Консультирование детей и подростков по проблеме школьной неуспеваемости

Обновлено: 03.07.2024

Психологическое консультирование детей и подростков, Монина Г.Б., 2011.

Учебник знакомит с историей становления, предметом и современными методами консультирования детей раннего и дошкольного возраста, младших школьников и подростков. Автор рассматривает консультирование данных категорий с позиции возрастно психологического подхода, представляет различные модели консультирования и собственные подходы, которые определяют выбор методов и техник в практической деятельности.
В учебнике подробно характеризуется процесс консультирования детей и подростков, их родителей, семейного консультирования, а также диагностическая и коррекционная работа. Раскрыты особенности консультирования разных категорий детей и подростков. Актуальные проблемы данной научно практической области освещаются с учетом современных достижений психологической науки.
Издание адресовано студентам и аспирантам педагогических и психологических специальностей, практикующим психологам, социальным работникам, преподавателям высшей и средней школы.

Понятие психологического консультирования.
Психологическое консультирование — это процесс взаимодействия между помогающей стороной и обращающейся за помощью, который включает применение специалистом психологических теорий и коммуникативных навыков для решения личных проблем, трудностей и стремлений клиента. Основным принципом психологического консультирования является оказание помощи клиенту без какого бы то ни было давления при принятии им решения [198]. Некоторые формы психологического консультирования включают информирование и рекомендации клиенту, но подавляющее большинство видов консультирования направлено на то, чтобы помочь клиенту самому разобраться в его проблеме [197].

Психологическое консультирование не является просто набором техник, которыми пользуется специалист, оно предполагает становление специальных особых отношений между психологом и клиентом.

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Основы оказания психологической помощи детям и подросткам
1.1. Психологическая помощь и психологическое консультирование
1.2. Понятие психологического консультирования
1.3. История становления консультирования детей и подростков
1.4. Особенности консультирования детей и подростков
1.5. Современные аспекты консультирования детей и подростков
1.6. Формы консультирования детей и подростков
ГЛАВА 2. Взаимодействие психолога с детьми и подростками в процессе консультирования
2.1. Возрастно-психологический подход к консультированию детей и подростков
2.2. Индивидуализация в процессе консультирования детей и подростков
2.3. Выбор методов работы с детьми и подростками в процессе консультирования
2.4. Техники консультирования детей и подростков
2.5. Организация работы с детьми и подростками в процессе консультирования
2.6. Диагностика в консультировании детей и подростков.
2.7. Психокоррекционная работа в процессе консультирования детей и подростков
ГЛАВА 3. Взаимодействие психолога с родителями детей и подростков
3.1. Общие принципы консультирования родителей
3.2. Организация работы консультанта с родителями
3.3. Первичная консультация с родителями
3.5. Заключительная встреча психолога-консультанта с родителями
ГЛАВА 4. Консультирование семьи
4.1. Оказание психологической помощи семье
4.2. Модели семейного консультирования
4.3. Специфика семейного консультирования
4.4. Этапы семейного консультирования
4.5. Психодиагностика в консультировании детей и подростков
ГЛАВА 5. Консультирование отдельных категорий детей и подростков
5.1. Консультирование агрессивных детей и подростков
5.2. Консультирование тревожных детей и подростков
5.3. Консультирование застенчивых, замкнутых детей и подростков
5.4. Консультирование гиперактивных детей и подростков
5.5. Консультирование аутичных детей и подростков
5.6. Консультирование одаренных детей и подростков
5.7. Консультирование детей и подростков по проблеме школьной неуспеваемости
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Онлайн-книги

Проблема школьной неуспеваемости и пропусков учебных занятий является очень актуальной, потому что беспокоит всех нас, и педагогов, и родителей. Причём неуспеваемость по учебным занятиям беспокоит не только взрослых, но и наших детей. Ведь совершенно очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребёнка, который бы хотел плохо учиться.

Характеристика дошкольного периода_________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ ___________________
Наличие/отсутствие черепно-мозговых травм в дошкольном периоде_________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ ___________________

Общение со сверстниками_________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ ______________
Общение с учителями_________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _________________
Наличие / отсутствие вредных привычек_________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ __________________
Дополнительная информация_________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _________________
Диагностика

Дата Исследуемый параметр Применяемые методики Полученный результат
Внимание
Восприятие окружающего мира
Мышление
Память
Эмоционально-волевая сфера
Мотивационная сфера
Коррекционно-развивающая работа
Дата Проведенная работа Роспись ученика Роспись педагога-психолога
Повторная диагностика

  • мотив долга и ответственности – № 1;
  • мотивы самоопределения и самосовершенствования – № 2–4;
  • мотивы собственного благополучия – № 5–7;
  • мотивы престижности – № 8–10;
  • мотивы содержания учебной деятельности – № 11–13;
  • мотивы отношения к процессу учения – № 14–16.
  • Информатика
  • Астрономия
  • Экология
  • Физкультура
  • ОБЖ
  • Черчение
  • Экономика
  • Общество­знание
  • Математика
  • Интересное содержание предмета
  • Интересное преподавание
  • Предмет имеет практическое значение
  • Уважаю учителя
  • Хотел бы получать дополнительные знания
  • развитие познавательной сферы младших школьников;
  • развитие навыков коллективной работы;
  • развитие социально-психологических качеств личности;
  • развитие рефлексии.
  • решение проблемных ситуаций;
  • использование исследовательского подхода при изучении учебного материала;
  • связь учебной информации с жизненным опытом учащихся;
  • организация сотрудничества, использование командных форм работы и методов деятельности, построенных на соревновании с периодической сменой состава групп; позитивное эмоциональное подкрепление, индивидуальная и групповая работа над проектами.
  • Веселый праздник
  • Тяжелая работа
  • Развитие
  • Вкусный ужин
  • Смелый поступок
  • Болезнь
  • Счастье
  • Разлука
  • Дружба
  • Темная ночь
  • Печаль.

2. Не старайтесь подменять собой учителя, требуя от ребёнка больше, чем ему задано (например, написать не одну строчку в прописи, а целую страницу; переписывать по многу раз домашнее задание, пока оно не будет выполнено идеально).

3. В своих ожиданиях надо исходить из реальных возможностей ребёнка. Не требовать долгого напряжения от быстро утомляющегося, неусидчивого школьника. По поводу режима дня вашего ребёнка проконсультируйтесь с психологом.

4. Проявляйте интерес к учебной деятельности ребёнка, например ищите нужные книги в библиотеке или информацию в Интернете. Но не делайте это вместо ребёнка, а вместе с ним. Раз и навсегда откажитесь от привычки писать за школьника рефераты, сочинения и пр.

Психологическое консультирование детей и подростков, Монина Г.Б., 2011.

Учебник знакомит с историей становления, предметом и современными методами консультирования детей раннего и дошкольного возраста, младших школьников и подростков. Автор рассматривает консультирование данных категорий с позиции возрастно психологического подхода, представляет различные модели консультирования и собственные подходы, которые определяют выбор методов и техник в практической деятельности.
В учебнике подробно характеризуется процесс консультирования детей и подростков, их родителей, семейного консультирования, а также диагностическая и коррекционная работа. Раскрыты особенности консультирования разных категорий детей и подростков. Актуальные проблемы данной научно практической области освещаются с учетом современных достижений психологической науки.
Издание адресовано студентам и аспирантам педагогических и психологических специальностей, практикующим психологам, социальным работникам, преподавателям высшей и средней школы.

Понятие психологического консультирования.
Психологическое консультирование — это процесс взаимодействия между помогающей стороной и обращающейся за помощью, который включает применение специалистом психологических теорий и коммуникативных навыков для решения личных проблем, трудностей и стремлений клиента. Основным принципом психологического консультирования является оказание помощи клиенту без какого бы то ни было давления при принятии им решения [198]. Некоторые формы психологического консультирования включают информирование и рекомендации клиенту, но подавляющее большинство видов консультирования направлено на то, чтобы помочь клиенту самому разобраться в его проблеме [197].

Психологическое консультирование не является просто набором техник, которыми пользуется специалист, оно предполагает становление специальных особых отношений между психологом и клиентом.

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Основы оказания психологической помощи детям и подросткам
1.1. Психологическая помощь и психологическое консультирование
1.2. Понятие психологического консультирования
1.3. История становления консультирования детей и подростков
1.4. Особенности консультирования детей и подростков
1.5. Современные аспекты консультирования детей и подростков
1.6. Формы консультирования детей и подростков
ГЛАВА 2. Взаимодействие психолога с детьми и подростками в процессе консультирования
2.1. Возрастно-психологический подход к консультированию детей и подростков
2.2. Индивидуализация в процессе консультирования детей и подростков
2.3. Выбор методов работы с детьми и подростками в процессе консультирования
2.4. Техники консультирования детей и подростков
2.5. Организация работы с детьми и подростками в процессе консультирования
2.6. Диагностика в консультировании детей и подростков.
2.7. Психокоррекционная работа в процессе консультирования детей и подростков
ГЛАВА 3. Взаимодействие психолога с родителями детей и подростков
3.1. Общие принципы консультирования родителей
3.2. Организация работы консультанта с родителями
3.3. Первичная консультация с родителями
3.5. Заключительная встреча психолога-консультанта с родителями
ГЛАВА 4. Консультирование семьи
4.1. Оказание психологической помощи семье
4.2. Модели семейного консультирования
4.3. Специфика семейного консультирования
4.4. Этапы семейного консультирования
4.5. Психодиагностика в консультировании детей и подростков
ГЛАВА 5. Консультирование отдельных категорий детей и подростков
5.1. Консультирование агрессивных детей и подростков
5.2. Консультирование тревожных детей и подростков
5.3. Консультирование застенчивых, замкнутых детей и подростков
5.4. Консультирование гиперактивных детей и подростков
5.5. Консультирование аутичных детей и подростков
5.6. Консультирование одаренных детей и подростков
5.7. Консультирование детей и подростков по проблеме школьной неуспеваемости
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Проблемы в школе у ребенка: причины и помощь. Рекомендации специалистов

В школьные годы у детей часто возникают трудности: проблемы в общении со сверстниками и учителями, низкая успеваемость, сложная обучаемость, школьная дезадаптация . Бывает, родители не замечают проблем ребенка в силу занятости, да и сами дети редко просят помощи, несмотря на то, что очень нуждаются в ней. Именно поэтому родителям важно быть чуткими и внимательными по отношению к своим детям, своевременно решать их проблемы, помогать в различных делах, чтобы впоследствии ребенок вырос уравновешенной и целостной личностью.

В этой статье рассмотрим основные трудности психологического, логопедического или нейропсихологического характера, с которыми ребенок может столкнуться в школе.

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ШКОЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ

Невнимательность, неусидчивость, низкая концентрация внимания

Невнимательный ребенок в школе с точки зрения психологии – это ученик с нарушением концентрации внимания на каком-либо действии или предмете (дисциплине). Как правило, если ребенок не успевает за темпом работы в классе, долго делает домашние задания, постоянно отвлекается сам и отвлекает одноклассников, не с первого раза слышит обращенную к нему просьбу, это говорит о низком уровне концентрации внимания из-за снижения уровня нейродинамики.

Признаками невнимательности могут являться:

- Низкая концентрация (ребенок постоянно отвлекается в классе, либо при выполнении домашних заданий, быстро переключает внимание на мелкие раздражители (посторонние звуки, изображения) с потерей качества выполняемого действия и т.п.).

- Забывчивость (например, часто теряются вещи).

- Невнимательность при выполнении бытовых действий (путаются цифры в задачах, пропускаются пуговицы при застегивании одежды и т.д.)

Из-за чего же так происходит? Существует множество факторов, влияющих на снижение концентрации, одними из них являются: эмоциональное напряжение ребенка, тревожность, чрезмерная нагрузка, внешние факторы (жара, холод), дискомфорт и, конечно же, мобильные гаджеты. Помимо этого, часто за невнимательностью скрывается недоформированность 1 и 3 блоков мозга, которые как раз отвечают за уровень общей работоспособности и осуществление функции контроля за собственной деятельностью.

При выявлении данной проблемы необходимо не только устранить причину, но и стабильно заниматься с ребенком, развивая функции головного мозга. Существует множество игровых методик, воздействующих на участки мозга, что, соответственно, будет повышать концентрацию внимания у ребенка.

Детский нейропсихолог может провести нейродиагностику, выявить первопричины низкой концентрации внимания у ребенка и дать свои рекомендации по дальнейшему развитию.

У ребенка трудности в письме и/или чтении

Если у ребенка наблюдаются регулярные характерные трудности в письме и/или чтении, часто они вызваны конкретным расстройством – дисграфией или дислексией. Однако не стоит паниковать, так как такое явление довольно часто встречается среди учеников начальных классов, но и пускать ситуацию на самотек - тоже нельзя.

Причины данных трудностей чаще могут быть связаны с:

- нарушениями или особенностями в развитии нервной системы,

- недоформированностью определенных блоков мозга и, как следствие, задержками в развитии моторной сферы (крупная и мелкая моторика) и психических функций, например, зрительного и слухового восприятия, пространственных представлений, памяти и пр.

Симптомы проблем с письмом, как правило, начинают проявляться еще в начале школьного обучения, а наиболее заметны становятся с увеличением нагрузки. Чем раньше родители заметят это, тем быстрее помогут ребенку избавиться от данных трудностей и не упустить школьную программу, а также сделать процесс обучение легче и интереснее.

Проблемы с чтением также не стоит игнорировать. Это очень важный процесс, от которого во многом зависит успешность в изучении разных дисциплин. Например, если ребенку трудно правильно прочесть и понять условия математической задачи, то и выполнить ее без ошибок он не сможет. Последствия дислексии могут проявляться и в трудностях с пониманием прочитанного и в сокращении читательского опыта, что, в свою очередь, может препятствовать росту словарного запаса и базовых знаний.

Часто чтение и письмо для детей с дислексией - это очень энергозатратный процесс, особенно в случаях, когда нарушена работа не одной, а двух или нескольких когнитивных функций.

У ребенка плохой почерк

Отдельной проблемой можно выделить плохой почерк (неразборчиво пишет, не соблюдает границы строк и т.д.). Причиной могут быть следующие факторы:

- неврологические проблемы (ДЦП, эпилепсия и пр.);
- леворукого ребенка переучили писать правой рукой;
- плохо развита моторика (крупная и мелкая);
- мышечные зажимы, в частности в кисти руки;
- задержки в развитии.

Что делать? Нейропсихолог поможет определить, с чем именно связана данная сложность и подскажет верный путь решения вопроса. При необходимости проведет курс занятий по устранению причин данного явления. Для детей дошкольного возраста существуют специальные упражнения, направленные на развитие двигательной сферы и моторики, предотвращение появления зажимов и подготовки руки к письму.

Ребенку сложно запомнить стихи или любую другую информацию

Опять же, в данном случае необходима консультация нейропсихолога для того, чтобы выяснить точные причины трудностей в запоминании информации.

Кто такой детский нейропсихолог, и как он может помочь в решении проблем в школьном обучении?

Это специалист, который знает особенности развития мозга, может с помощью нейропсихологической диагностики установить соответствие уровня развития психических функций (памяти, мышления, внимания, речи и пр.) возрастным нормативам, выяснить причины возникновения тех или иных сложностей и дать рекомендации по дальнейшему развитию ребенка.

В случае необходимости нейропсихолог составит индивидуальную программу занятий и проведет курс коррекционно-развивающих занятий по устранению выявленных трудностей. В такую программу входят различные физические и интеллектуальные упражнения, элементы сенсорной интеграции, телесноориентированной терапии, кинезиологии, которые проводятся в игровой форме.

Если вы наблюдаете у своего ребенка что-то из вышеперечисленного, не откладывайте проблему в долгий ящик, где она обрастет еще большими проблемами, а обратитесь к специалисту, который поможет стать Вашему ребенку успешнее во всех сферах жизнедеятельности.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ШКОЛЬНЫХ ТРУДНОСТЕЙ

Ребенок отстает в школе

- отсутствие интереса к обучающей программе;

- конфликты с учителями и другими учениками;

- давление со стороны сверстников;

- психологическая напряженность, связанная с конфликтами в семье;

- проблемы с усвоением материалов

В данном случае первым делом необходимо поговорить с ребенком, попытаться выявить причину и понять, с чем связаны у ребенка проблемы в школе , и, соответственно, помочь ему их решить. Если вы осознаете, что причина школьной неуспеваемости вызвана эмоциональным неблагополучием ребенка, и она не решается своими силами, то стоит обратиться за помощью к детскому психологу, который поможет ребенку пережить возникшие трудности, выровнять эмоциональный фон и вернуть интерес к учебе.

Проблемы со сверстниками

К сожалению, проблемы со сверстниками – очень распространенное явление в наше время. Давайте разберемся, что может мешать Вашему ребенку легко общаться и коммуницировать с другими детьми?

- ребенок стеснительный, неуверенный в себе;

- у ребенка плохо развиты социальные навыки общения;

- агрессия со стороны ребенка или сверстников, буллинг;

- непонимание в семье, сложные отношения с родителями;

- нарушения или отклонения в психическом развитии.

Проблемы с адаптацией

Адаптация в школе – это важный процесс привыкания ребенка к новой социальной среде. Длительность этого периода зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка и занимает в среднем от 2 до 6 месяцев.

Привыкнуть к новому распорядку дня, новым правилам и коллективу – задача не из легких даже для взрослого, что уж говорить о маленьких детях! Крайне важно поддержать ребенка в это нелегкое для него время. Проблемы со школьной адаптацией чаще всего встречается у:

- детей с повешенной утомляемостью,

- детей с психологическими особенностями,

- детей с неврологическими и психиатрическими диагнозами,

- детей, имеющих задержки в развитии.

Не требуйте от ребенка многого, постарайтесь максимально поддерживать его и больше проводить время вместе. Мотивируйте и поощряйте за школьные успехи. Помогите ребенку оптимально распределить время, составьте расписание дня, не забывайте про прогулки на свежем воздухе. Станьте для него опорой в этот период. На этапе адаптации не добавляйте в график ребенка новых обязанностей, кружков и секций – лучше отложить введение дополнительного образования на более позднее время.

Проблемы с поведением

При переходе в новое учебное заведение, а также по мере взросления, у ребенка может появиться ряд негативных поведенческих особенностей, которые называют психогенной школьной дезадаптацией (сокращённо ПШД).

ПЩД, как правило, характеризуется:

- конфликтностью со сверстниками и учителями;

- неадекватностью действий, аморальным поведением, агрессией по отношению как к людям, так и к животным;

- частым пропуском уроков.

Проблемы с поведением чаще всего встречаются у детей с дефицитом внимания и любви в семье. Даже психически здоровый ребенок в такой ситуации может начать бунтовать и вести себя агрессивно, поэтому важно, в первую очередь, начать с отношений внутри семьи. При данном нарушении у ребенка лучше всего обращаться за помощью к детскому психологу.

Проблемы в общении с учителями

Поводом для конфликтов между учениками и учителями могут быть совершенно разные ситуации, например:

- низкая успеваемость ученика;

- несоответствие уровня знаний ребенка и школьной программы;

- борьба за авторитет между учеником и учителем;

- проблемы в семье ребенка;

- личностные особенности учителя и ребенка и пр.

Если у ребенка проблемы с учителем , родителям необходимо понять причину данного недопонимания и помочь ее устранить.

Школьная дезадаптация

Школьная дезадаптация – это расстройство адаптации ребенка школьного возраста в условиях учебного учреждения, при котором снижаются способности к обучению, ухудшаются взаимоотношения с учителями и одноклассниками. Чаще всего нарушение встречается у школьников младшего возраста, но может проявляться также в средних и старших классах. Впоследствии, если не предпринимать должных мер, школьная дезадаптация полностью отбивает у ребенка желание учиться и в принципе посещать учебное заведение.

Школьная неуспеваемость является одним из последствий дезадаптации ребенка, которую также называют нарушением развития и поведения.

Почему у ребенка может возникнуть школьная дезадаптация ?

- недостаточный контроль поведения ученика;

- низкий уровень подготовки ребенка;

- низкий уровень интеллектуальных навыков;

- неспособность подстроиться под темп программы;

- пробелы в школьной программе/отдельных дисциплинах;

- психологические и неврологические особенности.

Конечно, не стоит забывать о влиянии семьи на психическое состояние ребенка. Непонимание, конфликты и давление негативно влияют на общее развитие и мироощущение детей. Все эти факторы напрямую отражаются на учебной деятельности ребенка. К такой проблеме, как школьная дезадаптация , лучше всего привлекать детского психолога и нейропсихолога.

Как помочь? Рекомендации психолога

Если Вы замечаете, что у ребенка проблемы в школе , он подавлен, замкнут или, напротив, чрезвычайно импульсивен, в первую очередь необходимо проанализировать Ваши отношения в семье. Конечно, в доме должны царить гармония и спокойствие. Очень важно вести диалог со своими детьми, узнавать о новостях в их жизнях, постараться стать для ребенка другом, несмотря на разницу в возрасте. Выявляйте и принимайте причины тревожностей, окружайте заботой и любовью, уделяйте время своим детям! Обычно дети редко рассказывают о своих проблемах, так как боятся осуждения и непонимания со стороны родителей. Поэтому Вам, как родителям, необходимо:

- Выстраивать доверительные отношения с ребенком. Доверие в семье – первый шаг к успешному построению взаимоотношений детей и родителей. Ребенку важно понимать, что родителям можно доверять, рассказывать им о своих проблемах и не ждать осуждения в ответ.

- Поговорить, узнать о его переживаниях, успокоить и поддержать, если это требуется. Объясните ребенку, что любая проблема требует решения, и Вы всегда готовы ему помочь, Вы всегда на его стороне. Однако, если на протяжении нескольких лет родитель выступал доминантом, данные перфомансы, скорее всего, не дадут никаких результатов. Здесь потребуются некоторое время и усилия с Вашей стороны, чтобы изменить ситуацию.

- Обратиться к специалисту – детскому психологу – за первичной консультацией или на несколько сеансов для решения той или иной психологической проблемы.

Кто такой детский психолог, и почему он точно поможет Вам и Вашему ребенку?

Детский психолог – это профессионал в области детской психологии, который специализируется на решении психологических трудностей у детей. Следует знать, что психика детей в школьные годы очень неустойчива (сначала адаптация, далее – переходный возраст) и легко поддается травмам, которые могут остаться с ними на всю жизнь, повлияв на целостное формирование личности, поэтому решать детские проблемы важно и нужно! Одной помощью родителей зачастую, к сожалению, не обойтись.

Детский психолог поможет ребенку решить личностные и внешне ситуативные проблемы: тревожность, замкнутость, проявление агрессии, непроработанные обиды, низкая самооценка, низкая успеваемость, проблемы с социализаций, отсутствие контакта с учителями и сверстниками и т.д. Список проблем разнообразен, и если у Вашего ребенка наблюдаются какие-либо эмоциональные трудности, то настоятельно рекомендуем отнестись к вопросу детского психического здоровья крайне серьезно, не пренебрегая помощью специалистов!

Читайте также:

Дата Исследуемый параметр Применяемые методики Полученный результат


Внимание