Константин аксаков о карамзине краткое содержание

Обновлено: 02.07.2024

Константин Аксаков - О Карамзине

Константин Аксаков - О Карамзине краткое содержание

О Карамзине - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Константин Сергеевич Аксаков

Речь, написанная для произнесения пред симбирским дворянством

Но в чем же значение и достоинство Карамзина и всей нашей литературы, какой же смысл ее при оторванности от народа? – Об этом-то и будет наша речь.


Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги О Карамзине предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Но в чем же значение и достоинство Карамзина и всей нашей литературы, какой же смысл ее при оторванности от народа? — Об этом-то и будет наша речь.

Знаменитое, каждым из нас чувствуемое явление и дело Петра в нашей истории поставило всю землю в особые отношения; Петр явился с блеском нововведений, с блеском полной эгоистической свободы жизни для частного человека, вообще с блеском Западного европеизма. Вы знаете, что его преобразование не было мирное учение новой мысли. С топором в руках увещевал он своих подданных следовать за ним. — Боюсь вдаваться в искусительные изыскания, которые заведут далеко и отвлекут нас от предмета, в исследования о мере правды и лжи Петровского переворота; но я думаю, что со мною согласятся по крайней мере в том, что в перевороте Петра если была истина, то была и неправда, и ложь. Эта ложь состояла в страшной односторонности, в излишнем развитии государственности и вместе с тем в полном неуважении к Русской земле, в воззрении на нее как на материал для своих планов, в подражательности и, конечно, в насилии. Петр Русской земли не понимал; он понимал только русские способности. На народ смотрел он как на безгласную массу и всю Россию хотел обратить в тесто, из которого мог бы вылепить немецкие фигуры. — Всю Россию хотел он обратить в машину, в государство, не признавая — от начала до него и доселе существующей — Русской земли. — Дело его удалось, но не совсем и, смеем думать, не навсегда. Вся эгоистическая сторона России, все люди служилые, холопи государевы [1]

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги О Карамзине предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Тут можно читать бесплатно Константин Аксаков - О Карамзине. Жанр: Публицистика издательство неизвестно, год неизвестен. Так же Вы можете читать полную версию (весь текст) онлайн без регистрации и SMS на сайте knigi-for.me (knigi for me) или прочесть краткое содержание, предисловие (аннотацию), описание и ознакомиться с отзывами (комментариями) о произведении.

Константин Аксаков - О Карамзине

Константин Аксаков - О Карамзине краткое содержание

Константин Аксаков - О Карамзине - описание и краткое содержание, автор Константин Аксаков , читайте бесплатно онлайн на сайте электронной библиотеки Kniga-for.me

Константин Аксаков - О Карамзине читать онлайн бесплатно

Константин Сергеевич Аксаков

Речь, написанная для произнесения пред симбирским дворянством

Но в чем же значение и достоинство Карамзина и всей нашей литературы, какой же смысл ее при оторванности от народа? – Об этом-то и будет наша речь.

Теперь мысль моя, я думаю, ясна. Вся наша литература есть явление отвлеченное, ложное по своей сфере и нисколько не народное и не живое. Весь интерес литературы состоит в той борьбе, которую подымает личный талант писателя с отвлеченностью и мишурою сферы. Состоит интерес в том, как Русская душа, попавшаяся в эту холодную область отвлеченной лжи и обезьянства, смутно сознает и ищет Русской земли, Русского народа, Русской жизни; как, наконец, от Росского и Российского переходит она к Русскому.

Ряд таких усилий вырваться из отвлеченности и подражательности и прийти к действительности и народности – представляет наша литература. История литературы важна, следовательно, для нас (для публики), во сколько она подвигает нас к народу, заставляя наконец сознать нашу отвлеченность. На это дело также должно быть употреблено много сил и таланта, и благородного сердца, и правдивой души. Оно одно стоит этих усилий, – и каким вдохновением, и какою красотою сопровождаются они, хотя и то и другое, разумеется, относительно и отвлеченно. И как будем мы, оторванные от народа, благодарны также от народа оторванным, также отвлеченным деятелям нашей литературы за борьбу их с отвлеченностью, за Русское их чувство, за то, что они если не вполне, но все почувствовали ложь всего нашего положения, всей подражательности, за то, что они подвинули великое дело приближения нас, беглецов своей земли, к народу, – великое дело освобождения нас от недостойного образа обезьяны на славу человеческого образа.

Константин Аксаков - О Карамзине

fb2
epub
txt
doc
pdf

99 Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания.

Скачивание начинается. Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Описание книги "О Карамзине"

Описание и краткое содержание "О Карамзине" читать бесплатно онлайн.

Константин Сергеевич Аксаков

Речь, написанная для произнесения пред симбирским дворянством

Но в чем же значение и достоинство Карамзина и всей нашей литературы, какой же смысл ее при оторванности от народа? – Об этом-то и будет наша речь.

Теперь мысль моя, я думаю, ясна. Вся наша литература есть явление отвлеченное, ложное по своей сфере и нисколько не народное и не живое. Весь интерес литературы состоит в той борьбе, которую подымает личный талант писателя с отвлеченностью и мишурою сферы. Состоит интерес в том, как Русская душа, попавшаяся в эту холодную область отвлеченной лжи и обезьянства, смутно сознает и ищет Русской земли, Русского народа, Русской жизни; как, наконец, от Росского и Российского переходит она к Русскому.

Ряд таких усилий вырваться из отвлеченности и подражательности и прийти к действительности и народности – представляет наша литература. История литературы важна, следовательно, для нас (для публики), во сколько она подвигает нас к народу, заставляя наконец сознать нашу отвлеченность. На это дело также должно быть употреблено много сил и таланта, и благородного сердца, и правдивой души. Оно одно стоит этих усилий, – и каким вдохновением, и какою красотою сопровождаются они, хотя и то и другое, разумеется, относительно и отвлеченно. И как будем мы, оторванные от народа, благодарны также от народа оторванным, также отвлеченным деятелям нашей литературы за борьбу их с отвлеченностью, за Русское их чувство, за то, что они если не вполне, но все почувствовали ложь всего нашего положения, всей подражательности, за то, что они подвинули великое дело приближения нас, беглецов своей земли, к народу, – великое дело освобождения нас от недостойного образа обезьяны на славу человеческого образа.

Константин Аксаков. С большой любовью к России

Первые годы жизни Константина прошли в родовом имении Аксаково под Оренбургом. Однако в 1826 году Аксакова-старшего назначили цензором, и семья перебралась в московский дом, летнее время продолжая проводить в деревне. У родителей собирался салон, посетители которого придерживались патриотического направления, – Николай Надеждин, Михаил Погодин, Степан Шевырёв, посещали вечера и великие, Гоголь и Щепкин.

Славянофил

В 1832 году 15-летний Константин Аксаков стал студентом словесного отделения Московского университета. В годы обучения он увлеченно исследовал классическую немецкую философию, в особенности Гегеля. Некоторое время вместе с однокашником Виссарионом Белинским он состоял в кружке Николая Станкевича, который распался в 1837 году. Через год молодой человек посетил Европу. Эта поездка еще сильнее убедила его в большем потенциале России по сравнению с Западом.

В 1839 году Константин Сергеевич подружился к близкими ему по духу Юрием Самариным, Алексеем Хомяковым и Иваном Киреевским, которые и составили основу кружка славянофилов. Собирались они в аксаковском доме. Друзья не только соглашались в своих идеях, но нередко спорили. Так, например, в отличие от Хомякова и Киреевского, считавших православную веру главной причиной особенности русского пути, Аксаков ставил во главу угла понятие народности, внутрь которого уже входили многие уникальные черты, будь то православие, быт или сама наша история.

Вера в скорое русское возрождение проецировалась Константином Сергеевичем на современную ему политику. Это нашло отражение в упомянутых выше исторических работах мыслителя. Он призывал Александра II, стоявшего на пороге Великих реформ, дать свободу народу, так как тот в силу своего характера никогда ею не злоупотребит и никогда не выступит против монархии и государства. По Аксакову, высшие народные интересы лежали не в сфере политики, а в сфере духовности и нравственности.

Публицист и критик

Читайте также: