Концепция национальной школы беларуси

Обновлено: 04.07.2024

Документ официально опубликован 2 декабря на правовом интернет-портале Беларуси.

Концепция подразумевает развитие отечественного образования до 2030 года в два этапа – по пять лет каждый.

Дошкольное образование

В период с нынешнего по 2025 год планируется возвести как минимум 90 новых учреждений дошкольного образования.

Кроме Минска строительство данных объектов предусматривается в Бресте, Барановичах, Солигорске, Шклове, Орше и других городах.

Также новые детсады появятся в Минском, Дзержинском и Пуховичском районах.

В период с 2026 по 2030 год предполагается сформировать электронную базу данных системы дошкольного образования, включающую в том числе сведения о соответствующих учреждениях.

Школы

С 2021 по 2025 год намечено строительство не менее полусотни школ, из которых 13 – в Минске.

Также новые школы возведут в Барановичах, Бобруйске, Гомеле, Столбцах, Фаниполе.

Новые школы-сады появятся в Кобрине и Столине, а детский сад-начальная школа – в Молодечно.

С 2026 по 2030 год планируется внедрить паспорта освоенных компетенций. Вместе с тем действующую систему оценки знаний школьников в баллах сохранят.

Профессионально-техническое и среднее специальное образование

В период с текущего по 2025 год Беларусь будет переходить на единый вид соответствующих учреждений образования – к колледжу.

Еще одна новация – за это время планируется ресурсные центры трансформировать в центры компетенций.

С 2026 по 2030 год в систему национального образования будут внедрять технологии, позволяющие обучающимся сочетать образование с созданием объектов интеллектуальной собственности.

Высшее образование

В этот же период будут разрабатываться механизмы по переводу деятельности вузов в формат сетевых инновационных объединений, например, в виде кластера или консорциума.

Кроме того, в институтах и университетах запланировано расширение специальностей с обучением на иностранных языках.

Зарплаты учителей

С 2021 по 2025 год их будут повышать – к концу этой пятилетки хотят довести до 100 % от уровня средней зарплаты по стране.

В частности, педагогам планируют повысить этот уровень до 106 %, а профессорско-преподавательскому составу – до 150 %.

Концепция оговаривает и внедрение планирования финансовых расходов в детсадах, школах, ПТУ, колледжах.

Кадры

До 2025 года предполагается создать агентство, которое будет заниматься вопросами обеспечения качества образования.

Кроме того, в указанный период хотят внедрить механизмы независимой оценки компетенций педагогов.

В текущую пятилетку предполагается разработать единый информационно-образовательный ресурс для дистанционного обучения.

Одновременно с этим будут разрабатывать и внедрять республиканскую информационно-образовательную среду.

В период с 2026 по 2030 год ожидается появление в стране персонального цифрового профиля обучающегося.

Кроме того, Беларусь будет переходить на электронные документы об образовании и электронные сертификаты компетенций выпускников.

С 1991 г. в условиях новой социально-политической и экономической ситуации, связанной с распадом СССР и появлением суверенных государств, созданы и функционируют в странах СНГ национальные системы образования, в нашей стране - национальная система образования Республики Беларусь.

Принципами государственной политики в области образования выступали следующие: приоритетность образования, обязательность общего базового образования, осуществление перехода к обязательному общему среднему образованию, доступность дошкольного, профессионально-технического и на конкурсной основе среднего специального и высшего образования, преемственность и непрерывность уровней и ступеней образования, национально-культурная основа образования, приоритет общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования, научность, экологическая направленность образования, демократический характер управления образованием, светский характер образования.

В 1990-е гг. в Республике Беларусь велись активные поиски наиболее оптимальных путей развития общего среднего образования, разрабатывались концепции развития национальной школы, вводились в действие новые правовые положения, в которых обосновывался статус учебных заведений нового типа - гимназий, лицеев, высших профессиональных училищ, колледжей.

Гимназия - учреждение базовой и старшей ступени общеобразовательной школы, призванное обеспечить реализацию требований государственных стандартов к образованию в сочетании с повышенным его уровнем, широкой гуманитарной и общекультурной подготовкой учащихся.

Лицей - профессионально ориентированное учебное заведение, обеспечивающее повышенный уровень общего среднего образования в сочетании с профильной подготовкой учащихся по направлениям и специальностям высшей школы.

Высшее профессиональное училище - учебное заведение, обеспечивающее углубленное профессионально-техническое образование, интегрированное со средним специальным.

Колледж - учебное заведение, обеспечивающее углубленное среднее специальное образование, интегрированное с общим средним и высшим.

В основу развития общего среднего образования положены принципы связи проводимых преобразований с запросами общества, государства и личности, обеспечения единства обучения и воспитания, опоры на опыт, традиции и достижения советской школы. При этом учитывалась необходимость устранения имеющихся противоречий и негативных явлений в школе: учебной перегрузки учащихся, невостребованности знаний, неумения выпускниками применять их в практической жизни, а также быстро адаптироваться к происходящим изменениям в обществе.

Для того чтобы приблизить образование к нуждам развивающейся экономики и удовлетворить образовательные потребности личности, государства и общества, в 1994 г. была предпринята попытка реформирования системы образования. Цель реформы заключалась в переходе от жестко регламентированной системы образования к дифференцированно-вариативной для обеспечения возможности выбора содержания образования и типа учебных заведений в соответствии с жизненными планами личности.

В процессе реформы был осуществлен переход к обучению детей с 6 лет. Белорусская школа начала переход к 12-летнему обучению, который не был завершен и школа сохранила l1-летнее обучение. Параллельно со структурной реорганизацией школьной системы в ходе реформы планировалось решить ряд задач:

- разработать и внедрить новые учебные планы и программы;

- восстановить фундаментальный характер общего среднего образования;

- обеспечить широкую дифференциацию обучения (профилизацию) на старшей ступени средней школы;

- внедрить новую систему оценки знаний учащихся;

- создать в школе систему воспитания, основанную на формировании у школьников патриотизма и гражданственности.

В преобладающей степени данные задачи были решены. Осуществлен переход на новое содержание и технологии образования, определен базового компонент общеобразовательной подготовки, обеспечивающий условия для гармонического развития личности, изменена организационная структура средней школы, пере смотрено содержание образования. В учебном плане повысилась роль таких предметов, которые были направлены на развитие
и воспитание личности и полностью реализовывали задачу гуманизации. В целях максимального развития способностей учащихся и творческого потенциала, интереса к учебе широко стала применяться психологическая диагностика и на ее основе осуществляться индивидуализация и дифференциация учебно-познавательной деятельности.

В 90-х гг. широкое распространение получила система развивающего обучения, по которой обучалось около 8 тысяч детей в 161 школе. Основными чертами эксперимента явилась организация взаимоотношений педагогов, детей и родителей на основе сотрудничества, отказ от принуждения, ориентация на личность ученика, создание условий для ее свободного творческого развития.

Стратегическими целями реформирования системы высшего образования выступили: повышение качества высшего образования в условиях его массовости; формирование профессиональной мобильности специалистов, обеспечивающей адаптацию выпускников вуза к постоянно изменяющимся условиям профессиональной деятельности; воспитание духовно, интеллектуально и физически развитой личности, способной активно участвовать в экономической и социально-культурной жизни общества.

Достижение этих целей предполагает структурно-организационные изменения в образовательном процессе вузов (переход на двух ступенчатую подготовку специалистов (специалист, магистр); внедрение в педагогический процесс содержательно-технологических инноваций, а также создание ресурсного (нормативно-правового, кадрового, материально-технического, финансового) обеспечения подготовки специалистов. На первом уровне (4-5 лет) готовятся специалисты с высшим образованием. На втором уровне в течение -2 лет осуществляется специализированная углубленная профессиональная, научно-исследовательская и научно-педагогическая подготовка специалистов и предусматривается возможность получения академической степени магистра.

Как и в других странах СНГ, в Беларуси учебные институты были реорганизованы в классические и профильные университеты. Ведущую роль в системе образования продолжают играть университеты, обеспечивающие академический уровень высшего образования. Они сохранили за собой статус крупнейших образовательных и научно-исследовательских центров.

Наряду с изменениями в образовательной системе в политике и обществе, в экономике и социокультурной сфере в 90-х г. ХХ в. В Беларуси также произошли изменения, оказавшие разнонаправленное влияние на процесс воспитания детей и учащейся молодежи. В их среде больше стала проявляться социальная тревожность, неуверенность, агрессивность и жестокость, увеличилось число учащихся с девиантным поведением (употребление алкоголя и наркотиков, воровство, насилие и др.). Причиной стал уход наиболее активной и творческой категории педагогических работников в коммерческую деятельность в связи со снижением их прежнего социально-экономического статуса; роспуск пионерской и комсомольской организаций, способствовавший потере интереса детей и учащейся молодежи к общественной работе; коммерциолизация жизни в молодежной среде; увеличение потока печатной продукции и информации с телевизионных каналов со сценами насилия, жестокости, убийств, эротики и порнопродукции; обесценивание честной трудовой деятельности.

В связи с этим в 90-е гг. хх в. остро встала задача определения новых теоретико-методологических и практических подходов к воспитанию подрастающего поколения. В 1999 г. была принята Концепция воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь. Стали зарождаться новые положительные тенденции в воспитании детей и учащейся молодежи. В их числе отказ от моноидеологии и декларативных ценностей, возврат к общечеловеческим нравственным качествам и традициям народа, возрождение интереса к белорусской культуре и языку, ориентация на запросы семьи и личности, повышение роли гуманитарных дисциплин в формировании личности, поддержка способных и талантливых детей, подростков, юношей и девушек, появление новых структур, должностей и профессий воспитательной направленности (социальный педагог, педагог-психолог; педагог-организатор и др.), социально-психологические, социально-педагогические, социально-психолого-педaгoгические центры и службы. Расширились возможности ознакомления с педагогическими идеями, культурой и бытом других стран, стало востребованным знание иностранных языков, владение компьютером, что в своей целостности явилось признаком роста общей культуры, в том числе и профессиональной, возросло внимание к проблемам детей и молодежи (реализация государственной молодежной политики, поддержка детских и молодежных организаций и их инициатив).

В целом положительными тенденциями развития образования в 90-е гг. являются:

- переход к личностно ориентированному обучению,

- разработка принципов вариативного образования,

- обновление содержания гуманитарного образования,

- появление новых типов учебных заведений,

- введение различных профилей обучения и элективных курсов,

- возникновение новых тенденций в воспитании молодежи - гуманизация воспитания, обращение к личности воспитанника и др.

Правительство в конце ноября утвердило концепцию развития системы образования Беларуси до 2030 года.

Согласно документу, ведущими принципами государственной политики в сфере образования являются государственно-общественный характер управления, приоритет общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования, обеспечение принципа справедливости, равного доступа к образованию, инклюзия, повышение качества образования для каждого.

Концепцией определены цели развития, основные задачи, направления развития, способы достижения целей и решения основных задач дошкольного, общего среднего, специального, профессионально-технического и среднего специального, высшего образования, дополнительного образования детей, молодежи и взрослых, кадрового обеспечения, экономики и цифровизации системы образования, воспитательной работы.

Министерство в социальных сетях:

Portal
Pravo
Государственный герб Республики Беларусь

Официальный ресурс Министерства образования Республики Беларусь
© 2011 - 2022 Министерство образования Республики Беларусь. Все права защищены.


В школьном кабинете. Фото: belmir.by

В Беларуси утверждена концепция развития системы образования Республики Беларусь до 2030 года. Сделано это постановлением Совмина от 30 ноября 2021 года №683. Документ опубликован сегодня на Национальном правовом портале.

Согласно постановлению, реализовываться концепция будет в два этапа по 5 лет каждый.

Дошкольное образование

Например, в 2021-2025 годах запланировано строительство не менее 90 учреждений дошкольного образования, в том числе в Минском, Дзержинском и Пуховичском районах, в Минске, Солигорске, Бресте, Барановичи, Жабинке, Орше, Речице, Шклове и других городах.

А в 2026-2030 годах – создание электронной базы данных об учреждениях дошкольного образования и системе дошкольного образования.

Общее среднее образование

Среди прочего, в 2021-2025 годах ожидается строительство не менее 50 учреждений общего и среднего образования (13 – в Минске), включая школы в Бобруйске, Столбцы, Фаниполе, Гомеле, Барановичи, школы-сады в Кобрине и Столине, детского сада – начальной школы в Молодечно.

А в 2026-2030 годах – внедрение паспортов освоенных компетенций при сохранении оценивания итоговых знаний учащихся в баллах.

Профессионально-техническое и среднее специальное образование

Помимо других пунктов в перечне, в 2021-2025 годах запланирован переход к единому виду учреждения образования – колледжу, а также трансформация ресурсных центров в центры компетенций.

А в 2026-2030 годах – внедрение в образовательный процесс технологий, сочетающих освоение обучающимися образовательных программ с созданием ими объектов интеллектуальной собственности.

Высшее образование

Финансовые вопросы

Среди прочего, в 2021-2025 годах запланировано приоритетное повышение зарплаты педагогических работников в целях обеспечения к 2025 году соотношения их зарплаты со среднереспубликанским уровнем до 100 процентов, зарплаты учителей – до 106 процентов, профессорско-преподавательского состава – до 150 процентов.

А также внедрение планирования расходов в учреждениях дошкольного, общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования, финансируемых из средств местных бюджетов, на основе использования норматива расходов на обучение и воспитание одного обучающегося.

Кадровое обеспечение

Помимо других пунктов в перечне, в 2021-2025 годах ожидается создание агентства по обеспечению качества образования.

А в 2026-2030 годах – разработка и реализация программы привлечения квалифицированных педагогических кадров в сельские регионы и регионы, пострадавшие от аварии на ЧАЭС, а также внедрение механизмов независимой оценки компетенций педагогических кадров.

Цифровизация системы

Например, в 2021-2025 годах запланирована разработка единого информационно-образовательного ресурса (ЕИОР), обеспечивающего доступ к цифровому образовательному контенту для прохождения дистанционного обучения, а также разработка и ввод в эксплуатацию республиканской информационно-образовательной среды (РИОС).

А в 2026-2030 годах – внедрение персонального цифрового профиля обучающегося, а также переход к использованию электронных документов об образовании и электронных сертификатов компетенций выпускников.

Читайте также: