Диктант имя прилагательное 4 класс школа россии

Обновлено: 07.07.2024

блеском зажгли сн ега. Сере бристым инеем у красились гиб кие ветки берез.

На белоснежн ой скатерти полян видны чудесные у зоры зве риных и птичьи х

следов. С тихим св истом летят к в ысоким ел ям клесты. Вдал еке пу стил

весеннюю трель пес трый дятел. П роворная белочка пер емахнул а с еловой

ветки на соседнее дерево. П ропищала п од кочкой в зимнем гнезд е мышь. Из

мягкого снега в ылетели красавц ы тетере ва, расселись на березах и ст али

клевать ду шистые почки. Эти н арядные птицы живут дру жными стаями. (8 2

1) указать паде жи су ществительных и прилаг ательных в о втором и пятом

2) подчеркну ть гл авные члены в шест ом предложе нии и вып исать

3) разобрать по с оставу прилагательное: серебристым (я нтарным) ;

4) разобрать имя прилагательн ое как часть речи в восьм ом предл ожении.

Считается, что зима носит исклю чительно белые одея ния. Дома надел и

белые снежные ша пки. Де ревья укрылись от мороза п од белоснежн ым

пледом. Дорог и замело, з акутало белым покрывалом. Вс ё белым - бело вокруг.

Но если пригля деться, то сн ег не всегда белого цвет а. Под лучами солн ца

сугробы перелив аются всеми отте нками розов ого и желтог о. На обочи не

дороги, там, где скв озь снег пр оглядыва ет земля, снег ст ановится бу рым и

Еще больше крас ок в снежно м одеянии природы м ожно наб людать вечером.

Закат окраш ивает снег в лилов ые, сиреневы е и фиолетов ые тона. А дли нные

1. Найдите в тек сте име на прилагатель ные. Укажит е их чис ло и падеж.

2. Разберите по с оставу слова: длинн ые, проглядыва ет.

3. Сделайте грамм атически й разбор последнего предл ожения.

Стоит чу десный зимний день. Н ад нам и ясное голу бое небо. Всё во круг

покрыто пу шистым снегом. Мы въехали в лес. Деревья ст оят словн о в сказке.

На стволе сосн ы мы заметили пёст рого дятла. О н ловко долбит шишку .

Синички и во робьи подби рают семена. Вдруг мы у видели р ыжую белку . Она

быстро мелькну ла среди деревьев. На снегу птичьи следы. Хорошо в лесу!

2. Списать, вставл яя подходящие п о смыслу прилагатель ные.

На дворе – зима. Вс ё вокру г стало белым и на рядным. С нег шел всю ночь и

успел покрыть з емлю, деревья и дома белым пу шистым п окрывалом.

На небе – ни облач ка. Солн це посылает скупые л учи, но от э того становится

еще веселее. На сн егу , как на белом лис те бумаги, вырис овываются

иероглифы пт ичьих след ов. Возле заб ора воробьи з атеяли драку из - за

корочки хле ба. Хрипло карк нула в орона, взмахну ла крыльями и полетела

Если долго стоять на одном месте, т о ко варный мороз за бирается за воротник

шубы, начинает щ ипать щек и, нос и у ши. Как будто т онике иголочки

В солнечный де нь я бро дил в берёз овом перелеске. Вдали послышал ся

знакомый лес ной голосок. Это ку ковала ку кушка. Её я слышал много раз, но

Увидеть её совсем н епросто. Я и ду к ней на г олосок, а она – от меня. В

прятки со мно й играет. Решил на оборот поиг рать: я спрячу сь, а ты поищи.

Залез в ку ст орешника и ку кукнул один раз. Ку кушка замолкла. И вдру г

неподалёку послышался её к рик. Я мол чу . А она уже совсем близко ку ку ет.

Гляжу – через пол яну летит птица. Хво ст у неё длинны й, сама сер ая, грудка в

тёмных пест ринках. Может, это яст ребок? А птица подлетел а к соседнему

дереву, села на су чок и закуковала. Так вот о на какая – ку кушка!

1. Выпиши из те кста три ме стоимения. Определи их лицо, числ о, падеж.

2. Распредели слова на две гру ппы. Запи ши их на две ст роки.

Нина не пригот овила у роки, решила не идти в школу , а у крадкой пошл а в

рощу. Она пол ожила з автрак и книг и под ку ст, а сама побежала за красив ой

На тропинке ей вст ретился мал ыш. В ру ке он держал буквар ь с тетрадкой.

Девочка решила подшу тить над ним и назвала малыша прогу льщиком.

Оказалось, что м альчик убегал от с обаки и за блу дился. Нина повела е го через

рощу. Забрать завтр ак и книги она постыдилась и остав ила их под ку стом.

Прибежала со бака. Книг не т ронул а, а завтрак съела. Ни на заплакала. Она не

1. Выписать из т екста три глаг ола, указать их время, л ицо, числ о.

Ребята играли в во йну . Валю с братом А ндрюшей в игру не принимал и. Валя

была тру сиха. А Андрюш а умел только плакать. Вдру г ребята у слышали

крики. Пёс Л охмач сорвал ся с цепи. Де ти бросились врассыпну ю, толь ко

Андрюша остался н а улице. Валя к инул ась к брату . Огромный пёс н ёсся

прямо на дево чку. Она засло нила Анд рюшу, бросила в собаку игрушку и

громко закричала. Напере рез Лохмачу бежал стор ож. Он схватил пса за

ошейник и у вёл. Ребята выходил и из сво их убежищ. Андрюша у же у лыбался,

1. Выписать из т екста предл ожение с од нородными чле нами. Подчеркните

2. Выписать сл ожное пре дложение. П одчеркну ть основу предло жения.

Красиво был о в лесу в этот ранний час. Тихо шу мели, качались де ревья. С

листьев стекал и свинцовые капл и росы. На мху , в траве у же лежали следы

осени. Остро пахло сырой землей, прелыми листь ями. Из вороха старых

листьев, трав ы, валежника выгл ядывают грибы. Мы вошл и в редки й

березняк. А в от и лесной царь – белый гриб. О н стоял на к репкой ножке, в

золотисто - корич невой шапк е. Гриб б ыл очень хорош .

Слова для справ ок: сви нцовые, золо тисто - коричневый, ворох.

Грамматическое за дание: Найт и в текст е предложение с одно родными

дополнениями, разобрать его по членам , выписать слов осочетания.

Летели и летели осеннее листья. В етер подхватил их и погнал к речк е. По

зеркальной во де поплыли з олотые м онетки. На краю деревни за играл рож ок.

Это пастух с обирал стадо. Я в ыхожу из дома, беру весла и иду к речке.

Восток светлеет, розовеет. Удив ительная тишь кругом. Река словно

похорошела, вы прямилась. Под первыми лу чами солнца зас веркали,

заискрились ка пельки воды. Стояла чу десная пора осе ни.

Iв . В 6 - м предл ожении подче ркнуть гл авные члены, раз обрать ег о по

IIв. В 10 - м предл ожении по дчеркну ть главные члены, рать его по с оставу,

Дик тант на «Правопис ание безударн ых падежных оконч аний имён

На площади в одном городе лежал огромный кам ень. Он за нимал много

места и мешал п роезду на л ошади. Призвали ин женеров и попросили

помощи в у борке камня. П ервый пр едложил п орохом разбит ь камень на

части и вывезт и их. Он запрос ил оплату в восемь тысяч ру блей. Дру гой

инженер приду мал под кам ень подвест и большой кат ок и свалить его на

пустоши. По ст оимости это будет шесть т ысяч ру блей. А один му жик взялся

камень за сто ру блей у брать. Он выду мал выкопать п одле камня яму , свалить

его туда и заров нять земл ёй. Мужик так и сделал. Ему дали сто ру блей за

Стоит чудесный зимний день. Над нами ясное голубое небо. Всё вокруг покрыто пушистым снежным ковром. Яркий свет слепит глаза. Мы въехали в лес. Деревья стоят словно в сказке. На стволе высокой сосны мы заметили пёстрого дятла. Он ловко долбит шишку. Синички и воробьи дружно подбирают сосновые семена. Рыжая белка быстро мелькнула среди деревьев. Под сосной видны следы. Это заяц-беляк пробежал по нетронутому снегу. Хорошо в лесу! Легко дышать свежим морозным воздухом. Объём слов: 71

Таня с Алёнкой пошли в новую школу. Светлое поле лежало по сторонам деревенской дороги. В поле было уже пусто. Хлеб убран, жёлтая стерня слабо блестела на солнце. А за полем стоял нарядный сентябрьский лес. Дорога спустилась в зелёный овражек. А когда поднялась на горку, стало видно новую просторную школу. Вот она стоит на зелёной луговине и блестит на солнце большими и чистыми окнами. Объём слов: 63

Спинка у дятла чёрная, крылья пёстрые, на головке шапочка с красным кантиком. Лапки у него большие, когти цепкие. Наступила холодная и голодная зима. Нашёл дятел в лесу корявое дерево с трещинкой на стволе и начал сосновые и еловые шишки таскать. Засунет шишку в трещинку, выбирает из неё семечки. Некоторые семечки он роняет на землю. Пройдут годы, около зимней столовой вырастут молодые деревья. Берегите, ребята, лесных птиц! Объём слов: 66

Январским утром в город приехал новый житель и поселился на окраине. Это был сухонький, маленький старичок. Его никто не знал. Он не занимался ремеслом. Рассказать о его жизни было нечего. Весной незнакомец разбил перед домиком клумбы, посадил редкие сорта цветов. Очень хорошо было у него летом! К нему начали ходить ребята. Он рассказывал им интересные истории, показывал старинные монеты. Их он собирал давно. Скоро дети и старик стали неразлучными друзьями. Объём слов: 70

Ты знаешь, что такое золото? Это драгоценный металл жёлтого цвета. А слыхал ты про чёрное золото? Чёрным золотом называют нефть. Без нефти остановились бы на дорогах автомобили, в полях – тракторы, не плавали бы красивые корабли, не ездили бы тепловозы, не летали бы быстрокрылые самолёты. Машины, корабли и тепловозы движутся, работают благодаря нефти. Много полезных вещей даёт людям нефть. Нам нужны целые моря нефти. Пройдут годы, и мы будем добывать чёрного золота во много раз больше, чем сейчас. А учёные смогут из неё изобрести много нужных и полезных предметов. Объём слов: 88

Пробудилась земля от долгого зимнего сна. Заблестела молодая травка. Разлилась волна зелёного тумана по широкому лугу. Стоят тёплые и тихие вечера. Звенят луга. По земле, по лугам, по оврагам плывёт звон. Что это звенит? Вот скатилась капля сладкого сока с берёзовой ветки. Она упала на зеркальную поверхность пруда. Возвратились из тёплого края журавли. Они важно осмотрели родное болото. Весело зазвучала их радостная песня. В эти дни мы всюду слышим музыку природы. Объём слов: 71

Недавно я встретил пахучее облако. Я сидел в сосновом бору у крохотного озера. Вода в нём сегодня была жёлтой. Из озера то и дело выпрыгивала блестящая рыба, и по воде расходились упругие круги. Я долго не мог ничего понять. Но потом взглянул вверх, и всё стало ясно. Над бором опускалось большое рыжее облако. Это цвели сосны. Лёгкая пыльца садилась на землю, на воду. На вкус она была сладкой, пахла хвоей. Рыбы оказались догадливей меня. Они сразу смекнули, что облако не только пахучее, но и вкусное. Объём слов: 85

В жарких странах живёт самое большое на Земле сухопутное животное — слон. У него толстая серая кожа. Она хорошо защищает великана от укусов насекомых. Подвижный хобот — это нос слона. Но с его помощью слон не только дышит. Хоботом слон срывает плоды и ветки деревьев для еды, в жаркий день поливает себя водой. Зрение у животного слабое, но зато слон прекрасно слышит даже лёгкие шорохи. Слон — большое, но очень спокойное и добродушное животное. Объём слов: 71

Стояли последние погожие деньки августа. Ещё радовали теплом солнечные лучи. В саду нарядными букетами цвели астры и золотые шары. Но с каждым днём всё больше ощущалось дыхание осени. У белоствольной берёзки в зелени кос замелькала жёлтая проседь. Попрощались с родными местами и улетели на юг ласточки. В вышине смолк весёлый писк стрижей. Вода в речке стала холодной и особенно прозрачной. Не за горами то время, когда осенний листопад запорошит её берега и спокойное течение понесёт листья-кораблики в далёкое путешествие. Объём слов: 80

В конце декабря наш класс побывал на экскурсии. Это было место, где рождается новогодняя сказка — фабрика ёлочных игрушек. Мы с удивлением наблюдали, как работают стеклодувы. Мастера через трубочки выдували прозрачные шары из расплавленного стекла. Их движения были ловкими и точными. Они надували горячие стеклянные шары, словно мыльные пузыри. В соседнем зале художники превращали прозрачные игрушки в расписные ёлочные украшения. Умелые руки мастериц с лёгкостью выводили на хрупких шарах изящные завитки, нарядные орнаменты, сказочные узоры. Удивительной красоты получались игрушки. Сколько радости подарят они людям в эти новогодние дни! Объём слов: 88

Над сонными водами озера разливался розовый рассвет. На утреннем небе исчезли яркие звёздочки. Но не пропало их отражение на зеркальной поверхности воды. Восхитительные большие звёзды покачивались на тихих волнах. Что за волшебство? Да это же кувшинки! С первыми лучами солнца они раскрыли свои белоснежные лепестки. Словно настоящие небесные красавицы спустились на бирюзовую гладь, чтобы отдохнуть. Вечером цветы спрячутся в глубине озера. А, может, они просто поднимутся и засияют на ночном небе сказочными созвездиями? Объём слов: 73

Взошло, заиграло над лесом зимнее солнце. Лучи яркого света янтарным блеском зажгли снега. Серебристым инеем украсились гибкие ветки берез. На белоснежной скатерти полян видны чудесные узоры звериных и птичьих следов. С тихим свистом летят к высоким елям клесты. Вдалеке пустил весеннюю трель пестрый дятел. Проворная белочка перемахнула с еловой ветки на соседнее дерево. Пропищала под кочкой в зимнем гнезде мышь. Из мягкого снега вылетели красавцы тетерева, расселись на березах и стали клевать душистые почки. Эти нарядные птицы живут дружными стаями. Объём слов: 82

Взошло, заиграло над лесом зимнее солнце. Лучи яркого света янтарным блеском зажгли снега. Серебристым инеем украсились гибкие ветки берез. На белоснежной скатерти полян видны чудесные узоры звериных и птичьих следов. С тихим свистом летят к высоким елям клесты. Вдалеке пустил весеннюю трель пестрый дятел. Проворная белочка перемахнула с еловой ветки на соседнее дерево. Пропищала под кочкой в зимнем гнезде мышь. Из мягкого снега вылетели красавцы тетерева, расселись на березах и стали клевать душистые почки. Эти нарядные птицы живут дружными стаями. (82 слова.)

1) указать падежи существительных и прилагательных во втором и пятом предложениях;

2) подчеркнуть главные члены в шестом предложении и выписать словосочетания;

3) разобрать по составу прилагательное: серебристым (янтарным);

4) разобрать имя прилагательное как часть речи в восьмом предложении.

Считается, что зима носит исключительно белые одеяния. Дома надели белые снежные шапки. Деревья укрылись от мороза под белоснежным пледом. Дороги замело, закутало белым покрывалом. Всё белым-бело вокруг.

Но если приглядеться, то снег не всегда белого цвета. Под лучами солнца сугробы переливаются всеми оттенками розового и желтого. На обочине дороги, там, где сквозь снег проглядывает земля, снег становится бурым и даже коричневым.

Еще больше красок в снежном одеянии природы можно наблюдать вечером. Закат окрашивает снег в лиловые, сиреневые и фиолетовые тона. А длинные сосульки становятся похожи на синие стрелы.

1. Найдите в тексте имена прилагательные. Укажите их число и падеж.

2. Разберите по составу слова: длинные, проглядывает.

3. Сделайте грамматический разбор последнего предложения.

Стоит чудесный зимний день. Над нами ясное голубое небо. Всё вокруг покрыто пушистым снегом. Мы въехали в лес. Деревья стоят словно в сказке. На стволе сосны мы заметили пёстрого дятла. Он ловко долбит шишку. Синички и воробьи подбирают семена. Вдруг мы увидели рыжую белку. Она быстро мелькнула среди деревьев. На снегу птичьи следы. Хорошо в лесу! (59 слов)

2. Списать, вставляя подходящие по смыслу прилагательные.

На … небе загорелись … звёзды.

На дворе – зима. Всё вокруг стало белым и нарядным. Снег шел всю ночь и успел покрыть землю, деревья и дома белым пушистым покрывалом.

На небе – ни облачка. Солнце посылает скупые лучи, но от этого становится еще веселее. На снегу, как на белом листе бумаги, вырисовываются иероглифы птичьих следов. Возле забора воробьи затеяли драку из-за корочки хлеба. Хрипло каркнула ворона, взмахнула крыльями и полетела прочь. С ветки осыпалась облако снежной пыли.

Если долго стоять на одном месте, то коварный мороз забирается за воротник шубы, начинает щипать щеки, нос и уши. Как будто тонике иголочки впиваются в кожу. Сразу становится очень холодно.

В солнечный день я бродил в берёзовом перелеске. Вдали послышался знакомый лесной голосок. Это куковала кукушка. Её я слышал много раз, но никогда не видел.

Увидеть её совсем непросто. Я иду к ней на голосок, а она – от меня. В прятки со мной играет. Решил наоборот поиграть: я спрячусь, а ты поищи. Залез в куст орешника и кукукнул один раз. Кукушка замолкла. И вдруг неподалёку послышался её крик. Я молчу. А она уже совсем близко кукует.

Гляжу – через поляну летит птица. Хвост у неё длинный, сама серая, грудка в тёмных пестринках. Может, это ястребок? А птица подлетела к соседнему дереву, села на сучок и закуковала. Так вот она какая – кукушка!

1. Выпиши из текста три местоимения. Определи их лицо, число, падеж.

2. Распредели слова на две группы. Запиши их на две строки.

Для, он, по, её, от, возле, вы, нам, у, тебе.

Нина не приготовила уроки, решила не идти в школу, а украдкой пошла в рощу. Она положила завтрак и книги под куст, а сама побежала за красивой бабочкой.

На тропинке ей встретился малыш. В руке он держал букварь с тетрадкой. Девочка решила подшутить над ним и назвала малыша прогульщиком.

Оказалось, что мальчик убегал от собаки и заблудился. Нина повела его через рощу. Забрать завтрак и книги она постыдилась и оставила их под кустом.

Прибежала собака. Книг не тронула, а завтрак съела. Нина заплакала. Она не жалела завтрак, её грызла беспощадная совесть.

1. Выписать из текста три глагола, указать их время, лицо, число.

2. Поставь глаголы в неопределённую форму.

Пришла, идёт, посмотрит.

Ребята играли в войну. Валю с братом Андрюшей в игру не принимали. Валя была трусиха. А Андрюша умел только плакать. Вдруг ребята услышали крики. Пёс Лохмач сорвался с цепи. Дети бросились врассыпную, только Андрюша остался на улице. Валя кинулась к брату. Огромный пёс нёсся прямо на девочку. Она заслонила Андрюшу, бросила в собаку игрушку и громко закричала. Наперерез Лохмачу бежал сторож. Он схватил пса за ошейник и увёл. Ребята выходили из своих убежищ. Андрюша уже улыбался, а Валя плакала навзрыд. Она очень испугалась.

1. Выписать из текста предложение с однородными членами. Подчеркните основу предложения.

2. Выписать сложное предложение. Подчеркнуть основу предложения.

Красиво было в лесу в этот ранний час. Тихо шумели, качались деревья. С листьев стекали свинцовые капли росы. На мху, в траве уже лежали следы осени. Остро пахло сырой землей, прелыми листьями. Из вороха старых листьев, травы, валежника выглядывают грибы. Мы вошли в редкий березняк. А вот и лесной царь – белый гриб. Он стоял на крепкой ножке, в золотисто-коричневой шапке. Гриб был очень хорош.

Слова для справок: свинцовые, золотисто-коричневый, ворох.

Грамматическое задание: Найти в тексте предложение с однородными дополнениями, разобрать его по членам, выписать словосочетания.

Чудесная пора осени.

Летели и летели осеннее листья. Ветер подхватил их и погнал к речке. По зеркальной воде поплыли золотые монетки. На краю деревни заиграл рожок. Это пастух собирал стадо. Я выхожу из дома, беру весла и иду к речке. Восток светлеет, розовеет. Удивительная тишь кругом. Река словно похорошела, выпрямилась. Под первыми лучами солнца засверкали, заискрились капельки воды. Стояла чудесная пора осени.

Слова для справок: собрал, словно.

Грамматическое задание: Iв. В 6-м предложении подчеркнуть главные члены, разобрать его по составу, указать части речи. IIв. В 10-м предложении подчеркнуть главные члены, рать его по составу, указать части речи.

Как мужик убрал камень.

На площади в одном городе лежал огромный камень. Он занимал много места и мешал проезду на лошади. Призвали инженеров и попросили помощи в уборке камня. Первый предложил порохом разбить камень на части и вывезти их. Он запросил оплату в восемь тысяч рублей. Другой инженер придумал под камень подвести большой каток и свалить его на пустоши. По стоимости это будет шесть тысяч рублей. А один мужик взялся камень за сто рублей убрать. Он выдумал выкопать подле камня яму, свалить его туда и заровнять землёй. Мужик так и сделал. Ему дали сто рублей за работу и сто рублей за умную выдумку.

Ранним утром я иду в соседнюю рощу. Хорошо и радостно в эту весеннюю пору на душе! Передо мной ряды белых берёз. Сквозь листочки на траве играют золотые лучики солнца. В чаще кустов и деревьев звонко распевают птицы. Звуки их песен разливаются по всей окрестности. В полном разгаре настоящая весна.

В глубоком овраге у берёзовой рощи журчит холодный ключ. Сяду я на пенёк у ключа, достану кружку и кусок хлеба. Приятно выпить студёной ключевой водицы и вдохнуть полной грудью наполненный радостью жизни воздух!

1. Выполни синтаксический разбор предложения:

I в. Лёгкий ветерок играет в зелени деревьев.

II в. Солнце льёт на землю жаркие лучи.

2. Укажи падежи существительных и прилагательных в предложении:

В ночном небе вспыхнули огни праздничного салюта.

Рос на опушке могучий дуб. Был он самым заметным в округе. Стоял великан и осматривал всю местность, тихо шелестел листвой. Пышным ковром стелилась изумрудная трава под деревом.

Однажды к дубу пришли люди и поставили скамейки. Теперь здесь с утра до позднего вечера толпился народ. Свежесть манила всех. На опушке любили играть дети. Всем дуб дарил радость. Хорошо посидеть на мягкой травке! Это стало любимое место отдыха.

Потемнело, нахмурилось небо. Побежали мрачные грозовые тучи. Затих старый бор, приготовился к бою. Сильный порыв ветра вырвался из-за вершин деревьев. Закружилась пыль по дороге и умчалась.

Засверкали молнии, прокатился по небу гром. Ударили по листьям первые тяжёлые капли дождя. Вдруг на землю обрушилась сплошная стена воды.

Быстро проходит летняя гроза. Светлеет, проясняется туманная даль. Небо начинает голубеть. Над полем и лесом, над водной гладью плывёт лёгкий пар. Уже выглянуло горячее солнце, но дождь ещё не прошёл. Это падают дождинки с деревьев и блестят на солнце.

Умей владеть собой.

Живёт где-то на свете маленькая фея. Не с кем ей играть, вот и убежала она как-то в лес. Идет навстречу лев, а крошка фея львов никогда не видела. Зарычал он грозно, присел, к прыжку готовится! А фея ласково улыбается, поиграть с ним собирается. Удивляется лев! Почему его не боятся? Плохо это или хорошо? Сердиться нужно или смеяться?.

Протянула фея льву волшебную палочку. Лев сначала слева к палочке подошёл, потом справа. Так и не взял. Но сердиться уже никак не получалось. Фея и грозный лев скоро подружились.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Диктанты по темам для 4 класса с заданиями

Диктант по теме “Имя Прилагательное”

Зима в лесу

Взошло, заиграло над лесом зимнее солнце. Лучи яркого света янтарным блеском зажгли снега. Серебристым инеем украсились гибкие ветки берез. На белоснежной скатерти полян видны чудесные узоры звериных и птичьих следов. С тихим свистом летят к высоким елям клесты. Вдалеке пустил весеннюю трель пестрый дятел. Проворная белочка перемахнула с еловой ветки на соседнее дерево. Пропищала под кочкой в зимнем гнезде мышь. Из мягкого снега вылетели красавцы тетерева, расселись на березах и стали клевать душистые почки. Эти нарядные птицы живут дружными стаями. (82 слова.)

1) указать падежи существительных и прилагательных во втором и пятом предложениях;

2) подчеркнуть главные члены в шестом предложении и выписать словосочетания;

3) разобрать по составу прилагательное: серебристым (янтарным);

4) разобрать имя прилагательное как часть речи в восьмом предложении.

Зимние краски

Считается, что зима носит исключительно белые одеяния. Дома надели белые снежные шапки. Деревья укрылись от мороза под белоснежным пледом. Дороги замело, закутало белым покрывалом. Всё белым-бело вокруг.

Но если приглядеться, то снег не всегда белого цвета. Под лучами солнца сугробы переливаются всеми оттенками розового и желтого. На обочине дороги, там, где сквозь снег проглядывает земля, снег становится бурым и даже коричневым.

Еще больше красок в снежном одеянии природы можно наблюдать вечером. Закат окрашивает снег в лиловые, сиреневые и фиолетовые тона. А длинные сосульки становятся похожи на синие стрелы.

1. Найдите в тексте имена прилагательные. Укажите их число и падеж.

2. Разберите по составу слова: длинные, проглядывает.

3. Сделайте грамматический разбор последнего предложения.

Диктант “Зимний день” с заданиями

Стоит чудесный зимний день. Над нами ясное голубое небо. Всё вокруг покрыто пушистым снегом. Мы въехали в лес. Деревья стоят словно в сказке. На стволе сосны мы заметили пёстрого дятла. Он ловко долбит шишку. Синички и воробьи подбирают семена. Вдруг мы увидели рыжую белку. Она быстро мелькнула среди деревьев. На снегу птичьи следы. Хорошо в лесу! (59 слов)

2. Списать, вставляя подходящие по смыслу прилагательные.

На … небе загорелись … звёзды.

На дворе – зима. Всё вокруг стало белым и нарядным. Снег шел всю ночь и успел покрыть землю, деревья и дома белым пушистым покрывалом.

На небе – ни облачка. Солнце посылает скупые лучи, но от этого становится еще веселее. На снегу, как на белом листе бумаги, вырисовываются иероглифы птичьих следов. Возле забора воробьи затеяли драку из-за корочки хлеба. Хрипло каркнула ворона, взмахнула крыльями и полетела прочь. С ветки осыпалась облако снежной пыли.

Если долго стоять на одном месте, то коварный мороз забирается за воротник шубы, начинает щипать щеки, нос и уши. Как будто тонике иголочки впиваются в кожу. Сразу становится очень холодно.

Диктант для 4 класса по теме “Местоимение”

В солнечный день я бродил в берёзовом перелеске. Вдали послышался знакомый лесной голосок. Это куковала кукушка. Её я слышал много раз, но никогда не видел.

Увидеть её совсем непросто. Я иду к ней на голосок, а она – от меня. В прятки со мной играет. Решил наоборот поиграть: я спрячусь, а ты поищи. Залез в куст орешника и кукукнул один раз. Кукушка замолкла. И вдруг неподалёку послышался её крик. Я молчу. А она уже совсем близко кукует.

Гляжу – через поляну летит птица. Хвост у неё длинный, сама серая, грудка в тёмных пестринках. Может, это ястребок? А птица подлетела к соседнему дереву, села на сучок и закуковала. Так вот она какая – кукушка!

1. Выпиши из текста три местоимения. Определи их лицо, число, падеж.

2. Распредели слова на две группы. Запиши их на две строки.

Для, он, по, её, от, возле, вы, нам, у, тебе.

Контрольный диктант по теме “Глагол” 4 класс

Нина не приготовила уроки, решила не идти в школу, а украдкой пошла в рощу. Она положила завтрак и книги под куст, а сама побежала за красивой бабочкой.

На тропинке ей встретился малыш. В руке он держал букварь с тетрадкой. Девочка решила подшутить над ним и назвала малыша прогульщиком.

Оказалось, что мальчик убегал от собаки и заблудился. Нина повела его через рощу. Забрать завтрак и книги она постыдилась и оставила их под кустом.

Прибежала собака. Книг не тронула, а завтрак съела. Нина заплакала. Она не жалела завтрак, её грызла беспощадная совесть.

1. Выписать из текста три глагола, указать их время, лицо, число.

2. Поставь глаголы в неопределённую форму.

Пришла, идёт, посмотрит.

Ребята играли в войну. Валю с братом Андрюшей в игру не принимали. Валя была трусиха. А Андрюша умел только плакать. Вдруг ребята услышали крики. Пёс Лохмач сорвался с цепи. Дети бросились врассыпную, только Андрюша остался на улице. Валя кинулась к брату. Огромный пёс нёсся прямо на девочку. Она заслонила Андрюшу, бросила в собаку игрушку и громко закричала. Наперерез Лохмачу бежал сторож. Он схватил пса за ошейник и увёл. Ребята выходили из своих убежищ. Андрюша уже улыбался, а Валя плакала навзрыд. Она очень испугалась.

1. Выписать из текста предложение с однородными членами. Подчеркните основу предложения.

2. Выписать сложное предложение. Подчеркнуть основу предложения.

В осеннем лесу

Красиво было в лесу в этот ранний час. Тихо шумели, качались деревья. С листьев стекали свинцовые капли росы. На мху, в траве уже лежали следы осени. Остро пахло сырой землей, прелыми листьями. Из вороха старых листьев, травы, валежника выглядывают грибы. Мы вошли в редкий березняк. А вот и лесной царь – белый гриб. Он стоял на крепкой ножке, в золотисто-коричневой шапке. Гриб был очень хорош.

Слова для справок: свинцовые, золотисто-коричневый, ворох.

Грамматическое задание: Найти в тексте предложение с однородными дополнениями, разобрать его по членам, выписать словосочетания.

Чудесная пора осени

Летели и летели осеннее листья. Ветер подхватил их и погнал к речке. По зеркальной воде поплыли золотые монетки. На краю деревни заиграл рожок. Это пастух собирал стадо. Я выхожу из дома, беру весла и иду к речке. Восток светлеет, розовеет. Удивительная тишь кругом. Река словно похорошела, выпрямилась. Под первыми лучами солнца засверкали, заискрились капельки воды. Стояла чудесная пора осени.

Слова для справок: собрал, словно

Iв. В 6-м предложении подчеркнуть главные члены, разобрать его по составу, указать части речи.

IIв. В 10-м предложении подчеркнуть главные члены, рать его по составу, указать части речи.

Как мужик убрал камень

На площади в одном городе лежал огромный камень. Он занимал много места и мешал проезду на лошади. Призвали инженеров и попросили помощи в уборке камня. Первый предложил порохом разбить камень на части и вывезти их. Он запросил оплату в восемь тысяч рублей. Другой инженер придумал под камень подвести большой каток и свалить его на пустоши. По стоимости это будет шесть тысяч рублей. А один мужик взялся камень за сто рублей убрать. Он выдумал выкопать подле камня яму, свалить его туда и заровнять землёй. Мужик так и сделал. Ему дали сто рублей за работу и сто рублей за умную выдумку.

Ранним утром я иду в соседнюю рощу. Хорошо и радостно в эту весеннюю пору на душе! Передо мной ряды белых берёз. Сквозь листочки на траве играют золотые лучики солнца. В чаще кустов и деревьев звонко распевают птицы. Звуки их песен разливаются по всей окрестности. В полном разгаре настоящая весна.

В глубоком овраге у берёзовой рощи журчит холодный ключ. Сяду я на пенёк у ключа, достану кружку и кусок хлеба. Приятно выпить студёной ключевой водицы и вдохнуть полной грудью наполненный радостью жизни воздух!

1. Выполни синтаксический разбор предложения:

I в. Лёгкий ветерок играет в зелени деревьев.

II в. Солнце льёт на землю жаркие лучи.

2. Укажи падежи существительных и прилагательных в предложении:

В ночном небе вспыхнули огни праздничного салюта.

Проверочные диктанты по русскому языку 4 класс

Могучий дуб

Рос на опушке могучий дуб. Был он самым заметным в округе. Стоял великан и осматривал всю местность, тихо шелестел листвой. Пышным ковром стелилась изумрудная трава под деревом.

Однажды к дубу пришли люди и поставили скамейки. Теперь здесь с утра до позднего вечера толпился народ. Свежесть манила всех. На опушке любили играть дети. Всем дуб дарил радость. Хорошо посидеть на мягкой травке! Это стало любимое место отдыха.

Летняя гроза

Потемнело, нахмурилось небо. Побежали мрачные грозовые тучи. Затих старый бор, приготовился к бою. Сильный порыв ветра вырвался из-за вершин деревьев. Закружилась пыль по дороге и умчалась.

Засверкали молнии, прокатился по небу гром. Ударили по листьям первые тяжёлые капли дождя. Вдруг на землю обрушилась сплошная стена воды.

Быстро проходит летняя гроза. Светлеет, проясняется туманная даль. Небо начинает голубеть. Над полем и лесом, над водной гладью плывёт лёгкий пар. Уже выглянуло горячее солнце, но дождь ещё не прошёл. Это падают дождинки с деревьев и блестят на солнце.

Цветущая липа

Умей владеть собой

Лесное чудо

Живёт где-то на свете маленькая фея. Не с кем ей играть, вот и убежала она как-то в лес. Идет навстречу лев, а крошка фея львов никогда не видела. Зарычал он грозно, присел, к прыжку готовится! А фея ласково улыбается, поиграть с ним собирается. Удивляется лев! Почему его не боятся? Плохо это или хорошо? Сердиться нужно или смеяться?.

Протянула фея льву волшебную палочку. Лев сначала слева к палочке подошёл, потом справа. Так и не взял. Но сердиться уже никак не получалось. Фея и грозный лев скоро подружились.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Стоит чудесный зимний день. Над нами ясное голубое небо. Всё вокруг покрыто пушистым снежным ковром. Яркий свет слепит глаза.

Мы въехали в лес. Деревья стоят словно в сказке. На стволе высокой сосны мы заметили пёстрого дятла. Он ловко долбит шишку. Синички и воробьи дружно подбирают сосновые семена. Рыжая белка быстро мелькнула среди деревьев.

Под сосной видны следы. Это заяц-беляк пробежал по нетронутому снегу.

Хорошо в лесу! Легко дышать свежим морозным воздухом.

Выполнить полный синтаксический разбор 1 предложения.

(Стоит чудесный зимний день.)

Списать, вставляя подходящие по смыслу прилагательные.
На … небе загорелись … звёзды.

Выполнить морфологический разбор любого прилагательного.

Выполнить полный синтаксический разбор 4 предложения.

(Яркий свет слепит глаза.)

Списать, вставляя подходящие по смыслу прилагательные.
В …. лесу выпал ….. снег.

Читайте также: