Филимоновский петушок роспись в доу

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: научить детей приёмам росписи филимоновских игрушек.

Задачи: образовательные: познакомить детей с элементами филимоновской росписи, рассказать об истории промысла, расписать фигурки птиц на бумаге; воспитательные: воспитывать интерес к народному промыслу, воспитывать терпение и настойчивость при выполнении творческой работы; развивающие: развивать восприятие, внимание, память, мелкую моторику.

Предварительная работа: рассматривание филимоновских игрушек и картинок их изображающих.

Материалы и оборудование: филимоновские игрушки, картинки, листы А4 с нарисованными карандашом контурами петушка и курочки, листы А5, краски гуашевые или акварельные, кисти, баночки с водой, клеёнки, восковые мелки черные, аудиопроигрыватель.

Звучит русская народная музыка без слов.

3.Закреплять знания основных цветов (зелёный, красный, жёлтый).

4.Развивать моторику рук.

5.Воспитывать любовь к народному промыслу.

Материалы и оборудование: Образец игрушки, шаблон, рассказ воспитателя, клеёнка, кисти, гуашь (красный, зеленый, желтый), баночка для воды, силуэты игрушки по количеству детей.

I В. Ребята убираем игрушки, садимся за столы.

Дети убирают игрушки и садятся за столы.

В. Ребята, посмотрите кто к нам пришел сегодня в гости. Давайте поприветствуем нашего гостя.

В. А вы у гадали кто это?

Д.( да, это петушок)

В. Да, правильно, но это петушок не простой, а филимоновский. Ребята, а вы знаете почему эти игрушки называются филимоновскими?

В.В самом сердце России есть деревня Филимоново. Давным- давно прибыл в те места гончар Филимон. Он обнаружил там глину и начал лепить из нее горшки, место так и назвали Филимоново. Женщины лепили звонкие свистульки. Игрушки изготавливали очень много, вот и работали они не покладая рук. Весной, как только устанавливалась сухая ясная погода, эти игрушки обжигали в печах. После обжига игрушки расписывали.Свисток всегда находится в хвосте у зверей и птиц. У всех этих игрушек длинные шеи.

Отгадайте-ка ,ребятки, про кого моя загадка?

Раньше всех встаёт,

В. Посмотрите на нашего петушка, какой он красивый, яркий.

Скажите, что нарисовано на нашем петушке?

В. Какого цвета полоски?

В. Где расположены полоски?

Д. (на хвостике, на ножке, на шейке)

В.А что еще нарисовано на петушке?

В.А какого цвета елочки?

Д. (Зеленые и красные)

В. А где они расположены?

В. А где находится солнышко?

Д.(по середине туловища)

В. Молодцы ребята. А сейчас мы все станем филимоновскими мастерами и будем расписывать наших петушков.

В.Ребята, а сейчас я вам расскажу как нужно рисовать петушка, что бы он получился очень красивым.

Берем кисточку между большим и указательным пальцами, так что бы кисточка стояла. Мокнем кисть в воду и наберем красную краску и аккуратно начинаем закрашивать голову нашему петуху. Теперь макнем кисть в зеленую краску и аккуратно на хвосте проводим линию. Так же поступаем с желтой краской и рисуем большой желтый кружок на туловище. Макнем кисть в воду и наберем красную краску. Делаем небольшой кружок на желтом кружке в середине туловища. От этого кружка проводим небольшие линии вокруг.

II. Самостоятельная деятельность детей.

Дети украшают петушка по мотивам филимоновской росписи.

Воспитатель во время работы оказывает помощь по необходимости: (напоминает об осанке,о аккуратности и о правилах работы кистью).

III. Подведение итогов и анализ детской работы.

В.С какой игрушкой мы сегодня познакомились?

Д. (Филимоновский петушок)

В. А какой петушок вам нравится больше всего?

В. Вам понравилось расписывать петушков?

В. Все рисунки у нас получились очень красивыми и аккуратными. Теперь мы закрываем нашу выставку.

Подготовила и провела воспитатель: Комарова Е.А.

Программное содержание:

Обучающие задачи: Познакомить детей с филимоновской игрушкой, как видом народного декоративно-прикладного искусства , имеющим специфику и образную выразительность. Формировать представления о ремесле игрушечных дел мастеров . Продолжить учить рисовать полоски сверху – вниз и с лево – направо , закрепить знание цветов росписи филимоновской игрушки.

Развивающие задачи : Развивать воображение, чувство формы .

Воспитательные задачи: Воспитывать интерес к народному декоративно – прикладному искусству.

Структура (части и их предпологаемое время) :

Игровая мотивация ( Организационный момент)

1 часть .Подготовка к освоениюю программного материала через актуализацию опорных знаний .

2 часть. Первичное осмыслении и закреплении программного материала на практике..

3 часть. Совместная деятельность воспитателя и детей. Жудожественное творчество.

Итог: Способствовать обобщению программного материала, изучаемого входе занятия.

Общее время: 25 минут .

Контроль усвоения детьми программного содержания : опрос детей, беседа, наблюдение за деятельностью детей.

Организация детей : ( в каждой части)

1 часть .Свободное расположение на стульях ( компьютерная презентация)

2 часть. Сюрпризный момент ( посылка) .Физкультминутка. дети подходят к столам с раздаточным материалом .

3 часть . Совместная деятельность воспитателя и детей . Художественное сотворчество .

Итог : Способствовать обобщению программного материала , изучаемого в ходе занятия .

Оборудование : Музыкальный центр, русская народная музыка в аудиозаписи, проектор, презентация .

Демонстрационный материал: Филимоновская игрушка Петушок , альбом с рисунками филимоновской игрушки, компьютерная презентация ( слайды) .

Раздаточный материал: гуашь ( красная , зеленая, желтая) , салфетки и кисти на каждого ребенка , заготовка петушка из соленого теста для росписи .

Предварительная работа : Рассматривание предметов декоративно – прикладного искусства, беседа о народных мастерах – умельцах .

ООД: Воспитатель собирает вокруг себя детей и беседует .

--Ребята давным – давно у детей не было таких игрушек , как сейчас , а какие игрушки у них были ? ( ответы детей ) Правильно игрушки изготавливали их родители, бабушки , дедушки . Вы бы хотели узнать какие это были игрушки . ( ответы детей)

--- Ребята , сегодня я предлогаю отправится вам в путешествие .Хотите? ( ответы детей)

Воспитатель: - Есть под Тулой деревенька ,

И живут там мастерицы ,

что добро в дома несут.

Филимоново деревня находится далеко от Сергиево Посада, но волшебные цветные дорожки , быстро приведут нас в эту деревню .( дети держась за руки идут за воспитателем , на полу нарисованы полоски красного, зеленого и желтых цветов.)

На окне е раставлены экспонаты ( иллюстрации с филимоновскими игрушками)

Воспитатель: Ребята посмотрите кажется мы пришли с вами в музей филимоновских игрушек , посмотрите какая красота .Какие игрушки вы видете ? ( ответы , детей ) . А теперь ответьте мне на вопрос :

Ты откуда пришла к нам такая?

Вся простая без хитрых затей,

С длинной шеей и расписная ,

Для игры и забавы детей .

_ А сейчас я предлогаю отправится нам в кинозал и посмотреть как же делали филимоновскую игрушку. ( Дети проходят на стульчики , смотрят презентацию )

1 . Ребята скажите пожалуйста , а из чего , из какого материала делают филимоновскую игрушку??

2. А что происходит потом, кто знает .

3. Затем игрушки попадают в умелые руки мастеров .Какие цвета используют мастера для росписи игрушек.

- Ну что ребята вам понравилось . ( ответы детей)

А у меня для вас посылка . ( воспитатель достает коробочку в которой находится фил. Игрушкак петушок ) .Только , что то она у меня не открывается , надо отгадать загадку написано на ней ,что бы открыть посылку .

Он носом землю постучит ,

Взмахнет крылом и полетит,

Кричит он даже сонный ,

Ку-ка-реку кричит он звонко ,

ВОСПИТАТЕЛЬ : Показывает фил . игрушку детям , .

- Ребята а вы хотите почувствовать себя настоящими мастерами . ( ответы детей)

Физкультминутка . ( у стульчиков , дети смотрят на воспитателя)

Шел по берегу петух, ( руки сложены за спиной)

Поскользнулся в ямку Бух! ( имитируем падение петушка)

Будет знать Петух , что впредь ( грозим указательным пальчиком )

Надо под ноги смотреть ! ( Показываем , что надо смотреть под ноги )

Воспитатель: Молодцы ребята , тогда я приглашаю вас в самую настоящею мастерскую , где расписывают заготовки филимоновских игрушек .А расписывать мы свами будем петушка из соленого теста . ( Дети проходят на свои месте , садятся , на столах кисти, гуашь трех цветов, петушок из соленного теста .)

- А теперь ребятки сделаем пальчиковую гимнастику , что бы наши пальчики нас слушались

Вышла курочка гулять

( шагают двумя пальцами указательным и средним – каждой руки )

Свежей травки пощипать

( щиплющие движения всеми пальцами каждой руки)

А за ней ребятки – желтые цыплятки

( бегут всеми пальцами обеих рук)

(Хлопают в ладоши ),

Не ходите далеко

( грозят пальцем ведущей руки)

( Гребущие движения каждым пальцем обеих рук одновременно, большие пальцы фиксируют ладони у края стола )

( Дети собирают зернышки поочередно двумя пальцами каждой руки , или обеих рук одновременно : большой – укаказательный , большой – средний и т.д.)

Воспитатель: А теперь можно приступать к росписи нашего петушка .

( Дети росписывают петушка , воспитатель помогает по необходимости

Воспитатель : Молодцы! Отличные филимоновские петушки у нас получились !

( Дети подходят к воспитателю подводится итог занятия )

Воспитатель : - Ребята где мы сегодня побывали ? ( Ответы детей )

Как называлось то месте где мы видели игрушки ? ? ( Ответы детей )

Из чего делали мастера филимоновскую игрушку? ? ( Ответы детей )

Каких цветов была фил. Игрушка? ? ( Ответы детей )

Какая особенность у филимоновской игрушки , все игрушки . ? ( Ответы детей )

n1626948970.jpg

Цель: учить раскрашивать шаблоны игрушек элементами филимоновской росписи.

Программное содержание:
- Продолжать знакомить детей с филимоновскими игрушками и народными промыслами.
- Учить расписывать силуэт петушка, осваивая простейшие приемы росписи - палочки, елочки, точки.
- Способствовать развитию познавательной деятельности, изобразительных навыков.
- Развивать мелкую моторику, воображение, творческие способности.
- Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству.
- Воспитывать самостоятельность, аккуратность.

y1626949005.jpg

Материал: Альбомы и иллюстрации с изображением филимоновских игрушек, образцы элементов росписи, гуашевые краски, кисти, стаканчики-непроливайки‚ салфетки.

m1626949059.jpg

Воспитатель: Особое значение в росписи фигурок имеет цвет, ведь и в древние времена, и сегодня каждый оттенок несёт свой смысл. Для филимоновского мастерства характерны всего три основных цвета – красный, жёлтый и зелёный. Почему именно они? Ответ прост:

- красный цвет – символ земли, человеческого тела, красоты, силы духа и огня;

- зелёный говорит о возрождении жизни;

- жёлтый цвет является цветом солнца и огня.

Воспитатель: Рассмотрим роспись филимоновского петушка. Традиционно грудь петушков закрашивается одним цветом – обычно зелёным или красным. Для головы также выбирается один цвет, но она может оставаться и просто белой. По контуру петушка наносится нехитрый узор: полосы, зигзаги, капли, круги. Глаза у птиц могут отсутствовать, а могут быть просто схематичными.

- Сегодня, мы с вами, займёмся творчеством и распишем красочный наряд для нашего Петушка. Хотите, побывать в роли народных умельцев? (Ответы детей).

n1626949141.jpg

c1626949183.jpg

Воспитатель: Понравилось вам, дети, наши занятие? Какие краски используют мастера при росписи филимоновских петушков?
Петушки после росписи выглядят яркими, выразительными, добродушными. Вы просто - народные умельцы! Какие молодцы!

Читайте также: