Компетенции в начальной школе по фгос

Обновлено: 05.07.2024

Одной из первостепенных задач развития современного образования заключается в обновлении его содержания, методов обучения и достижении на этой основе нового качества его результатов.

Образовательное учреждение должно “формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования".

Компетенция в переводе с латинского (competentia) означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.

Формирование компетенций происходит средствами содержания образования. К окончанию школы у будущих выпускников должны быть сформированы способности ориентироваться во взрослом мире и решать в повседневной жизни реальные проблемы - от бытовых, до производственных и социальных.

Чтобы сформировать ключевые компетенции, необходимо начинать развивать определенные навыки, способствовать вырабатыванию универсальных учебных действий уже с начальной школы. То, что можно сформировать у младшего школьника , используя преемственность, продолжают развивать дальше и формировать новые действия учителя с средней и старшей школе.

Начальная школа призвана посадить зернышко доверия в образовательном процессе, с заботой и теплотой взращивать ростки будущей самостоятельной личности. Конечно, как и во всякой сфере деятельности, необходимо расставить приоритеты. Поэтому я остановлюсь на формировании тех компетенций, которые необходимы для того, чтобы выпускник начальной школы смог легко адаптироваться к уже более самостоятельной среде обучения (переходу в среднюю школу).

Все дети знают о своих правах, но мало кто из них задумывается о том, какие обязанности должны выполнять, чтобы быть полноправным гражданином своей страны, членом ученическом коллектива, человеком, с которым считаются в семье. Поэтому формирование коммуникативных компетенций – одно из приоритетных в начальной школе. Коммуникативные компетенции. Умеют жить и работать в коллективе, имеют понятия о социальных ролях (лидер-организатор, лидер — генератор идей, исполнитель, зритель). Имеют представления о способах выхода из конфликтных ситуаций.

Мы должны научить детей общаться, взаимодействовать с окружающими людьми, причем не только со сверстниками, но и взрослыми. Здесь очень хочется обратить внимание на формирование умений работать в группе, принимать или не принимать точку зрения другого человека, обосновывая свою позицию, вырабатывать способность принимать совместные решения, находить консенсус, нести ответственность за принятое решение, уметь договариваться, разрешать возникающие проблемы мирным путем, уметь презентовать себя, итоги своей работы. Достижению положительных результатов в этом направлении способствует не что иное, как учебное проектирование, которым активно используют в своей методике учителя начальных классов.

Следующей значимой для начальной школы компетенцией являются учебно-познавательные. Учебно-познавательные компетенции. Учащиеся умеют самостоятельно планировать свою деятельность. Способны к самореализации, активны в выборе деятельности, способны к самообразованию. Благодаря участию в проектно-исследовательской деятельности овладели навыками продуктивной деятельности. Что же мы, учителя начальных классов, можем здесь развить? Мы можем научить детей учиться, то есть учить себя: а именно: прививать самостоятельность, предлагать найти не одно решение какой-либо значимой задачи, частично “добывать” информацию, необходимую для постижения чего-то нового, не останавливаться в своем развитии, каждый день получать порцию нового, неизведанного, а потому интересного. Немало важным умением, которое мы должны формировать, оценивать свою работу, свои достижения. Отсюда вытекает следующий приоритет – компетенция личностного самосовершенствования. Здесь очень важен пример, который видит перед собой ребенок: на доступном пониманию младшим школьником тех или иных целей, формировать такие ценности, которые требуют развития на протяжении всей жизни, а именно осознание того, что человек должен учиться постоянно, чтобы самосовершенствоваться.

Ключевые компетентности в начальной школе: структура, показатели, особенности формирования.

Начальная школа – стартовая ступень образования. Именно здесь происходит формирование фундамента компетентной личности. Все компетенции закладываются на начальном этапе обучения. Поскольку начальная школа закладывает базу общих учебных умений и учебной деятельности, нацелена на создание фундамента для продолжения образования личностью в средней школе, а потом и далее, то именно на начальной ступени значимо формирование тех ключевых компетентностей, которые составляют основу образования на протяжении всей жизни.

Компетентность не замыкает образование только на обучении. Она соединяет урок и жизнь, связана с воспитанием и внеучебной деятельностью. Основа компетентности - самостоятельность. Компетентный человек - сформированная личность, способная брать на себя ответственность в различных ситуациях, готовая расширять границы своих знаний и совершенствовать их.

Применительно к начальной школе компетентность предполагает умения:

1. Искать - опрашивать окружение, консультироваться с учителем, получать информацию; думать - устанавливать взаимосвязи, критически относиться к тому или иному высказыванию, занимать позицию в высказывании и вырабатывать свою точку зрения.

2. Сотрудничать - уметь работать в группе, принимать решения, улаживать разногласия и конфликты, договариваться, выполнять взятые на себя обязательства.

3. Приниматься за дело - войти в группу или коллектив, внести свой вклад, организовать свою работу.

4. Адаптироваться - использовать новые технологии информации и коммуникации, стойко противостоять трудностям, находить новые решения.

К наиболее значимым компетентностям личности, необходимыми для продолжения образования, относятся:

Компетентность разрешения проблем.

Каждая из ключевых компетентностей имеет свою структуру. В ней можно выделить отдельные составляющие (аспекты), которые выражаются в конкретных видах деятельности.

Компетентности у учащихся могут быть сформированы на разном уровне. Наиболее часто выделяются три уровня: применения, использования и обогащения. Они соответствуют трем ступеням общего образования: начальной, основной и старшей. На начальной ступени ученик применяет усвоенные способы деятельности к конкретным ситуациям; на ступени основной школе использует способы деятельности в различных ситуациях, переносит способы на другие, ранее не известные ситуации; на старшей ступени усвоенные способы деятельности обогащаются учеником и становятся основой самостоятельной деятельности учащихся. В начальной школе компетентности формируются преимущественно на первом уровне, когда усвоенный способ деятельности ученик может применять самостоятельно.

Наиболее эффективным способом формирования ключевых компетентностей у учащихся является применение учителем адекватных педагогических технологий, в рамках которых ученик является субъектом своей деятельности. Базовой образовательной технологией, поддерживающей компетентностный подход, является метод проектов, так как именно он позволяет наименее затратным способом создать условия для самостоятельной поисковой деятельности учащихся и решения проблем. При этом цель учащегося связана с изменением реальности, а цель учителя – в создании ситуаций, в которых формируются коммуникативные, информационные и проблемнорешающие

компетентности. Это не означает, что весь процесс обучения должен быть построен

только на основе проектной деятельности. Компетентности формируются и при использовании исследовательских методов, методов практических ситуаций на уроке, методов моделирования, дискуссионных методов, сюжетной игры и т.п. Главный акцент должен быть поставлен на активном включении в деятельность самих детей.

Рассмотрим структуру, показатели и особенности формирования каждой из трех ключевых компетентностей, необходимых ребенку для продолжения образования, формирование которых необходимо обеспечить в начальной школе: коммуникативной, информационной компетентности и компетентности в решении учебных проблем.

Коммуникативная компетентность детей младшего школьного возраста

Коммуникативная компетентность ребенка начинает формироваться еще на дошкольном этапе развития личности. Ребенок овладевает речью, научается устанавливать контакты с другими людьми и оперировать способами коммуникации для достижения собственных целей. В начальной школе эта компетентность не столько формируется заново, сколько развивается. Этапы предшкольного и младшего школьного возраста – наиболее значимы для развития коммуникативной компетентности. Здесь стоит задача формирования продуктивной коммуникации как устной, так и ее перевод в письменную форму. Ее осуществление должно опираться на четкое представление о сущности и составляющих коммуникативной компетентности детей, знания об особенностях развития в предшкольном и младшем школьном возрасте.

И нформационная компетентность учащихся младшего школьного возраста.

Информационная компетентность преимущественно формируется в начальной школе, а на последующих этапах образования лишь развивается и совершенствуется. Начав систематическое обучение, ребенок впервые сталкивается со значительным потоком информации, которой необходимо результативно оперировать. Если раньше он просто рисовал, то теперь ему надо изобразить так, чтобы отразить информацию; раньше просто читал, теперь надо прочесть в соответствии с требования к качеству чтения и т. п. Это приводит к необходимости овладеть способами работы с информацией, то есть информационной компетентностью.

Отдельные аспекты информационной компетентности формируются у ребенка при традиционном подходе к обучению. Так, все дети учатся работать с текстами учебника. Однако текст учебника относится к вторичной информации. Там дана переработанная (адаптированная) информация для детей, которую они чаще всего усваивают на уровне запоминания. Важно научить учеников работать с первичной информацией, той, которая не была подвергнута обработке до того, как была представлена учащимся. Это тексты исторических источников, словари, энциклопедии, художественные произведения, наблюдаемые явления.

Информация представлена в простых и сложных источниках. Простой источник

содержит информацию одного вида – текст, иллюстрации или таблицу. Сложный источник содержит информацию разных видов, причем все виды представления информации связаны между собой. Это может быть вербально-графическая (текст и графики), визуально-аудиальная (картина и музыкальное произведение) информация. Для работы с ней необходимо владеть специальными способами восприятия и обработки.

Компетентность разрешения учебных проблем у младшего школьника

Идеальным результатом компетентностного образования является способность личности к самостоятельному разрешению жизненных проблем. С проблемами встречается в жизни каждый человек. Одни успешно их разрешают и личностно растут. Другие – теряются и дезадаптируются в обществе. Проблемно-разрешающее поведение – следствие систематической работы по определению проблемы, ее анализу, активному поиску средств и способов ее решения. В основе проблемно-разрешающего поведения как в основе любой другой компетентности личности лежат как знания и умения, так и личностные качества, способствующие жизненной стойкости личности. Среди личностных качеств ведущее место занимает рефлексивность, как способность посмотреть на себя со стороны и найти в себе личностный ресурс для преодоления проблемы, обнаружить особенности личности, знания и умения или способы их получения, которые позволят преодолеть трудность. При формировании компетентности в решении проблем ведущее внимание должно быть уделено не только формированию способов работы с проблемой, но и развитию рефлексии как необходимого для проблемно-разрешающего поведения качества личности.

В начальной школе, в силу возрастных особенностей детей, трудно претендовать на формирование проблемно-разрешающего поведения во всех жизненных ситуациях. Ребенок еще не может в полном объеме управлять своим поведением. У него только формируется произвольность. В то же время, он включается в учебную деятельность, которая создает условия для развития субъектности личности, то есть рефлексивной позиции в деятельности. Поскольку ведущей для ребенка младшего школьного возраста является учебная деятельность, в которой происходит формирование всех ведущих новообразований возраста, постольку и компетентность в разрешении проблем должна формироваться в учебной деятельности, то есть на основе компетентности в решении учебных проблем.

Для формирования каждого из компонентов компетентности в решении учебных проблем оптимально включение детей в исследовательскую деятельность. Здесь

неоценимую услугу учителю начальных классов может оказать учебный проект. Учебный проект отличается от проекта практического и исследовательского. В нем отсутствует этап анализа проблемы, так как ребенок получает информацию о цели своей деятельности в конкретной учебной ситуации и в готовом виде от учителя как учебное задание. Учебный проект, применяемый на уроке в начальной школе, позволяет в доступной для начинающего ученика форме овладеть способами планирования, контролирования и оценки своей деятельности на основе выполнения целей и задач, поставленных учителем. Ученик осваивает отдельные аспекты компетентности в решении проблем, позволяющие ему быть успешным при осуществлении реальных проектов в основной школе.

Результативность формирования рассмотренных компетентностей учащегося в начальной школе определяется систематической работой учителя по включению учащихся в специально организованную деятельность по овладению каждой из составляющих компетентностей. Систематическая работа предполагает особую организацию учебно-познавательной деятельности младших школьников и, прежде всего, специфику урока как главной формы включения ребенка в учебную деятельность.

Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения. Внедрение компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования. По мнению современных педагогов, само приобретение жизненно важных компетентностей дает человеку возможность ориентироваться в современном обществе, формирует способность личности быстро реагировать на запросы времени.

Компетентностный подход в образовании связан с личностно-ориентированным и действующим подходами к образованию, поскольку касается личности ученика и может быть реализованным и проверенным только в процессе выполнения конкретным учеником определенного комплекса действий.

В связи с этим в современном педагогическом процессе существенно возрастает роль профессионально компетентных педагогов к организуемой ими учебной деятельности учащихся.

Итак, что такое “компетенция” и “компетентность”?

Компетенция – 1) круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; 2) круг чьих-то полномочий, прав.

Компетентный – 1) знающий, осведомленный; авторитетный в определенной отрасли; 2) специалист, владеющий компетентностью

Компетенция – это круг вопросов, явлений, в которых человек обладает авторитетностью, познанием, опытом.

Другими словами, компетентность – это способность установить и реализовать связь между “знанием – умением” и ситуацией.

И.Хасан отмечает, что компетенции – это цели (поставленные перед человеком), а компетентности – это результаты.

Компетентный специалист, компетентный человек – это очень выгодная перспектива. Предложена формула компетентности. Каковы ее основные составляющие?

Во-первых, знание, но не просто информация, а та, что быстро изменяется, разновидная, которую необходимо уметь найти, отсеять от ненужной, перевести в опыт собственной деятельности.

Во-вторых, умение использовать эти знания в конкретной ситуации; понимание, каким способом можно получить эти знания.

В-третьих, адекватное оценивание – себя, мира, своего места в мире, конкретных знаний, необходимости или ненужности их для своей деятельности, а также метода их получения или использования.

Формирование учащихся ключевых компетентностей в учебном процессе называется компетентностным подходом .

Чем же должен руководствоваться учитель для их выполнения? Прежде всего, независимо от технологий, которые использует преподаватель, он должен помнить нижеприведенные правила:

1. Главным есть не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.

2. На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий.

Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества.

3. Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите их учиться.

4. Необходимо чаще использовать вопрос “почему?”, чтобы научить мыслить причинно:

5. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.

6. Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.

7. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.

10.В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний.

11.Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.

13.Поощряйте исследовательскую работу учеников. Найдите возможность ознакомиих с техникой экспериментальной работы, алгоритмами решения задач, обработкой первоисточников, справочных материалов.

14.Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.

15.Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.

Эти полезные правила-советы – только небольшая часть, только вершина айсберга педагогической мудрости, педагогического мастерства, общего педагогического опыта многих поколений. Помнить их, наследовать им, руководствоваться ими – это то условие, которое способно облегчить учителю достижение наиважнейшей цели – формирования и развития личности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОМПОНЕНТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Формирование представлений учащихся о компонентах деятельности через образное восприятие.


Выступление на МО учителей начальных классов "Ключевые компетентности учителя начальных классов"

Ключевые компетентности педагогов начального образования в соответствии с ФГОС НОО. Виды компетентностей.

Доклад Ключевые компетентности в начальной школе: структура, показатели, особенности формирования.

Доклад Ключевые компетентности в начальной школе: структура, показатели, особенности формирования.


Особенности организации внеурочной деятельности в формировании ключевых компетенций выпускников начальной школы

Органтзация внеурочной деятельности соглсноучебного плана начального общего образования.

Ключевые компетентности в начальной школе

Доклад "Ключевые компетентности в начальной школе".


Ключевые компетентности педагогов начального образования в соответствии с ФГОС НОО

Автор раскрывает ключевые компетентности педагогов начального образования в соответствии с ФГОС НОО.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

«Формирование компетенций младших школьников

Снедзе Ольга Ивановна,

заместитель директора по УВР

ГБОУ школы №453 Санкт-Петербурга

В последнее время все чаще высказывается идея о том, что ученик должен не вообще получать образование, а достигнуть некоторого уровня компетентности в способах жизнедеятельности в человеческом обществе.

С позиций компетентностного подхода изменились и требования к уровню образованности – теперь он определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний.

Определение целей школьного образования с позиций компетентностного подхода означает описание возможностей, которые могут приобрести школьники в результате образовательной деятельности.

Цели школьного образования, с точки зрения компетентностного подхода, заключаются в следующем:

- научить решать проблемы в сфере учебной деятельности (определять цели познавательной деятельности, находить оптимальные способы добиться поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими учениками);

- научить решать познавательные проблемы (объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи);

- научить решать аналитические проблемы (ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни – экологических, политических и др.);

- научить решать проблемы, связанные с реализацией определённых социальных ролей (избирателя, гражданина, потребителя, пациента, организатора, члена семьи и т.д.);

- научить решать проблемы, общие для различных видов профессиональной и иной деятельности (коммуникативные, поиска и анализа информации, принятия решений, организации совместной деятельности и т.п.).

Если мы откроем сборник ФГОС НОО, то увидим, что это ни что иное, как планируемые результаты, например, определять цели познавательной деятельности – это регулятивные УУД, уметь договариваться с другими учениками, сотрудничать – это коммуникативные УУД, и т.п.

Т.е. мы можем поставить знак равенства между понятиями КОМПЕТЕНЦИИ = ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ = УУД.

Конечно же, компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания. То есть, основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей.

Появилась необходимость определиться в самом понятии "компетенция” и "ключевая компетенция”.

Составляющими элементами понятия "компетенция" являются:

знания - это набор фактов, требуемых для выполнения работы;

навыки - это владение средствами и методами;

способность - врожденная предрасположенность выполнять определенную задачу;

стереотипы поведения - видимые формы действий;

усилия - это сознательное приложение в определенном направлении ментальных и физических ресурсов.

Другими словами, компетенция – это наличие знакомых ЗУНов, а компетентность – это качество владения ими, т. е умение применять компетенцию в деятельности.

Общеобразовательная школа не в состоянии сформировать уровень компетентности учеников, достаточный для эффективного решения проблем во всех сферах деятельности и во всех конкретных ситуациях, тем более в условиях быстро меняющегося общества, в котором появляются и новые сферы деятельности, и новые ситуации. Цель школы формирование ключевых компетентностей.

Под ключевыми компетенциями применительно к школьному образованию понимается готовность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем. Например, способность эффективно действовать не только в учебной, но и в других сферах деятельности.

Ключевых компетенций не так уж мало, но главными, которые учитель формирует в начальной школе, на наш взгляд, являются:

• умение ставить цель и организовывать её достижение;

• организовывать планирование, анализ, самооценку своей деятельности;

• задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;

Информационные компетенции - готовность работать с информацией:

• владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, Интернет;

• самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать информацию, уметь выделять в ней необходимое сохранять и передавать ее;

Коммуникативные компетенции – готовность к общению и сотрудничеству с другими людьми:

• владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;

уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы;

определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве;

владеть культурными нормами, эффективными способами организации свободного времени.

Чтобы компетенция стала компетентностью, необходимо, чтобы ученик не только знал и умел, но и хотел и делал, а деятельность должна быть значимой и актуальной для него.

Другими словами, можно вывести формулу: Компетентность = Знаю + Умею + Хочу + Делаю.

Для формирования ключевых компетенций необходимы современные, эффективные технологии организации учебно-воспитательного процесса, их еще называют системно-деятельностные. Именно системно-деятельностный подход взят за основу Федерального государственного образовательного стандарта.

Формируя ключевые компетенции у учащихся, педагоги нашей школы используют приемы технологий проблемного и проектного обучения, развития критического мышления, технологию критериального оценивания, информационные технологии и другие.

Также способствуют формированию ключевых компетенций проектная деятельность на уроке и внеурочное время, исследовательская деятельность, участие во внеклассных мероприятиях, интеллектуальных конкурсах, олимпиадах, проектах, концертах.

Организовывая значимую для младших школьников деятельность, мы учим их различным способам умения решать проблемы, формируем ключевые компетенции, что и станет в дальнейшем фундаментом для так называемого профессионального универсализма.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное выступление было разработано в рамках Зональных чтений.

учитель начальных классов

Формирование ключевых компетенций младших школьников средствами современного урока как реализация ФГОС второго поколения.

« Если мы будем учить сегодня так,

В последнее время все чаще говорят о том, что ученик должен не просто

получать образование, а достигнуть некоторого уровня компетентности в способах жизнедеятельности в нашем обществе, чтобы оправдать ожидания нашего государства о становлении нового работника, способного творчески решать сложные профессиональные задачи. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько способствовать обеспечению его общекультурного, личностного и познавательного развития, создать условия для формирования такого важного умения, как умение учиться, что является главной задачей новых образовательных стандартов. Основы развития такой личности закладываются в начальной школе.

В соответствии с этим я определила цель моей педагогической деятельности: жизнь на уроке должна стать подлинной.

Сделать её такой – задача современного учителя. Один из путей решения данной проблемы – компетентностный подход. Компентностный подход в образовании сегодня - это ответ на вопросы, как решать практические задачи в условиях реального мира, как стать успешным, как строить собственную линию.

Предметные компетенции — это специфические способности, необходимые для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающие узкоспециальные знания, особого рода предметные умения, навыки, способы мышления.

По новым ФГОС основным результатом деятельности современной школы

должна стать не система знаний сама по себе, а набор ключевых компетенций, т.е. универсальных навыков и умений в интеллектуальной и других сферах.

Использование компетентностной модели в образовании предполагает изменения:

- в организации учебного процесса;

- в деятельности учителя;

- в способах оценивания результатов.

Главная цель: получение нового качества образования, где акцент делается на

достижение определённых результатов.

Главная задача учителя: не давать знания в готовом виде, а мотивировать учеников на проявление инициативы и самостоятельности.

Для этого необходимо:

- успешное сочетание индивидуальной и групповой форм работы;

- использование заданий различного уровня сложности;

- создание на уроке игровых ситуаций и соревнований;

- использование элементов проблемного обучения;

- использование приёмов поощрения и похвалы.

Формы организации процесса учения, направленного на формирование ключевых

компетенций могут быть различными:

- работа по плану;

- работа по этапам;

Главная задача современной системы образования – создание условий для

качественного обучения. Работая учителем начальных классов, считаю, что в условиях построения образовательного процесса важнейшее место занимает урок. Именно на уроке я организую познавательную деятельность обучающихся, формирую и развиваю предметные и ключевые компетенции, применяю современные образовательные технологии. Готовясь к очередному уроку, каждый раз задаю себе вопрос – как организовать работу на уроке, чтобы умения и навыки стали необходимы ученику в жизни, мотивировали на самостоятельное приобретение новых знаний?

Исследования показывают, качество усвоения материала напрямую зависит от способа получения информации и степени активности обучающихся. При обучении ученик усваивает:

-90% того, что он сделал сам.

Важный фактор успешного урока – структурированность, чёткость изложения материала, выделение главного. В то же время урок должен быть эмоциональным, увлекательным, мотивированным. Педагогическое мастерство учителя как раз и заключается в том, чтобы каждого учащегося сделать творцом современного урока. Вначале увлечь, а потом научить.

В начальной школе мы выделяем компетенции:

Итак, рассмотрим более подробно формирование каждой из перечисленных компетенций.

Учебно-познавательные - ученик добывает знания непосредственно из окружающей действительности, владеет приёмами решения учебно-познавательных проблем, действия в разных (нестандартных) ситуациях.

- произнесите слова и прислушайтесь Эмма, Элла, Эдик, Эдуард.

- Что общего в этих словах? (Одинаковый первый звук.)

- Назовите мне этот звук (Э)

- Чтобы определить, какой это звук гласный или согласный что нужно сделать? (Посмотреть, как произносится.)

- Для чего? (Если он поется и тянется и не встречает преграду при произнесении, значит, он гласный.)

- Как вы думаете, этот звук сможет сам образовать слог? Докажите. Приведите пример.

- Какой карточкой в схеме обозначим этот звук.

Это минимум. Дальше максимум.

Добавляем словарно-логическое упражнение:

- Что еще общего заметили в этих словах? (Это имена собственные.)

Вспоминаем правило: они пишутся с заглавной буквы. Сюда относятся и клички животных, и фамилии, и отчества, и названия городов и т.д.

- На какие 2 группы можно разделить эти слова? (задание на логику)

Признаки деления на группы могут быть различные.

- 2 слога - 3 слога

- начинается с ударного - начинается с безударного

- имена девочек - имена мальчиков

- с удвоенной согласной - без нее

Большое внимание в новых стандартах уделено продуктивности предлагаемых обучающимся заданий, так как продуманное и правильно сформулированное задание – это одно из главных средств достижения нового результата образования.

В своей работе этому вопросу уделяю большое внимание.

Ценностно-смысловые компетенции - связанные с ценностными ориентирами ученика, его способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение.

-А что вы знаете о птицах?

-Чем отличаются птицы от других животных?

-Назовите части тела птиц?

-На какие группы можно разделить птиц?

-Чем питаются птицы?

-Где они селятся?

Всё это проблемный диалог, основанный на личном опыте учеников, но позволяющий открыть для себя что-то новое.

Новые информационные технологии обучения обладают и определенными дидактическими возможностями:

-повышают степень наглядности;

- организуют и направляют восприятие;

- наиболее полно отвечают интересам и запросам обучающихся;

- создают эмоциональное отношение обучающихся к учебной информации,

- это и дополнительный материал, выводящий за пределы обязательного

Информационные технологии, открывают для меня не только дополнительные возможности обучения и развития моих учеников, но помогают организовать работу младших школьников в проектном режиме. Тем более что приоритетной педагогической задачей для учителя начальной школы является развитие творческих способностей ребёнка. Учебная среда с интегрированными в неё информационными технологиями создаёт для учеников высокую мотивацию и условия для реализации их собственных идей, подготавливает их к комфортной жизни в условиях информационного общества.

Внедрение информационных технологий в учебный процесс рассматривается:

Не как цель, а как еще один способ постижения мира учащимися;

Как источник дополнительной информации по предметам;

Как способ самообразования учителя и обучающихся;

Здоровьесберегающие компетенции – знание и соблюдение норм здорового образа жизни; знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода; физическая культура человека, свобода и ответственность в выборе образа жизни. Можно подумать, что для этого подходят в основном уроки физической культуры, но я считаю ,что каждый урок должен быть использован для формирования здоровьесберегающих компетенций. Начиная с 1 сентября в 1 классе, мы учим правильно сидеть, формируем осанку, учим правильно организовывать свою деятельность, чередуя её с отдыхом и т.д.. На уроках окружающего мира мы говорим о режиме дня, правилах закаливания, правильном питании, гигиене тела человека, о том, как вести себя, если произошёл несчастный случай, о правилах поведения на дороге и т.д..В этом мне помогает побуждающий диалог, который создаёт ситуацию, где дети должны о чём-то догадываться, выдвинуть гипотезу, сделать обобщение. Это уже формирование коммуникативных, учебно-познавательных, информационных компетенций. (Обратить внимание на работы).

Итак, чем отличается традиционная деятельность учителя от деятельности учителя, работающего по ФГОС.

Итак, в ходе работы над темой я поняла, что для формирования ключевых компетенций необходимы современные технологии организации учебного процесса, а именно урока. Урок-это творчество! Вначале увлечь, а потом научить!

Читайте также: