Пальчиковая гимнастика для детей с нарушением слуха в доу

Обновлено: 08.07.2024

(Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков).

Погладила (отшлёпала) всех

И отправила спать.

(Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим)

Пальчиковая гимнастика.

Дружат в нашем классе девочки и мальчики

Мы с тобой подружим маленькие пальчики

(ритмичное касание одноименных пальцев обоих рук).

Раз, два, три, четыре, пять

(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев).

Начинай считать опять.

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы закончили считать

(руки вниз, встряхнуть кистями).

В гости к пальчику большому

Указательный и средний

(поочередно называемые пальцы соединяются с большими на обеих руках одновременно).

Безымянный и последний -

(пальцы сжаты в кулак, вверх выставляются только мизинцы)

Постучался на порог

(кулаки стучат друг о друга)

Вместе пальчики - друзья

(ритмичное сжимание пальцев в кулаки)

Друг без друга им нельзя.

Раз, два, три, четыре, пять

(разжимание пальцев из кулака по одному, начиная с большого)

Вышли пальчики гулять

(ритмичное разжимание всех пальцев одновременно0

Раз, два, три, четыре, пять

(сжимание по очереди широко расставленных пальцев в кулак, начиная с мизинца)

В домик спрятались опять

(ритмичное сжимание всех пальцев одновременно).

(при выполнении этого упражнения дети сидят на своих местах и ритмично, поочередно, скачками двигают по поверхности стола от себя к его противоположному краю прямые пальцы обеих рук).

Пошли пальчики гулять

(пальцы сжаты в кулаки, большие пальцы опушены вниз и как бы прыжками двигаются по столу)

А вторые - догонять

(ритмичные движения по столу указательных пальцев)

Третьи пальчики - бегом

(движение средних пальцев в быстром темпе)

А четвертые - пешком

(медленное движение безымянных пальцев по поверхности стола)

Пятый пальчик поскакал

(ритмичное касание поверхности стола мизинцами)

И в конце пути упал

(хлопок кулаками по поверхности стола.)

Побежали вдоль реки

(движение указательных и средних пальцев по поверхности стола от себя к краю)

(Повторить несколько раз).

Мы капусту рубим,

(резкие движения прямыми кистями рук вниз и вверх)

Мы морковку трем,

(пальцы рук сжаты в кулаки, движение кулаков к себе и от себя)

Мы капусту солим,

(движение пальцев, имитирующее посыпание солью из щепотки)

Мы капусту жмем.

(интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки).

На двери висит замок

Кто открыть его бы смог?

(движение кистями рук со сцепленными пальцами от себя к себе)

(пальцы сцеплены, основаниями ладоней постучать друг о друга)

(пальцы расцепить, ладони в стороны).

Мы ворота открываем (ладони разворачиваются параллельно друг другу).

Вырос высокий цветок на поляне

Утром весенним раскрыл лепестки

(развести пальцы рук).

Всем лепесткам красоту и питание

(ритмичные движения пальцами вместе и врозь)

Идет коза бодатая.

Крыльями махали (махи ладонями с широко расставленными пальцами).

К нам идет, хвостом играет (левой ладонью машем у основания правой кисти).

Вверх торчат смешные рожки.

И у них озябли ножки.

Вторит песней лебединой.

Пальчиковая гимнастика для детей 5–7 лет Пальчиковая гимнастика для детей 5-7лет Составила: Лобжанидзе Р. Р. Пальчиковая гимнастика Пять и пять пошли гулять. Вместе весело играть.

Пальчиковая гимнастика для детей дошкольного возраста Пальчиковая гимнастика - один из самых полезных типов игр для детей дошкольного возраста. А чтобы она ему не наскучила, почаще разучивайте.

Пальчиковая гимнастика для детей дошкольного возраста Маша варежку надела Маша варежку надела: (сжать пальчики в кулачок) -Ой, куда я пальчик дела? (выпрямить все пальчики, кроме большого) Нету.

Пальчиковая гимнастика для детей младшего возраста Виды детской деятельности, которые можно использовать для развития мелкой моторики пальцев рук • Развитие ручной умелости (рисование карандашом,.

Пальчиковая гимнастика для детей в стихах Вырастить ребёнка сильным, крепким, здоровым – это одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением. В период дошкольного детства,.

Пальчиковая гимнастика в детском саду. Картотека пальчиковых игр для детей 2–3 лет Пальчиковая гимнастика в детском саду. Картотека пальчиковых игр для детей 2-3 лет. Автор: Копейкина Юлия, ГБДОУ № 86 Калининского района,.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Республики Крым

Симферопольская специальная школа – интернат №2

(дошкольные группы)

Консультация для родителей

«Использование пальчиковых игр

для развития речевых способностей детей с нарушением слуха

Подготовила:

Исмаилова Назлы Марленовна

Симферополь

Жизнь ребенка - это игра, в которой он познает мир, учится, развивается, растет. Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.

Для того чтобы параллельно развивалась речь, можно использовать различные, небольшие стишки, считалки, песенки. Можно переложить любой текст на соответствующие движения, сначала простые, несложные, а затем постепенно усложнять. У ребёнка будет развиваться внимание, умение подражать, положительные эмоции между взрослым и ребёнком.

Первое время ребёнок повторяет только движения, но на подсознательном уровне происходит пополнение его словарного запаса, появляются навыки построения предложения, употребления различных грамматических форм. Позже ребёнок будет сам стремиться озвучить свои действия.

Разучивая пальчиковые игры необходимо придерживаться определенной последовательности:

1. Взрослый сначала показывает игру малышу сам.

2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.

3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.

4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.

5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

Чтобы игра проходила интересно используйте следующие рекомендации:

• Используйте максимально выразительную мимику.

• Поддерживайте необходимую интонацию. Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста.

• Разучив две-три игры, постепенно заменяйте их новыми.

Существует огромное количество игр и упражнений, развивающих мелкую моторику рук.

Их можно условно разделить условно на группы:

- пальчиковые игры со стихами, скороговорками;

- игры с элементами самомассажа: прокатывание в ладошках грецких орехов, карандашей, мячей с шипами, и тд.;

- игры на выкладывание: различные виды мозаики, камешки, пробки;

- игры с конструкторами;

- нетрадиционные техники рисования : пальцем, зубной щеткой, свечкой …

- аппликация из различных природных материалов: вата, нити для вязания, лоскутки ткани, салфетки, и тд.

Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании придумывать их можно бесконечно. И главное здесь - настроение, желание и возможности.

Ни в коем случае не ругайте и не наказывайте ребенка за неправильные ответы. Если на данный момент у ребенка нет желания играть в такие игры, то попробуйте заменить игру или предложите ее в другое время. Не забывайте хвалить ребенка, ведь от этого зависит его желание учиться.

Если вы будите уделять пальчиковым играм полчаса в день (2-4 раза по 5-15 минут), то ребенку будет проще знакомиться с окружающим миром, а его речь будет радовать всех родных.

Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук : Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

У детей с нарушением слуха при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию предусматриваются воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении. Сотрудники Института физиологии детей установили, что уровень развития детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Так, на основе проведенных опытов и обследования детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

Убедительны также факты, полученные при обучении детей с нарушениями слуха. Одних из этих детей с раннего возраста обучали общаться с помощью жестов, выполняемых всей рукой, других обучали дактильной (пальцевой) азбуке. Оказалось, дети, которые обучались крупными жестами, поддаются обучению разговорной речью с большим трудом, те же дети, которые обучались дактильной азбуке, очень легко и быстро овладевают звуковой речью. Поэтому, стимулировать речевое развитие детей рекомендуется путем тренировки движений пальцев рук. В нашем учреждении мы не используем дактильную и жестовую речь, но развитие мелкой моторики пальцев рук одна из важнейших задач обучения и воспитания детей с нарушением слуха.

Таким образом, значение развития мелкой моторики рук очень велико:

1. Повышает тонус головного мозга.

2. Развивает речевые центры коры головного мозга.

3. Стимулирует развитие речи ребёнка.

4. Согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи.

5. Способствует улучшению артикуляционной моторики.

6. Развивает чувство ритма и координацию движений.

7. Подготавливает руку к письму.

8. Поднимает настроение ребёнка.

Развитию мелкой моторики рук способствуют:

а). Игры и игровые упражнения:

Кто больше соберет фасоли, "Карусель" (прищепки), "Посмотри, кто спрятался в комочке?" (разглаживание скомканных бумажных комочков), "Найди и положи рядом такой же" (развивать тактильные ощущения), "Разборные игрушки", "Разрывание бумаги" (путем отщипывания от листа), "Веселый автобус", "Собери колеса для машины"(игра на нанизывание).

Выкладывание из палочек "Санки","Снежинки", "Посыпаем дорожки" (упражнение-игра (домашняя школа Монтессори). Работа с календарём (прищепки)

б). Пальчиковые игры.

в). Изобразительная деятельность.


Почему пальчиковые забавы так важны для дошкольников?

Моя картотека упражнений и забав для детских пальчиков заполнена до предела, поскольку я, пройдя обучение вопросу организации инклюзивного образования для особенных деток, поняла, какое огромное значение имеет тренировка кистей и пальцев в коррекционной работе с такими ребятами. Стоит сказать, без преувеличения, развивая пальцы, малыши на глазах становятся более восприимчивыми к обучению.

И не стоит думать, что чем раньше начать заниматься подобной гимнастикой, тем раньше малыш начнет говорить, читать и демонстрировать чудеса интеллекта. Мозг развивается поэтапно и, стимулируя намеренно какую-то область мозга вопреки естественному созреванию, можно вызвать перекос в развитии. Малышня раннего возраста довольствуется обогащением сенсорного опыта – трогать, щупать, видеть, слушать – вот их задача.

Из гимнастических упражнений для их крошечных пальчиков разве что массаж пойдет и то крайне осторожный. Дальше уже очередь пойдет игр со сгибанием и разгибанием, сжиманием кулачков и т.п. Малышня первой младшей группы начинает овладевать разнообразными движениями под ритмичные стишки. Постепенно мы усложняем движения, но с учетом индивидуальных возможностей ребят.

Собираем коллекцию пальчиковых игр

Хочу вас известить о том, что в 2018 году выпущу авторский сборник пальчиковых игр, который можно будет купить или скачать первый месяц бесплатно, а затем некоторое время за символическую стоимость – 100 рублей. Предупреждаю своих читателей, что аттракцион невиданной щедрости продлится совсем недолго с момента выхода книги. Затем цена покупки и скачивания вырастет. В сборнике я представлю большое количество пальчиковых забав для всех возрастных групп, в том числе – для детей с ОВЗ. Чтобы не покупать кота в мешке вы сможете ознакомиться с содержанием — скачать бесплатно МОЖНО БУДЕТ БРОШЮРУ С СОДЕРЖАНИЕМ КНИГИ.

С чего начать тренировать пальчики ребенка с ОВЗ?

Для начала предлагаем деткам воспроизвести простые манипуляции, которые подготовят и мозг, и пальцы ребяток дошкольного возраста к дальнейшим тренировкам.

Начнем с самых простых заданий:

домик

очки

шарик

лодочка

Подрастаем и усложняем пальчиковые забавы…

корзинка

мышка

гусь

Вообще развивающие забавы подобного рода одинаковые как для здоровых ребят, так и для деток с ограничениями по здоровью. Подбираем такие варианты, которые конкретный малыш осилит в силу своих возможностей. Ниже даю еще более сложные игры под длинные стихи.

Работаем ручками дальше!

У бабушки в деревне (ручками домик делаем)

Растет фруктовый сад (изображаем деревья, как описано выше)

И яблоки висят (делаем шар руками)

И груши прямо с дерева могу я собирать, (кулак к кулаку соединяем)

Как хорошо у бабушки в деревне отдыхать! (человечек бегает)

Мы морковку трем, трем (трем ладошки между собой)

Мы капусту солим, солим (делаем пальцами характерные движения)

Мы капусту жмем, жмем (сжимаем кулачки)

В кадку все утрамбовали (силой давим ладошками по поверхности стола)

Сверху грузиком прижали (кулачок на кулачок)

Пару слов в завершение…

Невозможно в статье уместить все примеры игр, ждите выхода моего сборника, о котором я упоминала выше. Надеюсь, не только воспитателям детского сада, но и родителям понравятся игры, с помощью которых можно значительно улучшить моторику деток, имеющих ограничения по здоровью. Занимайтесь в удовольствие и скоро вы заметите прогресс, обещаю.

Пока прощаюсь, мне будет приятно, если мою статью прочтут ваши друзья в соцсетях, которые, возможно, станут новыми подписчиками на обновления.

автор блога

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Кстати, рекомендую прочитать:


Организация работы с детьми ОВЗ: особенности и трудности


Группа детей с ОВЗ в детском саду: какие трудности нас ожидают?

занятия с детьми с ОВЗ

Индивидуальные занятия с детьми ОВЗ

Читайте также: