Крапивин лоцман краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Повесть "Лоцман" завершает знаменитый крапивинский цикл" В глубине Великого Кристалла" . Рожденная из сновидений автора, проникнутая образами его подсознания повесть эта получилась весьма необычной. В центре сюжета не юный Сашка - проводник по сопредельным пространствам, а, скорее, пожилой писатель, для которого пришла пора подведения итогов. И не случайно Владислав Крапивин даёт своей книге подзаголовок" Хроника неоконченного путешествия" :ведь Дорога, на которую вступили Игорь Петрович Решилов и лоцман Сашка, не закончится никогда. Она лишь переведет этих героев, как и многих других, на новую грань Великого Кристалла… Для среднего школьного возраста.

Издательство: "ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ МЕЩЕРЯКОВА" (2016)

Другие книги автора:

Владислав Крапивин

Владисла́в Петро́вич Крапи́вин (род. 14 октября 1938 года) — русский писатель, автор книг о детях и для детей, в том числе фантастических.

Книги для детей и о детях

Рейс "Ориона" (1962 год)

Содержание

Биография

В 1964 году Крапивин был принят в члены Союза писателей СССР.

С 2007 года Владислав Крапивин проживает в городе Тюмень. Владислав Петрович избран профессором Тюменского государственного университета, ведет в университете школу литературного мастерства.

За долгую творческую деятельность было выпущено более 200 изданий книг Крапивина на разных языках мира, а также на его слова написана песня для исполнения хором.

Награды

Лауреат премии Ленинского комсомола (1975), знака ЦК ВЛКСМ имени А. Гайдара (1983), кавалер ордена Трудового Красного Знамени (1984), ордена Дружбы народов (1989), нескольких медалей. В 1980 году Крапивин получил звание отличника народного просвещения РСФСР.

Почётный гражданин города Екатеринбурга.

Библиография

Рассказы

Восьмая звезда

Рассказы из студенческих тетрадей

  • Страна Синей Чайки (неоконченная повесть)
  • Камень с морского берега
  • Четыреста шагов
  • Бабочка
  • Победитель
  • Экспедиция движется дальше
  • Зелёная монета
  • Овод
  • Светлый день
  • Восьмая звезда
  • Медленный вальс
  • Галинка
  • Имени погибших
  • Похлёбка с укропом

Табакерка из бухты Порт-Джексон

Ранние рассказы из газет и журналов

Ранние рассказы

Почему такое имя

Рассказы 1960—1963 г.г.

  • Почему такое имя?
  • Айсберги проплывают рядом
  • Минута солнца
  • Рубикон
  • Подкова
  • Звёзды пахнут полынью
  • Крылья

Брат, которому семь

Повесть в рассказах. 1962—1964 г.г.

  • Зелёная грива
  • Алька ищет друга
  • Короткое счастье
  • Подарок
  • Капли скачут по асфальту
  • Обида
  • Плюшевый заяц
  • Путешествие к Белому Гиганту
  • Соринка
  • Город весенних птиц
  • Большое полосатое чудовище
  • Ночные поезда

Победители

Рассказы разных лет.

Альфа Большой Медведицы

Документальные рассказы.

Романы и повести

Фантастические романы и повести

Сказки о парусах и крыльях

Летящие Сказки

Сказки капитанов

Сказки поющего кота

Сказки Безлюдных Пространств

  • Чем крепче ветер. 1972 г.
  • Море в конце переулка. 1976 г.
  • Барабанщики, вперёд! 1986 г.
  • Здравствуй, отряд! 1986 г.

Экранизации

Фильмы

    Валькины паруса[3] Оруженосец Кашка - Центральное телевидение, телестудия Орленок, считается утраченным примерно c 1990 г. [4][5] Всадники на станции Роса - Центральное телевидение, телестудия Орленок [6] , считается утраченным примерно c 1990 г. [7]Мальчик со шпагой - Центральное телевидение, телестудия Орленок [8] , считается утраченным примерно c 1990 г. Та сторона, где ветер - копия сохранилась в ГТРФКолыбельная для братаУдивительная находка, или Самые обыкновенные чудеса[9]Трое с площади Карронад

Телеспектакли

Включены в раздел Фильмы.

Интересные факты

Ссылки

Примечания

См. также в других словарях:

ЛОЦМАН — (нем. Lotsmann). 1) проводник, выезжающий на встречу приходящим судам; человек, хорошо знакомый с известной местностью и морским делом. 2) род рыбы из отр. колючеперых, водятся в Атлантическом океане и Средиземном море. Словарь иностранных слов,… … Словарь иностранных слов русского языка

ЛОЦМАН — (Pilot) 1. Лицо, хорошо знакомое со всеми условиями прохода к данному порту или плавания на каком либо определенном участке пути. В обязанности Л. входит проводка судов в пределах своего участка. В зависимости от района работы Л. разделяются на… … Морской словарь

лоцман — См … Словарь синонимов

Лоцман — ЛОЦМАНОВ Образованы от именования професси отца. Лоцма (в говорах лошман, лукамн) человек хорошо знающий фарватер и проводящий суда. Например подход к Архангельсому порту был очень сложен по мелководной Двине. Однако на Волге и Каспийском море… … Русские фамилии

Лоцман — специалист, осуществляющий проводку судов в опасных и труднопроходимых районах, на подходах к портам и в пределах их акваторий. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

ЛОЦМАН — (нидерл. loodsman) специалист по проводке судов, знающий местные условия плавания … Большой Энциклопедический словарь

ЛОЦМАН — рыба отряда окунеобразных. Длина до 70 см. Во всех тропических и субтропических морях, иногда в умеренных водах, редко в Черном м. Держится около акул, дельфинов, морских черепах … Большой Энциклопедический словарь

ЛОЦМАН — ЛОЦМАН, лоцмана, муж. (голланд. loodsman). 1. Лицо, хорошо знающее фарватер и проводящее по нему суда (мор.). || Соответствующая должность в команде морского или речного судна (мор.). 2. Морская рыба, сопровождающая акул и др. больших рыб и… … Толковый словарь Ушакова

ЛОЦМАН 2 — ЛО МАН 2, а, м. Небольшая морская рыба, плавающая обычно около судов и крупных рыб. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

лоцман — ЛОЦМАН, а, муж. Специалист по проводке судов, хорошо знающий фарватер. | прил. лоцманский, ая, ое. II. ЛОЦМАН, а, муж. Небольшая морская рыба, плавающая обычно около судов и крупных рыб. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949… … Толковый словарь Ожегова

ЛОЦМАН — (Naucrates ductor), рыба сем. ставридовых. Дл. до 70 см. Костных щитков вдоль боковой линии нет. На хвостовом стебле кожистые кили. В тропич. и субтропич. водах всех океанов; в СССР изредка в Чёрном м. Пелагнч. рыба открытых вод. Л. образуют… … Биологический энциклопедический словарь

Владислав Крапивин - Лоцман

Владислав Крапивин - Лоцман краткое содержание

Лоцман - читать онлайн бесплатно ознакомительный отрывок

v1.1 - вычитка - Anonymous

1. Санитарный переулок

Утро было прекрасное, сверкающее. Только росы — чересчур. Я, когда пробирался сквозь кусты больничного сада, кряхтел и вздрагивал. Тренировочный костюм (он был у меня здесь вместо пижамы) промок, словно от дождика.

Я раздвинул в заборе две доски, подобрал живот и протиснулся на волю, в тихий Санитарный переулок. И сразу увидел милейшего Артура Яковлевича — главного, ведущего и руководящего специалиста нашей больницы. Какая холера принесла его в такую рань? Докторские очки заискрились иронично и доброжелательно.

— О-о. Доброе утро. Как вы себя чувствуете?

Я сказал искренне:

— В данный момент — как полсотни лет назад, когда впервые забрался в чужой огород, был замечен, зацепился лямкой за штакетник и повис…

Артур Яковлевич хохотнул, колыхнул таким же, как у меня, животиком.

— Ну, зачем же так. В вашем поступке нет криминала, утренний променаж даже полезен.

Значит, он не догадался.

— Да, — подыграл я. — Маленький заряд бодрости для чахнущего пенсионера.

— Какой же вы, батенька, пенсионер! Люди вашей профессии на пенсию, по-моему, вообще не уходят. Да и с возрастом вы пока не совсем дотянули.

— Дело не в возрасте, а в состоянии духа и тела…

— Дух — это сугубо зависит от вас. А что касается тела, то мы стараемся… И кажется, не без успеха.

Меня вдруг сильно царапнуло раздражение.

— Бросьте, доктор. Вы же знаете, что это неизлечимо.

— Голубчик мой… Все мы неизлечимы, если исходить из соображения, что всякий человек смертен.

— Вы прекрасно понимаете, что я не о том…

— Ну-ну… Моей старшей внучке два с половиной года.

— Тем лучше для вас! — жизнерадостно воскликнул он.

— Пожалуй… — хмыкнул я. И согнул локти, приняв положение для бега трусцой.

— Только без перегрузок, Игорь Петрович, — с легкой тревогой предупредил доктор. — И недолго. Сегодня на обходе будет профессор Красухин, надеюсь, вы не опоздаете.

— Я тоже надеюсь, — ответил я светски. И надеялся в этот миг на обратное: что вижу ни в чем не виноватого Артура Яковлевича последний раз в жизни…

Моя однокомнатная обитель оказалась в полном порядке. Даже грязная посуда была теперь вымыта. Кто-то, значит, приходил, прибирался. Возможно, Тереза…

Платком я стер с портфеля пыль, погладил, как кошку, свою старенькую пишущую машинку, на кухне закрыл потуже краны, вышел и, не оглянувшись, захлопнул за собой дверь.

Тут же из двери напротив юрко высунула голову соседка — остроносая, любопытная и молодящаяся старушка.

— Игорь Петрович! Как я рада! Вас выписали?

— Как видите, уважаемая Римма Станиславовна. Счастлив вас приветствовать…

— А у меня для вас целая груда почты. Всякие конверты из редакций! Заходите! А я чайку…

— К сожалению, весьма спешу. Бог с ней, с почтой… — Пустовато было у меня на душе. Но не печально. Бездумно…

— Только из больницы и сразу уезжаете куда-то. Ай-яй…

— Что поделаешь, работа. Специально отпросился у врачей пораньше, — скользил я со своим враньем, как по гладкому стеклу. — Рад был вас видеть…

— Что передать Терезе Владимировне, если зайдет?

— Что я нашел вас еще более похорошевшей.

Старушка расцвела, а я, прихрамывая, спустился на первый этаж и вышел во двор. У подъезда цвели яблони и каталась на трехколесных велосипедах малышня, по-летнему пестрая и голоногая. Уже припекало, день обещал быть очень теплым.

Я пересек двор и вошел в полуразрушенный, ожидающий сноса квартал. Здесь было тихо, только шуршали крыльями воробьи. Кучи прошлогоднего мусора уютно покрывала свежая, яркая трава, в ней горели желтые огоньки мать-и-мачехи.

За остатками забора из кирпичных столбов и железных копей стоял двухэтажный особняк с выломанными рамами и полуразобранной крышей. Он был сложен не из кирпича, а из чужого в здешних местах пористого желтоватого туфа. Я вошел в разоренные комнаты. Солнце било в оконные проемы. Стараясь не смотреть на зарисованные мальчишками обои, на битые бутылки по углам, я поднялся на второй этаж. Глянул в окно (заранее знал, в какое, не первый раз).

Кирпичные башенки с флюгерами на крыше соседнего дома, причудливая верхушка тополя, далекая белая колокольня, голубятня над забором, несколько чердачных выступов и край моста над рельсами пригородной линии привычно сложились для меня в рисунок нездешнего города. Безоблачная, чуть дымчатая синева за крышами и башнями напоминала туманное море, когда оно в отдалении встает вертикально, как стена… Я закрыл глаза.

Итак, я закрыл глаза и среди запахов заброшенного жилья и плесени, сухого мусора и свежей травы на пустыре различил и вдохнул запах нагретых солнцем южных камней — тех, из которых был сложен дом… И — оказался в храме.

Владислав Крапивин - Лоцман

Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Владислав Крапивин - Лоцман краткое содержание

Лоцман читать онлайн бесплатно

Хроника неоконченного путешествия

1. Санитарный переулок

Утро было прекрасное, сверкающее. Только росы — чересчур. Я, когда пробирался сквозь кусты больничного сада, кряхтел и вздрагивал. Тренировочный костюм (он был у меня здесь вместо пижамы) промок, словно от дождика.

Я раздвинул в заборе две доски, подобрал живот и протиснулся на волю, в тихий Санитарный переулок. И сразу увидел милейшего Артура Яковлевича — главного, ведущего и руководящего специалиста нашей больницы. Какая холера принесла его в такую рань? Докторские очки заискрились иронично и доброжелательно.

— О-о. Доброе утро. Как вы себя чувствуете?

Я сказал искренне:

— В данный момент — как полсотни лет назад, когда впервые забрался в чужой огород, был замечен, зацепился лямкой за штакетник и повис…

Артур Яковлевич хохотнул, колыхнул таким же, как у меня, животиком.

— Ну, зачем же так. В вашем поступке нет криминала, утренний променаж даже полезен.

Значит, он не догадался.

— Да, — подыграл я. — Маленький заряд бодрости для чахнущего пенсионера.

— Какой же вы, батенька, пенсионер! Люди вашей профессии на пенсию, по-моему, вообще не уходят. Да и с возрастом вы пока не совсем дотянули.

— Дело не в возрасте, а в состоянии духа и тела…

— Дух — это сугубо зависит от вас. А что касается тела, то мы стараемся… И кажется, не без успеха.

Меня вдруг сильно царапнуло раздражение.

— Бросьте, доктор. Вы же знаете, что это неизлечимо.

— Голубчик мой… Все мы неизлечимы, если исходить из соображения, что всякий человек смертен.

— Вы прекрасно понимаете, что я не о том…

— Ну-ну… Моей старшей внучке два с половиной года.

— Тем лучше для вас! — жизнерадостно воскликнул он.

— Пожалуй… — хмыкнул я. И согнул локти, приняв положение для бега трусцой.

— Только без перегрузок, Игорь Петрович, — с легкой тревогой предупредил доктор. — И недолго. Сегодня на обходе будет профессор Красухин, надеюсь, вы не опоздаете.

— Я тоже надеюсь, — ответил я светски. И надеялся в этот миг на обратное: что вижу ни в чем не виноватого Артура Яковлевича последний раз в жизни…

Моя однокомнатная обитель оказалась в полном порядке. Даже грязная посуда была теперь вымыта. Кто-то, значит, приходил, прибирался. Возможно, Тереза…

Платком я стер с портфеля пыль, погладил, как кошку, свою старенькую пишущую машинку, на кухне закрыл потуже краны, вышел и, не оглянувшись, захлопнул за собой дверь.

Тут же из двери напротив юрко высунула голову соседка — остроносая, любопытная и молодящаяся старушка.

— Игорь Петрович! Как я рада! Вас выписали?

— Как видите, уважаемая Римма Станиславовна. Счастлив вас приветствовать…

— А у меня для вас целая груда почты. Всякие конверты из редакций! Заходите! А я чайку…

— К сожалению, весьма спешу. Бог с ней, с почтой… — Пустовато было у меня на душе. Но не печально. Бездумно…

— Только из больницы и сразу уезжаете куда-то. Ай-яй…

— Что поделаешь, работа. Специально отпросился у врачей пораньше, — скользил я со своим враньем, как по гладкому стеклу. — Рад был вас видеть…

— Что передать Терезе Владимировне, если зайдет?

— Что я нашел вас еще более похорошевшей.

Старушка расцвела, а я, прихрамывая, спустился на первый этаж и вышел во двор. У подъезда цвели яблони и каталась на трехколесных велосипедах малышня, по-летнему пестрая и голоногая. Уже припекало, день обещал быть очень теплым.

Я пересек двор и вошел в полуразрушенный, ожидающий сноса квартал. Здесь было тихо, только шуршали крыльями воробьи. Кучи прошлогоднего мусора уютно покрывала свежая, яркая трава, в ней горели желтые огоньки мать-и-мачехи.

За остатками забора из кирпичных столбов и железных копей стоял двухэтажный особняк с выломанными рамами и полуразобранной крышей. Он был сложен не из кирпича, а из чужого в здешних местах пористого желтоватого туфа. Я вошел в разоренные комнаты. Солнце било в оконные проемы. Стараясь не смотреть на зарисованные мальчишками обои, на битые бутылки по углам, я поднялся на второй этаж. Глянул в окно (заранее знал, в какое, не первый раз).

Кирпичные башенки с флюгерами на крыше соседнего дома, причудливая верхушка тополя, далекая белая колокольня, голубятня над забором, несколько чердачных выступов и край моста над рельсами пригородной линии привычно сложились для меня в рисунок нездешнего города. Безоблачная, чуть дымчатая синева за крышами и башнями напоминала туманное море, когда оно в отдалении встает вертикально, как стена… Я закрыл глаза.

Итак, я закрыл глаза и среди запахов заброшенного жилья и плесени, сухого мусора и свежей травы на пустыре различил и вдохнул запах нагретых солнцем южных камней — тех, из которых был сложен дом… И — оказался в храме.

На самом деле этот разрушенный храм стоял на краю раскопок древнего черноморского города, и я был в нем всего один раз, давно и случайно. Однако теплого запаха камней было сейчас достаточно, чтобы вспомнить пористые глыбы песочного цвета, плавные закругления арок, выпуклые византийские кресты на фронтонах, пробитый лучами сумрак, тусклую смальту осыпающихся мозаик и желтоватый мрамор колоннады. Не открывая глаз и оставаясь на месте, я в то же время быстро шагал теперь к лестнице. И смотрел по сторонам.

В храме был обрушен купол, в сводчатых окнах не осталось переплетов и стекол. В проломе крыши я увидел очень синий зенит с волокнистым белым облаком. Но глянул туда я лишь мельком: смотреть надо было под ноги. Деревянная (видимо, временная, хотя и очень старая) лестница вела на галерею, которая тянулась вдоль стены на уровне второго этажа. Я поднялся и пошел по галерее. Слева были деревянные перила с балясинами (как на антресолях в старом купеческом доме), справа — стена с мозаичным узором из листьев и провалы окон, за которыми холмы с серой полынью и море. Скоро я вышел на площадку с двумя колоннами. Солнце отражалось от дальней стены, и здесь был рассеянный прохладный полусвет.

Не решаюсь назвать ее иконой. Скорее всего, это просто портрет. Видимо, копия (а возможно, и подлинник) итальянского или голландского мастера. Какого — не знаю, никогда не видел репродукций. Это Мать со своим Мальчиком. Она, в зеленом платье и полупрозрачной накидке на волосах и плечах, сидит облокотившись на низкий, высвеченный солнцем подоконник (а за окном — размытые в знойной дымке горы и убогие домики Назарета). Лицо у нее молодое, но не такое молодое, не полудетское, как часто бывает у изображений Мадонны. Спокойными светло-карими глазами она смотрит перед собой, но каждой клеточкой тела, каждым нервом льнет к Сыну, словно любовью своей и тайной тревогой хочет окутать его, как силовым защитным полем, заслонить от грядущих бед.

Случайная встреча в трамвае, с которой начинается повесть `Лоцман`, приводит к тому, что писатель Игорь Петрович Решилов пускается в странствие по сопредельным пространствам в сопровождении мальчишки — лоцмана Сашки Крюка.

Лингвистический анализ текста:

Приблизительно страниц: 174

Активный словарный запас: средний (2954 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 44 знака — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 41%, что близко к среднему (37%)

Номинации на премии:


номинант
Великое Кольцо, 1992 // Крупная форма



Доступность в электронном виде:

Каролина Мира, 5 апреля 2021 г.

Necrov, 8 ноября 2020 г.

Весьма значимы для сюжета темы поиска (Синяя тетрадь с недописанной повестью) и возвращения к детству и взаимоотношения с религией. В самом начале, прежде, чем определится с дорогой, Решилов просит совета и помощи у картины, где изображены Мать и Мальчик (по его свидетельству, он не решается назвать её иконой, тем более, что Мальчик на ней не является Младенцем).

Тут же встречается ещё одна странность. В Синей Тетради Игорь Петрович начинал писать повесть о Дороге. Но в конце, после того, как он прочитал её (удивительно похожую на то, что с ним произошло и, вероятно, предсказывающую, что произойдёт), вдруг текст в Тетради изменился. И вот уже Решилов дописывает другую свою повесть, которую тоже начинал, но не смог когда-то закончить. Повесть о детских годах Мальчика.

strannik102, 6 сентября 2020 г.

То ли небыль, то ли быль.

Да, эта повесть — явная попытка поставить отчётливую точку в цикле. И потому о самом ВК и о уже привычных полюбившихся читателям героям предыдущих повестей — мальчишках с разных плоскостей ВК — здесь практически не упоминается. Вернее, как раз только лишь упоминается пару раз.

А в центре — последние месяцы и недели жизни постаревшего и переставшего творить подростково-детского писателя. Который, будучи тяжело и скорее всего неизлечимо больным, отправляется в последние странствия по местам своей памяти и встречает на своём пути мальчишку Сашку, подрабатывающего проводником и экскурсоводом по необычным местам, а по сути и по своим необычным возможностям являющимся лоцманом по разным странным сопредельным мирам и, вероятно, по другим плоскостям ВК.

Понятно, что в процессе тесного общения между нашими героями возникает практически дружеская привязанность и они оказываются связаны едва ли не кармически, предназначенчески. Не зря автор разыгрывает карту с переменой ролей и имён в одном из финишных эпизодов повести.

Отвлекаясь от сюжета так и хочется заметить, что последние пара повестей так и наталкивают на мысль, что какие-то моменты имеют отношение непосредственно к самому автору, к Владиславу Крапивину, к его биографии и к пережитым и переживаемым жизненным обстоятельствам. Да и в другие повести, написанные автором вне этого цикла, явно вставлялись какие-то эпизоды из реальной жизни писателя и командора Крапивина. Просто уверен в этом.

А вообще конечно явно стало заметно, что Командор Крапивин и постарел и слегка не то, что отчаялся, но как минимум погрустнел, встретившись с реалиями 90-х. Всё-таки он хоть и не был певцом Полудня (т. е. напрямую не описывал счастливые миры коммунистического Будущего), однако, как мне кажется, страстно мечтал о наступлении такого времени, мечтал и делал для его наступления всё, что было в его писательских командорских силах. Не вышло, и от этого так сильны его разочарование и горечь, что прорываются в тексты его повестей.

Алексей121, 1 июня 2017 г.

В ранних повестях и рассказах Крапивина перед нами предстает, своего рода, мальчишеская утопия: страна дружбы, взаимовыручки, доброты. Да, есть злые люди, есть трагические случайности, есть болезненное взаимонепонимание, но общий настрой всегда положительный. Это книги, в первую очередь, о доброте и дружбе, и еще немного о чудесах. Пока не происходит перелом. Настроение книг становится более мрачным, испытания — более суровыми. Все чаще в книгах фигурирует чудовищное, и абсолютно обыденное зло, болезненная несправедливость, которая может сломать любого взрослого человека, не говоря уж о ребенке. Нередко на страницы заглядывает смерть, забирая тех, кому бы еще жить да жить. Светлый мир по-прежнему рядом — в глубине Безлюдных пространств, там, где до него не смогут дотянуться злые и алчные руки. Но попасть туда, увы, дано далеко не каждому, а за его границами — постоянная борьба за каждую крупицу того, что принято называть счастливым детством.

Shtrm, 19 февраля 2016 г.

В заключительной серии цикла вселенной Великого Кристалла рассказывается о необычном мальчике Сашке, который легко может работать проводником-лоцманом по мирам разных граней и о его дружбе с старым и весьма известным писателем, чей путь в этой жизни подходит к концу. Но последние страницы его жизни еще не написаны и кто знает какими они будут после первой встречи этих столь разных людей. Чему научат они друг друга и как повлияет их знакомство на прошлое и будущее разных миров?

Милая, поучительная, но не столь богатая на интересные события повесть. Первая на моей памяти, где присутствует всего один детский персонаж. Более того персонаж не главный, выступающий скорее в виде лучика надежды на будущее для человека, считающего, что его жизнь подошла к концу. Это пожалуй самый трогательный момент всего повествования, который невольно проецируется на будущее всех нас и заставляет задуматься какими будем мы в старости и найдется ли для нас свой Сашка, который сможет зажечь искру в увядающем сердце, показать мир с новых граней кристалла, понять глубину и сложность мироустройства и свою роль в его существовании.

sandyanf, 2 марта 2015 г.

Пожалуй, самое скучное произведение цикла. Здесь нет интриги или борьбы за справедливость, здесь пожилой писатель с мальчишкой лоцманом шляются по сопредельным пространствам и любуются на всякие чудеса. Смысла во всём этом не много. Не оставляет ощущение, что автор в главном герое отражает себя самого, все свои переживания и воспоминания о прошедшем детстве и попытках в него вернуться. И всё же окончание произведения оставляет надежду на исполнение мечты старого человека.

SunnyShining, 17 апреля 2015 г.

tanny, 28 декабря 2012 г.

Не люблю присутствие в книге пожилого дядьки, ни в одной из книг не люблю. И вечното мальчик все знает — куда идти, как идти. А большой болван ничего не понимает. И так везде — и в Голубятне, и в Лужайках, и в Прохождении Венеры и в Корабликах и т.д. И везде эти дядьки какие-то противные, по крайней мере мне противны. Склонны к выпивке, к женщинам и т.д. Хворые и брюзжащие.

Мона Сэниа, 28 мая 2010 г.

Все передыдущие книги, любимые, увлекательные, не смотря на все приключения, я невольно ждала ну когда же, когда же уже эти мальчишки будут сигать по Граням свободно, без преследований и гонений?

Хотелось, чтоб когда-нибудь уже наступил такой вот момент :

«Кто-то негромко присвистнул. Кто-то поспешно отодвинул с пути у Сашки стул (могучее сооружение со спинкой из трехдюймовой доски, в которой был вырезан сквозной трефовый туз.) Кто-то сказал вслед утробным шепотом:

jdeep, 22 декабря 2011 г.

Повесть человека дожившего до преклонных лет, но не потерявшего все то лучшее, что есть в детях. Не потерявшего мечту, не потерявшего желание сделать мир лучше, добрее, справедливее.

Да пусть повесть не столь динамична, как предыдущие, но не менее духовная. Повесть о человеке, который настолько поверил в свою мечту, что силой воображения попал в нее.

А еще повесть об одиночестве пожилого человека. Лично мне очень понравилась мысль о старении и связи старения со страхом за малых и беспомощных детей.

Oleg_Rubik, 4 марта 2010 г.

amak2508, 4 октября 2008 г.

Владислав Крапивин - Лоцман

Лоцман читать книгу онлайн

Хроника неоконченного путешествия

1. Санитарный переулок

Утро было прекрасное, сверкающее. Только росы — чересчур. Я, когда пробирался сквозь кусты больничного сада, кряхтел и вздрагивал. Тренировочный костюм (он был у меня здесь вместо пижамы) промок, словно от дождика.

Я раздвинул в заборе две доски, подобрал живот и протиснулся на волю, в тихий Санитарный переулок. И сразу увидел милейшего Артура Яковлевича — главного, ведущего и руководящего специалиста нашей больницы. Какая холера принесла его в такую рань? Докторские очки заискрились иронично и доброжелательно.

— О-о. Доброе утро. Как вы себя чувствуете?

Я сказал искренне:

— В данный момент — как полсотни лет назад, когда впервые забрался в чужой огород, был замечен, зацепился лямкой за штакетник и повис…

Артур Яковлевич хохотнул, колыхнул таким же, как у меня, животиком.

— Ну, зачем же так. В вашем поступке нет криминала, утренний променаж даже полезен.

Значит, он не догадался.

— Да, — подыграл я. — Маленький заряд бодрости для чахнущего пенсионера.

— Какой же вы, батенька, пенсионер! Люди вашей профессии на пенсию, по-моему, вообще не уходят. Да и с возрастом вы пока не совсем дотянули.

— Дело не в возрасте, а в состоянии духа и тела…

— Дух — это сугубо зависит от вас. А что касается тела, то мы стараемся… И кажется, не без успеха.

Меня вдруг сильно царапнуло раздражение.

— Бросьте, доктор. Вы же знаете, что это неизлечимо.

— Голубчик мой… Все мы неизлечимы, если исходить из соображения, что всякий человек смертен.

— Вы прекрасно понимаете, что я не о том…

— Ну-ну… Моей старшей внучке два с половиной года.

— Тем лучше для вас! — жизнерадостно воскликнул он.

— Пожалуй… — хмыкнул я. И согнул локти, приняв положение для бега трусцой.

— Только без перегрузок, Игорь Петрович, — с легкой тревогой предупредил доктор. — И недолго. Сегодня на обходе будет профессор Красухин, надеюсь, вы не опоздаете.

— Я тоже надеюсь, — ответил я светски. И надеялся в этот миг на обратное: что вижу ни в чем не виноватого Артура Яковлевича последний раз в жизни…

Моя однокомнатная обитель оказалась в полном порядке. Даже грязная посуда была теперь вымыта. Кто-то, значит, приходил, прибирался. Возможно, Тереза…

Платком я стер с портфеля пыль, погладил, как кошку, свою старенькую пишущую машинку, на кухне закрыл потуже краны, вышел и, не оглянувшись, захлопнул за собой дверь.

Тут же из двери напротив юрко высунула голову соседка — остроносая, любопытная и молодящаяся старушка.

— Игорь Петрович! Как я рада! Вас выписали?

— Как видите, уважаемая Римма Станиславовна. Счастлив вас приветствовать…

— А у меня для вас целая груда почты. Всякие конверты из редакций! Заходите! А я чайку…

— К сожалению, весьма спешу. Бог с ней, с почтой… — Пустовато было у меня на душе. Но не печально. Бездумно…

— Только из больницы и сразу уезжаете куда-то. Ай-яй…

— Что поделаешь, работа. Специально отпросился у врачей пораньше, — скользил я со своим враньем, как по гладкому стеклу. — Рад был вас видеть…

— Что передать Терезе Владимировне, если зайдет?

— Что я нашел вас еще более похорошевшей.

Старушка расцвела, а я, прихрамывая, спустился на первый этаж и вышел во двор. У подъезда цвели яблони и каталась на трехколесных велосипедах малышня, по-летнему пестрая и голоногая. Уже припекало, день обещал быть очень теплым.

Я пересек двор и вошел в полуразрушенный, ожидающий сноса квартал. Здесь было тихо, только шуршали крыльями воробьи. Кучи прошлогоднего мусора уютно покрывала свежая, яркая трава, в ней горели желтые огоньки мать-и-мачехи.

За остатками забора из кирпичных столбов и железных копей стоял двухэтажный особняк с выломанными рамами и полуразобранной крышей. Он был сложен не из кирпича, а из чужого в здешних местах пористого желтоватого туфа. Я вошел в разоренные комнаты. Солнце било в оконные проемы. Стараясь не смотреть на зарисованные мальчишками обои, на битые бутылки по углам, я поднялся на второй этаж. Глянул в окно (заранее знал, в какое, не первый раз).

Кирпичные башенки с флюгерами на крыше соседнего дома, причудливая верхушка тополя, далекая белая колокольня, голубятня над забором, несколько чердачных выступов и край моста над рельсами пригородной линии привычно сложились для меня в рисунок нездешнего города. Безоблачная, чуть дымчатая синева за крышами и башнями напоминала туманное море, когда оно в отдалении встает вертикально, как стена… Я закрыл глаза.

Итак, я закрыл глаза и среди запахов заброшенного жилья и плесени, сухого мусора и свежей травы на пустыре различил и вдохнул запах нагретых солнцем южных камней — тех, из которых был сложен дом… И — оказался в храме.

На самом деле этот разрушенный храм стоял на краю раскопок древнего черноморского города, и я был в нем всего один раз, давно и случайно. Однако теплого запаха камней было сейчас достаточно, чтобы вспомнить пористые глыбы песочного цвета, плавные закругления арок, выпуклые византийские кресты на фронтонах, пробитый лучами сумрак, тусклую смальту осыпающихся мозаик и желтоватый мрамор колоннады. Не открывая глаз и оставаясь на месте, я в то же время быстро шагал теперь к лестнице. И смотрел по сторонам.

В храме был обрушен купол, в сводчатых окнах не осталось переплетов и стекол. В проломе крыши я увидел очень синий зенит с волокнистым белым облаком. Но глянул туда я лишь мельком: смотреть надо было под ноги. Деревянная (видимо, временная, хотя и очень старая) лестница вела на галерею, которая тянулась вдоль стены на уровне второго этажа. Я поднялся и пошел по галерее. Слева были деревянные перила с балясинами (как на антресолях в старом купеческом доме), справа — стена с мозаичным узором из листьев и провалы окон, за которыми холмы с серой полынью и море. Скоро я вышел на площадку с двумя колоннами. Солнце отражалось от дальней стены, и здесь был рассеянный прохладный полусвет.

Не решаюсь назвать ее иконой. Скорее всего, это просто портрет. Видимо, копия (а возможно, и подлинник) итальянского или голландского мастера. Какого — не знаю, никогда не видел репродукций. Это Мать со своим Мальчиком. Она, в зеленом платье и полупрозрачной накидке на волосах и плечах, сидит облокотившись на низкий, высвеченный солнцем подоконник (а за окном — размытые в знойной дымке горы и убогие домики Назарета). Лицо у нее молодое, но не такое молодое, не полудетское, как часто бывает у изображений Мадонны. Спокойными светло-карими глазами она смотрит перед собой, но каждой клеточкой тела, каждым нервом льнет к Сыну, словно любовью своей и тайной тревогой хочет окутать его, как силовым защитным полем, заслонить от грядущих бед.

Читайте также: