Компания ребят из школьного оркестра была интересной тип сказуемого

Обновлено: 02.07.2024

ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА - это основа, ядро или основная часть предложения, которая состоит из его главных членов: подлежащего и сказуемого: Под окном рос старый дуб , который в летний зной дарил тишину и прохладу. Ядро предложения: рос дуб, который дарил

Трудности при определении подлежащего

Чтобы правильно выделить подлежащее , надо помнить о том, что

  • подлежащее обозначает действующее лицо (предмет) и отвечает на вопрос кто? что? Слова МНЕ, ТЕБЕ, ЕЙ, НАМ, ВАМ, ЕМУ, ИМ отвечают на вопрос кому? и подлежащим не являются: Мне не нравится этот цвет . (в этом предложении подлежащим является цвет . так как он совершает действие);
  • в придаточной части сложноподчиненное предложения роль подлежащего часто выполняют союзные слова КОТОРАЯ, КОТОРЫЙ, КОТОРОЕ, КОТОРЫЕ, ЧТО: Книга, которая лежала на столе, была открыта. (в придаточной части предмет, совершающий действие, называется словом которая - это и есть подлежащее); Никогда не знаешь, что тебя ждет завтра;

Ср.: Книга, книга лежала на столе, была открыта. Книга=которая.

Никогда не знаешь, чудо ждет тебя завтра.

  • подлежащее может быть выражено словом с количественным значением + именем существительным в родительном падеже: Несколько человек пришли на лекцию позже. На полке стояло пять книг. Около тысячи предложений поступило в газету от читателей:
  • подлежащее может быть выражено словом в именительном падеже + ИЗ + слово в родительном падеже: Каждый из нас хотел стать отличником. Многие из критиков справедливо оценили рукопись;
  • подлежащее может быть выражено словом в именительном падеже + С + слово в творительном падеже (если сказуемое в форме множественного чила): Мы с Тамарой ходим парой;
  • ​ подлежащее может быть выражено именем собственным, состоящим из нескольких слов: Черное море очень красиво. Василий Петрович Комунаров -Подольский гордился своим происхождением.

Чтобы правильно выделить сказуемое , надо помнить о том, что

  • сказуемое обозначает действие подлежащего и отвечает на вопросы: что делает предмет? каков предмет? что это такое?;
  • сказуемое может быть простым или составным;

Трудности при определении сказуемого

Простое глагольное сказуемое

​ Может быть выражено:

  • глаголом в форме изъявительного, повелительного или условного наклонения: Я рисую . Нарисуй что-нибудь. Давай что-нибудь нарисуй . Пусть нарисует что-нибудь. Нарисовала бы что-нибудь. Она ничего не нарисовала . Обратите внимание: частицы ДАВАЙ, ПУСТЬ, БЫ, НЕ входят в состав сказуемого, даже если между ними и глаголом есть другие слова;
  • ​​ фразеологизмом или описательным оборотом: Два ученика считали ворон целый день (= бездельничал). Он принял участие в переписи населения (= участвовал);
  • глаголом в форме будущего времени: Каждый из нас будет читать книгу. Она не пойдет в кино.


Составное глагольное сказуемое

Может быть выражено:

  • вспомогательным глаголом со значением начала, конца, продолжения действия + инфинитивом: Его продолжали просить спеть еще песню (= просили). Он начал переживать по поводу экзамена (= переживал). Мы с братом закончили писать письмо (= написал);
  • ​вспомогательным глаголом со значением желания, возможности, стремления к действию + инфинитивом: Татьяна Ларина мечтала увидеться с Евгением. Я хотел бы сдать экзамен. Он стремится поступить в университет. Алексей мог бы лучше учиться;
  • ​вспомогательным глаголом со значением мысли, чувства + инфинитивом: Он боялся опоздать в школу. Мы с мамой не любим путешествовать . Родственники рассчитывали приехать в гости;
  • ​ кратким прилагательным РАД, ДОЛЖЕН, СПОСОБЕН, ОБЯЗАН, ГОТОВ, НАМЕРЕН, СОГЛАСЕН, ВЫНУЖДЕН + инфинитивом: Мы были готовы прийти на собрание. Я обязан сообщить о случившемся. Он намерен выиграть партию;
  • ​ словами НАДО, НУЖНО, НЕОБХОДИМО + инфинитивом: Мне надо лучше подготовиться к экзамену. Мне нужно было отлучиться .​

​Когда инфинитив не входит в состав сказуемого?

  • необходимо учитывать значение сказуемого: Они начнут готовиться к экзаменам. ( В этом предложении нельзя выделять сказуемым только слово "начнут" , так как оно не называет главного действия, которое выполняют "они". Когда Андрей закончит работу, Игорь только начнет . В данном предложении глаголы "закончит" и "начнет" приобретают значение самостоятельных действий и являются простыми глагольными сказуемыми;
  • ​если глагол и инфинитив обозначают действия разных лиц, то перед нами простое глагольное сказуемое. Инфинитив должен иметь значение волеизъявления (просить, умолять, приказать, уговорить): Его попросили написать заявление. Сказуемое здесь попросили , а слово "написать" является дополнением (попросили о чем? написать);
  • ​если инфинитив зависит от глагола движения, то перед нами простое глагольное сказуемое и обстоятельство цели: Он пришел узнать о здоровье тетушки. (пришел с какой целью? узнать);
  • ​если к инфинитиву можно задать вопрос КАКОЙ?, то перед нами несогласованное определение, а не часть сказуемого: О хота странствовать напала на него. (охота какая? странствовать).

Составное именное сказуемое

Может быть выражено:

  • глаголом-связкой БЫТЬ (ЕСТЬ, БУДУ, БУДЕТ, БЫЛ БЫ, ПУСТЬ БУДЕТ и другие формы) и именной частью (именем существительным, именем прилагательным, именем числительным, местоимением, причастием, наречием): Брат скоро будет студентом;
  • глаголом-связкой ЯВЛЯТЬСЯ, КАЗАТЬСЯ, СТАТЬ, СТАНОВИТЬСЯ, ВЫГЛЯДЕТЬ, СДЕЛАТЬСЯ, СЧИТАТЬСЯ, ОКАЗАТЬСЯ и именной частью: Она явилась настоящим профессионалом в своей области. Ребенок выглядел совершенно растерянным . Солнце казалось красным .
  • глаголом-связкой со значением движения, положения в пространстве + именной частью: Осень пришла дождливая. Собака лежала успокоенная.

Как отличить простое глагольное сказуемое от глагола-связки?

Сравните предложения: Аня казалась расстроенной (= была расстроенной) и Вдалеке казалась деревушка (= появлялась, виделась). Очевидно, что в первом примере перед нами составное именное сказуемое с глаголом связкой , а во втором примере глагол "казалась" получает полноценное лексическое значение и его можно заменить только другим полноценным глаголом, следовательно, является простым глагольным сказуемым . Еще примеры: Мама сделалась задумчивой (= стала задумчивой, задумалась) и После поломки вещь не сделается сама собою (= не починится).

Найдите в каждом предложении грамматическую основу:

1. Это многое в тебе объясняет.

2. Теперь она не будет ни спать, ни есть.

3. Почему-то раньше всё было просто.

4. Я целую чистые, святые руки твои!

5. Не будет и тайн, рассказанных верному другу детства Хохолку.

6. И моя работа делает меня молодым и счастливым.

7. На первый взгляд, найти анаграмму к одному слову не так-то и трудно.

8. Круглые электрические часы с освещённым изнутри циферблатом показывали без четверти одиннадцать.

9. Какой приказ отдаст он своему воину?

10. Кусты рододендрона здесь особенно жирные, мясистые.

11. В такие минуты думаешь о какой-то безысходности.

12. Или была им недовольна?

13. Кларнет - её любимейший инструмент!

14. С волнением и любопытством посмотрев на тёмное здание школы, вдруг заметил он справа, в темноте парка под густыми акациями, красный огонёк, пробивающийся меж ветвей.

15. Как же ты можешь подсказывать на уроке?

16. И положил на её ладонь маленькую золотую медаль.

17. Он будет строить лёгкие и прочные железнодорожные мосты или дома с особыми, тщательно обдуманными удобствами для людей.

18. Способность радоваться, чутко улавливать красоту родной земли дарована далеко не всем людям.

19. Может быть, пригласить весь наш студенческий оркестр?

20. Я вышел во двор и, сжав кулаки, сел на поломанную железную койку возле террасы.

21. Собравшиеся в комнате боятся пропустить хоть слово из его рассказа.

22. Уже став знаменитым, Михаил Семёнович Щепкин любил в кругу близких вспоминать свои детские годы, прошедшие в белгородских сёлах и хуторах.

23. Только Пушкин, Библия, Шекспир были её вечными спутниками.

24. Словом, школьная жизнь Сергея Чумака была непростой.

25. Замечательный Учитель, встретившийся мне в начале жизненного пути, был Игнатий Дмириевич Рождественский, сибирский поэт.

26. Он был как все.

27. Потом он приткнул концом палки голову змеи и обернулся.

28. Их завёл ещё Иван Филиппов, основатель булочной, прославившийся далеко за ределами московскими калачами и сайками, а главное, чёрным хлебом прекрасного качества.

29. Последний раз участвовать в покосе мне привелось лет пять или шесть назад.

30. Все сразу начали бы глядеть на него.

1. это объясняет

2. она не будет ни спать, ни есть.

3. всё было просто

6. работа делает молодым и счастливым

7. найти не трудно

8. часы показывали

9. он отдаст приказ

10. кусты жирные, мясистые

12. была недовольна

13. кларнет инструмент

15. ты можешь подсказывать

17. он будет строить

18. способность дарована

20. я вышел и сел

21. собравшиеся боятся пропустить

22. Михаил Семёнович Щепкин любил вспоминать

23. Пушкин, Библия, Шекспир были спутниками

24. жизнь была непростой

25. учитель был Игнатий Дмитриевич Рождественский

26. он был как все

27. он приткнул и обернулся

28. завёл Иван Филиппов

29. привелось участвовать

30. все начали бы глядеть

  1. Выпишите грамматическую основу предложения 10.

(10)Только её слёзы лёгкие были.

2. Укажите количество грамматических основ в предложении 11. Ответ запишите цифрой.

(11)3нала тётя Груня, что своего добилась, что теперь выживет этот солдат, потому что боль свою победил, и ещё заплакала она оттого, что муж её и сын с фронта давно весточки не шлют и, может, вот так же, как этот бедолага Алексей Пряхин, в госпитале где-нибудь маются, вот так же страдая и мучаясь.

3. Выпишите грамматическую основу предложения 13.

(13)Детское ликование не остановить.

4. Укажите количество грамматических основ в предложении 15. Ответ запишите цифрой.

(15)Поэтому наша мудрая Анна Николаевна только улыбнулась, когда мы заорали на радостях, заколготились в своих партах, как в коробах, отошла в сторону, прислонилась к тёплой печке, прикрыла глаза и сложила руки калачиком.

5. Выпишите грамматическую основу предложения 15.

(15)Теперь всё было кончено!

6. Укажите количество грамматических основ в предложении 10. Ответ запишите цифрой.

(10)Одно только было в нём плохо: оценки он ставил страшно придирчиво, и я у него из-за этого не вылезал из троек, а от предстоящей классной работы зависело для меня буквально всё.

7. Выпишите грамматическую основу предложения 21.

(21)Мы уставились на маленького пожилого японца.

8. Укажите количество грамматических основ в предложении 10. Ответ запишите цифрой.

(10)Одно только было в нём плохо: оценки он ставил страшно придирчиво, и я у него из-за этого не вылезал из троек, а от предстоящей классной работы зависело для меня буквально всё.

9. Выпишите грамматическую основу предложения 21.

(21)Мы уставились на маленького пожилого японца.

10. Укажите количество грамматических основ в предложении 34. Ответ запишите цифрой.

(34)Это дерево посадил ещё мой прадедушка, и жена с удовольствием ухаживает за ним, только беспокоится, оправится ли оно от прошлогодних морозов.

11. Выпишите грамматическую основу предложения 27.

(27)Взрослых нигде не было видно.

12. Укажите количество грамматических основ в предложении 4. Ответ запишите цифрой.

(4)Николай примостился на стуле возле стенки, и, пока Валентин объяснял цель их визита, мальчик огляделся.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал для подготовки к ЕГЭ (задания В)

Дидактический материал предназначен для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ. Задания (В).

Дидактический материал для подготовки к ЕГЭ (задания А)

Дидактический материал предназначен учащимся 11 классов для подготовки к ЕГЭ (задания А).

Дидактический материал для подготовки к ЕГЭ (задания С).

Дидактический материал предназначен учащимся 11 классов для подготовки к ЕГЭ (задания С).


Служебные части речи (материал для подготовки к ЕГЭ, задание В 2)

Марериал может быть использован для повторения темы "Служебные части речи" в 11 классе, для отработки навыка распознавания служебных частей речи или для контроля по теме.


материал для подготовки к ЕГЭ задания В10

данный материал поможет учителям в работе с учащимися по подготовке к ЕГЭ.


Теоретический и практический материал для подготовки к ЕГЭ (задания 4 и 20)

Материал может быть использован как на уроках, так и при подготовке к экзамену. Ценность в том, что собранный материал может изучаться в любом классе как при изучении новой темы, так и при повторении.

читаю, читаем, читаешь, читаете, читает, читают, читал( -а, -о, -и), буду(будешь, будем, будете, будет, будут) читать, читал(-а,-о,-и) бы, читай, читайте.. .

С инфинитивом надо обращаться весьма ПОЧТИТЕЛЬНО, памятуя о том, что инфинитив выступает не только в роли сказуемого, но и в роли других ЧП.

У меня возникло желание поговорить об этом. - желание ( какое?) поговорить --- это определение. ** сказуемое, кстати, возникло - прост.глаг.

Они просили её спеть . просили ( о чём?) спеть - это дополнение. ****Вы заметили, что глагол ПРОСИЛИ относится к "они", а глагол СПЕТЬ - к "её", т.е. эти глаголы относятся к разным лицам и не могут быть одним ЧП.

1) В ту же секунду как будто перестало биться сердце. 2) Но был ли счастлив мой Евгений? 3) Осень в позапрошлом году была дождливая. 4) На холмах и на равнинах рдеют кисти на рябинах. 5) Рябиновыми ветками люди украшали не только жилые помещения, но и сараи. 6) Этот сад мечтал посадить мой дедушка. 7) Через месяц путешественники добрались до Москвы. 8) Светлыми звёздами украшена тихая зимняя ночь. 9) Стихи писать Пушкин начал ещё до лицея. 10) На рассвете с реки потянул холодок. 11) Без вьючных животных мы не могли тронуться в путь. 12) А.С. Пушкин – великий русский поэт.

Светлана Крапивина

Вы давно уже заметили, подчёркивая грамматический основы предложений, что сказуемые бывают очень разные. Теперь пришло время понять почему.)
Принято различать сказуемые трёх видов.

1. ПРОСТОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ (ПГС)
Из названия понятно, что это сказуемое выражено глаголом, причём одним только глаголом, раз оно ПРОСТОЕ.
Я ЧИТАЮ книгу. (изъявительное наклонение)
Я ЧИТАЛ книгу. (изъявительное наклонение)
Я ЧИТАЛ БЫ книгу. (сослагательное наклонение)
ЧИТАЙ книгу. (повелительное наклонение)

Я БУДУ ЧИТАТЬ книгу. (изъявительное наклонение)

Об этом примере нужно сказать подробнее. Сказуемое состоит из 2-х слов, однако является простым глагольным, потому что перед нами СЛОЖНАЯ ФОРМА БУДУЩЕГО ВРЕМЕНИ, образованная от глагола несовершенного вида. По-другому от глаголов несовершенного вида форму будущего времени не образовать. Поэтому её мы считаем за одно слово - сказуемое простое глагольное.

Ещё одна небольшая сложность.) Вспомните , что такое ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ. Устойчивые сочетания слов, имеющие ЦЕЛОСТНОЕ ЗНАЧЕНИЕ. Фразеологизм в принципе можно заменить одним словом:
Клевать носом - дремать (сидя))
Отдать приказ - приказать
Бросить взгляд - взглянуть
Потерпеть поражение - проиграть
Одержать победу - выиграть и т.д.
По этой причине сказуемое, выраженное ТОЛЬКО ФРАЗЕОЛОГИЗМОМ тоже считается ПРОСТЫМ ГЛАГОЛЬНЫМ.

Он БРОСИЛ ВЗГЛЯД на море и забыл обо всём.
Командир ОТДАЛ ПРИКАЗ наступать. ("Наступать" здесь - определение: приказ КАКОЙ?)
Он плохо спал ночью и теперь КЛЕВАЛ НОСОМ.

Светлана Крапивина

2. СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ (СГС)
Опять же из названия понятно, что сказуемое должно состоять из нескольких слов, главное из которых - ГЛАГОЛ.
ГЛАГОЛ этот выражает ОСНОВНОЕ ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СКАЗУЕМОГО. Он употреблён в форме ИНФИНИТИВА.
Если в сказуемом нет глагола в форме инфинитива, это какое-то другое сказуемое, но не составное глагольное.
Кроме инфинитива в СГС есть ещё вспомогательный глагол. Причём это название весьма условно. Вспомогательный глагол в форме одного из наклонений выражает ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ сказуемого и ДОБАВОЧНОЕ ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ.
ДОБАВОЧНОЕ ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ:
1. НАЧАЛО действия (Он НАЧАЛ ЧИТАТЬ книгу.)
2. ПРОДОЛЖЕНИЕ действия (Он ПРОДОЛЖАЛ ЧИТАТЬ книгу.)
3. ЗАВЕРШЕНИЕ действия (Он ЗАКОНЧИЛ ЧИТАТЬ книгу.)
4. ЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ действия (Он ХОТЕЛ БЫ ПРОЧИТАТЬ эту книгу.)
5. ВОЗМОЖНОСТЬ действия (Он СМОЖЕТ ПОЧИТАТЬ эту книгу.)
6. НЕОБХОДИМОСТЬ действия (Он ДОЛЖЕН БУДЕТ ПРОЧИТАТЬ эту книгу.)
7. СТРЕМЛЕНИЕ к совершению действия (Он СТАРАЛСЯ ПРОЧИТАТЬ эту книгу.)

Основное действие каждый раз выражено ИНФИНИТИВОМ. Это главное слово в сказуемом. Без него сказуемое лишено смысла. Невозможно просто "начать" или просто "хотеть" - мы всегда хотим чего-то и начинаем что-то.

Следует обратить внимание на то, что способ выражения той части сказуемого, которую учебник называет "вспомогательным глаголом", может быть разным.
1. Глагол в форме одного из наклонений:
мог, хотел, желал, стремился, закончил и т.д.
сможет, захочет, закончит, продолжит и т.д.
мог бы, хотел бы, закончил бы, продолжал бы и т.д.
начинай, продолжай, заканчивай, старайся и т.д.

2. Сочетание глагола БЫТЬ в форме одного из наклонений и краткого прилагательного:
был рад, был бы рад, будь рад, буду рад
был должен, должен был бы, должен будет
Я БЫЛ БЫ РАД ПОМОЧЬ вам.
Он ДОЛЖЕН БУДЕТ ПОДГОТОВИТЬСЯ к зачёту.
В этом случае, как видите, СГС может состоять из нескольких слов.
В настоящем времени глагол "исчезает" и остаётся только краткое прилагательное:
Он ДОЛЖЕН ПОНЯТЬ нас.
Я РАД вас ВИДЕТЬ.

Вместо ИНФИНИТИВА в СГС может быть употреблён ФРАЗЕОЛОГИЗМ, включающий в себя инфинитив. Мы помним, что фразеологизм засчитывается за ОДНО слово:
Мы ДОЛЖНЫ БУДЕМ ОДЕРЖАТЬ ПОБЕДУ в следующем матче, если ХОТИМ ВЫЙТИ в финал.
Беспорядок в комнате НЕ МОГ НЕ БРОСИТЬСЯ В ГЛАЗА.

Читайте также: