Краткое содержание исторический роман

Обновлено: 05.07.2024

Исторический Роман – сравнительно молодой жанр, возникший в литературе благодаря утверждению в ней принципов историзма. Причиной этого стали общественно-политические катаклизмы рубежа XVIII и XIX веков – Великая французская революция 1789-1794 годов, национально-освободительные войны этого периода. Историзм в искусстве художественно осваивает конкретное историческое содержание эпохи, ее неповторимый облик и колорит, описывает тенденции общественного развития, раскрывающиеся в событиях общенародного масштаба и личных судьбах персонажей.

писатель Вальтер Скотт является родоначальником европейского исторического романа. Он впервые обратился к историческому документу для художественного воссоздания прошедшей эпохи. Писателю удалось передать специфику социальных отношений, идеологии, психологии и быта героев прошлого.

“Главная прелесть романов Вальтера Скотта состоит в том, что мы знакомимся с прошедшим временем… современно, домашним образом”, – писал А. С. Пушкин в заметке “О романах Вальтера Скотта”. “Вальтер Скотт, можно сказать, создал исторический роман, до него не существовавший”, – так

определил значение нового жанра исторического романа В. Г. Белинский в статье “Разделение поэзии на роды и виды” (1841).

Русская историческая романистика начинается романами М. Загоскина (“Юрий Милославский, или Русские в 1612 году”, 1829) и И. Лажечникова (“Последний Новик”, 1833, “Ледяной дом”, 1835). Блестящие пушкинские произведения – “Арап Петра Великого” (1828) и “Капитанская дочка” (1836) – также стоят у ее истоков. Вершиной этого жанра по праву считается роман-эпопея Л. Н. Толстого “Война и мир”.

В 1920-30-е годы в русской литературе происходит заметная жанровая перестройка. На новом этапе литературного развития на первый план выходит эпос. Одной из форм его воплощения стал исторический роман. Однако советские литераторы словно не замечают достижений прошлого.

Так, М. Горький, давая восторженную оценку первым советским историческим романам (“Одеты камнем” О. Форш, “Кюхля” и “Смерть Вазир-Мухтара” Ю. Тынянова, “Разин Степан” А. Чапыгина и “Петр Первый” А. Толстого), подчеркивал новизну этих произведений: “Создан исторический роман, какого не было в литературе дореволюционной”.

По мнению М. Горького, произведения советских исторических романистов разительно отличались от своих предшественников прежде всего концепцией исторического процесса.

Развитие сюжета романа должно определяться взглядами и идеологической позицией писателя – его пониманием исторического процесса, взаимоотношений личности и эпохи, государства и человека, общества и индивидуума. Писатель либо вкладывает их в уста и поступки героя-протагониста, либо делает это в авторском публицистическом отступлении.

Стремление отобразить художественными средствами эти проблем и обусловило бурное развитие исторического романа в первой половине XX как в советской литературе, так и в литературе русского зарубежья (в частности, в творчестве М. А. Алданова).

Первые советские исторические романы рассказывали о революционном прошлом России. Роман (бессмертное произведение)исты видели в освободительной борьбе народа движущую силу истории, логическим завершением чего стала Октябрьская революция и образование Советского государства. С этой точки зрения освещались не только восстание Степана Разина (А. Чапыгин “Разин Степан”), крестьянская война Емельяна Пугачева (В.

Шишков “Емельян Пугачев”), а также покорение Сибири Ермаком (Артем Веселый “Гуляй, Волга”), и трагическая судьба первого русского революционера (О. Форш “Радищев”), зарождение российской промышленности на Урале (Е. Федоров “Каменный пояс”).

Индивидуальная реакция писателей на идеологический диктат, разнородный исторический материал и разные средства его художественного воплощения (биографический роман О. Форш, роман-сказ A. Чапыгина, роман B. Шишкова, тяготеющий к всеохватности, историческая хроника Е. Федорова), определяют общность подхода: главная тема всех этих романов – масштабный народный протест и усиление освободительной борьбы народных масс.

Совершенно иные события и герои интересовали романистов-историков русского зарубежья. Большой популярностью здесь пользовался жанр романа-биографии знаменитых деятелей культуры. Так, Нина Берберова (1901-1993) создала романы о наименее политизированных русских композиторах: “Чайковский, история одинокой жизни” (1936) и “Бородин” (1938). Михаил Цетлин (1882-1945) написал книгу “Пятеро и другие” (1944).

Пятеро – это В. Стасов, М. Глинка, М. Балакирев, А. Бородин и М. Мусоргский. В числе других Н. Римский-Корсаков, А. Даргомыжский, В. А. Серов, Ц. Кюи.

Еще одна тема, к которой обращались писатели-эмигранты – революционное прошлое России. Например, М. Цетлин создал объемный роман-исследование “Декабристы: Судьба одного поколения” (1933). Однако, в отличие от советского идеализма, романисты русского зарубежья совершенно по другому понимали философию истории, которая, по их мнению, отнюдь не является путем человечества к прогрессу.

Их интересовали не борьба классов и двуполярность социальных контрастов, но нравственность личности, вовлеченной в орбиту исторических событий.

Книга, которая спасла Нотр-Дам от сноса, хроники Варфоломеевской ночи, молодость Петра I и жизнь английского моряка в японском плену.

Исторический роман помещает героев в контекст важных событий. На их фоне происходит развитие сюжета и переплетаются судьбы персонажей. В этом жанре соседствуют факты и художественный вымысел, а герои могут быть как реальными историческими фигурами, так и плодом авторского воображения. Благодаря таким романам можно увидеть другую эпоху глазами очевидцев и почувствовать атмосферу того времени.

Исторические романы о IV веке до н. э. — I веке н. э.

Удивительная гетера Таис обладала острым умом, как никто другой умела убеждать собеседников в своей правоте, имела весьма прогрессивные взгляды и тонкое чутьё. Царица амазонок сразу же разглядела в молодом Александре Македонском будущего великого завоевателя и правителя. Их судьбы плотно сплелись, и, куда бы жизнь не забрасывала полководца и Таис, они всё равно оказывались вместе.

Ефремов рассказывает об одной из самых влиятельных женщин, а через неё раскрывает невиданную сторону Македонского.

Больному, уродливому юноше Клавдию напророчили стать важнейшим человеком в Римской империи. Только никто не поверил в это предсказание и не обратил внимания на невысокого, искорёженного недугами Клавдия, который и сам предпочитал оставаться в тени.

Роберт Грейвс показал жизнь своего героя на фоне правления трёх императоров и восхождение того на престол вопреки слабому здоровью и насмешкам.

Взбалмошный, жестокий и капризный римский император Нерон устраивает в своей столице пожар ради забавы, а винит в этом последователей зарождающейся христианской веры и наказывает их. Среди его жертв апостолы Пётр и Павел. На фоне расправ тянется тонкая любовная линия Лигии и Марка Виниция, которая не видит никаких преград, будь то культурные, социальные или религиозные.

Исторические романы о XII–XVI веках

Считается, что именно с произведений Вальтера Скотта берёт начало жанр исторического романа.

Гюго не скрывал, что сделал главным героем именно храм в самом сердце Парижа. Автор хотел помешать замыслу властей снести или переделать собор и не прогадал. После выхода истории о глухом горбуне Квазимодо, красавице Эсмеральде и священнике Фролло началось общественное движение за сохранение первоначального вида здания.

Роман о безответной любви, надежде, преданности, которые ходят рука об руку с предательством и подлостью, не мог оставить читателей равнодушными. Он сыграл судьбоносную роль в истории одного из самых важных памятников архитектуры.

Молодой гугенот Бернар де Мержи влюблён в первую красавицу французского королевского двора и готов пойти на любой подвиг ради неё. Но возвышенные чувства придётся отложить, потому что перед ним встаёт вопрос жизни и смерти.

Именно при правлении Карла IX случилось одно из самых кровопролитных религиозных противостояний в истории Франции — Варфоломеевская ночь. 23 августа 1572 года католики устроили массовое убийство гугенотов. На примере одной семьи, в которой братья разделены религиозными убеждениями, Мериме показывает предпосылки кровавой бойни, провокации, которые к ней привели, и нравы французской знати XVI века.

Шотландская королева Мария Стюарт претендовала на английский трон, считая себя истинной наследницей. Но на её пути стояла Елизавета I, которая прочно заняла позицию правительницы и отступать не собиралась. Две властные женщины и их свиты вели хитрую подковёрную борьбу, а на публике отзывались друг о друге тепло и ласково.

Цвейг противопоставляет двух королев, подчеркивая их непохожесть и взаимную зависть. Елизавета имела власть и безграничную поддержку народа, а Мария была любимой женой и матерью.

Перед казнью Великий магистр ордена проклинает и Филиппа IV, и его сподвижника римского папу. С этого момента их обоих, а также наследников короля начинает преследовать серия страшных неудач.

Исторические романы о XVII–XVIII веках

Благодаря этому роману Александр Дюма надолго вошёл в историю и стал известен во всём мире. Приключения молодого авантюриста д’Артаньяна начинаются с поездки в Париж. Там он собирается служить в личных войсках короля Франции, но в мушкетёры его не принимают.

Разгорячённый юноша оскорбляет троих опытных мушкетёров, и те вызывают его на дуэль, которая не состоялась. Но зато случай объединил героев с д’Артаньяном, и тут начинаются их совместные приключения, ставшие классикой мировой литературы.

Толстой не успел завершить книгу, скоропостижно скончавшись в 1945 году. Роман начинается со смерти предшественника Петра I, царя Фёдора Алексеевича, и следует за жизнью великого императора вплоть до 1704 года. Опираясь на исторические источники, автор показывает Стрелецкий бунт, Азовские походы, реформы и путешествия Петра в Европу, которые во многом повлияли на развитие страны.

Писатель раскрывает характеры и тайны известных исторический деятелей — Александра Меншикова, Софьи Алексеевны и Льва Нарышкина. Несмотря на свою ценность, роман получил неоднозначные отзывы из-за того, что Толстой частично оправдывает жестокость правителя.

У берегов Японии в начале XVII века терпит крушение голландский корабль. Многие члены экипажа погибли, а тех, кто выжил, ждёт плен в изолированной от остального мира стране. Англичанина Джона Блэкторна от неминуемой казни спасает один из правителей, полагая, что тот поможет ему в борьбе за власть своими знаниями о военном деле и кораблестроении. Хотя герой и благодарен избавителю, он никак не может свыкнуться с новой страной и чужой культурой.

У Блэкторна был прототип — Уилл Адамс, который попал в Японию в начале XVII века и добился уважения благодаря своим уникальным навыкам. Но в отличие от героя романа, реальный моряк прижился на новом месте, завёл семью и остался там до конца дней.

Но всё поменялось, когда парижане ворвались в Бастилию. Это стало началом Великой французской революции. Диккенс показывает две столицы — Лондон и Париж — незадолго до событий, которые положили конец абсолютной монархии во Франции.

В романе описывается детство, юность и царствование Екатерины II, а также жизнь при дворе в России середины XVIII века. На политику императрицы сильно влияло окружение, особенно фавориты. За ними Пикуль наблюдает с особым интересом, выписывая характеры героев и их отношения между собой.

Главная особенность романа — отсутствие симпатий со стороны автора. Живым языком и с юмором писатель показал самых влиятельных людей того времени — Потёмкина, Орловых, Ломоносова и Суворова — со всеми их достоинствами и недостатками.

Исторические романы о XIX веке

Наполеон уже стоит у границы, и столкновения с французами не избежать. Кто-то видит противостояние как возможность проявить героизм и заслужить награду, для других война ужасна и недопустима. Среди персонажей встречаются и одни, и вторые. А есть те, для кого важно совсем другое — любовь, дружба, взросление. И героизм у них повседневный, не такой, как на поле битвы.

Вместе с героями читатель переживает события Отечественной войны 1812 года, а также душевные терзания, понятные нам и спустя века.

До 1861 года Италия состояла из нескольких государств, а часть её современной территории находилась в составе соседних стран. В конце XIX века полководец Гарибальди поставил себе цель объединить разрозненные политические единицы в одну сильную Италию.

Гюго был крайне возмущён растущей пропастью между богатыми и бедными, взбалмошными руководителями и несправедливостью, царящей в стране. Своё видение Франции того периода он выразил в романе-эпопее, который считается пиком его литературной карьеры и одним из самых важных произведений XIX столетия.

Исторические романы о XX веке

Девятнадцатилетний немец Пауль добровольно уходит на фронт, чтобы сражаться в Первой мировой войне против врагов Германии. Его патриотический настрой быстро улетучивается, когда он видит в окопах рядом с собой вчерашних школьников. Молодые бойцы напуганы, физически и психологически искалечены и просто хотят вернуться домой.

Но даже после окончания войны бывшие солдаты не могли жить так, как прежде. Ремарк называл это поколение потерянным. Увиденное на поле боя меняло их до конца дней и делало чужими в обществе.

Деревенская жизнь Зулейхи мигом заканчивается, когда в её дом врываются солдаты. Мужа, зажиточного татарского кулака, убивают на её глазах, дом грабят, а саму женщину отправляют в Сибирь как вынужденную переселенку. Ужасы нечеловеческого отношения, постоянная пугающая близость смерти, предательство и перемены людей, наделённых властью, поражают женщину до глубины души. Но пережитое не сломало её и не сделало равнодушной или жестокой.

В основе романа лежат воспоминания раскулаченных и переселённых людей.

Два подростка встречают начало Второй мировой войны по разные стороны фронта. Слепая девочка из Франции вынуждена покинуть родной дом, когда фашисты оккупируют Париж. Сирота из немецкого приюта случайно попадает в элитную школу, где готовят будущих офицеров рейха, и вскоре оказывается на войне.

Совершенно непохожие друг на друга мальчик и девочка не принимают царящую несправедливость и хотят выжить во что бы то ни стало. А ещё их объединяет необычный камень, за которым охотится нацистский коллекционер.

Роман основан на жизни Людвига (Лале) Соколова, словацкого еврея, который пережил холокост и вернулся живым из Освенцима. В лагере он получил должность помощника татуировщика и вместе со своим наставникам наносил порядковые номера на руки заключённых.

Именно в этот момент люди теряли свои имена и становились лишь числом в записях надзирателей. Но для Лале не все прибывшие слились в один поток. Среди них он встречает Гиту и влюбляется в неё. Стараясь облегчить существование девушки, Лале рискует своей жизнью и делится с ней и без того скудным пайком. Вместе они не перестают мечтать о будущем после войны.


История создания

К созданию произведения в жанре исторического романа писателя А. К. Толстого подтолкнул интерес к песням времен Ивана IV. Автор желал написать о суровых годах и ужасах опричнины, образах людей той эпохи, однако долго медлил с работой. К написанию ему пришлось приступить только после кончины Николая I. Писатель опасался, что царь-тиран увидит параллель между собой и Иваном Грозным, и это не останется безнаказанным.


Произведение высоко оценила императрица Мария Александровна. За него автор был удостоен награды — золотого брелка в форме книги.

Описание персонажей


  • Никита Романович Серебряный. Воевода царя, отважный и честный молодой мужчина, участник ряда военных походов. Из-за прямоты и открытости легко наживает врагов, одним из которых становится русский царь.
  • Иван Грозный. Первый царь всея Руси, деспотичный и жестокий. Тиран любит устраивать казни и одновременно за это его мучает совесть. Он восхищается князем Серебряным и прощает ему многие проступки, за которые другие воины давно бы лишились головы.
  • Елена Дмитриевна. Возлюбленная князя Серебряного, замужем за другим человеком.
  • Дружина Андреевич Морозов. Боярин из Москвы, супруг Елены Дмитриевны.


  • Малюта Скуратов. Опричник царя и его помощник.
  • Федор Басманов. Опричник и фаворит Иоанна Грозного.
  • Афанасий Иванович Вяземский. Глава опричников, в привилегированном положении у царя. Единственная женщина, на которой он хотел бы жениться — Елена Дмитриевна. Однако ему не удалось добиться ничего, кроме жгучей ненависти.
  • Максим Скуратов. Юноша 17 лет, противник опричнины. Сын Малюты.
  • Борис Федорович Годунов. Доверенное лицо царя, боярин. Его дядей был постельничий царя — Дмитрий Иванович Годунов.
  • Перстень и Коршун. Разбойничьи атаманы.
  • Мельник. Колдун и знахарь.
  • Онуфриевна. Мамка Ивана Грозного, женщина в годах.
  • Михеич. Воспитатель и стремянный Никиты Серебряного.

Пересказ для читательского дневника

Исторический роман повествует о судьбе благородного человека Никиты Серебряного в годы тягот и испытаний. В 1565 году он возвращается из Литвы, где провел 5 лет, тщетно пытаясь заключить мир между Российским и Литовским государствами. Путь князя лежит через деревню Медведевка, и он невольно стал свидетелем разграбления местечка разбойниками.


Дружина князя связала лиходеев, однако выяснилось, что это царские опричники. Князь не верит этому и отправляет нарушителей спокойствия к губернскому старосте. Продолжив путь в Москву, он останавливается на постой у знахаря. Он узнает, что его возлюбленная осиротела и вышла замуж, чтобы избежать домогательств Афанасия Вяземского.

Пят лет назад, перед разлукой, влюбленные объяснились, и Елена Дмитриевна дала князю слово ждать его. Однако Никита задержался надолго, а Елену некому было защитить от Вяземского. Спасением от настойчивого ухажера для нее стал брак с боярином Морозовым. Однако это обернулось опалой для ее мужа, поскольку Вяземский пользовался расположением Ивана Грозного.

Приехав в Москву, Никита навещает Морозова, от которого узнает, что Иван Грозный переехал в Александровскую слободу. В городе творят произвол царские опричники. Боярин не советует Серебряному ехать к царю. Однако князь не желает прятаться от правительства и после объяснения с Еленой Дмитриевной направляется в Александровскую слободу.

Параллельно в княжеских палатах плетутся интриги. Вяземскому удается добиться разрешения царя заполучить Елену. Однако молодая женщина презирает опричника. Она до сих пор влюблена в Никиту, но верна мужу. Царь узнает, как поступил с его опричниками Серебряный в Медведевке. Он взбешен, велит звать и хочет казнить князя. Однако вмешивается Малюта Скуратов, который просит милости за его проступки.

Вяземскому удается похитить Елену. Расстроенный супруг просит правителя (не надеясь, впрочем, на его благоразумие) вернуть жену. Царь не слушает доводов, приказывает казнить Морозова и Вяземского. Серебряный в это время оказывается в плену у опричников, однако Перстню и Коршуну удается вызволить князя из темницы. Они собирают поход на татар, а после их разгрома устраивают пир.


Параллельно в Москве проходят страшные казни. Серебряный тоже отдает себя на милость царю. Он рассказывает о победе над татарами и просит милости для разбойников. Царь предлагает Никите стать опричником, а после отказа назначает его главой сторожевого полка, куда определены все его разбойники. Никита предвкушает счастливую жизнь с Еленой, но его возлюбленная винит себя в смерти супруга и принимает постриг. Князь прощается с Еленой, утешая себя тем, что исполнил свой жизненный долг и не совершил ни одной подлости.

Прошло 17 лет, Иван Грозный по-прежнему казнит лучших и именитых граждан. Его власть постепенно ослабевает, границы нуждаются в усиленной защите. Лишь на восточной стороне все спокойно благодаря усилиям бывшего разбойника по прозвищу Перстень. Сила Годунова при дворе растет. В это время правитель узнает, то князь Серебряный полег с дружиной в Сибири во время исполнения долга перед отечеством.

В конце произведения автор делает акцент на том, что проблемы в стране — результат неправильного управления ею. Однако помимо царя в этом есть и другие виновники.

Анализ романа в сокращении


В сюжете романа есть драматизм и любовная интрига, а также хорошо описана психология людей эпохи опричнины. Кроме того, ясно прослеживается мысль автора, что никакой уклад жизни и закон не позволят добиться порядка, если не будет честных и искренних людей, готовых отстаивать справедливость.

Такие благородные люди, как Морозов и Никита Серебряный, приходят в мир с тем, чтобы сделать его лучше и чище.

Краткое содержание "Мильон терзаний" - краткий конспект статьи И.А. Гончарова по комедии "Горе от ума"


Дата и место рождения — 24 июля 1802 г., Вилле-Котре (департамент Эна, Франция).

Дата и место смерти — 5 декабря 1870 г. (68 лет), Приморская Сена, Франция

La Tulipe noire


Роман сюжетно не связан с одноимённым французским приключенческим фильмом 1963 года, в котором главную роль сыграл Ален Делон.

К раткое содержание романа

В Голландской республике происходит борьба за власть. Великий пенсионарий Голландии Ян де Витт со своим братом Корнелем де Виттом, главным инспектором плотин, борются с принцем Вильгельмом III Оранским, желающим вернуть себе отменённую Виттами должность штатгальтера. Перевес на стороне принца. Осуждённый по ложному доносу врача-оранжиста Тикелара, Корнель подвергается пыткам в крепости Бюйтенгоф, однако мужественно их выдерживает, и вот, 20 августа 1672 года его должны отпустить в изгнание. За братом приезжает Ян. Толпа же в это время буйствует на подходах к крепости, требуя выдачи Виттов.

Граф Тилли, капитан кавалерии, доблестно защищает крепость, однако толпа идёт в Гаагскую думу, где вытрясывают из депутатов Бовельта и Асперена приказ отозвать кавалерию Тилли. В это время между братьями происходит откровенный разговор, в котором выясняется, что переписка Яна с французским военным министром маркизом де Лувуа, находившаяся у Корнеля, не уничтожена последним, а отдана им на сохранение своему крестнику Корнелиусу ван Берле, проживающему в Дордрехте.

Со своим слугой Кракэ Ян посылает ван Берле приказ сжечь эти документы. Сами братья скрываются, по совету дочери тюремщика Розы Грифус, через чёрный ход от гнева толпы и едут к воротам, чтобы выбраться из города. Однако ворота оказываются запертыми по приказу принца Оранского, который со своим доверенным полковником ван Декеном следил издалека за развитием событий в тюрьме. Разочарованные де Витты едут к другим воротам, но их настигает толпа и убивает на месте, а вскоре принц Вильгельм избирается штатгальтером Голландской республики.

Корнелиус ван Берле, проживающий в Дордрехте, совершенно не заботится ситуацией в стране и не знает о ужасной смерти своего крёстного. Получивший огромные деньги в наследство от отца-коммерсанта, ван Берле, презирая финансы, выбирает, чтобы промотать деньги, самое дорогое в Голландии хобби, которым тогда увлекалось всё государство: разведение тюльпанов. Однако ван Берле, всерьёз увлёкшийся этим, даже не подозревает о том, что имеет смертельного врага: сосед ван Берле, Исаак Бокстель, обожает тюльпаны, однако, стеснённый в средствах, он меркнет перед славой своего соседа. Бокстель ненавидит Корнелиуса и всячески старается испортить ему существование.

В Гааге Корнелиус знакомится со стариком Грифусом, своим тюремщиком, непреклонным оранжистом, который всячески портит существование несчастному заключённому. Роза же, дочь его, без памяти влюбляется в ван Берле; он, не оставаясь равнодушным к Розе и прекрасно понимая, что он сам обречён на смерть на плахе, завещает ей свои три луковички, последнее оставшееся у него имущество. В это время Бокстель приезжает в Гаагу под чужим именем и заводит знакомство с Гербруком, палачом, должным казнить Корнелиуса. Гербрук обещает отдать Бокстелю после казни одежду покойника, где, по мнению Бокстеля, должны лежать заветные луковички. Однако во время казни пребывает посланник новоиспечённого штатгальтера принца Оранского, который решил заменить смертную казнь на пожизненное заключение. Добыча вновь ускользает от Бокстеля.

Корнелиуса переводят в крепость Левештейн. Роза хлопочет перед принцем Оранским, и тот, будучи в хорошем настроении, по её прошению, назначает Грифуса в Левештейн. Роза вечерами видится с Корнелиусом. Под его наблюдением она учится читать и писать, а также выращивает одну из луковичек чёрного тюльпана; вторую тайно в горшке растит у себя ван Берле, а третью Роза бережно хранит в своей каморке. Но вот, в один прекрасный день приезжает в Левештейн некий Якоб Гизельс, потихоньку спаивающий Грифуса и сватающийся к его дочери Розе. Нас самом же деле Гизельс оказывается Бокстелем, добывающим себе чёрный тюльпан. Луковичка ван Берле вскоре оказывается уничтожена поддатым Грифусом. Луковичка Розы распускается, однако её похищает Бокстель и уезжает в Гаарлем. Роза, прихватив с собой третью, отправляется в погоню.

Добравшись до Гаарлема, Роза отправляется к председателю Общества цветоводов Петерсу ван Систенсу, однако тот не верит в подлинность рассказа. Прибывший поглазеть на чёрный тюльпан принц Оранский выслушивает Розу, предъявившую ему третью луковичку и письмо Корнеля де Витта к Корнелиусу, в котором доказывается невиновность ван Берле. Полковник ван Декен по приказу принца привозит из Левештейна Корнелиуса (последний, кстати, в это время отомстил Грифусу за все притеснения, избив его палкой); Вильгельм присуждает награду за чёрный тюльпан и премию Корнелиусу ван Берле и Розе Грифус и тут же обручает их. Бокстеля, находившегося на церемонии, хватил апоплексический удар и он умер. Грифус примирился со своим зятем, уволился со службы в тюрьме и стал жить с Корнелиусом и Розой в Дордрехте, охраняя сад с тюльпанами от грызунов.

Читайте также: