Конкурс домашняя лаборатория в доу

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Мастер-класс для родителей старшей группы

Дата проведения:06.02 2019 год.

Цель мастер-класса: Повысить уровень знаний и умений у родителей в методике проведения опытов и экспериментов с детьми. Познакомить родителей с влиянием экспериментальной деятельности на познавательную сферу ребенка, способствовать активному включению родителей в совместную опытно-экспериментальную деятельность.

- Побуждать родителей использовать экспериментирование в повседневной жизни.

- Укреплять сотрудничество между родителями и детьми.

- Укреплять сотрудничество между родителями и педагогом.

- Прививать любовь к методу экспериментирования, путём игровых элементов.

Предварительная работа:

Изготовление буклетов, подбор информации, подбор опытов, приготовление оборудования.

Участники: воспитатель старшей группы, родители.

Форма проведения: мастер-класс

Ход мастер - класса

Куда и зачем? Что и как и почему?

Как ответить успеть детям всем?

Детство – это радостная пора открытий. Познание окружающего должно проходить в непосредственном взаимодействии ребенка с миром природы и разворачиваться, как увлекательное путешествие, так, чтобы он получал от этого удовольствие. Детское экспериментирование - это особая форма поисковой деятельности дошкольников , в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и знаний. Другими словами мы можем сказать, что, детское экспериментирование – это детская деятельность , в результате которой ребенок самостоятельно или под незаметным для него руководством взрослого делает для себя открытие.

В процессе экспериментирования ребенок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя первооткрывателем. Дошкольники - природные исследователи. И тому подтверждение–их любознательность, постоянное стремление к эксперименту , желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Им интересно все, поэтому необходимо поддержать стремление ребенка к экспериментированию , создать условия к исследовательской деятельности

В процессе экспериментирования взрослый должен выступать для детей не как учитель, а как равноправный партнер, незаметно направляющий детскую деятельность в нужное русло . Знания, не рассказанные взрослым, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Исследовательская деятельность детей может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка. В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводится непосредственно-образовательная деятельность. В группах созданы условия для развития детской познавательной деятельности во всех центрах активности и уголках имеются материалы для экспериментирования: бумага разных видов, ткань, специальные приборы (весы, часы и др.), неструктурированные материалы (песок, вода), карты, схемы и т.п. Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания. Необходимо соблюдать некоторые правила:

1.Установить цель эксперимента (для чего мы проводим опыт)

2.Подобрать материалы (список всего необходимого для проведения опыта)

3.Обсудить процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента)

4.Подвести итоги (точное описание ожидаемого результата)

5.Объяснить почему? Доступными для ребёнка словами. Помните! При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка.

Детское экспериментирование не требует больших материальных затрат. Здесь можно использовать любые подручные или бросовые материалы:
• губки:
• одноразовую посуду,
• соломинки,
• трубочки для коктейлей,
• пластиковые бутылки и др.
Ведь в умелых руках даже обычная пластиковая бутылка может превратиться в фильтр, в который можно наливать воду или насыпать песок, а обычный пакет для мусора может стать ловушкой для воздуха, ну а если его разрезать на ленточки и прикрепить с помощью скотча к палочке, то можно будет увидеть направление ветра на прогулке или сделать ветер самим.
Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната, Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ. Например: Что быстрее растворится: - морская соль - пена для ванны - хвойный экстракт - кусочки мыла и т.п.

Кухня – это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску налейте воды примерно на 1,5 см. Пусть дети положат губки в воду и угадают, какая из них наберёт в себя больше воды. Отожмите воду в приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку столь воды, сколь хочешь? А если предоставить губке полную свободу? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе.

Эксперимент можно провести во время любой деятельности. Например, ребёнок рисует, У него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.

Ход мастер-класса

Опыт: Налейте молоко в тарелку, добавьте несколько капель красителей. Потом возьмите ватную палочку, окуните в моющее средство и коснитесь палочкой в самый центр тарелки с молоком. Молоко начнет двигаться, а цвета — перемешиваться.

Объяснение: Моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке и приводит их в движение. Именно поэтому для опыта не подходит обезжиренное молоко.

Материал: Запасаемся обычной шишкой — зрелой, с раскрытыми чешуйками (если такой нет под рукой, возьмите любую шишку, положите на солнце или в тепло — раскроется). Готовим посудину, в которой заливаем шишку горячей водой (в горячей воде реакция быстрее проходит, но помните о безопасности, чтобы без ожогов). Итак, шишка с открытыми чешуйками, теплая вода, заливаем шишку в посудине — и ждем! Через 10-15 минут: чешуйки закрылись. Можно и подольше подержать шишку в воде, она тогда плотно закроется. И еще один секрет: если после опыта закрытую шишку положить на солнышко и подождать подольше (пока высохнет), она опять откроется!

Материал: Камень, песок, баночка с водой. В банку с водой опустите одновременно камень и песок, и наблюдайте за оседанием природных объектов на дно. Вывод: камни осели на дно раньше — они тяжелее. Песок осел на дно позже камня — он легче.

Как вы думаете, если мандарин бросить в емкость с водой, он утонет или нет? (ответы) Давайте проверим, опустите мандарин в воду. (мандарин не утонул) Как вы думаете, почему он не утонул? (предположения родителей) Давайте очистим мандарин и опять опустим в воду (очищенный мандарин утонул).

Объяснение: Кожура мандарина неровная, шершавая, пористая, эти поры заполнены воздухом. Этот воздух удерживает мандарин на поверхности воды.

6. Почему камни бывают разноцветными?

Материал: несколько кусочков цветного пластилина.

Скатайте каждый кусочек пластилина в шарик и поставить шарики друг на друга в виде снеговика. Затем надавить ладошкой на верхний шарик. Движения сопровождаются комментарием: Проходило время. Миллионы лет. Каменные пласты давили друг на друга, становились плоскими, слипались, превращались в один. Далее стекой разрезают пластилин и любуются полосатыми срезами. Нахожу на столе камни образовавшиеся подобным способом. Через такой опыт мы подводим детей к выводу, как в природе образовываются разноцветные камни.

Предложить побывать в роли самой матушки природы, создающей удивительный мир камней - самоцветов. Родители берёт 2 - 3 кусочка пластилина разного цвета и смешивает их (можно скатывать в колбаску, а затем снова в шарик, сворачивать по спирали, а затем снова комочком). Главное не перестараться, иначе можно сделать пластилин однородным. Далее разрезают комочки стекой и могут полюбоваться удивительными узорами. Узоры получаются разные, но это не значит, что кто - то не справился с заданием. Так, по- разному, бывает и в природе. Где - то подземные процессы идут сильнее, а где - то - слабее.

Материал: 1-2 кусочка пластилина и рисовые зёрна

В природе есть камни более твёрдые, а есть - более мягкие. Представьте , что в подземных глубинах как раз и встретились такие разные виды камней и "заварилась" вот такая "каша": смешать кусочки пластилина с крупой. Что получилось? Найдите камни с отчётливо видными вкраплениями.

Спасибо вам большое.

Родители делятся своими впечатлениями от мастер - класса. (Вопросы записаны на бумажных рукавичках).

1.3. Организаторами конкурса является творческая группа, в состав которой входят заведующий МБДОУ, педагоги и члены родительских комитетов групп ДОУ.

2. Цели и задачи

2.1. Создание среды для развития у дошкольников первичных естественнонаучных представлений, навыков обследования предметов и материалов, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций в домашних условиях.

2.2. Активизация творческой деятельности родителей воспитанников, выявление и поощрение талантливых участников конкурса.

3. Условия конкурса

3.1. В конкурсе участвуют родители воспитанников дошкольного учреждения

3.3. Презентация Домашних лабораторий (фотографий) проводится в открытом режиме на сайте ДОУ и доступна для ознакомления всем конкурсантам.

3.4. Смотр-конкурс организуется с 6 февраля по 9 февраля 2017 г.

3.5. Итоги конкурса подводятся 10 февраля и освещаются на сайте ДОУ.

4. Критерии оценки:

4.4.Соблюдение принципов безопасности.

4.5. Наличие наглядных материалов для расширения представлений дошкольников об окружающем мире (познавательная литература, энциклопедии, альбомы для рассматривания, коллекции).

5. Подведение итогов, награждение

5.1. Итоги конкурса подводит жюри, в состав которого входят: заведующая ДОУ, а также представители родительского комитета: Илимова Д., Алупкачева Л., Рыжкова Д.


Создать условия для развития познавательного интереса детей, исследовательской активности, любознательности, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.

Одна неделя (с 11 по 17 мая 2020 г.)

Количество участников проекта:

Дети – 9 человек, родители – 12 человек, воспитатели – 2 человека

  • Развитие умений наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.
  • Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой.
  • Формирование личностных компетентностей соответственно возрасту: познавательной активности и интереса к экспериментированию, самостоятельности, инициативности в решении поставленных задач .
  • Обобщение педагогического опыта, внедрение инновационных технологий и новых форм работы по детскому экспериментированию.
  • Повышение профессионального уровня в плане дистанционной работы.
  • Формирование представлений о детском экспериментировании.
  • Организация эффективного взаимодействия с детьми в период карантина.
  • Положительные эмоции.

Направление развития: познавательно-исследовательская деятельность.

Образовательная область: познавательное развитие.

Цель проекта: создать условия для развития познавательного интереса детей, исследовательской активности, любознательности, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.

  1. знакомить детей со свойствами различных предметов, материалов;
  2. развивать исследовательские умения, способность анализировать, делать выводы и умозаключения;
  3. воспитывать инициативность, самостоятельность, интерес к познанию через экспериментальную деятельность;
  4. заинтересовать и привлекать родителей воспитанников в процессы экспериментирования в домашних условиях;
  5. способствовать организации развивающей совместной деятельности детей и родителей в период карантина.

Время осуществления проекта: 1 неделя (краткосрочный).

Актуальность проекта. Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл. (К. Е. Тимирязев)

Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном возрасте – одна из культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Дошкольникам 4-5 лет присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Дети очень любят экспериментировать!

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и становление целостной картины мира дошкольника. Происходит интеллектуальное и эмоциональное развитие личности ребенка.

Проблема: в период самоизоляции из-за карантина по коронавирусу многим родителям сложно организовать продуктивное, развивающее времяпровождение с детьми. Может ли совместное домашнее экспериментирование стать не только увлекательным, но и эффективным методом развития ребенка-дошкольника?

Цель проекта развитие познавательных способностей детей в ходе опытно-исследовательской деятельности в домашних условиях.

(с детьми младшего и старшего дошкольного возраста)

1. Тема проекта и её происхождение.

Мир физических явлений, окружающий ребенка, дает огромную возможность для систематического развития его способностей, в том числе и познавательных. В ходе выполнения увлекательных экспериментов и опытов, ребенку хочется что-то сделать самому, прийти к какому-то выводу, доступному для его понимания, сделать первые шаги в удивительный мир науки. Атмосфера домашней лаборатории способствует возникновению более ярких эмоций при достижении первых успехов ребенка. Естественное включение семьи в проектную деятельность является важной частью реализации ООП ДО.

2.Авторы и исполнители проекта: старший воспитатель Игнатьева Е.А., воспитатели групп: Анпилогова Н.Б., Романова Т.А., Малютина Е.П., Лысенко Т.П., Белоусова Е.В., Гладкова О.Н., Нагладзе А.Н., Стадничук Ж.А., Игнатьева В.В., Казакова Ю.Г.

3. Вид проекта:исследовательско-творческий

4.Характер контактов: внутри семей воспитанников и в контакте с дошкольным учреждением.

5.Форма организации проекта:индивидуально-фронтальная.

6.Количество участников: 30 детей и их родители, воспитатели.

7.Продолжительность: средняя продолжительность 3 года

8. Цель проекта: развитие познавательных способностей детей в ходе опытно-исследовательской деятельности в домашних условиях.

10. План достижения цели:

Мероприятие / вид деятельности

Создание тематической библиотеки научно-популярной и методической литературы и групповых детских лабораторий

дети и родители

июнь – декабрь 2014-15 г.г.

Проведение встреч с родителями, разработка рекомендаций по теме проекта

дети и родители

июнь – декабрь 2014-15 г.г.

Проведение мастер-классов по опытно-экспериментальной работе с детьми

Старший воспитатель, воспитатели групп

в течении первого года работы

Разработка и реализация мини-проектов

Воспитатели, дети и родители

Конкурс на лучший мини-проект

Воспитатели, дети и родители

Развлечение, посвященное празднованию Дня Земли с презентацией лучших мини-проектов

Воспитатели, дети и родители

1)Беседа с родителями по предлагаемому проекту. Как правильно организовать домашнюю лабораторию? Как учитывается возраст ребенка и особенности его психического развития при подборе опытов? Что необходимо знать, чтобы соблюдать правила техники безопасности при работе в домашней лаборатории? Какую литературу использовать при изучении проблемы? Желательно выявить возможности родителей, определить их роль и роль детей в проекте.

3)Какие мероприятия будут проведены. Собрать библиотеку художественной и популярной литературы, оформить дидактические пособия. Организовать и провести конкурс на лучший мини-проект, развлечение, посвященное празднованию Дня Земли с презентацией лучших мини-проектов.

- Болушевский С.В., Зарапин В.Г., Михаленко Е.И. Самая полная энциклопедия научных опытов. - Москва, ЭКСМО, - 2014, - 288 с.

- Веракса Н.Е., Галимов О.Р., Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. - Москва, МОЗАИКА-СИНТЕЗ, - 2014г., - 80 с.

- Нуждина Т.Д. Энциклопедия для малышей. Чудо- Всюду. - Ярославль, Академия развития. - 2006 – 320с.

6)Оформление картотеки опытов.

Подведение итогов с детьми и родителями. Проведение конкурса на лучший мини-проект, развлечения, посвященного празднованию Дня Земли с презентацией лучших мини-проектов. Проведение анкетирования родителей для выявления их отношения к данной проектной деятельности (Чем понравилась наша работа? Для чего нужно проводить исследовательскую деятельность с детьми? Что больше всего запомнилось из рассказов детей о проекте?).

Оформление результатов проектных исследований. Рабочие материалы и фотоматериалы оформляются в портфолио. Разрабатывается сценарий итоговой презентации.

Презентация и защита проекта. Презентация проводится в форме творческого мероприятия при участии детей и родителей (сценарий прилагается).

Rada Касимова


Rada Касимова

Diana Kasimova

Rada Касимова


Rada Касимова

❤

Ждём)))

Ната Касимова


Ната Касимова

🙌🏻

Умничка наша 🤍

Читайте также: