Коротин хлеб изгнания краткое содержание

Обновлено: 02.07.2024

Во время войны конная армия проходила рядом с деревней Бережки, по дороге разорвался немецкий снаряд и осколок попал в ногу коня. Коня оставили в деревне, а войско пошло дальше. На окраине деревне жил старый мельник Панкрат работящий и очень суровый на вид. Все его считали колдуном, он то коня и вылечил, так и появился помощник у мельника: то навоз на нем возил мельник, то глину. Тяжело было Панкрату его кормить и от голода стал конь ходить по деревне просить еду. Кормили его всей деревней так как считали, что конь общий. Кто хлеба даст, кто овощей.

Метель стала тише только вечером и тогда только бабка Фильки смогла вернуться домой. И рассказала она, что вся вода в деревне замерзла. Ночью наступил сильный мороз, да такой, что казалось стены лопнут. Бабка стала плакать и сказала, что теперь им точно не выжить, будет голод. Филька заплакал в след за ней, и рассказала бабка Фильке такую историю. Сто лет назад случился в их краях точно такой же сильный мороз, что после еще много лет здесь ничего не росло. Беда такая приключилась от человеческой злобы, когда пожилой солдат попросил у богатого мужика хлеба, а тот взял, да и бросил черствый хлеб на землю. С трудом солдат хлеб поднял и увидел, что этот хлеб уже зеленый от плесени, есть его невозможно. Вдруг раздался свист и началась метель, затрещал мороз, и мужик умер. Теперь наверняка и в их деревне завелся злой человек. Помочь может только мельник.

Ночью Филька одел телогрейку побежал к мельнику. С трудом он добрался до Панкрата отогреваясь возле печки Филька рассказал, как коня обидел. Посоветовал мудрый мельник мальчику, что нужно придумать спасение от стужи, тогда и вины никакой не будет. Решил Филька собрать всех ребят в деревне и дружно разбить лед на реке для мельницы, чтобы и вода была и мука. Утром на реке собрались ребята и слышен только стук ломов. За работой никто не заметил, что погода поменялась, ветер стал теплее и запахло весной. Вечером лед лопнул, и вода потекла к мельнице. Все были довольны, в домах пахло свежим хлебом. Утром Филька принес к мельнице целую буханку хлеба и соль, но конь отказался брать еду у Фильки, тогда мельник уговорил своего друга простить мальчика. Конь съел хлеб и положил голову на плечо мальчика. Это означало мир.

Это произведение учит тому, что за обиду, которую ты нанес нужно нести ответственность, нужно уметь уважать и уметь сопереживать другим.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Паустовский. Все произведения

Тёплый хлеб. Картинка к рассказу

Сейчас читают

В гавань входит галера, на которой находится принц Дженнаро, который везет своему брату невесту, но не по ее воле. Девушка является дочерью чародея Норандо. Принц, переодевшись в лохмотья, заманил Армиллу под предлогом

Произведение начинается с момента, когда перед нами предстает главный герой Витя Стариков, который хочет стать художником. Мальчик постоянно спрашивает у родителей о приобретении рамы

Лонгрен десять лет прослужил на корабле матросом, но был вынужден покинуть службу не по своей воле. Как-то, вернувшись домой, он не увидел жену Мери, обычно бегущую к нему навстречу.

Герой рассказа Антона Павловича Чехова В овраге Григорий Петрович Цыбукин - отец двух взрослых сыновей. Он уже удачно женил младшего сына на трудолюбивой Аксинье.


Хорошо помню этого невысокого смуглолицего человека с серо-голубыми печальными глазами. Его высокий лоб был изрезан поперечными морщинами, которые обозначались рельефнее и глубже, когда он начинал говорить или о чём-то напряжённо размышлял. Казалось, что по этой живой лесенке, как по трапу, вверх-вниз бегают мысли-матросы, напрягая паруса его недремлющего разума. Он много курил, может, оттого к смуглости лица примешивался нездоровый оттенок желтизны.

Коротин был прозаиком, я писала стихи, наши цеховые, так сказать, интересы не пересекались, общаться с ним мне не приходилось. Однако в числе тех, кто пришёл проводить его в последний путь, была и я.

Что касается нашего юбиляра, то 65 лет для такой насыщенной праведными трудами, беспокойством и переживаниями жизни, какая выпала Александру Васильевичу Коротину, это не так уж и мало. В особенности, если учесть, сколько пришлось ему потрудиться на своём веку и не за страх, а за совесть, как много им создано.

Скупые строки биографии, написанные его собственной рукой, говорят о том, что никогда не было в его жизни места той праздности, которая для творческого человека – как глоток свежего воздуха. Без него он задыхается, сбивается с шага, ритма. Александр Васильевич ухитрялся не сбиваться.

«Родился 5 сентября 1932 г. в городе Баку, в семье рабочего.

Осенью 1943 г. по рекомендации военкомата был принят в Ставропольское суворовское военное училище, которое окончил в 1950 г. Затем работал на бакинских морских нефтяных промыслах и здесь же – освобождённым секретарём комсомольской организации.

С 1951 г. по 1955 г. учился на историко-филологическом факультете Ставропольского педагогического института. Избирался секретарём райкома комсомола. Летом 1956 г. возглавил комсомольско-молодёжный отряд из рабочих и студентов на уборке целинного урожая в Казахстане.

С сентября 1982 г. – на профессиональной писательской работе.

Итак, будучи молодым двадцатичетырёхлетним человеком, он уже определил свою жизненную стезю, по которой будет идти неуклонно до конца. А до этого были стихи в вузовской стенгазете, песни на его слова, которые с энтузиазмом юности распевали они, такие задорные тогда и с виду беспечные, на своих студенческих пирушках в общаге, в казахстанской степи у костра после жаркой работы в поле, на строительстве Орловской ГЭС, где работал студенческий строительный отряд СГПИ. А на студенческой сцене шли его пьесы.

Вся дальнейшая писательская судьба А. В. Коротина связана с документалистикой. Многие дни, слагавшиеся в месяцы и годы, провёл он в раздумьях над пожелтевшими страницами архивных сокровищ, выуживая из потока времени исторические события, факты, имена, судьбы. Ему была дана волшебная власть над ними: прикоснувшись к ним своим пером, он оживлял их, населял реально существовавшими и давно ушедшими в небытие людьми страницы своих документальных повествований. Стоит погрузиться в мир невымышленных героев произведений А. В. Коротина и тебя захватывает этот мир, всецело завладевает твоим вниманием и кажется, что нет ничего интереснее, чем история, воплощённая в человеческих судьбах.

Основная тема творчества А. В. Коротина – героико-революционная история родного Ставрополья, судьбы людей, почти забытых или вовсе забытых потомками. А забывать не следует, ведь они тесно связаны с биографией страны. Не зная её прошлого, трудно понять и оценить настоящее и заглянуть в будущее.

И опять, читая эту повесть, нельзя не удивляться, как, каким образом удаётся автору оживить события давно минувших дней, словно перед нашими глазами проходят кадры киноленты, запечатлевшие с документальной точностью каждое лицо, каждый штрих, каждую деталь. Или это особый дар ясновидения, заключающийся в способности реанимировать прошлое? Невозможно даже и на миг усомниться в том, что на самом деле всё выглядело как-то иначе, не так, как запечатлело это всё перо автора. Хотя прекрасно отдаёшь себе отчёт в том, что нарисованные художником слова картины – лишь плод его собственного воображения, тогда как конкретные факты, события, описание которых найдено автором в соответствующих хрониках и документах, сами по себе однозначны и невыразительны.

Он писал о народном восстании в Маслов Куте, о молодогвардейцах из села Величаевское Левокумского района и о многом другом героическом, чем так богата история Ставрополья.

Между тем, признание к писателю пришло не сразу, не сразу был принят он и в содружество мастеров художественного слова – в Союз писателей СССР. При всех достоинствах его произведений им недостаёт полифоничности, на них лежит отпечаток той однозначности, которая неизбежно заявляет о себе, когда автору не хватает силы и дарования, чтобы преодолеть диктат идеологических требований. Быть может, эта зауженность угла зрения шла ещё и от долгого пребывания в структурах, непосредственно связанных с господствующей идеологией и требовавших неукоснительного ей подчинения. Но если бы А. В. Коротин не принадлежал административно к партийным структурам, мы не имели бы такого прекрасного директора краевого укрупнённого книжного издательства, каким был Александр Васильевич, назначенный на эту должность и исполнявший её на благо ставропольской литературы длительное время. По воспоминаниям ныне живущих писателей, он помог осуществиться, выйти в свет, достигнув высот в своём творчестве, многим из них, в том числе и тем, кого уж нет, но книги их живут. Да, он был профессионалом в литературном деле, безошибочно мог судить о художественной ценности того или иного произведения и таким образом способствовал качественному росту краевой литературы.

Последнее десятилетие жизни Александра Васильевича Коротина, совпавшее с годами перестройки и последовавшей за ними ломкой социальных отношений в нашей стране, надо полагать, было для него крайне болезненным и тяжёлым.

Леонид Булатов, член Союза журналистов России, близко знавший Коротина на протяжении четырёх десятилетий, вспоминает:

Однако ничто истинное не проходит бесследно. А истинно то, в чём много искреннего, живого чувства и душевного радения о дальних и ближних, судьбы которых соединила навеки родная для них всех земля. И верится, что читатель А. В. Коротина не остался где-то далеко в стороне – встреча с ним ждёт писателя, героев его произведений впереди, в будущем, которое захочет узнать о своём прошлом.

Е. Иванова

// Ставропольский хронограф на 2007 год. – Ставрополь, 2007. – С. 223–227.


Место и время действия

События рассказа происходят во время Гражданской войны (1917–1922 гг.) в России, в деревне Бережки.

Главные герои

  • Филька – угрюмый, нелюдимый мальчик, в сердце которого не было доброты ни к животным, ни к людям.

Другие персонажи

  • Панкрат – старый мельник, мудрый, практичный, рассудительный мужчина.
  • Бабушка – родная бабушка Фильки, добрая и чуткая женщина.

Краткое содержание

Мельнику было тяжело прокормить коня, и вскоре тот начала ходить по деревне, выпрашивая еду у местных жителей. Многие жалели умное животное, пострадавшее в войне, и подкармливали его, кто чем мог.

Метель стихла только к вечеру. Придя домой, Филькина бабушка рассказала, что вся вода в деревне замерзла. Сильный мороз, который обрушился на Бережки ночью, вызвал тревогу у местных жителей: если погода не изменится, наступит голод. Мука у всех на исходе, вода в реке замерзла, и мельница работать не может.

Заключение

Своей книгой Константин Паустовский хотел напомнить читателям, насколько важно быть добрым и чутким к чужой беде, не оставаться равнодушным и проявлять милосердие.

Кавказ первой половины девятнадцатого века был местом изгнанья революционно настроенных, непримиримых с царизмом людей. Сюда, в теплую Сибирь`, как русский император назвал Кавказ, в разное время были сосланы около семидесяти офицеров и почти три тысячи солдат, причастных к. Ещё

Кавказ первой половины девятнадцатого века был местом изгнанья революционно настроенных, непримиримых с царизмом людей. Сюда, в теплую Сибирь`, как русский император назвал Кавказ, в разное время были сосланы около семидесяти офицеров и почти три тысячи солдат, причастных к декабристскому движению 1825 года. Многие из них погибли в сражениях или умерли от ран и болезней. В этой книге, созданной на основе документов, исследований и воспоминаний современников, рассказывается лишь об отдельных эпизодах кавказской жизни декабристов и связанных с ними людей. Это скорее всего историко-документальные этюды о времени далеком, но незабываемом, о его славных сыновьях, которых Герцен назвал богатырями, кованными из чистой стали.

Хлеб изгнания.

Кавказ первой половины девятнадцатого века был местом изгнанья революционно настроенных, непримиримых с царизмом людей. Сюда, в `теплую Сибирь`, как русский император назвал Кавказ, в разное время были сосланы около семидесяти офицеров и почти три тысячи солдат, причастных к декабристскому движению 1825 года. Многие из них погибли в сражениях или умерли от ран и болезней. В этой книге, созданной на основе документов, исследований и воспоминаний современников, рассказывается лишь об отдельных эпизодах кавказской жизни декабристов и связанных с ними людей. Это скорее всего историко-документальные этюды о времени далеком, но незабываемом, о его славных сыновьях, которых Герцен назвал богатырями, кованными из чистой стали.

Читайте также: