Конструирование из бумаги в начальной школе на кружке

Обновлено: 07.07.2024

Программа “Конструирование из бумаги” разработана и реализуется в системе дополнительного образования детей. Данная программа дает ребенку возможность самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, превратить его в облака, снег, радугу, животных и т.п., постичь свойства, структуру, насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием комбинаций различных форм, величин.

Вид программы авторская, так педагогом собран и обогащен опыт многих лет работы с детьми по обработке и использованию различных видов бумаги и картона.

Программа имеет социально-педагогическую направленность. Она поможет ребенку открыть себя наиболее полно, создаст условия для динамики творческого роста и будет поддерживать пытливое стремление ребенка узнавать мир во всех его ярких красках и проявлениях. Преемственность геометрических и арифметических представлений способствует более легкому усвоению материала в школе, формированию уверенности в своих силах, успешности и высокой самооценке.

Актуальность, педагогическая целесообразность программы.

Актуальность данной программы дополнительного образования детей определяется тем, что в последние годы у младших школьников при формировании базовых геометрических и арифметических понятий, составляющие фундамент всех математических знаний, возникают психологические, дидактические и коммуникативные проблемы. В возрасте младших школьников эти проблемы легко поддаются коррекции, в предметно-игровой среде формируется осознанное восприятие и понимание математических понятий, опирающихся на жизненный опыт ребенка.

Основное предназначение настоящей программы – сформировать у ребенка умение самостоятельно ориентироваться в любой работе, т. е. учебная и практическая деятельность рассматривается как средство познания окружающего мира и своей роли в нем как преобразователя. Занятия по программе “Конструирование из бумаги” открывают большие возможности для развития инициативы, будят положительные эмоции, вдохновляют, активизируют детскую мысль.

Отличительные особенности и новизна программы.

Система работы с бумагой построена по принципу от простого к сложному, схемы и чертежи легко воспринимаются зрительно. Программа позволяет индивидуализировать сложность работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным можно предложить работу попроще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это даст возможность предотвратить перегрузку ребенка, освободить его от страха перед трудностью, приобщить к творчеству. Кроме изготовления картин из бумаги и поделок, данная программа поможет без особых затрат оформить любой праздник, вечер, изготовить сувениры, а главное – подарит минуты радости общения.

Программа носит многоаспектный характер. Ее реализация развивает у обучающихся тактильные ощущения, мелкую моторику, координацию движений пальцев, зрительно-пространственную ориентировку, координацию внимания, оперативную и долговременную память, цветоощущение, воссоздающее воображение, логическое мышление. Формирует навыки анализа плоских геометрических фигур, навыки классификации по форме, размеру и цвету, навыки проектирования своей деятельность, коммуникативные навыки парных или групповых взаимодействий, способствует творчеству, гибкости и самостоятельности мышления.

Данная программа дополняет и углубляет знания и умения детей, приобретенные на школьных уроках.

Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у всех детей.

Цель программы: воспитание творческой, социально-активной личности, проявляющей интерес к художественному и техническому творчеству и желание трудиться.

Задачи программы:

  • обучать технологиям бумажной пластики: аппликации, бумажному конструированию, оригами, квилингу…
  • формировать практические умения в процессе обучения и воспитания правил трудовой и экологической культуры;
  • синхронизация программ образовательного и дополнительного обучения.
  • развивать эмоциональную отзывчивость на искусство, отношение к творчеству и искусству как созданию красоты и пользы;
  • развивать образное и пространственное мышление, фантазию, творческую активность, а также моторику рук, последовательность в выполнении действий;
  • стимулировать интерес к экспериментированию и конструированию как содержательной поисково-познавательной деятельности.
  • воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность;
  • прививать навыки работы в группе, в парах;
  • нравственное воспитание.

Сроки реализации программы.

Данная программа рассчитана на один год обучения. Общая продолжительность обучения детей в группе равна 33 учебным часам.
Целесообразно объединение детей численностью от 8 до 10 человек. Принимаются все желающие, без специального отбора.
Программа рассчитана на детей 6–7 лет.

Формы и режим занятий.

Занятия в группе проходят 1 раз в неделю по 1 часу.

В процессе реализации программы используются разнообразные формы занятий: беседа, практическая работа, игра, экскурсии, выставки и др.

Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного, демонстрационного материала и подкрепляется практическим освоением темы.

В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Структура каждого занятия зависит от конкретной темы и решаемых в ней задач.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

Предполагается, что у ребенка, обучающегося по настоящей программе, будут сформированы:

а) правильные начальные математические представления о:

  • линейных и плоскостных фигурах;
  • начальных математических отношений.

б) начальные навыки классификации и анализа математических объектов:

  • навыки классификации по форме, размеру, цвету, положению;
  • навыки пространственного ориентирования.

в) необходимые для этого возраста коммуникативные и социальные навыки:

  • навыки группового и парного взаимодействия в детском коллективе;
  • навыки создания начальных социальных отношений;
  • навыки интеграции собственного и чужого поведения.

Предполагается, что будет сформирован достаточный для успешного усвоения учебных программ уровень развития таких познавательных процессов, как: восприятие, память, внимание, воображение, мышление, речь.

Занятия в объединении формируют такие черты как трудолюбие, усидчивость, умение планировать работу и доводить до конца начатое дело.

Формы подведения итогов реализации программы.

Технические и творческие навыки детей можно выявить только в процессе практической работы. Для получения устойчивого навыка в работе ребенку требуется многократное повторение конкретного действия при внимательном и терпеливом руководстве педагога.

Формами начальной диагностики является собеседование с ребенком и наблюдение за работой (фиксируется уровень подготовки).

В соответствии с требованиями программы проводится промежуточная аттестация, которая включает в себя наблюдения за практической работой обучающихся во время уроков-фантазий, изготовление изделий по замыслу детей.

Итоговая проверка знаний, умений и навыков проводится в игровой форме на заключительном занятии – празднике.

В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно- творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира. Занятия в кружке позволяют развивать творческие задатки дошкольников, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества. Выполняя пальчиками различные движения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга, но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Происходит ориентация дошкольников на ценность труда в эмоционально-поведенческом аспекте.

Бумага – хороший пластичный материал, который продолжает формировать устойчивый интерес к творчеству и делает работу

детей содержательней, изделия выразительными и оригинальными.

Теоретической основой данной программы являются работы Выготского Л. С., Эльконина Д. Б., Дубровиной И. В. В практической реализации задач программа опирается на методические пособия Рябко Н. Б. ,Ткаченко Т. А. Т. С. Комаровой.

В своей деятельности при реализации программы педагог руководствуется Законом об Образовании, Конституцией РФ, Конвенцией о правах ребенка, санитарно-эпи

1. Сбор информации, анализ результатов обследования по развитию мелкой моторики руки у воспитанников.

2. Изучение педагогической и психологической литературы по развитию мелкой моторики руки у дошкольников.

3. Составление плана работы по развитию мелкой моторики руки у детей среднего дошкольного возраста средствами объемной аппликации, разработка конспектов занятий, подбор игр и упражнений для развития мелкой моторики руки.

4. Анализ достигнутых результатов. Определение дальнейших перспектив развития

1. Познакомить детей с различными приёмами работы с бумагой.

2. Способствовать развитию мелкой моторики рук; развивать точность и координацию движений руки и глаза; гибкость рук, ритмичность.

3. Формировать навыки учебной деятельности:

• умение действовать по словесным инструкциям;

• умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи;

• контроль за собственными действиями.

4. Способствовать развитию творческих способностей, интереса к ручному труду.

5. Воспитывать художественный вкус.

Принципы построения программы:

• От простого к сложному.

• Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.

• Воспитывающая и развивающая направленность.

• Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков.

• Активность и самостоятельность.

• Учёт возрастных и индивидуальных особенностей

Сбор информации, анализ результатов обследования по развитию мелкой моторики руки у воспитанников.

Изучение педагогической и психологической литературы по развитию мелкой моторики руки у дошкольников.

Составление плана работы по развитию мелкой моторики руки у детей среднего дошкольного возраста средствами объемной аппликации, разработка конспектов занятий, подбор игр и упражнений для развития мелкой моторики руки.

Анализ достигнутых результатов. Определение дальнейших перспектив развития

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 4-5 лет. Это определяется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением дошкольниками "взрослости”, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.

Работа проводятся во второй половине дня.

В средней группе – одно занятие в неделю, 32 занятия в год, продолжительностью 20 минут, 10ч40 мин в год.

Продолжительность реализации программы 1 года.

Условия реализации программы

1. Должно быть хорошо освещенное место, поверхность стола должна быть ровной и чистой.

2. Бумага должна быть мягкой,

3. У ребёнка должен быть стимул для выполнения определённых операций с бумагой.

4. Задания должны соответствовать возрасту и индивидуальным особенностям ребёнка.

5. Ребенок должен получать радость от того,

1. Повысится уровень развития мелкой моторики руки.

2. Дети освоят технику работы с бумагой, научатся выполнять разные поделки с использованием объемной аппликации.

3. У воспитанников сформируются навыки планирования индивидуальной и коллективной деятельности, умения самостоятельно действовать и осуществлять контроль.

4. Дети будут проявлять творчество в продуктивных видах деятельности

Формы проведения итогов реализации программы:

. Формами подведения итогов станут выставки, конкурсы,вручение готовых работ родителям, малышам в качестве подарков.

Образовательная деятельность проводиться по подгруппам по 5-6 человек. Каждый ребенок занимается в кружке 1 раз в неделю. Продолжительность занятий с каждой мини-группой - не более 20 минут. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Состав мини-группы одновременно работающих детей может меняться в соответствии с вышеуказанными причинами. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.

В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения - физминутки. Комплексы пальчиковой гимнастики, физминуток воспитатель подбирает самостоятельно, так как методическая литература по данному вопросу очень разнообразна и содержательна.

• Создание мотивации. Загадки, стихи, интересные истории.

• Показ и рассматривание образца

• Практическая часть (обучение, выполнение)

• Анализ работы (аккуратность, творчество)

Условия реализации программы.

1. Должно быть хорошо освещенное место, поверхность стола должна быть ровной и чистой.

2. Бумага должна быть мягкой,

3. У ребёнка должен быть стимул для выполнения определённых операций с бумагой.

4. Задания должны соответствовать возрасту и индивидуальным особенностям ребёнка.

5. Ребенок должен получать радость от того,что у него получилось

Большая роль в реализации программы отводится совместной деятельности педагога с детьми. Используется прослушивание литературных и музыкальных произведений, как наиболее эффективное воздействие средства эстетического воспитания.

Наглядные: рассматривание образцов, демонстрация иллюстраций по теме занятия.

Словесные: чтение художественной литературы, беседы; объяснение и обсуждения хода работы; подбор стихотворений,загадок по темам.

Практические: индивидуальная работа детей; совместная работа взрослого и детей.

Учебно-методическое и информационное обеспечение программы.

Для успешной реализации программы используются:

Музыкальное оформление занятия (магнитофон, диски)

Учебные и наглядные пособия: образцы, демонстрационный материал, методические пособия, дидактические игры, художественная и вспомогательная литература, иллюстрации, разработка бесед, диагностические тесты, физминутки, пальчиковая гимнастика.

Оборудование: магнитная доска, цветная бумага разной фактуры (гофрированная, бумага для принтера (цветная, салфетки, картон, фантики от конфет, фольга,ножницы, клей,шаблоны силуэтов, трафареты для аппликации. Результативность обучения будет проверяться тестами. Формами подведения итогов станут выставки, конкурсы.

Способы и приёмы работы с разнофактурной бумагой.

Формообразования в бумажной пластике доступнее всего начинать с простых, разной величины форм – это округлые комочки, жгуты.

• Скатывание между ладонями круговыми движениями шаровидных комочков.

• Скручивание жгутов между ладонями продольными движениями.

• Маленькие комочки, шарики, жгутики выполняются пальчиками.

• Перекручивание. Сжать бумагу при помощи пальцев и перекрутить (бантик, крылышки).

К концу первого года обучения дети могут:

1. Скатывать комочки округлой формы, жгутики, бантики разной величины.

2. Составлять изображения из частей, по образцу, включать элементы творчества под контролем взрослого.

3. Изготавливать несложные поделки.

Для выявления уровня мелкой моторики брались следующие пробы: -обводка –шнуровка -штриховка –застежка пуговиц

Состояние мелкой моторики оценивалось по следующим параметрам: точность движений –темп движений, –точность движений -координация движений -сила движений -переключение от одного вида движений к другому.

Исходя из параметров разработаны уровни развития мелкой моторики:

Низкий: движении хаотичны, темп медленный, сила движения слабая, тонус низкий некоординирован, переключение нарушено, неловок, скован, напряжен.

Средний: движения неточные,темп замедлен, сила движения недостаточная,переключаемость затруднена, недостаточно ловок, скован.

Высокий :Движения точные, темп нормальный, сила движения достаточна, движения синхронные, переключаемость не затруднена. моторно ловок, не напряжен.

4. Презентация детских работ.

4. Рябко Н. Б. Занятия по изобразительной деятельности дошкольника – бумажная пластика. Учебно-практическое пособие – М., Педагогическое общество России, 2007.

5. Игрушки из бумаги. Дельта, КРИСТАЛЛ, Санкт-Петербург, 1996.



Онлайн-книги

Увлечение детьми техническим моделированием из бумаги способствует не только развитию творческих способностей детей, но и эффективному развитию мелкой моторики, что позволяет детям старшего дошкольного возраста успешно подготовиться к школе.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 14000 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН КРУЖКА

ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ МОДЕЛИРОВАНИЮ ИЗ БУМАГИ

НА 2010-2011 УЧЕБНЫЙ ГОД

Воспитатель: Долидудо Татьяна Александровна

Пояснительная записка

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.

Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. На занятиях по рисованию, лепке, аппликации у детей развиваются эмоционально-эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества.

Одно из наиболее интересных направлений художественно-эстетического цикла – это конструирование из бумаги. При работе с бумагой у детей совершенствуется ряд важнейших умственных качеств, а также предоставляется платформа для развития творческих задатков.

формировать психические предпосылки трудовой деятельности;

интерес к результату и чувство гордости за него, стремление совершенствовать его качество;

способствовать постепенно развертывать систему вытекающих друг из друга целей;

разнообразные способы работы с различными материалами и инструментами;

совершенствовать способность воспроизводить простейшие образцы поделок и построек.

Широкие возможности для активизации учебного процесса дает использование соответствующих педагогических технологий, в частности, технологии, предполагающие построение учебного процесса на ситуативной, прежде всего, игровой основе. Выбор методов и приемов способствует формированию мотивации учения, формированию общеучебных умений и навыков. При отборе содержания методов и форм учебно-воспитательного процесса учитывается уровень подготовки развития детей, индивидуальные и психологические особенности, склонности детей. Среди приемов, используемых в процессе реализации кружковой деятельности, усиливающих мотивацию обучения, следует назвать:

активизация и индивидуализация обучения;

игры и игровые ситуации;

творческие работы и т.д.

формировать умения следовать устным инструкциям;

обучать различным приемам работы с бумагой;

знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол. Сторона, вершина и т.д.;

обогащать словарь ребенка специальными терминами;

создавать композиции с изделиями, выполненными из бумаги.

развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение;

развивать мелкую моторику рук и глазомер;

развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей;

развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев;

развивать пространственное воображение.

воспитывать интерес к конструированию из бумаги;

формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;

учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Методы, используемые на занятиях кружка:

беседа, рассказ, сказка;

показ образца выполнения последовательности работы.

Форма занятий – тематическая совместная деятельность.

В результате обучения по данной программе дети:

научаться различным приемам работы с бумагой;

научаться следовать устным инструкциям;

будут создавать композиции с изделиями, выполненными из бумаги;

разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение;

разовьют мелкую моторику рук и глазомер;

разовьют художественный вкус, творческие способности и фантазию;

познакомятся с различными техниками работы с бумагой;

овладеют навыками культуры труда;

улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

составление альбома лучших работ;

проведение выставок детских работ.

Организационно-методическое обеспечение программы (возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп)



Ты сильный и смелый,
И самый большой,
Ругаешь - по делу,
И хвалишь – с душой!

Ты друг самый лучший,
Всегда защитишь,
Где надо – научишь,
За шалость простишь.

Я рядом шагаю,
За руку держусь!
Тебе подражаю,
Тобою горжусь.

Берем лист фиолетового картона размером 15*20 см
















Наши любимые папочки,
Мы снимаем пред вами шапочки,
Дедушки наши и дяденьки,
Крёстные папы и братики —
Храбрые наши герои, вы!
Добрые, сильные смельчаки,
Мирного неба над головой,
И не столкнуться, чтоб вам с войной.
Жить только в счастье и дружно
И чтобы вам не было грустно!

Онлайн-книги

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.

Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. На занятиях по рисованию, лепке, аппликации у детей развиваются эмоционально-эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества.

Одно из наиболее интересных направлений художественно-эстетического цикла – это конструирование из бумаги. При работе с бумагой у детей совершенствуется ряд важнейших умственных качеств, а также предоставляется платформа для развития творческих задатков.

формировать психические предпосылки трудовой деятельности;

интерес к результату и чувство гордости за него, стремление совершенствовать его качество;

способствовать постепенно развертывать систему вытекающих друг из друга целей;

разнообразные способы работы с различными материалами и инструментами;

совершенствовать способность воспроизводить простейшие образцы поделок и построек.

Широкие возможности для активизации учебного процесса дает использование соответствующих педагогических технологий, в частности, технологии, предполагающие построение учебного процесса на ситуативной, прежде всего, игровой основе. Выбор методов и приемов способствует формированию мотивации учения, формированию общеучебных умений и навыков. При отборе содержания методов и форм учебно-воспитательного процесса учитывается уровень подготовки развития детей, индивидуальные и психологические особенности, склонности детей. Среди приемов, используемых в процессе реализации кружковой деятельности, усиливающих мотивацию обучения, следует назвать:

активизация и индивидуализация обучения;

игры и игровые ситуации;

творческие работы и т.д.

формировать умения следовать устным инструкциям;

обучать различным приемам работы с бумагой;

знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол. Сторона, вершина и т.д.;

обогащать словарь ребенка специальными терминами;

создавать композиции с изделиями, выполненными из бумаги.

развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение;

развивать мелкую моторику рук и глазомер;

развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей;

развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев;

развивать пространственное воображение.

воспитывать интерес к конструированию из бумаги;

формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;

учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Методы, используемые на занятиях кружка:

беседа, рассказ, сказка;

показ образца выполнения последовательности работы.

Форма занятий – тематическая совместная деятельность.

В результате обучения по данной программе дети:

научаться различным приемам работы с бумагой;

научаться следовать устным инструкциям;

будут создавать композиции с изделиями, выполненными из бумаги;

разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение;

разовьют мелкую моторику рук и глазомер;

разовьют художественный вкус, творческие способности и фантазию;

познакомятся с различными техниками работы с бумагой;

овладеют навыками культуры труда;

улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

составление альбома лучших работ;

проведение выставок детских работ.

Организационно-методическое обеспечение программы (возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп)

Читайте также: