Коменский школа должна быть истинной мастерской людей

Обновлено: 02.07.2024

Ян Амос Коменский – создатель первой в мире целостной теории воспитания и обучения – родился в 1592 году в Южной Моравии (на территории современной Чехии). Годы его жизни пришлись преимущественно на XVII век – на переходную эпоху, сочетавшую черты средневековья и нового времени, когда совершались великие научные открытия, и в то же время еще горели костры инквизиции [3].

Главной целью воспитания и обучения Коменский считал развитие и совершенствование человека на пользу самому себе и другим людям. По мнению Коменского, в процессе воспитания и обучения необходимо одновременно развивать у ребенка интеллект, нравственность (добродетель) и религиозность.

По мнению Коменского, обучение должно быть основано на реальном наблюдении за вещами, а не на словесном толковании о них. В тех случаях, когда реальное ознакомление с предметом невозможно, он предлагал использовать различные наглядные средства. Вместе с тем основой прочного образования он считал изучение причинно-следственных и других взаимосвязей между явлениями, развитие способности детей мыслить самостоятельно.

Кроме того, Коменский разработал конкретные методы изучения наук, искусств, языков, нравственности и религии. При этом главным он считал воспитание нравственности, под которой он понимал совокупность таких качеств, как мудрость, умеренность, мужество (благородное прямодушие и выносливость в труде), справедливость и стремление заботиться о других, а не только о себе.

В целом дидактика Коменского охватывает практически все проблемы, которые являются пред­метом рассмотрения современной педагогики.

Первой ступенью образования, согласно Коменскому, должна быть так называемая материнская школа – обучение и воспитание в семье под руководством матери в возрасте от рождения до 6 лет. Изложив принципы образования детей в материнской школе, Коменский по праву относится к основателям методики воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Трактат включает в себя следующие основные разделы [2]:

Таким образом, Ян Амос Коменский внес огромный вклад в развитие педагогики, создав первую в мире целостную теорию обучения и воспитания и подробно и всесторонне рассмотрев не только теоретические, но и практические вопросы образования. Несмотря на то, что деятельность Коменского пришлась на XVII век, по мнению специалистов, Коменский опередил свое время по меньшей мере на 200 лет [3], а наибольший интерес к его теории возник только в конце XIX – в XX веке. Многие аспекты теории Яна Амоса Коменского актуальны и в настоящее время.

Я.А. Коменский совершенно справедливо считается великим реформатором школы. Он впервые создал стройное для своего времени учение о школе. Кратко остановимся на его основных положениях.

Коменский отстаивал преимущество школьного воспитания над семейным. Это связано с тем, что у родителей нет времени, чтобы заниматься воспитанием детей, у них часто нет надлежащих способностей, чтобы заниматься этим. Преимущества школьного воспитания обусловлены также большей целесообразностью совместного обучения юношества, ибо больше получается пользы и удовольствия, когда работа одних служит примером и побуждением для других. Вместе с тем Коменский не отвергал семейное воспитание, требовал согласованной совместной работы школы и семьи.

Какие цели и задачи ставит Коменский перед школой?

«Во-первых, школа должна быть мастерской мудрости:

1. При посредстве наук и искусств развивались способности;

2. Совершенствовались языки;

3. Развивались благонравие и нравы в направлении всякой благопристойности согласно со всеми нравственными устоями.

Рекомендуемые файлы

Во-вторых, она должна быть мастерской человечности, т.е. молодежь в ней должна достигать нравственного совершенства.

В-третьих, школа должна быть мастерской трудолюбия, т.е. должна готовить подрастающие поколения к труду.

Исходя из назначения и целей школы, Коменский разработал принципы и структуру системы школьного образования.

1. Образование должны получить все юношество, за исключением разве тех, кому бог отказал в разуме.

2. Юношество обучалось бы всему тому, что может сделать человека мудрым, добродетельным, благочестивым.

3. Как подготовка к жизни, это образование должно быть закончено еще до наступления зрелости.

4. Это образование должно происходить весьма легко и мягко, как бы само собою – без побоев и суровости или какого-либо принуждения.

5. Юношество должно получить образование не кажущееся, а истинное, не поверхностное, а основательное…

Итак, Коменский сторонник всеобщего образования, он выступает против всякой социальной и сословной ограниченности в воспитании и обучении, впервые в истории равные права и возможности женщин и мужчин в образовании.

Учитывая названные принципы, Коменский предлагает совершенно новую школьную систему. Типы школ он определяет в зависимости от возраста детей. Годы восходящего возраста, пишет, он мы разделим на 4 определенных периода: детство, отрочество, юность, зрелость. Каждому возрасту нужно назначить одно шестилетие и соответствующую школу:

1. для детства (0 – 6 лет) – материнское попечение (школа);

2. для отрочества – школа элементарная или народная школа родного языка;

ЖАК-ДАЛЬКРОЗ Эмиль - лекция, которая пользуется популярностью у тех, кто читал эту лекцию.

3. для юношества – латинская школа или гимназия;

4. для зрелости (18 – 24) – академия и путешествия.

Материнская школа должна быть в каждом доме, школа родного языка в каждой общине, гимназия в каждом городе, академия – в каждом государстве или даже в каждой более значительной провинции.

Все ступени школы преемственны, т.е. школьная система Коменского строится по принципу единой школы.

Более подробно содержание, особенности обучения в различных типах школ мы рассмотрим на семинарском занятии.

Цитаты Яна Амоса Коменского

Подготовил: Дмитрий Сироткин

Представляю вам подборку цитат чешского педагога и мыслителя Яна Амоса Коменского (1592 — 1670).

Он является ни много ни мало - основоположником научной педагогики и изобретателем классно-урочной системы.

Цитаты сведены по темам: обучение, школа, образование, родители и дети, организация учебного процесса, человек, воспитание, ум, учителя, нравственность, юность, психика, книги и чтение, порядок, добрые советы, жизненная этика, время, невежество, мудрость, пример.

Об обучении

Всему, что должно знать, нужно обучать.

Всё, чему обучаешь, нужно преподносить учащимся как вещь действительно существующую и приносящую определённую пользу.

Всему, чему обучаешь, нужно обучать прямо, а не окольными путями.

Всему, чему обучаешь, нужно обучать так, как оно есть и происходит, т.е. путём изучения причинных связей.

Всё, что подлежит изучению, пусть сперва предлагается в общем виде, а затем по частям.

Части вещи должно рассмотреть все, даже менее значительные, не пропуская ни одной, принимая во внимание порядок, положение и связь, в которой они находятся с другими частями.

Всё нужно изучать последовательно, сосредоточивая внимание в каждый данный момент только на чём-либо одном.

На каждом предмете нужно останавливаться до тех пор, пока он не будет понят.

Различия между вещами должно передавать хорошо, чтобы понимание всего было отчётливым.

За поведение нужно наказывать строже, чем за учение.

Куда не влекут способности, туда не толкай.

Совершенно неразумен тот, кто считает необходимым учить детей не в той мере, в какой они могут усваивать, а в какой только сам он желает.

До сих пор школы не приучают учеников, подобно молодым деревьям, распускаться из собственных корней; скорее они приучают их привешивать к себе сорванные на стороне ветки. А между тем основательное учение человека есть дерево с собственными корнями, которое питается собственными соками, и поэтому всегда живёт, зеленеет, цветёт и приносит плоды.

Ничего нельзя заставлять заучивать, кроме того, что хорошо понято. И также ничего нельзя требовать от памяти ребёнка, кроме того, что, судя по несомненным признакам, он усвоил.

Нужно преподавать только то, что приносит самую основательную пользу как в настоящей, так и в будущей жизни, и даже более, в будущей. Ибо, по указанию Иеронима, на земле нужно изучать то, изучение чего имело бы значение и для небесной жизни.

Правильно обучать юношество - это не значит вбивать в головы собранную из авторов смесь слов, фраз, изречений, мнений, а это значит - раскрывать способность понимать вещи, чтобы именно из этой способности, точно из живого источника, потекли ручейки знания подобно тому, как из почек деревьев вырастают листья, цветы, плоды, а на следующий год из каждой почки вырастает целая новая ветка со своими листьями, цветами и плодами.

Так как жизнь придется проводить в общении с людьми и в деятельности, то нужно научить и детей не бояться человеческого лица и переносить всякий честный труд, чтобы они не стали нелюдимыми, или мизантропами, тунеядцами, бесполезным бременем земли.

Ничему не следует учить, опираясь только на один авторитет; но всему учить при помощи доказательств, основанных на внешних чувствах и разуме.

Подкреплять всё основаниями разума - это значит всему учить, указывая на причины, т.е. не только показывать, каким образом что-либо происходит, но также и показывать, почему оно не может быть иначе. Ведь знать что-нибудь - это значит познавать вещь в причинной связи.

О школе

Школа без дисциплины, что мельница без воды.

Важно, чтобы во всяком благоустроенном человеческом общежитии (будь то столица, город и деревня) была устроена школа как учебное заведение для совместного воспитания юношества.

Так как от детского возраста и воспитания зависит вся последующая жизнь, то цель не будет достигнута, если души всех не будут подготовлены заранее ко всему, что предстоит в жизни.

Поэтому как для рыб должны быть предназначены садки, для деревьев – сады, так для юношества – школы.

Итак, во имя Всевышнего, попытаемся установить такое устройство школ, которое бы в точности соответствовало чрезвычайно искусно устроенным и изящно украшенным различными приспособлениями часам.

В школы следует отдавать не только богатых или знатных, но и всех вообще: знатных и незнатных, богатых и бедных, мальчиков и девочек во всех городах и местечках, сёлах и деревнях.

Счастлива та школа, которая учит ревностно изучать и делать хорошее, еще ревностнее — лучшее и всего ревностнее — наилучшее.

Об образовании

Образование должно быть истинным, полным, ясным и прочным.

Образование человека нужно начинать в весну жизни, т.е. в детстве, ибо детство изображает собой весну, юность - лето, возмужалый возраст - осень и старость - зиму.

Юношество должно получить образование не кажущееся, а истинное, не поверхностное, а основательное, т. е. чтобы разумное существо – человек – приучался руководствоваться не чужим умом, а своим собственным, не только вычитывать из книг и понимать чужие мнения о вещах или даже заучивать и воспроизводить их в цитатах, но развивать в себе способность проникать в корень вещей и вырабатывать истинное понимание и употребление их. Нужно также стремиться к основательному усвоению нравственности и благочестия.

Это образование должно происходить весьма легко и мягко, как бы само собою – без побоев и суровости или какого-либо принуждения. Как организм растет и крепнет, если только его разумно питать, дать ему тепло и упражнения, так, говорю я, разумно доставляемые душе питание, тепло, упражнения должны сами собой переходить в мудрость, добродетель, благочестие.

О родителях и детях

Детям следует заниматься только тем, что соответствует их возрасту и способностям, а также тем, к чему они сами стремятся.

Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать.

Есть дети с острым умом и любознательные, но дикие и упрямые. Таких обычно ненавидят в школах и почти всегда считают безнадежными; между тем из них обыкновенно выходят великие люди, если только воспитать их надлежащим образом.

Все родители должны стремиться к тому, чтобы у детей не было недостатка в развлечениях.

Пока дети ещё учатся говорить, им нужно предоставить свободу говорить и возможно больше лепетать. Но после того как они научились говорить, будет весьма полезным научить их также молчать.

Об организации учебного процесса

Утренние часы для занятий - наиболее удобны (так как опять утро соответствует весне, полдень - лету, вечер - осени, а ночь - зиме).

Всё, подлежащее изучению, должно быть распределено сообразно ступеням возраста так, чтобы предлагалось для изучения только то, что доступно восприятию в каждом возрасте.

Итак, пусть в школах будет установлен порядок, при котором ученики в одно и то же время занимались бы только одним предметом.

Вся совокупность учебных занятий должна быть тщательно разделена на классы так, чтобы предшествующее всегда открывало дорогу последующему и освещало ему путь.

Время должно быть распределено с величайшей точностью так, чтобы на каждый год, месяц, день, час приходилась своя особая работа.

Никому, ни под каким предлогом не следует позволять пропускать занятия и уклоняться от уроков.

О человеке

Весьма удачно поэтому кто-то определил человека как существо, способное к обучению, так как никто не может стать человеком, если его не обучать.

Хотя человек, как и всякое существо, сам приобретает свой образ, все же, без предварительной прививки черенков мудрости, нравственности и благочестия, он не может стать существом разумным, мудрым, нравственным и благочестивым.

Кто, будучи даже взрослым, умеет говорить лишь одними словами, а не делами, тот и человеком-то считаться не вправе.

Воистину мы слепы, если мы не признаем, что корни всякой гармонии заключаются в нас.

Известна особенность людей: до того как будет сделано какое-либо замечательное открытие, они удивляются, как это оно может быть сделано, а после того — как это оно не было открыто раньше?

О воспитании

Так как мы воспитываем людей, а не попугаев, то они должны быть постоянно руководимы ясным светом ума.

Нет ничего труднее, как перевоспитать человека, плохо воспитанного.

Об уме

Нет ничего в нашем разуме того, чего бы прежде не было в ощущениях.

Аристотель сравнил человеческую душу с чистой доской, на которой еще не было ничего написано, но на которой, однако, можно было бы написать все… Разница в том, что на доске линии можно проводить лишь до пределов ее краев, между тем как для письма и чертежа в уме ты никакой границы не найдешь, потому что ум безграничен.

Чем плодороднее поле, тем обильнее оно производит терновник и чертополох. Так и выдающийся ум полон пустыми мечтаниями, если его не засеять семенами мудрости и добродетелей.

Об учителях

Тот, кто мало знает, малому может и учить.

Поскольку родители очень редко обладают надлежащей способностью обучать своих детей и редко имеют для этого достаточно досуга, то отсюда следует, что должны быть люди, которые бы по своей профессии занимались одним этим делом и чтобы таким образом обслуживались нужды всей общины.

Если учителя будут относиться к ученикам с любовью, тогда они легко завоюют их сердце так, что детям будет приятнее пребывать в школе, чем дома.

О нравственности

Под именем нравственности мы разумеем не только внешние приличия, но и всю внутреннюю основу побуждений.

Нет на земле никакого более действительного пути для исправления человеческой испорченности, чем правильное воспитание юношества.

О юности

Только то в человеке прочно и надежно, что всосалось в природу его в первую пору жизни.

Образование человека с наибольшей пользой происходит в раннем возрасте. Оно даже только в этом возрасте и может происходить.

Чтобы человек мог стать образованным человеком, Бог даровал ему годы юности, чтобы он, будучи непригодным для других занятий, проявил бы прилежание только для образования.

О психике

Ум освещает путь воле, а воля повелевает действиями.

Подобным образом в душевных движениях главным движущим колесом является воля; рычаги, приводящие ее в движение, – это желания и страсти, которые склоняют волю в ту или другую сторону. Рычагом, открывающим движение и замыкающим его, является разум, который взвешивает и определяет, чего, где, в какой мере нужно желать или чего избегать.

О книгах и чтении

Книги — это инструмент насаждения мудрости.

Читать и не понимать — то же, что совсем не читать.

Извлечение из классиков принесет прекрасную пользу, причем всегда встретится что-нибудь, что крепко засядет в голове, перейдет в плоть и кровь.

О порядке

Порядок – душа вещей.

Если ты присмотришься к порядку, господствующему в общественных и частных делах у хорошо образованного народа, там все идет как часы… У варваров же все похоже на развязанный сноп или песок без цемента.

Добрые советы

Не гонись за похвалой, но изо всех сил старайся действовать похвально.

Следует постоянно освежать в памяти молодых людей золотое правило: ничего лишнего! Дабы везде можно было охранять себя от пресыщения и отвращения.

О жизненной этике

Легко следовать правильно за тем, кто правильно идет впереди.

Ничто притворное не может быть продолжительным.

Никто не делается мастером, не упражняясь в мастерстве.

О времени

Мудрое распределение времени есть основа для деятельности.

Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию.

О невежестве

Противоядием невежеству является образование, которым в школах должны быть напитаны души молодых людей.

Что такое красивый невежда как не разукрашенный перьями попугай?

О мудрости

Изучение мудрости возвышает и делает нас сильными и великодушными.

Если родители научают своих детей есть, пить, ходить, говорить, украшаться одеждами, то тем более они должны позаботиться о передаче детям мудрости.

О примере

Без примера ничему не выучишься.

Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применение на деле.

О разном

Дерево также нуждается в исправлении и частом освежении при помощи ветров, дождей, холодов, иначе оно легко слабеет и вянет. Точно так же человеческому телу необходимы вообще сильные движения, деятельность и серьезные упражнения.

Войны необходимо отвергать как нечто звериное, ибо людям подобает гуманность. Не войны, а мир ставьте себе целью своей жизни!

По приведенным цитатам Коменского создается впечатление, что он продвигал как идею разумного порядка (школа как часы), так и идею осмысленности и полезности обучения.

Взглянув на нашу современную школу, создается впечатление, что идея порядка как более простая в целом реализована , а вот с осмысленностью и полезностью обучения сохраняются проблемы: немалая часть передаваемых знаний носит достаточно абстрактный и оторванный от практических нужд характер.

Цитаты про Коменского

  • А. Вейсман: По идее Коменского, прежде всего, следовало собрать с величайшей тщательностью и верностью все, относящееся до естественной истории или, как мы бы теперь сказали, до естествознания, потому что в познании природы Коменский, прежде всего, видел основу нашего знания и тот фундамент, на котором можно было бы построить истинную пансофию.
  • В. Ермилов: В этих золотых словах [Великая дидактика] выражено множество великих и светлых задач воспитания — задач, которые еще не выполнены до сих пор. Всех всему! Эти два слова обозначают две святые, но — увы! — до сих пор еще не осуществленные истины: 1) блага образования должны быть достоянием каждого человека; 2) каждый человек должен получить полное, законченное образование, приготовляющее его ко всякому пути жизни.
  • А. Пискунов: Можно утверждать, что Коменский, по меньшей мере, на 200 с лишним лет опередил свое время, и не случайно теоретическая сторона его педагогической системы, как и его социальная концепция в целом, привлекала особое внимание с конца XIX столетия, а особенно в середине XX в.

Далее вы можете перейти к другим подборкам цитат:

Буду признателен, если вы поделитесь с друзьями ссылкой на статью в социальных сетях. Воспользуйтесь кнопками сетей ниже .

Система педагогических взглядов Я.А. Коменского

Теоретические положения Я.А.Коменского оформились на основе его личной учительской деятельности и передового педагогического опыта эпохи. Я.А.Коменский пришел к своим глубоким обобщениям в области воспитания и обучения из наблюдений над жизнью общества и состоянием воспитания, из педагогического опыта. Это дало ему основание утверждать, что правильное воспитание во всем должно сообразоваться с природой.

На основе принципа природосообразности Я.А.Коменский определяет цель и задачи воспитания, достижение которых возможно лишь в определен­ной системе. Приближение к цели, по мнению Я.А.Коменского, проходит через три ступени в реализации взаимосвязи умственного, нравственного, трудово­го, физического, эстетического и религиозного воспитания.

Высоко оценивая личность человека, Я.А.Коменский определяет его на­значение трояко:

· быть разумным созданием;

· созданием, владычествующим над другими созданиями;

· созданием, представляющим собой образ и радость своего творца.
Исходя из природы человека, Я А.Коменский определяет возрастную периодизацию. Он делит жизнь подрастающего поколения от рождения до 24 лет на четыре возрастных периода по 6 лет каждый. Каждому периоду дает свое название и характеристику особенностей. Детство - от рождения до 6 лет включительно - характеризуется усиленным физическим ростом и развитием органов чувств. Отрочество - от 6 до 12 лет - развитием памяти, воображе­ния, речи и руки. Юность - от 12 до 18 лет - характеризуется более высоким уровнем мышления, понимания и суждения. Возмужалость — от 1 8 до 24 лет - развитием воли и способностью сохранять гармонию.

В такой школе, по мнению Я.А.Коменского, высокие результаты обуче­ния могут быть достигнуты с опорой на основополагающие принципы: на­глядности, последовательности, систематичности, сознательности, посильности и прочности усвоения учащимися учебного материала.

В обучении важно вести детей так, чтобы изучение нового материала было подготовлено предыдущими занятиями. В этом положении заключен принцип последовательности обучения, с которым тесно связан принцип систематичности, т.е. необходимости доводить учащихся до понимания внутренних связей между явлениями. В обучении надо идти от фактов к выводам, от примеров к правилам, от конкретного к абстрактному, от легкого к трудному, от общего к частному.

Требование прочности усвоения Я.А. Коменский связывал с необходи­мостью повторения или обучения других тому, что хорошо усвоил сам.

• всеобщего образования народа,

• демократической школьной системы с преемственными ступенями,

• приобщения к труду,

• приближения образования к потребностям общества,

• нравственного воспитания на основе гуманизма.

Я.А.Коменский писал о необходимости для учителя определять тему и задачи урока, вести коллективную работу со всем классом, планировать виды занятий: объяснение, упражнения, опрос. Правила, предложенные Коменским, устанавливают порядок учета знаний учащихся: декурионы проверяют знания всех учащихся ежедневно; учитель – на каждом уроке; ректор – один раз в месяц путем испытаний. В конце каждой четверти устраиваются испытания, а по окончании учебного года – переводные экзамены из класса в класс.

Читайте также: