Проблема сущность проблемы решение проблемы разными философскими школами таблица

Обновлено: 03.07.2024

Можно найти проблему любого вкуса для исследований в философии, на решение которой уйдет много времени, возможно, вся жизнь, но она останется открытой. Например, я кратко назову лишь примерный круг проблем философии, в него входят такие известные:

Проблема сознания является едва ли не самой актуальной в последние десятилетия; абстрагируясь от функционального, по общему признанию ограниченного — читай ложного — понимания сознания, можно забыть большинство достижений последнего полувека в этой области, поскольку они в практическом смысле приписываются искусственному интеллекту (сознанию). Приведение проблемы к вселенскому масштабу подчеркивается способностью сознания проявляться как внутри себя, так и вне себя;

Проблема знаемости или познаваемости — вытекает из ее определения, где необходимо соблюдать достоверность полученных знаний. Именно эта надежность, критерии которой подвергаются сомнению в отдельных случаях;

Проблема времени проста в выражении, но сложна в решении: Является ли время субъективным и относительным, или объективным и фундаментальным? На мой взгляд, время — это чисто субъективная мера протяженности процессов или явлений относительно других процессов и явлений. Конечно, я буду отдельно рассматривать каждый вопрос, требующий пристального внимания;

Проблема истины возникает из вопроса о том, что ложно и что истинно, и приводит исследователя к уже упомянутой проблеме знания;

Проблема предмета и метода в философии заключается в различных подходах к проблеме и противоречивых взглядах на используемые методы. Например, идеалистическая диалектика и диалектический материализм имеют диаметрально противоположные взгляды;
Проблема смысла жизни, хотя как на нее посмотреть, на мой взгляд, не существует, и жизнь вообще не имеет смысла;

Проблемы философии - Основные проблемы философии

Основные проблемы философии

Проблема личности в ее становлении, формировании, которое не следует путать с обучением. Критерии личности умозрительны, что приводит к искусственной стратификации и создает ряд уже социально-политических проблем. Первый и последний никак нельзя назвать успехами;

Проблема смерти — существует ли она? С точки зрения функционализма, где личность, разум — это продукт организма, который смертен, тогда да — смерть есть. С другой точки зрения, эти теории сомнительны или ложны — вопрос актуален;

Проблема общества в философии схожа с проблемой личности, только здесь рассматриваются группы и их внутренние отношения; коллектив — это отнюдь не то же самое, что множество, а общество не является синонимом социума;

Проблема свободы известна каждому, но простое и эффективное рассмотрение может вызвать панику, ведь за кажущейся простотой этот вопрос связан с каждым аспектом и явлением в мире, как внешним, так и внутренним;

Проблема веры и разума заключается не в религиозной вере, а в том, что и сколько разум знает, действительно знает, а не просто принимает на веру, о проблематичных критериях и аспектах знания, о соотношении веры и разума;

Проблема идеального в философии — порождается наличием взглядов, пришедших из естествознания, где зачастую отвергается теория идеи и самого идеального;
Здесь даже возникает проблема происхождения или генезиса самой философии.
Легко заметить, насколько разнообразен и важен, более того, почти вечно актуален приведенный список, и это еще не все. Решения этих проблем философии были предложены, часто не для всех из них, но дискуссия остается, и она актуальна.

Возможно, здесь кроется главная проблема философии? Да и нет; в самом большом типе объектов науки и человек, то есть разумное существо, и мир, и их отношения, читай один из главных объектов философии, можно назвать главной проблемой.

Последнее справедливо для любой проблемы; так, если мы называем человека главной проблемой, то он не так интересен без мира, отдельно мир теряет свою полезность для разумного существа, которому мир не интересен без самого исследователя. Тогда, возможно, главная проблема философии — это связь разумного существа и мира? Наверное, это спорный вопрос.

Специфика проблем философии

Специфика проблем философии может включать:

  • трудность определения критериев проблемы;
  • возможности определения природы истины;
  • Экзистенциальная природа философского исследования;
  • Фундаментальность и экстремальность, универсальность и конкретность;
  • Антиномия и парадокс, априори и апория — формы интенсивного развития.
  • Проблемные кадры: Исторические, применимость и т.д. (общие, частные, практические, локально-ситуативные и т.д.).

На самом деле, проблему философии можно сформулировать во многих терминах, поскольку каждый ответ или подход имеет противоположный взгляд на рассматриваемое им явление или процесс, конечно, не всегда, но часто. Верно и то, что проблема в науке не является чем-то плохим и говорит о тупике в исследованиях. Нет, проблема возникает в основном тогда, когда уже есть набор теорий и гипотез, которые необходимо связать и обобщить. Таким образом, философскую проблему можно рассматривать как промежуточный этап между теорией и выводом по теме, или между основополагающей теорией и ее окончательным доказательством.

Однако, в отличие от чистых наук, в философии, в силу ее специфических тем, подходов или вопросов, не так легко прийти к окончательному решению, как, например, в физике. Хотя в физике тоже достаточно теоретических моделей с косвенными эмпирическими доказательствами. В некоторых дисциплинах, таких как этика или эстетика, невозможно получить окончательные данные экспериментальным путем, поскольку предмет в значительной степени субъективен. В этом также заключается особенность философских проблем, которая, кстати, является одной из первых проблем, часто критикуемых апологетами естественных наук. Однако следует отметить, что эти люди просто не понимают вопроса, который они критикуют, иначе они не критиковали бы с такой позиции. Но это тема для другого разговора.

Философская антропология

Философия имеет свою структуру. В структуре философского знания принято выделять отдельные разделы:

ОНТОЛОГИЯ – учение о бытии.

ГНОСЕОЛОГИЯ – учение о познании.

ЭПИСТЕМОЛОГИЯ – учение о научном познании.

АНТРОПОЛОГИЯ – учение о человеке.

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ – учение об обществе.

АКСИОЛОГИЯ — учение о ценностях.

ЭТИКА – учение о морали и нравственности, добре и зле.

ЭСТЕТИКА — учение о том, что вызывает чувства, – о прекрасном и безобразном, о комическом и трагическом и т.д.

Праксиоло́гия (реже праксеоло́гия; от др.-греч. πράξις — деятельность, и λογία — наука, учение) –учение о человеческой деятельности, о реализации человеческих ценностей в реальной жизни. Область социологических и экономических исследований, которая рассматривает различные действия или совокупности действий с точки зрения установления их эффективности.

Антропология

Антропология – раздел философии, изучающий человека. Проблема человека рассматривается многими науками. Философия пытается дать ценностное представление о человеке. Что же такое человек?

Т.о., в истории философии существовало множество различных концепций существования человека.

Онтология

ОНТОЛОГИЯ – учение о бытии .Основной вопрос онтологии: что существует?

Основные понятия онтологии: бытие, структура, свойства, формы бытия (материальное, идеальное, экзистенциальное), пространство, время, движение.

Онтология, таким образом, представляет собой попытку наиболее общего описания универсума существующего, который не ограничивался бы данными отдельных наук и, возможно, не сводился бы к ним.

Основным предметом онтологии является сущее; бытие, которое определяется как полнота и единство всех видов реальности: объективной, физической, субъективной,социальной и виртуальной.

Реальность традиционно ассоциируется с материей (материальный мир) и духом (духовный мир, включая понятия Бога, душ) и подразделяется (материалистами) накосную, живую и социальную материю (что порождает формализм и отношение к личности как к безличному человеку вообще).

Бытие, как то, что можно мыслить, противопоставляется немыслимому ничто (а также небытию возможности в аристотелевской философии). В экзистенциализме XVIII века бытие интерпретируется через бытие человека, поскольку он обладает способностью мыслить и задавать вопросы о бытии. В классической метафизике, однако, бытие понимается как Бог. Человек как существо обладает свободой и волей.

Гносеология (эпистемология)

Аксиология

Аксиология (от греч. ценность) — это теория ценностей, отрасль философии.

Аксиология изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в реальности и структурой мира ценностей, то есть отношения различных ценностей друг к другу, к социальным и культурным факторам, а также к структуре личности.

Вопрос о ценностях впервые был поднят Сократом, который сделал его центральным пунктом своей философии и сформулировал как вопрос о благе. Благо — это реализованная ценность — полезность. Другими словами: Ценность и полезность — две стороны одной медали.

+В античной и средневековой философии вопрос о ценностях был непосредственно включен в структуру вопроса о бытии: совершенство бытия понималось как абсолютная ценность для человека, выражающая одновременно этические и эстетические идеалы. В концепции Платона Единое или Благо было тождественно Бытию, Благу и Прекрасному. Такой же онтологической и целостной интерпретации относительно природы ценностей придерживается вся платоническая ветвь философии вплоть до Гегеля и Кроче.

Соответственно, аксиология возникает как особая отрасль философского знания, когда понятие бытия распадается на два элемента: Реальность и ценность как возможность.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Особенности философских вопросов и проблем. Уникальная особен­ность философии заключается в постановке проблем. Наука, решив проблему, двигается дальше, философы в различные эпохи ставят одни и те же так называемые вечные проблемы. Например:

• Возможно ли знание о том, каковы мир и вещи сами по себе?

• Существует ли Бог, а если нет, то как возможны наши мысли о Нем?

• Добро и зло относительны или абсолютны?

• Откуда появился человек?

• Почему возможен язык человеческого общения?

• Существует ли индивидуальная судьба и мировое предопреде­ление?

• Есть ли у человека смысл жизни и в чем он заключается?

• Что ждет нас после смерти? И в соответствии с этим как мы должны вести себя при жизни? На что человек может рассчитывать в этом мире?

Существует множество других философских проблем, но их общий характер созвучен с изложенными выше.

Способы решения проблем в философии. В отличие от науки, где стремятся к однозначному решению проблем, в философии пробле­мы не имеют однозначных решений, причем каждому решению может соответствовать целое учение или направление. Таким обра­зом, возможно параллельное сосуществование и развитие различных решений одной и той же философской проблемы. Современный ис­панский философ Ортега-и-Гассет объяснил, что неокончательность философских решений связана с тем, что мир в целом бесконечен.

Раздел I. Предмет философии

Философия, как правило, не предлагает способов и решений кон­кретных проблем, а изучает всеобщие мировые закономерности, дает суждения о том, как устроен мир в целом. Но на основе этих сужде­ний можно делать выводы о тех или иных частных случаях, и вот это дело уже не философии, а конкретных наук.

Методы философии. Философия опирается не на наблюдения или эксперимент, как это делают науки, а только на мышление. Тем не менее философы в своих размышлениях могут использовать данные, полученные различными науками. В философии используются мето­ды, применяемые в частных науках:

1) индуктивный метод, т.е.-движение от частных, единичных фак­тов к общим выводам и законам;

2) дедуктивный метод, т.е. движение от общих положений к част­ным заключениям;

3) аналогия, при которой на основе сходства предметов по одним признакам делают вывод о сходстве этих предметов и по другим при­знакам;

4) гипотетические предположения и др. Также используются методы, свойственные именно для фило­софии:

1) философское сомнение, когда для достижения безусловно досто­верного знания ставится под сомнение самое очевидное, вплоть до существования вещей окружающего мира (Августин Аврелий, Рене Декарт);

2) диалектическое отрицание, состоящее в том, что вскрывается ограниченность определенного тезиса и необходимость перехода к его противоположности (антитезису), а затем через синтез того и дру­гого осуществляется выход на более глубокий уровень познания предмета (Г. Гегель);

Для пояснения этого метода познания можно провести также аналогию с оценкой наших поступков на основе голоса совести или с художественной интуицией, позволяющей отличать шедевр от по­средственного произведения.

Философия имеет значение не только для политического устрой­ства государства. Каждый человек по отдельности, часто даже не по­дозревая об этом, регулярно философствует, решая те или иные эти­ческие проблемы, выбирая ту или иную жизненную позицию.

Вопросы для самопроверки

1. В чем заключается особенность философских проблем?

2. Как вы считаете, почему приведенные в пособии проблемы являются именно философскими? Обоснуйте свой ответ.

3. Приведите собственные примеры философских проблем.

5. Как вы считаете, почему философские проблемы невозможно под­твердить или опровергнуть опытным путем?

6. Почему философ во всем должен сомневаться?

7. Зачем заниматься философией, если она не приводит нас к оконча­тельным решениям?

8. Выразите свое отношение к высказыванию древних о том, что их ин­тересует не обладание мудростью, а стремление к ней.

9. Как философские идеи оказывают влияние на жизнь общества?

10. Расскажите о практическом значении философии в вашей жизни.

Литература

1. Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994.

2. Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. М., 1990.

3. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2001.

4. Лосев А.Ф. Дерзание духа. М., 1988.

Раздел I. Предмет философии

5. Нагель Т. Что все это значит? Очень краткое введение в философию. М., 2001.

6. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М., 1998.

7. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.

8. Торосян В.Г. Ценность философии // Вопросы философии. 1993. № 9. С. 94-96.

Все схемы и таблицы из главы продублированы ниже в текстовом формате для удобства нуждающихся или для тех, у кого нет возможности просматривать изображения.

Схема 1

Понятие и структура мировоззрения. Схема

ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА МИРОВОЗЗРЕНИЯ

1. ПОНЯТИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ - система общих представлений о мире и человеке.

2. ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ:

  • Миропонимание (рациональная, интеллектуально-познавательная сфера)
  • Мироощущение (чувственная, эмоционально-психическая сфера)

3. ОСНОВНЫЕ СТРУКТУРНЫЕ УРОВНИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ:

  • знания
  • ценности и оценки
  • идеалы и нормы
  • убеждения.

Схема 2

Исторические типы мировоззрения. Схема

ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ МИРОВОЗЗРЕНИЙ

  • Чувственное мировосприятие
  • Приверженность традиции
  • Символизм и аллегоричность
  • Отсутствие рациональных понятий
  • Рациональное мировосприятие
  • Разум становится выше веры
  • Формируются абстрактные понятия
  • Используются наблюдения, сравнения, анализ, выводы, доказательства.

Таблица 3

Понятие философии. Таблица

ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?

Какие представления о предмете философии имели те или иные философы или философские течения.

Схема 4

Виды философии. Классификация. Схема

ВИДЫ ФИЛОСОФИИ (Часть 1)

КЛАССИФИКАЦИЯ ФИЛОСОФСКИХ ТРАДИЦИЙ И СИСТЕМ:

1. ПО ОРИЕНТАЦИИ НА КОНКРЕТНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ТЕОРЕТИЗАЦИИ

  • Обыденная философия
  • Религиозная философия
  • Мистическая философия
  • Научная философия

2. ПО ОТКРЫТОСТИ И ДОСТУПНОСТИ

  • Эзотерическая философия
  • Экзотерическая философия

3. ПО ИСТОРИЧЕСКОМУ ПРИЗНАКУ

  • Философия Древнего мира
  • Философия Средневековья
  • Философия эпохи Возрождения
  • Философия Нового времени
  • Философия Новейшего времени

Схема 5

Виды философии. Классификация. Таблица

ВИДЫ ФИЛОСОФИИ (Часть 2)

КЛАССИФИКАЦИЯ ФИЛОСОФСКИХ ТРАДИЦИЙ И СИСТЕМ:

1. ПО ГЕОГРАФИЧЕСКОМУ ПРИЗНАКУ

  • Восточная философия
  • Западная философия
  • Европейская философия
  • Индийская философия
  • Китайская философия
  • Арабская философия
  • Русская философия
  • И т. д.

2. ПО РЕШЕНИЮ ВОПРОСА О ПЕРВИЧНОСТИ ДУХОВНОГО И МАТЕРИАЛЬНОГО НАЧАЛА

  • Идеалистическая философия
  • Материалистическая философия

3. ПО ОРИЕНТАЦИИ НА КОНКРЕТНЫЕ ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ, ТЕОРИИ, ИДЕИ, РЕЛИГИИ

  • Буддийская философия
  • Христианская философия
  • Исламская философия
  • Рационалистическая философия
  • Теологическая философия
  • Позитивистская философия
  • Атеистическая философия
  • И т. д.

Таблица 6

Основные философские дисциплины. Таблица

ТРАДИЦИОННЫЕ РАЗДЕЛЫ ФИЛОСОФИИ
(ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ)

1. ОНТОЛОГИЯ — учение о бытии.

2. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ — учение о человеке.

3. ГНОСЕОЛОГИЯ (ЭПИСТЕМОЛОГИЯ) — учение о познании.

4. АКСИОЛОГИЯ — учение о ценностях.

5. ЛОГИКА — учение о законах мышления.

6. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ — учение о законах общественного развития.

7. ЭТИКА — учение о морали и нравственности.

8. ЭСТЕТИКА — учение о законах красоты.

9. ГЕРМЕНЕВТИКА — учение о смыслах.

10. ТЕОЛОГИЯ — учение о Боге.

Таблица 7

Основные составные части (дисциплины) современной философии. Таблица

ОСНОВНЫЕ СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ (ДИСЦИПЛИНЫ)
СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФСКОЙ НАУКИ

1. Метафизика
2. Философия природы
3. Философия человека
4. Философия познания
5. Этическая философия
6. Социальная философия
7. Философия истории
8. Философия культуры
9. Философия политики
10. Философия образования
11. Философия техники
12. Философия религии
13. Философия языка
14. Философия искусства
15. Логика
16. История философии
17. Футуристическая философия

Таблица 8

Основной вопрос философии. Таблица

Основной вопрос философии. Схема

ОСНОВНОЙ ВОПРОС (ПРОБЛЕМА) ФИЛОСОФИИ
В ТРАКТОВКЕ РАЗЛИЧНЫХ ФИЛОСОФСКИХ ШКОЛ

1. Древний мир — Новейшее время

Философское течение (школа): Буддизм (Гаутама Будда и др.)
Суть основного вопроса философии: Как избавиться от страданий, присущих земному бытию?

2. Древний мир — Новейшее время

Философское течение (школа): Ортодоксальная индийская философия (Капила, Патанджали, Вьяса Канада, Шанкара и др.)
Суть основного вопроса философии: Как избавиться от сансары (круговорота перерождений души), кармы (последствий своих поступков и мыслей), достичь мокши (освобождения от земного бытия) и бессмертия в духовных мирах?

3. Древний мир — Новейшее время

Философское течение (школа): Даосизм (Лао Цзы и др.)
Суть основного вопроса философии: Познание Дао и достижение бессмертия.

4. Древний мир

Философское течение (школа): Античные философские школы (Фалес, Пифагор, Анаксимен, Анаксимандр, Гераклит, Парменид, Демокрит, Платон, Аристотель и др.)
Суть основного вопроса философии: Что лежит в основе всех вещей? (Что есть истинное бытие?)

5. Средние века

Философское течение (школа): Христианская философия (Августин, Ориген, Василий Великий, Фома Аквинский).
Суть основного вопроса философии: Что есть Бог? Спасение души.

6. Средние века - Новейшее время

Философское течение (школа): Суфизм (Аль-Мисри, Аль-Мухасиби, Джунайд, Сухраварди, Ибн аль-Араби и др.)
Суть основного вопроса философии: Воссоединение с Богом

7. Средневековье и Возрождение

Философское течение (школа): Оккультная философия (Альберт Великий, Раймонд Луллий, Никола Фламмель, Якоб Беме, Парацельс, Евгений Филалет и др.)
Суть основного вопроса философии: Трансмутация сущности человека и достижение духовного бессмертия.

8. Новое время

Философское течение (школа): Эмпиризм, Рационализм (Бэкон, Декарт, Спиноза, Лейбниц и др.)
Суть основного вопроса философии: Каков истинный метод научного и философского познания?

9. Новое время

Философское течение (школа): Кант
Суть основного вопроса философии: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться?

10. Новое время

Философское течение (школа): Гегель
Суть основного вопроса философии: Познание Абсолютного Духа и диалектической логики его развития.

11. Новое и Новейшее время

Философское течение (школа): Диалектический материализм (марксизм) (Маркс, Энгельс, Ленин и др.)
Суть основного вопроса философии: Соотношение материи и духа. Что первично: материя или дух? Способен ли дух познать материю?

12. Новейшее время

Философское течение (школа): Неопозитивизм (Шлик, Карнап, Нейрат, Рассел и др.)
Суть основного вопроса философии: Что есть истинное научное познание?

13. Новейшее время

Философское течение (школа): Лингвистическая философия (Витгенштейн, Хайдеггер и др.)
Суть основного вопроса философии: Проблема языка

14. Новейшее время

Философское течение (школа): Экзистенциализм (Камю, Сартр, Марсель, Ясперс и др.)
Суть основного вопроса философии: Проблема человека

15. Новейшее время

Философское течение (школа): Экзистенциализм (М. Хайдеггер)
Суть основного вопроса философии: Почему есть нечто, а не ничто?

16. Древний мир — Новейшее время

Философское течение (школа): Философия, близкая эзотерической традиции (теософия, Учение Храма, Живая Этика и др.) (Махатмы, Блаватская, Ла Дью, Рерихи и др.)
Суть основного вопроса философии: Познание мира. Совершенствование человека и мира.

Таблица 9

Социальные функции философии. Таблица

СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ

  1. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ — связана с формированием индивидуального или коллективного мировоззрения — системы общих представлений о мире и человеке.
  2. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ (ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ) — связана с познанием мира и человека.
  3. МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ — связана с разработкой общих принципов и методов познавательной и практической деятельности человека.
  4. ЛОГИЧЕСКАЯ — связана с осмыслением и формулированием общих законов рационального мышления.
  5. ЦЕННОСТНАЯ (АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ) — связана с осмыслением и обоснованием значимости духовных ценностей для человека и общества.
  6. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ — связана с обоснованием ценности человеческой личности, ее достоинства, прав и свобод.
  7. ЭВРИСТИЧЕСКАЯ — связана с проникновением интеллектуальной интуиции в область неведомого и направлением научного познания.
  8. ЭСТЕТИЧЕСКАЯ — связана с изучением законом красоты и ее восприятия человеческим сознанием.
  9. ПРАКТИЧЕСКАЯ — связана с выработкой смысла, целей, правил, принципов и механизмов практической жизни человека.
  10. КУЛЬТУРОТРАНСЛИРУЮЩАЯ — связана с обобщением и передачей от поколения к поколению важнейших достижений духовной культуры человечества.

Таблица 10

Главные типы философского познания и их спецификация. Таблица

ГЛАВНЫЕ ТИПЫ ФИЛОСОФСКОГО ПОЗНАНИЯ

1. ОБЫДЕННАЯ (ЖИТЕЙСКАЯ) ФИЛОСОФИЯ — познание опирается на чувственное восприятие, произвольные умозрения, связанные или несвязанные с объективным опытом и реальностью.

2. РЕЛИГИОЗНО-ДОГМАТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ - познание опирается на положения Священного Писания и догматы церкви. Исходит из приоритета веры над знанием. Использует разум для толкования и доказательства предметов веры.

3. МИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ - познание опирается на личный или исторический мистический (духовный) опыт, эмпирическое, рациональное и иррациональное познание, которые осмысливаются и истолковываются средствами разума.

5. НАУЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ:

  • ЭМПИРИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ - познание опирается на объективный опыт, который осмысливается и истолковывается средствами разума.
  • РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ - познание опирается на доводы разума, исходящие из интеллектуальной интуиции.
  • РАЦИОНАЛЬНО-ЭМПИРИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ - познание опирается на объективный опыт, доводы разума и действие интуиции (а также другие виды иррационального познания), которые истолковываются средствами разума.

Таблица 11

Что философия может дать каждому человеку? (Практический смысл изучения философии) Таблица
ЧТО ФИЛОСОФИЯ МОЖЕТ ДАТЬ КАЖДОМУ ЧЕЛОВЕКУ?
(ПРАКТИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ИЗУЧЕНИЯ ФИЛОСОФИИ)

Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей с друзьями:

Итак, философия изучает мир как целостность. В мире, рассматриваемом таким образом, можно выделить материальные и духовные процессы, которые связаны между собой. Вопрос об отношении сознания к материи, духовного к материальномувообще Фридрих Энгельс,один из основоположников марксизма, назвал основным вопросом философии(см. его работу “Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии”) и выделил у него две стороны:

1) что первично (в смысле что было ранее или что породило что);

2) познаваем ли мир?

Прежде чем рассмотреть первую сторону (первый подвопрос), дадим определения материи и сознанию. Для этого воспользуемся определением В.И.Ленина, который попытался обобщить все известные к началу 20в. формы существования материи: материя (от лат. “вещество”) – “философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.”1 Что же касается сознания, то его можно представить как поток мыслей, идей, представлений, эмоций, чувств и т.д. Сознание - это свойство человеческого мозга, заключающееся в эмоционально-волевом и чувственно-рациональном отражении объективной реальности.2

Если в качестве первоначала философ выбирает материю, то его самого можно считать материалистом, а его учение - материализмом. Например, материалистическим является такой взгляд на эволюцию: некогда была пылегазовая туманность (такая форма материи, которая существовала объективно, не от Бога, а сама по себе, и появилась в результате Большого взрыва или какого-либо другого естественного процесса), затем образовалась твердь, вода, в воде зародилась жизнь, появились микроорганизмы, растения, животные, наконец, человекообразная обезьяна развилась в человека, наделенного сознанием и способностью творить мир духовного, идеального. То есть, материя была первична и на определенном этапе своего развития породила сознание, т.е. идеальное, духовное. Если в качестве первичного философ выбирает сознание, мышление, идею, духовное, то он - идеалист, а его учение - идеализм (от греч. “идея”). Термины “материализм” и “идеализм” ввел в 18в. немецкий философ Готфрид Лейбниц. Можно принять такую точку зрения: мир и человек сотворены Богом, Мировым Разумом. То есть вначале была божественная воля, высшая духовная реальность. Такая позиция называется объективным идеализмом: в качестве исходного начала берется сознание абсолютное, мировой разум, абсолютный дух, Бог, и материя от них производна. Возможна и другая точка зрения, когда мир объявляется таким, каким он представляется человеку, каким он его воспринимает, и в этом смысле сознание человека творит этот мир. Это позиция субъективного идеализма, когда в качестве исходного начала берется сознание человека (субъекта), от которого все и зависит, в отношении к которому все и рассматривается. Крайней формой субъективного идеализма является солипсизм (от лат. “один”, “единственный” и “сам”), в котором несомненной реальностью признается только мыслящий субъект, а все остальное объявляется существующим лишь в его сознании. Заметим, что такая форма идеализма встречалась в истории философии крайне редко.

Исторические истоки идеализма многие ученые видят в присущем мышлению древних людей антропоморфизме. Гносеологические корни (т.е. теоретико-познавательные корни) идеализма ученые усматривают в постепенном развитии у первобытного человека способности мышления к абстрагированию, к созданию общих понятий. Обобщая свой трудовой и вообще житейский опыт, человек учился образовывать общие понятия: “твердое”, “мягкое”, “сухое”, “влажное”, “вода”, “дерево”, “человек” и т.д. Так вот, приписывание самостоятельного реального существования этим общим понятиям (в отрыве от их материальных носителей или корней) и способствовало появлению идеализма. Этому также способствовало и разделение труда на физический и умственный. Однако вопрос о происхождении идеализма и его разновидностей намного сложнее, чем мы сейчас схематично наметили.

Вернемся к материализму. Что значит – “материя первична”? То, что материальный мир существует сам по себе, а законы природы не навязаны ей извне. В истории философии выделяют такие основные виды материализма:

1) “наивный” материализм древних греков и римлян;

2)“механистический” материализм 17-18вв., основное свойство материи усматривающий в ее протяженности;

3)диалектический материализм (философия марксизма).

Можно еще выделить так называемый “вульгарный” материализм, сводящий все мыслительные процессы к физиологической основе.

Философов, признающих существование двух самостоятельных первооснов (материальной и духовной) называют дуалистами(от лат. “двойственный”). Когда выбирают только одну первооснову - это монизм (от греч. “один, единица”). Когда выбирают много(по крайней мере, больше двух) первооснов - это плюрализм (от лат. “множественный”).

Рассмотрим вторую сторону основного вопроса философии. Как правило, большинство философов демонстрируют познавательный оптимизм, отвечая на вопрос о познаваемости мира и человека положительно. Но есть философы, которых называют агностиками. (Частичка “а” означает отрицание, “гносис” по-гречески “познание”; “агностос” – “недоступный познанию”). Иногда агностицизм определяют так: учение, отрицающее познаваемость мира и человека. Но такой взгляд встречается довольно редко. Большинство агностиков не так категоричны. Их агностицизм - это учение (установка), отрицающее возможность достоверного познания сущности предметов и процессов природы и общества. Именно сущности, глубинного, основного. При этом не отрицается, что чувства дают нам определенную информацию о вещах и процессах - об их “внешности”, о внешних проявлениях их сущности.

Гносеологическими корнями агностицизма является возведение в абсолют относительности, несовершенства и изменчивости наших знаний. Агностицизм является отражением сложности процесса познания и сомнений в человеческих познавательных способностях, при этом сложность и сомнения преувеличиваются. Может способствовать появлению агностицизма и нестабильная историческая обстановка.

С агностицизмом связан и скептицизм (от греч. “размышляющий”, “исследующий”). Скептицизм связан с сомнением в истинности даже общепринятых, аксиоматических положений.

Одной из разновидностей агностицизма в науке является конвенционализм (от лат. “соглашение”), который возник на рубеже 19-20вв. Согласно этому учению научные теории и понятия представляют собой не отражение объективного мира, а произвольные соглашения между учеными по поводу научных терминов, их связи между собой. Соглашения, конечно, важны, но данное учение забывает об их объективной основе, об их пределах, которые содержатся в самой объективной реальности.

Хотелось бы предостеречь от упрощенных параллелей: на мой взгляд, ошибочно считать всех идеалистов агностиками, а всех материалистов - познавательными оптимистами.

Приведенная выше трактовка основного вопроса философии - не единственная в философской литературе. Например, французский экзистенциалист 20в. Альбер Камю считал, что фундаментальным вопросом философии является вопрос: “Стоит ли жизнь того, чтобы быть прожитой?”. В формулировке основного вопроса (а точнее, вопроса основного), которую дал Ф.Энгельс, не обозначены явно ценностный и смысложизненный аспекты, вопрос о сущности человека. С.Э.Крапивенский в своем учебнике по философии выделяет не один основной вопрос философии, а несколько и при этом подчеркивает, что под основными вопросами философии обычно имеются в виду те ее вопросы, от решения которых прежде всего зависит реализация философией своих функций. Такими важнейшими вопросами, с точки зрения ученого, являются:

- познаваем ли окружающий мир? (основной гносеологический вопрос);

- каковы первичные, фундаментальные основы этого мира? (основной субстанциональный вопрос; от лат.substantia “сущность, то, что лежит в основе”);

- каков истинный мир человеческих ценностей и смысл жизни человека? (основной смысложизненный вопрос);

- каковы основные принципы подхода к научному исследованию мира в целом, а также отдельных его сфер, процессов, явлений? (основной методологический вопрос).1

3. ПОНЯТИЕ ФИЛОСОФСКОГО МЕТОДА.

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ И МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ МЕТОДЫ ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ

Метод философии(от греч. “способ”, “путь исследования, познания”) - это способ, каким ведется философствование, каким получается философское знание. Основными философскими методами являются диалектический и метафизический.

Диалектический метод отличается тем, что вещи, явления, процессы окружающего мира и мышления исследуются во взаимной связи и развитии. Диалектический метод опирается на диалектику. Диалектика как таковая (от греч. “искусство вести беседу, спор”) - это учение о наиболее общих закономерных связях (или о развитии) в природе, обществе и мышлении. Нужно заметить, что в античности и в средние века под диалектикой понимали в первую очередь искусство доказывать истинное и опровергать ложное, искусство определять и классифицировать понятия, строить суждения и умозаключения. То есть понятие “диалектика” в истории философии могло наполняться различным смыслом, однако всегда так или иначе речь шла об осмыслении противоположностей, которыми полна наша жизнь, об их взаимоотношениях. Поэтому диалектику можно определить и как учение о противоречивости сущего (с таким определением согласятся даже те, кто не увязывает диалектику с проблемой развития). Под развитием в самом общем смысле будем понимать появление чего-то совершенно нового.

Така діяльність реалізується за максимально спрощеними, стандартизованими схемами. Оскільки репродуктивна діяльність явно домінує в нашому повсякденному житті, вона породжує й відповідний стиль повсякденного мислення – схематично-інструктивний”1. Однако решающую роль в жизни людей играет все-таки деятельность творческая. Философия и помогает научиться мыслить и действовать творчески, хотя в своей истории она выполняла различные задачи, в том числе и не очень-то творческие. Думается, что сама попытка философии представить мир как нечто целостное уже предполагает рассмотрение различных областей природы и общества во взаимосвязи, в единстве, как подчиненных всеобщим законам и принципам.

Цель занятия: формирование умения ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, ценностей, свободы и смысла жизни в основных философских концепциях современности как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста.

Задание 1. Заполните таблицу.

Специфические черты Западно-европейской и русской (идеалистической) философии конца XIX – нач. ХХ вв.

Позитивное по Конту: реальное в отличии от иллюзорного, исследует лишь то, что доступно разуму.

Достоверное в отличии от сомни-тельного. То есть, способное создать логическую гармонию.

Достоевский считал, что идеалом, к которому стремится человек, является Христос. Критерий бытия человека — счастье, содержанием которого является жертвенность, сострадание, служение людям, преобразование зла в добро, осознанное стремление к идеалу.

Но его мнению, цель человека, ориентир социального развития — установление царства Божьего на Земле, отречение от собственных интересов ради служения Богу и ближнему. Л.Н. Толстой выдвинул свой вариант концепции ненасилия. Он считал, что с помощью насилия невозможно устраивать жизнь людей, решать возникающие в обществе проблемы. Напротив, насилие только усугубляет проблемы.

Всеединства. Он считал, что люди должны объединиться и тем самым избавиться от всяких конфликтов, споров. Это антиплюралистическая идея. В чем-то человечество едино, а в чем-то нет, поэтому нельзя в целом говорить о единстве или неединстве человечества.

Центральное место во взглядах С.Н. Булгакова занимает софиология (наука о мудрости). София (мудрость), с одной стороны — идеальная нетварная основа реального тварного мира, мудрость Божья или Душа Мира, пронизывающая бытие или четвертая божественная ипостась. С другой стороны, софия – это порядок в мире, который имеет вполне земное происхождение. Именно он определяет все сущее в мире.

Н.А. Бердяев в центр философии ставил человека, проблему его свободы, отношения к Богу. Онтологические позиции восходят к идеям Платона о двух мирах. Бытие по Бердяеву делится на две идеалистические реальности: мир призрачный и мрачный и мир добра, мир подлинный и идеальный. Человек оказался в материальном миру из-за грехопадения, которое он совершил. Его связь с этим миром и есть несвобода, преодолев это, он станет свободным. Человек обречен на творчество и на свободу, постоянно занимаясь деятельностью и совершенствуясь.

Задание 2. Заполните таблицу

Основные представители русской философии конца XIX – нач. ХХ вв.

Толстой уповал на нравственно-религиозный прогресс в сознании человечества. Идею исторического прогресса он связывал с решением вопроса о назначении человека и смысле его жизни, ответ на который призвана была дать созданная им истинная религия. В ней Толстой признавал лишь этическую сторону, отрицая богословские аспекты церковных учений и в связи с этим роль церкви в общественной жизни. Этику религиозного самосовершенствования человека он связывал с отказом от какой-либо борьбы, с принципом непротивления злу насилием, с проповедью всеобщей любви. По Толстому, царство божие внутри нас и потому онтологически-космологическое и метафизико-богословское понимание Бога неприемлемо для него.

Задание 4. С точки зрения Толстого, нравственнее, человечнее простить врага, чем ответить ударом на удар. Но это предполагает, что и прощенный враг должен быть нравственно воспитан. Иначе он вас снова ударит, решит, что вы струсили. Как же быть? Ждать, когда все будут нравственно воспитанными или не ждать, а начать с себя – несмотря ни на что отказаться от насилия?

Объясните, почему учение Л. Толстого (1828—1910) о смысле жизни, нравственном совершенствовании и ненасилии оказало существенное влияние на мировую культуру. В чем противоречивость и ограниченность толстовской модели общества будущего?

Задание 5. Охарактеризуйте философские воззрения А. Герцена (1812—1870), ответив на вопросы:

К какому философскому направлению принадлежит мыслитель?

Как обосновывается им принцип материальности мира природы и истории, принцип их диалектического развития?

Каково отношение мыслителя к проблеме познаваемости мира, взаимоотношениям философии и естествознания?

В двадцатилетнем возрасте Чернышевский стал материалистом, атеистом, республиканцем-демократом и социалистом. Чернышевский верил, что неограниченная наследственная монархия особенно предназначена для защиты угнетенных и носит надклассовый характер. Незаслуженные страдания людей вообще и хороших людей в частности являлись для него доказательством несуществования Бога. Основной целью его жизни было свержение монархии посредством безжалостной крестьянской революции.

В биологии Чернышевский был сторонником учения трансформизма, но относился с величайшим презрением к теории Дарвина о борьбе за существование как факторе эволюции. Он утверждал, что борьба за существование вследствие чрезмерного размножения и недостатка пищи является злом для организма и приводит к дегенерации, а не к усовершенствованию. Если бы борьба за существование являлась главным фактором эволюции, то органическая жизнь, как полагает Чернышевский, исчезла бы вообще и была замещена неорганическими соединениями, которые более устойчивы, чем организмы.

По мысли Чернышевского, содержание и характер философской деятельности передовых общественных сил должны определяться не отвлеченным содержанием самих философских вопросов — как бы значительны они ни были сами по себе,— но прежде всего тем практическим значением, которое постановка и разрешение этих вопросов должны иметь в деле революционного раскрепощения общества и его подъема — а высшую ступень развития.

Список использованной литературы

  1. Алексеев, П. В. История философии. Учебник / П.В. Алексеев. — М.: Проспект, 2017. — 240 c.
  2. Герцен. А. И. Избранные философские произведения. Т. 2. М., 1948. С. 314.
  3. Замалеев, А. Ф. Летопись русской философии. 862-2002 / А.Ф. Замалеев, А.В. Малинов, Т.В. Орлова. — М.: Летний сад, 2017. — 348 c.
  4. Западная философия XIX века. Учебник. — М.: Проспект, 2015. — 504 c.
    Зотов, А. Ф. Современная западная философия / А.Ф. Зотов. — М.: Проспект, 2017. — 608 c.
  5. Иванов, О. Е. История философии. Курс лекций. Учебное пособие / О.Е. Иванов. — М.: Издательство Русской Христианской гуманитарной академии, 2016. — 608 c.
  6. Иконникова, Г. И. История философии XIX — начала ХХI века / Г.И. Иконникова, Н.И. Иконникова. — М.: Вузовский учебник, Инфра-М, 2018. — 304 c.
  7. История русской философии. — М.: ИНФРА-М, 2016. — 640 c.

Самыгин, С. И. История философии / С.И. Самыгин, А.М. Старостин, И.В. Тумайкин. — М.: Феникс, 2017. — 192 c.

Читайте также: