии Александр Замураев поначалу использует грубые мазки, будто ждет нас фарс, пародия на старость. Кто-то из зрителей спустя некоторое время не выдерживает и уходит. Всегда поражает, какое негодование, возмущение слышится в топоте таких "интеллигентных" зрителей, демонстрирующих свой протест и артистам, и тем зрителями, которые внимают происходящему на сцене.
Николай Коляда, кажется, нарочно провоцирует зрителей, чтобы неспособные быть толерантными люди могли все-таки найти причины преодолеть свое негодование и попробовать разобраться и в своих чувствах, и в том, что же дальше будет. Думаю, случайных зрителей на гастролях Коляда-театра не так и много, чаще приходят те, кому посоветовали друзья, знакомые, рекламы театра нет. Продраться сквозь "терновые заросли" собственных представлений о том, что хорошо, что плохо, бывает сложно, кому-то легче не выходить за рамки четких принципов.

Чем дальше, тем тоньше игра Замураева. Он показывает не старуху, которая никому не нужна, живет прошлым, воспоминаниями, вспоминает про судьбу каждой вещи, а из этих рассказов проявляется судьба самой Амалии, не сказать, чтобы доброй или красивой, совершавшей совсем не порядочные поступки. Он потихоньку, не спеша находит путь к чувствам зрителей, в душе которых так же потихоньку пробивается сочувствие к этой противной старухе.

Как человек приходит к полному одиночеству в старости? Почему Амалия рассказывает свою жизнь незнакомому человеку, который то ли есть, то ли плод её фантазии, и она рассказывает все это не в первый раз самой себе? Показать не самого симпатичного персонажа так, чтобы в зрителе родилась жалость, не так просто, Александру Замураеву это удается сделать. Не всегда это сочувствие к другому можно отделить от сочувствия самому себе, в жизни которого тоже есть немало моментов, когда ты тоже не был на высоте.

Печальная история жизни, похожая на жизни многих других стариков, и все же уникальная. Откровения старухи прерываются веселыми танцами молодых парней с красивыми телами, этот контраст заставляет задуматься о том, насколько скоротечна не только молодость, но и жизнь вообще, что смерть приближается к каждому неотвратимо, вот ещё недавно и сама Амалия была молода, замужем, растила сына, а теперь еле ходит, развалина, которой и остается что жить воспоминаниями. Как важно избавляться от рухляди в своей жизни, чтобы оставалось место для новой радости.

Василина Маковцева, хрупкая, тоненькая, птичка совсем, подыгрывает Амалии-Замураеву, изображая то ли ворону, то ли воображаемого собеседника Амалии. За неимением людей, старухе приходится разговаривать со старой вороной. Роль не главная в этой пьесе, но для Василины нет маленьких ролей. За её лицом, поначалу клоунски раскрашенным, можно наблюдать, не отрываясь, Василина подыгрывает Александру так, будто это не театр, а жизнь.

После спектакля слышала не от одного человека, что им понравилось, что спектакль очень хороший. В этом году на спектаклях Коляда-театра очень много незнакомых лиц, приходят новые зрители, слышать высокие оценки приятно, значит, количество людей, которым понятно творчество Коляда, множится. Одна женщина говорила подруге: "Неделю назад была на утреннем спектакле, прихожу вечером - все те же лица, удивительно".

"Старичкам", членам Коляда-секты уже не удивительно :) Коляда-театр сдружил десятки людей, которые видят друг друга только в январе на гастролях екатеринбуржцев. Мы вот так не с одним человеком нашли друг друга, сидя год из года на соседних креслах. Сегодня услышала: "Уже кажется, что они могут ничего не играть, просто ходить по сцене, и уже на душе хорошо становится, как будто такие родные, такие близкие. Кажется, они и в жизни такие, без пафоса, типа, я Артист".
Так и есть. Без пафоса они все.

Кто-то уходил за эти годы из театра. Поначалу - трагедия, как можно без ушедшего представить театр. Но что поделать - бывает, что пути расходятся. Те, кто ушел, для меня навсегда остаются прежде всего артистами Коляда-театра. Тем теплее на душе, когда я вижу на сцене старожилов, кто с Колядой с самого основания театра. Незаметно набежало уже 18 лет Коляда-театру. Частному, ни от кого не зависящему, кроме как от Коляды и зрителей, покупающих билеты, театру. Чего стоило Коляде и его артистам пройти через унижения, оскорбления, преследования, отвержение, знают только они. Какая вера их поддерживала, кто знает, кроме них? Собака лает, ветер носит. Побеждает всегда вера. Любовь, терпение и труд всё перетрут. Кто ценит в людях человечность, а не символы, кто способен быть щедрым и сочувствовать даже "черненьким", тот Коляда-театр любит преданно и нежно. В огромной Москве, которая ожесточает, разделяет людей, во второй половине января появляется центр притяжения людей, ценящих сердечность. Тепло человеческое греет, за этим теплом и идут люди на спектакли Коляда-театра. За что им низкий поклон и благодарность.

Данный лот является благотворительным. Продавец перечисляет 1% от стоимости лота на помощь больным детям. Подробнее о благотворительной программе аукциона.


Торг в разумных пределах приветствуется.

Упаковка и доставка.
Ваш заказы упаковываются в полиэтиленовый пакет + гофрированный картон + пластиковый почтовый пакет (иногда бумажный конверт – для малоформатных печатных изданий).

Стоимость пересылки рассчитывается по тарифам Почты России с учётом стоимости упаковки.

Доставка за пределы России.

Оплата через PayPal.
Альтернативные способы оплаты - TransferWise, Western Union, Золотая Корона, Яндекс.Деньги, почтовый перевод.


Стоимость пересылки рассчитывается также по тарифам Почты России с учётом стоимости упаковки.
При объёмных заказах (общим весом от 5 кг и выше) возможна значительная экономия за счёт снижения почтовых расходов – до 50%.

Читайте также: