Коменский великая дидактика краткое содержание по главам

Обновлено: 05.07.2024

ВЕЛИКАЯ ДИДАКТИКА, СОДЕРЖАЩАЯ ВСЕОБЩЕЕ ИСКУССТВО ВСЕХ УЧИТЬ ВСЕМУ,
или
верный, испытанный способ учреждения во всех общинах,
городах и селах каждого христианского государства,
таких школ, где бы всё юношество обоего пола,
никого не исключая, просвещалось науками,
совершенствовалось в нравах, навыкало
благочестию, дабы таким образом
все могли достигнуть зрелости
и научиться всему, что не-
обходимо для этой и для
будущей жизни,

ПРИВЕТ ЧИТАТЕЛЮ

ГЛАВА I. Человек есть высшее, свободнейшее и совершеннейшее создание

ГЛАВА VI. Человек, чтоб быть человеком, должен получить образование

ГЛАВА VIII. Юношеству необходимо давать общее образование, и для этого нужны школы

ГЛАВА X. Обучение в школах должно быть общее

ГЛАВА XI. Доселе не было школ, которые соответствовали бы своей цели

ГЛАВА XII. Преобразование школ к лучшему возможно

ГЛАВА XIII. Основание для преобразования школ есть точный порядок во всём

ГЛАВА XIV. Точный порядок школы следует заимствовать от природы, и такой именно порядок, который не могли бы задержать никакие препятствия

Эти отдельные части мы рассмотрим в последующих отдельных главах, только вопрос о сокращении наук отнесем на последнее место.

ГЛАВА XVI. Общие условия для обучения и учения, то есть — каким образом можно учить и учиться с верным успехом (certo)

Глава XVII. Основные начала легкости обучения и учения

ГЛАВА XVIII. Правила основательного обучения и учения

ГЛАВА XIX. Правила кратчайшего и скорейшего учения

ПЕРВАЯ ПРОБЛЕМА. Каким образом один учитель может быть достаточен для целого класса, как бы много ни было в нем учеников.

ВТОРАЯ ПРОБЛЕМА. Как можно сделать, чтоб все обучались по одним и тем же книгам.

ТРЕТЬЯ ПРОБЛЕМА. Как можно сделать, чтобы все ученики в школе занимались в одно и тоже время одним и тем же.

38. Несомненно, что было бы весьма полезным, если бы все ученики одного класса занимались в одно и тоже время одним и тем же предметом; ибо это облегчило бы труд учителя и принесло бы более пользы ученикам. Тогда только один подстрекал бы другого, когда мысли всех обращались бы около одного и того же предмета и упражнялись на нём, причем ученики, по обоюдном сравнении работ, поправляли бы один другого. Как военачальник (militum tribunus) не производит упражнений отдельно с каждым рекрутом, но ведет на плац одновременно всех солдат и показывает им употребление оружия, род и способ действия ими, и как он требует, чтобы, в случае если он когда нибудь и будет обучать кого-либо из солдат отдельно, остальные всё-таки производили бы то же, устремляли на то свое внимание и повторяли то же самое; так же точно должен поступать и учитель.
39. Чтоб сделать это возможным, необходимо:
I. чтобы учебный курс начинался ежегодно только один раз, точно так же, как один только раз в году (весной) солнце начинает свою деятельность в растительном мире;
II. чтобы всё, что должно быть пройдено, было распределено на каждый год, каждый месяц, каждую неделю, каждый день, и даже на каждый час чтобы приходилась известная задача (pensum), дабы без всякого препятствия вести всех в одно время и доводить их до цели. (О чем подробнее будет сказано ниже, в своем месте).

ЧЕТВЕРТАЯ ПРОБЛЕМА. Как можно сделать, чтобы всё преподавалось по одной и той же методе.

40. Что для всех наук имеется только одна естественная метода, равно как одна только метода существует для искусств и языков, это будет показано в главах XX, XXI и XXII. Отклонение или различие в методах, если бы и пришлось их допустить, не настолько значительны, чтобы требовали установления нового вида (species) методы; они проистекают не из существа самой вещи, но зависят от усмотрения учителя; последнее же обусловливается как особым сопоставлением языков и искусств между собою, так способностями и успехами учеников. Таким образом, если повсюду будет применена естественная метода, то это послужит к выгоде учащихся, подобно тому, как для путников единственный и простой путь есть путь без распутий. О частных различиях в методах будет упомянуто в соответственном месте, при их специальном рассмотрении, когда утвердится незыблемо общее требование.

ПЯТАЯ ПРОБЛЕМА. Как в немногих словах может быт раскрыт смысл многих вещей.

ШЕСТАЯ ПРОБЛЕМА. Как устроить, чтобы посредством одной деятельности выполнить двойное или тройное дело.

СЕДЬМАЯ ПРОБЛЕМА. Как достигнуть всего постепенно?

51. Род и способ этого искусства я объяснил в XVI-й (5, 6, 7 и 8 положения) и в XVIII главах (5, 6 и 7 положения). Но для этой цели следует составить для класных занятий книги, которые в то же время заключали бы в себе и дидактические указания для учителей — касательно надлежащего и опытного употребления этих книг, дабы в постепенности образование, нравственность и религиозность могли быть доводимы до их высших областей.

ВОСЬМАЯ ПРОБЛЕМА. Об устранении и избежании препятствий.

Читайте также: