Компьютерный пакет готовность к школе разработанный улановской н и

Обновлено: 05.07.2024

Оценка результатов; 4 балла - в конце ряда замедление, отрыв карандаша от бумаги; 3 балла - при сохранности топо­логической схемы выраженная истощаемость, нарушение плав­ности, микро- и макрографии; 2 балла - утрата топологиче­ской схемы в конце графического ряда.

В классической картине психической депривации у ребенка наблюдается обычно явное запаздывание развития речи. Кро­ме обычного тяжелого косноязычия, особенно заметного у детей из воспитательных учреждений, бросаются в глаза, прежде все­го, проблемы с синтаксисом и пониманием смысла. Запас слов относительно беден и создается впечатление, что детей «обу­чали* пользоваться определенным количеством слов, а вовсе не умению говорить. Они могут называть имена других де­тей, однако пользоваться личными местоимениями начинают значительно позднее.

Часто речь таких детей представляет собой набор не свя­занных друг с другом слов, как это бывает в возрасте до трех лет. Дети умеют относительно хорошо называть пред­меты на картинках, но значительно хуже описывают проис­ходящее и смысл картинки, что связано с недостаточным

пониманием соотношения между действительностью и ее символическим отображением. Это наблюдение может быть использовано практическим психологом как диагностичес­кий прием.

Такая ранняя неопытность при сравнении реальных пред­метов с их графическим изображением приводит наконец к запоздалому пониманию характера графического знака вооб­ще, в чем усматривается корень характерных затруднений у таких детей при чтении и письме в первых классах. Для ди­агностики этих показателей можно использовать следующие методики.

Проведение звукового анализа слова

Заранее необходимо подготовить карточки (8 х 14 см) с изображением мака, дома, сыра, кита. Под каждым изображе­нием должна быть схема звукового состава слова, состоящая из трех клеток, соответствующих числу звуков в слове. Кро­ме того, детям следует раздать наборы фишек, одинаковых по форме и цвету (белые или черные).

Эксперимент проводится индивидуально с каждым ребен­ком.* Перед ним кладут поочередно карточки, и он должен, назвав нарисованный предмет, установить порядок звуков в этом слове и обозначить их фишками.

Называемые ребенком звуки и его действия с фишками следует фиксировать в протоколе.

По количественной обработке полученных данных выяв­ляются правильные и неправильные ответы в эксперименте.

Качественный анализ показывает трудности, возникающие у детей в процессе овладения навыками звукового анализа

слова, и выявляет зависимость умения анализировать звуки от возраста испытуемого.

На основе данных намечаются основные направления рабо­ты с детьми, недостаточно владеющими звуковым анализом слов.

Выделение основной мысли прочитанного текста

В этом исследовании у психолога несколько задач.

1. Выявить, умеют ли дошкольники выделять основную мысль текста и на основе каких признаков (существенных или несущественных) они это делают.

2. Определить у дошкольников уровень развития мысли­тельных процессов анализа и синтеза при чтении текста.

3. Раскрыть возрастные особенности развития логическо­го мышления в дошкольном возрасте.

4. Показать роль целенаправленного обучения в процессе фор­мирования логического мышления у детей дошкольного возраста.

Исследование состоит из двух серий эксперимента и не­большого обучения.

Нужно предложить ребенку еще несколько отрывков, чтобы проверить его умение выделять основную мысль (1-я серия).

2. Проведение небольшого формирующего эксперимента -на нескольких отрывках показать испытуемым, как выделять главную мысль текста.

3. Решение дошкольниками более сложной задачи - оп­ределение смысловых частей текста и озаглавливание каждой из них. Эксперимент может быть проведен с текстом, реко­мендуемым дошкольникам для чтения. Сначала детям чита­ют весь текст, а затем предлагают указать его смысловые ча­сти. Далее последовательно зачитывают названные отрывки, и каждый из них дети озаглавливают (2-я серия).

Количественный анализ данных, запротоколированных по 1-й серии эксперимента, проводят путем вычисления процен­тных показателей по следующим критериям выделения основ­ной мысли: а) правильное; 6) частичное; в) неправильное (указание несущественного).

Во 2-й серии подсчитывают ответы по названным крите­риям для каждой смысловой части текста. Необходимо опре­делить также среднюю арифметическую величину получен­ных данных, характеризующую правильность деления дош­кольниками текста на смысловые части. При этом следует учитывать, что чем больше испытуемый выделяет смысловых единиц, тем выше у него развиты аналитико-сиитетические способности.

Качественный анализ результатов обеих серий экспери­мента позволит выявить уровень развития у дошкольников мыслительных операций анализа и синтеза, их умение уста­навливать логические связи между частями прочитанного. Изучение заголовков, которые придумали испытуемые к каж­дому отрывку, поможет выяснить, какие признаки кладут дети в основу деления текста на смысловые единицы.

Полученные данные позволят сделать обобщающие выводы об особенностях развития логического мышления у дошколь-

ников разного возраста и наметить пути их обучения логи­ческим операциям.

Другой признак, характеризующий развитие речи у деп-ривированых детей, описанный чешскими психологами, пред­ставляет особенности в социальном использовании речи только при комментировании протекающих событий, без выражения эмоционального отношения к ним.

Способность разговаривать со взрослыми остается на явно примитивном уровне. При этом, в зависимости от типа депри-вационных последствий, наблюдаются различия в стремлении начать подобный разговор со взрослыми и поддерживать его.

Социально гиперактивные дети говорят много - кричат, стараются обратить на себя внимание, а иногда бывают даже назойливыми.

У детей 5 - 6-летнего возраста, страдающих депривацией, при обследовании интеллекта отмечается при общей более низкой продуктивности мыслительных функций явное преоб­ладание практического компонента над словесно-понятийным.

Депривированый ребенок не умеет работать самостоятель­но, его рассеивают побочные раздражители, однако у него можно относительно быстро развить рабочие навыки, он при­спосабливается к заданиям и довольно равномерно работает под прямым руководством.

Таким образом, оценка детей посредством вербальных те­стов уровня интеллекта должна неизбежно искажать карти­ну их умственных возможностей.

Ценным диагностическим показателем является качество реакций ребенка по отношению к лицам и предметам. Депри­вированый ребенок вступает в целесообразный рабочий кон­такт с большим трудом.

3 ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

Диагностика должна опираться не на педагогический под­ход (определение готовности по уровню сформированности учебных навыков:читать, писать, учить стихи, считать), а на пси­хологический подход (готовность к школе выступает как ре­зультат общего психического развития ребенка, комплексный показатель психологической зрелости, развитости комплекса психологических характеристик, которые определяют умствен­ное, эмоциональное и социальное развитие ребенка).

Американские психологи оценивают готовность к школе преимущественно через диагностику интеллектуальных ком­понентов, выявляя функции зрительного и слухового разли­чения и понимания на слух, словарный запас, общую осве­домленность, уровень развития сенсомоторики, понимание количественных отношений (в США имеется национальный тест оценки готовности детей 1-го уровня (для детей 4-5 лет) и 2-го уровня (6-7 лет).

Но комплексный показатель готовности к школе дол­жен учитывать не только интеллектуальную зрелость, но и зрелость в эмоциональной и социальной сфере. Йерасик предлагает анализировать следующие показатели школьной зрелости:

- в интеллектуальной сфере: концентрация внимания, ра­циональный подход к действительности, логическое запоми­нание, интерес к новым знаниям и трудным занятиям,способ­ность понимания на слух, способность к управлению тонкими движениями рук;

- в эмоциональной сфере: учебная мотивация (желание учиться, а не играть), эмоциональная устойчивость;

- в социальной сфере: способность выполнять социальную роль ученика, потребность общаться с другими детьми, уме­ние подчиняться интересам группы.

Тест Йерасика - Керна по диагностике готовности ребен­ка к школе включает 3 задания:

1 - рисование человека;

2 - копирование письменного предложения;

3 - срисовывание группы точек, что позволяет диагнос­тировать уровень зрительно-моторной координации, воле­вые качества, произвольность и концентрацию внимания, об­щую интеллектуальную зрелость ребенка, но квалифицирован­но провести и проинтерпретировать результаты данного теста может лишь опытный психолог-диагност.

Возраст 6-7 лет является переходным критическим воз­растом, поэтому известный психолог Эльконин отмечал, что при психодиагностике детей в переходном возрасте следу­ет учесть новоообразования прошедшего возрастного пери­ода, т. е. оценить сформированность игровой деятельности, произвольность, умение управлять своим поведением, под­чиняться правилу, социальные навыки продуктивного вза­имодействия со сверстниками, развитие наглядно-образно­го мышления и воображения, а также диагностировать за­чатки учебных новоообразований: уровень развития общих представлений, осведомленности, способность к элементар­ным логическим выводам.

Гуткина Н.И. отмечает, что именно произвольность по­ведения определяет успешность обучения ребенка. Произ­вольность поведения включает: умение ребенка контроли­ровать свою двигательную активность, действовать точно по указаниям взрослого, подчиняться правилам, иметь высокий уровень произвольного внимания, работать по образцу, сри­совывать по образцу, умение волевого управления собой на трудных занятиях, доминирование познавательного мотива над игровым мотивом, наличие внутренней позиции школь­ника.

Традиционный психологический подход к оценке готовно­сти ребенка к школе базируется на следующем положении: дети 6-7 лет в среднем способны выполнять определенный набор интеллектуальных заданий на определенном уровне, и если результаты тестирования ребенка не хуже возрастного норматива интеллектуального развития - он готов к школе. Тест Витцлака позволяет оценить уровень интеллектуально­го развития, уровень речевого развития и уровень обучаемос­ти ребенка, на основе чего можно определить как степень го­товности ребенка к школе, так и степень задержки в развитии ребенка, если она имеется.

Показатель обучаемости показывает возможности ребен­ка по усвоению новой информации и новых умственных уме­ний. Еще Выготский указывал, что важен не только налич­ный уровень развития ребенка, но более важны его потен­циальные возможности, и обучение возможно не только на основе созревших психических функций ребенка, а обуче­ние мЪжно начинать, когда эти функции еще только начи­нают свой основной цикл развития, учитывая зону ближай­шего развития ребенка.

а) сформированность отношения к себе как к школьнику;

б) сформированность отношенияя к взрослому как к учителю;

в) преобладание познавательных, учебных, игровых или коммуникативных мотивов;

г) критичность к своим действиям, знаниям, умение найти свои ошибки;

д) запас знаний по ориентировке в окружающем мире;

е) динамические характеристики поведения (импульсив­ность, заторможенность)

2 - развитие произвольности:

а) умение самостоятельно выполнять последователь­ность действий;

б) умение действовать по заданному наглядному образцу;

в) умение действовать по устной инструкции взрослого;

г) умение подчинить свои действия правилу

3 - интеллектуальное развитие;

б) развитие пространственных представлений и нагляд­но-образного мышления;

в) умение ориентироваться на систему признаков;

г) развитие знаково-символической функции

4 - развитие отдельных психических процессов:

а) развитие речи;

б) умение считать, читать и наличие учебных навыков;

в) развитие тонких движений руки

Это пакет методик проводят в начале учебного года и в конце 1 класса. Используются методики:

4 - беседа о школе.

3. 1. Ориентационный тест школьной зрелости Керна - Йерасика

Для выполнения заданий ребенку дается лист машинопис­ной нелинованной бумаги и карандаш. На обороте листа в вер­хней левой части помещен образец письменных букв 2-го за­дания, в нижней левой части - образец группы точек.

Нарисуй какого-нибудь мужчину.Так, как сможешь. (Больше никаких пояснений, помощи или привлечения вни­мания к ошибкам и недостаткам рисунка не допускается. Если ребенок нарисовал женщину, то его просят нарисовать и муж­чину. Если ребенок категорически отказывается рисовать мужчину, это может быть связано с неблагополучием в се­мье ребенка.)

Оценка рисунка.

2 балла - выполнение всех требований, кроме синтети­ческого способа рисования. Три отсутствующие детали (шея,

волосы, один палец руки, но не часть лица) можно не учиты­вать, если фигура нарисована синтетическим способом.

3 балла - фигура имеет голову, туловище, конечности. Руки и ноги нарисованы двумя линиями (объемные). Допускается отсутствие шеи, волос, ушей, одежды, пальцев и ступней.

4 балла - примитивный рисунок с головой и туловищем. Конечности нарисованы только одной линией каждая.

Данное задание оценивает общий интеллектуальный уро­вень ребенка.

Оценка результатов:

/ балл - хорошо и полностью разборчиво скопирован на­писанный образец. Буквы превышают размер букв образца не более, чем в два раза. Первая буква по высоте явно соот­ветствует прописной букве. Буквы четко написаны в три сло­ва. Скопированная фраза отклоняется от горизонтальной линии не более чем на 30 градусов.

2 балла - разборчиво скопирован образец, но размер букв и соблюдение горизонтальной линии не учитываются.

3 балла ~ явная разбивка надписи минимум на две части. Можно понять хотя бы 4 буквы образца.

4 балла ~ с образцом совпадают хотя бы 2 буквы. Вос­произведенный образец все еще создает строку надписи.

5 баллов - каракули.

Диагностируется сенсомоторная координация, произволь­ность внимания, координация зрения и движений тонкой мо­торики руки.

Срисовывание группы точек: «Посмотри, здесь нарисова­ны точки.

Во время выполнения ребенком задания надо следить за его действиями и делать пометки. Обратить внимание, какой рукой рисует ребенок, перекладывает ли карандаш из одной руки в другую, вертится слишком много, роняет ли карандаш и т. п. ■

/ балл - совершенное копирование образца. Допускает­ся незначительное отклонение одной точки от строки или ко­лонки. Уменьшение образца допустимо, а увеличение не дол­жно быть более, чем вдвое. Рисунок должен быть паралле­лен образцу.

2 балла - число и расположение точек должно соответ­ствовать образцу. Можно не учитывать отклонение не более трех точек на половину зазора между строкой и колонкой.

3 балла - рисунок в целом соответствует образцу, не пре­вышая его по ширине и высоте более, чем вдвое. Число то­чек может не соответствовать образцу, но их не должно быть больше 20 или меньше 7. Допускается любой поворот, даже па 180 градусов.

4 балла - контур рисунка не соответствует образцу, но все же состоит из точек. Размеры образца и число точек не учиты­ваются. Иные формы, например линии, не допускаются.

5 баллов - каракули.

Итоги: находится суммарное число баллов по трем зада­ниям. Если сумма баллов равна 3-6 баллов - готовность к школе выше средней, если сумма 7-11 баллов - средняя зрелость, если 12 - 15 - готовность ниже нормы, таких детей

2. Детская психодиагностика

необходимо углубленно обследовать, т. к. среди них могут быть умственно отсталые.

Результат тестового испытания можно рассматривать как основание для заключения о школьной зрелости и нельзя ин­терпретировать как школьную незрелость (возможны случаи, когда способные дети схематично рисуют человека и поэтому получают плохие результаты).

Тест Керна - Йерасика можно применять как в группе, так и индивидуально.

Вводное задание.

Исходная ситуация: В правильной последовательности разложить перед ребенком картинки на расстоянии 3 см друг от друга.

Инструкция: Посмотрите внимательно на эти картинки, они нам расскажут одну историю..Она начинается с первой кар­тинки (показать первую картинку). Маленькая девочка стро­ит башню из кубиков, она рада, потому что башня получается такая прямая и большая (показать на вторую картинку). Вдруг пришел один озорной мальчик и.нарочно ногой разрушил та­кую хорошую башню (показать на третью картинку). Девочка расстроилась, потому что башни больше не стало, она заплака­ла горькими слезами (убрать все картинки).

Исходная ситуация. В правильной последовательности разложить перед ребенком картинки.

* Ребенок очень хорошо ухватил смысловую связь всех трех картинок, акцентировав рассказ на главном. В резюме существенное было подчеркнуто правильно - 7 баллов.

* Смысловая нить.между картинами хорошо схвачена. Второстепенные детали и существенное описаны равноценно. Резюмировав, ребенок, наряду с существенным, добавил и вто­ростепенные детали - 5 баллов.

* Смысловая нить была ухвачена частично, самостоятель­но; правильно и полно, но лишь между двумя картинками. В резюме подчеркнуты второстепенные признаки - 3 балла.

* Мозаичное описание отдельных картинок, не обращено внимание на их связь между собой - 2 балла.

* Рассказ не получается - 0 баллов.

Полученные баллы заносятся в бланк регистрации ре­зультатов.

Выучивание стихотворения (приложение 3). Алгоритм

*sСейчас мы выучим одно хорошее стихотворение, которое ты должен хорошо запомнить и рассказать дома папе (бабуш­ке. ). Сначала я расскажу его тебе целиком, а потом будем его учить. Слушай внимательно:

«Мне учиться очень нравится,

Отвечать я не боюсь,

Сейчас я расскажу еще раз первую часть, а ты повторишь за мной:

Воспроизведено - правильно или нет. Экспериментатор: «Очень хорошо, но еще не все правиль­но. Ты говорил: . . А нужно: . . Я тебе еще раз все повторю, ты теперь знаешь, как должно быть правильно. Слушай вни­мательно (если ребенок не смог правильно рассказать после 4-го повтора, то оцените его ответ).

«А теперь я прочитаю еще раз вторую часть, а ты повто­ришь за мной:

Воспроизведено - правильно или нет. Коррекция ошкбОк по аналогии с первой частью.

Воспроизведено правильно или нет. Коррекция по ана­логии с первой частью. (Если ребенок не смог правильно рассказать, то после 4-го повтора с ошибками оцените от­вет ребенка)

Оцените успешность ребенка в выучивании стихотворе­ния по критериям 2а, 26 и 2в и занесите полученные баллы в бланк регистрации результатов.

Мужчины красноречивее женщин, но женщины обладают бо́льшим даром убеждения. Томас Рандолф
ещё >>

В связи с разработкой компьютерной версии пакета авторы вынуждены были учесть два формальных ограничения. Во-первых, мы не использовали некоторых, на наш взгляд, необходимых диагностических процедур в силу принципиальной невозможности создания их компьютерных версий (самих

методик или процедур их обработки). Во-вторых, требование компактности (необходимость иметь возможность провести все диагностическое обследование за одну встречу с ребенком и при этом не слишком утомить его) заставило нас ограничить пакет минимальным набором методик. Однако мы попытались компенсировать эти ограничения специально разработанной процедурой проведения обследования. Поэтому требование жестко соблюдать все инструкции и заполнять по ходу диагностической работы все анкеты является необходимым для получения данных о социальной зрелости ребенка, отношении к взрослому как к учителю, о динамических характеристиках его работы, а также для проверки достоверности результатов, полученных с помощью основных методик пакета.

Пакет включает компьютерные методики и специальные процедуры их проведения, которые в комплексе позволяют охарактеризовать каждого ребенка и всю группу обследованных детей по следующим группам показателей:

1) личностное и социально-ролевое развитие: а — сформированность отношения к себе как к школьнику, б — сформированность отношения к взрослому как к учителю, в — преобладание познавательных, учебных, игровых или коммуникативных мотивов, г — критичность к своим способностям, знаниям, действиям, д — ориентировка в окружающем мире, запас знаний, е — динамические характеристики поведения (импульсивность, заторможенность и т. д.).

2) развитие произвольности: а — умение самостоятельно выполнять последовательность действий, б — умение действовать по заданному наглядному образцу, в — умение действовать по устной инструкции взрослого, г — умение подчинить свои действия правилу.

3) интеллектуальное развитие: а — развитие об-224

Практические задачи школьной психодиагностики

щего интеллекта, б — развитие пространственных представлений и образного мышления, в — умение ориентироваться на систему признаков, г — развитие ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ.

4) развитие отдельных психических процессов и учебных навыков: а — развитие речи, б — умение читать, считать, в — развитие тонких движений руки.

Выделенные показатели являются существенными не только для решения вопроса о готовности ребенка к школе, но и для комплексной оценки психического развития детей 6—8 лет. Поэтому использование этого пакета целесообразно в следующих ситуациях:

— в ситуации отбора детей шести лет для школьного обучения,

— при решении задачи разделения детей по классам (в зависимости от уровня подготовленности, актуального интеллектуального или речевого развития, социальной зрелости или любого другого представленного в списке критерия, существенного для оптимальной организации учебного процесса в вашей школе),

— для выработки рекомендаций (и других видов помощи) учителю младших классов в работе с конкретным ребенком и классом в целом,

— для оценки динамики психического развития детей в процессе обучения в 1-м классе.

Для решения последней задачи предлагаемый набор методик необходимо провести дважды с достаточным временным интервалом (например, в начале и конце учебного года).

В пакет входят 3 блока программ:

1) Программы-материалы для психолога.

8. Основы психодиагностики

2) Программы-методики для ребенка.

Программы-методики предъявляют ребенку диагностические задания, регистрируют его действия, оценивают их и сохраняют результаты для статистической обработки и качественного анализа.

В этот блок вошли следующие методики:

Практические задачи школьной психодиагностики

3) Программа обработки результатов для психолога. ■•-.

пешность, понять по вопросам и способам выполнения тестовых заданий, в какой сфере (интеллектуальной, поведенческой или личностной) лежат основные проблемы ребенка, предположить и проверить, чем можно компенсировать возникающие при выполнении заданий трудности.

Практические задачи школьной психодиагностики

получается, что несформированность учебной мотивации превращает способного и развитого в интеллектуальном плане ребенка в двоечника.

Сереже все в школе интересно, и задача ему вполне по плечу, но чтобы ее решить, нужно внимательно выслушать условие задачи, не забыть, все правильно записать, посчитать, а вокруг так много отвлекающих моментов — и сосед по парте, и что-то там за окном.-. Несформированная произвольность поведения, а проще неспособность ребенка организовать все свое поведение на выполнение учебного задания легко может привести к тому, что интеллектуально развитый ребенок оказывается не в состоянии выполнить вроде бы простое упражнение.

Из приведенного примера очевидно, что только полноценное развитие всех компонентов психологической готовности к школе может гарантировать успех в обучении. Недоразвитие любой сферы — личностной, интеллектуальной, социальной или поведенческой может привести к специфическим трудностям и общему неуспеху. Однако грамотное использование результатов диагностики может

позволить получить и обратный, компенсаторный эффект. Так, вполне возможно, что если сказать Васе, что идет соревнование, кто больше решит задач, или вписать условие задачи в контекст простенькой истории или сказки, то мальчик блестяще справится с вроде бы недоступной задачей. А Сереже может быть достаточно и того, что учитель, рассказывая условие задачи, встанет с ним рядом или спросит, все ли он запомнил, попросит не отвлекаться, и задача будет решена. Наконец, Пете можно предложить на доске наглядную схему условия задачи или упростить формулировку. Высокое развитие произвольности может компенсировать отсутствие учебной мотивации, а ее наличие может компенсировать и слабую произвольность, и невысокий уровень интеллектуальных способностей. Каждый педагог в своей практике сталкивался с детьми, у которых желание быть школьником, образцовым учеником .помогало преодолеть трудности понимания нового материала, не-сформированную способность к управлению своим поведением, самоконтроль и даже интеллектуальное недоразвитие. Однако для получения такого компенсаторного эффекта нужно знать, каковы сильные стороны психологического портрета первоклассника, и уметь их использовать в процессе обучения. В значительной степени в решении этой задачи может помочь школьный психолог, владеющий диагностическими процедурами оценки готовности к школе.

Ключевые термины: готовность к школе, учебные навыки, прогностическая валидность\ психическая зрелость, учебная мотивация, зрительно-моторная координация, наглядно-образное мышление, ведущая деятельность, оперативные единицы деятельности, знаково-символическая функция, возрастные нормы, психологический возраст, унифицированная методика.

Готовность к школе выступает как результат общего психического развития ребенка, комплексный показатель психологической зрелости, развитости комплекса психологических характеристик, которые определяют умственное, эмоциональное и социальное развитие ребенка.

Комплексный показатель готовности к школе должен учитывать:

- Личностную готовность к школьному обучению;

- Определенный уровень социального развития ребенка (нравственно – личностная готовность);

- Определенный уровень развития интеллектуальной сферы;

- Определенный уровень развития эмоционально-волевой сферы (волевая готовность);

В познавательной сфере:

готовность к школе предполагает определенный уровень развития моторики (особенно мелкой), произвольного внимания, ориентировки в пространстве, памя­ти (зрительной и слуховой, непосредственной и опосре­дованной), фонематического слуха, способности к зву­ковому анализу и синтезу, внимания, мышления и др. Если обнаружится, что эти необходимые для любой (игровой, учебной, трудовой) деятельности качества у ребенка недостаточно сформи­рованы, необходимо дать рекомендации для проведения коррекционно-развивающих занятий.

В эмоционально-волевой сфере:

Учебная мотивация, эмоциональная устойчивость, сформированность волевой регуляции.

В социальной сфере:

Способность выполнять социальную роль ученика, потребность общаться с другими детьми, умение подчиняться интересам группы.

Личностная готовность.

Включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей.

Таким образом, для проведения комплексной психолого-педагогической диагностики готовности к школьному обучению необходимо исследовать все вышеперечисленные аспекты.

Цель проведения диагностической процедуры – дать ответ:

- готов ли ребенок к школьному обучению,

- какие трудности могут возникнуть в процессе обучения (профилактика проблем адаптации),

- на что обратить особое внимание при подготовке к обучению родителей и педагогов.

Существуют следующие тесты на определение готовности к школе:

- Тест Керна – Йерасика (Е. И. Рогов. Настольная книга практического психолога. Том 1. Стр. 57). Тест включает: рисунок мужской фигуры, подражание письменным буквам, срисовывание группы точек, опросник ориентировочного теста школьной зрелости.

- Тест Витцлака (Детская психодиагностика и профориентация для студентов ВУЗов. Редактор – составитель: Столяренко Л. Д. стр. 34).

- Компьютерный пакет “Готовность к школе”, разработанный Улановской Н. И. Детская психодиагностика и профориентация для студентов ВУЗов. Редактор – составитель: Столяренко Л. Д. стр. 29).

Образование детей старшего дошкольного возраста - одно из приоритетных направлений развития системы Российской Федерации.

Одной из наиболее актуальных задач образовательной политики России является обеспечение равных стартовых возможностей детям при поступлении в школу.

В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение.

Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых технологий, направленных на реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного процесса, в том числе в вопросах подготовки детей к обучению в школе. Существует ряд преимуществ внедрения ИКТ и технологий Интернета, в работе педагога ДОУ: это возможность приобретения новых знаний, повышение собственного профессионального уровня, использование и внедрение новых технологий в работу с детьми, обновление учебного материала и разнообразие форм работы с родителями. Благодаря доступу к всемирному информационному пространству педагог может активно обмениваться опытом с коллегами из других регионов и стран.

Важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе, являются взаимодействие педагогов и родителей, установление конструктивных и партнёрских взаимоотношений между ними для обеспечения полноценного развития ребёнка, обеспечение преемственности дошкольного и школьного образования.

Компьютер и мультимедийные формы как инструменты для обработки информации становятся мощным техническим средством обучения и коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников.

И что очень важно, информационные и, особенно, телекоммуникационные технологии способны повысить эффективность взаимодействия педагогического коллектива детского сада и родителей при обучении и воспитании дошкольников.

Наличие у детского сада собственного сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации по всем их интересующим вопросам, а именно о жизни ДОУ, методические рекомендации по интересующим направлениям, о проводимых мероприятиях и т.д.

В связи с этим, вопрос поиска и осуществления использования новых технологий, нетрадиционных форм, а также использование ИКТ во взаимодействии дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных.

Но возникает ряд противоречий:

- неподготовленностью педагогов и актуальной необходимостью использования информационных технологий в ВОП;

- желанием педагогов использовать компьютерные технологии и их неумением организовать деятельность с помощью информационных технологий, а также отсутствием ресурсов ИКТ;

- желание родителей в подготовке ребёнка к школе с одной стороны и нехватка времени на поиск информации и отсутствие информации о том, где можно получить такие сведения, с другой стороны, а главное не знанием родителей о возможностях использования ИКТ в вопросах подготовке детей к школе;

- наличие в семье компьютера и нерациональное использование данного средства, общение с ребенком родители подменяют просмотром телепередач или игрой на компьютере предпочтительно развлекательного и увеселительного характера.

2. Цель и задачи проекта

Значимость проекта "ИКТ как средство повышения компетентности участников воспитательно-образовательного процесса при подготовке детей к школе" состоит в повышении грамотности родителей при подготовке ребёнка к школе и активизации педагогических работников в использование информационно - коммуникационных технологий в работе с детьми.

Цель проекта: Оптимизация информационного пространства, направленного на повышение педагогической компетентности участников воспитательно-образовательного процесса при подготовке детей к школе.

  • Совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей организацию подготовки детей к школьному обучению с использованием информационно-коммуникационных технологий.
  • Совершенствование организации методической работы учреждения на основе информационно-коммуникационных технологий.
  • Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах подготовки ребёнка к школе средствами ИКТ.
  • Повышение педагогической и психологической грамотности родителей как реальных заказчиков образовательных услуг: в вопросах подготовки ребенка к школе путём включения в информационное пространство.

3. Теоретическое обоснование проекта

Использование компьютера и интерактивного оборудования в воспитательно-образовательном процессе отражаются в расширении и обогащении содержания знаний, умений и навыков ребенка, в интенсификации образования структурных комплексов интеллектуального и мотивационно - эмоционального характера, в изменениях динамики процесса психического развития. В процессе занятий детей на компьютерах улучшаются их память и внимание.

А.Г.Шмелев отмечает: ". играя на компьютере, ребенок . активно взаимодействует пусть с искусственным, но все - же взаимодействует с каким-то миром. При этом он учится не только быстро нажимать на клавиши, но и строить в своей голове образно-концептуальные модели, без которых нельзя добиться успеха в современных компьютерных играх. и в этом проявляется их развивающий потенциал, особенно это касается интеллекта".

В исследованиях Дастмана, Гольдштейна и др. были получены результаты, свидетельствующие о возможности развития памяти, моторной координации, способности восприятия пространства, внимания с помощью компьютерных игр.

В психологических исследованиях отмечается, что компьютерные технологии влияют на формирование теоретического, творческого и рефлексивного мышления обучаемых. Исследования также показали, что у детей, знакомых с компьютером уровень их интеллектуально - творческого развития существенно выше, чем у их сверстников, не общавшихся с этой техникой.

Первыми исследователями в области применения компьютера в работе с дошкольниками были американские учёные Массачусетского технологического института. В 1971 году группа новаторов во главе с Сеймуром Пейпертом разработала специальный язык программирования ЛОГО, предназначенный для маленьких детей.

В нашей стране первые попытки применения компьютера в дошкольных учреждениях относятся к 80-м годам прошлого века. Первый документально зафиксированный опыт применения компьютера в работе с дошкольниками в Советском Союзе (1986г.) связан с д/с №37 города Шауляя (Литва). Здесь в подготовительных группах был оборудован компьютерный класс, где дошколята занимались два раза в неделю по 10 - 15 минут. Специально для них были разработаны учебные программы, направленные на подготовку к школе: освоение и закрепление знаний по математике и обучение грамоте. Проведя исследования, педагоги пришли к выводу, что компьютер повышает интерес к обучению, ускоряет процесс усвоения новых знаний и представлений об окружающем мире.

Проблема подготовки ребёнка к школе с помощью компьютера обсуждалась и на Первом Всесоюзном семинаре "Проблемы компьютеризации дошкольного воспитания" (Москва, 1989г.).

Итак, можно сделать следующий вывод: использование компьютера в качестве помощника в подготовке дошкольника к обучению в школе не только возможно, но и необходимо: оно способствует повышению интереса к учёбе, её эффективности и развивает ребёнка всесторонне, повышает эффективность обучения дошкольника за счет повышения уровня его индивидуализации и дифференциации.

Одним из важных моментов применения компьютера в работе со старшими дошкольниками является то, что ребёнок, управляя обучающей игровой программой, начинает сначала думать, а потом действовать.

Другой ценный аспект подготовки ребёнка к школе с помощью компьютерных программ - это приобщение малыша к исследовательской работе. Компьютерные игры и программы устроены так, что процесс их освоения побуждает ребёнка пробовать, проверять, уточнять, делать выводы, корректировать свои действия в соответствии с текущей ситуацией.

И, наконец, такой немаловажный аспект, как социальная адаптация ребёнка к школе, его отношения с будущими одноклассниками. Овладение компьютером благотворно влияет на формирование личности ребёнка и придаёт ему более высокий социальный статус.

Одним из основных средств расширения детских представлений являются презентации, слайд-шоу, мультимедийные фотоальбомы. Это наглядность, дающая возможность педагогу выстроить объяснение на занятиях логично, научно, с использованием видеофрагментов. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения.

Применение информационных технологий на занятиях в ДОУ позволяет преодолеть интеллектуальную пассивность детей на занятиях, даёт возможность повысить эффективность образовательной деятельности педагога ДОУ.

Использование компьютерных технологий - это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. Достоинства использования ИКТ можно свести к двум группам: техническим и дидактическим. Техническими достоинствами являются быстрота, маневренность, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов и другие мультимедийные функции. Дидактические достоинства интерактивных занятий - создание эффекта присутствия ("Я это видел!"), у воспитанников появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес, желание узнать и увидеть больше.

Спектр использования возможности ИКТ в образовательном процессе достаточно широк. Однако, работая с детьми дошкольного возраста, мы должны помнить заповедь "НЕ НАВРЕДИ!".

Нельзя забывать о таком важном условии информатизации учебного процесса, как забота о сохранении здоровья воспитанников. Соблюдение гигиенических норм должно быть неукоснительным. Необходимо помнить, что для детей 5 - 6 лет продолжительность подобной учебной деятельности не должна превышать 10 минут.

4. Построение модели внедрения проекта

Реализация данного проекта в работу учреждения предполагает выполнение следующих мероприятий:

1. Совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей организацию подготовки детей к школьному обучению с использованием информационно-коммуникативных технологий:

- разработка Положения о введении ИКТ в образовательный процесс;

- разработка инструкций, памяток по использованию ИКТ при организации работы с детьми в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.2660-10.

2. Совершенствование организации методической работы учреждения на основе информационно-коммуникационных технологий:

- использование сети Интернет в работе учреждения;

- создание электронной методической библиотеки по проблеме подготовки детей к школе;

- создание банка компьютерных обучающих и развивающих программ;

- создание банка презентаций для занятий по математике, обучению грамоте, развитию речи;

- разработка и систематизация презентаций методического сопровождения для педагогов;

- разнообразить использование гибких индивидуальных образовательных программ при помощи ИКТ в группах компенсирующей направленности;

- сбор и обработка данных о готовности дошкольников к обучению в школе.

3. Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах подготовки ребёнка к школе средствами ИКТ:

- организация курсов повышения квалификации для педагогов по использованию ИКТ;

- повышение информационной компетентности педагогов посредством участия в конкурсах различного уровня с применением ИКТ;

- создание электронной методической библиотеки;

- организация консалтингов, проблемных семинаров, профессиональных клубов по внедрению ИКТ в образовательный процесс в рамках подготовки к школе.

4. Повышение педагогической и психологической грамотности родителей как реальных заказчиков образовательных услуг: в вопросах подготовки ребенка к школе путём включения в информационное пространство:

- изучение запросов родителей на предоставление информации о новых педагогических и информационных технологиях в развитии дошкольников;

- выявление и развитие педагогического потенциала семьи;

- организация родительского лектория, всеобуча по использованию ИКТ в домашних условиях;

- разработка видеоуроков (занятий) и размещение их на сайте учреждения;

- создание банка презентаций по интеллектуальному и познавательному развитию, обучающих и развивающих программ для работы с детьми и интеграция их в семьи воспитанников, путём распространения информационных дисков и других носителей;

- создание банка презентаций методического сопровождения по подготовке детей к школе.

5. Ожидаемые результаты реализации проекта

Об успешности реализации проекта "ИКТ как средство повышения компетентности участников воспитательно-образовательного процесса при подготовке детей к школе" можно судить: по четкости выполнения основных мероприятий, запланированных данным проектом; по динамике изменений в деятельности учреждения.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

1. Наличие информационного пространства, повышающего педагогическую компетентность участников воспитательно-образовательного процесса.

2. Повышение качества образовательного процесса и эффективности процесса обучения.

Активное использование педагогами учреждения информационно - коммуникационных технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Компетентный родитель в вопросах подготовки детей к школе и активно использующий ИКТ в домашних условиях.

Наличие электронной методической библиотеки по подготовке детей к школе.

Наличие банка презентаций методического содержания.

Наличие банка компьютерных обучающих и развивающих программ.

Наличие банка презентаций по интеллектуальному и познавательному развитию.

Список использованных источников и литературы

1. Алексеев В.Д., Давыдов Н.А. Педагогические проблемы совершенствования учебного процесса на основе использования ЭВМ. - М. ВПА, 1988.

2. Андреев А.А. Средства новых информационных технологий в образовании: систематизация и тенденции развития. - М.: ВУ, 1995.

3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., Педагогика, 1989.

4. Вульфсон Б.Л., Малькова З.А. Сравнительная педагогика. - М.: Изд-во "Институт практ.псих." 1996.

5. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960.

6. Гурьев С. В. кпн, доцент - "Информационные компьютерные технологии как эффективное средство в образовательном процессе детей старшего дошкольного возраста", 2008.

7. Давыдов Н.А. Педагогика - М: ИЭП, 1997.

8. Дробышев Ю.А., Ерлыченко С.Н. Возможности использования новых информационных технологий при обучении младших школьников решению логических задач// Информационные технологии в образовании. - М.:МИФИ, 1998.

9. Иванов В.Н. Социальные технологии в современном мире. - М.: Славянский диалог, 1996.

10. Калиновский И.В., Мороз В.К. Сравнительный анализ эффективности компьютерных коммуникаций в образовании. - М.: ИНИНФО, 1993.

11. Кривошеев А.О. Разработка и использование компьютерных обучающих программ // Информационные технологии - 1996.

12. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. - М.: Знание, 1989.;

13. Ланге П., Барон А. Мультимедия как зеркало будущего информационного общества // СРЕДА, 1996.

14. Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. - М: ВШ, 1991.

15. Леонова Л.А., Л.В. Макарова. Как подготовить ребенка к общению с компьютером. - М, Вента-Графт, 2004.

16. Никишина Т.А. Компьютерные занятия в детском саду // Информатика и образование. №4, 2003.

17. Уваров А.Ю. Компьютерная коммуникация в учебном процессе // Педагогическая информатика, №1, 1993.

Читайте также: