Краткое содержание этюд о бейле

Обновлено: 05.07.2024

Конец XVIII века стал ключевым и важным переломным этапом в развитии всего человечества. В 1789 году Франция содрогнулась от колоссальной по масштабам волны протестных движений, которую в дальнейшем назвали Великой Французской Революцией. Бунт народа продолжался долгие десять лет и привел к смене государственного управления — в гражданское общество пришло более демократичное понимание власти. Но трагедия революции заключалась в том, что достичь этих результатов можно было и без такого количества крови народа. Именно благодаря осознанию разрушительных последствий революции и возникло одно из основных течений в искусстве XIX века — реализм.

В 30-е годы XIX века реализм активно распространяется не только в литературе Франции, но и всей Западной Европы. Первоначально он развивается на основе романтического мировосприятия, но затем постепенно становится отдельным и самодостаточным направлением. Стоит отметить, что многие писатели-реалисты, в частности Стендаль и Оноре де Бальзак, на начальных этапах творчества тяготели к романтизму и только в дальнейшем пришли к реализму.

Реализм XIX века принято условно делить на два периода: ранний и зрелый реализм. Ранний период совпадает с началом Великой Французская Революции (1789) и заканчивается в 1848 году, когда по Европе прошла череда массовых восстаний, названных Весна народов . Второй этап, а именно зрелый реализм, приходится на период после Весны народов (1849) и заканчивается в год создания Парижской коммуны, в 1871 году. В этой статье речь пойдёт именно о раннем реализме, о его особенностях и новшествах по сравнению с предыдущими литературными направлениями.

Не успела Великая Французская Революция достичь своего апогея, как литература ответила ей новым направлением — революционным классицизмом. Новой вариации устаревающего искусства так и не суждено было стать чем-то великим. Жизнеспособность революционного классицизма оказалась на чрезвычайно низком уровне, поэтому и просуществовал он лишь до конца XVIII века.

Первые реалистические произведения содержали в себе типичные для романтизма темы, а именно тягу к экзотическим культурам, фантастическим сюжетам и авантюризму. Ранний реализм берёт из романтизма ярких независимых героев и описание бурных эмоций. Ещё одной важной особенностью романтизма является стремление к предельной поляризации персонажей, то есть к строгому разделению на положительных и отрицательных героев.

На ней была очень короткая красная юбка, позволявшая видеть белые шёлковые чулки, довольно дырявые, и хорошенькие туфельки красного сафьяна, привязанные лентами огненного цвета. Она откинула мантилью, чтобы видны были плечи и она шла, поводя бедрами, как молодая кобылица кордовского завода. У меня на родине при виде женщины в таком наряде люди бы крестились.

Герой раннего этапа реализма — это деятельный, изобретательный персонаж, который не боится преград на жизненном пути. Схожие образы прослеживались у Байрона, которого по праву считают одним из величайших поэтов эпохи романтизма. Байронические герои настолько повлияли на литературу, что даже новые литературные направления брали их за основу для своих произведений.

Глаза его впились в пространство между Вандомскою колонной и куполом на Доме инвалидов — туда, где жил парижский высший свет, предмет его стремлений. Эжен окинул этот гудевший улей алчным взглядом, как будто предвкушая его мед, и высокомерно произнес:
— А теперь – кто победит: я или ты!

Доски из мореного дуба наполовину истлели и от нечаянного удара лопатой треснули. Тут мы увидели человека – человека во всем его отвратительном уродстве. Некоторое время густое испарение мешало видёть отчетливо. Живот его был разъеден, грудь, бедра матово белели. Легко было разглядеть, приблизившись, что это белели черви, жадно пожиравшие тело.

Матильда проводила своего возлюбленного до могилы, которую он сам себе выбрал. Большая процессия священников сопровождала гроб, и, втайне ото всех, одна, в наглухо занавешенной карете, она везла, положив себе на колени, голову человека, которого она так любила.

…её отвращение к пошлому окружению выражается в крайней деликатности, чувствительности, уязвимости; ей чуждо лицемерие; она сохранила душевную щедрость, способность сильно чувствовать, в ней живет тяга к счастью; жар от огня, тлеющего у нее внутри, едва проникает наружу, но довольно малейшего дуновения, чтобы пламя охватило ее целиком.

Всякое произведение искусства есть прекрасная ложь ; всякий, кто когда-либо писал, отлично знает это. Нет ничего нелепее совета, который дают люди, никогда не писавшие: подражайте природе.

Эта школа изображает мир таковым, какой он есть на самом деле: все его образы и идеи, идеи в образах или образы в идеях, движения и рассуждения.

В произведениях Стендаля, без сомнения, больше стиля и больше сверкающей поэзии, но Стендаль раскрывает с помощью персонажей лишь собственный внутренний мир. А Бальзак создал целый мир, и мир этот принадлежит одновременно его эпохе и всем эпохам вообще.

Подводя итоги, следует сказать, что ранний французский реализм стал первым шагом в сторону отображения настоящей жизни со всеми её красотами, уродствами, благодетелями и пороками. Именно благодаря творчеству французских писателей этого периода реалистическая литература стала активно развиваться по всему миру. Если в XIX веке творчество Флобера и Бальзака вызывало бурю негодования, агрессии и обвинений в адрес писателей, то в наше время мы понимаем, что они обновили умирающее искусство. Они освободили его от жестких правил классицизма, развеяли ленивую негу сентиментализма и утихомирили живущий эмоциями романтизм. Нужно понимать, что любое искусство, каким бы великим оно не было, когда-нибудь окажется устаревшим. Одна и та же парадигма не может оставаться актуальной на протяжении всего существования человечества — так, на смену Просвещению пришёл романтизм, а на смену романтизму — реализм. Развитие общества всегда будет сопровождаться отказом от устаревших идей, а на их место воздвигнут новые идеалы и цели. В начале XIX века искусство заложило новый фундамент для дальнейшего развития, однако спустя всего лишь пятьдесят лет ранний реализм будет сокрушен под натиском самого себя. На сцену взойдет зрелый реализм.

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

Оноре Бальзак Этюд о Бейле

Этюд о Бейле: краткое содержание, описание и аннотация

Оноре Бальзак: другие книги автора

Кто написал Этюд о Бейле? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Оноре де Бальзак: Шагреневая кожа

Шагреневая кожа

Оноре Бальзак: Евгения Гранде

Евгения Гранде

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Оноре де Бальзак: Ведьма

Ведьма

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Оноре Бальзак: Тридцатилетняя женщина

Тридцатилетняя женщина

В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Этюд о Бейле — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

Если я, несмотря на значение этой книги, говорю о ней с таким запозданием, поверьте, причина в том, что мне трудно было обрести своего рода беспристрастность. Я и сейчас не уверен в том, что сохраню ее, ибо даже после третьего чтения, медленного и обдуманного, я нахожу это произведение из ряда вон выходящим.

Я знаю, сколько насмешек вызовет мое восхищение. Конечно, будут кричать о пристрастии, а я просто испытываю восторг, даже и теперь, когда ему пора бы иссякнуть. У людей с воображением, скажут мне, возникает так же внезапно, как и проходит, нежность к произведениям, в которых, по гордым и ироническим утверждениям людей заурядных, ничего нельзя понять. Простодушные или даже остроумные особы, скользящие своим высокомерным взглядом по поверхности, скажут, что я забавляюсь парадоксами, придавая цену пустякам, и что у меня, как и г-на Сент-Бева, есть свои излюбленные безвестности. Я не могу идти против правды, вот и все.

Господин Бейль написал книгу, прелесть которой раскрывается с каждой главой. […] При первом чтении, которое меня совершенно поразило, я находил недостатки. При втором чтении длинноты исчезли, я увидел необходимость тех подробностей, которые сначала показались излишними или растянутыми. Чтобы объяснить вам это, я снова пробежал роман. Увлеченный чтением, я созерцал эту прекрасную книгу дольше, чем предполагал, и все показалось мне очень гармоничным и связанным — естественно ли, искусственно ли — в одно целое.

Вот, однако, погрешности, обнаруженные мною, погрешности не столько против искусства, сколько против обязанности писателя приносить жертвы в интересах большинства.

Революция. Палла Ферранте чуть не победил. Восстание подавлено графом Моска. На престоле – рануцио Эрнесто 5, молодой принц. Герцогиня может вернуться. Фабрицио спасен, сможет стать архиепископом. Но Фабрицио неосторожен, он бежит в крепость к Клелии. Но там ему опасно быть. Джина идет на последнее отчаяние, вырывает приказ об освобождении Ф. У принца и клянется быть верной ему за это. Овдовев, Моска женится на Джине. Фабрицио уже архиепископ. Потом описывается их любовь с Клелией – драма (ребенок умирает, Клелия умирает, Фабрицио не переносит и тоже умирает в Пармской обители).

Этюд о Бейле”: Бальзак говорит в нем о трех лицах литературы, трех школах – литературе образов (впитывает возвышенные образы природы), литературе идей (стремительность, движение, краткость, драматизм) и литературном эклектизме (полный обзор явлений, смешение двух предыдущих стилей). Однако, в каком жанре не было бы написано произведение, оно остается в памяти людей только в том случае, если подчиняется законам идеала и формы.

Бейль – Стендаль. Выдающийся мастер литературы идей (к ним принадлежат Мюссе, Мериме, Беранже). В этой школе – обилие фактов, умеренность образов, сжатость, ясность. Она человечна.

Виктор Гюго – выдающийся представитель литературы образов (Шатобриан, Ламартин, Готье). В этой школе – поэтическая насыщенность фразы, богатство образов, внутренняя связь с природой. Эта школа божественна. Природу предпочитает человеку.

Третья школа – меньше шансов воодушевить массы (Скотт, де Сталь, Купер, Санд).

Оноре де Бальзак в своем этюде "О Бейле" дал сравнительную характеристику творчеству современных ему французских писателей. И начал он со Стендаля. "Господин Бейль, более известный под псевдонимом Стендаль, является, по-моему, одним из выдающихся мастеров литературы идеи, к которой принадлежат гг. Альфред де Мюссе, Мериме, Леон Гозлан, Беранже, Делавинь, Гюстав Планш, г-жа де Жирарден, Альфонс Карр и Шарль Нолье. Анри Молье близок к ней правдивостью своих сценок, подчас лишенных общей идеи, но, тем не менее, полных естественности и точной наблюдательности, столь характерных для этой школы.

Эта школа, которой мы уже обязаны прекрасными произведениями, отличается обилием фактов, достоверностью образов, сжатостью, ясностью, короткой вольтеровской фразой, умением рассказывать, которым обладал XVIII век, и особенно чувством юмора. У г-на Бейля и г-на Мериме, несмотря на их глубокую серьезность, есть что-то невыразимо ироническое и лукавое в манере излагать события. Смешное у них сдержано. Это пламя, скрытое в кремне".

Далее он раскрывает творчество писателей школы литературы образов. По мнению Бальзака, эта школа дала прекрасные произведения. Она замечательна поэтической насыщенностью фразы, богатством образов, поэтичностью языка, внутреннее связью с природой. И если первая школа "человечна", то эта "божественна", она "стремится с помощью чувства подняться до самой души всего живого". Природу она предпочитает человеку, "французский язык обязан ей изрядной долей поэзии", "она развила поэтическое чувство", которому долго сопротивлялась.

"Господин Виктор Гюго, - несомненно, величайший талант литературы образов. К этой школе, воспреемником которой стал г-н де Шатобриан, а философию которой создал г-н Балламин, принадлежит и Ламартин. К ней же относится автор "Обермана" Огюст Барбье, Теофиль Готье, Сент-Бёв тоже, а за ними множество бессильных подражателей. У некоторых из упомянутых авторов чувство порой берет верх над образом, как, например, г-на де Сенанкура или г-на Сент-Бёва. Своей поэзией, больше чем прозой, г-н де Виньи также принадлежит к этой обширной школе. У всех этих поэтов мало чувства юмора; им не дается диалог, за исключением г-на Готье. обладающего в этой области острым чутьем. У г-на Гюго диалог слишком похож на его собственные слова, поэт недостаточно перевоплощается, он вкладывает себя в персонаж, вместо того чтобы самому становиться персонажем".

Тайна борьбы классиков и романтиков целиком объясняется этим естественным разделением умов. В течение двух веков литература идей царила безраздельно: наследники восемнадцатого века должны были принять единственную известную им литературную систему для всей литературы.

"Литература идей, сжатая, насыщенная фактами, присуща гению Франции. "Исповедание веры савойского викария", "Кандид", "Диалог Суллы и Евкрата", "Величие и падение римлян", "Письма к провинциалу", "Манон Леско", "Жиль Блас" - все это ближе французскому духу, чем произведения литературы образов. Литература образов еще в колыбели, но насчитывает уже нескольких писателей, чей талант неоспорим; а, подумав, сколько их насчитывает другая школа, начинаешь больше верить в величие, чем в упадок царства нашего прекрасного языка".

Теперь, когда борьба окончена, можно сказать, что романтики не изобрели новых средств; в театре, например, те, кто жаловался на недостаток действия, широко воспользовались тирадой и монологом, но все же нам так и не привелось услышать живой и стремительный диалог Бомарше или увидеть комизм Мольера, который всегда будет идти от разума идей. Комическое - враг раздумий и образа. Г-н Гюго получил огромное преимущество в этом бою. Но люди осведомленные помнят о войне, объявленной г-ну Шатобриану во времена Империи; она была столь же ожесточенной, но утихла скорее. Потому что г-н Шатобриан был один, без stipante caterva г-на Гюго, без газетной борьбы, без помощи, которую оказывали романтикам прекрасные таланты Англии и Германии, более известные и лучше оцененные.

Что касается третьей школы, обладающей свойствами и одной и другой, то у нее меньше шансов, чем у первых двух, воодушевить массы, которые недолюбливают mezzo ermine и произведения составные; они видят в эклектизме сделку, противоречащую их страстям, поскольку он их успокаивает. Франция любит войну во всем. Даже в мирное время она продолжает сражаться. Тем не менее, Вальтер Скотт, г-жа де Сталь, Купер, Жорж Санд, на мой взгляд, прекрасные таланты. Что касается меня, я встаю под знамя литературного эклектизма по следующей причине: я не считаю возможным живописать современное общество строгими методами XVII и XVIII веков. Введение драматического элемента, образа, картины, описания, диалога мне кажется необходимым в современной литературе. Признаемся откровенно, "Жиль Блас" утомителен по форме: в нагромождении событий и идей есть что-то бесплодное. Идея, ставшая персонажем,- это искусство более высокое. Платон излагал свою психологическую мораль в диалогах.

"По сей день "Пармская обитель" является шедевром литературы идей для нашего времени, в ней г-н Бейль сделал двум другим школам уступки, приемлемые для умных людей и удовлетворяющие оба лагеря.

Господин Бейль написал книгу, прелесть которой раскрывается с каждой главой. В том возрасте, когда писатели редко находят значительные сюжеты, и после того, как им написано уже два десятка в высшей степени умных книг, он создал произведение, которое могут оценить только души и люди поистине выдающиеся. Он написал современную книгу "О князе" - роман, который написал бы Макиавелли, живи он, изгнанный из Италии, в девятнадцатом веке.

Таким образом, величайшим препятствием к заслуженной известности г-на Бейля является то, что "Пармская обитель" может встретить читателей, способных насладиться ею, лишь среди дипломатов, министров, мыслителей, самых выдающихся светских людей, самых замечательных артистов, одним словом, среди тысячи - полутора тысяч людей, представляющих мысль Европы. Не удивляйтесь поэтому, что в течение десяти месяцев со дня появления этого поразительного произведения не нашлось ни одного журналиста, который прочел бы его, понял и изучил, который заинтересовался бы им, разобрал или хотя бы упомянул о нем. Я - а я думаю, что кое-что в этом понимаю, - прочел на днях это произведение в третий раз; я нашел его еще более прекрасным и испытал чувство, похожее на счастье, возникающее в душе человека, когда его ждет доброе дело.

А разве это не доброе дело - попытаться воздать справедливость человеку огромного таланта, чей гений виден лишь глазами немногих избранных, которого именно высокое превосходство его идей лишило той скорой, но преходящей известности, какой домогаются льстецы народа, но презирают великие души? Если бы посредственные люди знали, что у них есть надежда возвыситься до людей выдающихся, попытавшись понять их, то у "Пармской обители" было бы столько читателей, сколько было их у "Клариссы Гарлоу" при ее появлении".

Далее Бальзак пишет, что в каждом поколении у человечества есть "свои созвездия душ, свое небо, свои ангелы", "народ избранников", для которого работают истинные художники и чье одобрение помогает им переносить нищету, наглость выскочек и пренебрежение правительства.

Таким образом, Бальзак дает высокую оценку французской литературе в целом и "Пармской обители" Стендаля в частности.

Читайте также: