Кононов а повесть о верном сердце краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

libcat.ru: книга без обложки

А Т Кононов и его 'Повесть о верном сердце': краткое содержание, описание и аннотация

М Юнович: другие книги автора

Кто написал А Т Кононов и его 'Повесть о верном сердце'? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

Александр Кононов: Зори над городом

Зори над городом

Александр Кононов: На Двине-Даугаве

На Двине-Даугаве

Александр Кононов: У Железного ручья

У Железного ручья

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

А Т Кононов и его 'Повесть о верном сердце' — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

А Т Кононов и его 'Повесть о верном сердце'

А. Т. КОНОНОВ И ЕГО "ПОВЕСТЬ О ВЕРНОМ СЕРДЦЕ"

Александр Терентьевич Кононов родился в 1895 году, в небольшом местечке, неподалеку от города Двинска (ныне Даугавпилс). Даугавпилс центр Латгалии, края, где издавна латышские селения соседствовали с русскими деревнями, где издавна укоренилась дружба русского и латышского народов.

Саша Кононов рос на деревенском приволье. Он близко знал латышей крестьян и батраков, наблюдал их жизнь, труд, быт и полюбил их братской любовью. Впоследствии, когда он стал писателем, впечатления детства ожили на страницах рассказов и повестей, посвященных латышскому народу и его борцам за свободу.

Саша рано потерял отца, даже помнить его не мог - отец скончался, когда ему и года не было. Помнил Саша деда - могучего старика, уезжавшего утром на пашню и возвращавшегося поздним вечером.

Семья жила очень скромно, но дети учились, рано начав работать давать уроки.

Будучи мальчиком, Саша пристрастился к чтению - читал с восторгом и увлечением русскую классическую художественную литературу; любимой книгой его детства был "Тарас Бульба" Гоголя.

Александр Терентьевич учился в Двинском реальном училище, потом в Петербургском университете, на юридическом факультете. И средняя и высшая школа не много дали ему. Реальное училище было типичной казенной школой царского времени, в которой учили плохо, поверхностно и не тому, чему следовало учить детей. Александр Терентьевич вспоминал об училище с тяжелым чувством. Юридические науки не заинтересовали его: юристом-практиком он не стал.

После Великой Октябрьской социалистической революции, когда одной из важнейших задач советской власти было распространение просвещения среди народных масс и воспитание их в духе коммунизма, Александр Терентьевич начал работать в этой области. Он работал учителем, преподавал на Высших командных курсах; его занимали вопросы духовного развития детей, юношества, вопросы воспитания; он посвятил им ряд статей. Можно думать, что труд педагога дал Кононову тот опыт и запас наблюдений, которые как нельзя лучше пригодились ему в его художественном творчестве. Направляющее влияние оказало на него изучение Ленина - жизни, деятельности, произведений вождя. Александр Терентьевич не раз говорил, что изучение Ленина было для него источником таких знаний и воодушевляющих идей, которые определили его художественное творчество.

Первая книга Кононова - "Упразднение Мефистофеля" - увидела свет в 1934 году. Изображены были в ней заводские дела и дни в годы, когда осуществлялся первый пятилетний план нашего народного хозяйства. Интересен замысел этой книги - показать, как советская действительность, даже будничная, суровая, полная трудностей, выпрямляет человека, занятого собою: он отбрасывает бесплодные сомнения, и ему самому становится противно копание в собственной душе.

Несколько лет спустя появляются первые рассказы. Кононова о Ленине. То был большой шаг вперед в творческом пути писателя; и далее, до конца своей жизни, он не расставался с ленинской темой.

Он собирал и изучал материалы биографии Владимира Ильича, беседовал с его соратниками, с людьми, имевшими счастье лично знать Ильича, записывал их рассказы, сопоставляя их потом с ленинскими идеями.

Кононов написал более тридцати рассказов о Ленине; все они верны и правдивы. Художник ни на шаг не отступал от исторической правды, понимая, что личность Ленина, дело его жизни так беспримерно последовательны и героичны, что любой факт, любой эпизод его биографии может стать сюжетом увлекательного художественного произведения. Кононов так и работал: эпизоды ленинской биографии дали сюжеты его рассказам.

В каждом из них ярко выражена та или иная черта гения революции: величие его ума, воли и мужества, труда и преданности делу рабочего класса. В то же время читатель видит скромность, простоту, душевность Владимира Ильича. Писатель передал его размышления, его речь, чувства его волновавшие, многие характерные особенности его отношения к миру, к людям. И возникает светлый образ Человека - вождя трудового человечества.

Вера Ленина в разум рабочих масс, в их готовность героически бороться, в их способность самостоятельно творить историю передана в рассказах Кононова. И показана безграничная, деятельная, вечно живая любовь трудового народа к Ленину.

Верное сердце - pic_3.jpg

У Железного ручья

Гудел над клевером дюжий шмель, под косогором, в низине, кричали лягушки, старались одна перед другой, кто громче, и высоко в счастливой синеве дрожала, переливаясь, серебряная горошина: жаворонок.

Гриша вытащил из кармана Минаеву музыку. Большой Минай сделал ее на прошлой неделе из пустой бычьей кости и длинной веревки.

Гриша покрутил веревку, потом натянул ее покрепче — струной, — кость запрыгала на веревке, завертелась волчком, и что-то запело, как ветер в поле, — протяжно, немного печально.

За Минаеву пастушью музыку и прогнали Гришу из горницы, обозвав постеном.

Постен — тот, кто по стене ползает: клоп, таракан, нечисть. Ругают так человека за то, что он маленький. Да вот — за Минаеву музыку. И еще за то, что трогал бабушкину кружку.

Ну, теперь он один, и никому на свете нет до него дела.

Тут хорошо, можно и не уходить отсюда вовсе. За низиной начинается темный лес, и далеко в лесу течет Железный ручей. Долгие годы ищут люди этот ручей — найти не могут. Может, он пропал под землей. Или вышел на волю в неизвестном месте. Кто найдет Железный ручей и напьется из него, станет крепким и смелым на всю жизнь.

Две лягушки вылезли из сырой низины на теплый камень и затихли на солнце. Если б было чем кинуть да прицелиться получше…

Гриша пошарил в траве руками. Но лягушки будто угадали его думы — разом вскинули длинные ноги и пропали в осоке.

Из лесу спускалась вниз телега, тяжко скрипя колесами. Это ее испугались лягушки. В телеге, на большом зеленом сундуке, сидел без шапки белоголовый мальчик. Рядом шагал высокий человек в домотканой, богато вышитой рубахе и в старой жилетке. Он вел коня под уздцы: дорога из низины круто брала в гору.

— Ишь, пан какой! Расселся… Не видишь — мерину тяжко!

Мальчик повернул голову, поглядел и ничего не ответил.

Гриша не вытерпел и побежал по траве наверх, на гору. Когда он добежал, телега уже повернула с перекрестка направо, в усадьбу. И тут Гриша догадался: новый лесник! Это новый лесник приехал к Перфильевне, к помещице; о нем говорили уже целую неделю.

Гриша скорей побежал напрямик — через тын, огородами, потом мимо амбара. И успел вовремя: телега только-только подъехала к каштанам, что росли у господского дома. Пес Собакевич скакал с остервенелым лаем, а на крыльце стояла работница Перфильевны, черноглазая Тэкля, и что-то говорила по-латышски приезжему. Тот привязал лошадь к каштану, снял картуз, пригладил светлые редкие волосы и пошел следом за Тэклей. Белоголовый мальчишка остался сидеть на сундуке.

— Мальчик! — позвал Гриша и повторил по-латышски: — Пуйка! Как тебя зовут?

Мальчик оглядел Гришу ясными синими глазами и ответил не сразу:

— А, Ян! Слезай, Ян, не бойся.

И Гриша, хвастаясь, смело ухватил огромного пса за уши, прижал к себе. Собакевич вырвался, зевнул и отошел в сторону.

— Ты латыш? — спросил Гриша. — Я сразу угадал: у тебя затылок голый.

Сам Гриша носил волосы длинные, стриженные в кружок.

— Нет, латыш! — решил Гриша. — Латыш, латыш, куда летишь?

— Москаль, москаль, чего плескал? — с неожиданной живостью ответил Ян по-русски и полез с телеги наземь.

— Ого! — обрадовался Гриша. — А ну давай бороться, кто сильней. Я тут одному так дал…

Ян, сойдя с телеги, сперва стоял потупясь и водил босой ногой по песку. Потом поднял голову и сказал твердо:

— А ну попробуй, вот увидишь!

— Я не панич, я Гришка Шумов, — быстро проговорил мальчик.

— Ивана Иваныча сынок, садовника?

— Садовника! — с гордостью подтвердил Гриша.

Приезжий повернул лошадь к сажалке. Теперь уж совсем ясно было, кто он: за сажалкой стояла изба лесника. Гриша редко там бывал: старый лесник Егор был сердитый, вода в сажалке желтая, а пустой, скучный берег утыкан зачерствевшими от жары коровьими и овечьими следами — в полдень туда гоняли скот на водопой.

Гриша глядел телеге вслед, придумывая, что бы ему на прощанье крикнуть Яну, но тут его ухватили сзади за рубаху.

— А ну, неслух, постой-погоди! — голосисто закричала Гришина мать.

Нечего было и думать о том, как бы вырваться, — рука у матери была крепкая.

Обидно было, что все это видел большой Минай. Он шел от амбара с отесанной слегой и подмигивал: попался, брат?

Гриша пошел за матерью молча и заныл только в горнице: чтобы бабка услыхала.

В ответ ему сразу заплакал в зыбке маленький Ефимка.

Бабушка, сухонькая, в темном ситцевом платье, в платке, повязанном по-монашьи, сразу же вышла из своего чуланчика:

— Ну, довольно школить мальца! А ты, Гришенька, не ной, ты не ной, у тебя голос не такой.

— Баба, я твоей кружки больше не трону, — пообещал Гриша.

— Теперь-то мне все одно: заново ее святить.

— Ну, иди сюда, дурень-блазень… Иди, я тебя толокном покормлю.

Бабка взяла из ларя, что стоял у стены, тугой мешочек, достала из общего шкафа миску, а варенье в баночке — бруснику, варенную на меду — принесла из своего чуланчика. Сахару она не признавала — грех: сахар на заводе сквозь кость пропускают.

Бабушка насыпала в миску толокна, положила брусники, перемешала толокно с ягодой, помяла ложкой. Толокно сделалось розовым. Подперев щеку ладонью, она стала следить выцветшими, грустными глазами, как ест внук.

— Баба, новый лесник приехал, с мальчишкой. Мальчишку Яном зовут.

— Латыши? Ты, родимый, в избу к ним не ходи.

— Латыши бороды скоблят, табак курят — грех великий…

Бабушка вздохнула: ну кто теперь ее, старую, слушает!… И внук посулит одно, а сделает по-своему.

Поев, Гриша заглянул в раскрытое окно. Голенастая Катя уже пригнала гусей с поля. Что-то рано сегодня. Она постояла с минутку на дороге, поглядела испуганно на Гришу и ушла. У Кати длинные ноги и большие тревожные глаза. Ее отец, испольщик Трофимов, тоже все чего-то боится. Испольщиком быть, пожалуй, хуже, чем садовником. Испольщик работает с утра до вечера на земле, а урожай — пополам: половину — ему, а половину — тому, чья земля.

fb2
epub
txt
doc
pdf

99 Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания.

Скачивание начинается. Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Описание книги "А Т Кононов и его Повесть о верном сердце"

Описание и краткое содержание "А Т Кононов и его Повесть о верном сердце" читать бесплатно онлайн.

А Т Кононов и его 'Повесть о верном сердце'

А. Т. КОНОНОВ И ЕГО "ПОВЕСТЬ О ВЕРНОМ СЕРДЦЕ"

Александр Терентьевич Кононов родился в 1895 году, в небольшом местечке, неподалеку от города Двинска (ныне Даугавпилс). Даугавпилс центр Латгалии, края, где издавна латышские селения соседствовали с русскими деревнями, где издавна укоренилась дружба русского и латышского народов.

Саша Кононов рос на деревенском приволье. Он близко знал латышей крестьян и батраков, наблюдал их жизнь, труд, быт и полюбил их братской любовью. Впоследствии, когда он стал писателем, впечатления детства ожили на страницах рассказов и повестей, посвященных латышскому народу и его борцам за свободу.

Саша рано потерял отца, даже помнить его не мог - отец скончался, когда ему и года не было. Помнил Саша деда - могучего старика, уезжавшего утром на пашню и возвращавшегося поздним вечером.

Семья жила очень скромно, но дети учились, рано начав работать давать уроки.

Будучи мальчиком, Саша пристрастился к чтению - читал с восторгом и увлечением русскую классическую художественную литературу; любимой книгой его детства был "Тарас Бульба" Гоголя.

Александр Терентьевич учился в Двинском реальном училище, потом в Петербургском университете, на юридическом факультете. И средняя и высшая школа не много дали ему. Реальное училище было типичной казенной школой царского времени, в которой учили плохо, поверхностно и не тому, чему следовало учить детей. Александр Терентьевич вспоминал об училище с тяжелым чувством. Юридические науки не заинтересовали его: юристом-практиком он не стал.

После Великой Октябрьской социалистической революции, когда одной из важнейших задач советской власти было распространение просвещения среди народных масс и воспитание их в духе коммунизма, Александр Терентьевич начал работать в этой области. Он работал учителем, преподавал на Высших командных курсах; его занимали вопросы духовного развития детей, юношества, вопросы воспитания; он посвятил им ряд статей. Можно думать, что труд педагога дал Кононову тот опыт и запас наблюдений, которые как нельзя лучше пригодились ему в его художественном творчестве. Направляющее влияние оказало на него изучение Ленина - жизни, деятельности, произведений вождя. Александр Терентьевич не раз говорил, что изучение Ленина было для него источником таких знаний и воодушевляющих идей, которые определили его художественное творчество.

Первая книга Кононова - "Упразднение Мефистофеля" - увидела свет в 1934 году. Изображены были в ней заводские дела и дни в годы, когда осуществлялся первый пятилетний план нашего народного хозяйства. Интересен замысел этой книги - показать, как советская действительность, даже будничная, суровая, полная трудностей, выпрямляет человека, занятого собою: он отбрасывает бесплодные сомнения, и ему самому становится противно копание в собственной душе.

Несколько лет спустя появляются первые рассказы. Кононова о Ленине. То был большой шаг вперед в творческом пути писателя; и далее, до конца своей жизни, он не расставался с ленинской темой.

Он собирал и изучал материалы биографии Владимира Ильича, беседовал с его соратниками, с людьми, имевшими счастье лично знать Ильича, записывал их рассказы, сопоставляя их потом с ленинскими идеями.

Кононов написал более тридцати рассказов о Ленине; все они верны и правдивы. Художник ни на шаг не отступал от исторической правды, понимая, что личность Ленина, дело его жизни так беспримерно последовательны и героичны, что любой факт, любой эпизод его биографии может стать сюжетом увлекательного художественного произведения. Кононов так и работал: эпизоды ленинской биографии дали сюжеты его рассказам.

В каждом из них ярко выражена та или иная черта гения революции: величие его ума, воли и мужества, труда и преданности делу рабочего класса. В то же время читатель видит скромность, простоту, душевность Владимира Ильича. Писатель передал его размышления, его речь, чувства его волновавшие, многие характерные особенности его отношения к миру, к людям. И возникает светлый образ Человека - вождя трудового человечества.

Вера Ленина в разум рабочих масс, в их готовность героически бороться, в их способность самостоятельно творить историю передана в рассказах Кононова. И показана безграничная, деятельная, вечно живая любовь трудового народа к Ленину.

Он изображен в окружении рабочих, крестьян, красноармейцев, в атмосфере горячего сочувствия и понимания - как истинный вождь, который, выражая чаяния масс, освещая им путь, вместе с ними борется как равный с равными. Бессмертны идеи Ленина. Имя его ведет на подвиги. Об этом повествуют рассказы Кононова, посвященные Ильичу, сюжеты которых взяты из истории Великой Отечественной войны.

Как-то А. М. Горький спросил сормовского рабочего-большевика Д. Павлова, какова, на его взгляд, самая отличительная черта Ленина. "Простота. Прост, как правда", - отвечал Павлов. Эта чудесная черта передана в портрете Владимира Ильича, написанном Горьким. Кононов продолжил горьковскую традицию.

Есть у него рассказ об одном известном выступлении Владимира Ильича в мае 1906 года на рабочем собрании в Петербурге. До Ленина выступали меньшевики и кадеты, убеждая рабочих, что они, рабочие, связаны одной веревкой с капиталистами, потому что их будто бы одинаково угнетает царизм. Ленин возмутился ложью этой агитации и барским отношением к рабочим. С ними явно не хотели говорить всерьез. "Я постараюсь говорить так, - сказал Владимир Ильич, - чтобы даже сидящим здесь ученым господам было понятно". И он очень просто изложил сущность взаимоотношении рабочего класса, буржуазии и царизма, раскрыв формы эксплуатации. Рабочие так хорошо поняли Ленина, что, как только он кончил речь, потребовали закрыть собрание. Они решили покачать, какие они "простаки": окончить собрание большевистской речью, а тем, кто против революции, не давать слова.

Ленин высказал их сокровенные мысли, им самим еще не ясные чаяния и указал путь из рабства, нищеты и унижения к жизни подлинно человеческой. Вот это и есть правда Ленина - великая, раскрывающая смысл мировой истории и одновременно понятная, необходимая трудовому человечеству, не только объясняющая мир, но изменяющая его.

Эту правду, во всей ее силе и красоте, стремился показать художник.

От "Рассказов о Ленине" Кононов шел к созданию большого произведения из истории рабочего революционного движения в России - "Повести о верном сердце". Ее первая часть вышла в 1949 году, и, прежде чем говорить о ней, нужно сказать о работе Кононова в годы Великой Отечественной войны. Все, что было им сделано в эти годы, - все подчинено было одной цели: служению делу победы. Очерки, рассказы, повести тех лет - "Горький дым", "Имя отряда", "Дни Сергея Глушкова" - исполнены сыновней, преданной и деятельной любви к Родине, рассказывают о молодом поколении советского народа, о поколении героев-защитников Родины.

В той высшей школе, какой является изучение Ленина, Кононов проникся ленинскими взглядами на сущность исторического процесса, на роль пролетариата и крестьянства в освободительной борьбе. Ленинское учение осветило перед писателем большой этап российской истории - от первой народной революции до первой мировой войны, то есть до тех лет, тех событий, которые непосредственно предшествовали Великому Октябрю.

1906 год. По всей России еще бушует пламя народной войны. В Донбассе, в Ростове-на-Дону, в Сормове, в Новороссийске и в других городах рабочие с оружием в руках померились силами с полицией и царскими войсками; разгорелась крестьянская война - Грузия, Латвия были охвачены крестьянским партизанским движением; в июле 1906 года матросы в Кронштадте подняли знамя восстания так же, как в Свеаборге, в Финляндии, где плечом к плечу с русскими матросами сражалась Красная гвардия финнов.

А между тем прогремевшее в декабре 1905 года московское вооруженное восстание потерпело поражение, залито было кровью рабочих. Рабочие отступали, но не сдавались; уцелевшие от расстрелов и виселиц прятали оружие, но не сложили его.

Повесть о верном сердце, А. Кононов - рейтинг книги по отзывам читателей, краткое содержание


Автор:
Категория:

Художественная литература для детей

Детям и родителям

О книге

Краткое содержание

"Повесть о верном сердце" написана о детях и для детей. Автор словно смотрит на мир глазами своих юных героев и при этом ничуть не упрощает действительности, о которой рассказывает. А действительность эта сложная и трудная. Но глаза у ребят, так же, как у писателя, изобразившего их, - честные. Он умеет видеть и показать в сложных общественных явлениях самое главное, самое существенное.

Читайте также: