Опыт замерзшая вода в детском саду

Обновлено: 07.07.2024

Задача: выявить, что лед — твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.

Материалы: кусочки льда, холодная вода, тарелочки, картинка с изображением айсберга.

Перед детьми — миска с водой. Они обсуждают, какая вода, какой она формы. Вода меняет форму, потому что она жидкость.

Может ли вода быть твердой? Что произойдет с водой, если ее сильно охладить? (Вода превратится в лед.)

Рассматривают кусочки льда. Чем лед отличается от воды ? Можно ли лед лить, как воду? Дети пробуют это сделать. Какой формы лед?Лед сохраняет форму. Все, что сохраняет свою форму, как лед, называется твердым веществом.

Плавает ли лед? Воспитатель кладет кусок льда в миску, и дети наблюдают. Какая часть льда плавает? (Верхняя.) В холодных морях плавают огромные глыбы льда. Они называются

айсбергами (показ картинки). Над поверхностью видна только верхушка айсберга. И если капитан корабля не заметит и наткнется на подводную часть айсберга, то корабль может утонуть.

Воспитатель обращает внимание детей на лед, который лежал в тарелке. Что произошло? Почему лед растаял? (В комнате тепло.) Во что превратился лед? Из чего состоит лед?

Цель: Познакомить детей с водой, ее свойствами. Дать представление, что вода может превратиться в лед.

Показать взаимосвязь количества и качества от размера.

Выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита.

Выявить, что лед — твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.

Материалы: игрушка зайка, высокий стакан, округлый сосуд, кружка, тарелка, кусочки льда, холодная вода, тарелочки, картинка с изображением айсберга.

Ход ЗАНЯТИЯ

Вот уже все собрались

И мы можем начинать.

Но для начала, нужно -

Скажем, здравствуйте – руками

(дети машут руками)

Скажем, здравствуйте - глазами

(дети моргают глазами)

А теперь тихонько,

(дети говорят тихо)

А теперь все громко.

Ребята, сегодня у нас с вами будет необычное занятие.

Давайте с вами отправимся в волшебный мир. А о чем мы с вами будем говорить, мы сможем узнать, разгадав загадку.

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли —

Жить нельзя нам без. (Вода)

Молодцы ребята. Мы с вами будем говорить о воде и ее сойствах.

Давайте с вами поможем зайке – Любознайке разобраться в этом вопросе.

Посмотрите, перед вами — различные сосуды. Какой формы эти сосуды? Давайте заполним их водой. Чем удобнее наливать воду в узкий сосуд? (Ковшиком). Воспитатель наливает во все сосуды по два ковшика воды и определяет вместе с детьми, одинаковое ли количество воды в разных сосудах. Рассматривают, какой формы вода в разных сосудах. Оказывается, вода принимает форму того сосуда, в который налита, так как является жидкостью.


Ребята, а сейчас скажите мне: Может ли вода быть твердой? (Перед детьми — миска с водой).

Что произойдет с водой, если ее сильно охладить? (Вода превратится в лед.) Рассматривают кусочки льда.

Чем лед отличается от воды?

Можно ли лед лить, как воду? Дети пробуют это сделать.

Какой формы лед? Лед сохраняет форму.

Итак. Лед – это вода, только в твердом состоянии. Все, что сохраняет свою форму, как лед, называется твердым веществом.

А сейчас скажите мне. Как вы думаете, плавает ли лед?

Воспитатель кладет кусок льда в миску, и дети наблюдают. Какая часть льда плавает? (Верхняя.)

В холодных морях плавают огромные глыбы льда. Они называются айсбергами (показ картинки). Над поверхностью воды видна только верхушка айсберга. И если капитан корабля не заметит и наткнется на подводную часть айсберга, то корабль может утонуть.


Ребята, а сейчас давайте немножко отдохнем.

(Слова текста сопровождаются действиями.)

Льется чистая водица

Мы умеем сами мыться.

Порошок зубной берем,

Крепко щеткой зубы трем.

Моем шею, моем уши,

После вытремся посуше.

Голову чуть-чуть налево,

Голову чуть-чуть направо.

Голову опустим вниз

И тихонечко садись.


Ребята, обратите внимание на лед, который лежал в тарелке. Что произошло? Почему лед растаял? (В комнате тепло.) Во что превратился лед? Из чего состоит лед?


Вот ребята, мы с вами вместе с зайкой – Любознайкой узнали о свойствах воды. А теперь ей пора отправляться обратно в свой лес. Давайте, попрощаемся с ней. (Дети прощаются – Зайка уходит).

А мы с вами поиграем в игру с льдинками.


Итог занятия.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

Зиннатуллина Лилия Рамилевна,

Цель: Определить различия в замерзании различных жидких веществ. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды.

- Показать взаимосвязь количества и качества от размера.

- Выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита.

- Выявить, что лед — твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.

Материалы: игрушка зайка, высокий стакан, округлый сосуд, кусочки льда, холодная вода, тарелочки, молоко, растительное масло, ложечки для смешивания воды с солью, картинка с изображением айсберга.

Педагог: Ребята, посмотрите внимательно на то, что стоит на столе? Правильно. Это почтовый ящик. Как вы думаете, для чего он нужен?

(Ответы детей)

Педагог: Правильно, что бы люди не забывали друг друга. Посылали письма, открытки друг другу. По почте можно и деньги посылать. Получать газеты, журналы.

Педагог: Ой ребята здесь письмо, но от кого оно, вы узнаете, отгадав загадки!

Лунная пчела? (Лунтик)

Снежный помощник Деда Мороза? (Снеговик)

Лесной зверек с пушистым хвостом? (Белка)

Педагог: Молодцы! Отгадали, теперь с вами прочитаем письма.

2. Вопрос у Снеговика: Как приготовить мороженое? Долго ли держать молоко в холодильнике?

3. Белочка спрашивает: Почему у мамы растительное масло в холодильнике не замерзает?

Педагог: А сейчас мы отправимся в нашу лабораторию. Мы станем учеными, и будем исследовать жидкости.

Педагог: Кто такой ученый-исследователь?

(Это – много знающий и образованный человек, который проводит опыты, исследования и узнает что-то новое.)

Педагог: Пройдем в лабораторию и приступим к нашим исследованиям.Занятие у нас будет необыкновенное, вода нам сама будет рассказывать про себя. Урал и Амелия возьмите стаканчик с водой и перелейте воду в ванночку. Переливайте аккуратно. Льётся вода? Почему? (потому что она жидкая). Когда вода льётся, мы слышим какой звук? (она журчит).

Вывод : Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. Поскольку вода жидкая, может течь, её называют – жидкость.

Педагог: Мирослава и Нияз и возьмите другой сосуд. Теперь заполните его водой. Обратите внимание, что форма всех сосудах разная.

Вывод : вода принимает любую форму.

Педагог: Никита и Соня: налейте молоко и воду в стаканы. Поднесите картину с изображением капельки. Что вы увидели?

Вывод: Вода прозрачная, а молоко – нет

Педагог: Кирилл и Софья: стакан воды и масла. Как переливается?

Вывод: Масло самое густое

Мы заметили, что все вещества принимают форму сосуда, одни жидкие (вода, а масло самое густое (тягучее).

Малика и Брогдан: добавьте соль. Интересно, замерзнет такая морская вода? Это и предстоит нам выяснить.

Давайте вспомним, что мы уже знаем о воде?

* вода – это жидкость, прозрачная, бесцветная, без запаха

* растекается, она принимает форму того сосуда, в который ее наливают,

* прозрачную воду можно сделать непрозрачной,

* через молоко ничего не видно,

* у воды есть температура,

* нам нужна вода: пить, варить пищу и мыться и т. д.).

Я приготовила разные жидкости: воду, молоко, солёную воду, масло растительное.

Все ли вещества могут принимать твердое состояние?

Определить мерку и налить одинаковое количество жидкостей в стаканчики.

Принести стаканчики с мороза.

Мы сделали первые выводы:

1. Вещества замерзают, но не одинаково быстро.

2. Они различны по твердости: вода стала льдом, а остальные вещества загустели, но не стали твёрдыми.

Молоко замёрзло до состояния мороженого, потому, что оно тоже состоит из воды и жира – вода замерзает, а жир пока не стал твёрдым.

Солёная вода стала замерзать кристалликами льда только по краям формы, значит, соль не даёт замерзать воде. Вот почему солёные продукты в морозилке не замерзают до конца, и солью посыпают лёд на улице, тогда он не замерзает.

Жидкости замерзают с разной скоростью, некоторые не замерзают вообще. Чем жидкость гуще, тем дольше время замерзания.

Вода в океане не замерзает, поэтому мы решили оставить всё на ночь, а утром проверить, замёрзнет солёная вода или нет?

Вывод: солёная вода и утром осталась не замёрзшей. Так подтвердилось предположение Никиты, что солёная вода может совсем не замерзать.

Мне очень хочется узнать:

1. Султан, что больше всего тебе сегодня понравилось?

2. Что мы можем определить, только посмотрев на вещество? (Состояние, цвет, форму, прозрачность.)

Воспитатель. — Добрый день, малыши, дорогие мальчики и девочки. Посмотрите, сколько гостей к нам пришло. Давайте поздороваемся.

Игровой момент. Воздушный шарик. (Слышен шорох)

Воспитатель. — Ребята, вы слышите, что это за шорох? (залетает шарик с письмом). Ой, это же шарик! А что это на нем такое? Это письмо. Давайте прочитаем и узнаем кто мог нам передать.

Ну что, ребята, поможем сказочным жителям разобраться с этим объектом?

II Основная часть

1. Беседа воспитателя с детьми о льде

Посмотрите на этот предмет и скажите, что вы думаете, что это может быть? (Дети выдвигают предположение, что это лед).

Да это лед. А скажите, когда мы можем его увидеть? (Зимой).

А где зимой можно увидеть много льда? (На реке, на пруду, на земле, где были лужи).

А почему именно зимой на реках, прудах с появляется лед? (Потому что сильные морозы и вода начинает замерзать).

Так, что же это такое лед? (Это замерзла вода).

Да, правильно, когда сильные морозы, то вода начинает замерзать и образуется лед. А как вы думаете, можно увидеть лед летом и где? (В холодильнике).

Да правильно. В холодильнике очень холодно и там может быть лед. Я хочу предложить вам посмотреть небольшой фильм о том, что такое лед и как он образуется. Поэтому приглашаю вас к экрану, в комнату информации. Садитесь, пожалуйста, удобно и посмотрите сюжет.

Ну, что малыши, вы увидели, как появляется и где в природе существует много льда.

— Сегодня мы с вами поможем сказочным жителям исследовать лед. Скажите, как называются люди, которые проводят опыты? (Исследователи). А где можно проводить опыты? (В специальных комнатах-лабораториях). А давайте вспомним, как надо себя вести в лабораториях.

Правила поведения в лаборатории:

Нельзя громко разговаривать;

Нельзя трогать руками инструменты;

Проводить опыты только в специальной одежде;

Выполнять работу со старшим исследователем-воспитателем.

Воспитатель. — Молодцы, вспомнили все правила поведения в лаборатории. Ну а теперь, одеваем спецодежду-фартуки, и отправляемся в лабораторию.

Экспериментальная деятельность. В лаборатории исследователя.

Ну что, ребята, приглашаю вас в лабораторию №1, в которой мы проведем первый опыт.

Предположение: Лед холодный и твердый.

На столах у малышей тарелочки с кусочком льда. Дети касаются льда и утверждают, что лед холодный. Твердость проверяют, обследуя кусок льда на ощупь, ударяя по нему маленьким молоточком. Лед разбивается на маленькие кристаллики. Дети делают вывод.

-А мы отправляемся в лабораторию №2, в которой проведем следующий опыт.

Предположение: цвет льда не зависит от цвета воды.

Лед образуется от замерзания воды. Цвет льда определяется цветом воды. У вас на столах стаканы с водой и кисточки (смоченные в разные краски). Возьмите кисточки и подкрасьте воду. А теперь давайте поставим их в холодильник и посчитаем: один, два, три, четыре, пять будем воду вынимать. Воспитатель достает из холодильника заранее заготовленный лед разного цвета. Малыши рассматривают его и делают выводы.

-Молодцы, мои исследователи, но нам надо зайти в лабораторию №3

Предположение: Лед тонет в воде

На столах у детей емкости с водой. Дети берут ложкой кусочек льда и бросают его в воду. Лед не тонет в воде, а плавает на ее поверхности. Это означает, что лед легче воды. Дети делают вывод.

-Нас ждет комната для опытов №4, где мы проведем следующий опыт.

Предположение: лед быстрее растает в горячей воде, чем в холодной.

Дети, у нас на столе две миски с водой. Давайте обследуем, какая вода в каждой миске? Дети опускают пальчик в одну миску и в другую и делают вывод-в красной миске горячая, в синей-холодная. А теперь возьмите кубики льда и бросьте в горячую воду и в холодную. Посмотрите, в какой воде лед быстрее растаял-в горячей или в холодной? (В горячей) Ребята делают вывод.

Ну что, ребята, в какой воде лед быстрее растаял? (В горячей воде лед быстрее растаял, чем в холодной.).

-Молодцы, дети, вы сегодня очень хорошо поработали. А теперь, как настоящие исследователи, я приглашаю вас в зал заседания, где мы с вами подведем итог нашим опытам. (Дети садятся полукругом у доски со схемами и обсуждают каждую схему).

— Ребята, я сделала вот такие маленькие рисунки-схемы для сказочных жителей, которые расскажут им все о льде, и они больше не будут волноваться за этот предмет. Мы составим их в конверт, привяжем его к шарику, а он унесет его в страну Игрушек. (Привязываем конверт к шарику и выпускаем его через окно).

III. Заключительная часть

Ну, что, ребята, вам понравилось проводить опыты и помогать сказочным жителям? (да).

А что вам понравилось больше всего?

Что было трудно?

Я надеюсь, что и вы и сказочные жители сегодня много интересного узнали о таком явлении как лед.

Ну а наше занятие подошло к концу. Спасибо всем гостям за внимание. До свидания.

Читайте также: