Концепция школы живой культуры

Обновлено: 01.07.2024

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Основные Школы и Концепции Культурологии. Презентация на заданную тему содержит 24 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Культурологические воззрения Г.В.Ф.Гегеля (1770 - 1831) культура есть реализация мирового разума или мирового духа учение об абсолюте, которое понимается Гегелем как единство субъекта и объекта, природы и духа. Абсолютное есть система саморазвивающихся идей, которые в своем постоянном развитии рождают всю действительность.

Марксистская концепция культуры культура не сводится лишь к процессу создания материальных и духовных благ, культура - это прежде всего процесс творения человеком самого себя обретение человеком себя как субъекта исторической действительности происходит лишь в лоне культуры культура есть особого рода объективная реальность, возникающая как результат общественного производства

Психологическая школа Зигмунда Фрейда (1856-1939) концепция культуры, методом познания которой и стал психоанализ культура, в понимании психоаналитической теории, основана на принуждении и запрете влечений, она есть механизм подавления первичных желаний, угрожающих обществу, она направляет инстинкты, в том числе и агрессивность, в иное русло, и именно поэтому культура, с точки зрения Фрейда, является источником психического нездоровья индивида все культурные ценности есть результат сублимации (Сублимация - это направление сексуальной энергии на цели культурного творчества)

Вебер Макс (1864-1920) Вебер Макс (1864-1920). Немецкий социолог, историк, экономист и юрист; основоположник понимающей социологии и теории социального действия. Преподавал во Фрайбургском (1893-1896), Гейдельбергском (1896-1898, 1902-1919) и Мюнхенском (1919-1920) университетах. Начинал свою научную деятельность с изучения экономической истории в 80-х гг. ХIХ в. Диапазон исследований очень широк: вопросы истории хозяйства и социальных форм, взаимодействие религии и социально-экономической структуры общества.

Концепция "идеальных типов" Макса Вебера (1864-1920) концепция "идеальных типов", в основе которой идеальный тип власти (легальный, традиционный и харизматический) 1-й тип власти - рациональный - основан на убеждении в легитимности существующих законов и на подчинении им 2-ой - традиционный - в основе которого святость традиций и право управлять тех, кто приобрел эту власть в соответствии с традицией 3-й тип власти - харизматический, основанный на харизме определенных личностей, обладающих сверхъестественными способностями, святостью и в силу этого обладающих властью

Культурологическая концепция Н.Я.Данилевского (1822-1825) Талантливый ботаник и ихтиолог-практик, ученый-энциклопедист, исследовавший многообразие естественнонаучных и социально-экономических проблем, наконец, выдающийся культуролог и деятельный патриот России - таким предстает в нашей памяти Николай Яковлевич Данилевский. Немногие русские мыслители заняли столь почетное место в мировой культурологии, как он. Данилевский совершил концептуальный переворот в понимании развития человечества, упрочил теорию культурно-исторической самобытности России, начертал целостную программу социальной миссии России на арене мировой истории. Интеллектуальные и нравственные качества Данилевского высоко оценивали академик К.М.Бэр, Ф.М.Достоевский, П.П.Семенов-Тян-Шанский, Л.Н.Толстой, Н.Н.Страхов, К.Н.Леонтьев, А.А.Фет, В.В.Розанов и многие другие известные деятели русской культуры.

Культурологическая концепция Н.Я.Данилевского (1822-1825) Зарождение и развитие культурно-исторических типов, по Данилевскому, подчиняется определенных законам. Их пять: 1) наличие у племени или народа близкого по фонетической основе языка, 2) политическая независимость, 3) выработка каждым культурно-историческим типом только ему присущих черт, не передаваемых по наследству и не воспринимаемых "в полной мере" другими цивилизациями), 4) разнообразие элементов, составляющих культурно-исторический тип, "когда разнообразны этнографические элементы, его составляющие, - когда они, не будучи поглощены одним политическим целым, пользуясь независимостью, составляют федерацию или политическую систему государств" *, 5) процесс развития культурно-исторических типов подобен "тем многолетним одноплодным растениям, у которых период роста бывает неопределенно продолжителен, но период цветения и плодоношения относительно короток и истощает раз и навсегда их жизненную силу" *. Иными словами, культурно-исторические типы развиваются от "этнографического состояния" через государственное к цивилизации.

ШПЕНГЛЕР Освальд (1880 - 1936) ШПЕНГЛЕР Освальд (1880 - 1936) - немецкий философ, историк и теоретик культуры, представитель "философии жизни"

Концепция культуры Освальда Шпенглера (1880-1936) идея множественности достигших зрелости культур, разобщенных во времени и пространстве, и равноценных, эквивалентных по степени раскрывающихся в них возможностей противопоставляет циклическую схему, где даже одновременно существующие культуры не сообщаются между собой, являясь замкнутыми в себе ценностями основополагающее значение имело в концепции Шпенглера отрицание за наукой способности объективно познавать действительность. Любые научные результаты и выводы, считает Шпенглер, опосредованы лишь духовной традицией данной культуры (то, что верно для науки одной культуры, незначимо и неверно для другой

Тойнби, Арнольд Джозеф (Toynbee, Arnold Joseph) (1889-1975) Тойнби, Арнольд Джозеф (1889-1975), английский историк, родился в Лондоне 14 апреля 1889. Получил образование в Уинчестерском колледже и Бейллиол-колледже Оксфордского университета. В 1919-1924 был профессором византиноведения, греческого языка, литературы и истории Лондонского университета, с 1925 до своей отставки в 1955 - научным руководителем Королевского института международных отношений и научным сотрудником Лондонского университета. В 1920-1946 - редактор "Обзора международных отношений". Во время Второй мировой войны Т. - директор научного отдела министерства иностранных дел Великобритании. В 1956 стал кавалером ордена Кавалеров почета. Умер в Йорке 22 октября 1975.

Концепция круговорота "локальных цивилизаций" Арнольда Джозефа Тойнби (1889-1975) не считал цивилизацию упадком культуры, ее гибелью как Шпенглер. Понятия цивилизация и культура так связаны у Тойнби, что он не делает различия между ними цивилизация социальная целостность, характеризующиеся совокупностью религиозных, территориальных и политических характеристик единой, общечеловеческой цивилизации не существует

Концепция культуры Николая Бердяева (1874-1948) концепция культуры основывается на идее универсальности и всемирности истории человечества. Культуры у него это не замкнутые в себе, обособленные миры, они взаимосвязаны. С точки зрения Бердяева, осознание человечеством своего единства произошло благодаря объединяющей миссии христианства

ЯСПЕРС, Карл (Jaspers, Karl) (1883-1969) ЯСПЕРС, Карл, (1883-1969), немецкий философ, представитель экзистенциализма. Родился 23 февраля 1883 в Ольденбурге (Германия), умер 26 февраля 1969 в Базеле. Изучал право в Гейдельбергском и Мюнхенском университетах, медицину в Берлинском, Гёттингенском и Гейдельбергском университетах. Первоначально занимался медицинской практикой. С 1920 по 1937 и с 1945 - профессор в Гейдельберге. В 1948 стал профессором философии Базельского университета (Швейцария). Известны радиовыступления по проблемам политики, а также на философские темы. Для культурологии важны взгляды Ясперса на проблемы типологии культуры, социокультурной динамики, техники как социокультурного явления, соотношения понятий культура и цивилизация. В работе "Истоки истории и ее цель" Ясперс ориентируется на идею общечеловеческой истории и культуры, утверждает, что история культуры имеет линейный характер и смысловое завершение, которое задано "истоками" и "целью" человеческого существования.

Теория культуры Карла Ясперса (1883-1969) идея единства человеческой истории и культуры, единого происхождения человечества. общие духовные основания дают возможность преодолеть разделенность мировой истории на противоположные полярные модели - Восток-Запад - и создать единую всемирную культуру

Фридрих Ницше /Friedrich NIETZSCHE/ (15.10.1844 - 25.8.1900) Фридрих Ницше (Friedrich Nietzsche) (1844-1900), известный немецкий философ и филолог. Родился маленький Фридрих в милой деревушке Рёккен близ Лютцена (Саксония) 15 октября 1844 года. Почти все по мужской линии были священиками. Семья у Ницше была очень религиозной, что не помешала ему в дальнейшем написать "Антихристианин" - проклятие христианству. Свое имя он получил в честь короля Пруссии. Когда в 1849 году скончался его отец он начал воспитывался в Наумбурге на Заале в доме. Позднее Ницше начал учиться в знаменитой старой школе-пансионе Пфорта, а после закончил университеты Бонна и Лейпцига.

Концепция культуры Фридриха Ницше (1844-1900) аполлоническое" и "дионисические" начала присущи не только античной культуре, они присутствуют в европейской культуре на всем протяжении ее развития, находя отражение в сознании европейца Необходим отказ от культа слабых, униженных и взращивание сверхчеловека, главную черту которого он определяет как волю к власти. Образец такого человека философ видит в античной Греции и эпохе Ренессанса

Учение о культуре Хосе Ортега-и-Гасетта (1883-1955) видел углубление кризиса западной цивилизации культура не должна находиться в конфронтации с жизнью. Для него истинной культурой является лишь "живая культура", сущность которой составляет спонтанность и отсутствие прагматической направленности

АЛЬБЕРТ ШВЕЙЦЕР (1875-1965) Альберт Швейцер, немецко-французский мыслитель, философ, гуманист, теолог, музыковед, врач, естествоиспытатель, лауреат Нобелевской премии - не создал стройную концепцию культуры, однако среди множества имен, без которых просто невозможно представить себе развитие современной культурологической мысли, его имя занимает почетное место. Швейцер был не только одним из ярчайших интеллектуалов сер.20в, но и величайшим гуманистом, отдавшим всю свою жизнь служению человечеству.

Учение Альберта Швейцера (1875-1965) о культуре в современной западной культуре, как культуре, в которой исчезли этические нормы, а гуманизм заменен принципом технической целесообразности и материальной эффективности

Читайте также: