Компенсация ребенку инвалиду за непосещение детского сада

Обновлено: 05.07.2024

Долгожданное событие — ребенок начал ходить в детский сад. Дошла очередь, вы оформили справки и подписали договор. Самое время вспомнить про такой вид господдержки, как компенсация за сад. Расскажем, как ее оформить на примере Республики Татарстан.

Родители могут рассчитывать на небольшую материальную поддержку от государства с момента поступления ребенка в детский сад. Эта возможность закреплена в законе. Компенсация положена родителям или законным представителям, чьи дети посещают государственные и муниципальные детские сады по всей России вне зависимости от уровня дохода семьи.


Размер компенсации за детский сад

Размер компенсации — это не одна фиксированная сумма, она зависит от разных параметров.

Регион проживания. В разных регионах разный средний размер платы за детский сад, утвержденный региональной властью. Его берут за основу при расчете компенсации.

В Республике Татарстан порядок и размер выплаты регулируется отдельным постановлением. Он зависит от категории детского сада, того, сколько часов в день работает учреждение и возраста ребенка. Средняя плата за садик различается в возрастных группах до 1 года, от 1 года до 3 лет, от 3 до 7 лет.

Самый распространенный вариант — обычный общеразвивающий сад, который ребенок посещает 10.5 часов в день с трехлетнего возраста. В этом случае средняя родительская плата в 2018 году в Татарстане была 1572 рубля — для семей, в которых один или двое детей, 785 рублей — для семей, где три ребёнка и больше.

Количество детей в семье и то, какой из них пошел в сад. Чем больше у вас детей, тем больше будет компенсация. Также имеет значение, на которого из детей оформляется выплата — на первого, второго, третьего или последующего ребенка:

  • на первого ребенка компенсация составит 20% от среднего размера родительской платы, установленной в вашем регионе;
  • на второго — 50%;
  • на третьего и последующих — не менее 70%.

Возьмем тот же средний случай: вы проживаете в Татарстане и оформляете компенсацию на ребенка в возрасте 3 лет, в саду он находится по 10,5 часов в день, дни не пропускает. У вас двое детей, поэтому средняя плата равна 1572 рубля.

  • 314,40 Р — на первого ребенка (20% средней родительской платы);
  • 786 Р — на второго ребенка (50% от средней платы).
  • 157 Р — на первого ребенка (20% от средней платы);
  • 393 Р — на второго ребенка (50% от средней платы);
  • 550 Р — на третьего ребенка (70% от средней платы).

Кроме этого, в некоторых регионах возможно получить дополнительные выплаты. Например, в Татарстане семьям, где доход на одного члена семьи не превышает 20 000 рублей, полагается дополнительная компенсация части родительской платы. Чем меньше фактический доход на одного человека в семье, тем больше будет компенсация. Так, для семьи с доходом менее 10 000 рублей на человека размер дополнительной выплаты на первого ребенка составит 932,8 рубля.

Обо всех дополнительных мерах поддержки можно узнать в отделении соцзащиты по месту жительства.


Возможные сложности при расчете компенсации

В некоторых случаях могут возникнуть разногласия по поводу расчета компенсации. Чаще всего это связано с тем, как подсчитываются дети в семье. У вас могут быть взрослые дети, дети от других браков, дети, создавшие свою семью. Это влияет на размер выплаты.

По закону при расчете компенсации в расчет берутся только:

  • дети до 18 лет, проживающие вместе с вами и которых вы обеспечиваете;
  • дети в возрасте от 18 до 23 лет, не состоящие в браке, которые обучаются в очных учебных заведениях;
  • проживающие в вашей семье пасынки и падчерицы, если они не учтены в семье другого родителя;
  • дети, находящиеся под опекой и приемные дети, если они находятся на вашем обеспечении, а не на обеспечении государства.

Например, в семье есть трехлетний малыш, посещающий детский сад, а у отца семейства еще двое детей от другого брака, которые живут отдельно. Тогда при оформлении компенсации дети от другого брака в расчет не принимаются. Выплату рассчитывают как на первого ребенка. Однако если эти дети будут проживать вместе с папой и его новой семьей, тогда можно будет рассчитывать на повышенный размер компенсации за садик.

Как оформить компенсацию за детский сад

Порядок оформления зависит от региона, вам стоит уточнить в детском саду, куда подать заявление с пакетом документов:

  • в центр материальной помощи по прописке или соцзащиту;
  • в бухгалтерию детского сада;
  • через МФЦ или портал госуслуг, что позволяет отслеживать статус заявления.
  1. заявление о назначении компенсации;
  2. документ, удостоверяющий личность;
  3. свидетельство о рождении ребенка, на которого назначается компенсация;
  4. свидетельства о рождении (усыновлении) других детей;
  5. копия договора об устройстве ребенка в детский сад;
  6. номер лицевого счета в банке;
  7. квитанция на плату за присмотр и уход за ребенком в детском саду;
  8. для назначения компенсации на ребенка, находящегося под опекой, дополнительно потребуется выписка из решения органов местного самоуправления об установлении над ребенком опеки, а в случае лишения родителей родительских прав — копия решения суда.

Вы можете принести в отделение Центра заявление и копии документов в электронном виде через интернет.

Если направляете документы по почте, то ваше заявление и копии документов должны быть заверены.

Также заявление может быть направлено через Портал государственных и муниципальных услуг Республики Татарстан или инфоматы Электронного правительства Республики Татарстан. Подать заявление в электронном виде не получится, если у вас:

  • есть дети в возрасте от 18 до 23 лет, обучающиеся по очной форме обучения;
  • есть дети, свидетельство о рождении которых выдано за пределами Республики Татарстан;
  • если заявление подается не лично родителями, а через лиц, действующих по доверенности.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Письмо Минфина России от 22 апреля 2020 г. N 06-04-11/01/32302 О возмещении из федерального бюджета бюджету муниципального образования расходов по присмотру и уходу за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулёзной интоксикацией, обучающимися в муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования


Обзор документа

Письмо Минфина России от 22 апреля 2020 г. N 06-04-11/01/32302 О возмещении из федерального бюджета бюджету муниципального образования расходов по присмотру и уходу за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулёзной интоксикацией, обучающимися в муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования

Департамент межбюджетных отношений Министерства финансов Российской Федерации рассмотрел обращение по вопросу возмещения из федерального бюджета бюджету муниципального образования расходов по присмотру и уходу за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулёзной интоксикацией, обучающимися в муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, и сообщает.

Министерство финансов Российской Федерации не является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

В статье 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) закреплен правовой режим иммунитета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта, за исключением случаев, установленных статьями 93.3, 93.4, 93.6, 142.2, 142.3, 166.1, 218, 242 и 242.6 Кодекса.

При этом обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 Кодекса.

Исходя из указанных положений законодательства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации (определения Верховного Суда Российской Федерации от 23.11.2019 N 301-ЭС19-18860 по делу N А11-3037/2018 и от 04.12.2019 N 301-ЭС19-21821 по делу N А31-14561/2018, установил, что затраты, связанные с реализацией положений части 3 статьи 65 Федерального закона N 273-ФЗ, являются расходными обязательствами Российской Федерации, поскольку предусмотрены федеральным законом и не относятся к полномочиям (предметам ведения), осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Вместе с тем имеется иная судебная практика.

Так, необходимо отметить, что частью 2 статьи 65 Федерального закона N 273-ФЗ установлено право, а не обязанность учредителя организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми.

Реализация правомочия учредителя по установлению льгот по родительской плате, как правило, осуществляется на муниципальном уровне.

Органы местного самоуправления, являясь учредителями организаций, осуществляющих образовательную деятельность, самостоятельно устанавливают перечень затрат, которые учитываются при установлении родительской платы за присмотр и уход за детьми. Отнесение указанных расходов к расходам федерального бюджета не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

На основании части 13 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа относится к вопросам местного значения.

В целях решения этого вопроса органы местного самоуправления создают и финансируют муниципальные учреждения (пункт 3 части 1 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ).

В силу части 2 статьи 18 Федерального закона N 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).

Так, в подпункте 13 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ указано, что обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях осуществляется посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Вышеуказанные нормы Федерального закона N 184-ФЗ корреспондируются со статьями 8 и 9 Федерального закона N 273-ФЗ, которые предусматривают полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования и полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования.

Указанный подход изложен в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.05.2009 N ВАС-5660/09 по делу N А05-3784/2008, постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2017 N 09АП-15806/2017 по делу N А40-206721/16.

Учитывая изложенное, полагаем, что решение вопроса осуществления присмотра и ухода за детьми, включая определение механизма выделения необходимых для этого финансовых средств, требуют дополнительного правового регулирования.

Дополнительное правовое регулирование вопроса осуществления присмотра и ухода за детьми должно быть в первую очередь проработано федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дошкольного образования.

В этой связи за разъяснением по поставленному в обращении вопросу следует обратиться в Министерство просвещения Российской Федерации.

Заместитель директора Департамента межбюджетных отношений Д.С. Хворостухина

Обзор документа

Рассматривая вопрос об источниках финансирования расходов на присмотр и уход в детских садах за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, Минфин разъяснил следующее.

Решение вопроса осуществления присмотра и ухода за детьми, включая определение механизма выделения необходимых для этого финансовых средств, требует дополнительного правового регулирования.

За разъяснением по поставленному вопросу следует обращаться в Минпросвещения.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Также можно подробнее прочитать о получении места в детском саду и компенсации за непосещение детского сада и прочих выплатах, связанных с этим, в первой части статьи.

О какой выплате идёт речь?

Обращаем внимание, что закон принят на федеральном уровне, поэтому его должны исполнять все регионы страны. Однако местные власти могут вносить некоторые коррективы: размер возврата, условия и процедуру получения. Подробнее об этом можно узнать на сайте администрации, сайте детского сада или у руководства. Но об отдельных особенностях расскажем дальше.

За садик возвращают деньги. Фото: minsknews.by

Выглядит выплата так: родители вносят плату за детский сад, а потом её часть получают обратно на счёт.

Сколько садик вернёт денег?

Компенсация начисляется в процентах от внесённой платы в зависимости от количества детей в семье:

  • за первого — 20%;
  • за второго — 50%;
  • за третьего и всех последующих — 70%.

Это минимальный размер. Региональные власти не могут, например, снизить компенсацию за первого ребёнка до 10%. Зато могут увеличить.

Например, в Сахалинской области семьям, где более 3-х детей, возвращают 100% родительской платы.

Также могут быть установлены увеличенные размеры компенсации для отдельных категорий родителей. Например, в Санкт-Петербурге одинокому родителю дают возврат за садик 40% уже за первого.

Также возможны повышающие компенсации для сотрудников детского сада, ликвидаторов чернобыльской катастрофы, военнослужащих, многодетных, малообеспеченных и пр.

Кто вообще не платит за детский сад?

Некоторые категории семей вообще освобождаются от родительской платы за детский сад.

  1. Ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС.
  2. Инвалиды любой группы и дети родителей-инвалидов.
  3. Дети без попечения родителей.
  4. Дети с туберкулёзной интоксикацией.

Тот, кто освобождён от уплаты родительской платы, компенсацию не получает.

Кто может воспользоваться выплатой?

Выплату могут получить родители (лица их заменяющие и законные представители). Количество детей в семье и количество детей, посещающих детский сад, не имеет значения.

Главное, чтобы садик был муниципальным. Частные сады не делают возврат.

Например, в семье трое детей: Васе 16 лет, Вите 8 лет, Коле 5 лет. В садик ходит только младший, но он третий по счёту. Значит, компенсация придёт в размере 70% — за третьего ребёнка в семье, а не за единственного, посещающего детский сад.

Важно, что возврат может оформить любой из родителей. Бухгалтерия не будет проверять, кто фактически вносил плату за детский сад. Деньги перечисляют на счёт того, кто подал документы.

Компенсация выдаётся не с начисленной родительской платы, а фактически уплаченной. Например, в январе ребёнок ходил в садик 10 дней. Плата составляет 1 500 рублей, но родитель внёс только 1 000. Получается, что 500 рублей задолженность. Компенсация вернётся только с фактически уплаченной 1 000.

Компенсация полагается только малоимущим?

Статус малоимущей семьи для получения компенсации за детский сад не нужен.

Однако в законе есть оговорка — региональные власти могут устанавливать критерий нуждаемости в виде 1,5 прожиточного минимума на каждого члена семьи за последние три месяца.

Приведём пример:

К г. Киров компенсация оплаты детского сада устанавливается по критерию нуждаемости. Прожиточный минимум в регионе на душу населения 10 330 рублей. Допустим, у нас есть семья из 4-х человек мама, папа и двое детей. Доход мамы по документам — 120 000 за три месяца, доход папы по документам — 36 390.

Считаем: 120 000 + 36 390 = 156 390 (общий доход за три месяца)

Делим на количество членов семьи, чтобы выяснить среднедушевой среднемесячный доход: 156 390/¾ = 13 032.

Сравниваем с прожиточным минимумом, умноженным на 1,5: 10 330*1,5=15 495. Семья получает компенсацию оплаты за детский сад.

В состав семьи включаются:

  • родители (даже если не состоят в браке, но отцовство признано);
  • несовершеннолетние дети.

В состав семьи не включаются:

  • совершеннолетние дети;
  • несовершеннолетние дети, признанные полностью дееспособными;
  • дети на полном государственном обеспечении;
  • супруг, проходящий военную службу по призыву;
  • супруг, отбывающий наказание в виде лишения свободы.

Обращаем внимание, что здесь состав семьи учитывается не так, как для назначения пособия малоимущим семьям или иных выплат от государства.

Для сравнения: в Москве критерия нуждаемости нет, поэтому компенсацию получают все родители.

Как рассчитать компенсацию за детский сад. Примеры

Компенсация рассчитывается в конце каждого месяца из нескольких показателей: количество дней, которые ребёнок посещал садик, размер внесённой платы, процент компенсации, льготы.

Первый пример

В декабре Саша ходил в садик 15 дней, остальные болел. Один день посещения стоит 168 рублей. За декабрь садик начислил родительскую плату 15*168 = 2 520. Папа заплатил за садик заранее всю сумму, без учёта пропуска — 3 696 рублей.

Поскольку Саша — единственный ребёнок в семье, компенсация назначается в 20%. За декабрь на счёт папы вернётся 2 520 *20% = 504 рубля.

Как видим, по оплате садика есть переплата. Она зачтётся в следующий месяц и в следующем же месяце по ней будет перечислена компенсация.

Второй пример

Кирилл — третий ребёнок в семье. Компенсация составляет 70%. Допустим, что в августе он ходил без пропусков 22 дня. Один день стоит 139 рублей. Итого общий размер платы — 139*22 = 3 058.

Компенсация: 3 058*70% = 2 140,6

Одному из братьев Кирилла в сентябре исполнилось 18 лет. Компенсация за садик снизилась до 50%. При тех же исходных данных, в последующие месяцы на счёт родителя Кирилла поступит не 2 140, а 3 058*50% = 1 529

Третий пример

В июне Даниил ходил в садик 15 дней. Ему начислили плату 2 250 рублей, но родители её не внесли. Компенсации в этом месяце не будет. Но, если в июле они оплатят сразу две квитанции, то компенсация вернётся сразу за два месяца.

Выплата перечисляется ежемесячно в текущем периоде за предыдущий. В декабре за ноябрь. Дата перечисления определяется детским садом самостоятельно.

Доход, полученный в виде компенсации не облагается НДФл и не учитывается в назначении других выплат.

Документы, необходимые для получения компенсации

Для получения компенсации части родительской платы за детский сад требуются такие документы:

  • паспорт родителя, который подаёт заявление;
  • свидетельства о рождении детей;
  • свидетельство о браке или разводе;
  • реквизиты для перечисления компенсации (это должен быть счёт, открытый на имя заявителя).

Если компенсация назначается по критерию нуждаемости, то понадобится справка о доходе за три последние месяца.

Куда нести документы?

Весь перечень документов вместе с заявлением на имя заведующей надо подать в детский сад. Форму заявления утверждает детский сад, поэтому заранее ничего не надо заполнять.

Заведующая заверит все копии документов, сличив с оригиналами, и отправит на утверждение в вышестоящую инстанцию. После того, как выплата будет одобрена, документы вернутся в детский сад и будут там храниться.

В некоторых регионах могут быть другие процедуры подачи заявления. Например, в Москве — через портал Госуслуги.

Компенсацию назначат со следующего месяца после подачи заявления, если все документы оформлены верно.

Льготы и компенсации, установленные законодательством Российской Федерации и Челябинской области для отдельных категорий граждан

Дети-инвалиды

  1. Первоочередной порядок предоставления мест в специализированных или при наличии условий в общеразвивающих детских садах.
  2. Посещают детские сады бесплатно.
  3. Если ребенок не посещает детский сад (и не получает от ДОУ дошкольного образования на дому), то родители имеют право на компенсацию затрат на дошкольное образование в размере, устанавливаемом областными нормативными актами.

Нормативные документы

Дети с туберкулезной интоксикаций

  1. Направляются в специализированные детские сады и группы по заключению отборочной комиссии. Конкретный порядок определяется учредителем.
  2. Посещают детские сады бесплатно.

Нормативные документы

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей

  1. Особый порядок приема в дошкольные образовательные организации не установлен.
  2. Посещают детские сады бесплатно.

Нормативные документы

Дети, один из родителей которых является инвалидом

  1. Первоочередной порядок предоставления мест.
  2. Родители, являющиеся инвалидами 1 или 2 группы, вносят 50% от установленной родительской платы с покрытием оставшейся суммы из средств местного бюджета.

Нормативные документы

Дети с нормальным слухом из семей глухих родителей

  1. Первоочередной порядок приема.
  2. Родители вносят родительскую плату в установленном для всех размере, если нет иных оснований для льготы.

Нормативные документы

Дети из многодетных семей

  1. Первоочередной порядок приема.
  2. Родители вносят родительскую плату в установленном для всех размере.

Нормативные документы

Дети одиноких матерей

Категория граждан — в свидетельстве о рождении ребенка отсутствует запись об отце или предоставлена справка из органа записи актов гражданского состояния о том, что запись об отце внесена по указанию матери.

  1. Первоочередной порядок приема, установленный органами местного самоуправления.
  2. Родители вносят родительскую плату в установленном для всех размере, если иное не предусмотрено нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления.

Нормативные документы

  • Поручение Президента Российской Федерации от 04.05.2011 г. Пр-1227

Дети граждан, подвергшихся воздействию радиации

Категория граждан — дети граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

  1. Внеочередной порядок приема для граждан, указанных в пп. 1, 2, 3, 6, 11 ч. 1, ст. 13; 14, 15, 17, 22 Закона РФ № 1244-1 от 15.05.1991 г.
  2. Родители вносят родительскую плату в установленном для всех размере.
  3. Граждане, указанные в ст. 14, 15, 17, 18, 19, 22, 25 имеют право на получение ежемесячной денежной компенсации на питание ребенка в дошкольном учреждении в органах социальной защиты.

Нормативные документы

  1. Внеочередной порядок приема для граждан, указанных в ст. 2, 3, 4, 6, 10, в абз. 2 ст. 11; 12 №175-ФЗ от 26.11.98 г.
  2. Имеют право на получение ежемесячной денежной компенсации на питание ребенка в дошкольном учреждении.
  3. Родители вносят родительскую плату в установленном для всех размере.
  4. Граждане, указанные в ст. 2, 3, 4, 6, 10, абз. 2 ст. 11; 12 №175-ФЗ от 26.11.98 г. имеют право на получение ежемесячной денежной компенсации на питание ребенка в дошкольном учреждении в органах социальной защиты

Нормативные документы

Дети граждан из подразделений особого риска

Категория граждан — дети граждан из подразделений особого риска, а также семей, потерявших кормильца из числа этих граждан.

  1. Внеочередной порядок приема.
  2. Родители вносят родительскую плату в установленном для всех размере.

Нормативные документы

Дети сотрудников Следственного комитета РФ

  1. Внеочередной порядок приема.
  2. Родители вносят родительскую плату в установленном для всех размере.

Нормативные документы

Дети судей

  1. Внеочередной порядок приема.
  2. Родители вносят родительскую плату в установленном для всех размере.

Нормативные документы

Дети прокуроров

  1. Внеочередной порядок приема.
  2. Вносят родительскую плату в установленном для всех размере.

Нормативные документы

Дети сотрудников полиции

Дети сотрудников полиции, погибших (умерших) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей,

Дети сотрудников полиции, умерших вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в полиции,

Дети граждан РФ, уволенных со службы в полиции вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей и исключивших возможность дальнейшего прохождения службы в полиции,

Дети граждан РФ, умерших в течение одного года после увольнения со службы в полиции вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в полиции, исключивших возможность дальнейшего прохождения службы в полиции,

Дети, находящиеся (находившиеся) на иждивении сотрудников полиции, граждан РФ.

  1. Первоочередной порядок приема.
  2. Родители вносят родительскую плату в установленном для всех размере.

Нормативные документы

Дети сотрудников органов внутренних дел

Категория граждан — дети сотрудников органов внутренних дел, не являющихся сотрудниками полиции.

  1. Первоочередной порядок приема.
  2. Родители вносят родительскую плату в установленном для всех размере.

Нормативные документы

Дети сотрудников федеральных органов

Дети сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих (проходивших) службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.

Дети сотрудников, погибших (умерших) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в период прохождения службы в учреждениях и органах.

Дети граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей и исключивших возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах.

Дети граждан Российской Федерации, умерших в течение одного года после увольнения со службы в учреждениях и органах вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в учреждениях и органах, исключивших возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах.

Дети, находящиеся (находившиеся) на иждивении сотрудников, граждан Российской Федерации

  1. Первоочередной порядок приема.
  2. Родители вносят родительскую плату в установленном для всех размере.

Нормативные документы

Дети военнослужащих

  1. Первоочередной порядок приема.
  2. Вносят родительскую плату в установленном для всех размере.

Нормативные документы

Дети граждан, уволенных с военной службы

  1. Первоочередной порядок приема.
  2. При увольнении граждан с военной службы предусмотрено право на устройство детей в дошкольную образовательную организацию не позднее месячного срока с момента обращения.
  3. Вносят родительскую плату в установленном для всех размере.

Нормативные документы

Органы местного самоуправления муниципальных учреждений дошкольных образовательных организаций могут дополнительно устанавливать свои льготы и компенсации для родителей (законных представителей). Чтобы иметь более полное представление о положенных семье льготах, необходимо ознакомиться с соответствующими документами городского округа или муниципального района.


Чтобы оформить инвалидность ребенку, необходимо получить направление на медико-социальную экспертизу (МСЭ). Для этого нужны заключения всех необходимых врачей-специалистов, результаты которых вносятся в направление на МСЭ. Оформленное направление передается медицинской организацией в бюро МСЭ в течение трех дней.

Для родителя, который ухаживает за ребенком-инвалидом и не может из-за этого работать, предусмотрена компенсационная выплата в размере 10 тыс. рублей. Если уход осуществляется не родителем, а опекуном или попечителем, то размер выплаты составит 1200 рублей. Средства выплачивает Пенсионный фонд.

Кроме того, дети-инвалиды имеют право на обеспечение необходимыми техническими средствами реабилитации в соответствии с рекомендациями индивидуальной программы реабилитации и абилитации (ИПРА). Речь идет о креслах-колясках, ортопедической обуви, ортезах и многом другом.

Особым детям положены также медицинская реабилитация, реконструктивная хирургия, комплексная реабилитация, протезирование (ортезирование). Все это проводится при наличии в ИПРА соответствующей записи.

В разработанной бюро медико-социальной экспертизы ИПРА ребенка-инвалида будут вписаны все реабилитационные мероприятия, которые ему необходимы. Там же указывают орган государственной власти, к которому следует обращаться по всем возникающим вопросам.

Дети-инвалиды пользуются и льготой при поступлении в высшие учебные заведения — они могут быть зачислены в вуз в рамках установленной квоты вне основного конкурса.

Семьи, имеющие ребенка-инвалида, имеют право на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг. В подавляющем большинстве регионов данная льгота предоставляется в форме компенсации части понесенных расходов. По этому вопросу необходимо обращаться в органы социальной защиты населения.

Терентьев Михаил Борисович

Читайте также: